Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
'Документ'
Концентрированное моющее средство жидкое «Автошампунь» изготовлено по ТУ 2384-005-54152686-2001. В его состав входят: поверхностно – активные вещества...полностью>>
'Документ'
Простите, дорогие друзья, что начинаю свои размышления об Анне Ахматовой с её последних дневниковых записей, больше того, с самой последней, сделанно...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, все гости нашего праздничного торжества «Посвящение в химики»....полностью>>

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требования (2)

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Утверждаю

Заместитель председателя

Госкомвуза России

В.Д.Шадриков

" 30 " декабря 1993 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ

к обязательному минимуму содержания

и уровню подготовки бакалавра

по направлению 522300-Информационные системы в экономике

(второй уровень высшего профессионального образования)

Действуют в качестве временных требований

до введения в действие Стандарта

с 1 сентября 1997 г.

МОСКВА-1993 г.

1.Общая характеристика направления

522300-"Информационные системы в экономике"

- 2 -

1.1.Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе

Миннауки России N481 от 24.07.1992 г.

1.2.Нормативная длительность обучения по данному направлению

при очной форме обучения-4 года. Квалификационная академи-

ческая степень-"Бакалавр".

1.3.Характеристика сферы и объектов профессиональной деятель-

ности бакалавра по направлению 522300-"Информационные системы

в экономике".

Деятельность бакалавра направлена на исследование операций в

области экономики и информационных технологий, адаптацию к но-

вым изменяющимся условиям на уровне всех организационных под-

разделений: государственных, акционерных, частных. Она расп-

ространяется также на научно-производственные объединения, на-

учные, конструкторские и проектные организации, органы госу-

дарственного управления в целях рационального функционирования

экономики, производства и социальной сферы.

1.4.Бакалавр должен быть подготовлен:

-к профессиональной организационно-управленческой, плано-

во-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследо-

вательской деятельности в сфере информационных систем в эконо-

мике в соответствии с фундаментальной и специальной подготов-

кой;

-к обучению в магистратуре по направлению 522300-"Информацион-

ные системы в экономике"; освоению профессиональных образова-

тельных программ третьего уровня по специальности 061400-"Ин-

формационные системы в экономике" в сокращенные до года сроки;

Бакалавр может в установленном порядке работать в образова-

тельных учреждениях.

- 3 -

2.Требования к уровню подготовленности лиц,

успешно завершивших обучение по программе направления

522300-"Информационные системы в экономике"

2.1.Общие требования к образованности бакалавра

Бакалавр отвечает следующим требованиям:

-знаком с основными учениями в области гуманитарных и социаль-

но-экономических наук, способен научно анализировать социаль-

но-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы

этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея-

тельности;

-знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение че-

ловека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать

их при разработке экологических и социальных проектов;

-имеет целостное представление о процессах и явлениях, про-

исходящих в неживой и живой природе, понимает возможности сов-

ременных научных методов познания природы и владеет ими на

уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнона-

учное содержание и возникающих при выполнении профессиональных

функций;

-способен продолжить обучение и вести профессиональную дея-

тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализа-

цию в полном объеме через 10 лет);

- 4 -

-имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет

навыками физического самосовершенствования;

-владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен

в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его

результаты;

-умеет на научной основе организовать свой труд, владеет

компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактиро-

вания) информации, применяемыми в сфере его профессиональной

деятельности;

-способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной

практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих воз-

можностей, умеет приобретать новые знания, используя современ-

ные информационные образовательные технологии;

-понимает сущность и социальную значимость своей будущей про-

фессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную

область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной

системе знаний;

-способен находить нестандартные решения типовых задач или

уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требо-

вание предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей

степени);

-способен к проектной деятельности в профессиональной сфере,

знает принципы системного анализа, умеет строить и использо-

вать модели для описания и прогнозирования различных явлений,

осуществлять их качественный и количественный анализ;

-способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с

реализацией профессиональных функций, умеет использовать для

их решения методы изученных им наук;

- 5 -

-готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком

с методами управления, умеет организовать работу исполнителей,

находить и принимать управленческие решения в условиях проти-

воречивых требований, знает основы педагогической деятель-

ности;

-методически и психологически готов к изменению вида и харак-

тера своей профессиональной деятельности, работе над меж-

дисциплинарными проектами.

2.2.Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

2.2.1.Требования по циклу общих гуманитарных и социально-эко-

номических дисциплин

Бакалавр должен

в области философии, психологии, истории, культурологии, педа-

гогики:

-иметь представление о научных, философских и религиозных кар-

тинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни челове-

ка, о многообразии форм человеческого знания, соотношении

истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррацио-

нального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функ-

ционирования знания в современном обществе, об эстетических

ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни,

уметь ориентироваться в них;

- 6 -

-понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки

и техники и связанные с ними современные социальные и эти-

ческие проблемы, ценность научной рациональности и ее истори-

ческих типов, знать структуру, формы и методы научного позна-

ния, их эволюцию;

-быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гума-

нитарного и социально-экономического знания, основными научны-

ми школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитар-

ного знания и приемами работы с ними;

-понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биоло-

гического и социального начал в человеке, отношения человека к

природе и возникших в современную эпоху технического развития

противоречий и кризиса существования человека в природе;

-знать условия формирования личности, ее свободы, ответствен-

ности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль

насилия и ненасилия в истории и человеческом поведе-

нии,нравственных обязанностей человека по отношению к другим и

самому себе;

-иметь представление о сущности сознания, его взаимотношении с

бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, об-

щении и деятельности людей, формировании личности;

-понимать природу психики, знать основные психические функции

и их физиологические механизмы,соотношение природных и соци-

альных факторов в становлении психики,понимать значение воли и

эмоций,потребностей и мотивов,а также бессознательных механиз-

мов в поведении человека;

-уметь дать психологическую характеристику личности (ее темпе-

рамента,способностей),интерпретацию собственного психического

- 7 -

состояния,владеть простейшими приемами психической саморегуля-

ции;

-понимать соотношение наследственности и социальной среды, ро-

ли и значения национальных и культурно-исторических факторов в

образовании и воспитании;

-знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

-владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных

ситуаций, определения и решения педагогических задач;

-понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в чело-

веческой жизнедеятельности, иметь представление о способах

приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных

ценностей культуры;

-знать формы и типы культур, основные культурно-исторические

центры и регионы мира, закономерности их функционирования и

развития, знать историю культуры России, ее место в системе

мировой культуры и цивилизации;

-уметь оценивать достижения культуры на основе знания истори-

ческого контекста их создания,быть способным к диалогу как

способу отношения к культуре и обществу,приобрести опыт освое-

ния культуры (республики,края,области);

-иметь научное представление об основных эпохах в истории че-

ловечества и их хронологии;

-знать основные исторические факты, даты, события и имена

исторических деятелей;

-уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,

касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- 8 -

в области социологии, политологии и права:

-иметь научное представление о социологическом подходе к лич-

ности, факторах ее формирования в процессе социализации,

основных закономерностях и формах регуляции социального пове-

дения, о природе возникновения социальных общностей и социаль-

ных групп, видах и исходах социальных процессов;

-знать типологию,основные источники возникновения и развития

массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий,

факторы социального развития, типы и структуры социальных ор-

ганизаций и уметь их анализировать;

-владеть основами социологического анализа;

-иметь представление о сущности власти и политической жизни,

политических отношениях и процессах, о субъектах политики; по-

нимать значение и роль политических систем и политических ре-

жимов в жизни общества, о процессах международной политической

жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в

России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

-знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологи-

ческие и инструментальные компоненты политологического знания,

знать их роль и функции в подготовке и обосновании полити-

ческих решений, в обеспечении личностного вклада в обществен-

но-политическую жизнь;

-знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реали-

зовывать в различных сферах жизнедеятельности;

-знать основы российской правовой системы и законодательства,

- 9 -

организации судебных и иных правоприменительных и правоохрани-

тельных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфе-

ре профессиональной деятельности;

-уметь использовать и составлять нормативные и правовые доку-

менты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области филологии:

-свободно владеть государственным языком Российской Федера-

ции-русским языком;

-знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности про-

фессиональную лексику;

-владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков

(1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом,

включающим грамматические структуры, необходимые для обучения

устным и письменным формам общения;

-уметь вести беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по

специальности, соблюдать правила речевого этикета, читать ли-

тературу по специальности без словаря с целью поиска информа-

ции, переводить тексты по специальности со словарем, состав-

лять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном язы-

ке;

в области физической культуры:

-понимать роль физической культуры в развитии человека и под-

готовке специалиста;

- 10 -

-знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

-владеть системой практических умений и навыков, обеспечиваю-

щих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенство-

вание психофизических способностей и качеств, самоопределение

в физической культуре;

-приобрести опыт использования физкультурно-спортивной дея-

тельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2.По циклу общих математических и естественнонаучных

дисциплин:

Бакалавр должен:

в области

математики и информатики:

-иметь представление о месте и роли математики в современном

мире, мировой культуре и истории; о математическом мышлении,

индукции и дедукции в математике, принципах математических

рассуждений и математических доказательств; логических, топо-

логических и алгебраических структурах на множестве; о неевк-

лидовых геометрических системах; об основных понятиях дискрет-

ной математики, теории вероятностей, математической статисти-

ки; о математическом моделировании; об информации, методах ее

хранения, обработки и передачи; о проблемах искусственного ин-

теллекта, способах представления знаний и манипулирования ими

(об инженерии знания); о роли математики и информатики в гу-

манитарных исследованиях;

- 11 -

знать и уметь использовать:

-основы математического анализа; основы алгебры, геометрии и

дискретной математики; основы теории дифференциальных уравне-

ний и численных методов; основы теории вероятности и математи-

ческой статистики; понятие информации, способы ее хранения и

обработки; структуру, принципы работы и основные возможности

ЭВМ; основные типы алгоритмов; языки программирования и стан-

дартные программные обеспечения своей профессиональной дея-

тельности;

в области концепций современного естествознания:

-иметь представление об основных этапах развития естествозна-

ния, особенностях современного естествознания, ньютоновской и

эволюционной парадигмах; о концепциях пространства и времени;

о принципах симметрии и законах сохранения; о понятии состоя-

ния в естествознании; о корпускулярной и континуальной тради-

циях в описании природы; о динамических и статистических зако-

номерностях в естествознании; о соотношении порядка и беспо-

рядка в природе, упорядоченности строения физических объектов,

переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и нао-

борот; о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерар-

хии структурных элементов материи от микро-до макро-и мегами-

ра; о взаимодействиях между физическими, химическими и биоло-

гическими процессами; о специфике живого, принципах воспроиз-

водства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе,

иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимет-

рии; о биологическом многообразии, его роли в сохранении

устойчивости биосферы и принципах систематики; о физиологи-

ческих основах психологии, социального поведения, экологии и

здоровья человека; о взаимодействии организма и среды, сооб-

- 12 -

ществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и

рационального природопользования; о месте человека в эволюции

Земли, ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3.По циклу общепрофессиональных дисциплин направления

Бакалавр должен:

-знать особенности анализа и обобщения экономических, социаль-

ных и организационных показателей, характеризующих состояние

производства и управления; знать основы своевременного предви-

дения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций

экономического развития; разработки мероприятий по локализации

и устранению недостатков, определению потребности в изменениях

и нововведениях; владеть методами системного анализа, экономи-

ко-математического моделирования, исследования операций диск-

ретной математики для постановки и решения экономических задач

с использованием ЭВМ; иметь навыки специфицирования требований

конечных пользователей экономических информационных систем

(ЭИС), постановки экономико-математического моделирования и

алгоритмизации экономических задач, разработки информационно-

го, программного и организационно-технического обеспечения

ЭИС; знать современные методы социально-экономической диаг-

ностики, идентификации и распознавания образов, получения

обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обра-

ботки с помощью ЭВМ; владеть методами прогнозирования развития

социально-экономических и организационных процессов в объектах

управления и оценке их состояния по потенциальным возможностям

экономического, социального и организационного развития,

составления программ нововведений и разработки плана мероприя-

тий по реализации этих программ; уметь руководить экономи-

ческими службами и подразделениями, самостоятельно принимать

решения по вопросам совершенствования экономической работы и

- 13 -

организации управления; уметь осуществлять социально-психоло-

гическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать

программы и планы социального развития.

2.2.4.Требования к циклу специальных дисциплин

Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных иссле-

дований в более узких направлениях информационных систем в

экономике.

Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра уста-

навливаются высшим учебным заведением, исходя из содержания

цикла специальных дисциплин.

3.Обязательный минимум содержания профессиональной

образовательной программы по направлению 522300-

"Информационные системы в экономике"

_________________________________________________________________

Индекс Наименование дисциплин Всего часов на освоение

и их дидактические единицы<$FДидактические единицы

представлены в документе разделами, темами, понятиями, с по-

мощью которых определяется основное содержание дисциплины.>

учебного материала

_________________________________________________________________

- 14 -

ГСЭ.00 Цикл общих гуманитарных и социально- 1690

экономических дисциплин

ГСЭ.01 Философия:

Роль

философии в жизни человека и общества;

исторические типы философии; человек во Вселен-

ной; философская, религиозная и научная картины

мира; природа человека и смысл его существова-

ния; познание, его возможности и границы; знание

и вера; общество; многообразие культур, цивили-

заций,

форм социального опыта; человек в мире

культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге куль-

тур; личность; проблемы свободы и ответствен-

ности; человек в информационно-техническом мире;

роль научной рациональности в развитии общества;

проблемы и перспективы современной цивилизации;

- 15 -

человечество перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ.02 Иностранный язык 340

Закрепление программы средней школы, изучение

нового лексико-грамматического материала, необ-

ходимого для общения в наиболее распространенных

повседневных ситуациях; различные виды речевой

деятельности и формы речи (устной, письменной,

монологической или диалогической), овладение

лексико-грамматическим минимумом; курс рефериро-

вания и аннотирования научной литературы, курс

научно-технического перевода и т.п..

ГСЭ.03 Культурология

История мировой культуры; история культуры России;

школы, направления и теории в культурологии; охрана

и использование культурного наследия.

- 16 -

ГСЭ.04 История

Сущность, формы, функции исторического сознания;

типы цивилизаций в древности; проблема взаимо-

действия человека и природной среды в древних

обществах; цивилизация древней Руси; место Сред-

невековья во всемирно-историческом процессе; Ки-

евская Русь; тенденции становления цивилизации в

русских землях; проблема складывания основ нацио-

нальных государств в Западной Европе; складывание

Московского государства; Европа в начале Нового

времени и проблема формирования целостности евро-

пейской цивилизации; Россия в ХУ-ХУП вв.; ХУШ век

в европейской и северо-американской истории;

проблема перехода в "царство разума"; особенности

российской модернизации в ХУШ в.; духовный мир

человека на пороге перехода к индустриальному

обществу; основные тенденции развития всемирной

- 17 -

истории в Х1Х веке; пути развития России; место

ХХ в. во всемирно-историческом процессе; новый

уровень исторического синтеза; глобальная исто-

рия; менталитет человека, его эволюция и особен-

ности в Западной Европе и России, в других реги-

онах мира.

ГСЭ.05 Физическая культура 408

Физическая культура в общекультурной и про-

фессиональной подготовке студентов; социально-

биологические основы физической культуры; основы

здорового образа и стиля жизни; оздоровитель-

ные системы и спорт (теория,методика,практика);

профессионально-прикладная физическая подготовка

студентов.

ГСЭ.06 Право

Право, личность и общество; структура права и

- 18 -

его действия; конституционная основа правовой

системы; частное право; сравнительное правове-

дение.

ГСЭ.07 Социология

История становления и развития социологии; об-

щество как социокультурная система; социальные

общности как источник самодвижения, социальных

изменений; культура как система ценностей,

смыслов, образцов действий индивидов; влияние

культуры на социальные и экономические отноше-

ния; обратное влияние экономики и социально-по-

литической жизни на культуру; личность как ак-

тивный субъект; взаимосвязь личности и общества;

ролевые теории личности; социальный статус лич-

ности; социальные связи, действия, взаимо-

действия между индивидами и группами, групповая

динамика, социальное поведение, социальный обмен

- 19 -

и сравнение как механизм социальных связей; со-

циальная структура, социальная стратификация;

социальные институты, социальная организация;

гражданское общество и государство; социальный

контроль; массовое сознание и массовые действия;

социальные движения; источники социального нап-

ряжения,

социальные конфликты и логика их разре-

шения; социальные изменения; глобализация соци-

альных и культурных процессов в современном ми-

ре; социально-культурные особенности и проблемы

развития российского общества; возможные альтер-

нативы его развития в будущем; методология и ме-

тоды социологического исследования.

ГСЭ.08 Политология

Объект, предмет и метод политологии, ее место в

системе социально-гуманитарных дисциплин; исто-

- 20 -

рия политических учений; теория власти и власт-

ных отношений; политическая жизнь, ее основные

характеристики; политическая система, институци-

ональные аспекты политики; политические отноше-

ния и процессы; субъекты политики; политическая

культура; политические идеологии (история разви-

тия, современное состояние, перспективы); поли-

тический процесс в России; мировая политика и

международные отношения; сравнительная поли-

тология.

ГСЭ.09 Психология и педагогика

Психология:

объект и предмет психологии; соотно-

шение субъективной и объективной реальности;

психика и организм; активность психики (души),

психика, поведение и деятельность; структура

субъективной реальности; личность и межличност-

- 21 -

ные отношения; свобода воли; личностная от-

ветственность; общее и индивидуальное в психике

человека.

Педагогика:

предмет педагогики; цели образования

и воспитания; педагогический идеал и его конк-

ретно-историческое воплощение; средства и методы

педагогического воздействия на личность; общие

принципы дидактики и их реализация в конкретных

предметных методиках обучения; нравственно-

психологические и идейные взаимоотношения поко-

лений; семейное воспитание и семейная педагогика;

межличностные отношения в коллективе; нравственно-

психологический образ педагога; мастерство педаго-

гического общения.

ГСЭ.10 Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом 324

- 22 -

/факультетом/

ЕН.00 Цикл общих математических и естественнонаучных

дисциплин 1200

ЕН.01 Математика и информатика 500

Геометрия Эвклида как первая естественнонаучная

теория; аксиоматический метод; основные этапы

становления современной математики; структура со-

временной математики; основные черты математи-

ческого мышления; математические доказательства;

элементы,

множества, отношения, отображения;

числа; комбинаторика; конечные и бесконечные

множества; основные структуры на множестве; не-

эвклидовы геометрии; геометрия микро-и макро-

мира; основные идеи математического анализа;

дифференциальные уравнения; общая постановка за-

- 23 -

дачи о принятии решения; математические методы

в целенаправленной деятельности; математика слу-

чайного; элементы теории вероятностей; основные

понятия математической статистики; математические

методы проверки гипотез; роль математики в гума-

нитарных науках; основные понятия и методы теории

информации и кодирования; аппаратные и програм-

мные средства персональных ЭВМ, предназначенные

для обработки информации.

ЕН.02 Концепции современного естествознания

Естественная и гуманитарная культуры; научный

метод; история естествознания; панорама совре-

менного естествознания; тенденции развития; принципы

универсального эволюционизма; путь к единой

культуре.

ЕН.03 Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом 300

- 24 -

ДН.00 Цикл общепрофессиональных дисциплин 2900

направления

ДН.01 Экономическая теория

Предмет экономической науки; введение в экономи-

ку (основы экономического анализа, основы обме-

на, функционирование конкурентного рынка, основы

государственного сектора); основные понятия

собственности:

экономические и правовые аспекты;

введение в макроэкономику; деньги, денежное об-

ращение и денежная политика; национальный доход,

совокупные расходы, спрос, предложение, ценовой

уровень, фискальная политика; макроэкономические

проблемы инфляции и безработицы; основные макро-

экономические школы; мировая экономика и эконо-

мический рост; спрос, потребительский выбор, из-

- 25 -

держки и предложение; фирма и формы конкуренции;

структура бизнеса, регулирование и дерегулирова-

ние; факторные рынки и распределение доходов;

экономика сельскохозяйственных и природных

ресурсов; сравнительные экономические системы.

ДН.02 История экономических учений

Основные этапы развития экономической науки:

развитие экономических учений Древнего Востока,

Античного Мира и Средневековья; эволюция эконо-

мической мысли в период зарождения рыночной эко-

номики и предпринимательства (меркантилисты,

физиократы, английская классическая школа, ранние

представители социализма и т.д.); формирование

основных направлений современной экономической

мысли (маржинализм, неоклассические школы:

австрийская, лозанская, кембриджская, американ-

- 26 -

ская, институционализм, кейнсианство, марксизм,

социал-демократизм); история современных (после-

военных) экономических теорий (господство

кейнсианства, доминирование неоконсерватизма,

"государственный социализм"); пути интеграции

отечественной экономической мысли в мировую.

ДН.03 История экономики.

Сравнительный историко-экономический анализ моделей развития

мирового хозяйства: азиатский способ производства и античное

рабство; классическая модель феодальной экономики (Франция),

особенности феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия,

Япония); генезис капиталистической экономики в странах первого

эшелона (Голландия, Англия, Франция, США), реформистский путь

перехода к рыночной экономике (Германия, Россия), промышленный

капитализм в Японии (патерналистская модель); основные тенден-

ции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже

XIX и XX вв., особенности монополизации экономики по странам;

становление различных систем регулируемого капитализма; воз-

никновение, развитие, кризис хозяйственной системы госу-

дарственного социализма в СССР и странах Восточной Европы;

сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических госу-

дарств под воздействием НТР; различные модели смешанной эконо-

мики; технологическая революция второй половины 70-х г.г. XX

в. и основные направления перестройки мирового хозяйства.

- 27 -

ДН.04 Статистика

Предмет, метод и задачи статистики; источники

статистической информации; группировка и сводка

материалов статистических наблюдений; абсолютные

и относительные величины; средние величины; ряды

динамики; индексы; статистика продукции; ста-

тистика численности работников и использования

рабочего времени; статистика производительности

труда;

статистика заработной платы; статистика

основных фондов; статистика научно-технического

прогресса; статистика себестоимости продукции.

ДН.05 Бухучет

Сущность бухгалтерского учета; учет денежных

средств и расчетов; учет производственных за-

пасов; учет основных средств и нематериальных

активов; учет капитальных и финансовых вложений;

- 28 -

учет готовой продукции и ее реализации; учет

фондов, резервов и займов; учет и анализ фи-

нансовых результатов и использования прибыли;

финансовая отчетность; принципы производственно-

го учета.

ДН.06 Финансы, денежное обращение и кредит

Сущность и роль финансов и кредита; госу-

дарственный бюджет; формирование и использование

денежных накоплений предприятий; основные прин-

ципы финансирования и кредитования капитальных

вложений; оборотные средства предприятий, систе-

ма их финансирования и кредитования; безналичные

расчеты между предприятиями; краткосрочный кре-

дит

в хозяйственном механизме управления предп-

риятием; финансовая работа и финансовое планиро-

вание в системе управления предприятием; роль

- 29 -

финансов и кредита в развитии внешнеэкономи-

ческой деятельности предприятий.

ДН.07 Менеджмент

Менеджмент:

вид деятельности и система управле-

ния; развитие менеджмента в прошлом и настоящем;

методологические основы менеджмента; инфраструк-

тура менеджмента; социофакторы и этика менедж-

мента; интеграционные процессы в менеджменте;

моделирование ситуаций и разработка решений;

природа и состав функций менеджмента; стратеги-

ческие и тактические планы в системе менеджмен-

та; организационные отношения в системе менедж-

мента; формы организации системы менеджмента;

мотивация деятельности в менеджменте; регулиро-

вание и контроль в системе менеджмента; динамика

групп и лидерство в системе менеджмента; управ-

- 30 -

ление человеком и управление группой; руко-

водство:

власть и партнерство; стиль менеджмента

и имидж (образ) менеджера; конфликтность в ме-

неджменте; факторы и тенденции эффективности

менджмента.

ДН.08 Экономика и социология труда

Труд как общественно полезная деятельность; ры-

нок труда в системе рыночного хозяйства; трудо-

вые ресурсы, человек труда и занятость; произво-

дительность

и эффективность труда; организация

трудовых процессов; нормирование и условия тру-

да; доходы и оплата труда; социальное развитие и

уровень жизни; управление трудом в системе ры-

ночных отношений.

- 31 -

ДН.09 Мировая экономика

Международное движение товаров, услуг и факторов

производства;

государственная политика в области

внешней торговли и международного движения фак-

торов; современные тенденции изменения конкурен-

тоспособности; формы международной кооперации и

перелива капиталов, международных экономических

объединений; основы международной торговли, оце-

нка последствий внешнеторгового обмена, выгоды

торговли; теория факторов Хекшера-Олина, пара-

докс Леонтьева, современная трактовка влияния

факторов производства на структуру внешней тор-

говли, изменения структуры факторов, теорема

Рыбчинского, влияние технического прогресса,

цикла жизни товара на структуру внешней торговли;

традиционные

и нетрадиционные ограничения,

эффект введения таможенных пошлин, их влияние на

- 32 -

доходы производителей, покупателей и государства;

протекционистская политика, практика введения

импортных квот, тарифные ограничения, "добро-

вольные" экспортные ограничения, экспортные суб-

сидии, "новый" протекционизм, роль торговых сою-

зов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамери-

канская зона свободной торговли; валютный курс

и платежный баланс, спрос и предложение валют,

валютные рынки, эволюция международной валютной

системы, торговый баланс; международное движение

капитала и рабочей силы; международное кредито-

вание; кризис внешней задолженности; прямые

инвестиции и транс-национальные корпорации;

влияние миграции на благосостояние; проблема

"утечки умов".

ДН.10 Маркетинг

- 33 -

Роль маркетинга в экономическом развитии страны;

товар в маркетинговой деятельности; комплексное

исследование товарного рынка; сегментация рынка;

формирование

товарной политики и рыночной стра-

тегии; разработка ценовой политики; формирование

спроса и стимулирование сбыта; организация дея-

тельности маркетинговой службы.

ДН.11 Вычислительные машины, сети и системы телеком-

муникаций

Основы построения и функционирования вычислительных машин: об-

щие принципы построения и архитектуры ЭВМ, информационно-логи-

ческие основы ЭВМ, их функциональная и структурная организа-

ция, память ЭВМ, процессоры, каналы и интерфейсы ввода-вывода,

периферийные устройства, режимы работы, программное обеспече-

ние; архитектурные особенности и организация функционирования

ЭВМ различных классов; многомашинные и многопроцессорные вы-

числительные системы: типовые структуры, программное обеспече-

ние, режимы работы, функционирование; классификация и архитек-

тура вычислительных сетей; техническое, информационное и прог-

раммное обеспечение сетей; структура и организация функциони-

рования сетей-глобальных, региональных, локальных, спутнико-

вых; структура и характеристики систем телекоммуникаций; ком-

мутация и маршрутизация в телекоммуникационных системах (ТКС);

- 34 -

цифровые сети связи; электронная почта; эффективность функцио-

нирования вычислительных машин, сетей и ТКС и пути ее повыше-

ния; перспективы развития ЭВМ, сетей и ТКС.

ДН.12 Информационные технологии в экономике

Введение в информационные технологии (ИТ); классификация ин-

формационных технологий; графическое представление ИТ; прое-

кетная документация; межждународные стандарты; типовые ИТ сбо-

ра, передачи, обработки и выдачи информации в централизованных

системах обработки данных; методы контроля достоверности дан-

ных; методика выбора ИТ сбора, передачи и регистрации информа-

ции на машинных носителях; ИТ на основе систем штрихового ко-

дирования, на основе устройств речевого, тактильного ввода

данных и оптического считывания; технология внутримашинной об-

работки данных в пакетном режиме работы ЭВМ; критерии построе-

ния оптимальной внутримашинной технологии обработки данных

(ВТОД); факторы, влияющие на проектирование ИТ; методика про-

ектирования оптимальной ВТОД; технология внутримашинной обра-

ботки данных в диалоговом режиме; графические средства проек-

тирования ВТОД в диалоге; проектирование пользовательского ин-

терфейса в диалоговых системах; выбор инструментальных средств

разработки ИТ на ПЭВМ; ИТ на основе сетей общего назначения,

на основе локальных вычислительных сетей; области применения,

основные функции, эффективность; основные задачи и пути их ре-

шения при организации распределенных баз данных, защита данных

от несанкционированного доступа, организация словарей-справоч-

ников, функции администратора ИТ.

ДН.13 Теория экономических информационных систем

- 35 -

Основные понятия экономических информационных систем (ЭИС);

информационные системы в общем виде, компоненты ЭИС, детализа-

ция представлений ЭИС, жизненный цикл ЭИС; единицы информации:

классификация и основные свойства единиц информации, экономи-

ческий показатель; модели данных:

классификация моделей данных, нормализация отношений, сетевая

и иерархическая модели данных; модели алгоритмов; моделирова-

ние предметной области и ЭИС: семантические модели данных, ба-

зы знаний, параметризация ЭИС.

ДН.14 Базы данных и знаний

Введение в банки данных (БД); жизненный цикл БД; уровни моде-

лей и этапы проектирования БД; инфологическое моделирование;

выбор системы управления базами данных (СУБД); даталогическое

моделирование; проектирование на физическом уровне; средства и

методы проектирования БД; реляционные СУБД; СУБД, поддерживаю-

щие базы данных на инвертированных файлах; ограничения целост-

ности; организация процессов обработки данных в БД; языковые

средства современных СУБД; табличные языки запросов; язык SQL;

гипертекстовые системы; объектноориентированные БД; распреде-

ленные БД; коммерческие БД; базы знаний; методы представления

знания; интеллектуальные информационные системы (ИИС) и их

составные части; проектирование ИИС.

ДН.15 Основы алгоритмизации и языки программироования

Введение, вычислительные процессы, алгоритмизация процессов

обработки данных; языки программирования и их назначение; сре-

да программирования Турбо-Паскаль; представление данных в язы-

ке программирования; выражения, встроенные функции и процеду-

- 36 -

ры; описание базовых структур; программирование линейных и

ветвящихся вычислительных процессов; программирование цикли-

ческих процессов; процедуры и их использование в программах;

организация ввода-вывода данных; программирование построения и

вывода табличных форм; работы с файлами; динамические перемен-

ные и указатели; методы проектирования программ в диалоге;

система управления реляционной базы данных dBASE; программиро-

вание в среде СУБД dBASE; создание модульных программ, элемен-

ты теории модульного программирования, технология разработки

программ; отладка и тестирование программ; новые направления в

области создания языков программирования.

ДН.16 Разработка и применение пакетов прикладных

программ в экономике

Определение курса; программное обеспечение, его классификация;

основные качественные и экономические критерии программного

обеспечения применительно к разработке и использованию прог-

раммного обеспечения; жизненный цикл программного изделия,

стадии разработки; управление разработкой программного изде-

лия; маркетинг программного изделия; теоретические основы про-

ектирования пакетов прикладных программ (ППП); проектирование

управляющих модулей ППП; проектирование обослуживающих модулей

ППП; пакеты прикладных программ, реализующие типовые процедуры

обработки экономической информации на персональных ЭВМ; пакеты

прикладных программ по экономико-математическим методам; паке-

ты программ статистического анализа данных и прогнозирования;

классификация и особенности применения текстовых и табличных

процессоров, графических пакетов, интегрированных пакетов.

- 37 -

ДН.17 Проектирование информационных систем

в экономике

Теоретические основы проектирования автоматизированных эконо-

мических информационных систем (АЭИС); технология оригинально-

го проектирования АЭИС; содержание работ на стадии исследова-

ния и обоснования создания АЭИС; проектирование функциональной

части АЭИС; проектирование информационных технологий; совер-

шенствование технологий оригинального проектирования АЭИС;

технология прототипного проектирования АЭИС; особенности про-

ектирования отдельных классов АЭИС; технологии индустриального

проектирования АЭИС; управление проектированием АЭИС; органи-

зация процесса проектирования АЭИС; планирование и контроль

проектных работ; организационные формы управления проектирова-

нием АЭИС.

ДН.18 Теория оптимального управления экономическими

системами

Основы моделирования управленческих решений в экономике; опти-

мизационные модели экономической динамики; математическая мо-

дель оптимальных управляемых процессов, необходимые математи-

ческие понятия, общие постановки задачи оптимального управле-

ния для непрерывных и дискретных процессов, их сравнительный

анализ; достаточные условия оптимальности; теоремы о достаточ-

ных условиях оптимальности для непрерывных и дискретных про-

цессов; обобщенная теорема о достаточных условиях оптималь-

ности; непосредственное применение достаточных условий опти-

мальности к решению задач оптимального управления; оптимальное

развитие экономики в рамках однопродуктовой макромодели; ма-

гистральное решение; метод Лагранжа-Понтрягина для непрерывных

- 38 -

процессов, вывод уравнений метода; метод Лагранжа для многоша-

говых процессов, уравнения метода; применение необходимых

условий оптимальности для решений экономических задач; числен-

ное решение задач календарного планирования поставки продук-

ции; метод динамического программирования Гамильтона-Яко-

би-Беллмана; уравнение метода; оптимизация распределения капи-

тальных вложений между предприятиями методом динамического

программирования.

ДН.19 Основы бизнеса

Предпринимательская фирма; типы конкурентного соперничества;

страхование предпринимательских рисков; налогообложение юриди-

ческих лиц; предприниматель и банк; товарные и фондовые биржи;

хозяйственное законодательство; этика и психология бизнеса.

ДН.20 Моделирование экономических процессов

Экономика как объект математического моделирования; макрои

микроподходы в отношении экономических объектов; произ-

водственные функции (ПФ); принципы построения экономико-мате-

матических моделей (ЭММ); основные типы ЭММ; межотраслевой ба-

ланс (МОБ); однопродуктовая модель экономического роста; опти-

мизационная однопродуктовая модель экономической динамики;

многопродуктовая динамическая модель; оптимизационная многоп-

родуктовая динамическая модель; магистральный режим; имитаци-

онные модели в экономике; использование ЭММ в практике приня-

тия управленческих и прогностических решений; отличие условий

применения моделей в экономике от условий их применения в тех-

нике и естествознании; компьютерные технологии в решении эко-

номических задач.

- 39 -

ДН.21 Курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом

(факультетом) 1058

СД.00 Цикл дисциплин специализации 806

ДП Дополнительные виды подготовки (военная подготовка,

гражданская оборона и др.) 510

Ф Факультативы 130

Всего на теоретическое обучение

(134 недели

* 54 час.) 7236

П.00 Практики 12 недель

Итоговая государственная аттестация:

- 40 -

Государственный квалификационный

экзамен 2 недели

Настоящий вариант программы составлен

на основе следующих данных:

Теоретическое обучение 134 недели

Практики 12 недель

Экзаменационные сессии 30 недель

Каникулы 24

недели

Отпуск после окончания вуза 4 недели

_______________________________________________________

Итого: 204 недели

Примечание:

1.Вуз (факультет) имеет право:

- 41 -

1.1.Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-

риала: для циклов дисциплин-в пределах 5%, для дисциплин, вхо-

дящих в цикл,-в пределах 10% без превышения указанного в дан-

ной программе максимального объема недельной нагрузки студента

и при сохранении минимального содержания дисциплин

1.2.Устанавливать объ„м часов по дисциплинам циклов общих гу-

манитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иност-

ранного языка и физической культуры), общих математических и

естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего

объема часов данного цикла и реализации минимума содержания

дисциплин, указанного в графе 2.

1.3.Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль-

но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов

и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практи-

ческих занятий, заданий и семинаров по программам (разработан-

ным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этни-

ческую, профессиональную специфику, также и научно-исследова-

тельские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифи-

цированное освещение тематики дисциплин.

1.4.Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных раз-

делов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин, общих математических и

естественнонаучных дисциплин , в зависимости от профиля данно-

го направления.

2.Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все

виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен

превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных за-

нятий студента не должен превышать за период теоретического

обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный

- 42 -

объем не входят обязательные практические занятия по физи-

ческой культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее

число каникулярного времени в учебный год должно составлять

7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3.Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом

вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4.Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной

работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых

на ее изучение.

5.Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональ-

ную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом

(факультетом) могут быть предложены различные варианты этого

цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вари-

натов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен

включать курсы по выбору студента.

6.Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена

бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых госу-

дарственным стандартом для этой профессии, с выдачей соот-

ветствующего диплома.

7.Государственная итоговая квалификационная аттестация осу-

ществляется согласно п.5.3 Государственного образовательного

стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие тре-

- 43 -

бования". Формы и содержание государственной итоговой квалифи-

кационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль вы-

полнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обу-

чение.

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в об-

ласти

информационных систем в экономике

Научно-методический совет Госкомвуза России по экономи-

ке

Экспертный совет по циклу общих естественнонаучных

дисциплин

Госкомвуза России

Главное управление образовательно-профессиональных

программ и технологий

Ю.Г.Татур

- 44 -

Управление гуманитарного образования

В.В.Сериков

Ф.Ф.Стерликов

Ищете ВУЗ?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требования (3)

    Образовательный стандарт
    к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 06.18.00 "Математические методы и исследование операций в экономике"
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требования (1)

    Образовательный стандарт
    Общая характеристика специальности 90 00 - Произ- водство строительных материалов, изделий и конструкций".
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 220101 эргономика

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера-эргономиста по специальности 220101 эргономика при очной форме обучения - 5 лет.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования теория государства и права

    Образовательный стандарт
    Закономерности возникновения, развития и функциониро­вания государ­ства и права; государственная власть; государст­венный аппарат; типы и формы государства; государство в по­литической системе общества; правовое государ­ство; понятие
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования государственные требования (2)

    Образовательный стандарт
    03.94г. N 180. 1. . Квалификация выпускника - инженер, нормативная длитель- ность освоения программы при очной форме обучения не менее 5 лет.

Другие похожие документы..