Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
о допуске к участию в конкурсе государственных закупках работ способом конкурса по строительству объектов коммунальной собственности г. Шымкент 18.05...полностью>>
'Программа'
В программу курса, рассчитанного на 68 часов, вошли произведения «ключевых» зарубежных писателей ХХ в., знакомство с которыми позволит учащимся не пр...полностью>>
'Документ'
Святая гора Кайлас (6714м.) – по распостраненным в Азии мифам, существует великая гора, как бы пупок мироздания из которого берут свое начало великие ...полностью>>
'Документ'
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте, главное – позаботится о том, чтобы оградить...полностью>>

Образ дублина у дж. Джойса в контексте повседневности общеизвестно, что творчество английского писателя-модерниста Дж

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О.А. Лазуткина,

Старооскольский филиал Белгородского государственного университета, Старый Оскол

ОБРАЗ ДУБЛИНА У ДЖ. ДЖОЙСА В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Общеизвестно, что творчество английского писателя-модерниста Дж. Джойса неразрывно связано с конкретной топографической категорией. Ирландская столица – Дублин – становится связующим центром многих его текстов. Анализ данного феномена производился учеными с различных ракурсов – биографического, мотивного, даже жанрового (И. Гарин, Е. Гениева, Д. Жантиева и др.). Задачей настоящей статьи является рассмотрение образа Дублина в качестве противоречивого пространства, включающего элементы повседневного бытия и, одновременно, способного вывести героя из состояния обыденности.

В раннем произведении Дж. Джойса «Дублинцы» (1914) ирландская столица выступает объединительным мотивом цикла рассказов. Комментируя цель создания коротких эпизодов из жизни дублинских обитателей, писатель сам указывает на то, что город является центром «паралича» и застоя, когда обыденная серая среда «затягивает» своей однообразностью, привычкой. Дублин овладевает сознанием его жителей, которым весьма сложно вырваться из повседневного круга событий (например, рассказ «Эвелин»).

Дж. Джойс начинает свое исследование с детского сознания («Сестры», «Встреча», «Аравия»). Дети, появляясь на свет, находятся в окружении пошлости, грязи, их взгляды и интересы никто не пытается понять. В рассказе «Аравия» мальчик мечтает купить своей подруге пустяковый подарок на благотворительном базаре, но взрослые забывают о его просьбе, и детская мечта оборачивается грубой реальностью. Иное пространство представляет фантазия героя о далеких восточных странах, где, по его представлениям, есть место свободе и празднику. Но в Дублине, городе тления, нет пространства для мечты, радости и маленького детского счастья.

Рассказы, посвященные юным и зрелым обитателям Дублина («Два рыцаря», «Пансион», «Личины» и др.), углубляют трагедию ирландцев, которые предпочитают не решать свои проблемы, а примириться с течением жизни. Им не хватает сил на действие или личной ответственности для выбора пути. И всему виной Дублин, в котором царит спертая, застоявшаяся атмосфера, взаимонепонимание, отчужденность людей друг от друга и от мира, одиночестсво, угнетающие сознание дублинцев.

Завершающий рассказ цикла «Мертвые» аккумулирует тему смерти в «мертвом» пространстве Дублина. Все его жители – живые мертвецы, исполняющие ритуал существования, прозябания.

Этапный роман «Портрет художника в юности» (1916) продолжает дублинскую тему как результат закрепощения сознания, но в данном случае – творческого. Писатель создает образ одинокого поэта и философа Стивена Дедала, который будет развит затем в «Улиссе».

Дж. Джойс, создавая образ творческого человека, дает герою необычное для ирландца имя – Стивен Дедал. Тем самым Дж. Джойс выделяет его среди прочих, проводя аналогию с легендарным строителем лабиринта Минотавра Дедалом. Стивен, как и его далекий предшественник, готовится к невиданному творческому подвигу. Номинация Дедал символизирует искусство, свободное от обыденности, и новаторские поиски.

В романе внимание автора, в большей степени, сосредоточено на исследовании внутреннего мира героя. Жизнь внешнего пространства показана лишь как преломленная в сознании Дедала. Поэтому образ Дублина несколько размыт, город отражен в мыслях героя и его жизни. Ирландская столица предстает пространством, закрепощающем творческое начало героя. Именно поэтому в конце произведения Дедал решает уехать «куда удастся».

Дублин для Стивена ассоциируется с нищетой, с преувеличенным национализмом, с религиозным принуждением, с ошибками юности. Здесь он не может творить, отдаться полностью творческой стихии, город выглядит клеткой, из которой начинающему художнику хотелось бы вырваться. Дж. Джойс исследует причины такого мировосприятия героя.

Переход от детства к юности связан с переходом из одной школы в другую, переездом в Дублин, с пробуждением полового влечения и способностью творить в сознании свой собственный мир, отвлеченный от реальности повседневной жизни. «С тех пор он стал замечать в доме небольшие перемены, и эти перемены, нарушавшие то, что он всегда считал неизменным, всякий раз наносили маленький удар по его детскому представлению о мире» [Джойс, с.69]. С переездом в Дублин у Стивена меняется взгляд на мир. Это связано и с проблемами его семьи и с взрослением самого героя. В его сознании происходит некий крах, Дублин становится символом нищеты и упадка: «Грефтон-стрит, по которой он шел, только усилило ощущение безотрадной нищеты» [Джойс, с.203]. Город как бы усиливал ощущение бедности и разорения его семьи. Мысли Стивена тесно в пространстве Дублина, он задыхается от осознания неэстетичности окружающего его мира.

Все чаще он чувствует себя счастливым только тогда, когда остается один или среди своих призрачных друзей. Пространство реального Дублина, его дома Стивен противопоставляет вымышленному. В своих фантазиях ему комфортно, уютно, там у героя неограниченные возможности, а Ирландия с ее застоем и параличом, по мнению Дедала, разрушает лучшие начала человека: «И среди этой новой кипучей жизни он мог бы вообразить себя в Марселе, но только здесь не было ни яркого неба, ни залитых солнцем решетчатых окон винных лавок. Смутная неудовлетворенность росла в нем, когда он смотрел на набережные, и на реку, и на низко нависшее небо…» [Джойс, с.72]. Воспринимая Дублин через сознание Стивена, читатель видит его бесцветным, серым, в нем нет ярких красок, свет солнца – редкое явление для дублинцев. Созерцание городского пейзажа вызывает у Стивена только осознание обыденности, тоску по красоте и разочарование в реальности.

Единственное, в чем находит отдохновение Дедал, это произведения великих художников. Он много времени проводит за чтением книг. Стивен изучает Аристотеля, Фому Аквинского, а также Ньюмена, Ибсена, Гвидо Кавальканти, елизаветинцев. Он открывает мир античного искусства и сожалеет, что сможет стать лишь гостем в пространстве мирового искусства: «Два года он жил, зачарованный мечтами, а теперь очнулся в совершенно незнакомом мире, где каждое событие, каждое новое лицо кровно задевало его, приводя в уныние, всегда вызывало в нем тревогу и мрачные раздумья. Весь свой досуг он проводил за чтением писателей-бунтарей, их язвительность и неистовые речи западали ему в душу и бередили его мысли, пока не изливались в его незрелых писаниях» [Джойс, с.85]. Книги всех этих великих авторов составляют иное пространство, в которое автор стремится, и куда он условно перемещается, погружаясь в чтение.

В третьей главе почти все происходящее передано сквозь призму терзаний подростка: «Холодное, трезвое безразличие царило в его душе» [Джойс, с.113]. Бунтарство и безразличие – два противоположных начала, которые уживались в Дедале в подростковом возрасте. «Какая польза в молитвах, когда он знал, что душа его жаждет гибели» [Джойс, с.114]. Стивен часто пропускает занятия, бродит по улицам, в голове его сами собой складываются стихи. Как ни странно, но именно улицы ненавистного герою Дублина помогают творчески мыслить. Дж. Джойс точно передает топонимику города: кварталы, улицы, лавки и т.д. Его изображение в сознании Стивена получается объемным и полным: «Утренняя прогулка через весь город началась, и он заранее знал, что, шагая по илистой грязи квартала Фэрвью, он будет думать о суровой сребротканой прозе Ньюмена, а на Стренд-роуд, рассеянно поглядывая в окна съестных лавок, припомнит мрачный юмор Гвидо Кавалькантии улыбнется; что у каменотесной мастерской Берда на Талбот-плейс его пронзит, как свежий ветер, дух Ибсена – дух своенравной юношеской красоты; а поравнявшись с грязной портовой лавкой по ту сторону Лиффи, он повторит про себя песню Бена Джонсона, начинающуюся словами: «Я отдохнуть прилег, хотя и не устал…» [Джойс, с.195]. Каждая часть города ассоциировалась у Стивена с произведением определенного автора, направлением в литературе, стилем, песней. В этом он находил радость в своем повседневном существовании. Город, таким образом, с одной стороны, отторгал своей тлетворной сущностью, с другой же – вызывал творческие ассоциации с бунтарской литературой.

Стивен чувствует свое предназначение художника, возвышение над остальными людьми. Тщеславие героя неоднократно подчеркивается автором: «Однако краткий миг гордой немоты проходил, и он снова с радостью окунался в суету обыденной жизни и без страха, с легким сердцем шел своей дорогой среди нищеты, шума и праздности большого города» [Джойс, с.195]. Дублин – то пространство, в котором герою не удавалось воплотить все свои мечты, но «легкость сердца» говорила об открытости Стивена будущему.

Когда Дедалу исполняется шестнадцать, Дублин для него приобретает новую неприятную характеристику. Город становится символом развращенности. «Деревья в Стивенс-Гринн благоухали после дождя, а от насыщенной влагой земли исходил запах тления – словно чуть слышный аромат ладана, поднимающийся из множества сердец сквозь гниющую листву. Душа легкомысленно, развращенного города, о котором ему рассказывали старшие, обратилась со временем в этот легкий тленный запах» [Джойс, с.204]. Запах тленья приравнивался Стивеном к понятию разврата. Плотские желания полностью подчиняют себе его воображение. Он жаждет близости с женщиной. И это случилось тайно, неоднократно. Начинающий поэт осознает, что носит маску святости перед алтарем, однако душа его уже давно прогнила. Стивен знал, что в Дублине его грехи не самые худшие, что жизнь подталкивает дублинцев к согрешениям. Герою стыдно рассказывать о своих «подвигах» духовнику. Во сне его мучают кошмары, он бродит по темным улицам, а потом находит ближайшую церковь. Исповедавшись священнику, дает обет навсегда отречься от греха разврата.

И после исповеди Стивен почувствовал облегчение в душе: «Он шел и чувствовал, как невидимая благодать окутывает и наполняет легкостью все его тело. Он пересилил себя, покаялся, и Господь простил его. Душа его снова сделалась чистой и святой, святой и радостной» [Джойс, с.161]. Стивен принимает решение отказаться от сана священника, порывает с католической церковью и приходит к выводу о том, что все происходящее в его сознании имеет гораздо большее значение и интерес, чем происходящее вовне его.

В последней главе романа Дедал принимает решение покинуть Дублин, Ирландию. Он вырывается из плена религиозных и родственных связей, чтобы созидать и творить: «- Знаешь, что такое Ирландия? – спросил Стивен с холодной яростью. – Ирландия – это старая свинья, пожирающая свой помет» [Джойс, с.228]. Такая характеристика страны рождается у героя из восприятия дублинской действительности, где все социальные институты – семья, религия, образование – подвергаются сомнению, критике.

Таким образом, Дублин в романе, мы видим через восприятие главного героя – Стивена Дедала. Ирландская столица становится для него тем пространством, в котором нельзя развить творческий потенциал. Дублин – символ нищеты, обыденности, лжерелигии, развращенности и т.д. Город закрепощает сознание Стивена, создает препятствия для развития творческих способностей. Исследуя личность героя с раннего возраста, Дж. Джойс показывает влияние окружения на сознание, постепенно взрослеющее и осознающее свое предназначение. «Божественную интуицию» Стивен ощущает в себе фактически с детства. Автор останавливает свое внимание на внутреннем мире Стивена Дедала, в котором также отображен Дублин. Дж. Джойс использует прием контраста, создает антонимическое пространство, существующее сначала в сознании героя (мечта, фантазия), а затем воплощающееся в решении покинуть Ирландию, уехать в другую страну. Однако автор не указывает точное ее название, то есть оставляет некую неопределенность. Хотя в следующем произведении Дж. Джойса «Улиссе» Стивен предстанет повзрослевшим художником со своими взглядами на мир. И пространство, в котором он живет и творит, уже знакомый читателю Дублин. Возможно, Дж. Джойс не нашел альтернативного Дублину города в мире для совершенствования поэта.

Литература:

1. Джойс, Дж. Портрет художника в юности / Дж. Джойс. - М.: АСТ, 2010. -286 с.

Литература:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Английского издания

    Документ
    Государственная типография No 4 г. Санкт-Петербурга Министерства печати и информации Российской Федерации. 191126, Санкт-Петербург, Социалистическая ул 14.
  2. И. В. Арнольд стилистика современный английский язык учебник

    Учебник
    Основная задача книги — научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге.
  3. Литература второго тысячелетия. 1000-2000

    Литература
    Андреев Л. Г., Косиков Г. К., Пахсарьян Н. Т. и др. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1 -2 / Под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001.
  4. Централизованная библиотечная система (1)

    Справочник
    Нобелевская премия - самая известная и самая престижная научная премия. Её основатель, Альфред Нобель родился в Стокгольме 21 октября 1833 года. Его отец Иммануель Нобель был инженером и изобретателем, который строил мосты и здания в Стокгольме.
  5. Открытие тайн природы, установление её законов

    Закон
    что всё происходит из воды Центральная фигура древнегреческой науки - Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства Одна из легенд, возможно, являющаяся истиной, приписывает ему изобретение понятия "философия"

Другие похожие документы..