Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нова редакція Міжнародних стандартів контролю якості, аудиту, огляду, іншого надання впевненості та супутніх послуг видання 2010 року, як результат за...полностью>>
'Документ'
Научно-исследовательская, научно-инновационная, педагогическая, организационно-управленческая деятельность, связанная с изучением и применением электр...полностью>>
'Урок'
Дети: выразительное чтение отрывков из сказки Ш.Перро «Ослиная шкура»,нарисовать иллюстрацию к отрывку.(выставка рисунков, выборочное чтение отрывков...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Студенту следует помнить о католической церкви как о постоянном факторе во внешней или внутренней политике европейских государей. Говоря об XI веке, подумайте, почему этот период называют эпохой «папской революции», и какие черты и результаты Клюнийской реформы могут действительно считаться таковыми.

При изучении системы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции и Парламент в Англии) студенту рекомендуется обратить внимание на различия в условиях созыва первых этих собраний, на различие в полномочиях органов сословного представительства в Англии и во Франции.

Обязательные источники

Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990. С. 217-245.

Дополнительные источники

Бернарт де Вентадорн. Песни. М., 1979 (несколько песен на выбор студента).

Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.

Клари Р. Завоевание Константинополя. М., 1984.

Песнь о Роланде. М., 1976.

Песнь о Сиде. М., 1959.

Средневековый роман и повесть. М., 1976.

Цветочки Св. Франциска Ассизского. М., 1990.

Обязательная литература

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992. С. 260-284, 487-524, 560-581.

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С. 172-220.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 2. М., 1994. С.7-156.

Дополнительная литература

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М.,1991.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхестественном характере королевской власти, распространенный преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2. Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С.8-197, 325-338.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1976. Гл.2-3.

Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1.

С.156-164,186-236, 262-280, 294-305, 317-322, 340-347, 377-381, 423-434,443-461.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.Гл. XI.12.

Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв. СПб., 1997.

Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. М., 1999.

Пти-Дютайи, Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии. М., 2001.

Фавтье Р. Капетинги и Франция: роль династии в создании государства. СПб., 2001.

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989. Гл.2.

Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI - XIII вв. (Эпоха, быт, костюм). М., 1978.

Контрольные вопросы по теме

1. Каковы основные черты средневекового города?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Причины крестовых походов.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Каковы основные черты византийского общества и государства в XI-XIII вв.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Значение Великой Хартии вольностей для истории Англии.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Какие цели преследовала итальянская политика германских императоров

в X-XIII вв.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Основные черты рыцарского идеала в эпоху средневековья.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

7. Какие факторы жизни средневековой Европы способствовали появлению нищенствующих орденов?

Ответ студента:

Замечание преподавателя:

8. Какую роль в истории католической церкви сыграли эпохи «Авиньонского пленения пап» и Великой схизмы?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2.3 Позднее средневековье

Изучая период XIY-XY вв. - “осени средневековья”, студентам следует обратить внимание на новые явления в жизни средневекового общества: появление гуманистической идеологии, начало процесса формирования национальных государств, генезис мануфактурного производства, а также завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове, упадок и гибель Византийской империи.

Подумайте, почему Столетняя война (1337-1453) считается первым межгосударственным конфликтом.

Характеризуя ситуацию в итальянских государствах, студенту следует уяснить значение “синьории” и ее специфику, когда капитаны народа (командиры цехового ополчения) становились правителями города с наследственной властью. При этом студентам рекомендуется рассмотреть историю возвышения банкирского дома Медичи во Флоренции, чтобы видеть различные варианты синьории.

Говоря о значении эпохи средневековья в истории человечества, студент должен постараться рассуждать не только о культуре средневековья, но показать знание отдельных персоналий и явлений.

Рассуждая об особенностях культуры позднего средневековья, следует отметить готический стиль в архитектуре, превращение Бургундии времени Карла Смелого в один из крупнейших художественных центров Европы, развитие городской литературы как проявление роста самосознания бюргерства, наметившийся упадок куртуазного романа.

Обязательные источники

Филипп де Коммин. Мемуары. М., 1986. 495с.

Дополнительные источники

Вийон Ф. Лирика. М., 1981 или Полное собрание поэтических произведений. М., 1998.

Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1980.

Обязательная литература

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992 С.524-546, 623-697.

История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998. С.210-319.

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997.С.302-452.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 3. Средневековый человек и его мир. М., 1994. 395 с.

Дополнительная литература

Басовская Н.И. Столетняя война: Леопард против лилии. М., 2002.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. С.237-261, 281-293, 306-316, 323-339, 348-351, 382-392. 396-397.

Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1987, 1995.

Контрольные вопросы по теме

1. Каковы основные причины Столетней войны?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Итоги Столетней войны для Франции

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Основные тенденции развития экономики в странах Западной Европы

в XIY-XY вв.

Ответ студентов:

Замечания преподавателя:

4. Что означало для Европы падение Византии в 1453 г.?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Какое событие в средневековой истории показалось Вам наиболее интересным? Почему?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Кто из правителей средневековой Европы запомнился Вам больше всего? Почему?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

7. Роль эпохи средневековья в истории человечества.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Раздел IV. От средневековья к новому времени.

Европа в конце XV - XVI вв.

Методические указания и контрольные вопросы.

Данный раздел посвящен переходной эпохе истории стран Запада – истории раннего нового времени. Средневековая система экономической жизни, построенная на личной зависимости крестьянина от феодала, все меньше соответствовала развивающимся началам рыночных отношений. Сословная структура (дворянство, духовенство, третье сословие) менялась под воздействием растущей общественной динамики. Происходила духовная и идеологическая смена вех, которую выражают два ключевых понятия "гуманизм" и "реформация".

Без уяснения изменений, которые произошли в Европе в конце XV - XVI веке, будет невозможно понять историю современного мира. Программа фокусирует внимание на пяти основных проблемах, тесно взаимосвязанных друг с другом:

  • социальные и экономические преобразования. Обратите внимание на следующие факты: рост населения, начало внедрения достижений науки в производство, становление книгопечатания, металлургии, изменения в сельском хозяйстве. Дайте оценку революции цен, развитию торговли, возникновению хозяйственных обществ, роли городов как деловых центров. Отметьте размывание традиционного сословного строя.

  • общее изменение геополитической картины мира. Великие географические открытия изменили представления европейцев о мире, они начали новую эпоху в истории всего мира - переход от замкнутых цивилизаций (Северная и Южная Америка, Европа, Африка) к мировой системе. Непосредственными итогами явился процесс европейской колонизации, трансформация традиционного общества Нового света.

  • политические преобразования. Складывание европейского абсолютизма обычно интерпретируется только как усиление власти монарха, централизация системы управления страной. Но не меньшее значение имеет то обстоятельство, что монарх, олицетворявший новый формировавшийся тип европейского государства, призван был гарантировать права и привилегии сословий, безопасность страны, прекращение феодальной "войны всех против всех". Абсолютизм стал важнейшим этапом создания сегодняшней европейской государственности, построенной на принципах верховенства государственной власти, единого экономического и политического пространства страны, общегосударственного права, единой армии и государственного аппарата. Естественно, что этот процесс имел различные особенности во Франции (Валуа - Бурбоны), Испании (Испанские Габсбурги) и других странах. Абсолютизм был реальностью во многих германских государствах. Важно отметить, не только экономические и социальные факторы, но и индивидуальную роль монархов, министров, философов в формировании абсолютизма. Обратите внимание на особенности политической системы Англии (парламент, большая роль местного дворянства, отсутствие постоянной армии и т.п.), на изменения, которые происходили в экономической, политической и церковной системе при Тюдорах.

  • Реформация и ее последствия. Следует проанализировать Реформацию не только как религиозное движение, но и как социально-экономическое и политическое явление. Одна из наиболее распространенных в научной литературе оценок влияния Реформации на последующее развитие экономики, рыночных отношений на Западе содержится в работах немецкого историка и социолога Макса Вебера (см. библиографию).

  • культура, искусство эпохи Возрождения. В центре внимания общественно-политической мысли того времени - личность, человек. Изобразительное искусство XV-XVI вв., связанное с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, является наиболее ярким воплощением идей гуманизма. Всю противоречивость этой эпохи символизирует трактат "Государь" Никколо Макиавелли. Следует обратить внимание на особенности Северного Возрождения (Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский).

Отметим, что традиционная интерпретация истории относит все эти темы к разделу средневековья (они включены в некоторые учебники по средневековью, а не новому времени).

Дополнительные источники

Макиавелли Н. Сочинения /Под ред. А.К.Дживелегова. М.:Akademia, 1934.

Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Франция) /Сост. и пер. Н.Я.Эльфонд. Саратов, 1990. 72 с.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М.: Изд. МГУ. 1985. 384 с.

Обязательная литература

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. С. 345-401.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61-306.

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С 13-55.

Дополнительная литература

Авдаков Ю.К. Великие географические открытия и их социально-экономические последствия. М., 1965.

Блюш Ф. Людовик XIY . М., 1998.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.: В 3 т. / Вступ. Ст. и ред. Ю.Н.Афанасьева. Т.1. М.,1986.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.117-125, 181-186, 196-204.

Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв.: Общая характеристика бюрократического государства и сословного общества “старого порядка”. СПб., 1908.Т 1.

Кофман А. Америка несбывшихся чудес. М., 2002.

Кудрявцев О.В. Ренессансный гуманизм и Утопия. М.,1991.

Лысяков В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти// Новая и новейшая история. №5. 2002. С.186-199.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 219-277.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. 1-5. М., 1982.

Черкасов П.П. Кардинал Ришелье. М., 1990.

Контрольные вопросы по теме

1. Перечислите основные изменения в экономической жизни Европы в конце XV - XVI вв.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Перечислите основные последствия Великих географических открытий.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Перечислите 7-8 ключевых имен философов, литераторов и деятелей искусства эпохи Возрождения из различных государств Европы. Укажите период (век, годы) их жизни, главные произведения.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Каковы главные различия в учениях Мартина Лютера и Жана Кальвина?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Назовите основные социально-политические последствия Реформации.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Каковы характерные черты европейского абсолютизма как политического режима (сформулируйте главные тезисы).

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Раздел V. Мир в новое время.

Методические указания и контрольные вопросы.

В результате освоения данного раздела студенты должны получить знания о ряде ключевых проблем истории XVII - начала XX в. Изучаются явления, события мировой истории, прежде всего, на примере прошлого Великобритании, Франции, Германии (германских государств), США. Студент должен обратить должное внимание и на эволюцию международных отношений нового времени.

Тема 1. Преобразование традиционного общества XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки.

Для более эффективного освоения материала следует выделить несколько основных проблем и сосредоточить на них своё внимание.

Первая из них - материальная, экономическая история периода модернизации традиционной экономики.

Вторая проблема - явления культурной жизни, влияние Реформации на массовое сознание и идеологию в XVII веке, постепенное становление и расцвет европейского Просвещения XVIII века, идейная жизнь того времени. Студент должен знать мировоззренческие принципы Века Просвещения, его главных идейных лидеров (Дж. Локк, Ф.-М.-А. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

Третья проблема - общественно-политические изменения в Англии XVII - начале XVIII в. Студент должен проследить всю цепь кардинальных преобразований - от революции, через реставрацию династии Стюартов (1660-1688), к Славной революции (1688). История Революции - одна из хорошо раскрытых в учебной литературе тем. Советуем составить мини-словарь основных терминов (просвитериане, левеллеры и т.д.). Изучая главные проблемы реставрации 1660-1688 гг., выясните, как восстановленная монархия сохранила многие социальные достижения революции. Подумайте, почему была восстановлена монархическая форма правления? Укажите основные реформы периода периода правления Карла II и Якова II Стюартов. Особое внимание следует обратить на Славную революцию и реформы конца XVII - XVIII веков как на характерный пример эволюционных изменений политической системы в странах Запада.

Четвертый блок вопросов - политическая история континентальной Европы XVIII в. Следует обратить внимание на реформы просвещенного абсолютизма в странах Европы, которые непосредственно предшествовали Французской революции, начавшейся в 1789 г. Уже в ходе этих преобразований заметны попытки изменения сословной системы. Безусловно, центральное значение для мировой истории нового времени имеет Французская революция конца XVIII века. История революции весьма подробно освещается в учебных пособиях. Важно структурировать полученную информацию и освоить периодизацию революции, понять противоречивость оценок якобинского периода, влияние революции на дальнейшую историю Европы. Студент должен уяснить значение этих лет для процесса модернизации общественной системы. Однако следует задать себе вопрос - как оказалось возможным, что движение, начавшееся как борьба за свободу, равенство и братство, привело к возникновению якобинского террора (Максимилиан Робеспьер, 1793-1794 гг.), а в исторической перспективе - к империи Наполеона Бонапарта.

Пятый блок вопросов - история Северной Америки. Студент должен проследить, как в Новом Свете сосуществовали европейские колонисты, индейцы и афроамериканцы. Важно выяснить идейные, политические и экономические основы американского общества. Ответьте на вопрос - что привело европейцев в Америку? Чем отличалась американское общество XVII- XVIII вв. от европейского социума? Какие политические традиции сформировались в колониальный период? Читая Декларацию Независимости 1776 г., систематизируйте основные причины борьбы США против Великобритании. Проследите хронику создания независимого американского государства. Изучите принципы Конституции США 1787 г. и систему власти закрепленную в этом важнейшем документе.

Обязательные источники

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870 гг.). М., 1990. С.5-45.

Дополнительные источники

Вольтер (Ф.-М.-А.). Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги. М.-Л., 1931. Т. 1-2.

Гоббс Т. Сочинения. М.: Мысль, 1989-1991. Т.1-2.

Дидро Д. Собрание сочинений. Л.: Academia, 1935-1947. Т. 1-10.

История в "Энциклопедии" Дидро и д'Аламбера / Пер. Н.В.Ревунковой. Л.: Наука,1978.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сб.док. / Под ред. П.Н.Галанзы. М.: Госюриздат, 1957.

Локк Д. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль,1985. Т. 1-3.

Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.,1955.

Руссо Ж.Ж. Трактаты. М. Наука,1969.

Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. М., 1990. 2 раздел.

Обязательная литература

Барг М.А. Великая английская революции в портретах ее деятелей. М., 1991. 397 с.

Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993. 479 с.

Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993. 831 с.

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.56-137 .

Дополнительная литература

Век просвещения: Сб.ст. М.-Париж, 1970.

Великая Французская революция и Россия / Под ред. А.В.Адо, В.Г.Сироткина. М.,1989.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.231-249,

270-285.

История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983.

Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Изд. 5-е. СПб.,1913-1915. Т. 1-3.

Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995. 238 с.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 286-339 .

Раков В.М "Европейское чудо": Рождение новой Европы в XVI - XVIII вв.: Учеб. пособие. Пермь, 1999.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Л., 1989.

Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.

Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов основателей до конца XX века. М.,1995. С.7-50.

Становление американского государства. М, 1992.

Фюре Ф. Постижение Французской Революции. Спб., 1998. 224 с.

Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе. 2-е изд. Пг., 1924.

Тарле Е В. Наполеон. М., 1991.

Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776. М., 1979.

Французское просвещение и революция. М., 1989.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ : Сравн. изуч. цивилизаций Пер. с англ. А.В. Гордона и Науч. ред. пер. Б.С. Ерасов . М. , 1999.

Контрольные вопросы по теме

1. Тридцатилетняя война: укажите основные причины, этапы конфликта и сформулируйте кратко его итоги.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Расскажите про одного из деятелей Английской революции, кратко осветите его взгляды.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Каковы политические последствия “Славной революции” в Англии?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Назовите 5-6 имен основных идеологов Эпохи Просвещения. Укажите сформулированные ими ключевые политические принципы.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Периодизация Французской революции конца XVIII века. Укажите главные события и законодательные акты каждого периода.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

6. Назовите имена "отцов-основателей" США. Какой вклад они внесли в создание независимого североамериканского государства?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

7. Сформулируйте основные принципы Конституции США 1787 г.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

8. Дайте краткую характеристику творчества одного из писателей, художников, скульпторов или музыкантов, произведения которого являются характерными для искусства XVII-XVIII вв.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 2. Промышленный переворот и процесс формирования "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII - 70-е гг. XIX в.)

Первая проблема данного раздела - история становления индустриального общества - является классической темой в российской исторической науке. “Век техники” (определение Карла Ясперса) в европейской истории начинался именно в XVIII столетии. Студент должен систематизировать свои знания об эволюции промышленной экономики. Следует отметить, что современная российская наука отказывается от классовой интерпретации событий описываемого отрезка истории. Это не означает, что меньшее внимание уделяется, например, истории борьбы рабочих за свои права. Но объективное понимание прошлого невозможно с помощью упрощенной схемы (эксплуататор - эксплуатируемый, классовая борьба).

Второй проблемой данного раздела стала политическая история. Яркие события первой половины XIX в. на Европейском континенте - наполеоновская эпоха, период реставрации, июльской монархии, революции 1848 гг., 1850-1870-е годы - следует рассматривать как последовательные звенья одного исторического процесса, стремясь отказаться от слишком упрощенной трактовки фактов (прогрессивный - реакционный). Студент должен обратить внимание на накопление позитивных социально-политических достижений при каждой смене правления (парламентаризм, права и свободы человека, законодательство о социальной защите трудящихся). При этом важно отметить противоречивость исторического процесса, сложность развития гражданского общества на Западе. Среди важнейших эпизодов XIX века следует отметить политическое объединение Германии и Италии. Динамично развивавшееся, стремительно увеличивавшее свою территорию североамериканское государство пережило в этот период трагедию Гражданской войны.

Изучая духовную жизнь Европы этого периода, главное внимание следует уделять становлению основных идеологических систем. Ими были:

либерализм (индивидуальная свобода человека - превыше всего);

консервативная идеология (принципиальный отказ от революционных способов изменения общества);

социализм (при всем многообразии течений, объединяющим для них было внимание к общественным интересам и ценностям);

национализм (от национального романтизма к убеждению в исключительных правах только одного народа на власть, на место под солнцем).

Дополнительные источники

Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей / Пер. М. М. Федоровой. // Полис. 1993. № 2. С. 97-106.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления /специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования по Отечественной истории для вузов, учебного плана, программы курса “Отечественная история”.
  4. Комплекс по дисциплине отечественная история для всех образовательных

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)» Специальность: 032600. 00 история

    Учебно-методический комплекс
    Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010.

Другие похожие документы..