Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Моя временная функция неожиданно оступилась и рухнула в трещину, а частотная функция рванула на бесконечность в нецензурном формате. На этой же матем...полностью>>
'Документ'
1. Утвердить прилагаемое Положение о Комиссии при Президенте Республики Дагестан по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим пр...полностью>>
'Документ'
Современный уровень производства элементной базы компьютеров, а также реализация аванварианта Системы обработки данных (СОД) СОАН позволяют создать н...полностью>>
'Документ'
Воображение. Виды и формы воображения. Психология общения. Характеристика основных психических процессов. Социализация личности....полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление рисками» Для специальности: 050506 «Экономика»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На основании анализа неравенства можно сделать сле­дующие выводы о влиянии различных условий на эффективность использования страхования на предприятии.

1. Чем больше размер формируемого предприятием фонда рис­ка, тем менее эффективным оказывается самострахование.

2. Эффективность самострахования падает с увеличением до­ходности деятельности предприятия и растет с увеличением до­ходности ликвидных высоконадежных инвестиций. Это положение имеет очевидный экономический смысл: с увеличением доходно­сти своей деятельности предприятию выгоднее вкладывать средст­ва в производство, чем отвлекать их на создание фонда риска. С другой стороны, рост доходности ценных бумаг повышает привле­кательность вложения в них временно свободных средств из фонда риска.

Тема 6. Управление инвестиционными рисками (5 часа).

  1. Закономерности управления инвестиционными проектами:

    • предынвестиционный этап проекта,

    • критерии оценки инвестиционного проекта,

    • оценка экономической эффективности проекта,

    • применение методов дисконтирования для оценки экономической оценки эффективности проекта,

    • применение методов дисконтирования для оценки риска проекта.

  2. Методы оценки инвестиционных рисков:

  • метод оценки ставки дисконта,

  • модель оценки капитальных активов,

  • метод куммулятивного построения ставки дисконта,

  • учет страновых рисков при оценке инвестиционных проектов.

  1. Оценка экономической эффективности страхования инвестиционных проектов:

  • методология оценки,

  • пример оценки.

  1. Практика страхования инвестиционных рисков:

  • страхование от политических рисков,

  • страхование инвестиций от финансовых и коммерческих рисков.

Суть инвестирования заключается во вложении собственного или заемного капитала в определенные виды активов, которые долж­ны обеспечить в будущем получение прибыли. Инвестиции могут быть долгосрочными и краткосрочными. В любом случае, для принятия решения о вложении капитала, необходимо располагать информацией, в той или иной степени подтверждающей три осно­вополагающих тезиса (условия):

• должен быть обеспечен полный возврат вложенных средств;

• предполагаемая прибыль должна быть достаточно велика, что­бы обеспечить привлекательность выбранного вида инвестиций по сравнению с другими возможностями;

• предполагаемая прибыль должна компенсировать риск, возни­кающий в силу неопределенности конечного результата.

Рис. Структура инвестиционных рисков

Последнее условие устанавливает прямую связь между риском и ожидаемым доходом от инвестиций. Чем выше риск, тем выше должен быть и предполагаемый доход. Если существует альтерна­тива выбора между вложениями в два вида активов с одинаковой доходностью, то, очевидно, что предпочтительным является вари­ант с меньшим риском недополучения прибыли. Таким образом, проблема управления инвестиционным проектом состоит в раз­работке программы вложения капитала, обеспечивающей тре­буемую доходность при минимальном уровне риска.

Формы и содержание инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными — от плана производства новой продук­ции до оценки целесообразности новой эмиссии акций действую­щего предприятия. Однако всегда присутствует временной лаг (задержка) между моментом начала инвестирования и моментом, когда проект начнет приносить прибыль.

Весь цикл развития проекта можно условно разбить на три этапа. На первом (предынвестиционном) этапе разрабатывается тех­нико-экономическое обоснование проекта, осуществляются марке­тинговые исследования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта, юридически оформляется проект и проводится эмиссия акций или других ценных бумаг.

На втором этапе происходит собственно инвестирование в выбранные активы: покупка акций или строительство нового про­изводственного комплекса, покупка оборудования и т.д.

С момента ввода в действие производственных фондов или по окончании формирования инвестиционного портфеля начинается третий (эксплуатационный) этап развития проекта. Он характе­ризуется началом возврата вложенных средств и получением до­хода. Значительное влияние на общую характеристику проекта будет оказывать выбранная длительность эксплуатационного эта­па. Чем больше рассматриваемый временной отрезок, тем большей будет совокупная величина дохода.

Предынвестиционный этап проекта

Как уже было отмечено, на этапе предынвестиционной подго­товки проекта проводится ряд исследований, позволяющих.оце­нить его будущую коммерческую привлекательность. Их результаты в соответствии с рекомендациями международных ор­ганизаций должны включать в себя следующие разделы:

• цели проекта, экономическое и правовое окружение (налоги, государственная поддержка и т.д.);

• маркетинговые исследования (потенциальные потребители, объем рынка, уровень конкуренции, номенклатура продукции, политика в области ценообразования, реклама);

• место размещения;

• проектно-конструкторская часть (технология, объемы строи­тельства, документация и т.д.);

• организация предприятия (структура, административный аппа­рат) и накладные расходы;

  • оценка затрат на производство продукции;

  • кадровая политика;

  • временные рамки осуществления проекта;

  • оценка коммерческой состоятельности и эффективности проекта;

  • оценка риска.

Метод дисконтирования основан на приведении всех будущих поступлений по проекту (включая дивиденды и остаточную стоимость активов) к стоимости «сегодняшнего дня». Операция дисконтирования определяет ожидаемую «немедленную» прибыль, возникающую сразу же после принятия решения об инвестировании. Ее абсолютная величина, очевидно, будет меньше но­минальной суммы всех будущих платежей, возможных в ходе реа­лизации проекта.

Подробное описание применения методов дисконтирования можно найти либо в публикациях ЮНИДО, либо в упоминавшихся ранее «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования». В данном разделе достаточно ограничиться лишь описанием основ­ных положений методики.

Ключевым параметром для применения рассматриваемого ме­тода является величина ставки дисконта (discount rate), которая может быть найдена различными способами. Главными фактора­ми, определяющими ее величину, являются так называемая без­рисковая ставка и надбавка за инвестиционный риск.

Для каждого интервала планирования (год, квартал) определя­ются так называемые факторы дисконтирования:

где DFi — фактор дисконтирования для /-го интервала плани­рования;

DRставка дисконта, соответствующая принятому интер­валу планирования;

i — порядковый номер интервала планирования при усло­вии, что начало осуществления проекта принято за ноль.

Используя полученные значения факторов дисконтирования, можно определить чистую текущую (приведенную) стоимость (NPV, net present value) проекта по следующей формуле:

NPV =NCV0 + NCViDF1 + … + NCVn DFn ,

где п — общее число интервалов планирования;

NPVчистая текущая стоимость;

NCViчистый поток денежных средств по окончании /-го интервала планирования (может быть как положительным, так и отрицательным);

NCVn — чистый поток денежных средств по окончании по­следнего интервала планирования;

DFi — фактор дисконтирования для /-го интервала плани­рования;

DFn — фактор дисконтирования для последнего интервала планирования.

Если рассчитанная по вышеуказанной формуле чистая текущая стои­мость проекта будет равна нулю, то это означает, что инвестор, в конце концов, окупит свои затраты, но не получит прибыли. Чем больше величина NPV тем привлекательнее проект для инвестора. Если же величина NPV отрицательная, то проект является убыточ­ным и от его реализации следует отказаться.

Учет неопределенности и оценка риска проекта. В ходе реализации инвестиционного проекта могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые существенно изменят запла­нированные показатели прибыли и издержек. Это может быть ре­зультатом действия как внутренних факторов (менеджмент, ошибки проектирования), так и внешних (политическая ситуация, изменение конъюнктуры рынка). Инвестиционный проект, как уже отмечалось, подвержен различным видам финансовых, коммерче­ских, страновых и других рисков.

Оценка инвестиционного риска в меньшей степени, чем другие этапы разработки проекта, поддается формализации и количест­венному выражению. Поэтому в данной области не существует

общепринятых стандартов.

Методы учета неопределенности конечных результатов реали­зации инвестиционного проекта можно условно разделить на три

группы:

• вероятностные методы;

• определение критических точек;

• анализ чувствительности.

Вероятностные методы основываются на знании количест­венных характеристик рисков, сопровождающих реализацию аналогичных проектов, и учете специфики отрасли, политической и экономической ситуации. В рамках вероятностных методов можно проанализировать и оценить отдельные виды инвестиционных рисков. В то же время два других метода – определение критических точек и анализ чувствительности - дают лишь общее представление об устойчивости проекта к изменениям заложенных в него параметров.

Определение критических точек обычно сводится к расчету так называемой «точки безубыточности».

Анализ чувствительности заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики, в качестве которых обычно, используется внутренняя норма прибыли или NPV. Техника проведения анализа состоит в изменении выбранных параметров в определенных пределах, при условии, что остальные параметры остаются неизменными. Чем больше диапазон вариации параметров, при котором NPV или норма прибыли остается положительной величиной, тем устойчивее проект

Тема 7: Риски в производственном предпринимательстве (5 часов)

  1. Риски невостребованности произведенной продукции

  2. Риски неисполнения хозяйственных договоров.

  3. Риски усиления конкуренции.

  4. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов.

  5. Риски потери имущества предпринимательской организации.

Производственное предпринимательство — это экономи­чески активная деятельность субъектов рыночной экономики, предметом которой является производство товаров, выпол­нение работ и оказание услуг, подлежащих последующей реа­лизации потребителям. При этом функция производства яв­ляется определяющей. С точки зрения общества в целом про­изводственное предпринимательство имеет приоритетное зна­чение, поскольку общественное богатство зависит от состоя­ния дел в сфере материального, научно-технического и сер­висного производства.

Предпринимательская деятельность в сфере производства товаров может носить основной или вспомогательный харак­тер. К основным относятся те виды предпринимательской де­ятельности, результатом которых является производство товара, готового к потреблению. К вспомогательным относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых сво­дится к разработке и передаче непосредственным товаропроизводителям способов, методов, приемов, применение кото­рых в процессе производства воздействует на повышение качественных и количественных характеристик производимого товара. Сюда же относятся предпринимательские фирмы, результатом деятельности которых является разработка и пере­дача непосредственным товаропроизводителям новой техни­ки, технологии или научно-технических разработок, оказание (услуг производственного характера (строительные работы, транспортные услуги и др.).

В настоящее время в России производственное предпри­нимательство является наиболее рисковым видом деятельно­сти. Это связано с тем, что процесс производства включает в себя несколько стадий, на каждой из которых предпринима­тель может понести потери в результате ошибочных действий [или негативного воздействия внешней среды.

Разрабатывая программу осуществления производственной деятельности, предприниматель в первую очередь выбирает предмет производственной деятельности, иначе говоря, наме­чает, какие именно товары, работы, услуги он намерен произ­водить, изучив потребности рынка. Данная стадия является основной, так как от правильности выбора предпринимательской идеи зависитуспех производственной деятельности. Сей­час перед предпринимателями открываются уникальные возможности практически в любой сфере деятельности, но при этом их выбор сводится, как правило, к двум направлениям:

♦ использованию уже накопленного опыта и профессиональных знаний;

♦ реализации себя в новой сфере деятельности. Какому из этих направлений отдать предпочтение? Универсальных советов здесь нет и не может быть, так как на выбор оказывают влияние различные факторы: компетентность пред­принимателя, характер профессиональной деятельности, дели, которые ставит перед собой предприниматель, решивший за­няться производственной деятельностью, наличие первона­чального капитала. Преимуществом первого пути является то, что, решив заняться предпринимательством в знакомой сфе­ре деятельности, предприниматель сможет использовать уже имеющиеся у него опыт, знания, квалификацию, то есть важ­нейшие ресурсы для успеха в любой сфере деятельности.

Если предприниматель не обладает необходимой специальностью или квалификацией, позволяющими быстро найти свою рыночную нишу (например, он является менеджером крупной производственной компании), в этом случае при вы­боре своего направления деятельности предпринимателем могут быть использованы следующие направления;

♦ «копирование» деятельности предприятия, на котором он работает, что возможно в том случае, если речь идет о сравнительно несложной продукции;

♦ выпуск продукции, еще не освоенной данным предпри­ятием, или усовершенствование выпускаемой продук­ции;

♦ выпуск отдельных комплектующих или запасных частей к продукции, производимой предприятием;

♦ разработка нового изделия или вида услуг.

Для оценки перспективности своих идей предпринимате­лям можно порекомендовать использовать модель «идеально­го бизнеса», которую разработал Ричард Г. Бускирк, профес­сор маркетинга и директор программы для предпринимателей в университете Южной Каролины. Данная модель помогает предпринимателям оценить достоинства предпола­гаемого вида деятельности с учетом возможного риска.

Критерии проверки перспективности начинаний предпринимателя

Критерий

Уровень риска

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Капитал

Рынки сбыта

Система торговли

Общественно осознанная потребность в товаре

Снабжение

Государственное регулирование

Наемный труд

Валовой доход

Частота заключения сделок

Элемент новизны

Кредиты

Моральное устаревание товара

Зависимость от партнеров

Этический аспект

Данная матрица позволяет проанализировать любое пла­нируемое начинание и наглядно увидеть, в чем заключается риск. Номера 1 — 10 вверху матрицы обозначают уровень риска: цифра 1 означает отсутствие риска в данной позиции, а 10 — очень высокий риск.

Однако высокий уровень риска для рассматриваемой предпринимателем идеи не означает, что данный вид деятель­ности неприемлем. В этом случае предпринимателю необхо­димо разработать программу по уменьшению и контролиро­ванию риска.

Низкий уровень риска при оценке перспективности идеи не означает, что будет достигнут невысокий уровень риска 1 и процессе производственной деятельности. Предпринимателю необходимо учитывать вероятность возникновения того или иного вида риска на всех стадиях производственного процес­са, от закупки сырья до реализации готовой продукции. В це­лом риск в производственном предпринимательстве включа­ет в себя следующие основные виды риска:

♦ риски невостребованности произведенной продукции;

♦ риски неисполнения хозяйственных договоров (кон­трактов);

♦ риски усиления конкуренции;

♦ риски изменения конъюнктуры рынка;

♦ риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

♦ риски потери имущества предпринимательской органи­зации;

♦ форс-мажорные риски.

В то же время в рамках отдельных видов риска необходимо выделить определенные подвиды риска, то есть дать более пол­ную их классификацию в производственном предпринима­тельстве.

Риск невостребованности продукции возникает вследствие отказа потребителя от приобретения продукции, произ­веденной предпринимательской фирмой. Риск характеризу­ется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по этой причине. Причин воз­никновения риска невостребованности произведенной про­дукции может быть много, они могут быть взаимосвязанны­ми и взаимообусловленными. Эти причины с точки зрения условий возникновения можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние причины возникновения риска зависят от де­ятельности самой предпринимательской организации, ее под­разделений и отдельных работников. К ним относятся следу­ющие:

♦ квалификация производственного персонала (работников);

♦ организация производственного процесса;

♦ организация снабжения предприятия материальными ресурсами;

♦ организация сбыта готовой продукции;

♦ организация рекламы производимой продукции;

♦ управление предприятием;

♦ маркетинговые исследования рынка.

Уровень риска невостребованности продукции зависит от уровня квалификации персонала предпринимательской орга­низации, так как именно ошибки работников могут повлечь за собой возникновение данного риска. Например, неправильно составленный специалистами прогноз спроса на произво­димую предприятием продукцию приведет к диспропорции [между объемом произведенной и реализованной продукции, т. е. часть продукции не будет реализована и превысит спрос. В результате подобной ошибки предпринимательская фирма понесет убытки. Кроме этого, неверно выбранные каналы сбыта произведенной продукции, направления ее сбыта, время и место реализации продукции работниками маркетинговой [службы могут привести к несоответствию фактического объема реализации прогнозному объему спроса, что также вызовет потери в прибыли.

Несоответствие уровня квалификации рабочих, других ка­тегорий работников в процессе применяемой технологии про­изводства продукции, низкая технологическая дисциплина, слабый контроль за качеством изготовления деталей, узлов, сборки может привести к низкому качеству продукции, а снижение качества произведенной продукции может сказаться на падении спроса на нее, что приведет к снижению цены про­дукции, а следовательно, уменьшению выручки и прибыли, а также к падению репутации предпринимательской фирмы, снижению ее конкурентоспособности, в результате чего фирма несет и материальный и моральный ущерб.

Организация производственного процесса может повлиять на уровень риска невостребованности продукции, так как на­рушения в технологическом цикле опять же приводят к сни­жению качества производимой продукции, к явному или скры­тому браку. Обнаружение скрытого брака потребителями на­носит не только экономический, но и моральный вред пред­принимательской организации. Возврат потребителем брако­ванной продукции приравнивается к невостребованной продукции, к тому же потребителю необходимо возместить при­чиненные убытки.

    1. Учебно-методические рекомендации по выполнению СРС и СРСП

Тема 1. Сущность риска как управленческой категории. Понятие управления риском.

Задание

  1. Эссе: «Стратегические угрозы и риски в экономической сфере».

Эссе должно содержать описание стратегических угроз и рисков в экономической сфере. Изложение материала должно включать собственную критическую оценку.

Литература:

  1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М: ИНФРА-М, 1998. – С.6-43;

  2. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.7-39;

  3. //Управление риском. – 2001 - №3

Контрольные задания для СРС:

1. Теория динамического развития экономики в условиях неопределенности и риска

Тема 2. Методы выявления риска

Задание

    1. Промышленная безопасность и стратегия управления промышленными рисками.

    2. Риски в инновационной деятельности.

Литература:

      1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М: ИНФРА-М, 1998. – С.78-95;

      2. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.39-61;

      3. //Управление риском. – 2001 - №2

Контрольные задания для СРС:

  1. Выделение рисков при принятии управленческих решений.

  2. Решение задачи №1.

Ниже представлена карта потоков, отражающая комплекс средств пожарозащиты

Выходные данные

Система температурного оповещения

Проведите анализ соответствующей карты потоков. Дайте соответствующие рекомендации вытекающие из представленной карты потоков.

Тема 3. Оценка предпринимательского риска

Задание

  1. Наиболее нецелесообразные методы выявления риска. Опишите и объясните точку зрения.

  2. Поострить дерево отказов для оценки риска аварий на производстве.

  3. Решение задачи 2. Фирма «Алтын» действует на рынке с 2000 года. Фирма производит валяльные изделия, поставщиком сырья для которых являются ТОО «Агропроток» и ТОО «Фиан». В таблице ниже представлены данные о поставке сырья после получения заказа данными фирмами в течении 10 месяцев.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ТОО «Агропроток»

25

3

41

14

3

18

16

13

12

2

ТОО «Фиан»

43

1

1

2

23

13

4

8

10

9

Проведите оценку исполнения контрактов данными фирмами, укажите с какой фирмой фирме «Алтын» менее рискованно работать.

Литература:

  1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М: ИНФРА-М, 1998. – С.101-115;

  2. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.61-88;

  3. //Управление риском. – 2002 - №4

Контрольные задания для СРС:

1. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.

Тема 4. Методы и пути минимизации риска

Задание

1. Аналитическая служба фирмы: казахстанская и американская модель

2. Предпринимательский риск как объект страхования

Литература:

  1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М: ИНФРА-М, 1998. – С.135-169;

  2. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.88-97;

  3. //Управление риском. – 2002 - №4

Контрольное задание для СРС:

1. Интегральная оценка риска

Тема 5. Оценка эффективности управления риском

Задание
  1. Какие модели управления рисками зарубежных стран приемлемы для Казахстана

  2. Решение задачи. 14 мая 2005 года при текущем курсе GBP/USD, равном 1,6600 инвестор купил опцион-колл с истечением 16 августа и ценой использования 1,6000 доллара за фунт стерлингов. Стоимость опциона составила 115 USD, что при размере контракта 75000 GBP

Через 2 недели, наличный курс GBP/USD составил 1,5800, при этом стоимость опциона возросла до 457,50 доллара. Что в данном случае наиболее выгодно сделать инвестору. Являлась л данная сделка оправданной с целью снижения инвестиционного риска

Литература:

  1. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.168-176;

  2. //Управление риском. – 2002 - №4

Контрольные задания для СРС:

1. Оценка эффективности менеджмента компании

Тема 6. Управление инвестиционными рисками

Задание:

    1. Задача.1.

Женщина-предприниматель собирается открывать ресторан недалеко от университетского городка. По одному плану проект включает бар с продажей пива, другой бар не включает бар. В том и другом случае ее шансы на успех будут 0,6 9 (и на провал 0,4).

Ежегодный доход, включая бар, равен $ 350000. Без бара доход составит только $ 275000. Провал в случае бара был бы оценен в - $ 95000, а без бара - $ 45000.

Выберите альтернативу для предпринимателя, используя показатель денежной отдачи как критерий решения. Должен ли бизнес-план включать бар?

    1. Задача 2.

Известно, что отдел исследований и развития маленькой компании проводит исследование по средству, улучшающему рост волос.

Президент компании должен дать рекомендации инвесторам. Он имеет налицо три возможности. Первая – продать новшество большой медицинской компании, это принесет $ 12500000. Вторая – начать экспериментальное лабораторное исследование и затем принимать решение, или третье – провести финансирование агрессивной маркетинговой программы в надежде, что тестирование нового средства будет идти хорошо. Реальная цель этих трех решений – двигаться так быстро, чтобы конкуренты имели маленький шанс их настигнуть. Программа экспериментального лабораторного исследования будет стоить $7500000, и имеется шанс 50/50, что будут получены благоприятные результаты. При неблагоприятных результатах тестирования с шансом один к десяти доход составит только $3500000.

С другой стороны, благоприятная формула косметического средства будет найдена, будут получены $ 22500000. Но так как компания маленькая, с ограниченными ресурсами и рыночными возможностями, даже с благоприятными результатами лабораторного исследования успех товара на рынке составляет только 40%. При благоприятном результате лабораторного исследования затраты будут включать не только $7500000 на тестирование, но также и $ 5500000 на маркетинг.

При третьей возможности компания проводит агрессивную маркетинговую стратегию. Президент компании считает, что существует только один шанс к пяти, что это надо делать. Однако выигрыш при успехе агрессивного маркетинга - $125000000 (эта цифра в пять раз больше, чем $ 45000000, отражающих передачу рынка потенциальному конкуренту, заключив с ним соглашение). В третьем случае маркетинговые затраты равны $5500000 и тестирование будет стоить $7500000.

Постройте дерево решений и выберите лучшее.

Литература:

  1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М: ИНФРА-М, 1998. – С.191-217;

  2. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.187-219;

  3. //Управление риском. – 2001 - №1, - 2001-№3, 2001-№4

Контрольные задания для СРС:

  1. Методы измерения странового риска.

  2. Contagation-один их факторов странового риска

  3. Решение задачи. Компания А занимает по плавающей ставке LIBOR плюс 1% и делает СВОП на фиксированную ставку 9,75%. Компания В занимает по фиксированной ставке 9,5% и делает СВОП на плавающую ставку LIBOR плюя 1,5%. Составьте схему действия данной операции

Тема 7. Риски в производственном предпринимательстве

Задание:

      1. Проектные и кредитные риски и проблемы их страхования

Литература:

        1. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М: ИНФРА-М, 1998. – С.169-191;

        2. Хохлов НВ. Управление риском: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999. – С.176-187;

        3. //Управление риском. – 2001 – №3

Контрольные задания для СРС:

  1. Международный коммерческий арбитраж и проблема минимизации предпринимательских рисков

Решение задачи. Вы имеете возможность положить сумму 1 000 у.е. на депозит под 5% годовых . Рассчитайте прибыль на каждый в течении трех лет, а также общую прибыль за три года.

8.3 Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Управление рисками»

  1. Понятие «риск» и краткая история развития специальности риск-менеджер.

  2. Классификация рисков

  3. Этапы управления риском

  4. Этапы выявления риска в процессе риск-менеджмента.

  5. Организация контроля и выявления риска на предприятии.

  6. Опросные листы при выявлении риска

  7. Структурные диаграммы при выявлении риска

  8. Карты потоков при выявлении риска

  9. Прямая инспекция при выявлении риска

  10. Анализ финансовой и управленческой отчетности.

  11. Задачи процесса оценки риска.

  12. Методы оценки вероятности неблагоприятных событий

  13. Метод построения деревьев событий

  14. Метод «События-последствия»

  15. Метод построения деревьев отказов

  16. Метод управления риском – уклонение

  17. Метод управления риском – локализация

  18. Метод управления риском – диссипация

  19. Метод управления риском - компенсация

  20. Методы оценки предпринимательского риска

  21. Различные виды ущерба при неблагоприятных событиях.

  22. Диверсификация как метод снижения риска.

  23. Передача риска и ее значение.

  24. Страхование предпринимательских рисков.

  25. Пути снижения внутренних предпринимательских рисков

  26. Финансирование риска

  27. Страхование как метод снижения риска, особенности страхования рисков, страховой случай, классификация страхования рисков.

  28. Страховые фонды, критерии устойчивости и платежеспособности страховой компании.

  29. Перестрахование при управлении риском.

  30. Самострахование, его необходимость в целях минимизации риска,

  31. Особенности формирования внутреннего и внешнего фонда рисков, оптимальный размер фонда риска предприятия.

  32. Методы оценки эффективности управления рисками.

  33. Критерии оценки эффективности применения методов управления риском.

  34. Мероприятия по управлению риском и их влияние на стоимость предприятия.

  35. Относительная оценка эффективности управления риском на основе анализа финансового состояния риска.

  36. Факторы, влияющие на эффективность управления риском.

  37. Инвестиционные риски и их место в инвестиционном проекте

  38. Методы оценки инвестиционных рисков

  39. Оценка экономической эффективности страхования инвестиционных проектов

  40. Практика страхования инвестиционных рисков

  41. Валютные риски: сущность и классификация

  42. Валютный опцион и его значение при управлении валютным риском

  43. СВОП-сделки и их значение при управлении валютными рисками

  44. Форвардные сделки и их роль при управлении валютными рисками

  45. Фьючерсные сделки и их роль при управлении валютными рисками

  46. Коммерческие риски и их классификация

  47. Процентные финансовые риски и их содержание

  48. Портфельные финансовые риски и их содержание

  49. Валютные финансовые риски и их содержание

  50. Риск-менеджмент. Стратегия и тактика управления.

  51. Роль интуиции и инсайта в управлении риском

  52. Субъективный и объективный метод оценки риска

  53. Неопределенности, влияющие на успех инновационного проекта

  54. Способы воздействия на риск: снижение, сохранение и передача

  55. Источники инвестиций в РК и их подверженность риску

  56. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности. Критерии отбора наилучшего варианта решения.

  57. Математические методы при выявлении и оценке рисков

  58. Предпринимательские риски в Казахстане

  59. Инновационный риск и его место в Казахстане

  60. Страновые риски их значение при ведении внешнеэкономической деятельности на предприятии



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономический анализ»

    Учебно-методический комплекс
    Целью преподавания данной дисциплины является изучение организации аналитической работы в области состояния субъектов хозяйствования. Данный курс предусматривает изучение содержание экономического анализа, его роли и значения для
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение дисциплины « Институциональная экономика» базируется на изучении дисциплин: «Экономическая теория», «Экономическая история», «Макроэкономика»,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика и управление в акционерных обществах» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение дисциплины «Экономика и управление в акционерных обществах» базируется на изучении дисциплин: «Экономическая теория», «Экономическая история», «Макроэкономика», «Экономическая социология», «Экономика предприятия», «Экономика производства».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании , рабочей программы «Маркетинг» для высших учебных заведений по специальности «050508–Маркетинг»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Аудит» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен на основе ГОСО и рабочих учебных планов экономических специальностей, типовой программе дисциплины «Аудит I,II».

Другие похожие документы..