Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тема: «Сайти вищих учбових закладів світу в яких здійснюється підготовка за фахом міжнародне право за станом 2010-2011 роки. Першоджерела і посилання...полностью>>
'Документ'
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строи...полностью>>
'Документ'
Турнир - настоящий праздник рыцарей. Заслуга изобретения турниров приписывается французскому рыцарю 12 века Годфруа де Прельи. Для всех рыцарей турни...полностью>>
'Курс лекций'
Дерягин Г.Б. "Криминальная сексология". Курс лекций для юридических факультетов.- М., Московский университет МРД РФ, Из-во "Щит-М"...полностью>>

Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью в карело-финской сср 1940-1956 гг. (историко-правовой аспект)

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Национально-территориальные преобразования Северо-Запада СССР, связанные с обеспечением безопасности северо-западных границ государства.

§1.1. Образование Карело-Финской ССР в составе СССР и организация власти во вновь образованных районах.

Обеспечение безопасности и охрана границ – одна из главных функций любого государства. В нашей стране проблема северо-западных границ во многом зависит от взаимоотношений с соседней Финляндией. Протяженность границы между Россией и Финляндией сегодня составляет 1324 км, большая часть из которых приходится на территорию Республики Карелия2.

В силу своего геополитического положения на протяжении веков Карелия являлась буферной зоной, обеспечивающей безопасность северо-западного региона нашей страны.

С XI по XVIII век территория современной Карелии стала заложницей во взаимоотношениях соседствующих государств – шведского и русского3. До XIV века определенных государственных границ в этом регионе не существовало, и карельские земли, оказавшиеся в зоне интересов обеих сторон, в ходе многочисленных войн регулярно подвергались опустошению, попеременно переходя из-под влияния одного из этих государств к другому4.

Можно сказать, что условный итог длительному русско-шведскому противостоянию подвел Ништадтский мирный договор5. Северо-западная граница российского государства, установленная этим договором, в будущем неоднократно принималась за основу при урегулировании международных конфликтов.

С переносом столицы Российской империи из Москвы в Санкт-Петербург неотвратимо встал вопрос об обеспечении его безопасности, так как государственная граница проходила в опасной близости от новой столицы6. В силу этого карельские земли приобрели для Российской империи стратегическое пограничное значение, и им стало уделяться повышенное внимание, заключавшееся в активном промышленном и административном развитии этого края7.

В 1809 году в результате очередной войны со Швецией в состав Российской империи на правах Великого княжества была включена Финляндия. Государственной границей империи стала внешняя граница Финляндского княжества, отдалившись, таким образом, от Санкт-Петербурга на несколько сотен километров. Роль буферной зоны, обеспечивающей безопасность северо-западных границ России, ранее выполняемая Карелией, перешла к Финляндии. Карелия же, утратившая стратегическое значение пограничного региона, утратила вместе с тем и внимание со стороны имперских правителей. Прекратилось финансирование мер по поддержанию и укреплению границы, следствием чего стал спад экономического развития края. Это привело к тому, что за последующие сто лет карельские земли постепенно превратились в отсталую, патриархальную окраину империи. Главной задачей русской администрации на этих землях стало введение и поддержание на всей его территории “устоев русской государственной жизни”8.

Ситуация изменилась в связи с тем, что в результате социалистической революции в России Финляндия воспользовалась провозглашенным большевиками правом наций на самоопределение и в декабре 1917 года объявила о своей независимости. Граница советской России стала проходить всего лишь в 32 километрах от Петрограда, что в условиях продолжающейся Первой мировой войны стало проблемой категорической важности для молодого советского государства. Стали известными факты переговоров финского и германского руководства с целью совместной экспансии в Россию с территории Финляндии9. В таких условиях советское правительство, принимая во внимание опасность оккупации города, в марте 1918 года вынуждено было перенести столицу из Петрограда в Москву.

Отстояв независимость в гражданской войне, финны стали настойчиво проявлять интерес к территории соседней Карелии. Свою заинтересованность они обосновывали желанием воссоединить родственные финский и карельский народы в составе Финляндии. Однако истинные их цели заключались в стремлении завладеть природными богатствами карельского края и расширить за счет него свою территорию. Финские агитаторы развернули широкую пропаганду среди малограмотного в политическом отношении карельского населения за отделение Карелии от России и присоединение ее к Финляндии. Стоит отметить, что агитация финской и местной карельской буржуазии, направленная на сближение карельской нации с финской, велась и раньше, еще до выхода Финляндии из состава России. Так, с этой целью в 1906 году в городе Тампере был образован Союз беломорских карел, переименованный в 1917 году в Карельское просветительское общество.

Необходимо сказать, что по причине своеобразного положения Карелии процесс утверждения на ее территории советской власти происходил медленнее, чем в большинстве других районов страны. Карелами социалистическая революция была воспринята как русская, так как носителем ее идей был в основном пролетариат, проживающий в городах, уездных центрах и рабочих поселках. Поэтому первоначально карельское население отнеслось к советской власти с непониманием и недоверием. Подобная политическая неграмотность и неопределенность карел привела к тому, что финская пропаганда за отделение Карелии от России достигла успеха среди некоторой части местного населения. В ряде волостей и уездов состоялись собрания карельского населения, на которых в числе прочих обсуждаются вопросы об отделении Карелии от России10. Однако мнения по поводу устройства карельского края разделились, и в итоге никакого решения по этой проблеме принято не было.

Исчерпав возможность добиться присоединения Карелии к Финляндии руками самих карел, финны приступили к вооруженным действиям. Весной 1919 года финские отряды насильственно вторглись на территорию Карелии. В результате стремительных операций и отсутствия надлежащих для оказания сопротивления сил белофиннам удалось оккупировать почти всю территорию Карелии. Власть Советов на захваченной территории была свергнута, советских активистов и сочувствующих им местных жителей расстреливали. В пограничном селе Видлица финнами было образовано новое карельское правительство – “олонецкая директория”, состоящее из карельских купцов и кулаков и финансируемое из Финляндии11. Военные столкновения на территории Карелии продолжалась до середины 1920 года и закончились поражением интервентов и освобождением карельских земель. Лишь несколько приграничных районов – Вокнаволокская, Поросозерская и Ребольская волости – оставались занятыми финнами. На этой территории продолжал действовать образованный финнами временный комитет архангельской Карелии – “Toimikunta”. Решающего перевеса в вооруженной борьбе во многом удалось добиться благодаря тому, что карельское население, наблюдая массовый террор финнов на своей территории, окончательно склонилось в сторону советского устройства своей жизни.

Однако, потерпев неудачу и в военных действиях, Финляндия не оставила попыток завладеть карельскими землями. Видя, что лозунг о “воссоединении” с Финляндией не нашел поддержки среди карел, финны стали агитировать местное население за создание “самостоятельной Карелии”, рассчитывая в будущем присоединить эти территории к себе. С этой целью в марте 1920 года под финским руководством и при участии комитета “Toimikunta” в селе Ухта был созван съезд представителей северных карельских волостей. Несмотря на то, что на нем присутствовали представители лишь 9 из 13 северных карельских волостей, съезд принял решение от имени всего карельского народа12. Основным постановлением съезда стало объявление независимости Карелии. Постановление было передано российской стороне на переговорах с Финляндией в Белоострове и вызвало массовые протесты карельского населения. В ответной ноте советское правительство заявило о нелегитимности резолюций ухтинского съезда, не выражающих волю большинства карел, и объявило об отсутствии права Финляндии, предусмотренного какими-либо международными договорами, на вмешательство во внутренние дела Карелии13.

Тем не менее, вопрос о государственном устройстве Карелии встал наиболее остро. Было ясно, что если российская сторона проявит медлительность и нерешительность в вопросе создания карельской национальной государственности, то Финляндия будет продолжать попытки его решения конфронтационным путем. В мае 1920 года специальной комиссии НКВД было поручено подготовить предложение по Карелии14, и 8 июня 1920 года ВЦИК принял постановление об образовании Карельской Трудовой Коммуны (КТК)15.

Созданием КТК преследовались две цели. Первая – укрепление и развитие карельского края, имевшего важное геополитическое значение; вторая – демонстрация Финляндии и всему миру, что карельская нация не ущемляется в правах и не нуждается в объединении с финской. КТК стала переходной формой национально-территориального устройства, которая выделяла карельское национально-территориальное образование с предоставлением карелам автономии, что создавало видимость образования государственности, но, как доказала практика, никакими признаками государственности это образование не обладало.

4 августа 1920 года декретом ВЦИК на территории Карелии был установлен орган власти – Революционный комитет со статусом Временного высшего органа власти Коммуны, в который вошли четыре карела и два финна16. Во главе ревкома встал известный финляндский социал-демократ Э.А. Гюллинг.17

14 октября 1920 года в городе Юрьеве между Россией и Финляндией был заключен мирный договор, по которому Россия обязалась образовать на территории Карелии особую, заселенную и пользующуюся правом национального самоопределения “Восточно-Карельскую автономную область”18. В том же договоре были определены и границы Восточно-Карельской автономной области. Таким образом, на карельской территории в короткий срок было создано автономное национальное образование, и впервые была сделана попытка закрепить за Карелией национально-государственный статус. Однако на деле, статус КТК как областной автономии оказался формальным и декларативным. КТК не имела ни высших органов государственной власти, ни своей правовой системы, ни тем более конституции. Город Петрозаводск, объявленный столицей КТК, являлся таковой лишь на бумаге, а по сути представлял собой административный центр Коммуны с чертами центра губернского. Кроме того, ревком КТК, наделенный статусом временного высшего органа Коммуны, также обладал полномочиями исполнительного комитета губернии. Подобная неполнота в решении карельского вопроса дала основания Финляндии, стремящейся к овладению частью приграничных территорий, входящих в состав Карелии, предъявить претензии советской России, которая, якобы, ущемляет карел в их национальных правах.

В сентябре 1922 года финляндская делегация на 23-м пленарном заседании центральной смешанной русско-финляндской комиссии предъявила заявление с просьбой разъяснить многочисленные противоречия мирному договору 1920 года, которые имели место при образовании КТК. Финны просили разъяснить следующие вопросы: какие области России входят в состав Восточно-Карельской автономной области (так именовалась КТК в договоре); почему до сих пор не принята конституция автономной области; является ли карельский язык официальным языком на ее территории. Особую сложность из перечисленных вопросов представлял вопрос о языке. На территории КТК местный язык наравне с русским являлся языком законодательства, администрации и народного просвещения. Однако письменного карельского языка не существовало, поэтому использовался финский язык, что создавало путаницу в управлении Коммуны. Стоит отметить, что эта проблема актуальна в Карелии и сегодня19.

Несмотря на то, что советская сторона дала на все вопросы письменные аргументированные ответы, необходимость придания Карелии реального государственного статуса была налицо. Представляется, что это позволило бы снять напряженность в районе границ, поднять авторитет советской власти среди карельского населения, закрепить георегиональное пространство и обеспечить геополитическую стабильность в этом регионе. Реализация этой идеи стала возможна с образованием 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Во многих регионах СССР в этот период началось строительство национальной государственности.

В мае 1923 года состоялся расширенный пленум Карельского областкома РКП(б), который принял решение о необходимости создания Карельской Автономной Республики20.

25 июля 1923 года ВЦИК и СНК РСФСР, принимая во внимание пожелания трудящихся края, принял постановление “Об Автономной Карельской Социалистической Советской Республике” (КАССР). В постановлении определялось, что аппарат государственной власти КАССР должен быть организован согласно Конституции РСФСР. Для осуществления государственного управления всеми областями жизни в КАССР были учреждены народные комиссариаты, признававшиеся в своих действиях автономными и ответственными непосредственно перед ЦИК, СНК и ВЦИК РСФСР. Отныне территория КАССР не подлежала изменению, кроме как с согласия самой республики. Карельские высшие органы государственной власти были наделены правом принятия законов республиканской компетенции. Немаловажной представляется и возможность автономной республики иметь собственную Конституцию, подлежащую утверждению ВЦИК РСФСР21.

10 октября 1923 года Всекарельский съезд Советов одобрил мероприятия по реорганизации аппарата государственного управления и избрал ЦИК. Наиболее острым вновь оказался вопрос определения государственного языка. Русское население, проживающее в крупных городах и населенных пунктах, составляло 55,7% от общего числа населения; остальную же часть составляли карелы и вепсы, разговаривающие на карельском наречии, схожем с финским языком. В результате оба языка на всей территории Карелии были признаны равноправными.

Таким образом, образование КАССР придало карельской автономии облик советской национальной государственности и тем самым обеспечило ей более широкие права и обязанности, чем те, которыми пользовалась Карельская Трудовая Коммуна. Кроме того, юридическое закрепление реальной карельской национальной государственности, сняло вопросы, являющиеся поводом для территориальных споров и создания напряженности в районе границ22.

IV Всекарельский съезд Советов КАССР поручил ЦИКу и СНК разработать положение об основах Конституции Карельской республики, в которой предложил закрепить принцип самостоятельности республики в использовании своего бюджета и равноправия “карело-финского” и русского языков в государственных учреждениях23.

Образование Карельской автономной республики положило конец спорам между Россией и Финляндией относительно выполнения мирных договоренностей по Юрьевскому договору 1920 года. Наконец-то была четко установлена государственная граница СССР на северо-западе.

22 января 1932 года между СССР и Финляндией был подписан договор о мирном решении споров. Этот договор предусматривал решение всех споров между договаривающимися государствами только мирными средствами. В случае же если одна из сторон подвергнется нападению со стороны третьих стран, другая сторона обязалась сохранять нейтралитет. В 1934 году после внесения ряда изменений договор был продлен до 1945 года24. В декабре 1935 года финляндский парламент сделал заявление о нейтралитете Финляндии и об ориентации своей внешней политики на Скандинавские страны.

Однако, несмотря на создание правовой базы для мирного сосуществования, Финляндия рассматривала Советский Союз как главную и постоянную угрозу своей независимости. Напряженность в отношениях между двумя государствами неуклонно нарастала. В 1929 году Финляндия приступила к строительству на Карельском перешейке уникальной по своей мощи “линии Маннергейма”. В стране активизировались различные вооруженные формирования и патриотические организации, среди которых особенно выделялись шюцкор и “Лотта Свярд”. В 1927 году специальным законом шюцкору был присвоен статус официальных вооруженных сил Финляндии. К концу 30-х годов шюцкор насчитывал в своем составе 100 000 человек. Численность женской патриотической организации “Лотта Свярд”, созданной в 1922 году, в 30-е годы составляла 150 000 членов25. Ожидая нападения со стороны СССР и готовясь к нему, Финляндия на неофициальном уровне стала искать поддержки среди западных государств. В 1935 году в обмен на обещание получить за это советскую Карелию, Финляндия, в нарушение договора с Советским Союзом, разрешила свободный проход через ее территорию германских войск. В том же году финляндское и британское правительства заключили секретное соглашение об использовании британскими ВВС финляндских аэродромов в случае войны с Советским Союзом26.

Антисоветская активность финнов не могла не беспокоить руководство СССР. Близость финской границы, проходящей всего в 32 километрах от важнейшего центра государства – Ленинграда, вынуждала его искать пути для обеспечения безопасности своего северо-западного региона. В 1938 году во время захвата Германией Австрии, Советский Союз оказался втянутым в войну с Японией. Появилась реальная угроза войны на два фронта, в свете чего проблема безопасности северо-западных границ встала для СССР наиболее остро. Были основания опасаться, что Германия для нападения на СССР может воспользоваться территорией Финляндии. Для предотвращения этого в апреле 1938 года Финляндии были предложены меры по оказанию военной помощи на случай вторжения германских войск, но финляндская сторона ответила решительным отказом. В марте 1939 года Советский Союз обратился к Финляндии с рядом предложений, направленных на обеспечение взаимной безопасности границ. Суть предложений сводилась к обмену приграничными территориями. Финляндии предлагалось передать в состав СССР Карельский перешеек, и получить за это вдвое большие по площади территории Ребольского и Поросозерского районов КАССР. Именно за эти карельские волости вплоть до 1923 велись особенно жаркие споры между финской и советской сторонами, закончившиеся тогда в пользу последней. Однако, выдвигая такое предложение, советское руководство шло на определенный риск. Дело в том, что население Ребольского и Поросозерского районов было исключительно карельским. В случае принятия Финляндией предложения об обмене территориями, удельный вес карел в КАССР, который и так был недостаточен для национального образования, значительно бы уменьшился. Это сделало бы безосновательным сам вопрос о создании карельской национальной государственности и могло дать повод финнам для новых претензий на эти территории. Кроме того, новая граница опасно приблизилась бы к стратегически важным советским сухопутным и водным транспортным коммуникациям, в частности, к Кировской железной дороге. Но Финляндия от советских предложений отказалась. В последующие месяцы переговоры неоднократно возобновлялись, однако прийти к соглашению так и не удалось.

В августе 1939 года между СССР и Германией был заключен договор о ненападении, в секретном протоколе к которому были определены сферы территориально-политического влияния этих двух государств. Финляндия, в соответствии с протоколом, входила в сферу влияния СССР. 1 сентября 1939 года Германия, реализуя свою часть договора, вторглась в Польшу и положила тем самым начало второй мировой войне. В сентябре-октябре того же года между СССР и Прибалтийскими странами были заключены договоры о взаимопомощи. С предложением заключить такой договор советская сторона обратилась и к Финляндии. Однако финляндское руководство усмотрело в этом нарушение провозглашенной политики нейтралитета и ответило решительным отказом. До ноября 1939 года на новых переговорах СССР и Финляндии в числе прочих вновь поднимался вопрос об обмене приграничными территориями. Некоторые финские политики, в том числе видные финляндские политические деятели Ирье-Коскинен, Ю. Паасикиви и К. Маннергейм27, высказывались за принятие советских условий, считая их в сложившейся политической обстановке вполне разумными. К этому пыталась склонить Финляндию и Германия, предостерегая ее от обострения отношений с СССР. Однако, несмотря на это, компромисс так и не был найден.

Последствием отсутствия договоренности в вопросе обеспечения безопасности Ленинграда стала советско-финляндская, “зимняя”, война, начавшаяся 30 ноября 1939 г. В первые же дни войны в городе Терийоки на Карельском перешейке было создано правительство Финляндской демократической республики во главе с одним из лидеров финской коммунистической партии Отто Куусиненом. О создании этого правительства было незамедлительно объявлено в средствах массовой информации. Правительство Куусинена явилось альтернативным легитимному правительству Финляндии, которое с началом войны ушло в отставку. Уже 2 декабря с правительством Финляндской демократической республики был заключен договор о дружбе и взаимопомощи. В этом договоре все вопросы, неурегулированные на предвоенных переговорах с правительством Финляндии, решались в пользу СССР. Однако сложная обстановка на фронте, а также явная необоснованность создания правительства Куусинена, вызвавшего негативную реакцию как в Финляндии, так и в других странах, привели к отказу от контактов с ним. В конце ноября СССР объявил о готовности вести переговоры с законным финляндским правительством.

Во время войны Финляндия получала помощь в виде поставок военной техники и вооружения от Англии, Франции, Германии и США. Ряды финской армии пополнялись большим числом добровольцев из этих стран28. Кроме того, до последнего дня войны оставался открытым вопрос о направлении в помощь Финляндии англо-французского экспедиционного корпуса.

Военные действия прекратились 13 марта 1940 года. Итог победной для Советского Союза войне подвел Московский мирный договор, полностью удовлетворивший советские территориальные требования. В результате “зимней” войны Финляндия утратила восьмую часть полей и лесов, до трети водных ресурсов, пятую часть торговых путей и промышленности, 15% посевных площадей29. По договору к СССР отходили районы Северного и Западного Приладожья и весь Карельский перешеек со вторым по величине городом Финляндии – Выборгом. Новая граница перерезала Сайменский канал, который был жизненно важной артерией снабжения в Восточной Финляндии30.

Очевидно, что условия Московского договора на фоне начавшейся второй мировой войны не делали этот мир стабильным. Теперь возросла вероятность того, что в случае войны с СССР Финляндия предоставит свою территорию Германии в качестве плацдарма для нападения. Реальности такой угрозе придавала обстановка в самой Финляндии. Ее армия, несмотря на заключение мира, находилась в состоянии боевой готовности. Срок службы военнообязанных был продлен до двух лет31. Максимально было усилено материальное снабжение войск. Среди финского населения были широко распространены реваншистские настроения, вызванные недовольством условиями заключенного договора. В правительственных кругах Финляндии Московский мирный договор, по которому страна потеряла 1/10 часть своей территории, именовался не иначе как “перемирием”. Исходя из этого, советские руководители не сомневались, что Финляндия использует первый же шанс для возвращения утраченных земель. Удар же вражеских войск в направлении Ленинграда с территорий, расположенных в относительной близости от него, мог стать решающим фактором в прогнозируемой крупномасштабной войне.

Такая положение вещей вынудило советское руководство искать пути разрешения сложившейся ситуации. 31 марта 1940 года Верховный Совет СССР принял решение о преобразовании Карельской Автономной Советской Социалистической Республики в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику (КФССР) – новый субъект Союза ССР32. Принципиальное решение об этом было принято на заседании политбюро ЦК ВКП(б) 24 марта 1940 года и объяснялось тем, что “к СССР по мирному договору с Финляндией отходят новые территории”. На том же заседании была сформирована комиссия под председательством Жданова для подготовки практических предложений по вопросу преобразования и определения границ между КФССР и РСФСР. Через два дня комиссия представила в ЦК ВКП(б) перечень необходимых мероприятий, связанных с изменением государственного статуса Карелии, и проекты Закона СССР “О преобразовании КАССР в КФССР” и Указа Президиума Верховного Совета СССР “Об установлении границ между КФССР и РСФСР”. Оба документа с незначительными поправками были одобрены на заседании политбюро ЦК ВКП(б) 27 марта 1940 года.33 Официальным основанием для преобразования явились “пожелания трудящихся КАССР и стремление Верховного Совета к удовлетворению потребностей свободного развития национальностей”.

Итоги создания новой союзной республики были подведены в октябре 1940 года. Тогда же в ЦК ВКП(б) был направлен паспорт городов КФССР34.

По существу, повышением статуса карельской автономии советское руководство преследовало две основные цели:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 10000 изданий по истории государственного управления и самоуправления в России

    Исторический очерк
    200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический обзор. / Администрация Тамбовской обл.; Тамбовский обл. ком. гос. статистики; Тамбовский гос.
  2. Б. И. Краснова. Общая и прикладная политология

    Учебное пособие
    Глава I. Политология – наука и учебная дисциплинаГлава II. Сравнительная политологияГлава III. Развитие политической мысли до возникновения политологии как науки и учебной дисциплиныГлава IV.
  3. Программа дисциплины «история отечественного государства и права» Для специальности «Юриспруденция» 030501. 65

    Программа дисциплины
    Дисциплина изучается на первом курсе, параллельно с другими юридическими и историческими науками, ее изучение базируется на знаниях общеобразовательной школы.
  4. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  5. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..