Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Turbo Pascal предоставляет одно мощное средство, которое прекрасно согласуется со схемами алгоритмов. Прежде чем обсуждать, как использовать это новое...полностью>>
'Реферат'
В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации компетентностного подхода, появившегося в России после присоединен...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс масс-медиа Республики Башкортостан в сфере аграрной журналистики проводится с целью глубокого освещения вопросов сельскохозяйственной отрасли...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995..

Токвиль А. Демократия в Америке: пер. с фр. М., 1992.

Обязательная литература

Манфред А.З.. Наполеон Бонапарт. М., 1999. (или любое научное издание)

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.138-528.

Дополнительная литература

Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения 1815-1832. М., 1975.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.286-323.

Искюль С.Н. Россия и германские государства (1801-1808 гг.) СПб., 1996.

История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.

Кареев Н.И. Западная Европа в новое время: Революция и наполеоновская эпоха. Пг.,1922.

Костюшко И.И. Аграрная реформа 1848 г. в Австрии. М.,1993.

Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму: Сравнительный очерк. М., 1994.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 340-410.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния : Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.: Учеб. пособие для студентов / Г.А. Дидерикс, И.Т. Линдблад, Д.И. Ноордам и др., Лейденский ун-т (Нидерланды) и Ист. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова . М., 1998. 428 с

Тарле Е.В. Европа от Венского конгресса до Версальского мира. Пг., 1924.

Контрольные вопросы по теме

1. Экономические изменения в Европе и Северной Америке в конце XVIII - середине XIX в. - укажите главные промышленные изобретения эпохи.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Попробуйте кратко сформулировать общие принципы государственного режима Наполеона.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

  1. Перечислите парламентские реформы в Англии XIX в. Дайте их характеристику.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Революции 1848 г. во Франции, Германии, Австрии, Италии. Что объединяет их, каковы их главные отличительные черты?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Дайте краткую характеристику основным идейным концепциям индустриального общества.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Какие войны привели к созданию единого немецкого государства, официально провозглашенного в 1871 г.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

7. Гражданская война в США. Укажите периодизацию конфликта, даты переломных сражений и главных событий войны, имена крупнейших полководцев.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

8. Дайте краткую характеристику творчества одного из писателей, художников, скульпторов или музыкантов, произведения которого являются характерными для искусства начала XIX - 1870-х гг.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 3. Формирование основ зрелого "индустриального общества" в странах

Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв.

Последняя треть XIX в. - начало XX в. была временем стремительных изменений в энергетической, научной, технической сферах. Студент должен, продолжая начатую ранее хронологическую таблицу, зафиксировать новые явления в экономике, непосредственно повлиявшие на общественные, внутри и внешнеполитические процессы. Сталь стала основным индустриальным материалом, уголь - основным источником энергии. Все более широкое распространение находят нефтяные энергетические ресурсы. Укажем на развитие железнодорожного транспорта, активное внедрение двигателя внутреннего сгорания, возникновение автомобильного транспорта, совершенствование телеграфного и телефонного сообщения, совершенствование механизма управления, развитие акционерных обществ - все эти факторы сказывались на росте международной торговли, складывании единой финансовой системы. Взаимозависимость различных регионов мира в период, предшествующий первой мировой войне, вышла на новый качественный уровень. Складывается массовое и стандартизированное производство. Нельзя не заметить метаморфозы в культуре, искусстве, литературе. В них, в частности, заметно начало становления массовой культуры, начало процесса, названного позднее философом Хосе Ортега-и-Гассетом “восстанием масс”.

Анализируя конкретные явления политической истории, следует зафиксировать изменения государственных институтов, общественных объединений, их функций (как внутри страны, так и на международной арене). Конституционный строй продолжал свое развитие в ведущих странах Запада. Все более активную роль играли профсоюзные движения. Важно понять природу социального реформизма, которая стала важнейшей особенностью этого периода.

Обязательная литература

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.529 -832.

Дополнительная литература

История XIX века / Под ред. Э.Лависса. Изд. 2-е. М., 1938-1939. Т. 7-8.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 411-454.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния : Модернизация Зап. Европы с XV в. до 1980-х гг.: Учеб. пособие для студентов / Г.А. Дидерикс, И.Т. Линдблад, Д.И. Ноордам и др., Лейденский ун-т (Нидерланды) и Ист. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова . М., 1998. 428 с

Контрольные вопросы по теме

1. Назовите главные изменения в экономике последней трети XIX - начала XX в. (явление, дата, краткая аннотация).

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Назовите главные научные изобретения последней трети XIX - начала XX в. (дата, имя ученого, кратко определите значение открытия).

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Укажите, какие изменения в культурной жизни Европы произошли в последней трети XIX - начале XX в.? Назовите имена наиболее ярких деятелей искусства того времени.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Перечислите главные изменения в политической жизни Великобритании в последней трети XIX - начале XX в.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Перечислите главные изменения в политической жизни Франции в последней трети XIX - начале XX в.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Укажите главные изменения в политической жизни Германии в последней трети XIX - начале XX в.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

  1. Дайте краткую характеристику системе международных отношений в Европе и мире в конце XIX – начале XX вв.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Раздел VI. Мир в новейшее время.

Методические указания и контрольные вопросы.

Изучая материал данного раздела, студенты должны получить знания важнейших проблем истории XX в. Этот раздел завершается анализом событий текущего года, что еще раз демонстрирует актуальность изучения курса истории мировых цивилизаций.

Тема 1. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации ХХ века.

При анализе причин первой мировой войны следует обратить внимание на различные факторы. В учебниках перечисляются конкретные противоречия между государствами, участниками конфликта (Франция-Германия, Великобритания-Германия, Россия- Германия и проч.). Мир прошел долгий путь формирования блоковой системы, в войне приняли участие два лагеря: Антанта (Великобритания, Франция, Россия и их союзники) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция). Первую мировую войну подготовила долгая дипломатическая война.

Но важны не только внутриполитические и международные аспекты подготовки конфликта, но и такие социально-психологические явления как рост национализма, милитаризация общественного сознания, распространение веры в войну как эффективный способ получить "место под солнцем".

Последовательно прослеживая ход боевых действий, следует уяснить периодизацию конфликта и его геополитические рамки. Для этого нужно, в частности, внимательно изучить атлас в учебнике (рекомендуем использовать и школьные атласы).

Рассмотрение социально-политических и экономических последствий войны следует начать с оценки гуманитарной трагедии (жертвы войны, “убитое поколение”, страдания мирного населения). Подводя итоги первой мировой войны для международных отношений, оценивая работу Парижской и Вашингтонской конференции, важно отметить начало работы Лиги наций. При этом нужно охарактеризовать и отрицательные и положительные стороны в деятельности Лиги.

Обязательные источники

Версальская система международных отношений // Хрестоматия по всеобщей истории. М., 1991. С.126-129.

Дополнительные источники

Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. М., 1934-1938.

Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. В 2 т. М., 1923-1924.

Хауз Э. Архив полковника Хауза. 1914-1917. М., 1937-1944.

Обязательная литература

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.834-881.

Дополнительная литература

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.360-366.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 455-482.

Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории. М., 1994.

Первая мировая война на море. / Под ред. А.Е.Тараса. Мн.-М., 2001. 592 с.

Туполев Б.М. Происхождение первой мировой войны// Новая и новейшая история. №4-5. 2002. С.19-62.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 – 1945). Курс лекций. М., 2001. С. 29-62.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие локальные войны предшествовали первой мировой войне?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Укажите главные причины и повод к войне.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Начало первой мировой войны (составьте хронику событий: июль-август 1914 г.).

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Укажите основные периоды первой мировой войны и дайте их краткую характеристику.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Парижская мирная конференция: период работы, краткая характеристика итогов конференции.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Вашингтонская конференция: период работы, краткая характеристика итогов конференции.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 2. Новые явления в развитии стран Запада после первой мировой войны.

Этот раздел включает в себя три блока вопросов. Первый из них - история 1920-х годов. Продолжая начатую ранее хронологическую таблицу, студент должен зафиксировать стремительный прогресс в науке и технологии. Это поможет понять контекст социально-экономических изменений 1920-х годов - "десятилетия процветания". Отметим развитие химической отрасли, автомобилестроения, электротехники. Отличительной чертой 1920-е годов является стабилизация общественных отношений в государствах - победителях в войне. Наиболее яркими явлениями - развитие массового искусства (в том числе - кино), процесс урбанизации, совершенствование сферы услуг

Второй проблемой, которую следует осмыслить, является история мирового экономического кризиса 1929-начала 30-х годов, непосредственно повлиявшего на развитие внутренней и внешней политики всего мира. Экономическая наука указывает на различные факторы, вызвавшие кризис (недобросовестная деятельность и отсутствие должного контроля за работой акционерных обществ, биржевые спекуляции, перепроизводство и проч.). Студент должен понять собственно экономическое значение кризиса, его влияние на рост безработицы, тяжелейшие социальные последствия. Не меньшее значение имеет духовный и нравственный аспект катастрофы 1929-1933 гг. В политической сфере историческим последствием экономического кризиса стало принципиальное изменение роли государства, усиление его влияния на все стороны общественной жизни.

Третья группа вопросов, которые должен изучить студент, касаются внутриполитических событий в странах Запада в 1930-х гг. Студент должен особое внимание уделить антикризисному опыту США, реформам “нового курса” Рузвельта. Речь идет о введении элементов государственного планирования и усилении регулирования в банковской сфере, промышленном производстве, изменении политики правительства в области сельского хозяйства, социальной защиты населения и активной реакции государства на рост безработицы. Значение этих социально-экономических мероприятий для сохранения стабильности американского общества, сохранения начал демократии трудно переоценить.

В 1930-е годы тоталитарная система сложилась в ряде европейских стран. Наиболее характерными являются примеры Италии и Германии. Важно понять, что приход к власти нацистов в Германии стал одним из результатов первой мировой войны. Военные разрушения, репарации, территориальные потери предопределили попытку реванша. Победу нацистов обусловили экономический кризис, неспособность традиционных либеральных, социал-демократических, консервативных политических сил найти выход. Студент может увидеть, что экономическая политика и в США и в Германии в 1933-1939 г. имела один вектор - усиление государственного регулирования. Однако отношение к правам, свободам человека, институтам демократии в США и тоталитарных странах были принципиально различными.

Складывание тоталитарных режимов в странах Европы следует соотнести с историческим опытом СССР. Необходимо увидеть общее и особенное в итальянском фашизме, немецком нацизме. Студент должен обратить внимание на агрессивную идеологию, механизм массовой пропаганды, массовые нарушения прав человека, всеобщий контроль, уничтожение независимых от правящей партии политических и социальных институтов.

Уяснив главные черты истории США и Германии 1930-х гг. студент может сравнить их с политикой “Национального правительства” в Великобритании и Народного фронта во Франции.

Дополнительные источники

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

Обязательная литература

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 483- 540.

Тоталитаризм в Европе XX в.: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Дополнительная литература

Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. М., 1993.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.367-368, 378-383.

Европа между миром и войной. М., 1992.

Мальков В.Л. Франклин Рузвельт: Проблемы внутренней и внешней политики. М., 1988.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.309-350.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980 г. Учебное пособие. М.,1998.

Фест И.К. Гитлер: Биография. Пермь, 1993. Т.1-3.

Ширер У. Взлет и падение третьего рейха: в 2 т. М., 1991. Т.1.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 – 1945). Курс лекций. М., 2001. С. 29-62, 125-148, 177-329.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие цифры и факты наиболее ярко показывают масштаб экономического кризиса 1929-начала 1930-х годов

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. “Новый курс” Ф. Рузвельта назовите основные направления реформ и несколько конкретных мероприятий (дата, краткая аннотация).

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Дайте сравнительную характеристику итальянского фашизма и германского нацизма как политических движений.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Составьте краткую хронику ключевых событий истории Германии периода тоталитаризма.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Напишите об одном произведении художественной литературы или изобразительного искусства как историческом источнике (источнике исторической информации), рассказывающем о нацистском режиме в Германии

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 3. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война.

При изучении предшествующей темы студент получил представление об остром социальном кризисе, который переживал мир в 1930-е годы, об идее реванша, которую исповедывали правительства Германии и Италии. Систематизируя свои знания, следует выписать основные причины Второй мировой войны - экономические, социальные, идейные. Сопоставьте изучаемый период и период, предшествующий Первой мировой войне. В целом понимание событий 1939-1945 гг. будет более полным, если студент будет иметь в виду итоги первой мировой войны.

Отдельной проблемой является международная обстановка 1930-х гг.: агрессия Японии против Китая, отказ Германии от выполнения Версальского договора, война Италии против Эфиопии, гражданская война в Испании, аншлюс (присоединение) Австрии к Германии, Мюнхенский договор.

Традиционно главные события Второй мировой войны хорошо известны студентам. Анализируя боевые действия в различных регионах мира, следует уяснить периодизацию конфликта. Основными вехами конфликта в 1939-1941 гг. являются: вторжение в Польшу, советско-финская война, "странная" война 1940 г., оккупация Германией стран Западной Европы, боевые действия в Восточной и Северной Африке, итальянская и немецкая агрессия против Греции и Югославии. История Великой Отечественной войны изучается студентами в курсе истории России. Поэтому в данном разделе следует повторить информацию, связанную с участием СССР во Второй мировой войне и сосредоточить свое внимание на событиях на Западном фронте, в регионе Тихого океана, в Африке и Азии.

Студент должен дать характеристику преступлениям против человечества, а не только экономическим и геополитическим итогам конфликта.

Тема завершается подведением итогов войны для человека, общества, государств-участников и международных отношений (учитывается начало “холодной войны”). Логичнее начинать ответ на этот вопрос с оценки гуманитарной катастрофы 1939-1945 гг., гибели людей, целенаправленному уничтожению народов, страшной людской трагедии второй мировой войны. Студент должен обратить внимание на духовные и нравственные последствия войны. После этого следует отметить экономические, внутриполитические и международные последствия конфликта.

Как правило, вне поля зрения студента оказывается влияние второй мировой войны на страны Востока: демократические реформы в Японии, борьба за политическую независимость в Китае, странах Индокитая, Юго-Восточной Азии, Индии, странах Ближнего Востока.

Обязательные источники

Вторая мировая война в воспоминаниях Уинстона Черчилля, Шарля де Голля и др. М., 1990.

.Дополнительные источники

Голль Ш. де. Военные мемуары. М., 1960.

Обязательная литература

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 541-556.

Дополнительная литература

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.368-377.

Вторая мировая война: Два взгляда. М., 1995.

От Мюнхена до Токийского залива: взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны. М.,1992.

Ширер У. Взлет и падение третьего рейха: В 2 т. М., 1991. Т.2.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 – 1945). Курс лекций. М., 2001. С. 313-350.

Контрольные вопросы по теме

1. Составьте хронологическую таблицу - основные события Второй мировой войны (8-10 событий).

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Укажите географические рамки боевых действий в сентябре 1939 - июне 1941 г. Какие государства в них участвовали?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Укажите географические рамки боевых действий в 1941 г. - 1943 гг. Какие государства были главными участниками этого периода войны?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Укажите географические рамки боевых действий в 1944 г. - 1945 гг. Назовите основные события периода.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Как в искусстве и литературе Запада нашла отражение история Второй мировой войны - приведите один характерный пример.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Какие международные конференции проходили во время войны и после ее завершения? Укажите их основные решения.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 4. Противостояние мировых сверхдержав.

При изучении данного раздела студент должен обратить внимание на то, что он включает в себя все ключевые темы по истории международных отношений с 1945г. по настоящее время. Для того, чтобы эффективно освоить этот большой материал, нужно сосредоточить свое внимание на проблеме противоборства и взаимодействия двух свехдержав (США и СССР - Российской Федерации).

Первая группа вопросов касается событий второй половины 1940-х гг. Студент должен проанализировать звенья одной цепи: послевоенное мирное урегулирование, учреждение ООН, создание двух немецких государств, провозглашение доктрины президента Трумэна, план восстановления Европы (план Маршалла), начало ядерного противостояния, разделение мира на два противоборствующих лагеря. К началу 1950-х годов человечество вступает в эпоху "холодной войны".

Второй блок проблем - это международные отношения 1950-1960-х годов. Это время конфронтации между Западом и государствами, организовавшими в 1955 г. Варшавский блок. Это время, когда мир находился на грани широкомасштабного конфликта, а локальные войны вспыхивали в различных уголках планеты (Корея, Ближний Восток, Вьетнам). За мозаикой событий того времени нужно видеть главную проблему - борьбу за сферы влияния между США и СССР, которая привела к установлению геополитического и военного паритета двух лагерей.

Третья часть вопросов связана с периодом “разрядки” международной напряженности, ее достижениями и противоречиями. В конце 1960-1970-х гг. были сделаны шаги к взаимовыгодному сотрудничеству. Наиболее значимыми моментами, на которые следует обратить внимание, являются Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, переговоры на высшем уровне между США и СССР. Сложность достижения стабильных международных отношений показывают кризисы рубежа 70-80-х годов (Афганистан, осложнения на переговорах по разоружению).

Завершающий, четвертый блок проблем касается изменений в отношениях Восток-Запад, начавшихся в середине 80-х годов. Идеологические и политические изменения, происходившие в нашей стране в период реформ М.С. Горбачева, подготовили Договоры между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических наступательных вооружений. Новые партнерские отношения позволили пресечь агрессию Ирака против Кувейта. Стремительные изменения произошли в конце 1980-х - 1990-е годы. Сосредоточить свое внимание следует на распаде Варшавского договора, объединении Германии, установлении партнерских отношений между НАТО и Россией. Тема должна быть завершена анализом локальных конфликтов нашего времени (прежде всего - проблемы Югославии, Афганистана).

Обратим внимание, что проблемы Европейской интеграции второй половины XX века, взаимоотношения СССР с социалистическими странами и история Движения неприсоединения рассматриваются в последующих разделах.

Обязательная литература

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 557-567, 607-624.

Дополнительная литература

История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-1990. / Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 2001. С. 28-36, 233-248, 355-363.

Холодная война: Новые подходы, новые документы. М., 1995.

Контрольные вопросы по теме

1. Расшифруйте понятие "Доктрина Трумэна". Каковы ее основные принципы?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Назовите блоки, которые были созданы в 1949- сер. 50-х гг. Какие страны в них вошли?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Составьте краткий комментарий к основным событиям Карибского кризиса.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Назовите даты подписания и составьте краткую аннотацию ключевым договорам между СССР и США в области разоружения.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Укажите перечень локальных конфликтов 1950-1990-х годов, в которых непосредственно или косвенно участвовали два противника - СССР и США.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 5. Меняющийся мир: 50-е начало - 70-х гг.

Студент должен начать освоение темы с изучения революционного скачка в области науки, техники и технологии (освоение новых источников энергии, начало радикальных преобразований в сфере информации и коммуникации). Достижения в промышленной сфере непосредственно сказались на уровне жизни человека, на изменении в социальных отношениях (положение промышленных рабочих, увеличение среднего класса), на форме организации производства (система акционерных обществ, создание глобальных корпораций, сочетание рыночного, планового и государственного регулирования хозяйства). Ключевое значение для понимания эпохи имеет трансформация “индустриального общества” в “новое индустриальное общество”, создания “общество потребления”.

Вторая группа вопросов, которую должен изучить студент - политическая история государств Запада. Заметно укрепление власти партий центристской направленности. Студенту будет важно проследить появление курса на широкие либеральные реформы 1960-х гг. Изучения потребуют ключевые явления периода - политика президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, история Франции в эру правления генерала Ш. Де Голля. Логическим рубежом темы является изучение массового социального (прежде всего молодежного) протеста 1960-х.

Студент должен получить общее представление о взаимоотношениях в рамках Варшавского блока. Отметить следует попытки реформ, постепенную эволюцию социалистической системы отношений и ряд острых кризисов (Венгрия 1956 г., Чехословакия 1968 г.)

Особое звучание имеет тема европейской интеграции (традиционно мало освещаемая на страницах учебников). После второй мировой войны началось активное объединительное движение стран Западной Европы. Прежде всего, здесь следует отметить Европейское объединение угля и стали (1951 г.) и Европейское экономическое сообщество (1957 г.) Эти соглашения содействовали складыванию основ единого экономического пространства шести, а в наши дни пятнадцати государств. Теперь эта структура называется Европейский Союз. Другой формой гуманитарного сотрудничества стал Совет Европы, созданный в 1949 г. Область интересов этой организации - права человека.

Раздел завершается обзором проблем государств Азии и Африки. Прежде всего речь идет о модернизации традиционного общества как следствии внутреннего развития экономических отношений и реакции на стремительные изменения на Западе. Студент должен уяснить главные проявления этих метаморфоз (Япония, Южная Корея). Радикальные движения и религиозный фундаментализм должны быть рассмотрены на примере истории Ирана, Ирака, государств Дальнего Востока. Противоречивость и сложность процесса деколонизации видна на примере борьбы народов Африки за независимость. Обращаем внимание студентов на то, что при изучении проблем государств Востока следует привлекать учебники по всеобщей истории или истории Азии и Африки, а не обычные учебники по истории Европы и Северной Америки.

Дополнительные источники

Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе. М.: Право, 1994.

ОБСЕ: От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. В 3 т. М.: Наука, 1996. Т.1.

Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст.1390.

Обязательная литература

Мир в XX веке / Отв. ред. А.О.Чубарьян. М., 2001. 486 с.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 568-583.


Дополнительная литература

Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990. М., 1994. С.224-318.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.384-400, 413-420.

Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: Секреты “экономического чуда”. М., 1997.

История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-1990. / Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 2001. С. 125-152, 153-193.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980 г. Учебное пособие. М.,1998.

Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: От Европейского сообщества до Европейского союза. М., 1998.

Контрольные вопросы по теме

1. Назовите основные явления в истории экономики 1950 - 1960-х гг. и кратко их прокомментируйте.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Голлизм во Франции: дайте краткую характеристику режима.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Укажите основные явления во внутренней истории США 1950-1960-х гг. Какие периоды вы можете выделить в истории страны этих десятилетий?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Что означали в 1950-1960-е годы слова "европейская интеграция". Как развивался процесс экономического сближения государств Западной Европы в этот период?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Массовый социальный протест конца 1960-х: назовите основные движения, их главные проявления.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Как массовая молодежная культура 1960-х годов (например, музыкальное искусство) отразила социальные изменения в западном обществе?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 6. Мир в последней трети XX в. – начале XXI в.

Следует отметить выдвижение сферы услуг, науки и образования в центр экономической политики развитых стран. При этом следует избегать распространенных иллюзий о безупречном постоянном совершенствовании западной экономики. Следует отметить финансовые кризисы конца 1970-х и 1998 г.

Анализируя консервативный поворот в западном мире 1980-х, следует изучить феномен “тэтчеризма” в Великобритании и “рейганомики” в США. На этом фоне существенно отличалась деятельность президента Франции Ф.Миттерана.

Как отмечалось ранее, важнейшее значение для понимания истории европейских стран имеет история Европейского Союза как реального объединения экономик различных государств. Проследите расширение числа стран участниц ЕС и его структурную реформу, Маастрихстский договор. Интеграционные процессы в Европе продолжаются, поэтому необходимо проследить его этапы вплоть до настоящего времени.

При изучении проблем экономического кризиса рубежа веков, следует учитывать его всемирный характер, влияние дальневосточного фактора на развитие ситуации на Западе. Среди основных проблем конца XX – начала XXI в. следует отметить последствия распада биполярного мира, растущее противостояние "Запад-Восток", проявление националистических движений (в том числе на уровне легальной политической деятельности), экологический фактор.

Особое внимание следует обратить на новые факторы мирового развития начала XXI в.: кризис международной системы отношений, действие «исламского фактора» во внешней и внутренней политике государств», проблему терроризма. При изучении глобальных проблем современного мира следует оценить наметившиеся пути их решения.

Дополнительные источники

Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992.

Обязательная литература

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 2000. С.584-592, 607-628.

Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития // Полис.№ 1. 2000. С.38 – 54.

Дополнительная литература

Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990. М., 1994. С. 319-369.

Гренвилл, Джон А.С. История XX века: Люди. События. Факты: Пер. с англ М., 1999.

Иноземцев В.Л. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI в. // Полис.№ 6. 2000. С. 28 – 39.

История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-1990. / Под ред. Е.Ф.Язькова. М., 2001. С. 249-310, 364-415.

Кулагин В.М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобальный «Pax democratica» // Полис.№1. 2000. С. 23 – 37.

Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.

Современный консерватизм. М., 1992.

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте краткую характеристику основным мероприятиям политики М.Тэтчер в Великобритании.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Какие периоды в истории Франции последней трети XX в. Вы можете выделить?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Назовите основные мероприятия администрации президента Б.Клинтона во внутренней и внешней политике.

Замечания преподавателя:

4. Укажите основные причины и направления реформ в странах Восточной Европы 90-х гг.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Какие идейно-политические движения характеризуют историю последней трети XX в. на Западе?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Как развивался процесс экономической интеграции государств Западной Европы в последней трети XX – начале XXI вв.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

  1. Назовите основные глобальные проблемы современности и оцените перспективы их возможного решения.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

  1. Какие новые тенденции появились в международных отношениях в начале XXI века? Каким образом изменилась расстановка сил в мире?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Замечания преподавателя по итогам работы студента в учебном году

* Дополнительный учебник

* Дополнительный учебник

* Дополнительный учебник

* Дополнительный учебник



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления /специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования по Отечественной истории для вузов, учебного плана, программы курса “Отечественная история”.
  4. Комплекс по дисциплине отечественная история для всех образовательных

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)» Специальность: 032600. 00 история

    Учебно-методический комплекс
    Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010.

Другие похожие документы..