Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Руководители и специалисты финансовых служб, специалисты контрольно-ревизионной службы, руководители и специалисты службы внутреннего аудита, внешние ...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 10 ноября 2010 года № 1121 «О внесении изменений в Постановление администрации Брян...полностью>>
'Документ'
Джек Лондон «По заснеженным тропам» 11 . Марчелло Мастроянни «Красивая жизнь» 117. Ив Монтан «И великое, и смешное» 118. Жерар Филипп «Фанфан» 119....полностью>>
'Диплом'
3. раздел о нас- отдельная страница с описанием компании, фото наших дипломов, наград, побед, пресса о нас, наши статьи в прессе, с возможностью разме...полностью>>

Программа учебной дисциплины «Экологическое право» Для направления 030501. 65 Юриспруденция

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета – Высшей школы экономики

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Программа учебной дисциплины

«Экологическое право»

Для направления 030501.65 Юриспруденция

Курс III (модули 2,3)

Автор: к.ю.н., доцент Ракова Е.Г.

Санкт – Петербург

2010

Пояснительная записка

Составитель:

кандидат юридических наук, доцент Ракова Елена Геннадьевна

Выписка

из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по специальности 030501.65 – юриспруденция,

квалификация – юрист

по содержанию дисциплины «Экологическое право»

ОПД.Ф.15

Экологическое право

Предмет и система экологического права; объекты экологических отношений: история правового регулирования экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические правоотношения; источники экологического права; право собственности на природные ресурсы; правовые формы использования природных ресурсов; правовая охрана природных объектов; организационный механизм охраны окружающей природной среды; экономические механизмы охраны окружающей природной среды; ответственность за экологические правонарушения; правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением; экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов; экологические требования при эксплуатации объектов; правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов; правовой режим природно-заповедного фонда; правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон; правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды; правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах.

132

Распределение учебного времени по видам занятий

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экологическое право» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501.65 - «Юриспруденция» и учебным планом.

Специальность: Юриспруденция

Форма обучения: очная

Курс – 3

Модули: 2,3

Распределение учебного времени по видам занятий

Всего по плану (в часах)

Аудиторные занятия

Из них

Самостоятельная работа

Форма итогового контроля

Лекции

Семинарские и

практические занятия

Контрольные работы

80

40

32

8

эссе

40

Экзамен

Значение учебного курса «Экологическое право» заключается в том, что теоретико-правовые идеи, понятия, принципы данной дисциплины формируют важнейшие элементы содержательной и методологической базы профессиональной подготовки юриста независимо от его последующей специализации. Изучение дисциплины «Экологическое право» обеспечивает установление и закрепление межпредметных связей с отраслевыми и специальными юридическими дисциплинами.

Изучение данной дисциплины позволяет студентам сформировать компетенции по определению особенностей правоотношений, возникающих в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды (природоресурсное и природоохранное право).

Цель изучения дисциплины:

1. Подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы, положения законодательства и умеющих применять его в практической деятельности;

      1. Формирование у обучающихся эколого-правового мировоззрения, общеправовой ориентировки, эколого-правовой культуры, способности принимать обоснованные, юридически грамотные решения в практической деятельности, направленной на защиту природной среды, а также бережного расходования естественных ресурсов государства.

Основными задачами учебного курса «Экологическое право» являются:

1. Уяснение правовых понятий, необходимых для эффективного и более полного освоения других юридических дисциплин.

2. Овладение знаниями, имеющими базовое значение для профессиональной подготовки юристов в сельскохозяйственной сфере.

3. Активизация интереса к избранной специальности, выработка стремления к повышению профессиональной квалификации.

4. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

5. Изучение механизма государственно-правового регулирования экологических отношений.

6. Рассмотрение практических вопросов разрешения споров в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

7. Исследование вопросов связанных с совершением экологических правонарушений, а также применение юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

8. Освоение основных экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

9. Понимание проблемных вопросов правовой охраны окружающей среды в урбанизированных зонах.

10. Изучение правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

11. Исследование правового режима зон экологического бедствия, зон чрезвычайной ситуации.

      1. Рассмотрение международно-правового механизма охраны окружающей среды, а также изучение вопросов, связанных с правовой охраной окружающей среды в зарубежных странах.

Далее мы будем использовать модель, выработанную европейским сообществом, где используются следующие понятия для определения компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки 030501.65 «Юриспруденция» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности:

- компетентностьспособность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (в данном понятии учитывают следующие критерии: человек, опираясь на результаты обучения, понимает суть профессиональной ответственности и последствий своей деятельности; человек способен выполнять поставленные перед ним профессиональные задачи);

- компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

- результаты обученияусвоенные профессиональные знания, умения и навыки.

Выпускник по направлению подготовки подготовки 030501.65 «Юриспруденция» (специалитет) в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, должен обладать следующими компетенциями (ОНК, ИК, СЛК, ПК):

1. ОНК. Общенаучные компетенции:

а) общенаучные компетенции, отвечающие за интеграцию в образовательном пространстве:

  • Способность обучаться;

  • Синтезировать знания;

  • Владеть системным анализом, научной рефлексией.

б) общенаучные компетенции, отвечающие за интеграцию в профессиональном пространстве:

  • Способность применять знания на практике;

  • Исследовательские навыки;

  • Креативная способность генерировать новые идеи;

  • Способность работать автономно.

в) общенаучные компетенции, обеспечивающие профессиональную грамотность в интеграционном пространстве:

  • Способность адаптироваться в новых ситуациях;

  • Понимание специфики данного вида правоотношений в различных ситуациях.

2. ИК. Инструментальные компетенции:

а) инструментальные компетенции, отвечающие за интеграцию в образовательном пространстве:

    • Устная и письменная коммуникация на родном языке и (предпочтительно) владение вторым языком;

    • применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

    • Базовые общие знания.

б) инструментальные компетенции, отвечающие за интеграцию в профессиональном пространстве:

  • Способность организовывать и планировать;

  • Быть способным подготовить и принять решение в конкретной юридической ситуации;

  • Основные профессиональные знания.

в) инструментальные компетенции, обеспечивающие профессиональную грамотность в интеграционном пространстве:

    • Способность к решению проблем;

    • Понимание основных принципов работы юридических механизмов в данной сфере правоотношений;

    • Представление об основных юридических формах и способах решения и разрешения юридических ситуаций.

3. СЛК. Социально-личностные и общекультурные компетенции.

а) Социально-личностные и общекультурные компетенции, отвечающие за интеграцию в образовательном пространстве:

  • Способность общаться с экспертами в других областях знаний;

  • Способность работать в междисциплинарных командах;

  • Способность принимать критику, осуществлять рефлексию по отношению к себе и другим.

б) Социально-личностные и общекультурные компетенции, отвечающие за интеграцию в профессиональном пространстве:

  • Быть способным нести ответственность за качество профессиональной деятельности и ее последствия;

  • Осознавать себя гражданином страны и нести ответственность за свою гражданскую позицию;

  • Обладать высокой духовность и нравственной культурой;

  • Способность работать в интернациональном контексте.

в) Социально-личностные и общекультурные компетенции, обеспечивающие профессиональную грамотность в интеграционном пространстве:

  • Лидерство (осознание своих персональных качеств в контексте лидерства, понимание ответственности лидера);

  • Обладать инициативностью;

  • Владеть волей к успеху.

4. ПК. Профессиональные компетенции.

а) Научно-исследовательская деятельность:

Должен знать:

    • основы профильно-прикладных знаний;

    • мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

    • специальные знания, связанные с областью будущей профессиональной деятельности;

  • о сущности, понятии и системе экологического права, состав экологических правоотношений;

  • об истории становления экологического права в России и на международном уровне;

  • об основных понятиях и принципах экологического права;

  • источники экологического права;

  • объекты экологических правоотношений;

  • правовые формы использования природных ресурсов;

  • сущность организационно-правового механизма охраны окружающей среды;

  • сущность экономико-правового механизмы охраны окружающей среды;

  • особенности правового режима отдельных видов природных ресурсов;

  • сущность международно-правового механизма охраны окружающей среды.

Должен уметь:

    • выделять юридическую ситуацию, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

    • определять юридические противоречия и проблемную ситуацию;

    • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

    • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

    • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

  • применять современные информационные технологии для поиска обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации.

Должен овладеть:

- навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующей сфере профессиональной деятельности (методами сбора первичной информации, методами обработки эмпирической информации, методами обобщения и анализа данных);

  • методами и средствами поиска, систематизации и обработки правовой информации;

  • юридической терминологией;

  • навыками работы с правовыми актами.

б) Организационно-управленческая деятельность:

Должен знать:

        • основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;

        • Основы организации юридической деятельности в различных сферах (хозяйствующего субъекта, контрольно-надзорного органа исполнительной власти).

Должен уметь:

    • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

    • давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

    • правильно составлять и оформлять юридические документы;

    • применять правоприменительную и судебную практику при решении конкретных юридических ситуаций;

    • внедрять управленческие решения;

    • самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в области правоотношений, регулирующих вопросы природопользования и охраны окружающей среды.

Должен овладеть:

    • навыками самостоятельной работы;

    • навыками аналитической работы;

    • навыками реализации принятых решений в юридическом процессе;

    • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

    • навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий;

    • навыками реализации норм материального и процессуального права;

    • навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

в) Информационно-аналитическая деятельность:

Должен знать:

        • основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;

        • основы государственной политики в области информатики;

        • методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации.

Должен уметь:

        • применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации,;

        • оформлять юридические документы и проводить статистический анализ информации;

        • аргументировать и обосновывать принимаемое решение.

Должен овладеть:

        • навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

        • методами подачи информации.

Данная программа предусматривает чтение лекций (32 часоа) и проведение семинарских занятий (8 часов), а также самостоятельную работу студентов (40 часов), в том числе усвоение теоретического материала, подготовку докладов, решение конкретных юридических ситуаций (казусов), составление и решение тестовых заданий, написание эссе и т.д.

Виды и формы контроля

Текущий контроль проводится в течение всего курса и учитывает посещение лекций и работу на семинарских занятиях, а также выполнение практических заданий (самоконтроль и контроль в виде составления тестовых заданий по пройденному материалу, решение юридических задач, анализ судебной практики)

Промежуточный контроль представляет собой написание эссе (анализ конкретного судебного решения в области экологических правоотношений либо научно-практический комментарий на заданную тему).

Итоговый контроль экзамен.

Критерии оценки

Оценивание знаний студентов в рамках всех форм контроля проводится по 10-балльной шкале.

Итоговая оценка может быть получена только в форме устного экзамена.

В накопительной системе оценка каждой формы контроля имеет свой вес в формировании итоговой оценки.

Накопленная оценка представляет собой сумму оценок всех форм контроля, умноженных на свои веса:

  • Посещение лекций, в том числе аудиторная работа студентов (с учетом работы на семинарских занятиях) - 0,1 (10%) итоговой оценки,

  • оценка за текущую успеваемость (выполнение практических заданий на всем протяжении изучения дисциплины) - 0,2 (20%) итоговой оценки,

  • оценка за самостоятельную работу студента — 0,1 (10%) итоговой оценки,

  • оценка за эссе – 0,2 (20%) итоговой оценки,

  • экзаменационная оценка – 0,4 (40%) итоговой оценки.

Проведение семинарских занятий (8 часов)

Тематический план курса в соответствии с учебным планом предусматривает проведение четырех семинарских занятий (8 часов). Проведение семинарских занятий сопровождает курс изучения данной дисциплины в 3 модуле, то есть после прочтения части курса лекций (16 часов). На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются конкретные юридические задания по теме семинара. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома, причем в письменной форме. Кроме того, для подготовки и повторения материала, изученного на лекциях, студенты получают задания (обязательное решение одной-двух задач к каждому семинару, написание заявления или жалобы, составление тестовых заданий, схем, таблиц по теоретическим и практическим вопросам курса, выступления с докладами, тестовый контроль), которые необходимо выполнять в письменном виде в отдельной (рабочей) тетради, которая проверяется преподавателем в начале каждого, в том числе лекционного, занятия.

По согласованию с преподавателем на семинарских занятиях могут быть заслушаны доклады студентов с последующим их обсуждением. О теме доклада студент должен сообщить преподавателю не позднее, чем за неделю. Содержание доклада должно быть оформлено в виде тезисов объемом не более одного листа (формата А4). Количество экземпляров тезисов должно составлять 6-8 штук. Один экземпляр (со списком литературы и источников по теме доклада, оформленных надлежащим образом) сдается преподавателю на проверку, остальные раздаются группе (по одному экземпляру на 3-4 человека).

Оценивание работы каждого студента производится преподавателем по возможности на каждом семинарском занятии. При выставлении оценки учитываются все виды заданий, выполненных (невыполненных) студентом в рамках подготовки к семинару. Полученные оценки заносятся преподавателем в рабочую ведомость и сообщаются студентам в конце семинарского занятия.

В случае пропуска одного или нескольких семинаров необходимо сдать на проверку преподавателю рабочую тетрадь со всеми выполненными письменными заданиями и быть готовыми к собеседованию по теме (темам) пропущенных семинарских занятий. Сделать это можно по окончании семинарского занятия или в часы консультаций преподавателя. В противном случае следует быть готовыми к дополнительным вопросам на зачете по всем пропущенным темам (независимо от вопросов в билете).

Письменная работа - эссе

Письменной работой является эссе (анализ конкретного судебного решения в области экологических правоотношений либо научно-практический комментарий на заданную тему). Написание эссе проводится студентом самостоятельно в домашних условиях. Конкретные темы эссе определяются преподавателем в рамках направлений для написания эссе и объявляются студентам в начале изучения дисциплины (на первой лекции).

По объему содержание эссе не должно превышать восьми листов (формата А4). В процессе написания эссе разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой (в печатном виде), нормативно-правовыми актами, конспектом лекций. Допускается также использование интернет-ресурсов ( с обязательной ссылкой при использовании таковых).

Срок сдачи работы — эссе — устанавливается преподавателем также в начале изучения данной дисциплины. Отсутствие у студента эссе или получение за него оценки «неудовлетворительно» препятствует допуску данного студента к сдаче зачета.

Оценивание эссе производится в соответствии с критериями оценки, содержащимися в методических рекомендациях по написанию эссе (приложение к распоряжению СПб филиала ГУ-ВШЭ от 25. 07. 05 г. № 31). Оценка за эссе доводится до сведения студентов не позднее последнего семинарского занятия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «уголовное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста для специальности 030500. 62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Уголовное право России – одна из профилирующих учебных дисциплин, усвоение которой является необходимым условием обучения студентов – юристов, их подготовки к профессиональной работе, связанной равным образом с экономикой либо управлением
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческое право» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Текущий контроль осуществляется путем проверки преподавателем одного домашнего эссе по тематике указанной в разделе IV настоящей программы с выставлением оценки по 10 бальной шкале.
  3. Программа дисциплины «|Уголовное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» 2

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Уголовное право» в системе юридических дисциплин принадлежит к числу фундаментальных и профилирующих. Знание уголовного права, содержания основных институтов, порядка и условий применения соответствующих норм является
  4. Программа дисциплины Земельное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста Автор к ю. н., доцент кафедры административного права Миняев А. О

    Программа дисциплины
    Тема 13. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности,
  5. Программа дисциплины «Административное право» Для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста Автор программы

    Программа дисциплины
    Для изучения данного курса, студент должен обладать базовыми знаниями о системе права и устройстве государства, уметь анализировать и правильно использовать правовые акты.

Другие похожие документы..