Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не толь...полностью>>
'Документ'
Персональные компьютеры используются миллионами людей во всем мире — программистами, операторами и просто пользователями — в процессе повседневной де...полностью>>
'Документ'
Міліція виконує свої завдання неупереджено, у точній відповідності з законом. Ніякі виняткові обставини або вказівки службових осіб не можуть бути пі...полностью>>
'Статья'
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном...полностью>>

Предмет, методические подходы, структура и функции курса

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

70


История экономических учений

кандидат экономических наук Швец И. Ю.

Тема 1. Предмет, методические подходы, структура и функции курса

Предмет истории экономических учений, как исторический процесс возникновения, развития экономических идей, концепций и парадигм. Место и роль принципов историчности и системного анализа в историко-экономической науке. Структура курса истории экономических учений в системе экономических наук.

Тема 2. Зарождение экономической мысли в Древнем Мире

Экономическая мысль Вавилонии. Кодекс царя Хаммурапи. Экономическая мысль Китая. Конфуцианство. Экономическая мысль Индиию Трактат Каутилья Вишнагупи Артхашастра. Древняя Греция. Ксенофонт и Платон. Экономические взгляды Аристотеля. Древний Рим. Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе. Экономическая политика римских императоров.

Тема 3. Экономические теории периода средневековья

Салическая правда. Капитулярий о виллах. Экономические воззрения канонистов. Экономические идеи феодальной России. Русская правда. Правительница Ермалая Еразма. Возникновение утопического социализма.

Тема 4. Меркантилизм

Предпосылки генезиса меркантилизма. Два этапа развития: монетаризм и теория торгового баланса. Условия свободной торговли. Роль меркантилизма в развитии экономических идей.

Тема 5. Генезис классической школы политической экономии

Экономические взгляды У.Петти и П.Буагильбера. Физиократы. Экономические взгляды Ф.Кене и А.Тюрго. Экономическая таблица Ф.Кене.

Тема 6. Создание классической политической экономии как научной системы

Роль А.Смита и Д.Рикардо. Адам Смит. Условия возникновения учения и метод исследования А.Смита. Проблемы разделения труда, обмена и стоимости. Распределения доходов между классами. Смысл капитала и вопросы общественного воспроизводства. О продуктивном и непродуктивном труде и доходах государства. Давид Рикардо. Предмет и метод политической экономии в понимании Д.Рикардо. Развитие трудовой теории стоимости. Теория распределения и основы налогообложения. Закон сравнительных преимуществ. Теория паритета покупательной способности.

Тема 7. Развитие и критика идей классической политической экономии

Закон рынков Ж.Б. Сея. Концепция Т.Р. Мальтуса. Принципы политической экономии Дж. С. Милля.

Тема 8. Экономическая теория марксизма

Исторические условия создания и начало формирование марксисткой политической экономии в 40-50-х гг. ХIX века. Разработка К.Марксом и Ф.Энгельсом экономической теории капитализма. Структура и основные проблемы Капитала. Вопросы экономической теории в работах К.Маркса и Ф.Энгельса 70-90-х годах. Развитие В.И.Лениным марксисткой политической экономии.

Тема 9. Маржинализм. Формирование неоклассической традиции в западной политической экономии во второй половине XIX- нач. XXвв

Возникновение маржинализма и его методологические принципы. Этапы развития. Возникновение маржинализма. Австрийская школа предельной полезности. Предмет и метод исследования. Теоретические взгляды К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Кембриджская школа. Политическая экономия А.Маршалла. Синтез послерикардиской политэкономии и маржинализма. Теория цены, спроса и предложения, экономического равновесия, полезности. Американская школа маржинализма в политической экономии. Дж.Б. Кларк, его теория статистики и динамики, предельной продуктивности. Категории заработной платы, цены, процента, прибыли. Экономические концепции шведской (стокгольмской) школы. К.Виксель, Г.Кассель. Развитие неокласичной традиции в работах А.Пигу и Р.Хоутри. Математическая школа в политической экономии. Теоретические модели Л.Вальраса, В.Парета. Пересмотр неоклассических традиций. Проблемы монополии и конкуренции в работах И.Шумпетера, Е.Чемберлина, Дж.Робинсона.

Тема 10. Кейнсианство

Теоретическая система Дж.М. Кейнса. Метод исследования. Макроэкономический анализ. Экономическая программа Дж.М. Кейнса. Государственное регулирование экономики. Основные рычаги государственного влияния на экономику. Распространение кейнсианства и его особенности в разных странах. А.Хансен, С.Харрис (США). Инвестиционная теория цикла. Принцип акселератора. Г.Ардан, В.Перру (Франция), Г.Мюрдаль, В.Вигфорс (Швеция). Модель доходов-затрат Хикса-Хансена. Эволюция кейнсианства. Теории экономического роста. Теории экономической динамики Р.Харрода и экономического роста Э.Домара.

Тема 11. Монетаризм

Основные положения монетаризма. Механизм денежных импульсов. Денежное правило Фридмена. Теория рациональных ожиданий.

Тема 12. Теория предложения

Основные положения теории предложения. Рекомендации в области налоговой политики. Эффект Лаффера. Кривая Филиппса. Природная норма безработицы.

Тема 13. Институционализм

Общая характеристика институционализма и основные этапы его развития. Американский институционализм начала ХХ века и его основные направления. Социально-психологический институционализм Т.Веблена. Социально-правовой институционализм Дж.Р. Коммонса. Коньюнктурно-статистический институционализм У.Митчелла. Социально – технологический институционализм. Дж.Гелберт, Р.Коуз. Теория трансакционных затрат. Экономическая теория прав собственности. Теория общественного выбора Дж.Бьюкенена. Теории трансформации капитализма. Народный капитализм. Коллективный капитализм Г.Минза и А.Берли. Эволюция теорий трансформации капитализма под влиянием НТР. Теория Конвергенции. Теории Индустриального общества и Постиндустриального общества.

Тема 14. Неолиберализм

Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики. Традиции экономического либерализма. Экономическая реформа Л.Эрхарда. Идеи Фридреха фон Хайека.

Тема 15. Экономическая мысль в России

Математическая школа политической экономии В. Дмитриева. Е.Слуцкий «К теории сбалансированного бюджета». Экономическое учение А.Чаянова. Исследование проблем экономической динамики Н.Кондратьевым. Метод линейного программирования Л.Кантоновича.

Тема 16. Экономическая мысль в Украине

Развитие политической экономии в Украине. Т.Степанов, М.Бунге, И.Вернадский, М.Вольский, А.Антонович, Д.Пихно, Е.Слуцкий, М.Туган-Барановский. Отображение марксизма в работах украинских экономистов. Экономические взгляды М.Зибера.

Литература

  1. Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 1998.

  2. Бартнев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЭК, 1996.

  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело ЛТД, 1994.

  4. Історія економічної думки України. – К., 1993.

  5. Левита Р.Я. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1998.

  6. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика”, 1998.

  7. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс специальности «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Осознание мировым сообществом всей сложности природно-общественных отношений привело к необходимости смены парадигмы цивилизационного развития на принципиально новую, базирующуюся на создании эколого-социально ориентированной модели
  2. Методические рекомендации по обучению базовому курсу информатики в 8 классe (умк к учебнику Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С. В., Шестаковой Л. В.)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендаций для учителя по организации учебного процесса с набором ЦОР к разделам программы 8 класса «Введение в предмет», «Человек и информация», «Первое знакомство с компьютером», «Текстовая информация и компьютер»,
  3. Методические рекомендации по обучению базовому курсу информатики в 9 классе (умк к учебнику Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С. В., Шестаковой Л. В.)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендаций для учителя по организации учебного процесса с набором ЦОР к разделам программы 9 класса «Передача информации в компьютерных сетях»,
  4. Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (ГОС-2002). — Ека­теринбург: РГППУ, 2007. — 58 с.
  5. Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы

    Методические указания
    Внимательное слушание и умелая запись лекции - это только начало работы над материалом учебной дисциплины. Студент должен обращаться к своим записям не один раз.

Другие похожие документы..