Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Понятия нормативной ситуации в психологии личности (струтурно-диалектический подход). Педагогический журнал Башкортостана № 1(2) 2006 - с.с. 39 – 5...полностью>>
'Документ'
Опись отделки жилого помещения По экспликации квартиры описывается каждая комната, кухня, коридор, санузел, балкон (лоджия)....полностью>>
'Диплом'
обращаем внимание, что первый образец предназначен для специалистов по ФИНАНСАМ И КРЕДИТУ соответствующей специализации, второй – для специалистов по...полностью>>
'Документ'
Технополисы являются новым социальным явлением. Средний возраст российских технополисов - один-три года, вместе с тем огромное число технополисов нах...полностью>>

Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, а также родителей (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Развитие логической памяти. Подбор слов по ассоциативным цепочкам.

Выставляется картинка с изображением инопланетянина.

Дети, посмотрите, у нас сегодня гость - инопланетянин. Какая у него одежда? Чем отличается его одежда от нашей одежды?

Давайте расскажем ему о нашей одежде.

Сначала вспомним названия одежды. Кто знает, пусть продолжает. (Я знаю такую мужскую одежду: брюки... Я знаю такую женскую одежду: юбка... Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую детскую одежду...)

Подберите слова, относящиеся к одежде. (Одежда, ткань, швея ...)

5. Лексико-грамматические задания. Подбор антонимов.

Как называется одежда, которую носят мужчины? (Мужская.) Одежда, которую носят женщины, называется (женская). Какая у вас разная одежда! У Олиного платья рукава длинные, а у Сашиной рубашки - (короткие). Плательная ткань тонкая, а пальтовая - (толстая). Одежду, которую вы носите каждый день, мы называем повседневной, а в праздник - (праздничной). Бывает одежда новая, а если ее долго носить, она становится (старой).

Одежда, которую вы испачкали, станет (грязной), а та, которую постирали,- (чистой).

Игра «Все наоборот». Подберите слова с противоположным значением.

Надеть - (снять), одеть - (раздеть), испачкать - (постирать), застегнуть - (расстегнуть), намочить - (высушить), разбросать - (сложить), смять - (погладить), разорвать - (зашить), чисто - (грязно), прямо - (вкривь), аккуратно - (неряшливо), удобно - (неудобно).

Речь сопровождается показом действий.

Какое это платье? (Праздничное.) Назовите «слова-приятели» к слову праздничный. (Нарядный, роскошный, великолепный, пышный, красивый, дорогой, богатый.) Как по-другому можно сказать о необычном наряде? (Необыкновенный, странный, особенный, диковинный.)

При затруднении выполнения задания педагог называет, а дети повторяют синонимы.

Подбор синонимов. Словообразование.

Скажите ласковые слова о своей одежде. (Пальто - пальтишко, шорты - шортики, рубашка - рубашечка, шарф - шарфик, штаны - штанишки, носки - носочки и т. д.)

Подбор родственных слов.

Представьте, что у нас в руках недошитое платье. Что нам предстоит с ним сделать? (Сшить, дошить.) Что мы будем делать? (Шить.) На чем мы будем шить? (На швейной машинке.). Кто ты по профессии? (Швея.) Повторите похожие слова. Я скажу первое слово, а вы продолжайте: шитье, швея, швейная, шить, сшить. Это родственные слова.

Подберите «слова-родственники» к слову одежда. (Одежда- одевание, одевать, одеваться, одетый.)

6. Физкультминутка. Пластические этюды.

Волшебные превращения. Вокруг себя повернись и в предметы превратись!

Представьте себя старой потерянной варежкой, брошенной на землю. О чем она могла вас попросить? Что могла сказать варежка детям, вернувшим ее хозяйке? Представьте себя новой варежкой. Что она могла сказать своей хозяйке?

Обыгрывание стихотворения «Где мой пальчик» Н. Са-конской. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы изобразите, как Маша надевала варежку и искала пальчик.

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! Маша варежку сняла.

- Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь - и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?

7. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

Сейчас мы с вами поиграем со звуками и словами. Какого звука не хватает? ...апка, ...латок, блу...ка, шо...ты. Повторите слова, называя их правильно.

Назовите первый звук в словах варежка, рубашка, брюки, рукавицы. Какой последний звук слышится в этих словах?

Назовите четыре слова - названия одежды, в которых первый звук п. (Платье, плащ, пальто, платок.)

Назовите пять слов - названий одежды, которые начинаются со звука ш. (Шуба, шарф, шапка, шорты, шляпа.)

Назовите шесть предметов одежды, в названиях которых есть звук р. (Рубашка, куртка, сарафан, перчатки, рукавицы, ветровка.)

8. Работа над предложением. Развитие речевого внимания и мышления.

Задачи:

- использование в речи разных типов предложений;

- развитие логического мышления и воображения.

Игра «Я - не я!». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду говорить разные предложения, а вы будете отвечать: «Я - не я!»

Я люблю гладить белье. Я разбрасываю вещи по комнате. Я постираю одежду в сковороде. Я положу одежду в буфет. Я заштопаю носки. Я свяжу шарф иголкой.

Игра «Бывает - не бывает?». Придумайте предложения и предложения-небылицы со словами портной, иголка, швейная машинка, рубашка, варежки.

Портной шьет иголкой. На швейной машинке шьют одежду. Мальчик носит рубашку. Иголка шьет портнихой. Варежки носим на голове. Рубашку надеваем на ноги. Объясните, почему так не бывает.

Усвоение глаголов надеть, одеть. Обыгрывание ситуации «Оденем куклу на прогулку».

Расскажите инопланетянину, какое сейчас время года. (Зима.) Без какой одежды мы не можем сейчас выйти на улицу? (Без шубы, шапки, рукавичек, шарфа, свитера, носков.) Нам нужно взять куклу с собой на прогулку. Какая одежда понадобится нам для одевания куклы? Что мы сейчас будем делать? (Одевать куклу.) Что делает Маша? (Одевает куклу.) Что Маша надевает на куклу? (Маша надевает на куклу свитер.) Какой свитер надевает Маша на куклу? (Маша надевает теплый шерстяной свитер.) В чем вы сами пойдете на прогулку? Что вы будете делать? (Одеваться.) Какую одежду наденете сначала, а какую - потом? Чем вы укутаете шею? (Шарфом.) Чем вы согреете руки на улице? (Варежками, рукавицами, перчатками.)

9. Развитие связной речи.

Задачи:

- развитие связной речи;

- развитие воображения и творческих способностей. Придумывание диалогов.

Что могут сказать Шляпа и Платье о своей Хозяйке? О чем говорят между собой Шуба и Шарф, Пальто и Куртка, Купальник и Шляпа, Костюм пожарного и Халат врача?

10. Итог занятия.

Инопланетянин благодарит за то, что вы познакомили его с нашей одеждой. Он узнал много новых слов. Подарите ему рисунки одежды. Он покажет на своей планете, как одеваются люди на Земле.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного произношения и языкового анализа и синтеза

Звуки к, к' . Буква к. «Домашние животные»

Наглядный материал: картинки: бабушка, дедушка, внучка; домашние животные (корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, ослик, кролики, поросенок, утки, куры, индюки); цветовые символы звуков и слов, домики для определения позиций звуков: зеленый домик - для мягких согласных, синий домик - для твердых согласных.

1. Психогимнастика.

Волшебные превращения. Вокруг себя повернись и в животных превратись!

Дети, изобразите ласкового котенка, который просит молочка у своей хозяйки.

Изобразите сердитую козу, трясущую своей головой. Покажите, как ее испугалась маленькая девочка.

Изобразите походку утят, идущих на пруд.

Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звуков к, к' из слов поросенок, коза, кот, утки.

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете, какие звуки мы будем сегодня изучать.

Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка.

(Поросенок.)

Какой последний звук вы услышали в слове поросенок? (Звук к.)

Часто умывается, а с водой не знается.

(Кот.)

Какой первый звук в слове кот? (Звук к.)

Ходят вперевалочку, плавают, ныряют и на дне пруда корм себе добывают.

(Утки.)

Как звучит звук к' в слове утки? Как мы назовем этот звук?

3. Характеристика звуков к, к' по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение их цветовыми символами.

Одинаково ли звучат звуки к, к'? Что вы можете сказать о звуке к? Какой это звук? (Согласный твердый глухой звук.) Каким кружочком вы его обозначите? (Синим кружочком.) Этот звук будет жить в синем замке. Отличается ли звук к' от звука к? Как вы назовете звук к'? (Согласный мягкий звук.) Каким кружочком будем обозначать звук к'? (Зеленым кружочком.) Этот звук будет жить в зеленом замке.

4. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймайте звук». Сейчас я буду произносить названия домашних животных, а вы внимательно слушайте. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звуки к, к' Слова: индюк, гусь, верблюжонок, лошадь, кошка, овца и др.

5. Анализ и синтез слогов ак, ик.

Какие гласные звуки вы знаете? В гости к звуку а пришел звук к. Какой слог получился? (ак.) Звук и подружился со звуком к, и мы «прочитаем» слог ик. (Обозначение звуков символами-кружочками.)

6. Произношение звуков к, к' в словах.

Дети, я получила письмо от бабушки Кати и дедушки Кости. Они приглашают нас приехать к ним в гости. Сегодня мы с вами отправимся в деревню. Мы поедем на машине, в названии которой есть звук к. Эта машина называется... (Такси.) (Выставляются картинки с изображениями деревни, бабушки, дедушки и девочки.) А вот и деревня! Кто нас встречает? (Бабушка Катя, дедушка Костя и их внучка.) Придумайте ей имя со звуком к или к'. (Аленка, Машенька, Кира, Иринка и т. д.) Назовем ее Аленка. Она хочет показать вам, какие у них есть животные.

7. Падежное управление. Согласование числительных с существительными. Развитие памяти.

Кого мы увидели во дворе? (Поросенка, жеребенка, ослика, кроликов, корову с теленком, утку с утятами, кошку с котятами, козу с козленком и др.)

Игра «Послушайте, запомните и повторите». Козленок, котенок, крольчонок. Кто это? (Детеныши козы, кошки и крольчихи.) Чем похожи эти слова? (В этих словах есть два звука к. Звук к слышим в начале и в конце слов.) Послушайте слова еще раз: козленок, котенок, индюшонок, утенок, крольчонок. Какие новые слова вы услышали в этом ряду? (Индюшонок, утенок.) Сколько звуков к в этих словах?

Я скажу слово, а вы измените его так, чтобы вместо звука к, появился звук к'.

Утка - (утки), индюк - (индюки), индейка -(индейки), цыпленок - (цыплятки).

Назовите их одним словом. (Птицы.)

Сосчитайте, сколько у кошки котят. Сколько у утки утят? (Дети считают, сколько утят, котят и т. д.)

Аленка спрашивает, в названиях каких животных вы произносили звук к в начале слова, конце и середине. (Дети определяют позиции звуков к, к' в словах, перекладывают кружочки в домике звуков, исходя из позиции звуков в словах.)

Дети, посмотрите, кто здесь гуляет. (Курица с цыплятами.) Споем песенку о них.

8. Физкультминутка.

Исполнение песни «Цыплята» (слова Т. Волгина, музыка А. Филиппенко). Дети выполняют действия в соответствии с текстом песенки:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки,

Желтые цыплятки. - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите! Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце.

9. Словообразование. Падежное управление. Произношение звуков к, к' в предложениях.

(Дети делятся на две группы. Одной группе даются карточки с изображением детенышей животных, а другой - их мам.) Помогите детенышам отыскать своих мам. (Дети становятся парами. Затем картинки выставляются на наборное полотно. Дети называют животных и их детенышей.) У кого крольчата? (У крольчихи - крольчата. У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У козы - козлята. У утки - утята. У кошки - котята.) Скажите ласково о каждом детеныше. (Теленочек, козленочек, утеночек и т. д.) За кем бы вы хотели ухаживать? Чем вы будете их кормить?

10. Составление предложений по заданному слову. Анализ словесного состава предложений.

Научите Аленку составлять предложения. Придумайте предложения, в которых будут слова котенок, теленок, щенок. (Выставляется схема предложения с намеренной ошибкой.) Правильно ли Аленка обозначила полосками предложение Котенок лакает молоко? (Дети считают количество слов в предложении и дают правильный ответ.)

11. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики и просодических компонентов речи.

Покажите бабушке Кате и дедушке Косте, как вы умеете изображать домашних птиц.

Наши уточки с утра:

- Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда:

- Га-га-га!

А индюк среди двора:

- Бал-балды, балды-балда! Наши курочки в окно:

- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок показал свой гребешок.

12. Развитие связной речи.

Назовите свое любимое животное и расскажите, почему вы его любите. (Рассказы-рассуждения детей.) Ваши рассказы очень понравились бабушке Кате. Знаете, чем она хочет нас угостить? (Молоком.)

13. Знакомство с буквой к.

Чтобы прочитать и написать названия домашних животных, надо узнать букву к.

Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился.

Л. Леонова

Чтение слогов ка, ку, ки.

14. Итог занятия.

Скажем спасибо бабушке Кате, дедушке Косте и Ален-ке за гостеприимство. С какими новыми звуками вы познакомились, будучи у них в гостях? Что вы хотите им сказать на прощание?

15. Пение знакомых песенок о домашних животных.

Какие песни о домашних животных вы знаете? Давайте споем их.

Конспект итогового логопедического занятия по теме «Путешествие медвежонка Умки в Антарктиду»

Наглядный материал: картинки - белый медвежонок Умка, кенгуру, белка, рысь, лиса, заяц, лось, куница, олень, слон, жираф, носорог, бизон, горностай, песец, киты (кашалот и нарвал), альбатрос, Старичок-Лесовичок, девочка; кружочки - символы звуков, полоски - символы членов предложения, буквы.

1. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

Дети, сегодня я получила письмо от медвежонка Умки. Где живет медвежонок Умка? (На Севере, в Арктике. На берегу Северного Ледовитого океана.) (Показать на глобусе.) Он хочет совершить путешествие и увидеть пингвинов. Где живут пингвины? (В Антарктиде.) (Показать на глобусе расположение Антарктиды.) Умке одному в таком путешествии будет скучно и опасно. Вы хотите отправиться вместе с ним?

Изобразите медвежонка Умку и маму-медведицу. Покажите, как они выходят из своей снежной берлоги, прощаются друг с другом, у них грустное и печальное выражение глаз.

А вот и Умка! (Выставляется картинка.) Поздоровайтесь с ним. Спросите, как он себя чувствует. Прежде чем отправиться в путь, сложите в рюкзак теплые вещи. Какую одежду вы возьмете с собой? Не забудьте положить угощение для пингвинов. Чем вы их угостите? (Рыбой.) Поднимите рюкзаки, покажите, как вам тяжело нести их. Отправляемся в путь.

2. Звуко-слоговой анализ и синтез.

(Дети подходят к своим местам.)

Сделаем привал! Снимите свои рюкзаки. Вам сразу стало легко. Присядьте. Посмотрите, здесь стоит избушка. А вот и ее хозяин - Старичок-Лесовичок. Поздоровайтесь с ним.

Старичок-Лесовичок спрашивает: «Куда вы путь держите?» (Мы идем в Антарктиду. Мы путешествуем.)

Что значит путешествовать? (Куда-то идти, ехать, бывать в разных странах, знакомиться с новым, неизвестным.) Каких два слова слышатся в слове путешествовать? (Путь, шествовать.) Старичок-Лесовичок, покажите нам, пожалуйста, дорогу в Антарктиду.

«Показать могу, только и вы исполните мою просьбу. Сорока-белобока сообщила мне весть, что с вами проводились логопедические занятия. Расскажите моей внучке Машеньке, чему вы на них научились. Согласны?»

Давайте покажем Машеньке, чему мы научились на занятиях.

Выставляются плоскостная фигурка девочки или кукла и картинки животных.

Расскажите Машеньке, какие бывают звуки. (Гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.)

Выделение гласных звуков в словах волк, рысь, пума, лиса, лоси, куница. Я назову животное, а вы - гласные звуки, которые слышатся в его названии.

Угадайте название животного.

В слове первый звук с, последний - н. Кто это? (Слон.)

Первый звук к', последний-у? Кто это? (Кенгуру.)

Первый звук з, последний - ц? Кто это? (Заяц.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слово: р, с', ы (рысь); б', л, э, а, к (белка).

Угадайте название животного по звуковой схеме. (Символами-кружочками обозначьте слова волк, лиса.)

Составьте названия животных из перепутанных букв: н, к, у, ц, и, а (куница); о, и, л, с (лоси); ж, р, и, а, ф (жираф). (Выставляются буквы на наборном полотне.)

Узнайте слова по первому и последнему слогу. В слове три слога: первый слог ли, последний - ца. Какое это слово? (Лисица.) Первый слог гор, последний - стай, это - (горностай).

Составьте названия животных из перепутанных слогов: сук-бар (барсук), дук-бу-рун (бурундук), чи-ха-зай (зайчиха), зон-би (бизон), ра-зеб (зебра), сец-пе (песец), мот-беге (бегемот).

В названии какого кита есть слово, обозначающее пищу? (Кашалот.) Слово рвал! (Нарвал.) Какие коротенькие слова есть в слове носорог! (Нос, рог, сор.)

О чем бы вы хотели спросить Старичка-Лесовичка и Машеньку? Задайте им вопросы.

3. Физкультминутка.

Волшебные превращения. Вы показывайте движения и повадки животных, а мы будем узнавать, кто это.

«Спасибо за то, что научили Машеньку слышать звуки и узнавать животных. За это я дарю вам сапоги-скороходы». (Дети имитируют надевание сапог-скороходов и ходьбу в них.) В скороходах-сапогах мы шли-шли-шли, мигом в Африку пришли. (На глобусе показывается Африка. Выставляется фигурка Бармалея.) «Я давно вас жду! Вы - мои пленники!» Скажите добрые слова Бармалею, может быть, он сжалится над нами. (Барма-леюшка, какой ты добрый, славный, милый. Какая у тебя длинная красивая борода, добрые глаза!) «Ладно, отпущу, только ответьте на мои вопросы».

4. Согласование прилагательных с существительными.

О каких животных можно сказать пятнистый, пятнистая? (Пятнистый жираф, гепард, леопард, рысь, ягуар; пятнистая гиена.) Полосатый? Полосатая? (Полосатый тигр, бурундук; полосатая зебра.) Почему зайца, слона и лося называют травоядными? (Они питаются растительной пищей.) Почему волка, тигра и рысь назвали хищниками? (Они нападают на других животных. Питаются мясом других животных.) Молодцы, хорошо ответили на мои вопросы. Я еще хотел бы узнать что-нибудь о диких животных.

5. Работа над предложением.

Придумайте для Бармалея интересные предложения о животных.

Составление предложений со словами жираф, лиса, волк, гиппопотам. Словесный анализ одного-двух предложений с использованием полосок-символов.

6. Творческие задания.

«Умеете ли вы сочинять чистоговорки? Научите, пожалуйста, меня сочинять чистоговорки. (Сочинение чистоговорок детьми со словами слон, пингвин.) Большое спасибо! Идите с миром!» - «Бармалеюшка, далеко ли еще до Антарктиды?» - «Еще далеко. Сейчас я вызову вам самых больших летающих птиц. В названии этой птицы есть слово трос. Угадали, кто это?» (Альбатрос.) (Показ картинки.)

Садитесь на альбатросов, полетим. А вот и Антарктида! Здравствуйте, пингвины! Угощайтесь рыбкой! Объясните Умке, чем пингвины отличаются от других птиц? (Пингвины очень большие птицы. У них маленькие крылья. Пингвины не умеют летать. У них нет больших перьев.) Что общего между медвежонком Умкой и пингвином? (Они умеют плавать. Питаются рыбой. Не боятся холода. Шерсть медвежонка и перышки пингвина не намокают в воде.)

7. Развитие связной речи.

Придумайте разговор медвежонка Умки с пингвином. Что они могли рассказать друг другу о себе?

Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Как мы доберемся домой?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей и вузов, а также родителей (2)

    Книга
    Книга известного логопеда Е.А. Пожиленко включаете себя 24 лексические темы, в которых представлен дидактический материал по ознакомлению с окружа­ющим миром, развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Рекомендации к использованию литературных новинок по патриотическому воспитанию в детском саду

    Документ
    Патриотизм — это чувство любви к родине. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание.
  3. Школа станет электронной состоялось совещание рабочей группы по вопросам образования

    Документ
    Общеобразовательные школы работают и живут в ожидании больших перемен перехода на новые образовательные стандарты. Так осуществляется реализация национального проекта "Образование", который касается практически каждого жителя страны.
  4. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  5. Педагогическое образование

    Документ
    Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­- ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики.

Другие похожие документы..