Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Украина и Россия, как и многие государства мира вступили в 21-й век с рядом нерешенных проблем, среди которых выделяется комплекс экологических, связ...полностью>>
'Документ'
Витебский городской исполнительный комитет (далее – горисполком) отмечает, что в городе проводится определенная работа по выполнению требований Дирек...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон устанавливает на территории Липецкой области (далее - области) меры социальной поддержки ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу...полностью>>
'Реферат'
Розвиток системи освіти в Україні і її вихід на Європейський рівень неможливі без підвищеної уваги до викладання іноземних мов, володіння однією з як...полностью>>

Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью в карело-финской сср 1940-1956 гг. (историко-правовой аспект)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

легализация в составе СССР территорий, отошедших от Финляндии по Московскому мирному договору;

  • оказание предупредительного воздействия на Финляндию с целью предотвратить ее участие в прогнозируемой советско-германской войне на стороне Германии.

    Факт образования Карело-Финской ССР свидетельствовал о том, что СССР формально предоставляет карельской и финской национальностям самостоятельную государственность. Фактически же объективных предпосылок для придания их национальной государственности формы Советской Союзной Республики не было. Во-первых, согласно переписи 1939 года в Республике проживало 296529 русских (66,7%), 108571 карел (24,4%), 21112 украинцев (4,7%), 8322 финнов (1,8%) и 9388 вепсов (2,1%).35

    Во-вторых, Карело-Финская ССР и по другим критериям не соответствовала статусу союзной республики. Ее экономика была слабой, а общая численность населения не достигала и полумиллиона человек. В Республике было слабо развито железнодорожное сообщение, грунтовые шоссейные дороги находились в запущенном состоянии. Большинство из 105 действовавших электростанций работали на дровах и все вместе производили лишь 40900 киловатт-часов энергии.36

    Отсутствие объективных предпосылок к образованию новой союзной республики подтверждалось и тем, что преобразование Карельской АССР в Карело-Финскую ССР было осуществлено с нарушением норм Конституции СССР и Конституции РСФСР. По действовавшей тогда Конституции СССР 1936 года территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия (ст. 18). Для выделения территории КАССР из состава РСФСР и преобразования ее в КФССР требовалось согласие Верховного Совета РСФСР. Однако этот вопрос Верховный Совет РСФСР этот вопрос не рассматривал и согласия на изменение своей территории не давал.37

    Тем не менее, с образованием КФССР в Республике повелась работа по приведению органов государственной власти, законодательства и других атрибутов в соответствие со статусом Советской Социалистической Республики. 9 июля 1940 года был принят закон “Об утверждении Конституции (Основного закона) Карело-Финской ССР”, текст которой был подготовлен Конституционной комиссией. Конституция КФССР была принята на основе Конституции СССР 1936 года и поэтому включила все ее положения38. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет КФССР, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет Народных Комиссаров. Кроме того, Конституция КФССР определила систему местных органов, а также судебную и избирательную системы. Территория КФССР по отношению к территории КАССР была увеличена за счет передачи в ее состав, территорий, отошедших к СССР от Финляндии по договору от 12 марта 1940 года.

    Карело-Финская ССР была провозглашена как социалистическое государство рабочих и крестьян. Республика, в соответствии с Конституцией, сохраняла за собой право свободного выхода из Союза Советских Социалистических Республик, а территория Республики не могла быть изменяема без согласия ее самой. Также устанавливалось, что законы СССР обязательны на территории Карело-Финской ССР, а ее гражданин одновременно является гражданином СССР. Граждане же всех других союзных республик пользовались на территории Карело-Финской ССР одинаковыми правами с гражданами этой республики.

    Первым среди закрепленных в Конституции основных прав граждан Карело-Финской ССР было право на труд (ст. 91 Конституции КФССР), под которым понималось право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Статья 12 Конституции КФССР закрепляла, что труд в Карело-Финской ССР является не только правом, но обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Вместе с тем, За гражданами Карело-Финской ССР закреплялось право на отдых, которое обеспечивалось законодательным установлением продолжительности рабочего дня, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха и клубов. Граждане Республики имели право на образование, обеспечивавшееся всеобщим начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

    В отдельную статью Конституции было выделено положение, подразумевающее недопустимость половой дискриминации. В ст. 95 провозглашалось: “Женщине в Карело-Финской ССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни”. Возможность осуществления этих прав обеспечивалась предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

    Равноправие граждан Карело-Финской ССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни объявлялось непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения – карались законом.

    В целях обеспечения за гражданами свободы совести в Карело-Финской ССР были отделены церковь от государства и школа от церкви. За всеми гражданами признавалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам Карело-Финской ССР гарантировались свободы: слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций.

    Кроме того, за гражданами Карело-Финской ССР обеспечивалось право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества. Гражданам Карело-Финской ССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не мог быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора. Охранялись законом также неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки. Помимо этого, было определено, что право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан – охраняются законом. Карело-Финская ССР предоставляла право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за научную деятельность или национально-освободительную борьбу.

    Конституция Карело-Финской ССР установила и перечень основных обязанностей граждан Республики. К ним относились обязанности: соблюдать Конституцию Карело-Финской ССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, а также укреплять общественную и социалистическую собственность. Всеобщая воинская обязанность являлась законом, а воинская служба в Красной Армии представляла почетную обязанность граждан Республики. В Карело-Финской ССР защита отечества признавалась священным долгом каждого гражданина. Измена родине (нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж) карались по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние39.

    Организация власти в Карело-Финской ССР была определена Конституцией КФССР 1940 года, а также законами и указами Верховного Совета Республики.

    Высшим органом государственной власти Карело-Финской ССР являлся Верховный Совет Карело-Финской ССР. В компетенцию Верховного Совета входило осуществление всех полномочий, которые Конституцией Республики были отнесены к исключительному ведению Карело-Финской ССР и при этом не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету КФССР органов. К важнейшим из таких полномочий можно отнести:

    • установление Конституции КФССР и контроль за ее исполнением;

    • установление районного деления и границ районов Республики;

    • республиканское законодательство;

    • охрана государственного порядка и прав граждан;

    • утверждение государственного бюджета КФССР;

    • организация судебных органов;

    • амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами КФССР.

    Перечисленные полномочия, без сомнения, свидетельствуют о том, что Верховный Совет занимал главенствующее положение в системе органов государственной власти Республики.

    Верховный Совет избирался гражданами Республики по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 5000 населения. Для кандидата в депутаты Верховного Совета Республики был установлен возрастной ценз в 21 год.

    Верховный Совет избирал председателя Верховного Совета и двух его заместителей. Председатель был призван руководить заседаниями Совета и ведать его внутренним распорядком.

    Помимо председателя, Верховный Совет также избирал Президиум Верховного Совета в составе: председателя, двух его заместителей, секретаря Президиума и 11 членов Президиума. Во всей своей деятельности Президиум был подотчетен Верховному Совету КФССР. Президиум Верховного Совета имел следующие важные полномочия:

    • созывать сессии Верховного Совета;

    • давать толкование законов КФССР, издавать указы;

    • производить всенародный опрос (референдум);

    • отменять постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров КФССР, а также решения и распоряжения районных Советов депутатов трудящихся в случае их несоответствия закону;

    • в период между сессиями Верховного Совета освобождать от должности и назначать отдельных Народных Комиссаров Республики по представлению Председателя Совета Народных Комиссаров с последующим внесением на утверждение республиканским Верховным Советом.

    22 апреля 1948 года был принят закон, на основании которого полномочия Президиума Верховного Совета были дополнены еще тремя пунктами. Президиум Верховного Совета КФССР, помимо перечисленных, стал обладать полномочиями:

    • устанавливать почетные звания КФССР;

    • назначать и отзывать дипломатических представителей КФССР в иностранных государствах;

    • принимать верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.40

    Можно сделать вывод о том, что Президиум, выполняя между сессиями Верховного Совета функции высшего органа государственной власти, обладал широким кругом полномочий, позволявших ему руководить государственной и правовой жизнью Республики.

    Кроме указанных выше полномочий, компетенция Верховного Совета также включала избрание мандатной комиссии, которая должна была проверять полномочия его депутатов. По представлению мандатной комиссии Верховный Совет решал либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов. Верховный Совет мог назначать, когда сочтет это необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. При этом все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Верховный Совет являлся в Республике единственным законодательным органом. Законы утверждались им простым большинством голосов на сессиях, созываемых Президиумом Верховного Совета два раза в год. По усмотрению Президиума или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета Президиумом созывались внеочередные сессии Верховного Совета.

    Все законы, принятые Верховным Советом КФССР, в обязательном порядке должны были быть опубликованы на финском и русском языках за подписями председателя и секретаря Президиума.

    Депутаты Верховного Совета в КФССР, обладая депутатским иммунитетом, не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета КФССР, а в период между сессиями, – без согласия Президиума.

    По истечении полномочий Верховного Совета КФССР его Президиум должен был назначить новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета. При этом Президиум сохранял свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом нового Президиума. Вновь избранный Верховный Совет созывался Президиумом Верховного Совета прежнего созыва не позднее месяца со дня выборов.

    Первые выборы депутатов в Верховный Совет КФССР состоялись 16 июня 1940 года. В голосовании приняли участие 99,6% от общего числа избирателей. При этом свыше 98% избирателей проголосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных.41

    С 8 по 11 июля 1940 года состоялась Первая сессия Верховного Совета КФССР, в ходе которой, помимо утверждения Конституции, были приняты законы, на основании которых были укомплектованы высшие органы власти вновь образованной Республики. Так, в соответствии с Законом “Об избрании Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР”, принятым 10.07.1940, председателем Президиума Верховного Совета был избран финский коммунист О.В. Куусинен – единственное должностное лицо, сохранившее свой пост на весь период существования КФССР.

    Верховный Совет Карело-Финской ССР официально прекратил свое существование 20 августа 1956 года на заседании Четвертой сессии четвертого созыва, когда был принят закон о его преобразовании в Верховный Совет Карельской Автономной Советской Социалистической Республики.42

    Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти КФССР являлся Совет Народных Комиссаров КФССР, созданный на основе закона “Об образовании Правительства Карело-Финской ССР – Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР”, принятого на Первой сессии Верховного Совета КФССР 11 июля 1940 года. В соответствии с этим законом был сформирован состав данного органа государственной власти. Должность председателя Совета Народных Комиссаров (далее – СНК) занял Прокконен П.С., его заместителями были назначены Исаков М.Я., Иванов М.Ф. и Тайми А.П. Двое из назначенных лиц являлись представителями коренных национальностей.

    19 июля 1946 года на состоявшейся Пятой сессии Верховного Совета КФ ССР был принят закон «О преобразовании Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР в Совет Министров Карело-Финской ССР».

    СНК был ответственен перед Верховным Советом Республики и ему подотчетен, а в период между его сессиями – перед Президиумом Верховного Совета и ему, соответственно, подотчетен.

    Наиболее значимыми полномочиями СНК КФССР являлись:

    • объединение и направление работы Народных Комиссаров Республики и других подведомственных ему учреждений; объединение и проверка работы уполномоченных общесоюзных Народных Комиссаров;

    • принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана;

    • принятие мер по осуществлению государственного и местного бюджетов;

    • принятие мер по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

    • руководство и проверка работы исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся;

    • образование, в случае необходимости, специальных комитетов и Главных Управлений при СНК КФССР по делам хозяйственного и культурного строительства.

    На Второй сессии Верховного Совета КФССР второго созыва, которая состоялась с 20 по 22 апреля 1948 года, было принято решение о внесении ряда дополнений в Конституцию КФССР, в том числе и касающихся компетенции карело-финского Правительства (к тому времени уже преобразованного из Совета Народных Комиссаров в Совет Министров), в компетенцию которого, кроме вышеназванных, теперь вошли полномочия:

    • осуществлять руководство в области сношений КФССР с иностранными государствами, исходя из общего установленного Союзом ССР порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

    • руководить организацией войсковых формирований Республики.43

    Таким образом, главной задачей СНК Республики являлось своевременное и правильное проведение в жизнь законов и других решений, принимаемых Верховным Советом КФ ССР.

    СНК КФССР в пределах своей компетенции имел полномочия издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и Карело-Финской ССР, постановлений и распоряжений СНК СССР и проверять их исполнение. Постановления и распоряжения СНК КФ были обязательны к исполнению на всей территории Республики. СНК КФССР имел право приостанавливать решения районных и городских Советов трудящихся, а также отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся. СНК образовывался республиканским Верховным Советом в составе: председателя СНК, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии, 18-ти Народных Комиссаров, а также начальника Управления по делам искусств и Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов. Народные Комиссары КФССР руководили отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Республики, возглавляя соответствующие Комиссариаты. Народные Комиссары в пределах компетенции своих Комиссариатов вправе были издавать приказы и инструкции, основанные на законах СССР и КФССР, постановлениях и распоряжениях СНК СССР и СНК КФССР, приказах и инструкциях союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР, не противоречащие им; а также проверять их исполнение.

    Все Народные Комиссариаты КФССР являлись либо союзно-республиканскими, либо республиканскими.

    К союзно-республиканским относились Народные Комиссариаты, руководившие отраслями государственного управления, развитие которых имело не только республиканское, но и общесоюзное значение. Первоначально Конституцией КФССР к ним были отнесены Народные Комиссариаты: пищевой промышленности; рыбной промышленности; мясной и молочной промышленности; лесной промышленности; промышленности строительных материалов; земледелия; зерновых и животноводческих совхозов; финансов; торговли; внутренних дел; юстиции; здравоохранения. Союзно-республиканские Народные Комиссариаты подчинялись как СНК КФССР, так и соответствующим союзно-республиканским Народным Комиссариатам СССР по принципу двойного подчинения.

    Республиканские Народные Комиссариаты должны были руководить порученными им отраслями государственного управления КФССР, подчиняясь непосредственно СНК КФССР. В 1940 году к ним были отнесены следующие Народные Комиссариаты: просвещения; местной промышленности; коммунального хозяйства; социального обеспечения; автомобильного транспорта; местной топливной промышленности. Как видно, эти отрасли государственного управления не были высоко развиты в КФССР, и иметь общесоюзного значения не могли.

    Верховный Совет и СНК Республики находились в постоянном взаимодействии. Кроме исполнения СНК решений, принимаемых Верховным Советом, это взаимодействие заключалось в том, что депутат Верховного Совета КФССР мог обратиться с запросом к СНК или к отдельному Народному Комиссару. В случае такого обращения СНК либо, соответственно, Народный Комиссар обязаны были дать устный или письменный ответ на запрос не более чем в трехдневный срок.

    12 апреля 1941 на Второй сессии Верховного Совета КФССР года было принято решение о разделении Народного Комиссариата внутренних дел на два союзно-республиканских: Народный Комиссариат внутренних дел и Народный Комиссариат государственной безопасности44. Это решение соответствовало аналогичному решению Верховного Совета СССР, принятому на общесоюзном уровне, и свидетельствовало о том, что правоохранительная деятельность отделяется от деятельности по обеспечению государственной безопасности.

    На последующих сессиях Верховного Совета в систему Правительства Карело-Финской ССР вносились и другие структурные и организационные изменения. Все они были направлены на упорядочение и повышение эффективности его деятельности.

    21 июня 1944 года СНК КФССР вынес постановление № 463 “О введении исполнения Государственного Гимна Союза ССР на финском языке по Карело-Финской ССР”. П. 2 этого постановления указывал “наряду с исполнением на русском языке ввести с 1.09.1944 по Карело-Финской ССР исполнение Государственного Гимна СССР на финском языке”.45 Этот шаг свидетельствовал о фактическом признании финского языка, наряду с русским, в качестве государственного языка Карелии.

    Органами государственной власти в районах, городах, поселках, селах (деревнях) Карело-Финской ССР являлись Советы депутатов трудящихся, которые избирались населением соответственно района, города, поселка или села (деревни) сроком на два года.

    Первые выборы в районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся Карело-Финской ССР состоялись 15 декабря 1940 года. Всего в местные Советы было избрано более 5,5 тыс. депутатов.46

    В компетенцию Советов депутатов трудящихся входило:

    • руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории;

    • установление местного бюджета;

    • руководство деятельностью подчиненных им органов управления;

    • обеспечение охраны государственного порядка;

    • содействие усилению обороноспособности страны;

    • обеспечение соблюдения законов и охраны прав граждан.

    Перечисленное свидетельствует, что Советы депутатов трудящихся обладали кругом полномочий, необходимых для реализации власти в соответствующих административных единицах.

    В пределах прав, предоставленных им законами СССР и КФССР, Советы депутатов трудящихся вправе были принимать решения и давать распоряжения.

    Исполнительными и распорядительными органами районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях являлись избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

    Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов. В обязанность исполнительных комитетов входил созыв сессий Советов депутатов трудящихся. При этом сессии районных Советов депутатов трудящихся созывались не реже 6 раз в год, а городских, поселковых и сельских – не реже одного раза в месяц. Районные и городские Советы депутатов трудящихся избирали на время своей сессии председателя и секретаря для ведения сессионных заседаний. Сельские советы созывались их председателями, которые и вели заседания.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. 10000 изданий по истории государственного управления и самоуправления в России

      Исторический очерк
      200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический обзор. / Администрация Тамбовской обл.; Тамбовский обл. ком. гос. статистики; Тамбовский гос.
    2. Б. И. Краснова. Общая и прикладная политология

      Учебное пособие
      Глава I. Политология – наука и учебная дисциплинаГлава II. Сравнительная политологияГлава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплиныГлава IV.
    3. Программа дисциплины «история отечественного государства и права» Для специальности «Юриспруденция» 030501. 65

      Программа дисциплины
      Дисциплина изучается на первом курсе, параллельно с другими юридическими и историческими науками, ее изучение базируется на знаниях общеобразовательной школы.
    4. История отечества с древнейших времен до наших дней

      Документ
      Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
    5. История Отечества", выпускаемый издательством "

      Документ
      Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

    Другие похожие документы..