Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Практикум'
С.С. Черёмухина. Практикум по контролю контрактных цен: Рабочая программа для студентов специальности «Таможенное дело» Международного института фина...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Социально-психологические проблемы переходных периодов развития. Психическая депривация и ее влияние на развитие в детском возрасте....полностью>>
'Доклад'
Доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития и об эффективности такого контроля (надзо...полностью>>
'Документ'
На фоне смены приоритетов развития российской экономики на первый план вышла задача формирования таких структур, которые бы обладали надежностью и ри...полностью>>

Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью в карело-финской сср 1940-1956 гг. (историко-правовой аспект)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся были непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, который их избрал, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся. Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имели право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов, а вышестоящие Советы депутатов трудящихся имели право отменять решения и распоряжения как нижестоящих Советов, так и их исполнительных комитетов.

Отделы исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся в своей деятельности подчинялись как районному Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату (министерству) КФССР.

Отделы исполнительных комитетов городских Советов депутатов трудящихся подчинялись как городскому Совету и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета. Исключение составляли отделы исполнительных комитетов городских Советов депутатов трудящихся таких крупных городов как Петрозаводск, Виипури (Выборг), Сортавала (Сердоболь) и Кякисалми (Кексгольм), которые в своей деятельности подчинялись как своим Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам, так и непосредственно соответствующим Народным Комиссариатам (министерствам) КФССР.

По истечении полномочий районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся их исполнительные и распорядительные органы сохраняли свои полномочия вплоть до образования вновь избранными Советами новых исполнительных и распорядительных органов.

Определенный интерес представляет система правосудия в Карело-Финской ССР. Правосудие в Республике осуществлялось Верховным Судом КФССР, а также специальными судами, создаваемыми по постановлению Верховного Совета КФССР и народными судами. Рассмотрение дел во всех судах осуществлялось с участием народных заседателей, кроме случаев, предусмотренных законом.

Верховный Суд КФССР являлся высшим судебным органом Республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех республиканских судебных органов. Верховный Суд избирался Верховным Советом КФССР сроком на пять лет. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Судопроизводство велось на финском и русском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. Разбирательство всех дел в судах КФССР было открытым, и законом не предусматривались какие-либо исключения. Обвиняемому обеспечивалось право на защиту. Судьи действовали на основе принципа независимости и подчинения только закону.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами (министерствами) и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами и гражданами, на территории КФССР осуществлялся как непосредственно Прокурором СССР, так и через прокурора КФССР. Прокурор КФССР назначался Прокурором СССР сроком на пять лет. Районные и городские прокуроры назначались Прокурором Республики с утверждения Прокурора СССР сроком также на пять лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору КФССР.

Органы государственной власти Карело-Финской ССР формировались посредством выборов. Основы избирательной системы были закреплены в соответствующем разделе Конституции Республики.

Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся КФССР – в Верховный Совет, а также в районные, городские, поселковые и сельские Советы – производились избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщность выборов подразумевала, что все граждане КФССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имели право участвовать в выборах депутатов и быть избранными в органы власти (кроме Верховного Совета Республики), за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Выборы в КФССР предусматривались как равные, то есть каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. При этом женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами, а граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, – наравне со всеми гражданами. Под прямыми выборами в КФССР понималось то, что выборы во все Советы депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета осуществлялись гражданами непосредственно путем прямых выборов.

Кандидаты при выборах выставлялись по избирательным округам. Право выставления кандидатов предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи и культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета, депутатом которого он является, и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Особое внимание в КФССР уделялось выборам в Верховный Совет как в высший орган государственной власти Республики. Депутатом Верховного Совета мог стать только гражданин Карело-Финской ССР, достигший 21 года. Лица, проживавшие на территории Карело-Финской ССР и не являвшиеся гражданами СССР, а состоявшие в гражданстве или подданстве других государств, не имели права принимать участие в выборах и быть избранными в Верховный Совет КФССР. Таким образом, к формированию высшего органа государственной власти Республики могли быть привлечены только советские граждане, знакомые с условиями жизни Карелии и достигшие определенного уровня сознательности и жизненного опыта.

Подводя итог рассмотрению организации власти в КФССР необходимо отметить, что поскольку Республика образовывалась в спешном порядке, первоначально система ее органов власти во многом воспроизводила аналогичные системы других союзных республик. В последующие же годы организация органов власти Республики постепенно изменялась и приводилась в соответствие с местными условиями. С серьезными трудностями этот процесс столкнулся в период Великой Отечественной войны.

После начала Второй мировой войны между Германией и Финляндией неоднократно проводились засекреченные переговоры политического характера. Уже в январе 1941 года немецкие и финские военачальники приступили к разработке плана совместной операции по захвату Восточной Карелии. В этой операции финны видели возможность не только вернуть земли, утраченные в период “зимней” войны, но и расширить за счет СССР свою территорию, реализовав тем самым давнюю мечту о “великой Финляндии”. 22 июня Германия напала на Советский Союз. В первые дни Финляндия пыталась воздерживаться от военных действий, демонстрируя свой нейтралитет, но уже 25 июня была вынуждена объявить о состоянии войны с СССР. Формальным поводом для объявления войны послужил удар советской авиации по военным аэродромам Финляндии, на которых базировались германские самолеты, совершавшие с них полеты для бомбардировки территории СССР. Продекларированной целью развернутой войны в очередной раз послужило “освобождение карельских соплеменников”.

В начале октября 1941 года в связи с военными действиями и оккупацией Петрозаводска партийные и советские органы Республики были передислоцированы в город Медвежьегорск, а затем и в город Беломорск. Их деятельность в период войны не прекращалась ни на один день.

К декабрю 1941 года 2/3 территории Республики были оккупированы финско-немецкими войсками. На оккупированной территории советская власть была свержена и создано Военное управление Восточной Карелии, которое постепенно перебазировалось из города Йоэнсуу (Финляндия) в Петрозаводск.47 Все оставшееся на занятой территории население было разделено оккупантами на две группы: национальное и ненациональное. Для представителей национальной части населения – карел, финнов, вепсов – устанавливалась высокая заработная плата, они лучше обеспечивались питанием и медицинским обслуживанием. Однако большей частью населения на захваченных территориях были русские, что существенно противоречило финскому тезису об “освобождении соплеменников”. Поэтому основная масса оставшегося русского населения содержалась в концентрационных лагерях и тюрьмах.

Оккупационные власти развернули большую пропагандистскую работу, целью которой было убедить финноугорское население, что финская армия освободила карельский народ от большевистского ига и финноугорским народам Карелии предстоит стать полноправными гражданами Великой Финляндии. В конце 1941 года в Петрозаводске открылись первые народные школы для карельских, вепсских и ингерманландских детей. К концу 1942 года в них училось 700 детей. Школа должна была воспитывать у детей “национальное чувство” - преданность Финляндии. Главным же предметом являлся финский язык. Для подготовки учительских кадров карельские девушки направлялись на учебу в религиозные училища Финляндии.

Стирая любые следы русских, финские власти переименовали Петрозаводск в Яанислинна (Онежская крепость). На национальный карело-финский лад были переименованы и многие улицы города. Большое значение при воспитании “национального чувства” уделялось проведению финских национальных праздников. Торжественно отмечались День независимости Финляндии, День Финского Флага, День рождения фельдмаршала Маннергейма и т.д.48

Захватив карельские земли, финны рассчитывали после окончания войны официально включить их в состав Финляндии. Поэтому в течение трех лет оккупации все усилия финляндских властей в Карелии были направлены на установление финских традиций и образа жизни. При этом делались попытки искоренить все русское, включая и русское население, которое по численности значительно превосходило карельское и финское вместе взятые.

9 июня 1944 года Советский Союз предпринял массированное наступление на Карельском перешейке, и уже 20 июня был освобожден Выборг. Затем в результате стремительной Свирско-Петрозаводской операции были последовательно освобождены крупные центры Карело-Финской ССР. В июле 1944 года из Беломорска в Петрозаводск вернулось республиканское правительство.49

7 мая 1944 года первой среди освобожденных районов была восстановлена работа советских органов в Кестеньгском районе. По мере освобождения восстанавливались органы советской власти и в других районах. К 31 декабря 1944 года, с возобновлением деятельности исполкома Совета депутатов трудящихся Сортавальского района, советская власть на территории Карело-Финской ССР была полностью восстановлена.

Война с Финляндией закончилась 4 сентября 1944 года соглашением о прекращении военных действий. Но так как эта война являлась частью Второй мировой, договор о мире был подписан только после ее окончания. 15 сентября 1944 с Финляндией был заключен промежуточный договор о мире, по которому была восстановлена граница в соответствии с Московским договором 1940 года.

Таким образом, на основе историко-правового анализа, мы пришли к выводу о том, что образование Карело-Финской ССР в первую очередь было связано с оказанием воздействия на Финляндию с целью предотвратить ее участие на стороне Германии в возможной войне, а также с легализацией территорий, отшедших к СССР по результатам «зимней» войны 1939-1940 гг. Карельская АССР по ряду критериев – ни по общей численности населения, ни по численности национального населения – не соответствовала статусу союзной республики, но, тем не менее, решение о ее преобразовании в Карело-Финскую ССР было принято высшим руководством государства. При этом были нарушены правовые нормы, закрепленные в действующих в то время Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года. Завышение статуса новой союзной республики породило много проблем и противоречий как при организации и деятельности органов государственной власти, так и при административно-территориальном делении Республики.

§1.2. Территориальное устройство и особенности административного деления Карело-Финской ССР.

Формированию территорий, в рамках которых 27 марта 1940 года была образована Карело-Финская ССР, предшествовал длительный и сложный исторический процесс, связанный с особенностями экономических, политических, географических и этнических условий карельского края.

Для выявления и анализа особенностей административно-территориального устройства Карело-Финской ССР, на наш взгляд, необходимо сначала исследовать вопросы, связанные с историей развития карельской административной территориальности. Так, необходимо проследить, как с течением веков изменялись границы населенных карелами земель, как формировались территории, которые включила в себя Карело-Финская ССР.

В древности территория, заселенная карелами, не имела административной обособленности. Кроме того, хоть карелы и разговаривали на карельском языке, своей письменности у них не было. Поэтому все источники написаны на русском языке, как правило, русскими авторами. Подобная односторонность в определенной степени ставит под сомнение их объективность.

В IX веке карельские племена вместе с восточнославянскими вошли в состав Киевской Руси – древнерусского государства.50 После ее распада, в XI или XII веке (точных сведений нет) Карелия стала частью новгородского государства, превратившись в его северо-западный рубеж. Мы считаем, что именно пограничное положение карельских земель вкупе с нацеленностью шведского государства к расширению на восток на много веков вперед определили роль Карелии в этом геополитическом пространстве. В составе Новгородской Руси карел удерживало то, что Новгород не пытался ломать местный уклад их жизни и не вводил своей администрации. Стремление и дальше сохранять свою внутреннюю самостоятельность вынуждало карел вместе с новгородцами противостоять восточной экспансии шведов.

В 1293 году в результате крестового похода шведы захватили часть карельских территорий, ранее находившихся под влиянием Новгорода, и основали на месте карельского торжища город Выборг, а в 1295 году продвинулись еще дальше на восток к Ладожскому озеру, где на месте поселения новгородских карел Кекисалми возвели новые укрепления, назвав их Кексгольмом. Однако новгородцы выбили шведов из этого района, переименовав возведенную ими крепость в Корелу – центр древней Карелии.51

В сентябре 1323 года между Новгородом и Швецией был заключен Ореховецкий мирный договор, впервые официально определивший государственную границу между шведским и новгородским государствами. Новая граница, прошедшая по реке Сестре на Карельском перешейке, отсекла западные карельские погосты от основных территорий карел, разделив карельскую землю на шведскую и русскую. Западная часть Карелии вместе с Выборгом и рядом погостов (Саволакс, Яскис и Эврепя), прежде находившихся под новгородской властью, отошла к Швеции, а восточная с крепостью Корела – к Новгороду. Таким образом, между Швецией и Россией образовался своеобразный коридор противостояния из территорий, заселенных народами, имеющими родственные исторические корни.52

В XV веке в результате объединения русских земель с центром в Москве территория Карелии стала частью Московского государства. Однако в составе Русского централизованного государства Карелия не являлась особой административной единицей. Основная ее территория входила в состав двух пятин Новгородской земли. Территория к западу и северо-западу от Ладожского озера (впоследствии Корельский уезд), а также область, расположенная к северу от Сямозера до реки Кеми (Лопские погосты), являлись частью Вотской пятины. Территория между Ладожским и Онежским озерами, а также вокруг последнего (Заонежские погосты) вместе с южным побережьем Белого моря (Поморье) входили в состав Обонежской пятины. Остальная территория Карельского Поморья относилась к Кольскому уезду. Перечисленные районы различались по этническому составу населения и уровню экономического развития. Корельский уезд и Лопские погосты были практически полностью заселены карелами. В южной и восточной частях Заонежских погостов проживало преимущественно русское население, а в северной и западной частях – карельское. Карельское Поморье населяли, в основном, русские, а также карелы и незначительное число саамов.

В 1583 году по итогам очередной русско-шведской войны было заключено Плюсское перемирие, по которому Швеция закрепила за собой значительные территории русской Карелии вместе с Корелой. В 1590 году шведы осуществляют военный поход в Поморье с целью разорить этот край и переориентировать торговые пути, проходящие через Архангельск, на Балтику, находившуюся под влиянием шведов. Однако в 1595 году был заключен Тявзинский мирный договор, предусматривавший восстановление границы 1323 года. По Тявзинскому договору России были возвращены Ижорская земля и Корельский уезд с городом Корелой. Фактически этим договором были установлены зоны влияния между Швецией и московским государством.53

Начало XVII века ознаменовалось новой экспансией Швеции на восток. Силой оружия шведы завоевали территории у Финского залива, западное Приладожье с городом Корелой, весь Карельский перешеек с юго-западными землями вплоть до реки Луга, а также Ижорскую землю, которая именовалась шведами Ингерманландией. Изменения границы были официально закреплены Столбовским мирным договором в 1617 году. В 1642 году шведами было образовано генерал-губернаторство Ингерманландии, к которому относился и Кексгольмский уезд. Однако нельзя не отметить, что, несмотря на это, в Кексгольмском уезде сохранилось русское административное деление на уезды, погосты, деревни, села и пустоши. Также сохранились и русские системы сельского управления, обложения и земельных мер.54 Представляется, что шведы, также понимая всю важность этих территорий, стремились заручиться лояльностью местного населения.

Деление Карелии на Заонежские и Лопские погосты и на Поморские волости сохранялось до середины 17-го века. Административным центром Карелии все это время оставался Новгород.

В 40-е годы 17-го века из Заонежских и Лопских погостов произошел значительный отток карельских крестьян. Это случилось из-за приграничного положения этих территорий, часто подвергавшихся разорительным набегам со стороны Швеции.55 Доказательством того, что северо-западным границам государства действительно придавалось важное стратегическое значение, стало объединение в 1649 году Заонежских и Лопских погостов и выделение их в отдельный административный округ, составивший самостоятельную военно-административную единицу с особым воеводским управлением56.

В том же 1649 году на восточном берегу Ладожского озера в течение одного года был возведен хорошо укрепленный город-крепость Олонец. Это было связано с тем, что в результате Столбовского договора была потеряна значительная часть старинных карельских земель, и поэтому развитие традиционной экономики было перенесено в основном в восточные и северо-восточные области Карелии. Как следствие, со временем Олонец стал административным центром основного района Карелии.57

В XVI-XVII веках в северной и центральной части карельских земель, от северных берегов Онежского озера до реки Кемь, сложился Заонежский район. В этом районе были наиболее развиты железоделательный и металлообрабатывающий промыслы, так как местные природные ресурсы были богаты рудами.

В это же время существенно развивается и центр карельского Прионежья – Повенец. Подъему этого города способствовало его выгодное расположение на перекрестке путей из Карельского Поморья на юг и в Западную Карелию. Карельское Поморье находилось между Архангельском и Колой – крупными рынками товаров, выходившими на северные морские пути.58

30 августа 1721 года по Ништадтскому мирному трактату, который подвел итог победной для России Северной войне, к российскому государству отошли земли Выборгской губернии как часть древних новгородских владений, а также Ингерманландия (Ижорская земля), Эстляндия (Эстония), Лифляндия и бывшая крепость Корела (Кексгольм). С этого времени территория современной Карелии окончательно вошла в состав российского государства. Ништадтским миром была достигнута главная цель, поставленная Петром I, – получен выход к Балтийскому морю.

Основная часть Карелии в начале XVIII века входила в Олонецкий уезд, переименованный в 1719 году в Олонецкую провинцию. Сначала Олонецкий уезд относился к Ингерманландской губернии, но в 1724 году, после окончания Северной войны, Олонецкая провинция была передана Новгородской губернии. Карельское Поморье являлось частью Архангелогородской губернии.59

Экономическое положение Карелии было изменено в связи с переносом столицы Российской империи в Санкт-Петербург. Близость новой столицы стимулировала промышленную деятельность Карелии. Стали разрабатываться и добываться новые минеральные и строительные материалы, расширилось лесопильное дело, повелась работа по исполнению заказов на строительство города и оснащение Балтийского флота.

В 1784 году Сенатом была проведена реформа местного самоуправления, в соответствии с которой Олонецкая провинция была преобразована в самостоятельное Олонецкое наместничество. Административным центром наместничества стал город Петрозаводск. Однако его значение как административного центра было ослаблено отсутствием какого-либо сообщения между ним и различными карельскими поселениями. В вопросе административного подчинения глава Олонецкого наместничества был лишен самостоятельности в принятии решений и проведении государственной политики, так как подчинялся непосредственно архангельскому генерал-губернатору. 12 декабря 1796 года наместничество было упразднено, а его территория разделена между Архангельской и Новгородской губерниями. В апреле же 1797 года наместническое управление вообще прекратило свою деятельность, в результате чего обширные территории бывшего Олонецкого наместничества оказались вне поля административного и полицейского управления, что стало сказываться на экономическом развитии этого края.

В 1801 году на основании решения Сената была образована самостоятельная Олонецкая губерния, на территории которой проживала большая часть карельского населения. По сравнению с Олонецким уездом территория Олонецкой губернии была значительно увеличена за счет включения в ее состав ряда районов из соседних губерний. Олонецкая губерния состояла из 8 уездов.

В ближайшие последующие годы в Олонецкой губернии была осуществлена губернская реформа с целью утверждения среди карельского населения устоев русской государственной жизни. Однако постепенный упадок производств серьезно затормозил развитие этого края. С 1809 года Карелия превращается в отсталую окраину Российской империи. Причиной этому стало присоединение к Российской империи Великого княжества Финляндского. С этих пор государственная граница России была отодвинута на сотни километров на запад, и Карелия, таким образом, утратила свое стратегическое значение буферной пограничной зоны. Было утрачено Карелией и внимание со стороны российского правительства.

Проведенная в конце XVIII века реформа разделила карельскую территорию среди трех губерний – Олонецкой, Архангельской и Выборгской. При этом большинство карельского населения по-прежнему проживало на территории Олонецкой губернии. Наибольшее число карел проживало в уездах: Олонецком (68,8%), Кемском (около 50%) и Повенецком (46,5%). В Петрозаводском и особенно в Пудожском уездах преобладало русское население.60

В 1811 году в состав Великого княжества Финляндского была включена Выборгская губерния, оказавшаяся третьей по величине среди всех губерний Финляндии. В ее состав входил весь Карельский перешеек, Южная Карелия, пограничная Карелия и ряд островов. Губерния была разделена на 9 уездов с такими городами, как Выборг, Кексгольм, Котка, Лапеенранта, Хамина и Сортавала. Это вновь придвинуло внутреннюю границу Финляндского княжества к столице империи – Петербургу.

На протяжении всего XIX века Карелия продолжала оставаться крайне отсталой областью. Северные природные условия не позволяли населению обеспечить себя хлебом. Многие крестьяне были вынуждены отправляться на дополнительные заработки, в том числе и за пределы Карелии. Вплоть до Первой мировой войны по территории Карелии не было проложено ни одного километра железной дороги. Отсутствовали в большинстве районов и другие дороги, пригодные для передвижения транспорта, что делало эти районы отрезанными друг от друга и от остального мира. Только Мариинская водная система (ныне Волго-Балтийский водный путь), сооруженная в начале XIX века, связывала Карелию с другими районами страны. Лишь развитие лесной промышленности продолжало оставаться на достаточно высоком уровне. Основное место в лесной промышленности Карелии занимало Поморье – край огромных лесных запасов. Развитие лесопиления и близость Мариинской водной системы сделали Поморье крупным внешнеторговым районом, в котором появились и стали развиваться города. Первыми из них стали Сорока, Кемь и Сумский Посад. Особенной же отсталостью отличались северные карельские районы, где вообще не было никаких промышленных предприятий. Основное занятие населения здесь представляло хлебопашество. Однако постоянные неурожаи заставляли крестьян искать замену хлебу. В результате в 1900-1902 годах в Петрозаводском, Олонецком, Повенецком и Пудожском уездах Олонецкой губернии промыслом занимались 95-96% крестьянских дворов, а 93% кустарей и ремесленников не порывали связь с сельским хозяйством.61 Из-за, в целом, бедственного положения промышленности в Карелии не происходило роста индустриальных центров и не было прироста населения в крупных центрах, каким являлся Петрозаводск. Численность населения всего карельского края была низкой и в 1913 году составляла лишь 232100 человек62.

Постоянная миграция населения в поисках дополнительных заработков привела к тому, что в конце XIX-начале XX века карельское население оказалось рассредоточенным по двум губерниям – Олонецкой и Архангельской. Здесь необходимо заметить, что в 1897 году была проведена первая официальная перепись населения Российской империи. Согласно ей на территории Карелии проживало около 215 тысяч человек. Процентное соотношение национальностей, населявших карельский край, было примерно следующим: 51,4% русских, 43,2% карел, 2% вепсов, 0,9% финнов, а также 2,5% других национальностей.63 При этом свыше 90% населения Карелии проживало в поселках и деревнях. В общей сложности в крае насчитывалось всего несколько городов и рабочих поселков, в которых проживало преимущественно русское население. Самым крупным из них являлся Петрозаводск, где к 1914 году проживало всего 16,4 тысячи человек, что превышало численность населения этого города по отношению к 1863 году всего в 1,4 раза. В уездных центрах, таких, как Олонец, Пудож, Повенец, Кемь, численность населения не превышала 1,5-2 тысячи человек. Это объяснялось тем, что в этих уездных центрах вообще не было никаких предприятий.64 К началу XX века в Карелии насчитывалось лишь 5 тысяч рабочих, из которых 2 тысячи были заняты на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске, а остальные трудились на различных мелких промышленных предприятиях.

К 1913 году общая численность населения Карелии составляла 223 тысячи человек. При этом удельный вес городского населения не превышал 13%.65

Усугубляла отсталость карельского края и подавляющая неграмотность населения. В 1909 году можно было с натяжкой сказать, что грамотой владели лишь 12,9% карел и вепсов.66 К тому же, карелы не имели своего письменного языка. Государственным языком в то время в Карелии признавался только русский. Родным же, устным карельским языком, в государственных учреждениях, суде и учебных заведениях пользоваться было запрещено.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 10000 изданий по истории государственного управления и самоуправления в России

    Исторический очерк
    200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический обзор. / Администрация Тамбовской обл.; Тамбовский обл. ком. гос. статистики; Тамбовский гос.
  2. Б. И. Краснова. Общая и прикладная политология

    Учебное пособие
    Глава I. Политология – наука и учебная дисциплинаГлава II. Сравнительная политологияГлава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплиныГлава IV.
  3. Программа дисциплины «история отечественного государства и права» Для специальности «Юриспруденция» 030501. 65

    Программа дисциплины
    Дисциплина изучается на первом курсе, параллельно с другими юридическими и историческими науками, ее изучение базируется на знаниях общеобразовательной школы.
  4. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  5. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..