Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Онкович Г. В. Медіаосвіта як навчальна дисципліна (Медиаобразование как учебная дисциплина) Вища освіта України: теоретичний та науково-методичний час...полностью>>
'Документ'
в преломлении социальных практик ее участников Журнал исследований социальной политики, 2008, Т.6, № 3. С.295-318. Адрес статьи: /data/285/941/1223/S...полностью>>
'Бюллетень'
Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 ...полностью>>
'Урок'
формы актуализации у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с...полностью>>

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по эпидемиологии черкесск

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

Медицинский институт

Кафедра внутренних болезней

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Черкесск

2011год

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по эпидемиологии

Для студентов лечебного факультета медицинского института

Черкесск, 2011г. 60c.

Настоящее издание является пособием для подготовки студентов лечебного факультета по эпидемиологии и руководством по технике работы на практических занятиях.

В пособии (тетради) приведены принципы и методы проведения эпидемиологических исследований по темам. В конце тетради приведен список литературы.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федеральных программ по эпидемиологии для студентов лечебного факультета.

Рекомендовано к изданию УСКЧГСТ, протокол №___ от ____2011г.

Автор-составитель:

Доцент кафедры внутренних болезней к.б.н.В.П.Новикова

Под редакцией зав. кафедрой внутренних болезней к.м.н.Х.Л.Болатчиева

Рецензенты - д.б.н., ведущий научный сотрудник ГУНИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П.Чумакова РАМН Ю.С. Коротков

- д. б. н., ведущий научный сотрудник ГУНИИЭМ им. Н.Ф.Гамалеи РАМН В.М.Подборонов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.

СОСТАВЛЕНИЕ И РАЗБОР СХЕМЫ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И СХЕМЫ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.

ЧЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ЖИВЫЕ ПЕРЕНОСЧИКИ ВВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

3.

ПРАВИЛА ИЗОЛЯЦИИ (ГОСПИТАЛИЗАЦИИ) ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЬНЫХ, ВЫЯВЛЕННЫХ НА УЧАСТКЕ

4.

ДЕЗИНФЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В РФ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИММУНИЗАЦИИ

6.

ПАРАЗИТОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

7

ПРОФИЛАКТИКА МАЛЯРИИ

8

ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНИ ЛАЙМА

9

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Эпидемиология — медицинская наука, изучающая причины возникновения и особенности распространения заболеваний в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения.

Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость населения. Кроме заболеваемости к предметам эпидемиологии относятся явления, отражающие исходы болезни — летальность, инвалидизация, временная утрата трудоспособности и выздоровление. В последнее время предметом эпидемиологических исследований все чаще становится так называемое «состояние предболезни».

В эпидемиологию инфекционных болезней входят такие разделы, как иммунопрофилпктика, дезинфекция, паразитология, которые, в свою очередь являются по большому счету отдельными дисциплинами, а в последнее время — новый раздел — клиническая эпидемиология, которая является основой доказательной медицины.

В последние годы возникла и развивается госпитальная эпидемиология — эпидемиология заболеваний, обусловленных пребыванием пациента в больнице.

На практических занятиях студенты: - составят и разберут схемы эпидемического процесса и противоэпидемических мероприятий; изучат живых переносчиков — участников трансмиссивного пути передачи инфекций; изучат правила изоляции инфекционных больных; обучатся способам и методам уничтожения микроорганизмов, насекомых и клещей, а также методам иммунизации населения. Получат представление о работе паразитологической службы ЦГСН и обучатся методам профилактики малярии и болезни Лайма (иксодового клещевого боррелиоза).На заключительном занятии кратко доложат содержание доклада по полученной теме.

ТЕМА 1

СОСТАВЛЕНИЕ И РАЗБОР СХЕМЫ

ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И СХЕМЫ

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Цель занятия. Закрепить знания студентов об эпидемическом процессе, полученные на теоретических занятиях. Изучение принципов профилактики и борьбы с инфекционными болезнями.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Таблица «Схематическое изображение развития эпидемического процесса (3 звена)».

Занятие проводится в кабинете эпидемиологии.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Обсуждение вопроса о трех обязательных факторах эпидемического процесса: 1 - источник инфекции; 2 - механизм передачи инфекции; 3 - восприимчивость населения.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Л.В. Громашевский считал, что под источником инфекции следует понимать объект, который является местом естественного пребывания и размножения возбудителей и в котором происходит процесс естественного накопления их. В связи с паразитической природой возбудителей таким объектом может быть лишь живой организм – зараженные человек (больной и носитель) или животное.

Механизмом передачи возбудителей инфекции принято называть перемещение возбудителя из зараженного организма в не зараженный организм. Конкретно передача возбудителя может осуществляться при непосредственном соприкосновении (прямой контакт), через предметы обихода (контактно-бытовой или бытовой путь), через воздух, воду, почву, пищевые продукты, членистоногих.

Наконец, под восприимчивостью понимают биологическое свойство тканей организма человека или животного быть оптимальной средой для размножения возбудителей.

Инфекционные болезни по характеру источников подразделяются на антропонозы (источник инфекции человек), зоонозы (источник инфекции животное) и антропозоонозы (источник инфекции человек и животное).

Зараженный организм (человек или животное) как единственный источник инфекции может существовать в двух формах: клинически выраженной и бессимптомной (бактерионосительство).

Первичным элементом эпидемического процесса является эпидемический очаг — место пребывания источника инфекции с окружающей его средой в тех пределах, в которых он способен передавать заразное начало.

Следует подчеркнуть, что эпидемический процесс возможен лишь при наличии всех указанных выше факторов. Исключение какого-либо из них делает невозможным дальнейшее распространение инфекции, т. е. ведет к ликвидации очага.

Мероприятия по борьбе с конкретной инфекцией в принципе могут быть направлены на любой фактор эпидемического процесса, и если его удается исключить, то это приводит к ликвидации очага.

При осуществлении воздействия на все существующие очаги можно решить проблему полной ликвидации данной инфекции. Но поскольку при большинстве инфекционных форм полное исключение какого-либо фактора эпидемического процесса невозможно, то применяют мероприятия, направленные на все эти факторы и дающие частичный эффект.

Любое мероприятие может иметь противоэпидемическое значение лишь в том случае, если оно оказывает какое-либо подавляющее воздействие на один из трех факторов эпидемического процесса.

На практическом занятии студент должен:

- вписать в рабочие тетради по приведенной ниже форме мероприятия, воздействующие на указанные факторы эпидемического процесса. Приводим пример заполнения этой таблицы.

Фактор эпидемического процесса

Мероприятия, проводимые в отношении данного фактора

1. Источники инфекции:

а) больные люди

1. Этиологическая терапия — лечение, способствующее освобождению организма от возбудителя

2.Изоляция больного путем госпитализации

3.Изоляция больного на дому

4.Карантинные мероприятия, предупреждающие распространение инфекции из очага на благополучные территории

Самостоятельная работа студента

Фактор эпидемического процесса

Мероприятия, проводимые в отношении данного

фактора

I.Источники инфекции:

а) больные люди;

б) носители;

в) домашние и сельскохозяйственные животные;

г) дикие животные, в том числе грызуны

Фактор эпидемического процесса

Мероприятия, проводимые в отношении данного

фактора

II. Пути передачи возбудителей:

а) прямой контакт

б) контактно-бытовой;

в) воздушно-капельный;

г) водный;

д) пищевой;

е) через почву;

ж) трансмиссивный

Фактор эпидемического процесса

Мероприятия, проводимые в отношении данного фактора

III. Восприимчивость

ТЕМА 2.

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – ЖИВЫЕ ПЕРЕНОСЧИКИ

ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Цель занятия. Познакомить студентов с внешними отличительными особенностями членистоногих — переносчиков инфекционных заболеваний. Обучить методам сбора членистоногих для последующего энтомологического и микробиологического изучения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Изучение морфологии членистоногих — переносчиков инфекционных заболеваний. Зарисовки в рабочих тетрадях.

  2. Изучение методов сбора членистоногих и орудий лова.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Учебные таблицы с рисунками членистоногих — переносчиков инфекции и фаз их развития. Препараты членистоногих. Микроскоп с малым увеличением, бинокулярная лупа. Средства сбора членистоногих — сачки, мухоловки, флажки, шланги для сбора блох из нор грызунов, лотки, пробирки и др.

Занятие проводится в паразитологическом отделении Центра гигиены и эпидемиологии г. Черкесска или кабинете эпидемиологии института.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Членистоногие являются живыми переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний. К ним относятся, прежде всего, насекомые из так называемого комплекса «гнус»: комары, слепни, мокрецы, мошки - «летающие», а также блохи, клещи. Среди членистоногих эпидемиологическое значение в республике имеют, комары, мошки, мокрецы, слепни, блохи и клещи. Их видовой состав представляют : малярийные комары- 2 вида, не малярийные комары - 4 рода 25 видов, мошки 2 вида, слепни – 4 вида, мокрецы -1 вид. (Петрюк с соавт., 2001). Эти кровососы служат переносчиками и промежуточными хозяевами не только природно-очаговых, но и инфекционных заболеваний. Они переносят возбудителей туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза, малярии и др. Мошки, мокрецы, слепни и комары исследованы недостаточно.

1. Клещи. Клещи на территории КЧР широко распространены (Новикова, 2008). Они обнаружены во всех 8 административных районах, во всех 86 обследованных населенных пунктах. При этом лишь в единичных населенных пунктах (5,8%) встречалось по одному виду клещей, в большинстве обнаружено 2-3 (50 и 23,3%, соответственно), а в некоторых – 6-7 видов одновременно 4,6 и 3,5%, соответственно (рис. 1).Отряд клещей относится к классу паукообразных, тип членистоногих. Эпидемиологическое значение имеют клещи семейства иксодовых, аргасовых, краснотелковых и подсемейства гамазовых клещей.

1.1. Иксодовые клещи (рис. 1)Иксодовые клещи в КЧР представлены 6 родами 10 видами и имеют большое количество связей с возбудителями природно-очаговых заболеваний – распространяют туляремийный микроб, возбудителя Лайм-боррелиоза, вирус Конго-Крымской геморрагической лихорадки, а также являются переносчиками пироплазмозов - кровепаразитарных заболеваний сельскохозяйственных животных, являются переносчиками клещевого энцефалита, ряда риккетсиозов (лихорадка Ку, североазиатский риккетсиоз и др.). Некоторые возбудители сохраняются в популяции клещей очень длительное время, переходя из одной фазы развития членистоногого в другую (в процессе метаморфоза - трансфазово) и трансовариально из одного поколения в другое (через яйца).

Оплодотворенная, насосавшаяся крови прокормителя самка откладывает на землю во влажные места яйца. Следующая фаза развития — личинка, которая после кровососания переходит в нимфу, а последняя в половозрелую форму — имаго. Некоторые виды во всех фазах развития питаются на одном прокормителе (однохозяинные), другие в стадии личинки и нимфы питаются на одном виде прокормителя, а в фазе имаго — на другом (двуххозяинные), третьи во всех стадиях развития питаются на разных хозяевах (треххозяинные). В последних 2 случаях клещи могут обеспечить передачу инфекции от одного вида к другому — межвидовая передача. Цикл развития продолжается от 1 года до 5 лет. Иксодовые клещи могут голодать до 2 лет.

1.2. Аргасовые клещи распространены преимущественно в южных районах страны, являются переносчиками клещевого возвратного тифа, лихорадки Ку, туляремии. Обитают в глинобитных постройках, пещерах, норах животных. Фазы метаморфоза: яйцо, личинка, 3 или 5 нимфальных стадий, имаго. Цикл развития может затягиваться на многие годы вплоть до 25 лет.

    1. Гамазовые клещи широко распространены в природе. Они живут в норах животных, пещерах, постройках, в лесной подстилке и т. д. Кровососущие фазы — имаго, у некоторых видов — нимфы. Гамазовые клещи участвуют в распространении осповидного риккетсиоза, геморрагических лихорадок, некоторых энцефалитов.

1.4. Краснотелковые клещи являются переносчиками риккетсиоза цуцугамуши, который в РФ встречается в Приморском крае. На человека нападают личинки этих клещей. Нимфы и имаго не кровососущие.

Методы сбора клещей.

Отлов клещей, как и других членистоногих переносчиков инфекционных болезней, проводится с целью определения их видового состава, плотности популяции и зараженности возбудителями инфекционных заболеваний.

Иксодовых клещей с травы, кустарников собирают на флажок из белой фланели размером 1,0x0,8 м. Этим флажком проводят по поверхности растительности, а затем пинцетом снимают прикрепившихся к ткани клещей. При этом учитывают время, в течение которого проводился сбор клещей на флажок, или длину расстояния, по которому проводили флажком. Аргасовых и гамазовых клещей собирают из мусора с пола, грунта из нор, пещер. Материал просеивают через решето среднего

Рис 1. Членистоногие — переносчики инфекционных заболеваний. 1— комнатная муха; 2 —вошь платяная; 3 — комар анофелес; 4 — блоха; 5 — москит; 6 - чесоточный клещ (самка); 7 - иксодовый клещ (самка).

размера, затем осматривают просеянную пыль и мокрой кисточкой выбирают обнаруженных клещей.

Осматривают крупный мусор и найденных клещей переносят в пробирки.

Для предотвращения высыхания собранных клещей в пробирку, куда они помещены, кладут полоски фильтровальной бумаги, смоченной изотоническим раствором хлорида натрия, или свежие листья, траву. Имеются и специальные «влажные камеры» в которых клещи могут быть живыми длительное время.

2. Комары. Семейство комаров относится к отряду двукрылых, классу насекомых. Комары рода Anopheles (рис. 1) являются переносчиками малярии, комары рода Aedes участвуют в переносе желтой лихорадки, болезни Денге, некоторых энцефалитов, комары рода Си1ех — переносчики энцефалитов и туляремии.

Взрослые комары живут в воздушной среде, а остальные фазы – в водной среде.

Оплодотворенная и напившаяся крови человека или животного самка малярийного комара откладывает яйца в водоеме. Метаморфоз комаров, помимо стадии яйца, включает четыре личиночные стадии, фазу куколки и имаго. На людей и животных нападают только оплодотворенные самки. Днем комары прячутся в затемненных помещениях — сараях, уборных, подвалах и т. д. Вечером, после захода солнца, они становятся активными. Зимуют малярийные комары, как правило, в фазе оплодотворенной самки. Вылетают комары с зимовок, когда температура наружного воздуха достигает 5—7°С. Длительность метаморфоза, а также созревания плазмодия в организме комара зависит от окружающей температуры. В зависимости от климатической зоны одна самка может сделать до 6 кладок за летний сезон.

Методы сбора комаров.

Сидящего комара накрывают пробиркой, на дно которой положен комочек ваты, смоченной эфиром. Пробирку можно использовать повторно. Удобно собирать комаров особым прибором — эксгаустером. На траве комаров собирают воздушным сачком. При сборе личинок и куколок тканевый сачок погружают в воду на половину его диаметра и продвигают горизонтально на расстоянии 1 м. Затем сачок выполаскивают на тарелку с водой или кювету. Можно личинок и куколок собирать с помощью кюветы. Отловленных личинок и куколок с помощью пипетки пересаживают в банку с водой.

3. Блохи. Отряд блох принадлежит к классу насекомых. Известно более 1000 видов блох, из которых около половины встречаются на территории РФ. Блохи (рис. 1) - основные передатчики чумы от грызунов людям. Кроме того, они передают крысиный сыпной тиф и туляремию.В этих очагах незначительные работы проводятся Ставропольским противочумным институтом и Кабардино-Балкарской противочумной станцией.

Отдельные виды блох адаптированы к определенным хозяевам. Например, имеются блохи, обитающие на сусликах, крысах, сурках, человеке. Однако возможен переход насекомых и на прокормителей других видов, что может обусловить межвидовую передачу инфекции.

Имаго питается кровью хозяина. Различают «блох шерсти» — и «блох гнезда», которые гнездятся в норе хозяина и нападают на него только для кровососания. Самка в течение жизни откладывает до 500 яиц. Фазы-метаморфоза — яйцо, личинка, куколка, имаго. Личинки питаются испражнениями взрослых блох. Куколки не питаются. Длительность метаморфоза зависит от влажности и температуры, в среднем около 1 мес. Блохи могут длительно голодать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и«Квалификационные требования и методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Правовой основой проведения аттестации подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России и пожарных на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях являются Федеральный закон
  2. 4. ниу рамн – практическому здравоохранению

    Документ
    В 2007 году, как и во все предыдущие годы, НИУ РАМН проводили большую работу по оказанию помощи учреждениям практического здравоохранения России и Ближнего Зарубежья по следующим направлениям:
  3. В. А. Батурин, проректор по научной и инновационной работе Стгма, профессор

    Тезисы
    В сборнике представлены тезисы работ XIX Итоговой научной конференции студентов c международным участием Ставропольской государственной медицинской академии, Винницкого национального медицинского университета им.
  4. Печати дагестана (2)

    Библиографический указатель
    Библиографический сборник состоит из разделов: Книжная летопись; Авторефераты диссертаций; Периодические издания. Журналы. Продолжающиеся издания; Дагестан в печати РФ.
  5. Методические указания для студентов экономических специальностей Черкесск, 2011 (1)

    Методические указания
    Естествознание — наука о явлениях и законах природы. На современ­ном этапе развития естествознание включает множество отраслей: фи­зику, химию, биологию, биохимию, геохимию, астрономию, генетику, экологию и др.

Другие похожие документы..