Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы и романы? Да. Действитель...полностью>>
'Программа'
Программа составлена на основании программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 05.03.01 «Технологии и оборудование механической и физико...полностью>>
'Документ'
Атипичная пневмония (или тяжелый острый респираторный синдром, от англ. Severe acute respiratory syndrome, сокр. SARS) является острым заболеванием д...полностью>>
'Конкурс'
о III-м областном Смотре-конкурсе информационной деятельности методических служб органов управления культуры муниципальных образований Астраханской об...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

заочной формы обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра всеобщей истории

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов заочного отделения

Для специальностей: 020100 - философия;

020200 - политология;

021000 - музеология;

020600 - культурология;

022200 - религиоведение;

020900 - искусствоведение.

Москва 2003

Учебно-методический комплекс

составлен на кафедре всеобщей истории

Авторы-составители: к. и. н., доцент И. Е. Ермолова

к. и. н., доцент А. В. Шарова

к. и. н., доцент А. А. Александров

преп. М. В. Кущева

Утверждено:

Протокол заседания

кафедры всеобщей

истории № 3 от 26.12.02

© Российский государственный гуманитарный университет, 2003

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Предисловие к учебно-методическому комплексу 5

  2. Пояснительная записка к программе курса “Всеобщая история” 6

  3. Программа курса “Всеобщая история” 8

  4. Список источников и литературы 20

  5. Тематический план лекций по курсу “Всеобщая история” 29

  6. Контрольные вопросы. 31

  7. Методические указания по написанию реферата-рецензии на монографию 33

  8. Рабочая тетрадь студента 34

  9. Памятка пользователя 35

  10. Раздел I. Начало формирования человеческого общества и его основных институтов 36

  11. Раздел II. Цивилизации древности 39

  12. Раздел III. Европейская средневековая цивилизация 51

  13. Раздел IV. От средневековья к новому времени. Европа в конце XV – XVI вв. 68

  14. Раздел V. Мир в новое время 73

  15. Раздел VI. Мир в новейшее время 88

  16. Замечания преподавателя по итогам работы студента в учебном году 112

ПРЕДИСЛОВИЕ

к учебно-методическому комплексу по

дисциплине «Всеобщая история».

В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания по написанию реферата-рецензии на монографию и рабочая тетрадь студента, состоящая из памятка пользователя, методических указаний и вопросов по всем разделам и темам курса всеобщей истории.

Материалы методического комплекса призваны помочь студентам-заочникам в освоении наиболее важных проблем исторического развития общества в каждый из изучаемых периодов. Методические указания помогут первокурсникам понять весьма сложные явления мировой истории и научиться правильно писать рефераты-рецензии на научно-исследовательские работы. Отвечая на поставленные вопросы, студент учится самостоятельно формулировать выводы на основе прочитанного материала.

Правильно заполненная РТС и реферат-рецензия на монографию, а также анализ источников по каждой теме, позволят студенту получить положительную оценку по курсу «Всеобщая история».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе по курсу «Всеобщая история»

Курс “Всеобщая история” относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предназначен для студентов I курса заочного отделения, обучающихся по специальностям: «философия»,

«политология», «музеология», «культурология», «религиоведение», «искусствоведение», и нацелен на расширение их исторической эрудиции и создание фундаментальных основ их профессионализма.

Предметом курса является вся история человечества со времени появления первых государств до наших дней, ее узловые проблемы. Таким образом, хронологические рамки дисциплины «Всеобщая история» чрезвычайно велики: с IV-III тыс. до н. э. до начала XXI в.

Цель курса всеобщей истории заключается в формировании у студента представлений о ходе исторического процесса, специфике социальной структуры населения различных государств в определенные периоды их существования, генезисе и функционировании государственной власти, этнической структуре населения разных стран, духовной и материальной культуре в каждый из периодов истории человечества.

Задачей курса является рассмотрение с позиций современных научных подходов социальной, экономической, политической и культурной истории человечества в древности, средневековье, новое и новейшее время.

Одним из новых методов освоения дисциплины является цивилизационный подход, который позволяет глубоко и всесторонне подойти к изучению специфики древнего Востока, античности, средневековья, основных факторов развития мировой истории в новое и новейшее время. Основное внимание уделяется проблеме зарождения и генезиса государства в древности и средневековье, формированию социальных структур и их взаимодействию, анализу тенденций экономического развития древневосточной, античной и средневековой цивилизаций. При изучении нового времени выделяются следующие факторы: распространение конституционных начал, принципов парламентаризма, индивидуальной свободы в борьбе с традициями абсолютизма и вызовами эгалитаризма; промышленная революция и создание индустриального общества; складывание наций; секуляризация духовной жизни на Западе; создание светской идеологии в форме Просвещения, либерализма, социализма XX в. В рамках курса освещаются особенности развития государств Востока в период XVI – XX вв., проблема столкновения ценностей разных цивилизаций и влияния европейской экспансии на историю этого региона. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории двух мировых войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие современной цивилизации. При изучении различных проблем мировой истории привлекаются современные междисциплинарные подходы, используются данные археологии, этнологии, демографии, исторической географии, топонимики, климатологии и др.

Курс всеобщей истории тесно связан с историей России со времени средневековья. Переселение славянских племен - один из этапов Великого переселения народов. С помощью Византийской империи Русь стала составной частью христианской цивилизации. Эпоха крестовых походов затронула не только Восточное Средиземноморье, но и столкнула латинских рыцарей со славянскими народами. В период нового и новейшего времени Российское государство являлось и является одним из основных участников мирового исторического процесса.

Понимание глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира.

На экзамене по всеобщей истории студенты должны показать знание важнейших фактов, событий, тенденций в истории Востока и Запада. Студенты должны приобрести навыки работы с историческими источниками и литературой.

ПРОГРАММА КУРСА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

ВВЕДЕНИЕ

История как наука, ее понятийный аппарат. Место истории в гуманитарном знании. Исторические источники. Основные методологические подходы к изучению истории. Социологический и культурно-исторический подходы. Теории линейного и циклического развития. Дискуссии вокруг понятия "цивилизация". Типология цивилизаций. Региональные, культурные и религиозные критерии в определении типа цивилизации.

Раздел I. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

Понятие "первобытное общество". Дискуссии о его месте в человеческой истории. Источники по истории первобытности. Варианты ее периодизации.

Проблема происхождения человека. Человек и его место во Вселенной. Взаимосвязь процессов антропо- и социогенеза. Возникновение мышления и речи. Первые попытки осмысления окружающего мира. Проблема возникновения искусства. Древнейшие формы мифологии и религии.

Материальная культура, характер хозяйственной деятельности первобытного человека. Первоначальные формы семьи и брака. Родо-племенная организация общества. Проблема власти и управления на догосударственном уровне.

Предпосылки трансформации и усложнения первобытного общества. Переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Возникновение системы патриархата. Большая и малая патриархальная семья, отцовский род, древнейшая соседская община. Коренные изменения в хозяйственной жизни и социальных связях в процессе зарождения института индивидуальной собственности. Переход к социально-стратифицированному обществу. Политогенез и его варианты. Духовная культура позднепервобытного общества. Предпосылки перехода человечества на ступень цивилизации.

Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ.

Тема 1. Цивилизации древнего Востока.

Географический и исторический ареал понятия "древний Восток". Дискуссии о причинах возникновения древнейших цивилизаций на Востоке, их типологических чертах и этапах развития.

Уровень и динамика развития материального производства на древнем Востоке. Формы и организация труда. Особенности функционирования и развития экономики натурального типа. Зарождение элементов товарно-денежных отношений.

Причины устойчивости общинных структур и связей на Востоке. Храм как специфический социальный институт древнего Востока. Отличительные черты древневосточного города. Типы государства на древнем Востоке: города-государства ("номы"), крупные централизованные государства, мировые державы. Их организация, функции, источники существования и развития.

Социальная стратификация древневосточных обществ. Свободные и полусвободные люди. Рабство, его виды и роль в жизни древневосточных государств.

Письменность как важнейший цивилизационный фактор. Причины появления письменности, формы и виды письма на древнем Востоке. Зарождение литературы и элементов научных знаний. Специфика религиозных культов и мифологических представлений. Переход от ритуалистических религий к религиям морально-этического толка. Вклад древневосточных цивилизаций в мировую культуру.

Тема 2. Античная цивилизация.

Дискуссии о месте античности в истории человечества и типологических чертах античной цивилизации. Роль природно-географических факторов в формировании античной цивилизации и ее техническая база.

Общая характеристика материального производства. Переход к интенсивным формам земледелия и скотоводства, попытки их рационализации. Развитие ремесла, его специализация, совершенствование форм организации. Развитие торговли и мировых экономических связей. Роль мореплавания в жизни античного общества. Тип античной экономики. Соотношение товарности и натуральности. Появление элементов рынка и их воздействие на социальную динамику. Отличительные черты античных форм собственности. Сочетание и взаимосвязь индивидуальной и коллективной собственности. Место самостоятельных свободных производителей в античной экономике. Масштабы использования рабского и наемного труда. Возникновение "классического" рабства, его характеристика.

Социально-политическая организация античного общества. Полис как ее главный структурный элемент. Типы полиса. Внутренняя структура полиса, организация власти и управления. Статус гражданина. Изменение понятия "свободы" в античное время. Полисная армия как социальный институт. Полисная система ценностей и ее трансформация. Эволюция полиса. Архаический и классический полис. Проблема кризиса полиса. Полисные союзы и тенденция к образованию мировых держав. Специфика античного "империализма". Причины появления и особенности организации крупных территориальных государств и мировых империй античности. Место в них полисных структур.

Межцивилизационные контакты и влияния в античном мире. Взаимодействие с первобытной периферией. Цивилизационный синкретизм как фактор динамичности процесса развития древнего общества.

Семья и место женщины в античном обществе. Своеобразие античных систем образования и воспитания. Отличительные черты духовной культуры античности. Складывание систематизированного научного знания и рационалистического права. Рождение новых видов искусства. Место театра, общественных зрелищ и игр в жизни античного общества.

Специфика античных религиозных и мифологических представлений, религиозных культов. Христианство и его роль в эволюции античной цивилизации. Античность как колыбель европейской цивилизации.

Раздел III. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Дискуссии о хронологическом рубеже древности и средневековья и о содержании понятия "средние века". Проблема континуитета и дискретности в истории древних и средневековых цивилизаций. Варианты общественной трансформации на изломе древности и средних веков. Споры вокруг понятия "феодализм".

Причины угасания греко-римской цивилизации. Трансформация экономических и социально-политических институтов античного общества в период поздней Римской империи. Превращение христианства в государственную религию. Контакты с варварской периферией и результаты "Великого переселения народов". Судьба западной и восточной частей Империи. Образование варварских королевств.

Раннее средневековье в Западной Европе. Первоначальное состояние и тенденции развития материального производства и обмена. Изменение роли сельской общины, городов и церкви. Источники складывания новой социально-политической элиты и слоя зависимых людей. Социальные последствия появления института рыцарского войска.

Эволюция раннесредневековой государственности. Причины появления и распада крупных раннесредневековых государств. Устройство Франкской империи и последствия ее раздела.

Варианты и формы взаимодействия античных и варварских элементов в общественных институтах и культуре раннего средневековья. "Каролингское возрождение". Влияние христианства на духовный мир и культуру варваров.

Завершение формирования нового типа социальных связей в Западной Европе. Споры среди историков о "феодальной революции". Характеристика вассально-ленных отношений. Сеньория, крестьянское хозяйство и община. Возрождение городов. Организация городского ремесла и торговли. Дискуссии о месте городов в средневековом обществе.

Причинная обусловленность политической фрагментации средневекового общества в X-XIII вв. Особенности функционирования королевской власти. Специфика положения католической церкви и ее роль в европейской и международной политике. Место крестовых походов в процессе межцивилизационных контактов и влияний.

Трансформация средневекового европейского общества в XIV-XV вв. Начало преобразования вассально-ленных связей в гражданско-государственные. Появление специализированных институтов государственной власти, изменения в налоговой системе и организации армии. Эволюция в положении зависимого крестьянства и горожан. Завершение складывания сословных структур. Сословная монархия как первая представительская политическая система.

Варианты развития средневековых государств в Европе XIV-XV вв.: крупные централизованные государства, универсалистские монархии, сохранение политической раздробленности. Начало формирования новой системы международных отношений. Столетняя война как первое межгосударственное столкновение в Западной Европе.

Причины относительной устойчивости античных социальных отношений в Византии. Реакция на "славянскую экспансию". Специфика складывания новых социальных связей. Эволюция византийского государства. Изменения в положении городов и сельских общин. Особенности организации византийской армии.

Церковно-политическое соперничество Рима и Константинополя. Разделение христианской церкви. Исторические особенности православия и католицизма. Взаимоотношения православной церкви и государства. Столкновение католицизма и православия в христианизации народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Воздействие крестовых походов на византийское общество и государство.

Османская экспансия на Балканском полуострове. Падение Византии. Влияние османского господства на исторические судьбы народов Юго-Восточной Европы.

Специфика средневековой европейской культуры. Соотношение религиозной и светской, народной и элитарной культур. Сочетание локальности и универсальности в европейской культуре. Своеобразие системы образования и воспитания. Монастыри как центры образования и культуры. Средневековая светская школа и университет. Проблема преемственности античной и средневековой культуры. Место христианства как важнейшего фактора цивилизационного единства Европы.

Раздел IV. ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ.

ЕВРОПА В КОНЦЕ XV - XVI вв.

Изменения в материальной и социальной культуре европейского общества. Демографические сдвиги. Технико-технологические перемены в обществе и новые явления в хозяйственной жизни Европы. Продовольственная революция начала нового времени и ее влияние на развитие материальной культуры. Складывание системы европейских торгово-экономических связей. Новая роль городов. Переворот в военном деле. Изменение роли и положения социальных групп традиционного общества. Причины и последствия процесса рефеодализации.

Начало экспансии европейской цивилизации. Великие географические открытия, их значение и последствия. Изменение направлений торгово-экономических связей Европы и перемещение центров европейской торговли. Формирование новой картины мира. Начало складывания взаимозависимого мира и перехода от локальных цивилизаций к мировой.

Складывание системы абсолютизма в Европе. Дискуссии о причинах возникновения и природе европейского абсолютизма. Особенности абсолютистской системы во Франции, Англии и Испании. Складывание империи Габсбургов. Влияние внутренних и внешних факторов на развитие универсалистских тенденций в Центральной Европе. "Княжеский абсолютизм" в германских землях. "Шляхетская демократия" в Речи Посполитой.

Генезис идей гуманизма и Реформации. Эпоха Возрождения. Культура эпохи Возрождения как отражение нового уровня восприятия античного наследия в меняющейся картине мира и вселенной. Радикальные изменения в религиозном сознании: от Джона Виклифа и Яна Гуса - к Мартину Лютеру и Жану Кальвину. Реформация и контрреформация в Европе, их экономические и политические последствия. Религиозные войны. Культура барокко.

Раздел V. МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ.

Проблема периодизации истории нового времени. Региональные особенности развития культур и цивилизаций в XVII-XIX вв. Преодоление их замкнутости в процессе встреч и взаимовлияний. Дискуссии о проблемах преобразования традиционного общества в общество нового времени в исторической науке. Теория "модернизации". Теория "индустриального общества".

Тема 1. Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки.

Дискуссии в историографии о "всеобщем кризисе" XVII века и путях его преодоления. Тридцатилетняя война как первое общеевропейское вооруженное столкновение. Социально-политические революции конца XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке (Нидерланды - Англия - Северная Америка - Франция). Их влияние на развитие общества и государственности. Переход от абсолютистских государств к национальным государствам с монархической и республиканской формами правления. Зарождение основ партийно-политической системы. Изменение положения человека в локальных, региональных и национальных сообществах. Формирование существенных элементов гражданского общества в ряде стран Западной и Центральной Европы, в Северной Америке. Зарождение новой системы международных отношений в XVII-XVIII вв.

Особенности развития позднегуманистической культуры конца XVI-первой половины XVII вв. Реформационные процессы в Европе и Северной Америке в начале нового времени и их влияние на массовое сознание и идеологию. Культура европейского и американского Просвещения. Классицизм. Формирование теорий "естественных прав" человека, "общественного договора", "народного суверенитета" и их воздействие на общественную жизнь европейских стран и Северной Америки. Развитие науки и духовной культуры в XVIII в.

Тема 2. Промышленный переворот и процесс создания "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII-70-е гг. XIX в.).

Содержание эпохи промышленного переворота, ее технико-экономический, социальный, интеллектуальный аспекты. Проблемы периодизации и хронологические рамки свершения промышленного переворота в Европе и Северной Америке. Дискуссии о содержании промышленного переворота и его влиянии на общественную жизнь в исторической науке.

Качественные перемены в хозяйственной жизни. Общественные движения конца XVIII-первой половины XIX вв. и проблема расширения экономической и социально-политической демократии. Процессы формирования новых социальных групп и модификации традиционных общностей в ходе промышленного переворота. Реформы парламентского представительства и политические революции первой половины XIX в. Особенности развития государственной власти и общественных институтов в период промышленного переворота. Формирование двухпартийной и многопартийной систем политического управления. Изменение экономической и социальной роли государства. Складывание основ социального законодательства.

Национально-объединительные и национально-освободительные процессы в Европе в первой половине XIX в. Дискуссии о сущности и хронологических рамках эпохи национального возрождения народов Европы. Объединительные процессы в Италии и Германии. Гражданская война в США и реконструкция Юга. Национально-освободительное движение в Центральной и Юго-Восточной Европе.

Международные отношения в первой половине XIX в. и создание "концертной системы". Расширение колониальной экспансии европейских стран и формирование колониальных империй Великобритании и Франции.

Особенности развития духовной культуры в конце XVIII-первой половине XIX вв. Романтизм как идейно-художественное течение в странах Европы и Северной Америки. Позитивизм и его влияние на интеллектуальную культуру второй трети XIX в. Развитие и дифференциация научного знания. Профессионализация научной деятельности. Появление системы среднего и высшего образования. Ведущие направления развития гуманитарного знания. Религия и общество в XIX в.

Тема 3. Формирование основ зрелого "индустриального общества" в странах Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв.

Главные тенденции развития хозяйственной жизни в европейских странах и США. Новые формы организации производства. Проблема "империализма" и ее интерпретации в общественных представлениях конца XIX-начала XX вв. Перемены в материальной культуре населения стран Европы и Северной Америки. Революция в сфере транспорта и коммуникаций. Демографические изменения, миграции. Усиление взаимозависимости мира.

Развитие национальной государственности в конце XIX-начале XX вв. Деятельность политических партий и общественных организаций. Первые социал-демократические партии. Совершенствование системы государственного управления. Возрастание экономических и социальных функций государства. Политика реформизма как социальная практика государственной власти. Либеральные реформы "прогрессивного десятилетия".

Общественные движения в странах Европы и США в конце XIX-начале XX вв. Особенности развития массового сознания и идеологических систем. Характеристика консервативного, либерального и радикального типов мышления.

Развитие колониальной экспансии передовых стран Европы и США в последней трети XIX в. Дискуссии о "старом" и "новом империализме" в историографии. Формирование блоковой системы международных отношений. Локальные и региональные войны как средства разрешения противоречий между государствами.

Основные тенденции развития духовной культуры в конце XIX-начале XX вв. Изменение картины мира под воздействием научной революции на рубеже XIX-XX вв. Начало ломки культурной парадигмы нового времени. Сдвиги в естественно-научном и гуманитарном знании. Развитие литературы и искусства. Реализм и неоромантизм, их воздействие на интеллектуальную культуру европейских стран и США в последней трети XIX в. Культура модерна как отражение процессов глобализации. Секуляризация общественной жизни. Рост взаимовлияния национальных культур и их взаимообогащение. Проблемы взаимодействия элитарной, народной и массовой культур и их отображение в общественной мысли последней трети XIX-начала XX вв.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления /специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования по Отечественной истории для вузов, учебного плана, программы курса “Отечественная история”.
  4. Комплекс по дисциплине отечественная история для всех образовательных

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)» Специальность: 032600. 00 история

    Учебно-методический комплекс
    Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010.

Другие похожие документы..