Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Мета роботи – ознайомлення з новою наукою – логістикою та її підрозділом – інформаційною логістикою, формуванням та взаємодією інформаційних логістич...полностью>>
'Документ'
I. Проанализируйте стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Отразите в анализе тематику и проблематику, особенности языка. Дайте сравнительную характер...полностью>>
'Рассказ'
Прежде чем начать рассказ о наиболее   существенных   сторонах жизни древнего Новгорода, нам предстоит выяснить, откуда историки черпают сведения о да...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к конструкции, устройству, проектированию, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу и эксплуатац...полностью>>

Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Яголковский С. Р., к п. н. (

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины Психология креативности (2 курс)

для направления/ специальности 030300.62 – «Психология» подготовки бакалавра

Автор программы: Яголковский С.Р., к.п.н. (syagolkovsky@)

Одобрена на заседании кафедры

Общей и экспериментальной психологии «___»____________ 2011 г

Зав. кафедрой А.К. Болотова

Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г

Председатель В.А.Штроо

Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________ [подпись]

Москва, 2011

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину “Психология креативности”.

Программа разработана в соответствии с ОР ГОС БАК НИУ ВШЭ.

2. Цели освоения дисциплины

Основными целями освоения дисциплины являются:

  • формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления в деятельности субъекта;

  • ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности, что позволит специалисту – психологу пополнить репертуар методов профессиональной психологической помощи в рамках как индивидуальной, так и групповой работы;

  • формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист психологического профиля встретится в своей профессиональной деятельности;

  • формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные закономерности протекания творческих процессов, иметь представление об основных отечественных и зарубежных теориях и моделях творчества, а также методах развития и диагностики креативности, ориентироваться в психологической литературе по указанной проблематике;

  • Уметь описывать и исследовать творческую деятельность как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, находить нестандартные и оригинальные решения научных, бытовых и профессиональных задач и проблем;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования основных приёмов диагностики свойств и состояний, характеристик творческого процесса; использования имеющихся знаний об этом в практике решения конкретных задач и проблемных ситуаций.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Демонстрирует знание основных моделей и теорий креативности, имеет представление о формах проявления творческих способностей в науке, искусстве, бизнесе и пр.

Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Умеет корректно провести психологическое исследование креативности, осознаёт возможности и недостатки основных методов диагностики и развития креативности

Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание

Инструментальные компетенции

Способен участвовать в проектной, научной, исследовательской, консультационной и прикладной деятельности на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

ИК-1

ИК-Б1.1п/н/и/к/пр_6.1

Может спланировать и грамотно осуществить психологическое исследование креативности с использованием различных методических приёмов. Обладает навыками интерпретации и анализа полученных эмпирических данных.

Семинарские занятия, домашнее задание, эссе

Социально-личностные компетенции

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК-3

СЛК-Б3

Показывает способность осуществлять творческую деятельность, обладает средствами творческого самовыражения как в профессиональной сфере, так и в других областях своей жизнедеятельности ( в т.ч. и в сфере развития своей личности)

Эссе, семинарские занятия

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу вариативной части дисциплин профессионального цикла по стандарту НИУ ВШЭ.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

общая психология, история психологии, возрастная и социальная психология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: понятие творчества и творческой личности; иметь элементарное представление о детерминантах мыслительных процессов, интеллекте, cтруктуре когнитивной сферы субъекта. Студенты должны также иметь элементарные знания о формах и закономерностях групповой деятельности, подходах к психодиагностике.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Общая психология, психология мышления, психология лидерства, психологический практикум, курсовая работа.

5. Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятель-ная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию

24

4

4

16

2

Диагностика креативности. Основные достижения и проблемы

20

6

6

8

3

Методы диагностики креативности

28

4

8

16

4

Проблема стимуляции креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.

22

6

4

12

5

Концепция мозгового штурма.

Влияние обмена идеями на креативность субъекта

16

2

2

12

6

Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики

16

4

2

10

7

Комбинаторные методы развития креативности. Морфологический анализ. Развитие способности к нешаблонному мышлению.

18

4

4

10

Итого:

144

30

30

84

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

1

2

Текущий

(неделя)

*

*

Активность на семинарских занятиях и участие в общегрупповых дискуссиях

Эссе

*/3

10-15 тыс. слов

Домашнее задание

*/7

Письменная работа по анализу творческих продуктов

Промежу­точный

Итоговый

Зачет

*

Устный зачёт по вопросам

6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль включает выполнение одного домашнего задания и написание одного эссе.

Домашнее задание оценивается по следующим критериям:

  • Полнота выполнения частей задания

  • Оригинальность подобранных идей

  • Корректность и качество описания подобранных идей

  • Объём и качество интерпретаций материала

  • Качество оформления работы

  • Корректность ссылок на авторов идей

Эссе оценивается по следующим критериям:

  • Соответствие темы эссе его содержанию

  • Качество психологического анализа обсуждаемых в эссе феноменов

  • Структурированность теста эссе

  • Умение формулировать свои мысли

  • Умение использовать психологические термины

  • Качество оформления работы

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7. Содержание дисциплины

Тема 1. Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию.

Аудиторная работа – 8 ч (лекции -4, сем. -4)

Самостоятельная работа – 16 ч

Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Новейшие разработки в исследованиях креативности. Творчество в построении своей собственной жизни.

Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креативности. Ассоцианистский подход. Понимание творчества в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Изучение творчества в рамках гештальт-психологии (К. Дункер, М. Вертхаймер). Когнитивный подход к исследованию креативности (Ньюэлл, Саймон, М. Боден и др.). Возможности моделирования творческого мышления. Экономически ориентированные модели креативности (Р.Стернберг, М. Ранко). Системный подход к изучению креативности (М. Чиксентмихайи). Модель творческого процесса по Г.Уоллесу. Концепции нешаблонного, латерального мышления (Де Боно).

Отечественные исследования креативности. Изучение творчества в рамках социокультурной парадигмы (Л. Выготский). Походы Я.А. Пономарёва, О.К. Тихомирова, Д. Б. Богоявленской, В.А.Петровского.

Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, общегрупповая дискуссия.

Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 1. С. 23-26, 38-43; Глава 2, С. 68-92; Глава 4, С. 140-145, 180-184, 200-201.

  2. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Глава 1, с.11-18.

  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7. С. 156-168, 171-182, 196-199.

  4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. С. 115-123.

  5. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 10. С. 247-271.

  6. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 395-399; Глава 10. С. 448-460.

  7. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1, стр. 14-58

Дополнительная литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (27)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Психодиагностика» для направления/ специальности 030300.62 Психология подготовки бакалавра
  2. Программа дисциплины Общая психология для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы: Шадриков В. Д., Болотова А. К., Гусев А. Н

    Программа дисциплины
    Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, - знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы, включая знание формы и строения
  3. Рабочая программа наименование дисциплины философия Рекомендуется для направления подготовки 080100 экономика

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины – овладение студентами знаний в области философии и приобретение умений интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности,
  4. Утверждено Советом Факультета Председатель 2006г. Санкт Петербург 2006 `I. пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Преподавание курса рассчитано на студентов – психологов, специализирующихся по психологии труда и организационной психологии, а также по организационному консультированию.
  5. Программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)

    Документ
    пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,

Другие похожие документы..