Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Слушаем следующее задание. По фрагментам описаний природы надо определить, о каких территориях, географических обьектах, животных и растениях идет ре...полностью>>
'Урок'
2.3. Курс «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»: цель, главные идеи, задачи программы второго класса, методы и средства для фор...полностью>>
'Документ'
В своих мемуарах “За полвека” писатель Петр Боборыкин, общавшийся с Тургеневым на протяжении восемнадцати лет, мимоходом замечает, что у скитальца Ту...полностью>>
'Закон'
№ 3125-XII, а також відповідно до Міжнародних стандартів аудиту, які застосовуються в Україні в якості національних, Аудиторська палата України ВИРІШ...полностью>>

Межпредметные экспедиции как форма организации внеурочной деятельности учащихся экологической направленности бедарик Ирина Геннадьевна

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Бедарик Ирина Геннадьевна

государственная общеобразовательная средняя школа № 29 г. Витебска имени В.В.Пименова, учитель биологии

В современной педагогике и методике наметился переход от естественнонаучный ориентации к гуманитарной методологии. В реальной практике осуществить это сложно. Дети учатся, прежде всего, у своих предшественников, стараются выбрать для себя наиболее важных 2-3 предмета для более углубленного изучения, а остальные учебные предметы считают не достойными своего внимания. По статистике УО «ГОСШ №29 г. Витебска имени В.В.Пименова», ученики всё меньше выбирают в качестве экзамена биологию и химию: 2006 – 2%, 2007- 1,5%, 2008 – 1%, 2009 – 0,1%, т.е. считают эти предметы малозначимыми. В итоге, у учащихся не формируется целостного представления о научной картине мира, они не видят логической связи между изучаемыми предметами. Это связано с низкой реализацией межпредметных связей между химией, физикой, биологией, математикой. Многие ученики не понимают как при изучении биологии и географии можно решать задачи. А ведь проблема взаимосвязи учебных предметов возникла еще в период становления дидактики как науки. В школе всегда камнем преткновения является отрыв одного предмета от другого и чем ближе это к выпускным классам (9-11), тем этот отрыв больше. С одной стороны причиной этому может служить несогласованное календарное время изучения некоторых понятий, с другой стороны учитель не желает тратить на это время урока. Согласно данным школьной статистики только 38% учителей регулярно устанавливают межпредметные связи химии и биологии, химии и физики, биологии и математики при изучении смежных тем, 61% учителей делают это эпизодически, 1% - никогда не опираются на межпредметные связи с химией, физикой, биологией, экологией, географией. Только 10% учеников 10-х классов при выполнении практической работы «Решение задач на строение и свойства белков, углеводов, липидов» в полной мере используют знания, полученные при изучении раздела «Органическая химия», 41% учеников испытывают затруднения при объяснении химических связей в молекуле ДНК. Одна из причин такого положения, является редкое использование интегрированных уроков: химия и биология, физика и химия, биология и физика. В нашей школе в мае проводится «Мельница знаний», на которой учителя проводят интегрированные уроки по смежным предметам и то, в этом мероприятии принимают участие далеко не все учителя школы – 9% учителей приняло участие в 2009-2010 учебном году. А раз учитель не хочет показать взаимосвязь между историей, химией, биологией, физикой, литературой, то и ученики никогда не смогут оперировать подобной информацией. Поэтому возникает затруднение в формировании единой системы знаний об окружающем мире, позволяющей расширить границы применения знаний, переносить знания и умения из одного учебного предмета в другой, что привело бы к более качественному их усвоению.

В связи с перечисленными выше недостатками реализации межпредметных связей между предметами естественнонаучного цикла на практике возникает необходимость рассмотреть вопрос о применении внеурочной деятельности учащихся по экологии в рамках предметов химия, биология, физика на примере предметных экспедиций.

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность - предметные экспедиции (в рамках изучения химии, биологии, физики) даёт наибольший эффект среди учеников с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Особенно требуют внимания дети социально опасного поведения, которых многие учителя привыкли воспринимать только с одной стороны и не самой лучшей. А экспедиции, дают им возможность проявить себя с другой стороны, повысить свою самооценку среди одноклассников.

Кроме того, экспедиции позволяют лучше раскрыть и использовать межпредметные связи естественнонаучных предметов на практике, что способствует формированию научного мировоззрения. Учитывая, что одним из основных требований средней школы является научить каждого ученика. Это достаточно сложно, но вот научить ученика, желающего получить знания, это обязанность учителя. А захотеть получить знания он сможет тогда, когда увидит их практическую значимость. Выпускник школы найдет достойное место в обществе, лишь тогда, когда кроме знаний, умений и навыков мы сможем привить ему желание и умение находить выход из ситуации, делать правильные выводы самостоятельно. Поэтому одной из задач учителя является формирование опыта и навыков самостоятельной работы у учащихся.

Правильно организованная самостоятельная работа служит главным путем превращения полученных знаний в убеждения и навыки.

Педагогический поиск форм организации учебного процесса привели нас к необходимости приобщения учащихся к исследовательской работе, которая позволяет пробовать свои силы и возможности, способствует формированию научного мышления. Вот уже несколько лет, как в нашей школе создано школьное научное общество учащихся (ШНОУ) «КИТ». В рамках общества работает секция «Экология», руководителями, которой являются учителя биологии и физики: Бедарик Ирина Геннадьевна, Севостьянова Анастасия Николаевна.

Задачи работы секции:

  • реализация межпредметных связей химии с биологий, химии с физикой, физики с биологией в практике предметного обучения;

  • углубление знаний и умений по экологическому образованию учащихся;

  • развитие творческой активности и формирование навыков самостоятельной работы;

  • развитие интереса к исследованию окружающей среды;

  • освоение естественнонаучных методов исследования при выполнении комплексных экологических заданий.

Одной из основных форм работы по активизации познавательной деятельности является научно-исследовательская экспедиция. Для проведения таких экспедиций необходимо время и место. Время находится во внеурочной деятельности в рамках предметных походов. Место определяют учащиеся. Поэтому ШНОУ «КИТ» – это открытое общество с «плавающим» составом. Для проведения экскурсий нами опробованы следующие экологические площадки:

  • окрестности школы;

  • самые востребованные и невостребованные улицы города;

  • окрестности д. Малые Летцы;

  • окрестности д. Островно;

  • окрестности завода «Полимир», г. Новополоцк;

  • ЗАО «Витебский завод полимерных изделий»;

  • парки, зоны отдыха в г. Витебске и т.д.

Каждая экспедиция имеет программу, которая может иметь несколько направлений:

  1. Почва.

  2. Растительность.

  3. Животные.

  4. Экология окружающей среды.

  5. Проблема мусора.

  6. Здоровый образ жизни.

Что изучалось учащимися:

  • Вода (температура; цветность; прозрачность; жесткость);

  • Неблагоприятные участки территории и причины их появления (по изучению жизнедеятельности муравейников);

  • Почвы на разных биотопах и их сравнение (в лаборатории определялась влажность, плотность, кислотность, загрязненность металлами взятых образцов, с последующим построением графиков);

  • Видовой состав растений (лекарственные, ядовитые, луговые, ягодные; урожайность; доминанты древесных растений; влияние местных факторов на экологию местности).

В рамках экспедиций проводится мониторинг:

    1. Изучение озер.

    2. Изучение растений.

    3. Экологическая оценка антропогенных воздействий на окружающую среду.

    4. Экология города.

    5. Экология водных артерий города.

    6. Мониторинг почвы.

    7. Изучение муравьев на разных биотопах.

    8. Изучение птиц на разных биотопах.

    9. Мониторинг здоровья (изучение вредных привычек: курение, алкоголь).

    10. Мониторинг пищевых продуктов, пользующихся наибольшим спросом у учащихся.

    11. Оценка загрязнения воздуха.

Данная форма работы достаточно яркая и занимательная. Она способствует расширению кругозора учащихся, пополнению знаний о своей малой родине, ребята учатся применять знания на практике, повышается качество усвояемости знаний, пусть даже по отдельным предметам.

Итоги таких экспедиций подводятся на расширенных заседаниях ШНОУ «КИТ», куда приглашаются все желающие, с целью оценки работ учащихся и отборе лучших работ для участия в различных научно - практических конференциях. Кроме этого, чтобы в школе лучше представляли, чем занимаются ребята в ШНОУ «КИТ», члены общества проводят школьные конференции, различные практические и пропагандистские акции, которые сопровождаются изданием листовок, памяток, брошюр, закладок к учебникам с различными экологическими призывами и лозунгами.

Практические акции:

  • Очистка двора школы и прилегающей территории;

  • Очистка территории оврага (вблизи школы);

  • Очистка от мусора русла реки Витьба;

  • Очистка от мусора берегов озера и т.д.

Все акции во время экспедиций и экологических рейдов проводятся со взрослыми.

Проводятся пропагандистские акции в школе и микрорайоне.

Экологическое образование и воспитание должно осуществляться во взаимосвязи учебной деятельности, и внеурочной работы, а не являться обособленной частью послеурочной занятости учащихся. Учитель на уроках может выполнять роль информатора, агитатора и как он ученикам донесет предмет своей беседы, так мы и получим, либо заинтересованного в решении экологических вопросов ребенка или безразличного к проблемам окружающего мира ученика.

Мы стараемся, чтобы ученики нашей школы, как можно раньше включались в исследовательскую деятельность, поэтому такие методы исследования, как социологические (анкетирование, опрос, беседа) и практические (наблюдение) мы оставляем школьникам младшего и среднего звена, а обработку, полученных ими данных уже проводят старшеклассники. В результате ребята рано овладевают навыками и умениями первичного сбора материала, пытаются обобщить и обработать полученные данные, а на выходе мы получаем учеников, умеющих делать анализ, обобщения, выводы, отстаивать свои взгляды и мнение, что не маловажно в жизни.

Таким образом, учителя нашей школы привлекают внимание учащихся к практическим вопросам экологии, вызывают интерес и желание охранять и приумножить природные богатства, высевая «зерно» знаний на уроке и «выращивая» его во внеурочной деятельности.

Литература:

      1. Экологическое образование школьников. - М., «Педагогика», 1983.

      2. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. - М., «Просвящение», 1983.

      3. Ридигер О.Н. Проблемы школьного экологического образования; статья в приложении «Биология» № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома «Первое сентября».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Внеурочная деятельность как средство реализации фгос»

    Документ
    В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.
  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.
  3. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  4. Основные направления инновационной деятельности учителей – участников пнпо 2009 года

    Документ
    Развитие ключевых компетенций у учащихся, коммуникативных умений, рефлексии, умения работать с информацией, умения самостоятельно учиться и т.д. Ряд педагогов уделяют внимание развитию общих интеллектуальных способностей (умения анализировать,
  5. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 129 Общие положения

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г.

Другие похожие документы..