Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях развития Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 от 16.05.1994 с изменениями и дополнения...полностью>>
'Сказка'
Основным средством формирования познавательных способностей, в своей работе я выбрала сказку. Потому что только сказку, или игру в сказку можно проти...полностью>>
'Анализ'
Согласно распоряжению Президента РС(Я) №347-РП от 16 августа 2006 года, с 1января 2007 года функции постоянного действующего секретариата Якутского р...полностью>>
'Документ'
Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ и налоговой системы Российской Федерации. Становление, развитие и направления реформирования налогово...полностью>>

Бизнес-план, как метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия 12 2 Разработка бизнес-плана по выпуску нового вида продукции 31

Главная > Бизнес-план
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Бизнес-план, как метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия

Понятия «бизнес-план» и «бизнес-планирование» (неотъемлемые составляющие процесса управления коммерческой организацией) вошли в российскую экономику в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Толкование и практическое значение бизнес-плана в качестве традиционного объекта стратегического бизнес-планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности организаций разъяснены в работах многих отечественных и зарубежных авторов.

Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

«Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач» [1; с. 32].

«Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией» [3; с. 23].

«В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства» [2; с. 19].

«Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов» [10; с. 27].

Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как и для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта. Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Процесс бизнес-планирования носит доказательный характер и рассматривается как последовательное изложение системы реализации проекта, его ключевых составляющих, которые способны убедить инвестора или партнера в выгодности проекта и необходимости участия в нем. Основными составляющими процесса бизнес-планирования при этом являются:

- изложение системы доказательств;

- определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости организации;

- предвидение рисков предпринимательской деятельности;

- конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.

К побудительным причинам бизнес-планирования, как правило, относятся:

1) сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, который заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

2) бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет предпринимателю оперативно контролировать и управлять организацией;

3) законченный бизнес-план - средство предпринимателя для сообщения идей своего бизнеса всем заинтересованным лицам (банковскому менеджеру, другим финансовым инвесторам, государственным учреждениям, профессиональным консультантам и др.), включая работников организации.

Выделяют несколько функций бизнес-планирования. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия. Вторая - предполагает привлечение денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны. Третья - это функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия. Четвертая функция отражает привлечение к осуществлению проектов, реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование предпринимателем бизнес-плана в своей деятельности помогает решить следующие основные задачи:

- задать конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;

- оценить соответствие фирмы и условий мотивации труда работников требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

- предусмотреть трудности и возможные «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:

1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.

2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.

3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.

Разработке бизнес-плана предшествуют:

- анализ и оценка текущего состояния организации;

- анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);

- анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит организация, факторов макросреды организации (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);

- определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности организации на расчетный период;

- разработка планов действий, обеспечивающих достижение установленных целей, и определение необходимых для этого ресурсов.

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:

    1. определение миссии (философия фирмы),

    2. формулирование цели и задач проекта,

    3. установление общей структуры бизнес-плана,

    4. сбор необходимой информации, разработка нормативов,

    5. составление бизнес-плана (процесс планирования).

На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества. Миссия предприятия тесно связана с его культурой – совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия. Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этические отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней – интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.

Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия. Любое предприятие, как сложная социально-экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущие состояния предприятия. Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом – собственником предприятия или группой, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов.

На третьем этапе, после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. Структура бизнес-плана не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований. Так, например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры или предприятия сферы услуг. Разница в масштабах предприятия существенно влияет на требования к бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.

В принципе статьи бизнес - плана различных проектов мало отличаются друг от друга.

Структура бизнес - плана выглядит следующим образом:

- краткое описание бизнеса;

- описание предприятия и анализ его финансового состояния;

- описание планируемой к производству продукции (приобретаемых фондов, технологии);

- анализ рынка;

- производственный план;

- маркетинговый план;

- финансовый план;

- организационный план;

- резюме бизнес - плана;

- приложения.

Краткое описание бизнеса

Краткое описание планируемого бизнеса является одной из наиболее важных частей бизнес - плана. Оно должно быть составлено таким образом, чтобы потенциальный инвестор был заинтересован продолжить более детальное знакомство с предприятием, желающим привлечь инвестиции. Необходимо учитывать тот факт, что потенциальные инвесторы, как правило, ограничены во времени для изучения новых инвестиционных возможностей, следовательно, более вероятно, что они прочтут только резюме краткого описания.

Резюме должно в сжатой форме охватывать основные элементы инвестиционного проекта и должно быть построено таким образом, чтобы потенциальный инвестор мог получить информацию по таким вопросам, как:

- показатели прибыли на инвестированный капитал;

- спрос на новую продукцию;

- потенциальная доля рынка компании до и после реализации проекта;

- конкурентные преимущества для достижения поставленных целей;

- потребности в финансировании, требуемые условия привлечения капитала.

Документ должен содержать следующую основную информацию:

- краткое описание компании, продукции и рынков, на которых работает компания;

- краткую характеристику руководства компании;

- краткую характеристику основных финансовых показателей компании за последние 2 - 3 года;

- краткое описание стратегии развития, инвестиционного проекта, рисков;

- прогноз финансового развития на 3 - 5 лет;

- краткое описание потребности в финансировании, включая объемы, сроки, предлагаемую структуру капитала и направления его использования.

Описание предприятия и его финансового состояния

Описание компании включает следующее:

- год создания;

- юридический статус;

- описание развития производственных мощностей, освоение производства новых видов продукции, формирование на предприятии научно - исследовательской базы;

- описание производственных площадей, зданий и сооружений.

Раскрытие данного раздела бизнес - плана показывает, насколько целесообразно инвестировать или ссужать финансовые ресурсы той или иной компании. Для того чтобы инвестор имел представление о финансовом состоянии предприятия, представляются отчеты этой компании за последние 2 - 3 года и на последнюю отчетную дату, а именно: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Для иностранного инвестора финансовые отчеты должны быть в обязательном порядке приведены в соответствие с международными стандартами бухгалтерского учета. В приложениях к отчетам раскрываются принципы отражения операций: начисления износа, оценки запасов и т.д.

На основе представленных отчетов анализируется финансовое состояние компании в динамике:

- ликвидность;

- финансовая зависимость и платежеспособность;

- прибыльность;

- оборачиваемости ресурсов.

Только после тщательного исследования финансового состояния компании можно принимать окончательное решение об инвестициях. В принципе инвестиционный проект может быть очень интересным и рентабельным, но если компания, предполагающая реализовать его, находится в тяжелом финансовом положении, нет никакого смысла реализовывать проект именно через данное предприятие.

Описание планируемой к производству продукции

В этом разделе бизнес - плана необходимо подробно описать продукты и (или) услуги, которые компания представляет на рынке сегодня и планирует предложить в будущем. В описании отражается следующая информация:

- характеристики продукции (услуг) и маркетинга, систем продвижения и распределения продукции и (или) услуг;

- недостатки производимой продукции, а также ее конкурентные преимущества, обеспечивающие успех на рынке либо сдерживающие ее проникновение на рынок.

Желательно максимально проиллюстрировать описание графиками и таблицами. В связи с тем что инвестор может не обладать специальными техническими знаниями, описание продукции должно носить общедоступный характер. Необходимая техническая документация о новом продукте (приобретаемом оборудовании) представляется в приложении к бизнес - плану.

Анализ рынка

В данном разделе должны быть отражены:

- состояние спроса и предложения на планируемую к производству продукцию, объем производства в России или регионе;

- экономическое, социальное, инфраструктурное, возможно, и политическое значение данного производства (строительства) для развития страны или региона;

- анализ и расчет ожидаемой доли компании после выхода на рынок новой продукции либо после расширения производства;

- определение собственной доли рынка;

- потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны, доля рынка конкурентов, планы их развития и финансовое состояние (хотя такую информацию получить достаточно сложно).

Производственный план

В производственном плане описываются:

- программа производства и реализации продукции;

- влияние инвестиции на объемы производства: направлены ли они на закупку нового или модернизацию существующего оборудования, предусматривается ли использование этого кредита для пополнения оборотных средств; что повлияет на размеры запасов и дебиторской задолженности, т.е. объемы производства должны быть тесно связаны с направленностью инвестиций;

- действующая на предприятии технология производства и влияние внедрения новых технологий на объемы производства;

- анализ основных средств (первоначальная, остаточная стоимость, форма и норма амортизационных отчислений), их поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг), поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены;

- потенциальные альтернативные источники снабжения сырьем и материалами в случае возникновения проблем у партнеров предприятия;

- система управления персоналом на предприятии: численность работающих, затраты на оплату труда, квалификация инженерно - технического персонала и специалистов среднего и высшего звена управления;

- управленческий учет на предприятии: годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции.

В случае если инвестиционный проект предусматривает строительство объектов недвижимости, в данный раздел включаются следующие пункты: стоимость строительства; структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно - сметной документации (в том числе строительно - монтажные работы); затраты на оборудование; прочие затраты.

Одним из важнейших пунктов, рассматриваемых в бизнес - планах в последнее время (в основном по требованию иностранных инвесторов), является обеспечение экологической и технической безопасности производства.

Маркетинговый план

Данный раздел предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

- изучение и оценка конечных потребителей, их разделение по возрастным, социальным и национальным группам;

- определение спроса на продукцию;

- анализ сегмента рынка планируемой к производству продукции, прогноз его развития;

- основные свойства продукции, благодаря которым она становится предпочтительнее продукции конкурентов;

- организация сбыта продукции, характеристика компаний, привлекаемых к ее реализации;

- расчет и прогноз оптовых и розничных цен на производимую продукцию;

- организация рекламой компании и ориентировочный объем затрат на ее проведение;

- программа реализации продукции; прогноз объема производства, цен и выручки от продажи в целом и по отдельным товарам, распределенной по месяцам (кварталам).

Финансовый план

Финансовый план - пожалуй, один из важнейших разделов бизнес - плана, который дает ответ на вопрос: стоит ли инвестировать в этот проект или нет. В нем рассматриваются следующие показатели:

- объем финансирования проекта: инвестиции, направляемые на поставку основных фондов и нематериальных активов, кредиты для пополнения оборотных средств предприятия и т.д.;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бизнес план организации производства из пластиковых материалов (ооо 'ххх') оглавление

    Бизнес-план
    Дипломный проект на тему «Разработка бизнес-плана по выпуску инженерно-строительных материалов на действующем предприятии» содержит 106 страниц пояснительной записки, рисунков - 6, таблиц - 40, формул - 33, использованных источников - 22.
  2. Математические методы анализа и оценки финансово-экономической деятельности предприятия: теория и практика 08. 0013- математические и инструментальные методы экономики

    Автореферат
    Защита состоится «3» ноября 2010 г. в 11-00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.45.10 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук в Казахском экономическом университете им.
  3. Управление промышленными предприятиями с учетом факторов хозяйственного риска

    Диссертация
    Актуальность исследования. В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента не обеспечивают ожидаемого эффекта, поскольку ориентированы, в большей степени, на относительно стабильную рыночную среду развитых стран.
  4. Приказ от 13 июня 2001 г. N 654 об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

    Документ
    1. Утвердить разработанный Упрбухучетом на основе нового типового Плана счетов и инструкции по его применению, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2 г.
  5. Учебное пособие Теоретические основы диагностики и экономического анализа деятельности предприятий Для индивидуальной и самостоятельной подготовки по дисциплине

    Учебное пособие
    Учебное пособие предназначено для индивидуальной и самостоятельной подготовки студентов по дисциплине: Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия специальности «Экономика и управление на транспорте».

Другие похожие документы..