Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как горючий (воспламеняемый) воздух водород известен довольно давно. Его получали действием кислот на металлы, наблюдали горение и взрывы гремучего г...полностью>>
'Литература'
В 1925 г. Олдос Хаксли (1894 – 1963) сделал неожиданное для литератора признание: «Если бы я мог родиться заново и выбрать, кем стать, я бы пожелал с...полностью>>
'Сочинение'
Дорогие друзья! Мы, юные жители планеты Земля, искренне верим в то, что земляне - не единственные разумные существа во Вселенной. Мы надеемся на встр...полностью>>
'Образовательный стандарт'
имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию....полностью>>

Задачи: определить понятие сказки на современном этапе; рассмотреть основные принципы в построении сказки

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитание сказкой.

Барболина Ирина, автор работы, ученица 5 класса.

Научный руководитель – Куракина Е.А., учитель русского языка и литературы.

Сказка-ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Сказки – это средство воспитания ребёнка, это богатейшие сокровища! Они несут в себе две основные функции: передачу образцов культуры поведения и ответы на определённые вопросы.

Истории известны случаи, когда пытались запретить читать сказки, видя в них «вредные идеи». Последствия оказались ужасными: у детей развились тяжёлые неврозы, характеризуемые постоянным страхом и повышенной тревожностью. А когда детям все же прочли сказки, то очень многим помогло, ведь в сказке ребёнок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.

И каждая сказка подтвердит это. А в этом и заключается главный воспитательный момент данных произведений. Потому нами выбрана тема «Воспитание сказкой», которая не утрачивает своей актуальности в любые времена.

Цель работы – раскрыть значимость сказки для детей, расшифровать сферы использования сказки, разрешить сложные ситуации с помощью уроков, вынесенных из сказочных формул.

Гипотеза – сказки влияют на формирование личности.

Задачи:

- определить понятие сказки на современном этапе;

- рассмотреть основные принципы в построении сказки;

- определить возможности использования сказочных произведений в воспитании личности.

Предмет исследования – сказка, её структура, виды сказок, возможности использования сказки для влияния на личность, для воспитания.

Объект исследования – ученики 2 класса средней школы № 698 г. Москвы

Структура работы. Данная работа состоит из введения, теоретической части исследования, экспериментальной части исследования, выводов, списка литературы и приложений (анкеты).

Теоретическая часть исследования раскрывает понятие «сказка» на современном этапе, определяет структуру каждой группы сказок: сказки о животных, бытовые и волшебные.

Сказки описывают то, что в определённый момент времени происходит в психике каждого человека. Они учат ребёнка взрослеть и преодолевать страхи внешнего мира. Страшно и опасно проходить этот путь в одиночку, а сказки говорят о том, что все мы проходим один и тот же путь, и ребёнок легче адаптируется в этом взрослом мире. Каждый персонаж сказки может описывать реального отдельного человека, вернее определённую роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария.

Важной чертой сказки является то, что в ходе её действия происходит трансформация. Некто маленький и слабый к концу превращается в сильного, значимого. Это можно назвать историей взросления. Мы привыкли это называть торжество Добра над Злом.

Из всего этого можно сделать вывод, что сказка в символической форме описывает процессы, происходящие в нашей психике. Потому сказку можно рассматривать как набор принципов поведения в той или иной ситуации. Например, принцип из «Репки»: не получается – пробуй ещё раз, привлекая любого; из «Колобка»: как далеко можно отойти от мамы: на шаг – ничего, на два – спокойно, на три – нормально, на четыре – съели; из «Морозко»: надо слушаться и т.п.

Значение сказки.

  1. Сказка предлагает способы решения конкретной ситуации.

  2. Язык сказки сближает взрослых и детей, дарует понимание.

  3. Сказочные истории поучительны: они начиняют детей способами поведения, ценностями, убеждениями.

  4. Сказки воспитывают Человека.

Экспериментальная часть исследования проведена следующим образом: учащимся 2 класса (количество опрошенных 20 человек) были заданы следующие вопросы:

  1. Что такое сказка?

  2. Когда ты читаешь сказки?

  3. Какую сказку ты любишь больше всего?

  4. Какая сказка тебе не нравится?

  5. В какого сказочного персонажа хотел бы, чтобы превратил тебя волшебник?

  6. На кого из сказочных персонажей похожи твои родители?

Были получены следующие результаты:

  1. Сказка – это:

*волшебство, чудеса; * придуманные истории;

* то, чего не бывает; * невероятное;

* рассказ о жизни сказочных персонажей; * история о чём-то, о ком-то.

В сказках ребята видят добро, но ощущают и что-то выдуманное, невероятное, придуманное.

  1. Читают, когда:

* есть свободное время; * иногда;

* днём, вечером, после уроков; * по выходным.

Редко, кто захочет делать над собой усилие – утруждать себя (из всех опрошенных только двое детей ответили, что читают каждый день).

  1. Любимые сказки: «Три поросёнка», «Муха-цокотуха», «Кот в сапогах», «Золушка», «Снежная королева».

  2. «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» - нелюбимые сказки:

  • не для мальчиков; * потому что его съели;

  • неинтересная; * детская.

Когда люди маленькие, они все хотят казаться взрослыми, и это проявляется во всём, даже в отношении к сказкам.

  1. Хочу превратиться в ведьму, в принцессу, в котёнка, в Ивана-царевича, в Золушку, в принца, в волшебника, ( один ребёнок ответил «в никого»).

Проецируя себя в сказочных персонажей, дети ставят личностные проблемы, что даёт большую возможность заглянуть в их внутренний мир.

  1. Мамы: волшебница, Василиса Прекрасная, Мальвина, лисичка, кошка, фея, принцесса, Золушка, Снежная королева.

Папы: храбрый медведь, агент-007, волшебник, Бетмэн, Иван Грозный, колдун, Иван-царевич, принц, мастер.

Такое представление мамы и папы в образах сказочных героев даёт возможность проследить детское отношение к своим родителям. На основании данных анкет можно судить, что мамы в большинстве случаев добрые, ласковые, нежные, красивые, потому и ассоциируются с такими персонажами. Папы символизируют силу, мастерство, умение решать жизненные проблемы, но иногда соотносятся с образами злого колдуна и представляют угрозу. Это оказывает влияние на жизненный сценарий личности ребёнка.

ВЫВОДЫ:

1)сказки играют очень важную роль, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребёнок открывает для себя. Силы Добра, Разума, Света всегда в сказках побеждают Зло и Мрак. Этот оптимизм человек проносит через всю свою жизнь; он помогает ему одерживать крупные победы не только над окружающими, но и над самим собой. Это даёт человеку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует;

2) сказка открывает перед человеком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

3) сказки могут использоваться как развивающий материал: ученики сами придумывают сказки для разрешения разных жизненных ситуаций.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ
    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.
  2. Современные знания — в жизнь

    Документ
    Редакционный совет: Мищенко В.А. (председатель), Зиновьев Ю.И., Агеева Л.А., Ахвердова Е.И., Олейник Е.Ю., Коновалов И.М., Мартынов В.Ф., Виланский Ю.
  3. Специфика и периодизация древнерусской литературы. Наука о древней русской литературе на современном этапе

    Документ
    Русская литература XI-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была целиком рукописной. Книгопечатание, появившееся в Москве в середине XVI в.
  4. Русской Православной Церкви на современном этапе учебное пособие

    Учебное пособие
    С осени 2005 года Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ведется разработка документа "Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви",
  5. Представляемая вашему вниманию тема заявлена как «Проблемы реформирования местного самоуправления на современном этапе»

    Документ
    Основным вопросом повестки сегодняшних парламентских слушаний является обсуждение проблем реализации полномочий органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Другие похожие документы..