Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу прим...полностью>>
'Документ'
Планування діяльності підприємства: Опорний конспект лекцій / Н.Г. Грядунова, О.В. Пахлова., І.В. Тісагдіо, А.В. Семенькова – Дніпропетровськ: НМетАУ,...полностью>>
'Темы рефератов'
Основные концепции правопонимания и понимания государства.Легистский (позитивистский), естественноправовой и либертарно-юридический типы понимания пр...полностью>>
'Урок'
обучающая – сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене побед...полностью>>

Проекта (гранта) (7)

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160–рп

Проект (грант) №132

ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Некоммерческий фонд "Исследования проблем демократии"

ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):

«Выпускники российских ВУЗов и кризис: социально-политические установки и успешность на рынках труда (2007, 2008, 2009)»

г. Москва

Оглавление

1.МЕТОДОЛОГИЯ И методы исследования 5

2.Основные выводы исследования. 9

3.Чем гордиться и что не устраивает молодежь в современной России 19

4.Россия – 2020 глазами молодежи 27

Политическая система россии в 2020 году глазами молодежи 27

Позитивный прогноз развития политической системы России 31

Негативный прогноз развития политической системы России 32

Безоценочный прогноз развития политической системы России 33

Россия в международной политике в 2020 году 34

Россия – 2020 на международной арене: позитивный сценарий 35

Россия 2020: интеграция в мировое сообщество 36

Россия 2020: независимая и самостоятельная международная политика 36

Россия – 2020 на международной арене: негативный сценарий 37

Культура и наука России в 2020 году 38

Активное развитие России в культурной и научной области 39

Необходимость сохранения культурного и научного потенциала России 39

Снижение общего культурного уровня и научного уровня России 40

Экономика России в 2020 году глазами молодежи 42

Негативный сценарий развития российской экономики 43

Позитивный сценарий развития российской экономики 43

5.Ценности "идеальной" партии в глазах молодежи 46

Социальная политика 48

Демократия и права человека 49

Наведение порядка в органах власти, борьба с коррупцией на всех уровнях 49

Содействие подъему и развитию экономики 49

Идеи патриотизма и духовности, национальная идея 50

Выполнение обещаний 50

Поддержка культура, образования и науки 50

Молодежная политика 50

Экология 50

6.Молодежь – 2020: образ себя 52

Индивидуальные цели респондентов 52

68

Место и должность работы в 2020 г. 68

Индивидуальное предпринимательство 69

Руководящая работа в коммерческой структуре 69

Независимый специалист (фрилансер) 70

Исполнительская должность 70

Научная деятельность, преподавание 71

Жизнь на ренту, либо за счет родственников 71

Работа в бюджетной сфере или на государственной службе 72

Работа за рубежом 72

Работа как хобби, место реализации творческих потенций 73

Свободный рабочий график руководителя частной фирмы или подразделения крупной кампании 73

Гибкий график работы независимого специалиста (фрилансера) 73

Четкий рабочий график руководителя подразделения или собственной фирмы 74

Четко спланированный рабочий график подчиненного 74

Подчиненный с гибким рабочим графиком 74

ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ И ОТПУСК В 2020 ГОДУ 76

СОСТАВ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ 77

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В 2020 ГОДУ 78

Запросы по уровню заработной платы в 2020 году 79

Личный автотранспорт в 2020 году 79

Планируемые объекты недвижимости в 2020 году 81

7.Система высшего образования и рынок труда глазами молодежи 83

Полученное образование и действительное место работы 84

Выпускники российских вузов и экономический кризис 92

Недостатки системы высшего образования глазами молодежи 95

Оценка правильности выбора своей профессии и образования. 99

Самооценка качества образования в различных ВУЗах 104

8.Коррупция в ВУЗах 106

9. система школьного образования: Недостатки в сфере взаимодействия "учитель-ученик" 108

12. ПРИЛОжЕНИЕ I. фрагменты глубинных интервью. 112

11. ПРИЛОжЕНИЕ II. Фонд исследования проблем демократии: информационная справка 497




  1. МЕТОДОЛОГИЯ И методы исследования

Объектом исследования являются выпускники российских ВУЗов 2007, 2008 и 2009 годов.

Предметом данного исследования являются их текущие социально-политические установки, представление о сценариях развития страны, их успешность на рынках труда, оценка экономического кризиса и его влияния, оценка отдельных негативных сторон системы высшего и среднего образования, их цели и образ "собственного будущего" на ближайшие десять лет.

К числу задач данного исследования относятся:

  • Оценить степень соответствия получаемой профессии и специальности будущей работе, успешность на рынках труда различных специальностей;

  • Оценить степень и характер влияния экономического кризиса на данную категорию молодежи;

  • Выявить наиболее острые негативные особенности системы высшего и частично школьного образования в сознании данной категории;

  • Выявить сценарии путей развития политической, экономической, геополитической и культурной сферы России к 2020 году, сформированные в сознании молодежи – выпускников ВУЗов 2007, 2008 и 2009 годов;

  • Выявить особенности и характеристики, соответствующие представлению данной категории об "идеальной" партии;

  • Определить образ "желаемого будущего" для изучаемой категории на десятилетний период, включая индивидуальные цели, места и должности работы, состав семья, желаемые материальные ценности, стиль жизни и др.

Актуальность данного исследования связана с тем, что большинство заявленных задач являются важными для способствования принятию взвешенных политических решений на основе полученных информации о социально-политических установок молодежи и оценке последствий экономического кризиса для нее как одной из уязвимых категорий, способствованию определения направлений и характера модернизации системы высшего и среднего образования на основе полученной информации о ее недостатках. Полученная информация в результате исследования информация о сценариях развития страны и образе собственного" желаемого будущего" изучаемой категории предоставляет важную информацию для социально-политического прогнозирования.

С практической точки зрения исследование "Система высшего образования глазами молодежи" подготовлено на основе 550 глубинных интервью выпускников ВУЗов 2007, 2008, 2009 (средний возраст респондентов - 24 года) годов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Великого Новгорода. При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 160–рп.

Глубинные интервью проводились по стандартизованной методике с регистрацией ответов на диктофон и последующей расшифровкой. Выборка квотируется, по годам выпуска студентов (2007, 2008, 2009), специальностям и распределяется равномерно по 4 городам России.

Москва и Санкт-Петербург были выбраны исходя из очевидной необходимости оценки ситуации в наиболее благоприятном случае. С большой вероятностью можно предположить, что в других городах и ВУЗах ситуация с высшим образованием носит более напряженный характер. Полученные данные по Самарской области позволяют судить о ситуации в крупном промышленном регионе с достаточно большим объемом бюджета. Данные по Великому Новгороду позволяют делать выводы о ситуации в столицах регионов с меньшим уровнем доходов. Для целей сравнения во всех городах (кроме Москвы) в выборку были включены несколько респондентов из менее крупных ВУЗов. Необходимо учесть, что полученные количественные данные нельзя считать репрезентирующими выпускников всех ВУЗов России (имеет место очевидный перекос в "лучшую" сторону более компетентных высших учебных заведений).

Данная возрастная категория (выпускники 2007, 2008, 2009 г.) выбрана исходя из предположения о том, что оценка системы образования со стороны уже закончивших ВУЗы людей в большей степени носит аналитический и беспристрастный характер, чем со стороны студентов ВУЗов. Вместе с тем большой период времени между проведением опроса и временем непосредственной учебы мог бы привести к потери значительной части информации, утраты "свежести" ее оценки. В связи с этим для опроса была выбрана категория людей, которые закончили высшие учебные заведения не позднее, чем три года назад перед временем проведения исследования. В каждом городе опрашиваются выпускники наиболее крупных и авторитетных ВУЗов (Москва – МГУ, Санкт-Петербург – СпбГУ и др.) При этом, для получения более репрезентативной картины во всех городах кроме Москвы в выборку были включены несколько респондентов из менее крупных ВУЗов. В изучаемую категорию были включены специалисты различных специальностей физических, математических, химических, филологических, исторических, психологических и юридических факультетов.

По каждому из опрошенных, кроме ответов на вопросы глубинного интервью, анализировалось его места и должности работы, их соответствие полученной специальности.

выпуски

факультеты

Города

ИТОГО

Москва

Санкт-Петербург

Великий Новгород

Самара

2007 год

физические, математические и химические

15

14

15

14

58

журналистские, филологические, исторические, психологические

15

19

15

16

65

юридические

14

15

15

14

58

2008 год

физические, математические и химические

15

16

15

14

60

журналистские, филологические, исторические, психологические

15

20

16

16

67

юридические

14

15

14

14

57

2009 год

физические, математические и химические

14

15

14

15

58

журналистские, филологические, исторические, психологические

15

20

19

17

71

юридические

14

14

14

14

56

ИТОГО

131

148

137

134

550

По результатам проведенного исследования была проведена выборочная проверка работы интервьюеров. Контроль качества проводился методом выборочного контроля опрошенных посредством повторного интервьюирования респондентов, вошедших в исследования и сопоставления ответов, полученных при контрольном опросе с ответами, представленными интервьюерами. Отбор респондентов для контроля качества проводился по рандомизированному принципу.

  1. Основные выводы исследования.

Полученные результаты исследования однозначно говорят о неадекватности системы высшего образования России сложившимся рынкам труда - для современных выпускников ВУЗов около 60% мест работы не является местом работы по специальности. При этом последующего значительного снижения уровня трудоустройства по специальности в результате кризиса выявить не удалось (разница в проценте работающих по специальности между выпускниками 2007 и 2009 года составляет не более 2%). Вместе с тем выпускники докризисного года несколько больше работают на более высокооплачиваемых должностях.

Как и следовало ожидать в большей степени по специальности трудоустроены жители Москвы (58,5%) – в силу большей концентрации мест работы, в наименьшей (30,4%) – В.Новгорода. Уровень трудоустройства представителей естественнонаучных специальностей (34,8%) несколько ниже, чем гуманитарных (42,%) и юридических (45,8%).

В исследовании детально изучен вопрос влияния экономического кризиса на успешность трудоустройства и изменение ценностей и мировоззрения выпускников ВУЗов. Анализ высказываний выпускников ВУЗов не показал значимого изменения политических установок в связи с экономическим кризисом. Высказывания такого рода приведены в исследовании, но их количество носит незначительный характер. Ряд опрошенных считают, что излишне позитивная оценка достижений России и ее руководства, имевшая ранее место в средствах массовой информации, в определенный момент стала значительно диссонировать с последовавшей информацией о кризисе.

Кроме того, исследование показало, что достаточно значительная группа молодежи, склонная к негативной оценке существующей социально-политической реальности, получили дополнительные аргументы и укрепились в своем мнении. Вместе с тем кризис несколько увеличилось количество тех, которые разочаровались в перспективах развития Россия. У определенной группы выпускников ВУЗов возникшая экономическая ситуация даже спровоцировала желание иммигрировать из России.

Несмотря на предположения, почти половина опрошенных не почувствовала на себе последствий экономического кризиса (47,2%). Результатом кризиса для категории, почувствовавшей его влияние, стало более быстрое, чем обычно, изменение отношения к себе и окружающему миру в том направлении, которое традиционно связывают с процессом "взросления".

Например, для многих кризис стал фактором, мотивирующим на активную деятельность, дал возможность осознать необходимость повышения своего профессионализма, значимость родственных и дружеских отношений, позволил лучше понять значимость как материальных, так и нематериальных ценностей.

Кризис заставил понять, что работой надо дорожить, так как без нее очень сложно выжить. Кроме того, работа дает независимость и является одной из важных основ для общественного статуса и самореализации. Кризис заставил пересмотреть отношение к работе. Еще совсем недавно рынок труда испытывал дефицит специалистов и выпускник университета всегда мог найти какую-нибудь интересную работу, а теперь, когда повсеместно сокращают рабочие места и возросла безработица, ценность рабочего места "осознается с новой силой". Кроме того, многие работающие выпускники осознали необходимость становиться специалистом высокого уровня категории.

Для многих недавних выпускников отношение к окружающим стало более рациональным. Наступило большее осознание ответственности за собственную жизнь и отношения с близкими людьми. С другой стороны, кризис заставил заново оценить значимость дружеских и родственных отношений. Сложный жизненный период помог понять, насколько важны простые человеческие отношения, как важно их надо беречь.

Если до этого можно было достаточно спокойно смотреть в будущее, то кризис заставил почувствовать зыбкость почвы под ногами и развеял чувство стабильности. Кому-то это даже помогло лучше понять своих родителей, присущую им осторожность. В любом случае, кризис заставил собраться и повысить бдительность. По оценкам многих опрошенных экономический кризис заставил их задуматься о смысле жизни. Разочарования в карьере и/или трудности в обеспечении материальных благ подтолкнули к поиску новых путей развития. В частности, произошел возврат к духовным, семейным, человеческим ценностям. Многие стали задумываться о будущем, о том, к чему они стремятся. Кто-то получил возможность заняться любимым делом, так как погоня высоким уровнем оплаты труда отошла на второй план.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проекта (гранта) (12)

    Конкурс
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  2. Проекта (гранта) (11)

    Исследование
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам I Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  3. Проекта (гранта) (3)

    Реферат
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  4. Проекта (гранта) (5)

    Реферат
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  5. Проекта (гранта) (6)

    Конкурс
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии

Другие похожие документы..