Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Заседание'
Цель любой управленческой деятельности – организовать работу так, чтобы она принесла наибольший эффект. Для этого необходимы различные ресурсы, прежд...полностью>>
'Документ'
Каждый народ считает, что он живет в центре, что он посредник между двумя мирами, Западом и Востоком, Севером и Югом — будь то Россия, Греция, Герман...полностью>>
'Документ'
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом остро...полностью>>
'Документ'
Поняття, види та правовий режим внутрішніх морських вод. Внутрішні моря, затоки та бухти, морські порти. Правове становище іноземних торгівельних суд...полностью>>

Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ Бийск

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

Л.Б. Повитухина

Формирование

правильной осанки

у школьников

Методические рекомендации

для учителей общеобразовательных школ

Бийск

БПГУ им В.М. Шукшина

2007

ББК 53.54

П 42

Печатается по решению
редакционно-издательского совета

Бийского педагогического государственного университета

им. В.М. Шукшина

Научный редактор:

кандидат педагогических наук доцент кафедры

физического воспитания БПГУ Л.А. Рыкова (г. Бийск).

Рецензенты:

доцент кафедры физического воспитания БПГУ

М.Л. Братилов (г. Бийск);

зав. отделением лечебной гимнастики диагностического центра «Мать и дитя» С.А.Волкова (г.Бийск).

П 42 Повитухина, Л.Б.

Формирование правильной осанки у школьников [Текст] : Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Л.Б. Повитухина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. - 87 с. - 50 экз.

В методических рекомендациях дано понятие правильной осанки, ее диагностика и функциональное обследование, а также подробно описаны виды нарушений осанки, причины их возникновения и профилактические меры. Даны практические рекомендации для формирования правильной осанки в условиях школы.

Методические рекомендации предназначены учителям общеобразовательных школ, родителям.

© Повитухина Л.Б., 2007.

© БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007.


Введение

Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском и юношеском возрасте следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит переходящая деформация позвоночника.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника и стоп. Отечественная статистика неблагоприятнее. Проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях г. Москвы показали, что более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у 1/3 этих детей уже есть различные врожденные аномалии. За последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз. Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 18 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет.

Интерес вызывает сравнение частоты распространения нарушений осанки среди девочек и мальчиков. В раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий практически нет, но в школьном возрасте у девочек нарушения осанки в 4-6 раз чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации позвоночника.

Такие факты вызывают естественную тревогу врачей, педагогов и родителей. Плохая осанка, искривленный позвоночник не только портят фигуру, но и существенно влияют на физическое развитие, снижают жизненные функции организма, его работоспособность. Воспитание гармонически развитой личности невозможно без формирования правильной осанки.

Важную роль в обеспечении функций позвоночника и его нормального развития играет физическое воспитание, которое должно обеспечивать развитие общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, создавая крепкий мышечный корсет – основу осанки.

Выделяют следующие формы физического воспитания школьника:

Физическое воспитание в школе:

  • урок физкультуры 2 раза в неделю;

  • гимнастика перед уроками;

  • физкультурные паузы на уроке;

  • организованные подвижные игры на перемене.

Внешкольные формы физического воспитания:

  • занятия в спортивных секциях;

  • участие в соревнованиях;

  • участие в спортивных праздниках.

Физическое воспитание в семье:

  • утренняя гимнастика;

  • физкультминутки между приготовлением уроков;

  • прогулки и игры на воздухе;

  • спортивные развлечения;

  • экскурсии и походы в выходные дни.

Формирование правильной осанки — проблема педагогическая и гигиеническая. Поэтому решать ее надо общими усилиями педагогов, врачей и родителей.

При формировании осанки нельзя ограничиться применением рационально подобранных физических упражнений, необходимо организовать общий и двигательный режим дома и в школе.

В данной работе дано понятие правильной осанки, подробно описана ее диагностика, виды нарушений, профилактические меры. Даны подробные методические рекомендации по формированию правильной осанки в условиях школы и по организации общего режима дома.

Понятие правильной осанки

Под термином «осанка» принято понимать привычное положение тела стоя, лежа, сидя, во время ходьбы. Она определяется положением головы и пояса верхних конечностей, физиологическими изгибами позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах), формой грудной клетки и живота, наклоном таза, положением нижних конечностей, и зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от состояния мышечного аппарата, его способности к длительному статическому напряжению. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Немаловажное значение имеет форма стопы и ног в целом – нормальная, Х-образная или О-образная.

Под правильной осанкой понимается так называемая основная стойка, при которой равновесие тела длительно удерживается без значительного мышечного усилия, позвоночный столб сохраняет нормальные физиологические кривизны и создаются благоприятные условия для дыхания и кровообращения. При этом центр тяжести расположен над линией, соединяющей оба тазобедренных сустава, проецируясь на уровне тела 3 крестцового позвонка. Такое расположение центра тяжести обеспечивает наиболее устойчивое состояние тела человека в вертикальном положении, так как направляющая силы тяжести проходит через оси движения коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры. Ось тела в боковой проекции при нормальной осанке проходит через ухо, колено и середину стопы.

Правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью. При этом: голова держится прямо, плечи симметрично расположены, развернуты и слегка опущены; углы лопаток, прилежащих к грудной клетке, расположены симметрично и на одном уровне; симметрично расположены соски; одинаковая форма “треугольников талии”, основание которых образуется опущенными руками, а стороны – линией талии; симметричное и одноуровневное положение гребней подвздошных костей; симметричное положение ягодичных складок; живот плоский или умеренно выпуклый (линия живота и линия грудной клетки должны совпадать); одинаковая длинна нижних конечностей; правильное положение стоп. Профиль позвоночника образует волнообразную линию с равномерными возвышениями и углублениями одинаковой высоты. Представление о нормальной осанке дает положение человека, стоящего у ростомера.

Правильная осанка позволяет нормально располагать внутренние органы относительно друг друга, создает на них правильные инерционные усилия при движении (например, прокачку крови по венам вверх, продвижение каловых масс – вниз), что способствует их нормальной работе. Одно это позволяет органам нормально работать, не передавливать друг друга, не вызывать застоев и других отрицательно сказывающихся на организме действий.

Процесс формирования правильной осанки начинается с самого раннего возраста и создается воспитанием, обучением и тренировкой. Причем тренировкой длительной и постоянной. Можно задать вопрос: почему для выработки правильной осанки требуется длительная и систематическая работа? Дело в том, что поза правильной осанки для не тренированного человека утомительна. Для ее поддержания в течение длительного времени (в течение дня) надо иметь не только достаточную культуру мускулов тела, но и достаточный запас тренированности тех мышц, которые держат тело в положении правильной осанки. Правильную осанку относительно легко соблюдать в движении, в ходьбе. Но при длительном статическом положении тела стоя или сидя, сохранить правильную осанку очень трудно даже для занимающихся спортом.

Диагностика правильной осанки

При осмотре спереди у человека, имеющего нормальную осанку, определяется строго вертикальное положение головы; подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край глазниц и козелки ушей, горизонтальна; линия надплечий горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (шейно-плечевые) — симметричны; грудная клетка не имеет западаний или выпячиваний и симметрична относительно средней линии; живот так же симметричен, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на средней линии.

При осмотре сзади — лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы — на одной горизонтальной линии. На одной горизонтальной линии будут также ягодичные складки и подколенные ямки; симметричны треугольники талии.

При осмотре сбоку — грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, угол наклона таза находится в пределах 35-55° (он меньше у мальчиков и мужчин).

Простейший способ проверки осанки, который легко осуществить в домашних условиях, следующий: встаньте в вертикальной плоскости (у стены без плинтуса или у двери с ровной поверхностью), касаясь ее затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Положение правильной осанки в лицевой плоскости проверяется по вертикальной линии, нарисованной на зеркале: все части фигуры должны устанавливаться так, чтобы симметричные точки правой и левой стороны тела располагались по горизонтальным линиям.

Еще один способ выявления нарушения осанки: осматриваемого нужно раздеть, максимально наклонить вперед и отметить йодом точки выступающей части остистых отростков позвоночника. При выпрямлении позвоночника к остистому отростку 7 шейного позвонка (самый выступающий шейный позвонок) прикладывается свободный конец ленты или шнура, либо проводится йодом средняя линия до межъягодичной складки. При правильной осанке лента совпадает с отметками на спине, при наличии дефектов осанки отметки на остистых отростках отходят в сторону от средней линии.

Еще оценить правильность осанки можно с помощью плечевого индекса (Пл. инд.). Для этого необходимо измерить ширину плеч со стороны спины (плечевая дуга) и ширину плеч со стороны груди. Пл. инд. = (ширина плеч/плечевая дуга)×100%. Если плечевой индекс равен 90-100%, то у ребенка правильная осанка.

Функциональное обследование

Функциональное обследование позволяет установить подвижность позвоночника и силу мышц спины и брюшного пресса.

Подвижность позвоночника определяется из исходного положения стоя, стопы параллельны.

Ученик должен наклонить туловище и коснуться пола кончиками пальцев или ладонями, не сгибая ног в коленях. Если пальцы не достают до пола, значит, подвижность вперед ограничена. Расстояние от пола до пальцев измеряется сантиметровой лентой и записывается (для сравнения с последующими измерениями).

Для оценки подвижности позвоночника назад измеряется расстояние от остистого отростка седьмого шейного позвонка до начала межъягодичной складки. Затем это же расстояние измеряется при максимально возможном наклоне головы и туловища назад (ноги прямые). Полученная разница в сантиметрах и будет показателем подвижности. Разница менее 6 см у детей 7-11 лет и менее 4 см в возрасте 12-16 лет указывает на ограничение подвижности. Хороший показатель 9-10 см; при разнице выше 12 см подвижность позвоночника следует считать чрезмерной.

Боковая подвижность определяется так: сначала измеряют расстояние от кончика среднего пальца каждой руки до пола, затем то же при максимальном наклоне туловища в сторону. Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и асимметрию боковой подвижности. В каждом отдельном случае учитывается длина рук, ног и туловища.

Для оценки силы мышц спины школьник должен лечь вниз лицом поперек кушетки так, чтобы верхняя часть туловища до гребешков подвздошных костей находилась на весу, руки на поясе (ноги удерживает обследователь). Время до полного утомления мышц спины определяется по секундомеру: для детей 7-11 лет оно должно быть равно примерно 1-2 мин., для детей 12 лет и старше - 2-4 мин.

При оценке силы мышц правой и левой стороны туловища ученик ложится поперек кушетки на бок. Время удержания туловища в горизонтальном положении для детей 7-11 лет равно в норме примерно 1-1,5 мин., для школьников 12-16 лет - 1,5-3 мин.

Сила мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положения лежа на спине (руки на поясе) в положение сидя и обратно (ноги удерживает обследователь). Темп медленный, не свыше 16 раз в минуту. В норме дети 7-11 лет выполняют это задание 15- 20 раз, в возрасте 12-16 лет - 20-40 раз.

Функциональное обследование подвижности позвоночника и состояния мышц туловища позволяет оценить эффективность применяемых упражнений.

Обследование проводится в начале учебного года и в конце каждого полугодия.

Виды нарушения осанки

и деформации позвоночника

Отклонения от правильной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки.

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной, сагиттальной плоскостях и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.

Классификация видов дефектов осанки

Виды дефектов осанки

В сагиттальной плоскости

Во фронтальной плоскости

С увеличением физиологических изгибов позвоночника

Асимметричная осанка

Сутулость

Круглая спина

Кругло-вогнутая спина

С уменьшением физиологических изгибов позвоночника

Плоская спина

Плоско-вогнутая спина

Нарушения в сагиттальной плоскости связаны с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника (увеличение или уменьшение). Нарушение осанки во фронтальной плоскости связано с отсутствием симметрии между правой и левой половинами туловища.

Сутулость – нарушение осанки, в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной клетки. У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных мышц, напротив, увеличена. Живот выступает.

Круглая спина – нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает полностью, кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени. У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных мышц, напротив, увеличена. Живот выступает. Развитию круглой спины способствуют продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а так же слабость мышц спины.

Кругловогнутая спина – нарушение осанки, состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло-вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных мышц увеличена.

Плоская спина – нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь – поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выступает. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию. У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота. Есть точка зрения, что такие дети наиболее предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.

Плосковогнутая спина – нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таза увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной клетке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.

Наиболее часто нарушения осанки проявляются тем, что позвоночник слегка искривляется вбок при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Со временем искривление делается постоянным, изменяется осанка, резко ухудшается подвижность позвоночника и всякое физическое напряжение становится утомительным.

Одно из самых распространенных проявлений нарушений осанки — отклонение в положении лопаток, или крыловидные лопатки, когда одна или обе лопатки отстают от ребер и своим внешним видом напоминают маленькие крылья, отчего и получили такое название. Крыловидные лопатки чаше всего наблюдаются у людей со слаборазвитой мускулатурой и сопутствуют таким нарушениям осанки, как плоская спина, сутулая и круглая спина. Для людей, имеющих крыловидные лопатки, типичны свисающие и сдвинутые вперед плечи.

Необходимо отметить, что свисающие и сдвинутые вперед плечи могут быть и у людей с хорошо развитой мускулатурой. Причиной этого служит нарушение нормального силового соотношения между грудными мышцами и мышцами спины, сближающими лопатки. Чрезмерно сильные грудные мышцы «перетягивают» в свою сторону плечи, а вместе с ними и лопатки. Мышцы, прикрепляющиеся к лопаткам сзади, оказываются не в состоянии удерживать их в правильном (т.е. отведенном назад) положении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (1)

    Методические рекомендации
    Методическая разработка представляет собой законченное авторское произведение, созданное с целью научно-методического обоснования цикла экскурсий, лекций и практических занятий по музейной просветительной программе «Познаем народы
  2. Методические рекомендации для учителей с. 25 -28 Приложение №2 (2)

    Методические рекомендации
    Методическая разработка представляет собой законченное авторское произведение, созданное с целью научно-методического обоснования цикла экскурсий, лекций и практических занятий по музейной просветительной программе «Познаем народы
  3. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины 29 1

    Методические рекомендации
    Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.
  4. Методические рекомендации к проведению дня знаний (методические и информационные материалы)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации представлены пакетом методических и информационных материалов, которые могут быть использованы учителями в подготовке и проведению Дня знаний в 2009-2010 учебном году, посвященного творчеству В.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.

Другие похожие документы..