Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фалес полагал, что все из воды и возвращается в воду. Вода – это важнейшее состояние, первооснова четырех стихий (вода, огонь земля, воздух). Вся жизн...полностью>>
'Пояснительная записка'
Учебно-методический комплект по курсу "География человеческих перспектив" является победителем Конкурса по созданию учебной литературы ново...полностью>>
'Автореферат'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет...полностью>>
'Документ'
Сума надміру сплаченого податку минулих податкових періодів (переплати), яка підлягає поверненню на поточний рахунок платника податку в банку-резиден...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел I. Начало формирования человеческого общества

и его основных институтов.

Методические указания и контрольные вопросы.

При самостоятельном изучении начального этапа истории человечества студенту следует обратить внимание на варианты периодизации истории первобытного общества и запомнить характеристики отдельных периодов. Надо глубоко усвоить, каковы были последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству (переход к оседлому образу жизни; появление излишков продуктов; общественное разделение труда; усложнение и совершенствование общественных отношений). Очень важно понять причины появления государства и знать, какие обстоятельства этому способствовали.

Обязательная литература

История древнего мира. Ч.1. / Под ред. Д. Г. Редера, Е. А. Черкасовой. М., 1985. С.26 - 102.

Дополнительная литература

Першиц А. И., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1999. С.38 - 213.

Контрольные вопросы по теме

1. Основные черты периода первобытности в истории человечества.

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

2. Что такое "неолитическая революция" и каковы ее последствия?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

3. Каковы причины зарождения государства?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

Раздел II. Цивилизации древности.

Методические указания и контрольные вопросы.

Тема 1. Цивилизации древнего Востока.

История древнего Востока - первый период в истории цивилизации. Студент должен обратить внимание на то, что в странах древнего Востока сложился особый тип общества и государства. Следует понять причины этого своеобразия и отличия древневосточных обществ и государств от античных. Особое внимание необходимо обратить на характерные черты культуры древнего Востока, причины и историческое значение появления письменности, ее своеобразие в различных странах и основные этапы эволюции письма в рамках истории древнего мира.

Следует обратить значительное внимание на особенности природных условий древнего Востока, оказавших существенное влияние на ход исторического развития в данном регионе; уяснить, что оптимальные экологические, производственные, демографические условия для появления государства сложились раньше всего в долинах крупных рек.

Необходимо отметить специфику характера землевладения и структуры древневосточного общества (относительная прочность общины); своеобразие форм государства (крупные централизованные государства /"восточная деспотия"/).

Требуется усвоить минимальные фактические сведения по истории государств Месопотамии (шумерские города-государства; Аккадское царство; государство III династии Ура; Старовавилонское царство) и древнего Египта (периодизация; важнейшие события).

Студентам рекомендуется уделить специальное внимание царствованию Хаммурапи и проработать ценнейший источник по истории Междуречья - свод его законов.

Опираясь на фактический материал, следует сравнить пути развития Месопотамии и Египта, найти сходства и различия, понять их причины (географическое положение; особенности ирригационного земледелия долины Нила).

Изучая историю I тыс. до н. э., нужно обратить внимание на причины возникновения древнейших в истории человечества империй (Ассирийская, Персидская) и попытаться выделить их основные признаки как типа государства.

Обязательные источники

Законы Хаммурапи //Древняя Вавилония по законам Хаммурапи. Рабочая тетрадь студента. М., 1998. С.38 - 75.

Обязательная литература

История древнего мира. Ч.1. / Под ред. Д. Г. Редера, Е.А. Черкасовой. М., 1985. С.102 - 250.

Дополнительная литература

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

История древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2000. С.12 – 339.

Керам К. Боги, гробницы, ученые.: роман археологии. М., 1986.

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1956, 1991.

Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.

Косидовский З. Сказания Евангелистов. М., 1979; 2-е изд. М., 1987.

Культура древнего Египта. М., 1976.

Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Мифология древнего мира. М., 1977.

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1964; 2-е изд. М., 1986.

Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.

Контрольные вопросы по теме

1. В каких государствах древнего Востока «деспотическая» форма правления достигла наибольшего развития?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

2. Охарактеризуйте структуру вавилонского общества во время правления царя Хаммурапи.

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

3. Чем египетский вариант развития общества и государства отличался от месопотамского?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

4.Назовите основные черты империи древности.

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

Тема 2. Особенности античных обществ.

На Балканском полуострове в I тыс. до н. э. сложилась древнейшая европейская цивилизация. Основные черты строя, характерного для Центрального и Западного Средиземноморья (Греция и Рим), существенно отличались от общественного устройства древнего Востока, что дает возможность говорить об особом, так называемом античном типе общества и государства. Студентам следует уяснить его основополагающие характеристики, связать их с особенностями природных и исторических условий Греции и Рима.

Скудные природные ресурсы Балканского полуострова, отсутствие больших рек в совокупности с близостью моря и изрезанностью береговой линии (студентам следует обращаться к историческим картам в учебниках и атласах) не требовали создания крупных хозяйств, способствовали налаживанию торговых отношений с соседями. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что античные государства формировались в эпоху использования железа. В результате на Балканском и Апеннинском полуостровах складывается своеобразная античная форма собственности (сочетавшая общинные и частновладельческие черты), послужившая основой для гораздо более широкого, чем на Востоке, распространения частной собственности на землю, которая, в свою очередь, способствовала развитию относительно высокой товарности производства.

На базе античной формы собственности развивается полисная организация общества. Студентам следует запомнить, что полис - это, прежде всего, коллектив граждан, землевладельцев и воинов, обладавших целой совокупностью прав и обязанностей; община, превратившаяся в государство (на Востоке государство встает над общиной) и эксплуатирующая неграждан. Обычный перевод термина "полис" - "город-государства" также правомерен, так как отражает одну из важных особенностей античности как городской цивилизации.

Студентам необходимо четко представлять, что третьей характерной чертой античности является так называемое классическое или античное рабство. Рабы становятся в античных государствах ( в отличие от древнего Востока) основной производительной силой. Сплоченность полисного гражданства и его борьба за защиту своих прав в значительной мере способствовала запрещению кабального рабства и привела к тому, что подавляющее большинство рабов были чужеземцами, а потому резко противопоставлены свободным. Именно в античности рождается само понятие "свобода".

Помимо общей характеристики античности и ее отличий от древневосточного типа общества и государства, студентам следует знать основные периоды и важнейшие события истории древней Греции; условия формирования главных греческих государств и, в связи с этим, различные типы полисов (Афины и Спарта). Особое внимание надлежит уделить периоду наивысшего расцвета демократии (рабовладельческой!) в Афинах после Греко-персидских войн, достижениям многообразной и яркой греческой культуры, послужившей основой европейской цивилизации.

Изучая историю древнего Рима, необходимо иметь в виду, что римское общество - также полисного типа, но с рядом своеобразных черт, обусловленных особенностями его формирования (борьба плебеев и патрициев; постоянные войны за расширение территории).

В римской истории выделяют царский, республиканский и императорский периоды. Самостоятельно занимаясь историей царского периода, студенты должны главное внимание уделить структуре римского общества и реформам Сервия Туллия, заложившим основы государства. Следует понять причины и знать ход наиболее важных процессов раннереспубликанского периода римской истории (борьба плебеев; складывание системы управления государством; подчинение Римом всей Италии и создание Римско-италийского союза). Затем требуется проследить превращение Рима в сильнейшее государство не только Западного, но и Восточного Средиземноморья и проанализировать причины его побед над многими народами. Позднереспубликанский период римской истории отмечен кризисными явлениями. Следует глубоко вдуматься в причины гражданских войн I в. до н. э. и падения республики (восстания рабов; обострение социальной борьбы; невозможность управления колоссальной державой при помощи полисных механизмов).

Занимаясь историей императорского Рима, студентам надлежит понять сущность принципата (соединение монархических и республиканских начал) как нового типа государственного устройства; знать последовательность развития от принципата к доминату (неограниченной монархии), события, которые считаются условной границей истории древнего мира (падение Западной Римской империи).

Надо составить себе представление об основных достижениях римской культуры, которая вместе с римскими завоеваниями распространилась в странах Запада. Во многих областях культуры римляне достигли непревзойденных образцов (римское право; архитектура; скульптура).

Обязательные источники

Античное общество: полисная система // Хрестоматия по всеобщей истории / Под ред. Н. И. Басовской и др. М., 1991. С. 20 -51.

Дополнительные источники

Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1996.

Арриан. Поход Александра. М., 1993.

Геродот. История. М., 1993.

Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993.

Ливий, Тит. История Рима от основания города. Т. 1-3. М., 1989-1993.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1-2. М., 1994.

Полибий. Всеобщая история. Т. 1-3. СПб., 1994-1995.

Саллюстий Крисп, Гай. Сочинения. М., 1981.

Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.

Тацит, Корнелий. Сочинения. Т. 1-2. М., 1993.

Фукидид. История. М., 1993

Обязательная литература

История древнего мира. Ч.2. / Под ред. Г.А. Бокщанина, Ю.С. Крушкол. М., 1982. С.14 - 422.

История Европы: с древнейших времён до наших дней.Т.1, М., 1988. С.127-202; 217-372; 389-491; 534-593; 630-666.

Дополнительная литература

Античная Греция / Под ред. Е.С. Голубцовой. Т.1-2. М., 1983.

Арский Ф. Н. Перикл. М., 1971.

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. М., 1992.

Виппер Р. Ю. История Греции в классическую эпоху. М., 1916.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

Гафуров Б. Г., Цибукидис Д. И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998.

Грималь П. Цицерон. М., 1991.

История древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2000. С.35 - 364.

История древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2000. С. 31 - 351.

Кондратов А. М. Погибшие цивилизации. М., 1968.

Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена: загадки древней Эгеиды. М., 1970.

Кораблев И.П. Ганнибал. М., 1976.

Кравчук А. Троянская война. М., 1991.

Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

Культура древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 12 – 146.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

Сергеенко М. Е. Жизнь в древнем Риме. СПб., 2000.

Утченко С. Л. Древний Рим (события, люди, идеи). М., 1969.

Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

Шахермайер Ф. Александр Македонский. Л., 1984.

Шифман И. Ш. Цезарь Август. М., 1990.

Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988.

Штаерман Е. М. Древний Рим: Проблемы экономического развития. М., 1978.

Контрольные вопросы по теме

1. Каковы отличия античной цивилизации от древневосточной?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

2. Основные этапы формирования Афинского полиса и их содержание.

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

3. Каковы особенности полиса в Спарте?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

4. Сословное деление населения Рима периода республики и его специфика.

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

5. Каковы причины падения республиканского строя в Риме?

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

6. Основные черты Римской империи периода домината.

Ответ студента.

Замечания преподавателя.

Раздел III. Европейская средневековая цивилизация.

Методические указания и контрольные вопросы.

Тема 1.Исторические судьбы древних цивилизаций.

При самостоятельном изучении рубежного периода перехода от античности к средним векам студенту рекомендуется вспомнить изученный ранее период поздней Римской империи. Необходимо обратить внимание на процессы аграризации экономики, развитие системы колоната, прикрепление людей к отдельным сословиям (куриалы), появление слоя магнатов с собственными военными клиентелами, ужесточение налогового бремени. Важно вспомнить о процессе варваризации римской армии, о приобретении все большей самостоятельности римскими провинциями.

Студенту рекомендуется обратить внимание на роль христианства и христианской церкви в период кризиса римской империи и эпохи формирования варварских королевств, поскольку христианство являлось мировой религией, не имеющей этнических и социальных барьеров для распространения.

Рассматривая проблемы, связанные с эпохой Великого переселения народов, следует уяснить причины этого движения (изменение климата, демографические колебания, ослабление Римской империи, усиление имущественного и социального неравенства в варварских племенах, давление степных кочевников).

Анализируя основные черты германского мира, студентам следует обратить внимание на институты семьи и рода у древних германцев, на роль дружины и особенность взаимоотношений дружины и вождя.

При изучении предпосылок и условий возникновения варварских королевств студент должен обратить внимание на тот факт, насколько сильным могло быть римское влияние на данной территории (и соответствующие заимствования римских традиций варварами), какой путь прошло то или иное племя от места своего первоначального расселения (насколько ослабли родственные связи и получили преобладание связи покровительства и дружбы), как давно тот или иной народ входил в орбиту влияния Римской империи и на каких условиях (войны с Римом, торговля, статус федератов империи и т.д.).

Обязательные источники

Тацит К. О происхождении германцев и местоположении Германии // Тацит К. Сочинения в двух томах. М., 1993. С.353-373.

Дополнительные источники

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984.

Обязательная литература

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С.49-94.

Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.9-40.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях. Часть 1. / Отв. ред. А.Л.Ястребицкая. М.,1994. С.25-112.

Дополнительная литература

Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М.,2000.

Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб., 1999.

История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. Т.1-2. М., 1977. Т.1. С.10-25.

Лебек С. Происхождение франков, V-IX века. М., 1993. С.11-37.

Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - середина VII вв.) М, 1987.

Контрольные вопросы по теме

1. Основные черты позднеримского общества и государства.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Основные черты традиционной социальной и политической организации древних германцев.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Причины и последствия эпохи Великого переселения народов.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

Тема 2. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

2.1 Раннее средневековье

Изучая процесс генезиса раннесредневекового общества и государства студентам рекомендуется рассматривать его на примере государства франков (династия Меровингов). При этом следует обратить внимание на особенность заселения франками Галлии (компактное расселение, заселение происходило поэтапно, знать захватывала земли императорского фиска), на роль епископата в варварском государстве (структура и функции местной власти со времени развала Римской империи, высшие церковные должности у галло-римской знати, обращение в христианство Хлодвига). При объяснении факторов нестабильности варварских королевств следует уяснить, что власть королей основывалась прежде всего на их крупной земельной собственности и наличии сильной дружины, что основную массу населения составляли свободные общинники, что короли относились к своему государству как к вотчине и делили его между всеми своими сыновьями. Дробление государства франков на отдельные королевства вызывало усиление местной власти магнатов и ослабление власти королей (вспомните описание последних королей династии Меровингов у Эйнгарда).

Также рекомендуется обратить внимание на бенефициальную реформу, которая означала появление земельных пожалований в условную собственность (за военную службу), укрепление слоя мелких и средних феодалов, составивших основу рыцарского ополчения, формирование слоя зависимого крестьянства, генезис отношений вассалитета. Позднее в державе Каролингов происходит рост иммунитетных пожалований (когда судебные, административные и фискальные права на данной территории передаются крупным земельным собственникам, магнатам), формируются вассально-ленные отношения.

Говоря об усилении центральной власти при Карле Великом (император с 800 г.), студенту следует иметь ввиду, что не только авторитет самого правителя этому способствовал, но и его успешная внешняя политика, созданная система графств и маркграфств, разъезжавшие по территории империи государевы посланцы, съезды знати, активная законодательная деятельность правителя, его церковная политика. При характеристике культуры Каролингского возрождения студентам рекомендуется задуматься о границах ее распространения и степени доступности населению государства (придворная культура).

Рассуждая об эпохе раннего средневековья, студентам не следует забывать о том, что продолжает свое существование Восточная римская империя (Византийская), которая вела активную политику по отношению к варварским государствам. Особенно рекомендуется обратить внимание на правление императора Юстиниана (VI век), проведенную при нем кодификацию права (кодекс Юстиниана), активную внешнюю политику (разгром государства вандалов в Северной Африке и государства остготов), специфику его фискальной и социальной политики. Подумайте, какую роль в истории Византии сыграла славянская экспансия.

Вспомните, как происходило возвышение римского епископа, какие события привели к появлению Папской области. При характеристике христианского символа веры обратите внимание на становление христианской догматики (в частности, на решения Вселенских соборов в отношении ариан, несториан, пелагианцев и др.). Подумайте, на каких территориях и в каких государствах развернулось основное соперничество между Римом и Константинополем в политике христианизации и почему.

Обязательные источники

Салическая правда / Пер. Н.П.Грацианского. М., 1950.С. 13-88.

Дополнительные источники

Григорий Турский. История франков. М., 1987. Гл. 2, 5.10.

Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.,1993. С.316-418. Ч.1, 1-10, Ч. VI-IX, XI-XIII, XXX.

Эйнгарт. Жизнь Карла Великого // Левандовский А. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1995. С.177-207.

Обязательная литература

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С.95-129

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 1. С. 112-207.

Дополнительная литература

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.1-2. М., 1995.

Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. С.56-79.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. С.85-132, 417- 423.

Лебек С. Происхождение франков, V-IX века. М., 1993. С. 45-312.

Левандовский А.П. Карл Великий: через империю к Европе. М., 1995. С. 39-152.

Тейс Л. Наследие Каролингов, IX - X вв. М, 1993.

Тьерри О. Рассказы из времён Меровингов. СПб., 1994.

Контрольные вопросы по теме

1. Почему последние короли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

2. Основные черты культуры раннего средневековья.

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

3. Что такое отношения вассалитета?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

4. Каковы были исторические судьбы империи Карла Великого?

Ответ студента:

Замечания преподавателя:

5. Каковы основные результаты внутренней политики Юстиниана?

Ответ студента:

Замечание преподавателя:

6. Какую роль в истории Византии сыграло иконоборческое движение?

Ответ студента:

Замечание преподавателя:

2.2 Классическое средневековье

При изучении периода развитого средневековья XI-XIII веков студентам следует обратить внимание на стратификацию общества (сословия “воюющих”, “молящихся” и “работающих”), развитую систему феодальной иерархии (включая и иерархов церкви), расцвет рыцарской культуры (куртуазная культура, трубадуры, рыцарские турниры, культ прекрасной Дамы). Вместе с тем это время расцвета средневековых городов, подъема торговли, активной борьбы городов ряда территорий за коммунальные свободы.

Говоря об эпохе крестовых походов, рекомендуется обратить внимание на изменение их целей (от освобождения Иерусалима до захвата Константинополя и похода в Тунис), на появление духовно-рыцарских орденов, на интересы итальянских государств (особенно Венеции и Генуи) в этих походах. Подумайте, какие стереотипы восприятия Византии и арабо-мусульманского мира появляются на Западе в результате крестовых походов.

Обратите внимание на особенность положения и развития византийского общества и государства в эпоху средневековья, на подчинение патриарха императору, на роль славянской экспансии в византийской истории.

Рассматривая процесс складывания централизованных государств (на примере Англии и Франции), вспомните о системе прямого (Англия) и непрямого (Франция) вассалитета. Говоря о централизации, рассматривайте ее в двух направлениях: собирание королем власти (возвращение некогда делегированных магнатом или захваченных ими судебной, фискальной, административной власти, стремление королей прекратить феодальные междоусобицы внутри государств, получить преимущественное право созывать рыцарское ополчение) и земель королевства (увеличение королевской вотчины-домена, наследование земель бездетных сеньоров, выгодная династическая политика).

Как вариант развития средневекового государства рекомендуется рассмотреть Германскую империю. Данную проблему следует рассматривать в комплексе, поскольку итальянская политика германских правителей (походы на Рим и подчинение папства), их церковная политика (инвеститура, появление имперской церкви), борьба с итальянскими городами самым тесным образом взаимосвязаны с внутренней политикой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления /специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования по Отечественной истории для вузов, учебного плана, программы курса “Отечественная история”.
  4. Комплекс по дисциплине отечественная история для всех образовательных

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Отечественная история».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)» Специальность: 032600. 00 история

    Учебно-методический комплекс
    Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010.

Другие похожие документы..