Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
1.1 Требования к студентам: курс предназначен для студентов, прослушавших курсы основ экономической теории, макроэкономической теории, менеджмента, п...полностью>>
'Документ'
виготівників і розповсюджувачів видавничої продукції надається відповідно до Закону України «Про видавничу справу» та постанови Кабінету Міністрів Ук...полностью>>
'Автореферат'
Интенционально-ситуативная обусловленность дискурсивного пространства газетного текста является приоритетным объектом исследования таких интегративны...полностью>>
'Документ'
Приватне підприємство "Захід-сервіс плюс”, надалі "ПОЗИКОДАЧ", в особі директора Матусевича Костянтина Ісааковича, діючого на підставі...полностью>>

Областное автономное образовательное учреждение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Областное автономное образовательное учреждение

«Новгородский институт развития образования»

Кафедра социальных и педагогических технологий

«Методика преподавания темы «Текстовая информация и компьютер»

Выполнила

Васильева Надежда Владимировна

учитель информатики

МАОУ СОШ № 1

г. Боровичи

Руководитель: Медведева Л.И.

Великий Новгород

2010 год

Оглавление

Введение

3

Теоретическая часть

4

Практическая часть

6

Заключение

14

Библиография

16

Приложение

17

Введение

Как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике.

К теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой. Нас в данном случае в первую очередь будет интересовать та область методики информатики, которая рассматривает обучение информатике в средней школе в рамках общеобразовательного предмета информатики. Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается, но многие задачи в новой педагогической науке никли совсем недавно и не успели получить еще ни глубоко теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки.

В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а же содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программ средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.

Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается своем развитии на философию, педагогику, психологию, а также обобщенный практический опыт средней школы.

Современное состояние дисциплины информатики не позволяет построить «линейную» схему изложения, при которой каждое новое понятие вводится и всесторонне рассматривается один раз, а затем только используется при изучении следующих вопросов курса. В информатике, как ни в какой другой дисциплине, сильны внутрипредметные связи, и каждый ее раздел вносит что-то новое в содержание основных понятий, раскрывает их с новой точки зрения. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением информационных моделей. Таким образом, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки. Информатику можно назвать современной методологией науки. Мощность ее аппарата усилилась с возникновением и развитием компьютерной техники и компьютерных технологий.

Теоретическая часть

Разброс стартового уровня знаний учеников по информатике огромен: от уверенных пользователей и участников различных конкурсов и олимпиад до отсутствия минимально приемлемых знаний. В результате была разработана методика преподавания информатики в средней школе (8-11 классах) с различными стартовыми знаниями учащихся по предмету. Эта методика носит название "выравнивающе - развивающая методика". Она во многом перекликается с методикой полного усвоения М.В. Кларина (технология полного усвоения), но и, естественно, имеет свои отличия. Методика называется выравнивающей потому, что она позволяет за один учебный год выровнять уровень знаний школьников по базовому курсу, при этом позволяет поддерживать достаточно высокий уровень интереса к изучаемому материалу у школьников, имеющих высокие стартовые позиции в информатике. Именно поэтому методика называется развивающей.

Область применения методики: классы учеников, имеющих различный стартовый уровень по информатике.

Период применения: год, в течение которого происходит выравнивание базового уровня по информатике.

Результаты применения методики:

  1. достаточно высокий результат усвоения в пределах требований к обязательным результатам обучения;

  2. при освоении обязательного базового курса у всех учеников постоянно поддерживается интерес к изучаемому материалу;

  3. учитель имеет возможность работать в режиме "индивидуального подхода" практически на одном и том же методическом материале.

Основные постулаты методики:

    • все ученики могут и должны освоить учебный материал полностью;

    • каждому ученику требуется свой темп обучения и понятный для него способ и глубина изложения материала (способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях);

    • учителем должны быть выработаны четкие критерии полного усвоения темы, раздела, (эти критерии вытекают из целей, из осознания планируемых результатов обучения), они должны быть сформулированы в виде перечня умений, не допускающих расширенного или неоднозначного толкования;

    • все учащиеся должны быть ознакомлены с основными принципами методики, по которой им предстоит учиться (таким образом, каждый ученик становится активным участником процесса обучения).

Принципы, на которых основана выравнивающе - развивающая методика:

  1. весь учебный курс разбит на блоки, каждый блок закончен по смыслу (содержательная целостность);

  2. изучение каждого блока строится с использованием следующих элементов учебного процесса: лекция, практическое занятие, самостоятельная работа учащихся, проверка знаний;

  3. к каждому учебному блоку разрабатываются практические задания (практикумы) с задачами различного уровня сложности;

  4. к каждому блоку разрабатывается система проверки знаний и умений;

  5. ученику предоставляется возможность в рамках изучаемой темы выбрать наиболее интересное (полезное) для него задание (вариативность практических заданий);

  6. терминология, используемая при изложении материала, должна соответствовать общему уровню образования учащихся.

В данной работе рассматривается применение данной методики на примере одной темы предмета «Информатика и ИКТ» «Текстовая информация и компьютер» в курсе 8 класса.

Компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве уроков курса и предстает перед детьми как универсальная информационная (а вовсе не вычислительная) машина. Место этой машины, на уроках информационной культуры не ограничивается функциями дидактического инструмента.

Практическая часть

Данная тема – третья по счёту в курсе изучения Информатики и ИКТ в 8 классе по программе И.Г. Семакина и на её изучение отводится 18 часов.

Тематическое планирование раздела

«Текстовая информация и компьютер»

Тема урока (основные вопросы темы)

Требования к ЗУН в соответствии с программой или стандартами

Форма урока

Вид контроля

Домашнее задание

Текстовая информация и компьютер (18 часов)

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

26-27

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.

лекция

§ 13, № 6,7,8 с. 75,

карточка (8_090)

28-29

Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

лекционно-практическое занятие

самостоятельная работа

§ 14, 15, № 2 с. 77

30-31

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

лекционно-практическое занятие

проверочная работа

§ 16, № 6,7,8 с. 90, карточка (8_117)

32-33

Основные приемы ввода и редактирования текста;

Лабораторная работа № 5 (карточка 8_108)

§ 17, № 4 с. 93, правила ТБ

34-35

Постановка руки при вводе с клавиатуры;

Лабораторная работа № 6

правила ТБ

36-37

Работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена;

Лабораторная работа № 7 (карточка 8_109, 8_110)

правила ТБ

38-39

Работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками;

Лабораторная работа № 8 (карточка 8_118)

правила ТБ

40-41

Вставка объектов в текст (рисунков, формул)

Лабораторная работа № 9

правила ТБ, повторить главу 3 (§ 13-17)

42

Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Лабораторная работа № 10

43

Контрольная работа по теме «Текстовая информация и компьютер».

контрольная работа № 2

При изучении раздела используются следующие методы и формы ведения урока: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, лекция, беседа, семинар, собеседование, зачёт, лабораторная, самостоятельная, практическая работы.

На лекционных занятиях активно применяются электронные образовательные ресурсы, в частности ЦОР И.Г. Семакина для 8 класса, а также материал глобальной сети Интернет. Например, при объяснении темы «Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы» используются следующие плакаты:

А также презентация (Компьютерные тексты).

В качестве домашнего задания учащимся, помимо стандартного задания из учебника (§ 13, № 6,7,8 с. 75) дается карточка – задание (8_090, 8_117 см. Приложение) для более полного охвата темы.

На лабораторных работах учащимся предоставляются задания различных уровней сложности. Например, при выполнении Лабораторной работы № 5 «Основные приемы ввода и редактирования текста» используются следующие карточки – задания:

КАРТОЧКА 1.

Лабораторная работа № 1

  1. Запустите программу Word: Пуск – Программы – Microsoft Office – MS Word.

  2. С помощью клавиатуры наберите следующий текст как показано в работе:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

  1. Для перехода на следующую строку, используйте клавишу Enter.

  2. Для написания большой буквы, используйте клавишу Schift или Caps Lock.

  3. Сохраните документ: Файл – Сохранить как. В появившемся окне «Сохранение документа» выбираем папку с номером и буквой своего класса, нажимаем, открываем и в строке «Имя документа» пишем «Стихотворение», затем нажимаем на кнопку «Сохранить».

  4. Закройте программу Word, нажав на красный крестик в правом верхнем углу окна.

КАРТОЧКА 2.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1


1.
Наберите с помощью клавиатуры стихотворение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый», причем заголовок наберите заглавными буквами и каждую строчку тоже начинайте с заглавной буквы. Располагайте текст около левого края экрана.

ЛУКОМОРЬЕ

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказки говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон и дверей.

2. Отделите все строки друг от друга, вставляя каждый раз пустую строку.

3. Употребляя операцию разбиения строки, сделайте так, чтобы в каждой строке осталось только одно слово, и расположите эти слова лесенкой (как у Маяковского).

4. Соедините сроки так, чтобы они стали такими, как до разбиения. Что у Вас получилось? Если это первоначально набранный текст, то ПОЗДРАВЛЯЕМ!

5. Сохраните свой файл: меню «Файл», «Сохранить как», «Мои документы», «Лукоморье», «Сохранить».

КАРТОЧКА 3: 8_108 см. Приложение (из ЦОР И.Г. Семакина).

При выполнении проверочных работ, учащимся также предоставляется материал из ЦОР И.Г. Семакина или подготовленный учителем.

Контрольная работа представляет собой тест, который выполняют учащиеся:

Тест по теме "Текстовая информация и компьютер"

1.Текстовой редактор Word – это:

а) прикладная программа;

б) базовое программное обеспечение;

в) сервисная программа;

2. Под термином «Окно документа» понимают:

а) размер полосы набора;

б) отображение документа;

в) логотип редактора.

3. При нажатии на кнопку с изображением принтера на панели пиктографического меню в Word:

а) происходит вставка скопированного блока;

б) выделяется весь файл;

в) происходит печать документа;

4. При нажатии на кнопку с изображением Ч на панели форматирования программы Word:

а) происходит подчеркивание текста;

б) удаление текста;

в) перемещение текста;

5. Абзацные отступы и ширина колонок могут изменяться в Word:

а) линейки прокрутки;

б) координатной линейки;

в) строки состояния;

 

6. При нажатии на кнопку с изображением изогнутой влево стрелки на панели пиктографического меню в Word приведет:

а) появиться диалоговое окно для
добавления гиперссылки;

б) отменяется последняя команда;

в) происходит разрыв страницы;

7. При нажатии на кнопку с изображением дискеты на панели пиктографического меню Word происходит:

а) считывание информации с дискеты;

б) запись документа на дискету;

в) сохранение документа;

8. При нажатии на кнопку с изображением ножниц на панели пиктографического меню Word:

а) происходит разрыв страницы;

б) вставляется текст из буфера обмена;

в) удаляется выделенный текст;

9. С помощью компьютера текстовую информацию можно:

а) хранить, получать и обрабатывать

б) только хранить

в) только получать

10. Устройством ввода текстовой информации является:

а) мышь

б) экран дисплея

в) клавиатура

11. Устройством вывода текстовой информации является

а) клавиатура

б) экран дисплея

в) дисковод

12. Текстовый редактор может быть использован для:

а) сочинения музыкального произведения

б) рисования

в) написание сочинений

13. Пропущено слово в ряду: "символ-…- строка-фрагмент текста". Это слово:

а) слова

б) абзац

в) страница

14. К числу основных преимуществ работы с текстом в текстовом редакторе (по сравнению с пишущей машинкой) следует назвать:

а) возможность многократного редактирования текста

б) возможность более быстрого набора текста

в) возможность использования различных шрифтов при наборе

15. Курсор - это:

а) устройство ввода текстовой информации

б) клавиша на клавиатуре

в) отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ

16. Для переключения режимов при наборе прописных и строчных букв в текстовых редакторах, как правило, служит клавиша:

а) <Caps Lock>

б) <Shift>

в) <Enter>

17. При наборе текста одно слово от другого отделяется:

а) точкой

б) пробелом

в) запятой

18. При редактировании текста для удаления неверно набранного символа используется клавиша:

а) <Insert>

б) <Enter>

в) <Delete>

19. Выберите нужное понятие: "Библиотека-каталог", "Книга-оглавление","Текстовый редактор-…."

а) текст

б) окно

в) меню

20. Меню текстового редактора - это:

а) часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом

б) подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа

в) информация о текущем состоянии текстового редактора.

21. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве в виде:

а) файла

б) таблицы кодировки

в) каталога

22. При считывании текстового файла с диска пользователь должен указать:

а) размер файла

б) тип файла

в) имя файла

Тест предоставляется учащимся в двух вариантах с разным количеством вопросов: бумажном (проверяет учитель и рефлексия проходит под руководством учителя) и компьютерном (учащиеся сразу получают результат и могут провести рефлексию сами). Учащиеся сами выбирают вариант решения теста. На итоговом тестировании проверяется работа учащихся не только с материалом учебника, но и с дополнительной литературой других источников (библиотека, ресурсы Интернет, энциклопедии и т.д.), а также практические навыки, полученные на лабораторных работах.

Однако успешность работы учащихся зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу учащихся на уроке. Поэтому особо хочется подчеркнуть важность самостоятельного добывания знаний учащимися при изучении той или иной темы (вопроса). В такой ситуации ученики проявляют заинтересованность в работе с информацией, выдвигают и обосновывают свои предположения, вспоминают пройденный материал, самостоятельно получают новые знания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Документ
    И, действительно, учитель в жизни каждого из нас играет огромную роль. Это с ним связаны все годы учёбы. Он не только даёт азы науки, но и помогает нам стать настоящими людьми, а также правильно выбрать профессию.
  2. Приказ от 16 января 2012 года №1-уч Великий Новгород Озачислении слушателей на курсы повышения квалификации в 2012 году Всоответствии с государственным заданием оаоу «ниро» на 2012 год и заявками образовательных учреждений

    Документ
    имя, отчество слушателя (полностью) Место работы (название ОУ, город, район), должность 1 Уральская Наталья Григорьевна Директор МАОУ СОШ № Великого Новгорода Оболенская Людмила Сергеевна Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № Великого
  3. Урс направлен на привлечение обучающихся образовательных учреждений Новгородской области к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды

    Конкурс
    1.1.Областной конкурс юных исследователей окружающей среды (далее конкурс) направлен на привлечение обучающихся образовательных учреждений Новгородской области к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды.
  4. Публичный доклад Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Доклад
    Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества №1», именуемое в дальнейшем «Учреждение» является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением.
  5. Самоанализ деятельности Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Документ
    В 1995 году музыкальная школа переименована в Муниципальное учреждение «Музыкальная школа». Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц № 53499 от 01.

Другие похожие документы..