Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки ...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», у...полностью>>
'Публичный отчет'
Аудит специальной отчетности Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «ЮграФинанс - недвижимость» (далее – Фонд) под управлением Управляю...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 12.00.09 – Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельно...полностью>>

Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, а также родителей (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

8. Итог занятия.

Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что бы вы еще хотели узнать об Антарктиде? Какими вы сегодня были? (Смелыми, выносливыми, добрыми, внимательными, воспитанными, заботливыми.)

Как видно из предлагаемых конспектов занятий, проводимых воспитателями и логопедом, у детей происходит развитие коммуникативных навыков и психофизических функций. Занятия содержат максимум информации, что способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий позволяют педагогам поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия, препятствуют утомлению и развивают переключаемость внимания у детей.

Многообразие организационных форм, наличие наглядного материала, включение в работу всех анализаторов, в том числе двигательного, способствуют усвоению материала большего по объему, чем предлагается обычно в коррекционных программах.

Приложение 3

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Помимо фронтальных занятий, лексический материал используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения.

На подготовительном этапе при постановке звуков, помимо артикуляционной гимнастики, ведется работа по развитию фонематического восприятия. Для этой цели можно использовать иллюстративный материал по каждой конкретной теме. Наиболее приемлемы на этом этапе будут следующие задания: отбор картинок с изучаемым звуком; выделение звука из заданного слова (хлопнуть в ладоши, если в названии предмета будет тот или иной звук).

На этапе автоматизации произношения звука в словах важно сочетать работу над коррекцией звукопроизношения с формированием лексико-грамматического строя речи и развитием познавательных процессов.

Автоматизация произношения звуков в словах ведется параллельно с усвоением грамматических категорий словообразования и словоизменения. Например, упражняясь в правильном произношении звука ж, ребенок одновременно овладевает образованием существительных с помощью суффиксов (лужа, лужица, лужища). Закрепляя звук с, он постигает значение родственных слов снег, снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегирь; автоматизируя произношение звука з', упражняется в образовании приставочных глаголов от слова возит (завозит, перевозит, подвозит, увозит). Единственное и множественное число существительных и падежное управление лучше усваиваются детьми при выполнении таких заданий, как «Дополните слово», «Подскажите слово в чистого-ворке», «Назовите родственные слова», «Подберите слова с противоположным значением» и др.

Формирование навыков правильного произношения звуков можно проводить на материале изучаемой лексической темы. В предложенных тематических словариках представлены существительные, прилагательные, глаголы, наречия и причастия. Из них легко выбрать слова на требуемый звук. Например, для автоматизации произношения звука л наиболее подходит глагольная лексика по теме «Транспорт». Отвечая на вопрос Что ты делал?, ребенок упражняется в проговаривании слов со звуком л. (Плыл, ехал, заходил, входил, садился, вставал, крутил, остановил и т. д.) Для автоматизации произношения звука л' можно использовать глаголы прошедшего времени множественного числа. Для этого надо поставить перед ребенком вопросы: Что мы (вы, они) (с)делали? (Ехали, приехали, летели, прилетели.)

Параллельно с автоматизацией произношения звуков и расширением лексического запаса слов следует проводить игры на развитие внимания, восприятия и памяти из разделов «Развитие познавательных процессов» и «Игры со звуками, буквами и словами».

Для составления словосочетаний используются задания «Найдите слову пару», «Исключите лишнее и повторите слова». Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного, причастия и существительного, числительного, прилагательного и существительного, наречия и глагола, глагола и существительного. Согласование местоимения с глаголом усваивается в игровых ситуациях или во время специально организованных физкультминуток.

На этапе автоматизации произношения звука в предложении ведется работа по усвоению разных типов предложений. Используются следующие приемы: «Ответьте на вопрос», «Вставьте нужное слово и повторите предложение», «Вставьте коротенькое слово-предлог» и др.

Автоматизация произношения звуков в связной речи наиболее результативна, когда чистоговорки сочиняют сами дети. Помимо чистоговорок дети составляют загадки-описания, придумывают диалоги между предметами и животными, заучивают загадки, стихи и придумывают сказки.

Материал изучаемой лексической темы включается во все виды занятий - логопедические, физкультурные, музыкальные, изобразительные, математические, а также в режимные моменты. Плановые недельные задания распределяются между воспитателями и логопедом. Таким образом, исключается повтор заданий на каждый день и в то же время не пропускается ни один вид работы в течение недели.

Приложение 4

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ (СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА)

Работа воспитателя

Работа логопеда

Понедельник, утро

Восприятие пространственных отношений, величины и формы (геометрических фигур).

Рисование одежды по трафаретам. На какую геометрическую фигуру похожи юбочка, пальто, манжет? Какой формы бывают воротнички?

Сравнение пуговиц по цвету и величине. Для какой одежды подходят большие пуговицы, для какой - маленькие? Счет пуговиц.

Занятие познавательного цикла.

Вечер

Развитие слуховой памяти.

Послушайте, запомните и повторите слова шорты, джинсы, брюки, костюм, рубашка. А какое новое слово появилось в ряду следующих слов: пиджак, шорты, джинсы, брюки, костюм, рубашка?

Мелкая моторика. Заучивание наизусть стихотворения И. Лопухина «Вот кудрявая овечка...».

Понедельник

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.

Развитие зрительного восприятия.

1. Контурные изображения одежды, наложенные друг на друга. Какую одежду ты видишь?

2. Какой детали не хватает в одежде? (Платье без рукава, рубашка с одним уголком воротника, брюки с одной укороченной брючиной, пальто с оторванными пуговицами.)

3. Найдите ошибки художника. (Платье с одним длинным, а другим коротким рукавом. Пуговиц на рубашке больше, чем петель. Помпон на шляпе. Ребенок, купающийся в шубе и шапке. Девочка в сарафане, идущая на лыжах. Девочка в бальном платье, собирающая грибы. Девочка в зимней шапке, юбке и блузке.)

Вторник, утро

Развитие слуховой памяти.

Запоминание названий одежды.

Классификация одежды (детская, женская, мужская). «Оденьте куклу». Подобрать одежду к плоскостным фигуркам мальчика и девочки.

Математика.

Музыкальное занятие. Пластические этюды. Прогулка.

Рассматривание зимней одежды детей.

Развитие мышления. Установление функциональных аналогий. Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег - землю.) И т. д.

Вечер

Развитие зрительно-пространственного восприятия. Составление трафаретов одежды из четырех - шести частей.

Чтение стихов по теме.

Вторник

Фронтальное логопедиче ское занятие. Индивидуаль ная коррекционная работа

Развитие зрительной па мяти. Выполните задание «Посмотрите, запомните и скажите». Перед ребенком выкладывается несколько картинок с изображением одежды. Сколько картинок ты запомнил? Убирается одна картинка. Чего не ста ло? Изменяется местополо жение картинок или пред метов одежды. Что измени лось?

Развитие внимания и мы шления.

Игра «Бывает - не быва ет». Придумывание детьми предложений-небылиц.

Среда, утро

Изготовление выкроек кукольной одежды. Вырезание силуэтов одежды. Закрепление названий частей одежды.

Математика.

Развитие зрительного восприятия и памяти. Правильно ли нарисовал художник костюмы трех друзей? (Перепутаны головные уборы, пиджаки и брюки.) Из каких тканей сшита одежда? (Рисунки разной одежды и цветные лоскутки тканей.) Найдите самую длинную, самую толстую и самую тонкую иголку. (Иголки разной длины и толщины.) Найдите отличия в платьях. (Даны две картинки, на которых по-разному расположены детали.)

Музыкальное занятие.

Вечер

Развитие кинестетических ощущений.

Шитье одежды для кукол. Знакомство с тканями, из которых шьется одежда. Пришивание пуговиц. Ознакомление с наперстком, игольницей и другими швейными принадлежностями. Закрепление навыков обращения со швейными принадлежностями.

Среда

Фронтальное логопедическое занятие. Индивидуальная коррекционная работа.

Формирование временных понятий. Чем раньше была льняная рубашка? (Льном.) Чем раньше было ситцевое платье? (Хлопком.) Чем раньше была вискозная юбка? (Древесиной.) Шерстяной платок? (Шерстяными нитками, клубком.) Развитие слуховой памяти и воображения. Заучивание загадок и стихов. Придумывание детьми чистоговорок.

Четверг, утро

Физкультурное занятие. Рисование.

Развитие мышления. Кто быстрее подберет комплект одежды? Одному ребенку предлагается подобрать зимнюю, а другому - летнюю одежду.

Игра «Четвертый лишний».

Плащ, куртка, пальто, сапоги.

Юбка, блузка, чашка, сарафан.

Прогулка. Воспитательная беседа об отношении к одежде во время сбора на прогулку.

Узнайте друга по одежде. Один ребенок отворачивается, а другой дает описание одежды одного из детей. Например, у этого мальчика меховая шуба, красная шапочка, красный шарф. Кто это?

Вечер

Развитие внимания. Игра «И я - не я». Детям зачи- тываются предложения, например: «Я люблю гладить белье», «Я бросаю платье на пол», «Я надеваю шорты на голову», «Я люблю носить грязные платья» и др., а они отвечают: «И я», если это положительный пример, или «Не я», если пример отрицательный. Затем детям предлагается самим придумать аналогичные предложения.

Сюжетно-ролевая игра

«Ателье».

Четверг

Фронтальное логопедическое занятие. Индивидуальная работа. Актуализация глагольной лексики.

Развитие памяти. Запомните и повторите пары слов: девочка- юбка, мальчик - шорты, комбинезон - строитель, врач - халат, матрос - тельняшка.

Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Назовите слова, отвечающие на вопрос что?

Развитие воображения. Придумывание диалогов между Шляпой и Платьем, Пальто и Курткой, Туфлями и Шляпой.

Пятница, утро

Закрепление оттенков основных цветов. Подберите аксессуары такого же цвета к одежде принцессы (шляпку, сумочку, туфельки и др.).

Комплексное занятие по развитию речи.

Рисование. Украшение национальной саамской одежды.

Прогулка.

Игра «Радио». Описание одежды товарищей.

Внимание! Внимание! Потерялся мальчик в голубом пуховике, синей вязаной шапочке, кожаных рукавичках и т. д.

Вечер

Трудовая деятельность детей (стирка кукольной одежды).

Пятница

Работа с родителями.

Индивидуальная работа. Чтение загадок и стихов.

Развитие воображения. Придумывание чистоговорок-небылиц, чистоговорок-« смешинок» со словами платок, шляпа, шуба и др.

Ежедневно в утренние часы проводится комплекс упражнений на развитие мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса. Задания носят игровой характер, то есть насыщены игровыми образами, связанными с изучаемой темой.

Приложение 5

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Развитие мелкой моторики (смотри тему «Одежда»).

Развитие дыхания и голоса. Обыгрывание ситуации «Шитье одежды».

Укололи пальчик, подуем на больное место (продолжительный выдох через рот), произнесение четырех слогов Ойой-ойой!, а затем фразы «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!» на одном выдохе.

Мимические упражнения. Передаем эмоции радости, удивления, восхищения и печали: порадуемся покупке новой одежды, удивимся необычности наряда, восхитимся новым нарядом мамы, опечалимся от нечаянно порванной одежды.

Упражнения для мышц шеи. Игровая ситуация «Испачкали платье и рассердили маму». Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!»

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц. Игровое упражнение «Стучит иголка швейной машинки». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов ба-ба-ба-ба-ба, быбыбы-бы-бы.

Упражнения для губ. Игровое упражнение «Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти («застегнули молнию»). Разомкнуть губы («расстегнули молнию»).

Игровое упражнение «Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы («большая пуговица»), вытянуть губы узкой трубочкой («маленькая пуговка»).

Упражнения для языка. Игровое упражнение «Иголочка». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет до пятишести.

Игровое упражнение «Воротник с широкими и острыми краями». Чередование положений «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык («воротничок с острыми краями»).

Игровое упражнение «Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении под счет до шести.

Игровое упражнение «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить звуки д-д-д-д-д-д («шьем на электрической швейной машинке») и т-т-т-т-т-т-т («шьем на ручной швейной машинке»).

Развитие интонационной выразительной речи

ПОРТНИХА

В каком я сегодня платьице! Правда, оно вам нравится? Правда, я очень красиво одета? Платье это красного цвета... Смотрите, сколько на нем горошин! Вы говорите, бок перекошен И что неровно легла кайма? Зато я сшила его сама!

Э. Мошковская

Приложение 6

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Успешному осуществлению поставленных задач способствует совместная работа всего педагогического коллектива и родителей. Необходимо не только заинтересовать родителей, но и познакомить их с содержанием знаний, получаемых детьми в детском саду, только тогда они станут настоящими помощниками педагогов.

Задания на дом

Закрепите знания детей об одежде. Рассмотрите дома одежду всех членов семьи. Пусть ребенок расскажет, чем она отличается, чем похожа. Почему весной, осенью, летом и зимой мы носим разную одежду? Откуда у вас появилась одежда? Предложите расставить по порядку слова: ткань, нитки, хлопок, магазин, швейная фабрика.

Рассмотрите швейные принадлежности, закрепите их названия, назначение, правила обращения и хранения.

Учите детей умению классифицировать, размышлять, развивайте воображение.

Я знаю такую зимнюю одежду -...,демисезонную одежду - летнюю одежду - детскую одежду -... .

Назови «лишний» предмет в перечне: платье, рубашка, туфли, сарафан. (Туфли.)

Что общего между шубой и снегом, крышей дома и шапкой?

Предложите детям придумать чистоговорки-небылицы со словами берет, пальто.

Развивайте фонематическое восприятие и фонематические представления детей.

Предложите детям назвать первый и последний звуки в словах пальто, колготки, костюм, тулуп, куртка. Придумать слова - названия одежды со звуками ш, ж, р.

Повторите с ребенком стихотворение Е. Благининой «Утюжок».

Взял Тимошка утюжок. - Ну-ка грейся, мой дружок. Выглажу братишке Куртку и штанишки.

Развивайте зрительное восприятие. Покажите, как можно нарисовать по клеточкам юбку, шорты и рубашку. Предложите украсить одежду орнаментом.

Автор надеется, что грамотное и добросовестное использование логопедами, воспитателями и родителями предложенных в книге материалов, приемов и методики поможет детям овладеть систематизированными знаниями, воспитать у них привычки бережного отношения к тому, что нас окружает, а также сформировать доброжелательность во взаимоотношениях с людьми и стремление к положительным поступкам.

Я - ЧЕЛОВЕК

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

новорожденный

младенец

ребенок (дети)

девочка

мальчик

подросток

юноша

девушка

мужчина

женщина

старик

старуха

части тела

голова

макушка

затылок

волос

лоб

подбородок

борода

усы

рот

губа

зуб

горло

глаз

веко

ресница

зрачок

белок

бровь

нос

ухо

шея

туловище

плечо

грудь

спина

бок

живот

рука

плечо

локоть

ладонь

палец

ноготь

нога

внутренние органы

мозг

сердце

легкое

желудок

кишечник

печень

почка

вена

артерия

капилляр

физическое

состояние

жизнь

рождение

взросление

старение

смерть

мысль

дыхание

движение

ходьба

бег

отдых

работа

разговор

крик

молчание

плач

вдох

выдох

сон

пробуждение

бодрствование

боль

болезнь

здоровье

эмоциональное

состояние

эмоция

любовь

счастье

настроение

уныние

переживание

сострадание

гнев

сочувствие

презрение

нежность

ласка

возмущение

страх

испуг

ненависть

удивление

восторг

горе

беда

радость

улыбка

обида

досада

злость

огорчение

грусть

тоска

печаль

физические чувства

осязание

обоняние

вкус

зрение

слух

характер

непоседа

лакомка

торопыга

трусишка

грязнуля

увалень

забияка

задира

недотрога

неженка

плакса

нытик

белоручка

лентяй

врунишка

фантазер

хохотун

прочие слова

речь

мимика

жест

мечта

интуиция

прощание

приветствие

благодарность

прощение

знакомство

общение

имя

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

правый

левый

головной

глазной

носовй

ручной

ножной

спинной

боковой

ротовой

ушной

кожный

сердечный

молодой

старый

добрый

удивительный

восхитительный

замечательный

превосходный

очаровательный

смешной

страшный

грустный

радостный

умный

мужской

женский

детский

подростковый

юношеский

старческий

ГЛАГОЛ

любить

восхищаться

мыслить

думать

моргать

смотреть

слушать

говорить

кричать

петь

молчать

улыбаться

болеть

плакать

стареть

ходить

заболеть

выздороветь

нахмуриться

отдохнуть

посмеяться

услышать

увидеть

ПРИЧАСТИЕ

растущий

говорящий

поющий

улыбающийся

думающий

смотрящий

читающий

очарованный

слушающий

играющий

веселящийся

спящий

заболевший

тоскующий

НАРЕЧИЕ

МОЖНО

нужно

надо

нельзя

вперед

назад

направо

налево

внутри

сбоку

шагом

бегом

шепотом

назубок

вслух

ласково

радостно

грустно

весело

тоскливо

печально

приятно

одиноко

исподтишка

вежливо

грубо



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, а также родителей (2)

    Книга
    Книга известного логопеда Е.А. Пожиленко включаете себя 24 лексические темы, в которых представлен дидактический материал по ознакомлению с окружа­ющим миром, развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Рекомендации к использованию литературных новинок по патриотическому воспитанию в детском саду

    Документ
    Патриотизм — это чувство любви к родине. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание.
  3. Школа станет электронной состоялось совещание рабочей группы по вопросам образования

    Документ
    Общеобразовательные школы работают и живут в ожидании больших перемен перехода на новые образовательные стандарты. Так осуществляется реализация национального проекта "Образование", который касается практически каждого жителя страны.
  4. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  5. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.

Другие похожие документы..