Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципа...полностью>>
'Документ'
Курило А.П. О новой редакции Стандарта Банка России «Обеспечение информационной безопасности органи­заций банковской системы Российской Федерации. Об...полностью>>
'Документ'
«Улучшение медико-социальных условий жизни участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним других категорий гр...полностью>>
'Тематика курсовых работ'
). 10. Учет долгосрочных инвестиций (на примере… ). 11. Учет основных средств (на примере… ). 1 . Учет операций по аренде (лизингу) (на примере…....полностью>>

Павлодарского прииртышья

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

имени С. Торайгырова

А.А. Сметова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

Учебное пособие

для студентов педагогических специальностей

Павлодар

УДК 78.03 (574.25)

ББК 85.31

С 50

Рекомендовано научно-методическим советом республиканского учебно-методического объединения

Рецензенты:

Н.Э. Пфейфер – доктор педагогических наук, профессор, проректор по УР ПГУ им. С. Торайгырова

Е.И. Бурдина – кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики

С 50 Сметова А.А.

История развития музыкального просвещения в Павлодарском Прииртышье: учебное пособие.- Павлодар, 2006. – 160 с.

ISBN 9965-9-439-18-4

Учебное Пособие «История развития музыкального просвещения в Павлодарском Прииртышье» предназначено для студентов вузов специальности 050106 – «Музыкальное образование». В пособии рассматривается развитие музыкального просвещения и образования в Казахстане, в частности в Павлодарской области. Роль музыкального просвещения в формировании музыкально-эстетической личности.

4905000000

00(05)05

ISBN 9965-9-439-18-4 УДК 78.03 (574.25)

ББК 85.31

Сметова А.А., 2006

Павлодарский государственный

университет им. С.Торайгырова, 2006

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Историко-теоретический анализ условий развития музыкального

просвещения в Павлодарской области………………………………………14

1.1 Характеристика исторических предпосылок развития

музыкального просвещения в Павлодарском Прииртышье.…..……...37

1.2 Основные этапы развития музыкального просвещения в

Павлодарской области с 1938 по 1985гг…………………….………….. 50

2. Основные направления музыкального просвещения в

Павлодарской области.………..……………….……………………………81

2.1 Становление и развитие музыкального образования в Павлодарской

области...………………………………….. ….……………………………81

2.2 Содержание и формы музыкально-эстетического воспитания

в системе культурно - просветительских учреждений.….…………….103

2.3 Художественная самодеятельность как средство формирования

музыкально-эстетической культуры населения. ………….…………….………………………………………………………..124

Выводы ……………………..………………………………………………...148

Список использованных источников……………………………………….155

Введение

Принятый в Республике Казахстан стратегический курс на обновление всех сторон жизнедеятельности общества, на достижение нового качественного состояния общественного прогресса, вызвал потребность в осмыслении пройденного исторического пути во всех сферах духовной жизни. На основе глубокого знания национальной психологии и воспитания, уважения обычаев и традиций обращается особое внимание на памятники национальной культуры, развертывание научных изысканий по проблемам истории и культуры Казахстана.

Сегодня в Казахстане формируется культурообразующая среда, которая должна способствовать возрождению и расцвету национальной культуры, её проникновению во все сферы жизнедеятельности, достижению высокого уровня образованности. Вопросы культуры общества, образование граждан становятся главными в контексте укрепления суверенитета страны. Обновление общества, его открытость миру предоставляют широкие возможности развитию музыкально-эстетического воспитания молодежи.

Без качественного обновления содержания профессионального образования и воспитания невозможно развитие государства, ибо образование как социальный институт есть не что иное, как передача знаний, культуры, народной памяти от поколения к поколению, включение всех богатств, накопленных человечеством, в активный потенциал прогресса нации.

Важнейшее методологическое значение для исследования и периодизации развития педагогических явлений и систем имеет проблема связи истории педагогики с современностью. Богатое наследие историко-культурного и историко-педагогического прошлого Казахстана должно быть в полной мере учтено в качестве объективных «уроков истории». Это позволит не только освободиться от негативного и непродуктивного в сфере просвещения, но и использовать весь накопленный ценный опыт в работе по дальнейшему совершенствованию системы образования в Казахстане.

Культура и образование есть, в конечном счете, человекотворчество, и в этом их главное функциональное назначение и обязанность. Это общее достояние и ценность, которые мы должны не только сберечь, но и передать будущим поколениям. Передача этого бесценного богатства тем, кто стоит сегодня на пороге самостоятельной жизни, приходит в учебные заведения страны, является актуальной задачей культурной и интеллектуальной общественности Республики Казахстан.

Вопрос о целях обучения и воспитания имеет длительную историю развития, на протяжении которой менялась сущность различных концептуальных подходов – от идеи всестороннего и гармоничного развития личности в эпоху античности до формирования базовой культуры личности в настоящее время. Казахской академией образования имени И. Алтынсарина определен этот феномен через усвоение и осознание содержания образования как основы нравственного саморазвития личности, художественно-эстетического воспитания и обучения. Учебно-воспитательный процесс в стенах школы в этом плане представляет собой, по нашему мнению, лишь первую ступень освоения общечеловеческой культуры и превращения ее в свою базовую. «Оқу» и «бiлiм» - «учение» и «знание» - две стороны познания мира кочевниками Великой степи. «Оқу даладай кең, бiлiм таудай биiқ» - «Учение широко как степь, а знание высоко как горы», гласит казахская пословица. Поиск механизмов, при помощи которых возможен перевод традиционной системы воспитания и образования на новый качественный уровень, при котором богатый потенциал традиционной художественной культуры во всей ее универсальной целостности мог бы активно участвовать в создании обновленной системы образования, в частности, художественно-эстетического и музыкального, является актуальнейшим требованием современного непрерывного образования.

Каждый народ создает свою культуру и искусство, где отражает неповторимую национальную жизнь и историю. Национальная культура самобытна, ибо она выражает духовную жизнь своей нации посредством особых, специфических и оригинальных средств и способов, образующих системную целостность.

Тривиальная истина - развитие духовности личности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Между тем, в течение многих десятков лет этническая специфика казахского народного искусства, формы его бытования, мировоззренческие аспекты – эти и многие другие ценности традиционной художественной культуры были отброшены и не включались в арсенал в художественно-эстетического воспитания учащейся молодежи.

Современную систему непрерывного профессионального образования нельзя создать, не зная историю народа. Недооценка исторического подхода к изучению явлений культуры и искусства приводит к непониманию многих явлений духовной жизни, в том числе и к неэффективности обучения.

Основными факторами в формировании духовного облика людей выступают окружающая социальная среда, т.е. взаимоотношения людей в обществе, человеческая воля, воспитание.

Культура казахов-кочевников – это, прежде всего, их духовная традиция, особенно ярко раскрывающаяся в художественном творчестве и в специфической системе этико-эстетических воззрений кочевников Великой степи. К сожалению, «девятнадцатый век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессивную цивилизацию, а в Центральной Азии будто бы царили застой, либо коварство и дикость. Самое плохое в этой концепции было не то, что она неправильна, а то, что она предлагалась как достижение науки, не подлежащее критике».

Приходится констатировать, что весь общеобразовательный процесс бывшего Союза строился по принципу европоцентризма. Это относится не только к содержанию учебного процесса, но, в первую очередь, к его методологии, как впрочем, и ко всей культурной политике. Все духовное, культурное пространство Союза строилось по европейскому стандарту мышления без учета национальной психологии и традиций мировоззрения народов, входящих в состав СССР.

Закрытие национальных школ, внедрение унифицированных учебных планов, программ и учебников, не учитывающих многообразия и специфики культур народов, единых типов учебных заведений во всех этнокультурных сообществах бывшего СССР привело к тому, что за годы советской власти выросло несколько поколений людей, не владеющих родным языком, малознакомых с культурой и историей своего народа, воспитанных в духе атеизма. В связи с этим актуальной задачей ученых стало возвращение в школу педагогического сокровища казахского народа, критическое и творческое использование народной системы обучения и воспитания. Нужно подготовить педагогические кадры, способные осуществить цели и задачи этнокультурного образования. Учитель, особенно получивший образование в условиях тоталитарного общества, сегодня нуждается в солидной дополнительной подготовке по вопросам этнокультурного компонента образовательных планов, достижений мировой культуры, альтернативности и демократичности в позициях и взглядах, толерантного отношения к другой культуре и иным языкам.

Суверенитет нашего государства и возрождение народных обычаев и традиций актуализирует формирование правильного отношения у подрастающего поколения к культурному и духовному наследию своего народа. При этом очень важно выявить его прогрессивные и демократические элементы, найти пути педагогически грамотного и эффективного их использования в практике современной школы.

Важность и необходимость регионального компонента в подготовке педагогических кадров заключается в том, что если в стенах вуза не научить будущего учителя знать, любить, беречь свой край – республику, регион (маленький город, село, аул), то он соответственно не научит этому и своих учеников. Стремление форсировать формирование советского народа в единую национальную общность привело к отрыву образования от реальных условий жизни и деятельности регионов. Между тем региональному компоненту в образовании уделяется серьезное внимание в высокоразвитых зарубежных странах. Сегодня выпускники, например, американских школ, прекрасно знают свой край, его богатства и другие особенности. Причем не только знают свою малую родину, но и искренне гордятся ею. Они могут очень многое рассказать собеседнику о своем крае, городе, деревне. Это связано с тем, что основной упор в обучении делается на изучение своей страны и её регионов. Именно региональная ориентация берется как основа при подготовке педагогических кадров и образовательных программ. Разумеется, хорошо, что наши студенты получают достаточно широкие знания и образование, не замыкаясь на региональную специфику. Но мера гармоничного соотношения глобального и регионального компонентов в отечественной образовательно-воспитательной системе заметно отклонена в противоположную от регионального полюса сторону.

В наши дни отмечается большой интерес к истории своего народа, истории своего края. Краеведческая работа в регионах нашей страны является одной из тех, которая привлекает внимание и интерес представителей отечественной науки и интеллигенции.

Относительная неразработанность комплекса региональных проблем в педагогическом образовании отрицательно сказывается на реформировании высшей школы и требует принятия соответствующих мер.

Образование и музыкальное просвещение в Казахстане развивалось, совершенствовалось, приобретало определенную систему в течение ряда лет.

Говоря о функциях музыкально-просветительских учреждений, следует отметить, что данный вопрос в настоящее время является остродискуссионным. Не реализуется такая важная функция культурно-просветительских учреждений, как формирование культурной среды конкретной местности, региона.

С педагогической точки зрения процесс формирования личности человека средствами музыкального обучения и воспитания – это эстетическое, этическое влияние на личность, которое приобщает воспитанника к интересам других людей и общества.

Реформирование всех сфер жизни общества актуализирует изучение краеведческой наукой таких тем, которые до последнего времени практически не исследованы или мало изучены. К их числу относится изучение развития музыкального просвещения Павлодарской области, в том числе становление профессионального музыкального образования, развитие народного творчества, самодеятельного искусства.

Редкие статьи в средствах массовой информации областного и республиканского значения, архивные и музейные документы составляют лишь небольшую часть материалов из истории музыкального просвещения региона. До настоящего времени не издано ни одной книги, где предпринималась бы попытка обобщения творческого опыта, анализа явлений, самобытности отдельных жанров, характерных Павлодарской области. Поэтому не представляется возможным видения ясного, фактически охваченного в хронологические рамки развития и становления музыкального просвещения области.

Целью воспитания в нашем государстве является приобщение молодежи к культуре, освоения всех ее пластов, поэтому важным становится эстетическое воспитание, столь же важно историческое восприятие действительности. Музыкальное образование всегда было и остается наиболее популярным и общедоступным, в тоже время в науке не проанализированы и мало изучены этапы становления музыкального просвещения, в том числе и на региональных уровнях, восполнение этого пробела может стать существенным подспорьем в развитии исторического сознания и эстетической культуры нашего народа.

Без преемственности в передаче знаний невозможно дальнейшее развитие образования молодого поколения.

Глава 1. Сущность и содержание понятия

«музыкальное просвещение»

На современном этапе, для которого характерны духовный подъем и переоценка многих исторических явлений, когда складывается концепция культурного развития, особую важность приобретает глубокое изучение исторического наследия народа как источника познания истории, культуры, национальных традиций и художественных достижений народа.

История показывает, что незнание национальных особенностей народа, его психологии, истории, его традиций, обычаев, пренебрежительное отношение к прошлому означает разрушение связи, преемственности поколений.

Проблема соотношения исторического и современного многогранна и сложна. Современность нельзя противоставлять истории, границы между ними весьма относительны. События современные, так сказать сегодняшнего дня, генетически связаны с прошлым, днем вчерашним. Невозможно понять и правильно оценить современный ход развития просвещения, педагогической мысли без знания истоков, тенденций развития, закономерностей и специфики процессов, этапов и особенностей их исторического движения и прогресса. Практика историко-педагогических исследований подтверждает, что в историческом прошлом, (порой весьма отдаленном от нашего времени), можно найти корни, проследить становление и формирование педагогических явлений и систем, получивших свое полное выражение и зрелость в наши дни. Понятие «современность» применительно к истории педагогики не сводится исключительно к хронологии. Одновременно с изучением педагогических процессов, синхронных современности, историко-педагогическая наука анализирует те педагогические феномены и категории, которые возникли в прошлом, но сегодня или продолжаются, или оказывают непосредственное влияние на динамику педагогического процесса, начавшегося на определенном этапе исторического развития образовательно-воспитательной сферы жизни общества и продолжающиеся в наши дни.

Методология истории педагогики требует объективного научно-исторического изучения и характеристики структуры и компонентного состава целостного историко-педагогического процесса, ибо только в этом случае наука «история педагогики» сможет выполнить свои функции:

- теоретико-познавательную;

- социальную и аксиологическую;

- доказательную и критериальную;

- эвристическую и прогностическую;

- воспитательную.

Таким образом, единство истории педагогики и современности в целостном историко-педагогическом процессе определяется внутренним единством составляющих его временных компонентов: историко-педагогическое прошлое – современность – педагогическое будущее, ни один из которых продуктивно не может изучаться без другого.

В энциклопедическом словаре «просвещение» рассматривается как распространение знаний, образования и как система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений. Слово просвещать значит сообщить кому – нибудь знания, распространить среди кого-нибудь знания, культуру. Мы же рассматриваем сущность и содержание понятия «музыкальное просвещение», т.е. просвещение, связанное с музыкальной деятельностью, суть которой заключается в передаче знаний музыкальной культуры и образования через музыкально-образовательные и культурно-просветительные учреждения.

Музыкальное просвещение включает в себя понятия «музыкальное воспитание» и «музыкальное образование». Музыкальное воспитание – процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Система музыкального воспитания основывается на комплексе методов общей и специальной музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание - целенаправленное и систематическое развитие музыкальных вкусов детей, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, способности понимать и глубоко переживать ее содержание; составная часть эстетического воспитания. Музыкальное образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Под музыкальным образованием понимают также систему организации музыкального обучения в музыкально-учебных заведениях. Важную роль может играть и самообразование. Различают музыкальное образование общее (достаточное для любителей) и специальное, подталкивающее к профессиональной работе (композиторской, исполнительской, педагогической, научной). Цель, методы, организационные формы музыкального образования эволюционируют под воздействием общественного развития и определяются ролью музыкального искусства в жизни общества, национальной спецификой, музыкально-эстетическими взглядами, бытующими формами музыкальной деятельности, общепедагогическими идеями.

Жизнь человека пронизана музыкой; сознательно и бессознательно она формирует чувства, мысли, сознание, поведение человека, являясь средством воспитания, образования и познания мира.

Так, еще в первобытном обществе музыка носила прикладной характер, определяя все жизненные функции человека: обряды и ритуалы, праздники и повседневная жизнь – все сопровождалось звуками музыки, приуроченной к данному событию. Однако, наряду с прикладным назначением, музыка несла мировоззренческую и воспитательную функции.

Панораму жизни казахского народа из глубин древности к нашим дням мы можем представить в материальном воплощении звукового мира в неповторимых звучаниях казахских музыкальных инструментов. Звуками сыбызги вели чабаны свои отары на джайляу, таинственная сила, живущая в звуках кобыза, обладала целительным воздействием; воинственный клич кернея и «дико ревущей» берестянной трубы – урран созывал народ, вел воинов в бой; а над колыбелью младенца звучал «баюкающий голос» шанкобыза и позванивание колокольчиков конырау; но привольнее и шире звучала в казахской степи домбра.

В условиях кочевого быта традиции семейной и общественной жизни степных аулов во многом способствовали музыкальному и эстетическому воспитанию детей.

Вечерние сборы нескольких семей в одной юрте, совместные музицирования с пением и домброй были характерны для казахов, независимо от их социального статуса. Народные песни и кюи являлись своеобразной эстетической школой. В них запечатлены не просто история народа, но и своего рода морально-нравственные принципы, устои общества. В большей степени они несут воспитательную функцию.

Огромная роль в музыкальном воспитании и образовании народа принадлежит народным акынам, жырши, салам, сере, кюйши. Они разъезжали по аулам, пропагандируя музыкальную культуру казахского народа. Имея среди детей и молодежи массу своих поклонников и подражателей, учили их петь и играть на музыкальных инструментах. При отсутствии музыкальной письменности происходил процесс устного освоения репертуара и музыкальных знаний «из уст в уста».

Следует помнить об очень важном воспитательном аспекте, заложенном в традиции исполнения кюев. Каждое исполнение песни, а тем более кюя, предварялось рассказом об авторе сочинения, обстоятельствах, при которых произведение было сочинено или исполнителем услышано. Подобный рассказ создавал необходимый эмоциональный настрой, благодаря которому музыка становилась для слушателей более понятной, доступной.

Песни, сопровождавшие быт и труд народа, различные соревнования певцов, музыкантов во время многолюдных ярмарок, празднеств влияли на формирование эстетического вкуса народа и, что немаловажно, закладывали интерес детей к музыкальному искусству.

Музыкальное воспитание в системе народного образования развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому.

Религиозное направление представляли мектебы и медресе, где обучались дети платежеспособных родителей. Поскольку, чтение Корана представляло собой нечто иное, нежели музыкальное искусство, требующее «специальных навыков» при изучении его в религиозных школах происходил своеобразный «параллельный музыкальный всеобуч».

Уроки начинались с пения молитвы. Причем мулла - учитель внимательно следил за «стройностью» пения. Нерадивых и фальшиво поющих муллы наказывали прутиками или длинной указкой.

В начале ученики пели на уроках грамоты на одном звуке и писали буквы в порядке арабского алфавита. Постепенно, также через пение, запоминались и записывались слоги, слова. Каждый мулла напевал свои мотивы, интонационно близкие бытующим попевкам. Такой метод обучения детей давал практику коллективного пения, способствовал развитию музыкального слуха и памяти, вызывал влечение к музыке, усиливаемое постоянным её звучанием в кругу семьи, слушанием на развлечениях молодежи во время музыкально-поэтических соревнований, а также побуждал сочинению песенок для своих игр.

Большое влияние на духовную и культурную жизнь народа оказывали передовые русские интеллигенты. За широкое просвещение казахского народа выступали дореволюционные народники (разночинцы). При их содействии в разных городах Казахстана были открыты «Общества попечения о начальном образовании», другие культурно-просветительские организации и музыкально-драматические кружки.

Общество ревнителей просвещения одной из задач ставило организацию учебы и подготовку педагогических кадров, в том числе и музыкальных.

В начале ХХ века прогрессивная общественность все чаще поднимает голос за всеобщее музыкальное образование, за необходимость введения уроков музыки (пения) как обязательной дисциплины во всех школах.

Первые попытки организации музыкального образования в Казахстане были не совсем удачными. Казахские дети в этих школах не занимались. Открывшиеся музыкальные школы из-за нехватки педагогических кадров вскоре закрывались.

Проблема музыкального обучения казахских детей существовала и беспокоила прогрессивную общественность. Одна из этих то, что казахи не стремились к артистическому будущему своего ребенка, а для «себя» он мог научиться играть на домбре надежным «дедовским способом». Следующая причина – языковой барьер между русскоязычным педагогом и ребенком казахом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Деятельность государственных органов Казахстана по охране окружающей среды Прииртышья в 1980-2000 годы 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)

    Автореферат
    Защита состоится: «1» декабря 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.50.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.
  2. Природоохранные режимы и технологии орошения дождеванием кормовых культур в степной зоне прииртышья

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в ФГНУ Всероссийский институт систем орошения и сельхозводоснабжения "Радуга", ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации им.
  3. Указатель памятных дат и юбилейных событий

    Библиографический указатель
    Знакомство с историей Родины, материальной и духовной культурой народов, проживающих в крае, Республике должно вызывать не только гордость, но и желание активно изучать и накапливать то бесценное наследие, которое оставлено предыдущими поколениями.
  4. Иосиф Ерёменко И. Б

    Документ
    Коллекция дел, документов и воспоминаний воинов-интернационалистов, служивших в подразделениях ограниченного контингента советских войск в Афганистане
  5. Врамках программы «Прометей» Павлодар 2007 удк ббк 63. 3(5Каз) и 69

    Книга
    Книга содержит исторические сведения по области в целом. Предметом исследования является история развития области за 70 лет, административно-территориальные реформы, изменение национального состава населения, сведения об экономике,

Другие похожие документы..