Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
География: Испания расположена на юго-западе Европы и занимает примерно 85% территории Пиренейского полуострова, а также Балеарские и Питиузские остро...полностью>>
'Документ'
Важко повірити, що московські церковники з УПЦ МП наважилися на такий безпрецедентний виклик українському суспільству, але факт залишається фактом – ...полностью>>
'Программа'
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс обеспечивается дисциплинами «Введение в специальность», «Высшая математика», «Программирова...полностью>>

Е. И. Табаченко Ответственная за выпуск (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Государственная библиотека Югры

Научно-методический отдел

В библиотеках округа

Выпуск 25

Время читать!

Ханты-Мансийск

2008

ББК 78.303

В 11

Составители:

И. А. Ванюшина,

С. Ю. Волженина

Литературный,

технический редактор

Е. И. Табаченко

Ответственная за выпуск

С. Ю. Волженина

В библиотеках округа. Вып. 25. Время читать! / Департамент культуры и искусства Ханты-Манс. авт. окр. – Югры, Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост.: И. А. Ванюшина, С. Ю. Волженина ; под ред. Е. И. Табаченко. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2008. – 52 с.

Очередной выпуск научно-практического сборника «В библиотеках округа» посвящен опыту работы общедоступных библиотек Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в продвижении чтения.

В разделе «Читайте и будьте счастливы!» представлены материалы с описанием опыта работы библиотек округа; раздел «Библиотекари – о читателе, чтении и книге» публикует эссе и стихотворные опыты участниц 3 окружного конкурса «Библиотекарь года – 2007», в третьем разделе представлен библиографический указатель для детей 6–14 лет центральной детской библиотеки ЦБС города Сургута «Золотая книжная полка Сургута».

© Государственная библиотека Югры, издание, 2008

© Издательско-репродукционный отдел, оформление, печать, 2008

Содержание

Читайте и будьте счастливы!..................................

4

Центр чтения в Государственной библиотеке Югры

(Мария Николаевна Мадьярова) ................................

4

Читать – значит творить
(Оксана Васильевна Коптяева).................................

6

«В городе N…»

(Татьяна Анатольевна Агеева) ................................

8

Лето. Чтение. Затея.

(Любовь Валентиновна Иванова) ...............................

12

Год детского чтения в библиотеках Сургута

(Светлана Геннадьевна Кузнецова) ............................

14

Летнее чтение с увлечением, или Библиотека - это здорово! (Наталья Викторовна Малыхина) ...............................

17

«Все начинается в семье… И читатель тоже»

(Гульшат Фарисовна Гилемханова, Елена Салмановна Фадеева) ...

20

Библиотекари о читателе, чтении и книге....................

24

«Мой читатель»

(Наталья Галеева) ...........................................

25

«Читатели, мои читатели…»

(Нина Малясова) .............................................

26

«Любимый читатель – это мечтатель…»

(Елена Толстошеина) .........................................

27

«Мой читатель… ты такой разный…»

(Людмила Щербинина) .........................................

27

Реклама книги по вязанию

(Ольга Ефремова) ............................................

28

Реклама книги

(Жанна Шмыга) ...............................................

28

«Я люблю приходить на работу пораньше…»

(Наталья Матвиенко) ........................................

29

«Золотая полка Сургута»

рекомендательный библиографический указатель.................

31

Для детей 6-8 лет............................................

32

Для детей 9-11 лет...........................................

37

Для детей 12-14 лет..........................................

42

Читайте и будьте счастливы!

Центр чтения в Государственной библиотеке Югры

Мария Николаевна Мадьярова,

заместитель директора Государственной библиотеки Югры

по работе с читателями

«Приучите человека к чтению, и вы осчастливите его»

Вильям Гершель (1738–1822),

английский астроном,

почетный член Петербургской АН (1789)

В Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В. В. Путин, говоря о необходимости возрождения в стране на новой, современной основе библиотечного дела, обратил особое внимание на то, что библиотеки «должны быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром».

Модернизация библиотек, развитие информационно-коммуникационных технологий, библиотечных фондов, укрепление материально-технической базы, решение кадровых вопросов – реализации этих задач в округе будет способствовать действующая региональная библиотечная политика, базирующаяся на потенциале библиотечной отрасли.

Не раз констатировался факт, что публичная библиотека – это единственный социальный институт, который не только отслеживает национальный репертуар печати, приобретает его с возможно большей полнотой, хранит в упорядоченном виде, но и (что самое главное) предоставляет его в общественное пользование, обеспечивая тем самым доступность к информации широким слоям населения.

Государственная библиотека Югры как региональная библиотека концентрирует свои усилия в реализации задач по продвижению чтения.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принята окружная целевая программа «Культура Югры» на 2006–2008 годы, в разработке которой библиотека принимала участие как ответственная за наполнение и реализацию подпрограммы «Библиотеки». Одним из направлений этой подпрограммы является реализация проектов по привлечению к чтению, проведение читательских конкурсов, встреч с писателями, открытие центров чтения, проведение исследований по проблемам чтения.

Реализуя программу, библиотека не только курирует деятельность муниципальных библиотек округа, но и сама активно осуществляет собственные программы и проекты, особенностью которых является объединение усилий различных учреждений и организаций, творческих союзов и отдельных личностей для совместной деятельности по повышению статуса книги, чтения и библиотеки:

  • Совместный проект библиотеки и Галереи-мастерской художника Г. Райшева «Читаем с Райшевым»;

  • Цикл «Писатели в библиотеке», который осуществляется при непосредственном участии окружной организации Союза писателей России;

  • Конкурсы литературного творчества среди читателей при участии писателей и поэтов Югры в оценке работ;

  • Социологические опросы «Общественный интерес к книге и чтению», «Самые популярные книги» среди жителей нашего округа совместно с ООО «Югра-социум», Комитетом социально-политического анализа и общественных связей администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

  • Сотрудничество со средствами массовой информации:

- рубрика «ПРОчтение» на канале «С 7 до 9» телекомпании «Югра», которая выходит два раза в месяц в прямом эфире;

- рубрики «Это стоит прочитать», «Мир библиотеки» на радио «Югория» два раза в месяц;

- рубрика «Уголок читателя» в городской газете «Фонтан».

  • Издание карманных календарей с высказываниями о чтении известных людей округа, в том числе Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А. В. Филипенко.

Читателям предложено несколько проектов, участником которых может стать каждый. Активно используются различные формы поощрения читательской и творческой деятельности: вручаются благодарственные письма, дипломы, почетные грамоты, а так же подарки и призы, приобретенные на спонсорские средства.

В своей деятельности по продвижению и поддержке чтения Государственная библиотека Югры не ограничивается только работой в рамках программ и проектов – большую роль играют здесь и клубы, созданные в библиотеке:

  • Клуб «Литературные встречи», постоянными членами которого стали читатели-инеллектуалы, для которых чтение – потребность души, жизненная необходимость.

  • Клуб «Интеллектуал», задача которого состоит в повышении интереса к чтению – повышение интереса к чтению у молодежи через открытие новых книг, новых писателей.

Активно используется такая эффективная форма работы по продвижению книги, как экспонирование новых поступлений на ежемесячной выставке «Кто на новенькое!». Организация персональных и тематических книжных выставок в библиотеке, проведение презентаций книг, празднование Пушкинского дня России эта и другая интенсивная культурно-массовая деятельность библиотеки способствует созданию позитивного образа читающего человека и, конечно, служит главному: повышению интереса к чтению, развитию интеллектуальных и творческих способностей читателей.

Недавно мы организовали у себя детский уголок для самых маленьких горожан, которые приходят с родителями в библиотеку. Пока взрослые выбирают книги на абонементе, малыши смогут полистать яркие детские книги и поиграть.

Выполнение библиотеками своих родовых функций по обеспечению доступности к информации путем формирования коллекции, в которую входят лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы – существенный фактор в реализации задач по продвижению и популяризации чтения. Ежегодно в нашу библиотеку поступает более десяти тысяч новых книг, прирост библиотечного фонда составляет 6%–8%. Но в последнее время возникла серьезная проблема снижения полноты репертуара новых поступлений в соответствии с нормами 94 федерального закона.

Государственная библиотека Югры – самая востребованная библиотека города, каждый четвертый житель является нашим читателем. Оно и понятно: современное, привлекательное здание «вписалось» в культурную среду города.

И, тем не менее, сегодня уже ведется речь о строительстве второй очереди здания библиотеки, которая позволит увеличить площадь для размещения дополнительных фондохранилищ и новых специализированных отделов:

  • Центр детского чтения, который позволит решить проблему отсутствия региональной детской библиотеки как координатора работы общедоступных библиотек, осуществляющего библиотечную политику в области обслуживания детей;

  • Центр библиотечного обслуживания инвалидов для осуществления методических и организационных функций в вопросах библиотечного обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности: слепых, слабовидящих, иных категорий инвалидов, проживающих в округе;

  • Отдел литературы на иностранных языках для удовлетворения информационных потребностей в языковой литературе как учащихся, так и специалистов, использующих иностранные языки в работе;

  • Центр культурных программ со справочно-экскурсионным бюро, залами для проведения различных как камерных, так и массовых культурно-просветительских мероприятий на базе Центра.

Библиотека, выполняя свои родовые функции, активно использует традиционные, хорошо освоенные, а также инновационные формы и методы работы, которые адресованы, прежде всего, пользователям.

Но для того, чтобы добиться позитивных результатов в интересующей нас проблеме, усилий одних библиотек мало.

Очень надеемся, что разработанная национальная «Программа поддержки и развития чтения» изменит в обществе отношение к книжной, читательской культуре и приведет к повышению интеллектуального потенциала нации.

Читать – значит творить

Оксана Васильевна Коптяева,

ведущий методист по работе с детьми

центральной детской библиотеки

муниципального учреждения культуры

«Межпоселенческая библиотека

Советского района»

Изменение социокультурной ситуации в России сказалось на деятельности детских библиотек. В последние годы в центре внимания библиотечных специалистов стоит вопрос о месте и роли библиотек в современном образовательном процессе, в частности - о способах и методах установления партнерских отношений между библиотекой и школой. Центральная детская библиотека (ЦДБ) города Советский – не исключение.

Опираясь на опыт передовых библиотек страны, используя свои наработки и наблюдения, библиотека ищет пути развития, чтобы определить свое место и роль в общем процессе гуманизации воспитания подрастающего поколения. Каковы же реальные возможности современной детской библиотеки в формировании гармонично развитой личности? Может ли библиотека сегодня противостоять негативным процессам, происходящим в обществе, которые привели к ухудшению читательской активности детей? В первую очередь были изучены результаты социологических исследований, наблюдений и анализа чтения детей, определены основные причины детского «нечтения»:

- во-первых, преобладание у школьников делового чтения, то есть чтения по школьной программе, в результате чего у детей неизбежно возникает под действием фактора объективной принудительности «феномен ненавистного чтения»;

- во-вторых, чрезмерная увлеченность детей произведениями «легких», «развлекательных» жанров (комиксы, ужастики, страшилки) в ущерб признанным произведениям отечественных и зарубежных классиков;

- в-третьих, распространение современных технических средств – видео, интернет, компьютерных игр, телевидения;

- в-четвертых, пассивная позиция родителей по отношению к чтению собственного ребенка, мнимая занятость, отсюда нежелание знать об увлечениях и пристрастиях ребенка;

- в-пятых, отсутствие культа книги и чтения в современной молодой семье.

В результате работы над проблемой детского «нечтения» ЦДБ определила для себя приоритетные направления работы – развитие проектной деятельности и программного планирования. Именно целевые программы и проекты позволили нам сосредоточиться на важнейших задачах, оперативно и плодотворно решать возникающие проблемы, определять новые перспективы.

В 2000 году ЦДБ разработала экспериментальную программу сотрудничества семьи, библиотеки, детского сада и школы под названием «Давайте дружить домами». Цель программы - воспитание творческого читателя в сотрудничестве со школой, детским садом, семьей. Для достижения основной цели работа была ориентирована на две читательские аудитории: дошкольники 4–7 лет, школьники 7-10 лет.

Почему с детьми этого возраста мы начали работу? Именно в дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается процесс приобщения к чтению. Сотрудники детской библиотеки старались сформировать у дошкольников устойчивый интерес к книге, создать привлекательный образ библиотеки, потребность в самостоятельном чтении при помощи информационных познавательных мини-спектаклей с элементами игровой программы, дать первичные знания о книге, повлиять на литературное и читательское развитие детей посредством различных видов творческой деятельности.

На втором этапе программы работа проводилась с детьми школьного возраста. Дети расширяли свой кругозор через знакомство с лучшими литературными произведениями, работали над коммуникативным содержанием детского произведения, тем самым формировали в себе «творческого читателя».

Родители учащихся на протяжении всех лет сотрудничества являлись активными участниками эксперимента.

В результате пятилетнего труда мы достигли следующих результатов:

  1. Все дети – участники экспериментальной программы, записаны в детскую библиотеку и являются ее читателями.

  2. У детей сформирован привлекательный образ библиотеки.

  3. Участники программы обладают следующими характеристиками:

    • 60% детей читают систематически и целенаправленно;

    • 76% – владеют культурой чтения, навыками выбора литературы;

    • 98% детей осмысливают прочитанное и формулируют к нему свое отношение;

    • 90% детей видят события книги внутренним зрением («эффект присутствия»), воспринимают произведение по-особому («действенное воображение»);

  1. Участников программы отличает от других сверстников более высокий интеллектуальный уровень, культура речи, знание лучших произведений мировой художественной литературы.

После завершения проекта мы поняли, что идем верным путем, поэтому программа «Давайте дружить домами» продолжает осуществляться с учетом наработок прошлых лет. Опыт был рекомендован для применения в работе других библиотек района, работающих с детьми, и опубликован в методическом пособии «Шаг к читателю».

Шаг к читателю : опыт работы Центр. дет. б-ки г. Советский по воспитанию творч. читателя : метод. пособие / сост.: В. А. Зайцева, О. В. Коптяева. – Советский : РИО, 2006. - 118 с.

«В городе N…»

Татьяна Анатольевна Агеева,

главный библиотекарь

научно-методического отдела

муниципального учреждения

«Библиотечно-информационная система»

города Нижневартовска

Фестиваль чтения «Читающий город» можно по праву назвать одним из знаковых событий 2007 года в городе Нижневартовске, объединившим множество праздников, конкурсов, акций, посвященных чтению и книжной культуре. На целых десять фестивальных месяцев город Нижневартовск стал территорией книги и чтения.

Обширная программа фестиваля включила в себя традиционную Неделю детской и юношеской книги, конкурсы «Суперчитатель», «Самая читающая семья», «Книга в семейном альбоме», конкурс юных поэтов «Маленькая Муза», конкурс художественной декламации «Во весь голос», акцию «Любимая книга Нижневартовска», массу других интересных мероприятий.

Начало фестивалю положила Неделя детской и юношеской книги, мероприятие, которое имело большой успех у школьников всех возрастов. Развлекательные программы, разнообразные конкурсы и игры, встречи с интересными людьми, мультпарады, подготовленные в библиотеках, пришлись по душе юным книголюбам и книгочеям.

Старт ежегодному, одиннадцатому по счету, конкурсу юных сочинителей «Маленькая Муза» был дан в начале года. С творениями ребят знакомилось авторитетное жюри, состоявшее из числа учителей словесности и признанных поэтов города. В конкурсе приняли участие 258 юных дарований разных возрастов, среди которых были и известные широкой аудитории авторы, имена которых уже сияли на страницах ежегодных сборников «Маленькой Музы», и новички на поэтической ниве. На суд жюри были представлены поэмы, басни, оды, загадки, считалки, анаграммы – словом все, что относится к жанру поэзии. Победители конкурса получили призы, творческое признание и еще один шанс прославиться.

Встреча с талантливым прозаиком Югры, лауреатом Всероссийской премии им. Д. Мамина-Сибиряка Сергеем Луцким положила начало циклу вечеров «Литературный локомотив», организованных в Центральной городской библиотеке. Массу положительных эмоций получили горожане от встречи с поэтом и культурологом Владимиром Мазиным, поделившимся с любознательной аудиторией секретами писательского мастерства. Пришлась по душе местному литературному сообществу и встреча с редколлегией старейшего российского журнала «Наш современник» - главным редактором журнала Сергеем Куняевым и его заместителем Александром Казинцевым, которые презентовали горожанам только вышедший шестой номер своего журнала.

В самый разгар фестиваля творческой интеллигенции города была представлена уникальная возможность встретиться с московским писателем, лауреатом премии им. Аполлона Григорьева, лауреатом «Студенческого Буккера» Андреем Геласимовым. В течение двух часов автор делился мыслями о собственном видении современной литературы, анализировал тему поиска героя в произведениях классиков и современных писателей. Настоящим подарком для юных горожан стала встреча с детским писателем Андреем Усачевым, прошедшая в городском кинотеатре «Мир».

Очень интересным и содержательным оказался цикл литературных вечеров «Театр и книга». В цикле прошел поэтический спектакль «Все равно люблю: Владимир Маяковский и Лиля Брик», поставленный любительской творческой группой в виде поэтических картин по стихам и письмам В. Маяковского и воспоминаниям Л. Брик. Приобщению читателей к лучшим произведениям драматургии способствовал литературный спектакль «М» и «Ж», показанный на встрече читателей с артистами самодеятельного театра «Обыкновенное чудо».

Для учащихся средних школ было организовано несколько литературных встреч с самодеятельными поэтами из городского литературного объединения «Замысел», на которых обсуждалось место поэзии в современном мире, проводились «мастер-классы» начинающим поэтам.

Не остались в стороне от фестивальных торжеств и читающие семьи, объединенные профилированной библиотекой семейного чтения. «Литературная гостиная», организованная при библиотеке, неоднократно собирала любителей книги и чтения на встречи с интересными людьми (автором популярных «Люськиных рассказов», депутатом окружной Думы Людмилой Кошиль).

Возрождению традиций семейного чтения и созданию условий для творческой самореализации горожан призваны служить конкурсы «Самая читающая семья» и «Книга в семейном альбоме». Участники конкурсов должны были пройти несколько этапов: «Визитная карточка семьи», «Семейный хит-парад» и «Моя библиотека», в которых должны были рассказать о книжных собраниях, истории домашних библиотек, книгах, которые являются гордостью семьи, месте книги и совместного чтения в жизни семьи.

В библиотеках, работающих с детьми и подростками, проходит конкурс «Суперчитатель». Любое участие в делах библиотеки, будь-то полезная идея, персональная выставка, яркий отзыв о книгах, их реставрация, фиксируются библиотекарями в личном читательском формуляре. В соответствии с условиями конкурса, начисляются баллы, выдаются так называемые «Читы». К концу года подводятся итоги, они и определят победителей в различных номинациях конкурса, а также «Суперчитателя».

Проект «Книга под солнцем» - абсолютно новая для городских и детских библиотек города форма работы. В течение нескольких летних дней, в наиболее людных местах, были организованы открытые площадки для детского чтения: в ярких шатрах установлены стеллажи с книгами, за пределами шатров – столы и стулья под зонтиками. Библиотекари приготовили разнообразные игровые программы, которые привлекали детей. В течение нескольких часов на площадках дети читали, рисовали, отвечали на вопросы викторин, участвовали в конкурсах. Библиотекари были одеты в театральные костюмы, что придавало всему происходящему праздничность и яркость. Особое место в проекте заняла программа «Бабушкины сказки». В шатре, оформленном соответствующим образом, чтобы были представлены страны Востока, Севера, Запада и Юга, ведущая - «бабушка», рассказывала детям сказки народов мира, после чего дети играли в игры разных стран, участвовали в викторинах. У книжных стеллажей и мольбертов сотрудники «Читай-города» просили детей поделиться впечатлениями об услышанных сказках, нарисовать понравившихся им героев, сказочные эпизоды. В многонациональном городе, каким является город Нижневартовск, такой способ знакомства с разными культурами представляется очень важным и весьма эффективным.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. И. Табаченко Ответственная за выпуск (1)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные и даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 2011 года / Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр.
  2. О. Е. Гражданкина Ответственная за выпуск (2)

    Документ
    Социализация личности ребенка в условиях информационного общества : Материалы II совещания руководителей детских и школьных библиотек округа (г. Советский, 15–16 октября 2009 г.
  3. Государственная центральная окружная библиотека

    Документ
    1 Ханты-Мансийск: 1941 - 1998. 17 3 Жители города: социальный портрет. 4 Ханты-Мансийск административный. Законодательная и исполнительная власть округа.
  4. Ханты-мансийского автономного округа югры (1)

    Документ
    Краеведческий календарь: юбилейные и памятные даты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2009 год / Гос. б-ка Югры; Отд. Кревед. Лит. И бибилиогр.
  5. Департамент культуры (1)

    Документ
    Сборник содержит материалы семинара «Здание библиотеки как фактор обеспечения сохранности фондов», состоявшегося в режиме Интернет-конференции. Семинар был посвящен вопросам учета требований к строительным материалам в процессе строительства,

Другие похожие документы..