Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Все авторские права защищены. Никакая часть этого издания не может быть воспроизведена, сохранена в оперативной системе или передана в любой форме и ...полностью>>
'Монография'
Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза : монография / К.И. Бринев ; под редакцией Н.Д. Голева. – Барнаул : АлтГПА, 2009. – 2...полностью>>
'Документ'
Гимн 1. О том, что Божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченны...полностью>>
'Документ'
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ ОРЛОВЩИНЫ (ИЗ ОПЫТА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ...полностью>>

Беловой Елены Владимировны По теме: Использование икт на урок

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Авторская методическая разработка

преподавателя истории и обществознания

ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367

Беловой Елены Владимировны

По теме:

«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Направленность:

для коррекционных образовательных учреждений

Содержание авторской разработки:

использование интерактивных стратегий обучения и ИКТ-поддержка учебного процесса

Москва. Зеленоград.

2009 год.

Введение

На сегодняшний день вопрос о факте использования ИКТ в учебном процессе уже не актуален. Основная проблема современного обучения заключается в комплексной методике применения всех имеющихся в наличии учителя технических возможностей, программных продуктов и собственных сил и средств, для достижения максимально эффективного результата обучения при минимизации времени.

Не всегда можно найти нужный демонстрационный материал (схемы, плакаты, карты и т.п.) для урока. Не все устраивает в готовом варианте электронном учебном пособии. Но овладев несложным набором программ, можно с успехом самому создавать нужный вариант использования имеющейся информации. И очень результативно получается, если привлекать к этому процессу своих учеников. Налицо гордость детей в причастности к процессу подготовки урока. Да и хранить свои разработки гораздо проще, дешевле, компактнее. Это действительно очень актуальная на сегодня проблема в образовании. ИКТ как раз намного упрощают его.

При использовании методических разработок обязательно нужно учитывать несколько вариантов использования ИКТ в зависимости от обеспечения учителя технической базой, начиная от самой простой (один компьютерный класс на всю школу), средней (учительский компьютер в каждом классе, со вспомогательным оборудованием в виде интерактивной доски, проектора, сканера, принтера, локальной школьной сети), и заканчивая полностью обеспеченным компьютерным классом в каждом кабинете, с выходом в сеть Интернет и возможностью дистанционного интерактивного обучения, как в классе, так и удаленно через Интернет. После этого нужно создать базу знаний и данных, для использования в школьных занятиях каждого предмета.

Данная методика составлена с учетом задач городской целевой программы развития образования «Столичное образование – 5»; проекта «Наша новая школа», программы развития ГОУ СОШ №367 2007-2010 годы. В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. С помощью методики происходит формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самообразования).

Современное образование немыслимо уже без широкого применения информационных технологий. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность образования. Они усиливают мотивацию учения, позволяют по-новому вести занятия, управлять учебным процессом.

Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.

Особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

Обладая сохранным интеллектом, дети не могут обучаться в обычной школе по причине серьезных нарушений здоровья:

  • слабая мотивация к обучению

  • социальная дезадаптация и незначительный опыт общения

  • длительное отсутствие в школе по причине болезни

  • ограниченный контакт с окружающим миром

Цели методики:

  1. Социальная адаптация учащихся, способствующая выработке адекватной самооценки и открывающая возможность самореализации ребенка-инвалида в обществе, формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;

  2. научить учеников владеть историческими терминами и понятиями;

  3. способствовать усвоению совокупности исторических и общественных знаний

  4. формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитание патриотизма, гордости за свою страну;

  5. приобщение учащихся к историко-исследовательской и проектной творческой деятельности на основе исторического материала;

Задачи:

  • повышение интереса учащихся к предмету через интерактивные, аудиовизуальные, экранно-звуковые пособия (Глава 1 . Мои презентации в Power Point из пакета Microsoft Office)

  • развитие абстрактного мышления через таблицы, рисунки (слайд-проектор), модели, имеющие объемное изображение и динамику движения (интерактивная доска)‏ (Глава 2. Использование готовых компьютерных продуктов. PC DVD «История России XX век»)

  • содействие наиболее полному раскрытию творческих способностей детей с помощью вовлечения в процесс создания учебных программ. (Глава 3. Создание учениками собственных презентаций и докладов)

  • укрепление связи семьи и школы. (Глава 4. Укрепление связи семьи и школы. Электронный журнал в интернет, связь по e-mail, консультации на своем сайте)

  • помощь в формировании коммуникативных навыков, расширению сферы общения. (Глава 5. Культурное образование. Просмотр исторических фильмов, посещение виртуальных исторических музеев, галерей искусств в интернет)

  • подготовка учеников к поступлению в высшие учебные заведения. (Глава 6. Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию)

Принципы работы:

  • Личностно-ориентированный подход

  • Использование здоровье сберегающих технологий

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности

Содержание

Глава 1 . Мои презентации в Power Point из пакета Microsoft Office

В первой главе рассматривается необходимость создания своих собственных презентаций для проведения уроков. Доказывается их наиболее удобная форма при проведении занятий. Были созданы свои собственные презентации по курсу «История России. XX начало XXI века». Рассмотрено их практическое применение в классно-урочной и внеклассной форме. Изучено применение различных технических средств при подготовке и показе презентации. Использование интерактивной доски в работе, дает возможность ученикам напрямую участвовать в решении задач и примеров сразу в процессе показа презентации нет, необходимости находится у компьютера для управления презентацией, это можно делать специальным стикером сразу на интерактивной доске; «захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point. Даны практические рекомендации по созданию и построению плана урока на основе презентаций. Практика показывает, что использование интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых объектов в составе презентации повышает интерес учеников к предмету и улучшает усвоение учебного материала.

Обоснование использования собственных презентаций: к сожалению, не всегда удобно использовать готовые компьютерные программы. Это происходит из-за разных причин:

  • При всей своей простоте навигация по диску, поиск информации, особенно если она не связана между собой гиперссылками, может занять во время урока довольно много времени.

  • Сама информация может не отвечать тем задачам, которые учитель ставит на уроке.

  • Невозможно задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала, в зависимости от цели урока

  • Отсутствует возможность изменения, или дополнения материала учебника с течением времени.

Вот задачи, которые должно решить специализированное программное обеспечение на уроке:

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

  2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

  3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.)

Всем этим требованиям обладает не готовый продукт, а программа создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office. Поэтому я начала создавать презентации для своих уроков по курсу истории.

Для классно-урочной и дистанционной форм обучения я делаю два разных комплекта презентаций. Комплект презентаций для проведения урока рассчитан на выполнение санитарных норм по ограничению времени использования ИКТ на уроке с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому мои презентации обладают академичным оформлением и использованием удобночитаемых на большом расстоянии черных шрифтов на белом фоне (для слабовидящих детей), а также имеют модульную форму, что позволяет варьировать нагрузку в ходе проведения урока. Я использую современные средства визуального и видео сопровождения, такие как флеш-файлы для проведения проверочных интерактивных заданий и масштабируемых исторических карт. Также с их помощью выводится аудио-пояснения материала и видео поддержка. Для дистанционного доступа я создаю презентации с функциями опорного конспекта, для возможностей изучения его учащимися самостоятельно.

При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра, а экраном служит интерактивная доска Mimio Xi. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций, широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды. Эти возможности Power Point позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Использование интерактивной доски в работе, дает возможность ученикам напрямую участвовать в решении задач и примеров сразу в процессе показа презентации нет, необходимости находится у компьютера для управления презентацией, это можно делать специальным стикером сразу на интерактивной доске; «захват» слайда в качестве изображения дает возможность учителю и ученикам делать пометки и записи непосредственно на слайде. Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point.

В качестве примера рассмотрим один из слайдов презентации. Учащиеся заполняют недостающие графы исторической таблицы, рисуя стикером прямо на интерактивной доске. Если заполнение таблицы у учащихся вызывает трудности, то можно перейти к следующему слайду, на котором имеется уже правильно заполненная таблица. Один из учеников заполняет таблицу прямо на слайде. Эта таблица сохраняется программой интерактивной доски и при необходимости распечатывается для учащихся с помощью принтера непосредственно на уроке или после него в любое время.

Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:

• объяснение нового материала

• закрепление изученного материала

• повторение пройденного материала

При желании слайды с работой учеников можно сохранять в программе интерактивной доски или в коллекции программы Notebook.

Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации и интерактивной доски, во-вторых презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.

Примерное содержание курса презентаций.

Содержание программы. «История России. XX – начало XXI века» (11 класс.)

урока

Содержание учебного материала

1

Россия на рубеже XIX - ХХ вв.

2

Экономическая политика правительства

3

Кризис империи: русско-японская война

4

Революция 1905-1907 гг.

5

Становление конституционной монархии в России

6

Политическая жизнь страны.

7

Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина

8

Культура России в конце XIX - начале ХХ в.

9

Достижения науки в конце XIX - начале ХХ в.

10

Итоговый урок

11

Работа с тестами

12

Россия в Первой мировой войне.

13

Война и российское общество.

14

Февральская революция 1917 г.

15

Июньский и июльский кризисы власти

16

Переход власти к партии большевиков

17

Гражданская война

18

Завершающий этап гражданской войны

19

Урок-семинар «Роли личности в событиях российской истории 1917г.»

20

Работа с тестами.

21

Новая экономическая политика

22

Образование СССР и его международное признание

23

Культура и искусство после октября 1917 г.

24

Индустриализация

25

Культурная революция

26

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии

27

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

28

Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

29

СССР в 1939-1941 гг.

30

Обобщение пройденного

31

Начальный период Великой Отечественной войны

32

Битва под Москвой

33

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

34

Курская дуга

35

Заключительный этап Великой отечественной войны

36

Открытие второго фронта

37

Падение Берлина

38

Причины, цена и значение Великой Победы

39

Работа с тестами

40

Обобщающе-повторительный урок по теме "Великая Отечественная война"

41

Начало "холодной войны"

42

Создание двух систем союзов

43

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина

44

Послевоенные репрессии

45

XX съезд КПСС

46

Изменения во внешней политике СССР

47

СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке

48

Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

49

Освоение космоса

50

Духовная жизнь в СССР 1940-1960 гг.

51

Обобщение пройденного

52

Политика и экономика: от реформ - к "застою"

53

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

54

Духовная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг.

55

Углубление кризисных явлений в СССР

56

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг.

57

Политика перестройки в сфере экономики

58

Развитие гласности и демократии в СССР

59

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

60

Кризис и распад советского общества

61

Курсом реформ: социально-экономические аспекты

62

Политическое развитие Российской федерации в начале 1990-х

63

Общественно-политические проблемы России

64

Россия в начале XXI в.

65

Внешняя политика Российской Федерации

66-67

Искусство и культура России к началу XXI в.

68

Обобщение пройденного



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комитет по образованию Администрации Волгоградской области (1)

    Документ
    Приглашаем Вас воспользоваться государственной услугой на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) в ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
  2. Вохминцева Светлана Михайловна) «Основа личности это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна) «Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на урок

    Урок
    «Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
  3. Положение о Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов 2011

    Документ
    Выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов -2011(далее Ярмарка) проводится Министерством образования Ульяновской области и Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования на основании
  4. Восьмая территориальная научно-практическая конференция

    Документ
    В сборнике представлены тезисы участников территориальной научно-практической конференции педагогов «Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации».
  5. Список допущенных к защите работ по секциям. Секция «Русский язык»

    Документ
    Детство в современной и классической русской литературе (на примере рассказа И. Полянской «Утюжок и мороженое» и повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Другие похожие документы..