Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
Цель: Основная образовательная программа высшего профессионального образования уровня бакалавриата регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержа...полностью>>
'Руководство'
Руководство подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Детские болезни» (М., ГОУ ВУНМЦ, 2 г.) на основании рабочей программы (2008)...полностью>>
'Документ'
Вошедший снял старый военный плащ, вытер платком лицо, пригладил свои легкие светлые волосы, сильно поредевшие на темени, сел в кресло, закурил, опят...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей...полностью>>

Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по стилистике русского языка стр. 9

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Часть 2. Синтаксическая стилистика.

Как известно, стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от задач коммуникации; синонимику и вариантность этих средств; специфическую окраску языковых средств – эмоционально-экспрессивную и функциональную; закономерности языковой организации и экспрессивные возможности речевых произведений различных жанров.

Синтаксическая стилистика изучает языковые нормы на самом высоком уровне, поскольку именно в тексте выявляются общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержательному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение.

Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов. Синтаксические ошибки – самый распространенный вид ошибок и в устной, и, особенно, в письменной речи. Это нарушение управления и согласования в словосочетании (например, показать об этом вместо показать это; с семьюстами пассажиров вместо с семьюстами пассажирами), нарушение норм согласования (координации) между подлежащим и сказуемым (Стая голубей кружились над домом вместо …кружилась…), неправильное построение предложений с однородными членами, особенно в случаях, когда однородные члены требуют разных предлогов или управляют разными падежами (был на почте и магазине вместо на почте и в магазине; интересовался и уделял много времени спорту вместо интересовался спортом и уделял ему много времени). В сложном предложении часто допускаются ошибки в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения (я считаю то, что вы не правы вместо я считаю, что вы не правы), в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным относительным местоимением и выступающим в роли союзного слова (Все, кто сдали экзамен, получат стипендию вместо Все, кто сдал…) и т.д.

Среди заданий, предложенных на ЕГЭ, есть и задания на знание синтаксических норм. Вот, например:

А17. Укажите предложение без грамматических ошибок.

А)Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защищавшим наш город.

2)На совещании было обсуждено ряд важнейших вопросов.

3)Я впервые прочитал повесть «Капитанскую дочку», когда учился в третьем классе.

4)Сражение произошло под селом Бородином.

В первых трех вариантах допущены грамматические ошибки:

1 – причастие защитившим не согласуется с определяемым словом бойцов;

2 – форма сказуемого было обсуждено (средний род не соответствует форме подлежащего ряд вопросов (мужской род);

3 – название произведения, заключенное в кавычки, дано вместе с родовым словом повесть, поэтому является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.

Только четвертое предложение построено правильно.

2.1.Согласование сказуемого.

1.Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если:

-существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял…);

-не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек…), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных. (А. С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

  • при подчеркивании пассивности действующих лиц:

Двадцать человек стояло в стороне;

  • если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:

Прошло сто лет – и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей? (А. С. Пушкин);

  • при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря – выходят, а тридцать один богатырь – выходит).

4.Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

5.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят (А. С. Пушкин).

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

Жил старик со своею старухою (А. С. Пушкин).

6.При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым.

Но: «Жигули» пришли первыми (здесь «Жигули» – уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание. (Приложение выражено именем собственным.)

7.Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Сравните:

Ее судьба, ее конец

Непроницаемою тьмою

От нас закрыты (А. С. Пушкин).

Погиб и кормщик и пловец (А. С. Пушкин).

Тренировочные упражнения.

№1. Выберите правильную форму сказуемого, подчеркните ее. Обоснуйте свой выбор.

  1. (Произошло, произошли) два (удивительных, удивительные) события.

  2. Дошло до того, что в некоторых регионах (возникло, возникли) по три-четыре отделения движения.

  3. Говорят, что ряд негосударственных владельцев телекомпании (готов, готовы) предложить свои десять процентов в обмен на деньги.

  4. Тогда (погибло, погибли) несколько рабочих.

  5. За это решение (проголосовало, проголосовали) 238 депутатов.

  6. Большинство людей (ответило, ответили) на этот вопрос «да».

  7. Большинство их (было, были) признанными экспертами.

  8. Ряд новых законопроектов (отклонено, отклонены) Думою на этой неделе.

  9. Много людей (прошло, прошли) мимо памятника.

  10. Сотни растений (взошло, взошли) на этих грядках.

  11. Кроме основной гигантской трещины геофизикам (известно, известны) и несколько других.

  12. Несколько тысяч жителей города (живут, живет) в сейсмически опасной зоне.

  13. Часть жильцов (переехала, переехали) к родственникам.

  14. (Первые, первыми) забили тревогу ученые Института физики Земли РАН.

  15. На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответила, ответило) отказом.

  16. ЦИК (отклонил, отклонила) несколько тысяч подписей.

№2. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберите нужную, подчеркнув ее.

  1. Большинство депутатов (присутствовало – присутствовали) на заседании, но некоторая часть народных избранников еще (не вернулась – не вернулись) с каникул.

  2. Множество людей (пришло – пришли) на встречу с писателем.

  3. Ряд сторонников силового решения конфликта (высказала – высказали) мнение о продолжении боевых действий в Чечне.

  4. Большинство депутатов (высказалось – высказались) в поддержку проекта закона (проголосовало – проголосовали) за его принятие.

  5. Большая часть отзывов (была положительной – были положительными).

  6. Большинство избирателей (не пришло – не пришли) на избирательные участки.

  7. Большая часть газет и журналов (относится – относятся) к демократической прессе.

  8. Ряд деятелей культуры (оказал – оказали) поддержку нынешнему президенту.

  9. Часть заявлений министра, опубликованных во вчерашнем номере, четко (показывает – показывают) позицию правительства.

  10. Множество примет (указывает – указывают) на изменение погоды.

№3. Из приведенных в скобках форм сказуемого выберите нужную, подчеркнув ее.

  1. В зал (вошло – вошли) семь человек.

  2. Этим летом на гастроли в наш город (приезжало – приезжали) два театра.

  3. У него (было – были) две семьи – одна законная, другая тайная.

  4. Двадцать один солдат (погиб – погибли) при штурме чеченского села.

  5. На книгу (получено – получены) тридцать пять отзывов.

  6. Ежедневно (издается – издаются) только пять газет.

  7. Лучшие десять работ (отмечено – отмечены) денежными призами.

  8. На заседании (присутствовало – присутствовали) человек десять.

  9. Все двадцать один спортсмен (пробежал – пробежали) дистанцию.

  10. В доме (жило – жили) три семьи.

  11. (Прошло – прошли) еще полчаса ожидания.

  12. Много людей (выразило – выразили) свое возмущение продолжающимися боевыми действиями.

  13. Не менее двадцати человек (посетило – посетили) в этот день выставку.

  14. Несколько виновных (было – были) наказаны, остальным сделано предупреждение.

№4. Определите, правильно ли выбрана форма сказуемого. Отметьте случаи неправильного и вариантного употребления.

1. Все, кто не поехали в Крым, долго сожалели об этом. _____________ ____________________________________________________________

2. Мамы и малыши поедут на дачи, те, кто останется в городе, будут большую часть дня проводить на улице. _________________________

3. Вице-премьер Валентина Матвиенко сообщила подробности. _______ ____________________________________________________________

4. В центре работала опытная психолог Н. В. Павлова, которая давно занималась этой проблемой. ___________________________________

5. Галина Уланова – одна из лучших представителей русской балетной школы. _____________________________________________________

6. В сентябре 1997 года он с женой вполне легально вернулись из Америки. ___________________________________________________

7. Ее красота, вернее, ее обаяние покорила всех. ____________________

8. ЦСКА разгромила «Черноморец» со счетом 5:2. __________________

9. Microsoft выпустил новую программу. __________________________

10.КГБ пугало не только жителей Союза, но и западных туристов. ____ ____________________________________________________________

11.Мария Арбатова – одна из участников женского движения. ________ ____________________________________________________________

12.В прошлом году на строительных объектах произошло более 500 несчастных случаев, в результате которых погибло 35 человек. _____ ____________________________________________________________

13.Водитель «Тойоты» получила сильный ушиб спины. ______________ ____________________________________________________________

14.Стоя в очереди, он слышал, как провизор консультировала покупательницу. _____________________________________________

15.Однажды первая скрипка не вышел на работу и концерт сорвался. ____________________________________________________________

16.ФСБ уже заявило протест, а ЦРУ промолчал. ____________________

17.Сегодня исполнилось 45 лет Майку Науменко, одному из главных персон русского рок-н-ролла. __________________________________

18.Три кинокартины номинировано на «Оскар». ____________________

19.Вообще, Валерия Ильинична – одна из самых одаренных людей, которых я встречал. __________________________________________

20.У нас на связи была наш корреспондент Елена Погорельцева. ____________________________________________________________

2.2.Согласование определения.

Одной из типичных ошибок является неверное согласование определений с существительными, зависящими от числительных.

Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то обычны следующие формы согласования:

1.Определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в родительном падеже множественного числа при словах мужского и среднего рода и в именительном падеже при словах женского рода:

три больших дома (мужской род)

окна (средний род)

три большие комнаты (женский род)

2.Определение, стоящее перед числительным, ставится в форме именительного падежа независимо от грамматического рода существительных:

остальные три дома

три окна

три комнаты

3.Определение, стоящее после сочетания числительного с существительным, обычно ставится в форме именительного падежа:

три рассказа,

три произведения, опубликованные в прошлом году

три повести,

Тренировочные упражнения.

1.Рассмотрите формы согласования определений со словосочетаниями, в состав которых входят числительные два, три, четыре. Учтите следующее: а) грамматический род имени существительного, входящего в эти словосочетания; б) место определения по отношению к определяемому сочетанию.

1.Вдруг на них он выменял борзые три собаки. (Гр.) 2.Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. (П.) 3.А в головах, пришпиленные булавками к стене, виднелись два акварельных рисунка. (Т.) 4.Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня. (Т.) 5.Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком. (Т.) 6.Направо от двери были два окна, завешенные платками.(Л.Т.) 7.Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье. (С.-Щ.) 8.Только две незнакомые старухи покосились на Анну Акимовну с недоумением.(Ч.) 9.На рейде стояли два каких-то незнакомых парохода с грязными белыми трубами, очевидно иностранные, грузовые. (Ч.) 10.Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами. (А.Н.Т.) 11. На изгороди из трех жердей сидели три женские фигуры. (А.Н.Т.) 12.Целых два автомата в этой избе сейчас было. (Б.В.) 13.Остальные три лошади шли сзади. (Шол.)14.В эту секунду сразу три или четыре тяжелых снаряда разорвались позади блиндажа. (Сим.)15.Обстановки почти никакой: стол, четыре гнутых стула, три продавленные кровати и кем-то забытая электрическая спиралька-кипятильник. (Некр.) 16.Там стояли, тесно прижавшись друг к дружке, две пухлые постели. (Наб.)

2.Из приведенных в скобках форм определений выберите нужную.

1.В подарок были преподнесены две (старинные – старинных) вазы.2.Два (последующие – последующих) месяца мы провели на море. 3.Аэрофлот приобрел два (новые – новых) самолета. 4.Его сопровождали две (близкие – близких) знакомые. 5.Наследство между родственниками поделено на три (неравные – неравных) части. 6.Этот человек был (ужасный – ужасная) обжора.

3.Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного – множественного числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.

1.Три огром… здания выросли на пустыре. 2. Комната была разделена на две неравн…части. 3.Первы.. два места разделили два гроссмейстера, набравш… по 12 очков из 17 возможных. 4.Ни та, ни другая команд… не забила гола. 5.Пятое и шестое мест… уже заняты. 6.Студенты географического и исторического факультет… готовятся к экспедиции.

4.Выберите форму согласованного определения. Свой выбор обоснуйте.

1.В Варшаве (открылось, открылся) (новый, новое) кафе-шоп. 2.(Новый, новая) театр-антреприза открывает театральный сезон. 3.Герой фильма, чтобы избежать заключения на 60 лет, начинает сотрудничать с (американским, американской) ФБР. 4.Тем, кто заинтересовался темой и хочет обсудить насущные проблемы (российского, российской, российских) ПР, нужно связаться с организатором «Дней паблик рилейшнз в Москве». 5.Все ожидали от известной актрисы (откровенного, откровенной) интервью-исповеди. 6.Я купила (такую, таки) (красивую, красивые) юбку-брюки, (которая, которые) снова (вошла, вошли) в моду. 7.(Молодежная, молодежный) бар-дискотека пользуется огромной популярностью среди студентов нашего города. 8. Психологи считают, что есть две (основные, основных) причины: сложная социально-экономическая ситуации и привычка «не выносить сор из избы». 9.(Новые, новых) три магазина в ближайшее время открываются в нашем микрорайоне. 10. Она протянула к нему обе (свои, своих) руки. 11.Два (мои, моих) (старшие, старших) брата и обе сестры брали уроки пения. 12.(Первые, первых) два места заняли предприятия – производители бифидобактерий именно из Японии. 13. Оба (соответствующие, соответствующих) постановления Дума выносит на завтрашнее обсуждение.

5.Устраните ошибки в согласовании определений. Мотивируйте свою стилистическую правку.

1.Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2.Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3.Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4.Мы живем на даче последних пять лет. 5.Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6.Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7.На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 8.Четыре остальных шахматных партии закончились вничью.

2.3.Управление.

Управление – синтаксическая связь, при которой зависимое слово ставится в том падеже, который требует главное слово. Управление бывает беспредложным (непосредственным) и предложным (с помощью предлога), сильным (строго ограниченный выбор предлогов и падежных форм зависимых слов; это более прочная связь между словами, а следовательно, и выражение более конкретного смысла) и слабым (свободное сочетание главного слова с различными формами подчиняющихся слов, то есть связь между словами не является необходимой). При слабом управлении возможно возникновение стилистической ошибки из-за двоякого понимания смысла высказывания. Например: Мне приходилось многое рассказывать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр николаевич гвоздев очерки по стилистике русского языка

    Реферат
    АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГВОЗДЕВОЧЕРКИ ПО СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКАИздание третьеПодготовлено к печати членом-корреспондентом АН СССР С.Г.Бархударовым.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
  2. Методические рекомендации по использованию рабочей тетради по культуре речи. 12 Заключение. 14

    Методические рекомендации
    Социальные сдвиги нашего времени, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию»
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  4. Методика преподавания русского языка (Учебно-методическое пособие для студентов-филологов)

    Учебно-методическое пособие
    Цель, преследуемая составителем, – создание комплексного учебного пособия, попытка объединить в рамках одной книги все материалы, необходимые студенту – филологу в процессе овладения знаниями, умениями и навыками по дисциплине «Методика
  5. Методические указания и практикум по дисциплине "Русский язык и культура речи"

    Методические указания
    Орфоэпия – совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).

Другие похожие документы..