Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящий англо-русский словарь c толкованием гендерных терминов предназначается для студентов, магистрантов и аспирантов обществоведческих и гуманит...полностью>>
'Документ'
Глава I. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) и административной ответственности за их с...полностью>>
'Программа'
Основной целью программы является подготовка квалифицированных кадров, обладающих глубокими знаниями и навыками для работы в сфере информатики и инфо...полностью>>
'Исследование'
8. Первый туалет новорожденного, оценка его со­стояния. 5 9. Определение ранних сроков беременности. 3 10. Ассистенция при операции искусственного пр...полностью>>

Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью в карело-финской сср 1940-1956 гг. (историко-правовой аспект)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

31 марта 1940 года, чтобы официально закрепить в составе СССР бывшие финляндские территории и воздействовать на Финляндию для предотвращения ее участия в прогнозируемой войне на стороне противников Советского Союза, Карельская Автономная ССР была преобразована в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику (КФССР). До этого Карелия на федеративных началах входила в состав РСФСР, теперь же сама стала союзной республикой – полноправным и равноправным субъектом СССР.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР в состав новой союзной республики были переданы территории, отошедшие от Финляндии, вместе с городами Антреа, Выборг, Кексгольм, Куолаярви, Сортавала и Суоярви. В этих районах в мае 1940 года были созданы временные Управления, которые были призваны исполнять функции органов советской власти на местах до проведения официальных выборов в местные Советы95. 10 июля 1940 года был принят закон “Об установлении границы между Карело-Финской ССР и РСФСР”96, которым не предусматривалось точной границы между республиками. Решение этого вопроса оставлялось на обоюдное усмотрение обеих сторон.

Территория Республики, включая бывшие финляндские земли, составила 185,8 тыс. кв. км. По этому показателю КФССР занимала 8-е место среди 16-ти союзных республик. Территория КФССР составляла 0,7% всей территории СССР.

Еще 27 марта 1940 года правительство СССР взяло курс на новую “финизацию” Карелии. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) финскому языку возвращался статус государственного, и он становился, наряду с русским, языком делопроизводства. Карельский язык статусом государственного не наделялся. Представляется, это было связано со стремлением упорядочить делопроизводство, так как карельского письменного языка не существовало.

Факт того, что образование КФССР было наполнено политическим смыслом, а не продиктовано необходимостью очередного шага в развитии карельской национальной государственности, сразу поставил ряд серьезных вопросов.

Во-первых, недостаточной для статуса союзной республики была общая численность населения Карело-Финской ССР. В соответствии с одним из критериев, выдвинутых И.В. Сталиным, численность населения союзной республики должна быть не меньше миллиона человек. При этом все остальные союзные республики этому критерию соответствовали. В КАССР же в январе 1939 года по данным переписи насчитывалось 469145 человек97. Это дало основание финскому исследователю Т. Вихавайнену предположить, что Карело-Финская ССР была образована вовсе не для предупредительного политического воздействия на Финляндию, а с изначальной целью ее последующего включения в состав КФССР, то есть с целью присоединения Финляндии к СССР. Ибо, по мнению Т. Вихавайнена, сама идея создания Карело-Финской ССР была осуществима только в случае включения в ее состав довольно большой по площади и экономически развитой территории – Финляндии.98

Во-вторых, остро встал вопрос о невысоком числе национального населения, в то время как оно, по примеру других союзных республик, должно быть преобладающим. Само название “Карело-Финская” оказалось условным. Удельный вес карел в населении Республики не превышал 24%. Процент финского населения был еще меньше. На 1 января 1941 года общая численность населения Республики составила 683333 человек, из которых: карел – 159542, финнов – 12554 (1,8%), вепсов – 13726 (2%). Остальное население было русским, за исключением незначительной части представителей других национальностей99. На бывших финляндских территориях, включенных в состав Советского Союза, к началу войны проживало около 450 тыс. финнов, более 400 тыс. из которых после заключения мира ушло на запад, за новую границу. В связи с этим был установлен особый порядок в отношении граждан, пожелавших остаться в СССР. Уроженцы местностей, отошедших к Советскому Союзу по Московскому договору, не нуждались в получении специального решения о принятии гражданства СССР. Им автоматически выдавались советские паспорта.

Проблему с увеличением населения в новой союзной республике руководство СССР предполагало решить за счет массового переселения жителей из других районов страны. В соответствии с постановлениями Совета народных комиссаров СССР “О мероприятиях по восстановлению народного хозяйства в новых районах Карело-Финской ССР и Ленинградской области” от 28 мая 1940 года и “Об уборке урожая в новых районах КФССР” от 21 августа 1940 года предусматривалось переселение во вновь образованные районы (отошедшие от Финляндии) 40 тыс. семей колхозников из Украины и Белоруссии, Чувашской, Татарской и Мордовской автономных республик, а также Тульской, Пензенской, Вологодской, Смоленской, Калининской, Кировской и Рязанской областей. К началу 1941 года в Карелию переехало порядка 188,5 тыс. человек, и на 1 июня 1941 года численность населения Республики возросла до 744310 человек100. Однако переселенцы были в основном не карельской и не финской национальностей, что еще больше снизило процент национального населения Республики.

Согласно Конституции Республики, Карело-Финская ССР административно-территориально делилась на 26 районов, 2 города республиканского подчинения, 10 городов районного подчинения, 17 рабочих поселков и 245 сельсоветов. К 19 имевшимся ранее районам бывшей КАССР в соответствии с указами Верховного Совета КФССР от 9 и 27 июля 1940 года были присоединены и 7 новых районов с соответствующим числом сельских советов: Выборгский (14 сельсоветов), Кексгольмский (12 сельсоветов), Куркиекский (13 сельсоветов), Питкярантский (10 сельсоветов), Сортавальский (15 сельсоветов), Суоярвский (10 сельсоветов) и Яскинский (12 сельсоветов)101. 28 июля 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Совета КФССР об установлении границ вновь образованных районов102. Таким образом, в состав Карело-Финской ССР, помимо вновь образованных, входили следующие районы: Беломорский, Ведлозерский, Заонежский, Калевальский, Кемский, Кестеньгский, Кондопожский, Лоухский, Медвежьегорский, Олонецкий, Петровский, Пряжинский, Прионежский, Пудожский, Ребольский, Ругозерский, Сегозерский, Тунгудский и Шелтозерский. В состав каждого района входило определенное число сельсоветов. Всего сельсоветов в Республике насчитывалось 245. Количество сельских советов в районе зависело от размера и развитости его территории. Наибольшим число сельсоветов было в Пудожском районе – 21, наименьшим – в Ребольском и Сегозерском районах – по 5103. К городам республиканского подчинения относились Петрозаводск, Сортавала, Кексгольм и Выборг. При этом Петрозаводск, столица Республики, делился на три городских района – Октябрьский, Зарецкий и Первомайский. Городами районного подчинения КФССР являлись: Антреа, Энсо, Суоярви, Питкяранта, Беломорск, Уурас (Тронгсунд), Кемь, Кондопога и Медвежегорск. К числу рабочих поселков относились: Соломенное, Иоханнес, Рабочеостровск, Суна, Лахденпохья, Масельгская, Повенец, Сегежа (с 26.12.1943 – город)104, Надвоицы, Салми, Ляскеля, Харлу, Чупа, Идель, Яски и Летний105. Позднее Выборг и Кексгольм были исключены из числа городов республиканского подчинения и отнесены к городам районного подчинения.

Одна из особенностей административного деления заключалась в большой разнице плотности заселения территорий Республики. Самой большой по численности населения административной единицей Карелии на 1 июля 1940 года стал город Выборг, где проживало 85,5 тыс. человек, вторым – город Петрозаводск с численностью населения в 75,8 тыс. человек. Среди районов самым заселенным к лету 1940 года оказался Медвежьегорский район – 69,2 тыс. человек. Еще в 14-ти районах численность населения превышала 20 тыс. человек (Выборгский – 59,6 тыс., Беломорский – 48,0 тыс., Яскинский – 38,5 тыс., Кондопожский – 35,7 тыс., Куркийокский – 33,9 тыс., Сортовальский – 32,5 тыс., Кемский – 31,2 тыс., Пудожский – 30,2 тыс., Олонецкий – 29,1 тыс., Прионежский – 27,6 тыс., Кякисалмский – 26,8 тыс., Кестеньгский – 26,7 тыс., Заонежский – 21,6 тыс.). В 6-ти районах Республики численность населения не достигала 10 тыс. человек. Меньше всего населения проживало в Ребольском районе – всего лишь 2,4 тыс. Невысокая плотность населения в обширных по территории сельских районах серьезно затрудняла работу местных органов власти, так как связь между районным центром и отдаленными населенными пунктами из-за отсутствия дорожно-транспортной инфраструктуры не всегда оказывалась оперативной.

Другой особенностью, оказывающей влияние на характер административного деления, стало экономическое развитие тех или иных территорий КФССР. Большинство районов Республики были сельскими. К 1 июля 1940 года в целых 17-ти районах население в полном составе было задействовано в сельскохозяйственной сфере (Беломорский, Ведлозерский, Заонежский, Калевальский, Кякисалмский, Лоухский, Олонецкий, Петровский, Поросозерский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Ребольский, Ругозерский, Сегозерский, Тунгудский и Шелтозерский районы). В остальных районах в сельском хозяйстве было задействовано в среднем 58% населения106. Такое положение дел вынуждало руководителей Республики искать пути оптимизации административного деления, что нашло свое отражение в последующие годы.

Прежде всего, это выразилось в искусственном завышении статусов населенных пунктов. Селения преобразовывались в рабочие поселки, а рабочие поселки – в города, несмотря на то, что они зачастую не соответствовали новым статусам. Так, к примеру, вскоре после образования Республики были преобразованы в города населенные пункты Энсо, Уурас (Тронгсунд)107 и Питкяранта108. Тенденция к завышению статуса населенных пунктов проявлялась и в последующие годы.

В период с лета 1941 по лето 1944 годов большая часть КФССР, включая всю Восточную Карелию, была оккупирована. Под финской властью оказались следующие районы: Ведлозерский, Заонежский, Кестеньгский, Кондопожский, Куркиекский, Олонецкий, Петровский, Питкярантский, Пряжинский, Прионежский, Ребольский, Сегозерский, Сортавальский, Суоярвский и Шелтозерский – 16 из 24 районов Республики. С первых же дней войны началась эвакуация населения вглубь страны, а также в северо-восточные районы Карелии. Первыми были эвакуированы жители и предприятия Выборгского района. Следом была произведена эвакуация в других приграничных районах: Калевальском, Кексгольмском, Куркиекском, Петровском, Питкярантском, Ребольском, Сортавальском, Суоярвском и Яскинском. Огромная работа по эвакуации была проведена и в других районах, оказавшихся занятыми впоследствии противником: Ведлозерском, Заонежском, Кондопожском, Олонецком, Пряжинском и Шелтозерском. С территорий, оккупированных врагом, в общей сложности эвакуировалось подавляющее большинство населения – свыше 500 тысяч, что составило 94% проживавшего на этих территориях населения. Большая часть эвакуированных (420614 человек) была вывезена в восточные области СССР109. Факты относительно количества советского населения, оставшегося на захваченных территориях, приводят В. Машезерский и Ф. Трофимов: "За три года хозяйничанья в Карелии оккупанты расстреляли, замучили и уморили голодом свыше 14 тысяч человек, что составляет около четверти всего населения, оставшегося на захваченной территории".110 Архивные данные свидетельствуют, что на оккупированной территории осталось 57798 человек, из которых до освобождения Республики дожили 38500. В Петрозаводске к концу 1941 года из 86 тысяч населения осталось 4847 мирных жителей, в том числе 2834 карелов, вепсов и ингерманландцев.111

На неоккупированной же территории осталось проживать 108161 человек112. В 1942 году численность населения на неокупированной территории КФССР составила 84193 человек, в течение 1943 года это число возросло до 93565 человек113.

В начале декабря 1941 года в итоге упорной обороны советских войск финско-немецкие войска были остановлены в районе от южного участка Беломорско-Балтийского канала до станции Масельгская и западнее Кировской железной дороги на линии Ругозеро-Ухта-Кестеньга-Алакурти. Линия фронта долгое время оставалась стабильной, и боевые действия носили позиционный характер. Хотя противнику удалось захватить значительную территорию, ни одна из стратегических задач, поставленных перед фашистскими войсками, не была выполнена.

Ситуация на Карельском фронте не менялась вплоть до середины 1944 года, когда Красная Армия, перейдя в наступление, освободила территорию Карелии от врага. В рамках наступательной операции советские войска за 10 дней прорвали “линию Маннергейма” на Карельском перешейке и освободили Выборг. Заключенный 19 сентября 1944 года промежуточный советско-финляндский мир восстановил границы 1721 и 1940 годов.

Сразу после заключения мира началась реэвакуация населения в Карелию. Уже к 1 октября 1944 года было реэвакуировано 5767 человек114 и общая численность населения Республики составила 175140 человек,115 а к концу года население Республики достигло 237650 человек116, что составило около 35% от довоенной численности. (Численности населения 1941 года не удалось достичь вплоть до 1956 года, когда КФССР прекратила свое существование. В 1954 году в Республике проживало 597,7 тыс. человек)117.

К 1 августа 1945 года численность населения Республики составила 247447 человек. 104543 из них проживали в городах и рабочих поселках, а 142903 – в сельской местности.118

Не вызывает сомнений, что низкая численность населения КФССР в первые послевоенные годы породила еще одну проблему административно-территориального деления Республики.

Война в Карелии носила затяжной, тяжелый характер, была очень напряженной и привела к серьезным человеческим и материальным потерям. Многие районы были разорены, народное хозяйство и экономика разрушены. В некоторых из них, находящихся ближе остальных к Ленинграду, разрушения были наиболее существенны. Это объяснялось тем, что на территории этих районов, наиболее приближенных к Ленинграду, велись наиболее ожесточенные бои за его оборону. 24 ноября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, “учитывая территориальную близость и экономическое тяготение к Ленинграду районов, расположенных на Карельском Перешейке”119, были выведены из состава Карело-Финской ССР и переданы Ленинградской области следующие административные единицы: города республиканского подчинения – Выборг и Кексгольм; районы – Выборгский, Кексгольмский (с 1948 года Приозерский) и Яскинский (с 1948 года Лесогорский); города районного подчинения – Антреа, Уурас (Тронгсунд) и Энсо; рабочие поселки – Иоханнес и Яски; а также 37 сельсоветов, входящие в состав указанных районов. Подразумевалось, что такой шаг ускорит восстановление названных территорий. Кроме того, эти территории – Выборг и Карельский перешеек – имели исключительную важность в создании единого пояса безопасности вокруг Ленинграда, что также явилось причиной их передачи Ленинградской области120.

В 1944-1945 годах было положено лишь начало восстановлению народного хозяйства Республики. Промышленность и сельское хозяйство находились в крайне тяжелом положении. Большинство предприятий были настолько разрушены, что восстановление их означало по существу новое строительство. Уровень промышленного производства в 1945 году не превышал одной четверти довоенного, а по отдельным отраслям был и еще ниже. По сравнению с довоенным 1940 года вывозка древесины в 1945 году составляла всего 18%, а выпуск продукции деревообрабатывающей промышленности – 16%. В 1945 году выработка электроэнергии в Республике была втрое меньшей, чем в 1940 году. Колхозы и совхозы на освобожденной территории приходилось строить заново. Во второй половине 40-х годов народное хозяйство Республики продолжало планомерно восстанавливаться. Недостаток населения, разрушенные жилье и коммуникации, неукомплектованность местных органов власти – все это наложило свой отпечаток на административно-территориальное устройство Республики и предопределило последовавшие изменения.

30 декабря 1944 года в КФССР были образованы два рабочих поселка: Импилахти и Лоухи. За 1946 год их было образовано еще четыре: Элисенваара, Шала, Вяртсиля и Валаам. Кроме того, 20 января 1945 года рабочий поселок Лахденпохья был преобразован в город районного подчинения121. 30 марта 1945 года был издан Указ Президиума Верховного Совета КФССР об образовании Сегежского района122. В целом, по состоянию на 1 января 1947 года в состав КФССР входило 19 рабочих поселков, 262 сельсовета, из которых 19 еще не были восстановлены в связи с отсутствием населения123.

В 1948 году был упразднен Ребольский район. Представляется, что, согласно архивным данным, после его освобождения от финско-немецкой оккупации туда вернулась лишь незначительная часть населения, составившая на 1 сентября 1947 года всего 1076 человек. В то же время на содержание государственного аппарата затрачивались неоправданно большие денежные средства. В целях экономии государственных средств район был ликвидирован, а его территория включена в состав Ругозерского района124.

В том же 1948 году были упразднены Зарецкий, Октябрьский и Первомайский районы Петрозаводска, и в связи с этим рабочий поселок Соломенное был подчинен Петрозаводскому горсовету125.

К 1 января 1955 году были упразднены два района – Ведлозерский и Сегозерский. Их территории были переданы Пряжинскому и Медвежьегорскому районам соответственно.126

На 1 марта 1956 года непосредственно перед прекращением существования Республика включала 20 районов, 2 города республиканского подчинения, 10 городов районного подчинения, 29 поселков городского типа и 218 сельсоветов.127

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что Карело-Финская ССР представляла собой национально-территориальное государственное образование в составе Советского Союза. Границы, в пределах которых была образована Карело-Финская ССР, формировались на протяжении веков. До 1809 года они изменялись в зависимости от результатов многочисленных русско-шведских войн, потом определялись во взаимоотношениях России и Финляндии.

Анализ показывает, что в течение всего периода существования КФССР велся постоянный поиск ее оптимального административно-территориального устройства. Сложности при этом, прежде всего, были связаны с малым количеством и непропорциональным распределением по Республике национального населения, что ставило под сомнение как название Республики, так и ее союзный статус. Проблема низкого числа населения существенно обострилась в первые послевоенные годы, когда количество жителей Карелии составило лишь одну треть от их довоенной численности. Особенности административно-территориального устройства КФССР заключались и в больших различиях количества населения отдельных районов, площади их территории и удаленности от центра.

Указанные факты накладывали специфический отпечаток на деятельность органов государственной власти Республики, в том числе и на деятельность органов внутренних дел.

Глава 2.

Особенности организации и деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью в Карело-Финской ССР.

§ 2.1. Организация органов охраны порядка в Карело-Финской ССР в период ее образования.

Преобразование Карельской Автономной ССР в Карело-Финскую ССР повлекло за собой изменения в организации органов государственной власти, направленные на приведение их в соответствие с новым статусом Карелии как союзной республики. Не остался в стороне и Народный комиссариат внутренних дел КАССР, который после 31 марта 1940 года стал именоваться НКВД КФССР.

Развитие органов внутренних дел Карелии на всем протяжении их истории носило сложный характер, обусловленный целым рядом причин. В течение многолетней истории ОВД Карелии сталкивались с трудностями, в основе которых лежали особенности карельского края, и поэтому процесс их развития имел существенные отличия от развития ОВД других регионов страны.

До 1802 года высшая административно-полицейская власть была сосредоточена в руках губернатора Олонецкого наместничества, в состав которого входила большая часть территорий, заселенных карелами. Административно губернатор наместничества подчинялся архангельскому генерал-губернатору, который осуществлял руководство с помощью предписаний, направляемых им в правление Олонецкого наместничества. Правление наместничества являлось исполнительным органом, в функции которого входил сбор информации о числе селений по уездам, о распределении казенных земель между ними, о количестве населения, о его настроениях и быте. Особое внимание при сборе сведений о населении уделялось представителям коренных национальностей, как потенциально неблагонадежным. Правление наместничества ведало также поступлением податей, розыском и возвращением беглых крестьян, рекрутским набором и т.д. Выполнение подобных функций, несвойственных органам внутренних дел наших дней, объясняется тем, что в то время полицейские функции отождествлялись с административными.128 Особенно ярко это проявлялось в отсталых имперских окраинах, одной из которых являлась Карелия в XVIII-XIX веках.

При придании в 1802 году Олонецкому наместничеству статуса губернии высшая административно-полицейская власть переходит к Олонецкому губернатору. В том же 1802 году было открыто Олонецкое губернское правление, ставшее высшим административно-полицейским учреждением губернии. Для повышения эффективности полицейского надзора уезды губернии были разделены на полицейско-территориальные единицы, которые именовались станами. В 1837 году были учреждены должности становых приставов, а в 1963 году – образованы уездные полицейские управления, в компетенцию которых входил полицейский надзор за населением, мастеровыми и ссыльными. При этом функции надзора за административными и политическими ссыльными уделялось повышенное внимание. В 1867 году для этой цели, а также для пресечения проникновения в Карелию революционных идей было создано Олонецкое губернское жандармское управление.129

Национальный состав полицейских органов, обслуживающих карельские территории, практически поголовно был русским. На полицейскую службу не допускались представители коренных народностей. В документах, регламентирующих правила приема в полицию, был установлен определенный образовательный ценз и ряд условий. К примеру, необходимо было умение читать и писать по-русски.130 Это фактически исключало возможность поступления на службу кандидатов карельской национальности, так как у карел не существовало письменности, и подавляющее большинство населения не владело грамотой. Необходимо отметить, что такое положение дел являлось особенностью этого края, так как в других национальных регионах России, несмотря на общие установления, местные кадры на службу в полицию, как правило, допускались.

Укомплектованная же русскими карельская полиция зачастую проявляла жесткость и непонимание по отношению к местному населению. Отсутствие взаимопонимания, безусловно, серьезно затрудняло организацию полицейской работы в карельском крае, а также способствовало зарождению и развитию со стороны карел враждебности ко всему русскому и к русским порядкам, в частности.

В конце XIX-начале XX веков конфронтация местного населения и полиции вылилась в целое движение, направленное против последней. Именно в этот период в Карелию прибыло большое количество политических ссыльных, и полиция в целях усиления контроля над ними была наделена рядом исключительных полномочий по применению карательных и репрессивных мер, чем некоторые полицейские чины находили возможность злоупотреблять. На фоне распространяющихся через рабочих и политических ссыльных революционных идей это способствовало учащению случаев неповиновения полиции. Все чаще начали поступать сообщения о нанесении полицейским различных увечий.131 Наметилась тенденция к оставлению полицейскими службы. К 1916 году некомплект полиции по Олонецкой губернии составлял 20,5%.132

Вместе с тем, обстановка в крае требовала усиления роли полиции и эффективности ее деятельности. Чтобы решить проблему неукомплектованности полиции, было решено допустить прием на службу лиц, не соответствующих установленным требованиям.133 Впервые возможность служить в полиции получили представители карельских коренных народностей – карелы и вепсы. Однако происходившая в это время частая смена полицейских кадров, конечно же, негативно отражалась на работе полиции.

В целом, в деятельности полиции Карелии на рубеже XIX-XX веков можно выделить следующие направления:

  • удержание коренных народностей в состоянии патриархальной отсталости с целью пресечения прогрессивного национального развития;

  • изоляция карельского края от проникновения революционных и национально-освободительных идей;

  • тотальный контроль за политическими настроениями населения; осуществление политической ссылки, а также изоляция политических ссыльных и русских рабочих от коренного населения в деревнях.134

После февральской революции 1917 года сформированное Временное правительство приняло решение о замене полиции, не пользующейся авторитетом у местного населения, на народную милицию.135 Петрозаводский комитет общественной безопасности приступил к укомплектованию милиции на основе принципа добровольности. Желающих служить в народной милиции оказалось много, но в большинстве это были мелкобуржуазные элементы и уголовники, ищущие легкой наживы. Подобный социальный состав не оставлял никакой надежды на добросовестное выполнение милицейских функций. Поэтому новые карельские власти решили привлечь к работе в милиции бывших служащих царской полиции и жандармов, восстановив их в прежних классных чинах.136 Очевидно, что такое решение никоим образом не способствовало сближению карельской деревни с идеями русской революции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 10000 изданий по истории государственного управления и самоуправления в России

    Исторический очерк
    200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический обзор. / Администрация Тамбовской обл.; Тамбовский обл. ком. гос. статистики; Тамбовский гос.
  2. Б. И. Краснова. Общая и прикладная политология

    Учебное пособие
    Глава I. Политология – наука и учебная дисциплинаГлава II. Сравнительная политологияГлава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплиныГлава IV.
  3. Программа дисциплины «история отечественного государства и права» Для специальности «Юриспруденция» 030501. 65

    Программа дисциплины
    Дисциплина изучается на первом курсе, параллельно с другими юридическими и историческими науками, ее изучение базируется на знаниях общеобразовательной школы.
  4. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  5. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..