Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Экономическое обоснование проведения реконструкции газораспределительных станций Юргинского линейно-производственного управления ООО «Газпром трансгаз...полностью>>
'Документ'
В. С. Прокопчук – доктор історичних наук, професор, директор наукової бібліотеки Кам'янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнк...полностью>>
'Лекция'
Ходовая часть передает на опорную поверхность массу трактора (авто-мобиля) и приводит трактор в движение. Она состоит из несущей системы, движителя и...полностью>>
'Автореферат'
Особое значение в современных условиях финансового кризиса приобретает необходимость разработки организационно-экономического механизма реструктуриза...полностью>>

Рекомендации по организации работы образовательного учреждения с семьей (детьми) группы риска

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Алгоритм

организации работы с несовершеннолетними (семьей) группы риска в образовательных учреждениях

Рекомендации

по организации работы образовательного учреждения с семьей (детьми) группы риска

Данные рекомендации разработаны в соответствии с Приказом Министерства образования Пензенской области от 01.10.2009 № 479/01-07 «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с несовершеннолетними (семьей) группы риска в образовательных учреждениях.

В настоящее время, выявление семейного неблагополучия, социально опасного положения происходит поздно, когда семья уже переживают стадию хронического кризиса. Такие семьи обладают малым реабилитационным потенциалом, и помочь им восстановиться чрезвычайно трудно. Это обстоятельство приводит к росту числа вынужденных лишений родительских прав, несмотря на рост числа и объема услуг, оказываемых семье.

В настоящее время в областной программе учета детей и (или) семей ДЕСОП состоит 3461 ребенок, из которых 1978 детей - учащиеся школ, на внутришкольном учете состоит 3218 детей.

Внутришкольный учет в образовательном учреждении.

Внутришкольный учет (ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая  образовательным учреждением в отношении обучающихся и их семей на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

 -    выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству;

- оказание социально-психологической  и педагогической помощи несовершеннолетним (семьям) группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении;

  - улучшение качества профилактической работы в целом, предупреждение попадания несовершеннолетнего (семьи) в социально опасное положение.

Система индивидуальных профилактических мероприятий (ВШУ) в образовательном учреждении направлена на 2 целевые группы риска несовершеннолетних в зависимости от показателей семейного неблагополучия:

Первая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;

Вторая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.

К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях на ранней стадии семейного неблагополучия, относятся несовершеннолетние, в семьях которых имеются неблагоприятные условия для жизни и развития ребенка, существует дезадаптация ребенка в семье: показатели невосприятия ребенком форм воспитания, негативные детско-родительские отношения. Имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия (Приложение 1,первая целевая группа).

Основные усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи детям (семье) предпринимает школа, родительская и детская общественность.

К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях, находящихся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, в семьях которых сложились опасные для жизни и развития ребенка условия, превалирует негативное влияние родителей (одного из них) на поведение несовершеннолетнего, существует дезадаптация ребенка в семье, имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия (Приложение 1, вторая целевая группа).

Усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи носят межведомственный характер. Специалисты системы образования играют роль координаторов межведомственного взаимодействия, являются источником оперативного информирования муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о фактах ненадлежащего исполнения организациями и ведомствами мероприятий, принятых КДН и ЗП, индивидуальных планов оказания комплексной помощи ребенку (семье).

Этапы организации деятельности.

Раннее выявление семейного неблагополучия.

В выявлении семей группы риска задействованы специалисты всех органов и учреждений системы профилактики:

- образования;

- социальной защиты;

- ОВД;

- отделов по делам молодежи муниципальных органов местного самоуправления;

- культуры и спорта и др.

Специалисты вышеназванных субъектов системы профилактики являются непосредственными участниками своевременного обмена информацией с вышестоящим, соответствующим своему профилю, управлением, отделом, комитетом. Информирование производится в форме унифицированной для всех сигнальной карты (Приложение 2).

      Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях на ранней стадии семейного неблагополучия, и находящихся в социально опасном положении, на основании:

- сбора первичной информации о несовершеннолетнем и его семье;

- организации обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, определения условий, в которых они проживают, показателей семейного неблагополучия;

   - изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

   - анализа и учета всех факторов семейного неблагополучия, обращений близких родственников, соседей, других граждан, специалистов субъектов системы профилактики;

- своевременной работы с автоматизированной системой ДЕСОП.

Сбор первичной информации (получение общих сведений о членах семьи, сведений о фактах детско–семейного неблагополучия, комиссионное обследование материального обеспечения и жилищно-бытовых условий) фиксируется классным руководителем, социальным педагогом в:

- «Акте обследования социального и материального положения семьи»;

- «Дневнике психолого-педагогических наблюдений».

Диагностика

Собранная объективная информация о несовершеннолетнем (семье) дополняется результатами психодиагностики (опросы, беседы, анкетирование, тесты, проективные методики и т.д.), которая позволяет определить целевую группы ребенка (семьи) в зависимости от сложности проблем:

- несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;

- несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.

Несовершеннолетние (семьи), относящиеся как к 1, так и 2 целевой группе подлежат учету в образовательном учреждении.

Постановка ребенка (семьи) на внутришкольный и муниципальный учет.

Результаты всестороннего анализа положения ребенка в семье, определение уровня сложности проблем дают основание для следующих действий в отношении 2 целевых групп.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Первая целевая группа

Вторая целевая группа

Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия

Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении

  1. Подготовка классным руководителем, социальным педагогом «Представления» (Приложение 3, Приложение 3-а);

Подготовка «Представлений» (Приложение 4, Приложение 4-а) материалов для КДН и ЗПР специалистами образовательного учреждения (кл. рук., социальный педагог, зам по ВР)

  1. Организация и проведение координатором профилактической работы ОУ Совета профилактики образовательного учреждения

  1. Принятие протокольного решения о постановки несовершеннолетнего (семьи) на внутришкольный учет.

Участие в работе заседания КДН несовершеннолетних специалистов образовательного учреждения

Определение технологий коррекционно-восстановительной работы с несовершеннолетним (семьей) в образовательном учреждении

Определение технологий коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетним (семьей) в образовательном учреждении

4. Составление индивидуального плана сопровождения (ИПС)

Классный руководитель (социальный педагог) представляет Совету профилактики разработанный индивидуальный план сопровождения (ИПС) с обучающимся (его семьей), который утверждается руководителем образовательного учреждения (Приложение 5).

Районная (городская) комиссия по делам несовершеннолетних и их прав составляет и утверждает индивидуальный план сопровождения несовершеннолетнего (его семьи), включающий реализацию конкретных межведомственных мероприятий по оказанию всех необходимых видов помощи и направляет его во все заинтересованные учреждения и ведомства.

Реализация индивидуальных планов сопровождения несовершеннолетних (семей)

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Первая целевая группа

Вторая целевая группа

Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия

Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении

Коррекционно-восстановительная работа с несовершеннолетним (семьей)

Классный руководитель, специалисты социально-психологической службы школы (района), педагоги образовательного учреждения, с участием специалистов муниципальных органов управления образованием, институтами родительской и детской общественности, учреждениями спорта и дополнительного образования реализуют коррекционные, восстановительные мероприятия ИПС.

Межведомственная коррекционно – реабилитационная работа с несовершеннолетним (семьей)

Классный руководитель, специалисты социально-психологической службы школы (района), педагоги образовательного учреждения реализуют в своей компетенции предписанный образовательному учреждению, как субъекту системы профилактики, план индивидуального сопровождения (ИПС).

Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета двух уровней, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора государственного образовательного учреждения на заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.

Оценка результатов работы

Организация работы Совета профилактики по результатам выполнения ИПС несовершеннолетнего (семьи)

Подготовка материалов и участие в работе КДН специалистов образовательного учреждения по результатам выполнения ИПС несовершеннолетнего (семьи), включающего реализацию конкретных межведомственных мероприятий по оказанию всех необходимых видов помощи.

Снятие с внутришкольного учета.

Снятие с внутришкольного учета обучающихся (семей) группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия осуществляется по решению Совета профилактики образовательного учреждения на основании позитивных изменений обстоятельств жизни обучающегося (семьи).

Снятие с внутришкольного учета обучающихся (семей) группы риска, находящихся в социально опасном положении, осуществляется районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании позитивных изменений обстоятельств жизни обучающего, его семьи.

Приложение 1

к Рекомендациям

Основные показатели

семейного неблагополучия для постановки на учет.

Первый уровень

Внутришкольный учет детей (семей) группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия

Второй уровень

Внутришкольный учет детей (семей), находящихся в социально опасном положении

1.Социально – экономические:

  • временная безработица одного (обоих родителей);

  • статус «малообеспеченной семьи, низкий материальный достаток;

  • необеспеченность ребенка необходимыми вещами, расходование средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и тд.) не по целевому назначению.

2. Медико-санитарные:

  • антисанитарные условия проживания;

  • бытовое пьянство;

  • неухоженность и неопрятность детей, частая заболеваемость.

2. Психолого- педагогические:

  • конфликты в семье;

  • непосещение родителями учреждения образования;

  • применение к несовершеннолетнему антипедагогических мер воздействия;

  • отсутствие внимания к ребенку.

1. Социально – экономические:

  • нежелание работать;

  • длительный статус «малообеспеченной семьи, низкий материальный достаток;

  • пренебрежение жизненными интересами несовершеннолетнего, отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей.

2. Медико-санитарные:

  • пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами, отсутствие света, отопления;

  • алкогольная зависимость одного из родителей (обоих родителей);

  • наличие у несовершеннолетних постоянных синяков, травм, невнятные объяснения родителей относительно их происхождения.

3. Социально- демографические:

  • родители имеют статус лиц «без определенного места жительства».

4. Психолого- педагогические:

  • постоянные конфликты в семье, драки, скандалы, дебожи;

  • полное равнодушие родителей и отсутствие внимания и заботы к несовершеннолетнему;

  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами;

5. Криминально-аморальные:

  • постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

  • аморальный и паразитический образ жизни родителей, вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение;

  • жестокое обращение с детьми, в семье, вне семьи;

  • изгнание ребенка из семьи;

  • вследствие безнадзорности или беспризорности со стороны взрослых, затяжные пропуски несовершеннолетними занятий без уважительных причин, посещение сект, наличие алкогольной или наркотической зависимости, антиобщественное поведение.

Приложение 2

к Рекомендациям

Сигнальная карта

Сигнальная карта о неблагополучии в семье из ________________________________

Адрес_____________________________________________

ФИО____________________________________________________ возраст__________________

Статус_____________________________

Место работы ___________________________________________________________________________________

ФИО н/л_________________________________________________________________________________

Возраст____________________

образовательное учреждение ( место работы) _______________________________

Неорганизован

Причины неблагополучия: (нужное подчеркнуть)

  1. Отсутствие матери, отца.

  2. Насилие в семье над ребенком

  3. Конфликты в семье

  4. Антисанитарные условия содержания несовершеннолетнего

  5. Отсутствие необходимого ухода, питания и содержания несовершеннолетнего

  6. Алкогольная или наркотическая зависимость родителей

  7. Алкогольная или наркотическая зависимость несовершеннолетнего

  8. Инвалидность родителей

  9. Инвалидность ребенка

  10. Престарелые родители

  11. Бродяжничество родителей

  12. Бродяжничество родителей (кого)

  13. Бродяжничество несовершеннолетнего

  14. Отсутствие несовершеннолетнего

Другое________________________________________________________________________________________________

ФИО специалиста, инспектора (тел.)___________________________

Дата_________________________________

Приложение 3

к Рекомендациям

В Совет профилактики

______________________________________________

(название государственного образовательного

учреждения)

Представление

на постановку на внутришкольный учет

Фамилия ________________ имя ____________ отчество ____________________

обучающегося ___________ класса _____________ год рождения _____________

За ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

а также по представлению ______________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты,

_____________________________________________________________________

опеки (попечительства)

_____________________________________________________________________

считаем необходимым (Ф.И.О.)_________________ обучающегося ______ класса поставить на внутришкольный учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

Классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)

"__" __________ 200__ г.

Приложение 3 - а

К «Рекомендациям»

В Совет профилактики

______________________________________________

(название государственного образовательного

учреждения)

Представление

на постановку на внутришкольный учет семьи

Социальный статус ____________________________________________________

(полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская)

Мать ________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Отец _________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Опекун (попечитель) ___________________________________________________

(Ф.И.О.)

Адрес фактического проживания ________________________________________

Адрес регистрации ____________________________________________________

Имеются дети ________________________________________________________
(имя, год рождения, где обучается или работает (не работает)

За ___________________________________________________________________

(причины постановки на внутришкольный учет)

_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________,

а также по представлению ______________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства)

считаем необходимым семью ________________________________ поставить на

внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении.

Классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)

«___» __________ 200__ г.

Приложение 4

к Рекомендациям

В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

______________________________________________

(название государственного образовательного

учреждения)

Представление

на постановку на муниципальный учет (несовершеннолетний)

Фамилия ________________ имя ____________ отчество ____________________

обучающегося ___________ класса _____________ год рождения _____________

За ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

а также по представлению ______________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты,

____________________________________________________________________

опеки (попечительства)

____________________________________________________________________

считаем необходимым (Ф.И.О.)_________________ обучающегося ______ класса поставить на внутришкольный учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

Директор ОУ

Заместитель директора по воспитательной работе

"__" __________ 200__ г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по организации работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка Введение

    Документ
    Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей.
  2. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    Документ
    Школа была открыта в 1936 году под № 71. В 1961 году ей присваивается статус французской спецшколы и присваивается № 12. В 1987 году школа вновь сменила номер - на 1231, а в 1996 году официально получила имя В.
  3. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с рда (1)

    Методические рекомендации
    Одним из основных аспектов развития системы помощи аутичным детям является создание комплекта нормативных документов. Учитывая то обстоятельство, что пока общепринятого подхода к коррекции раннего детского аутизма ни за рубежом, ни
  4. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с рда (2)

    Методические рекомендации
    Одним из основных аспектов развития системы помощи аутичным детям является создание комплекта нормативных документов. Учитывая то обстоятельство, что пока общепринятого подхода к коррекции раннего детского аутизма ни за рубежом, ни
  5. Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей

    Методические рекомендации
    Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

Другие похожие документы..