Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
2.1. Фестиваль-конкурс «Хореографическое искусство» проводится с целью сохранения искусства классического и народного танца в любительских студенческ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 31 октября 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д212.088.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в ФГ...полностью>>
'Реферат'
Для того чтобы выяснить возможна ли единая мировая или европейская цивилизация нужно, для начала, сравнить три важнейших понятия в жизни человека: ци...полностью>>
'Документ'
Афанасій Олександрійський (бл. 297-373) — один з Отців Церкви, який зазнав гонінь за палку та красномовну оборону церковної ортодоксії. Мав класичну ...полностью>>

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка стр. 9

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.1.Упражнения на повторение.

№1. В примерах, взятых из ученических сочинений, укажите нарушение лексической сочетаемости и попробуйте исправить эту стилистическую ошибку.

  1. В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.

  2. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.

  3. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

  4. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

  5. Катерина оказала протест против «темного царства».

  6. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

  7. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

  8. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

  9. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

  10. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

  11. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

  12. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

№2. Замените лексический повтор местоименной связью.

  1. Так же как и Горький, Шолохов вышел из народных низов. С ранних лет Шолохов участвовал в борьбе за свободу, за лучшее, достойное людей будущее.

  2. 2. Родина Шолохова – Дон. Здесь Шолохов родился, здесь прожил, почти неотрывно, все свои годы.

№3. Замените повторяющееся слово синонимом или перифразом.

  1. Первый сборник рассказов Шолохова появился в печати в 1925 году. Этот первый сборник принес Шолохову известность. (Это раннее литературное произведение.)

  2. 2. Для художника слова языковое мастерство – основа основ. Художник слова, косноязычный или беспомощный перед словом, подобен безоружному бойцу, которого неприятель берет в плен «голыми руками».

  3. 3. А. С. Серафимович напечатал в «Правде» восторженный отзыв о романе «Тихий Дон». Серафимович сравнивал Шолохова с молодым желтоклювым орленком, который неожиданно размахнул огромными крыльями.

  4. 4. Недружелюбные отзывы критики не отразили отношения народа к «Тихому Дону». Выход в свет восьмой, заключительной части «Тихого Дона» был для читателя большой радостью. «Тихий Дон» вызвал горячие, восторженные отзывы.

№4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки.

  1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе.

  2. Парламент по очереди заслушал всех министров.

  3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе.

  4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое.

  5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.

  6. Времена прошли те давным уже давно.

  7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

  8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге.

  9. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.

№5. Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

  1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.

  2. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

  3. Бунин считал «Темные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

  4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.

  5. Он понимает о необходимости помочь народу.

  6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

№6. Определите, какие виды ошибок встречаются в данных предложениях. Исправьте их.

  1. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

  2. Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное удушение.

  3. В целях улучшения процесса выполнения, исправления и получения заказов нам необходимо изменить отношение к работе.

  4. Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, которая недавно построена, мне понравилась.

№7. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

  1. По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещает) примерно треть жителей Латвии.

  2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично.

  3. В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) в вышестоящие организации.

  4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов.

  5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано).

  6. Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы.

  7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.

№8. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.

  1. В конкурсе участвовал… тридцать один школьник.

  2. Три скамейки стоял… у стены.

  3. Большинство произведений поэта посвящен… теме любви.

  4. Не то снег, не то град выпад… завтра.

  5. Любопытство, а не жажда познания взял… верх.

№9. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

  1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.

  2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.

  3. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.

  4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.

  5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

  6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

№10. Прочтите статью о предлоге по. Составьте разные контексты, в которых бы реализовались все значения этого предлога.

Этот многозначный первообразный предлог выступает в конструкциях с дательным, винительным и предложным падежом существительного или местоимения: допустить ошибку по небрежности (дательный); пойти по ягоды (винительный); понять по зрелом размышлении (предложный).

…В соответствии с традиционной нормой существительные и местоимения, зависящие от глаголов со значением печального или скорбного чувства (вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать и др.), в сочетании с предлогом по принимали форму предложного падежа: « Обыкновенно в девятом часу утра он уходил на службу и уже в десятом начинал тосковать по Мане и по своим новом доме» (Чехов).

На протяжении текущего столетия норма управления изменилась – в конструкциях рассматриваемого типа стал употребляться дательный падеж: «Вскоре Алеша не на шутку начал тосковать по нему» (Соболев). Эту норму можно считать в современном русском литературном языке установившейся и стабильной. Следовательно, правильными и стилистически нейтральными будут сочетания: скучать по другу, тосковать по детям, горевать по нему.

Сочетания типа по возвращении из отпуска – по возвращению из отпуска имеют временное значение «после чего-либо»: по возвращении из отпуска – «после возвращения из отпуска». Здесь может быть представлен лишь ограниченный круг существительных: по возвращении, по выяснении, по достижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по размышлении и нек. др. Сочетания наподобие по докладе (т. е. после доклада), по занятии, по выступлении и под. в современном русском языке маловероятны.

В соответствии с нормой в подобных сочетаниях, которые встречаются преимущественно в книжной (деловой, научной, газетной) речи, существительные при предлоге по должны употребляться в предложном падеже: по предъявлении документа, по завершении работы. Многие обороты по существу становятся устойчивыми словосочетаниями (ср.: по зрелом размышлении, по истечении срока), а во фразеологических оборотах слова, как правило, сохраняют свою традиционную форму.

В сочетаниях типа по пять книг – по пяти книг, имеющих распределительное, или дистрибутивное, значение (можно поставить вопрос по скольку?), числительные традиционно употреблялись в винительном и дательном падежах.

В современном русском литературном языке окончательно утвердился винительный: раздать по пять книг, сделать по пятнадцать шагов. Варианты с дательным (получить по десяти рублей) могут быть квалифицированы не просто как менее употребительные, но и как устаревающие грамматические формы.

Иная форма существует для таких слов, как сколько и несколько, а также слов столько, много, немного. Они традиционно употребляются в дательном падеже: по нескольку месяцев быть в командировках, по стольку лет не видеться. Сочетания с винительным падежом (по несколько человек) допускаются – в качестве сниженного варианта – только в разговорной речи.

№11. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа.

  1. В каждой группе осталось по (несколько) детей.

  2. По (окончание) лекции все собрались уходить.

  3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы.

  4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней.

  5. Встречались часто, по (настроение).

№12. Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-стилистическую характеристику данных конструкций.

  1. Нельзя не признать эт… роман… .

  2. Я не ожидал тв… критик… .

  3. Я давно не получал тако… удовольстви… .

  4. Я еще не посмотрел эт… кинокартин… .

  5. Мы не ожидали от встречи так… разочарован… .

№13. Выберите нужный падеж, объясните свой выбор.

  1. Не разбей (окно)!

  2. Он не смог перенести (переживания).

  3. Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по (он).

  4. По (мы) можно проверять часы – всегда приходим вовремя.

  5. Я желаю (встреча) с этим человеком.

№14. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.

  1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.

  2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

  3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

  4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

  5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

№15. Исправьте ошибки, связанные с управлением.

  1. Уделите внимание на здоровье.

  2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.

  3. Заведующий больницы встретил нас «прохладно».

  4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».

  5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

№16. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

  1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

  2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

  3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

  4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

  5. Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.

  6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.

  7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

  8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

№17. Исправьте предложения, заменяя обособленные обстоятельства более уместными здесь придаточными предложениями. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Молодые тетеревята долго не откл..кались на мой свист, вероятно, вследствие недостаточно естественного свистения.

  2. Мы едва т..щились шагом, ввиду прилипания мокрого снега к к..лесам и даже т..рможения их.

  3. Светлое озеро казалось теперь больше по причине отсутствия пр..брежной зелени.

  4. Несмотря на ваше старание защитить броненосец, вода прон..кала в него всюду, разливалась по каютам и палубе, в подбашенные отделения.

№18. Исправьте сложные предложения. Объясните ошибки.

  1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

  2. И как жестокий укор на католической иконе в доме «странного человека» остается висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем.

  3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.

  4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы определиться в своих оценках относительно качества товара мировых стандартов.

  5. Салют – это когда много огней и очень красиво.

№19. Определите, какой элемент текста несет на себе экспрессивную нагрузку. Объясните, почему некоторые из них требуют замены, подчеркните их. Дайте свой вариант.

  1. И, безусловно, волнует пожилых людей введение в действие Закона о ветеранах. Его пробуксовка вызвана недостаточным сбором налогов в федеральный бюджет.

  2. У хозяев детей нет, зато на детской площадке их навалом.

  3. Скандал с примесью уголовщины раскручивается вокруг одного из самых известных фирменных магазинов.

  4. Во главе стола на правах ведущего в шикарном прикиде сидел известный юморист.

  5. Возможно, важнейшим прегрешением этого политика стало то, что он не предотвратил разворошения большого улья, которым являются дела по коррупции в высших эшелонах власти.

  6. Временами он был круче крутого Уокера.

  7. Середина мая не радует москвичей хорошей погодой, но неприятные для нас прохлада, ветер, частые осадки благоприятны для снижения загрязнений в атмосферном воздухе.

  8. Стройбат с голодухи изнасиловал две кастрюли (заголовок).

  9. Кинолог задрал мента на собачьих боях (заголовок).

  10. В Стране тюльпанов Богдан Титомир оторвался на славу – кутили, пили, гуляли 24 часа в сутки.

№20. Найдите случаи неоправданного употребления лексики устной речи (разговорной и просторечной) и элементов официально-делового стиля (канцеляризмов) в газетных материалах. Сделайте стилистическую правку.

  1. В Москве широко практикуется работа по оказанию помощи больным и инвалидам на дому.

  2. При странных обстоятельствах посредническая фирма разбазарила бензин общественного фонда и сама осталась без денег. Милиция возбудила уголовное дело по факту мошенничества. В ходе разбирательства засветились сомнительные фирмы, а в центре скандала оказались правоохранительные органы.

  3. Мы с Виктором Ивановичем соратники, союзники, мы не канаемся, кто там что-то лучше или больше (официальное выступление политика).

  4. Идет процесс развития движения за укрепление сотрудничества.

  5. Все это произошло уже после того как тусовка российских олигархов вернулась из Вашингтона с ежегодного форума деловых кругов.

  6. Суть схемы в том, что население сможет доллары только продавать, но не покупать, а банки будут иметь право на покупку зелени только под подтвержденные контракты.

  7. Но теперь, даже несмотря на кризис, общественный фонд не загибается! Сейчас заканчивается строительство нового здания.

  8. Людям нравится опускать профессиональных программистов, зарабатывающих по 100 тысяч долларов в год.

  9. Его траурная речь была словно под копирку перекатана с речи полуторагодовалой давности.

  10. Это первая марка обуви, вышедшая со своей рекламной компанией на телевидение и сделавшая свою рекламу куском современной культуры.

  11. Возмущенная всемирная кинобратва решительно выступала против.

  12. Сборная России, напоровшись на болгар и итальянцев, в финал Чемпионата Мира по футболу не вышла.

  13. Однако грянуло 17 августа и россияне переметнулись к отечественным продуктам.

  14. Министр сразу начал накачивать экономику пустыми деньгами, и в ноябре инфляция скакнула на 11 процентов. Испугались, позвали другого министра, который вообще все зажал.

  15. К середине второго тайма ситуация устаканилась.

  16. Подруга-рекламист (тоже вкалывающая дома) посоветовала: «Заработай на собственный компьютер». Ирина Ивановна послушалась и замолотила, отказывая себе во всем, на компьютер.

  17. Силовой структуре, которая занимается вооруженными преступниками, светиться не пристало.

  18. Давеча наш президент заявил, что переизбираться не будет.

№21. Найдите элементы текста, которые можно отнести к штампам. Подчеркните их. Отметьте аллюзии (см. Учебный объяснительный словарь терминов).

  1. Настоящий коньяк производится в строго ограниченном регионе Коньяк.

  2. Ведь все, чем она занимается, обречено на успех.

  3. Россия обречена на это искусство (о скоморошьей традиции в народной музыке).

  4. Они предлагают прежде всего принять закон о соблюдении в центральных и региональных органах государственной власти участия представителей всех основных национальностей России с учетом численности населения конкретной нации.

  5. И даже в свои 89 лет дядя Иван ударно трудился на посту дворника.

  6. Это только первый шаг к зияющим высотам мироздания.

  7. Когда-то не выпускали «Иронию судьбы» из-за знаменитой пьянки в бане. Но теперь все будет гораздо круче, потому что курящих известных общественных деятелей всех времен и народов гораздо больше, чем активно пьющих.

  8. Яркая жизнь оборвалась, подобно натянутой струне.

  9. Холод, как и голод, не служил для них предметом сколько-нибудь серьезной заботы – это был один из неотъемлемых элементов их быта.

  10. Майк Верни – человек, давший путевку в жизнь множеству гитаристов «нового поколения». И теперь крестный отец современной электрогитары воздает ему почтение.

  11. Внешняя независимость государства призрачна, если каждый отдельно взятый житель на каждом шагу испытывает зависимость от своих бытовых проблем.

  12. Потом учитель географии основал школьный музей минералогии, и все дружно ходили походами в далекие края.

  13. С чувством глубокого удовлетворения министр недавно читал журналистам отрывки из интервью главы МВФ.

  14. Нынешний октябрь ближе к своему завершению вносит коррективы в прогнозы синоптиков.

  15. Они создают настроение отдельно взятого конца света.

  16. Но в коридорах власти уже проходило обсуждение этого вопроса.

  17. Уже сейчас невооруженным глазом видно, что наши действия возымели место на этом рынке.

  18. Правительство просчитывает последствия облегчения налогового бремени.

  19. Под занавес года ведущие производители представили новые модели струйных принтеров для дома и офиса.

№22. Найдите стилистическую ошибку, определите ее. Сделайте стилистическую правку.

  1. Протяженность ее ног не соответствует голливудским стандартам.

  2. Нет, я совсем не собиралась издеваться над контролерами «автоматических пропускных пунктов». Просто хотелось проверить, насколько легко можно пройти в метро с помощью подделки.

  3. Контролер составляет протокол, назначает штраф до 10 минимальных окладов – в зависимости от того, были ли хулиганские действия. Хулиганить я, конечно, не собиралась.

  4. «Киевскую» станцию метро мне рекомендовал приятель-боксер, плотный розовощекий хлопец. Уже третий год он «катается» в метро с просроченным удостоверением «по утрате кормильца». «Вот на «Киевской» контролер – зашибись. Не прорвешься».

  5. Да, сразу виден человек, получающий моральное удовлетворение от своей работы.

  6. Москву расцветили лозунгами: «Все на субботник!» Но «все» на плакате совсем не означает, что все действительно выйдут убираться.

  7. В прошлом году за два субботниковых дня успели поработать 707 тыс. горожан.

  8. Каждую весну, когда сходит снег, в Москве и Подмосковье начинается сбор «подснежников» – так на милицейском жаргоне называют трупы, вытаявшие по весне из сугробов. С начала года уже найдено почти полторы тысячи мертвяков.

  9. Многие опрошенные граждане боятся «стать жертвой милицейской ошибки» и не хотят добровольно проходить дактилоскопирование для единого специального центра МВД. Вот оно как: милиция хочет как лучше, а народ думает, что как всегда…

  10. Милиция арестовала пенсионерку за… организацию заказного убийства. Жертвой был зять, а мотивом – квартирный вопрос, который, как известно, портит всех, хоть и в разной степени.

  11. Что до вопроса воспитания, которым задался посетитель музея, то он не стоит на повестке дня.

  12. Предполагается обновлять экспозицию из запасников российских музеев. А когда музеи по России кончатся, придет время показать альтернативные московские коллекции современного искусства.

  13. Но эпатировать публику в музее положено смотрительницам, одетым в холщовые робы художников с разрезами от бедра до колен по бокам. Предполагается, что Церетели положит на них по нескольку мазков – и робы станут новыми экспонатами.

  14. Алина Редель, вышедшая замуж в Германию, собирала все понравившееся ей русское искусство там.

№23.* Составьте высказывания с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства).

Ручаться – гарантировать; начать – приступить; одевать – надевать; беспокоиться – тревожиться; примириться – смириться; преимущество – превосходство; вера – уверенность; расфасовать – упаковать; тормозить – препятствовать; обосновать – основать; сходный – идентичный; опираться – базироваться; поражаться – удивляться; предупреждать – предостерегать; ценить – дорожить.

№ 24.* Докажите, почему в этих предложениях нужно изменить порядок слов. Подчеркните неоправданное синтагматическое сочетание слов. Отметьте другие стилистические ошибки. Сделайте стилистическую правку.

1.Хаос на автодорогах и сотни аварий вызвали резкое понижение температуры и гололед.

2.В век космоса и интернета продолжают бередить души музыкальные мелодии, появившиеся на свет еще в прошлом веке в нашем отечестве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр николаевич гвоздев очерки по стилистике русского языка

    Реферат
    АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГВОЗДЕВОЧЕРКИ ПО СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКАИздание третьеПодготовлено к печати членом-корреспондентом АН СССР С.Г.Бархударовым.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
  2. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12 Заключение. 14

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  4. Методика преподавания русского языка (Учебно-методическое пособие для студентов-филологов)

    Учебно-методическое пособие
    Цель, преследуемая составителем, – создание комплексного учебного пособия, попытка объединить в рамках одной книги все материалы, необходимые студенту – филологу в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по дисциплине «Методика
  5. Методические указания и практикум по дисциплине "Русский язык и культура речи"

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).

Другие похожие документы..