Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Важная и своевременная книга, в которой два выдающихся исследователя описывают целебные свойства конопли, объясняют, почему ее применение запрещено, ...полностью>>
'Урок'
Русское название этого растения происходит от древнерусского слова «коприна» - шёлк. Из стеблей этого растения получали волокно для выработки ткани. ...полностью>>
'Документ'
Многим читателям Вестника уже знакома программа BROLLER по публикациям [5,6] и в связи с ее использованием для организации электронного документообор...полностью>>
'Пояснительная записка'
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года, обязательному минимуму содержания образовате...полностью>>

Программа дисциплины «Коммуникативная компетентность» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор: доктор филологических наук, профессор Пильгун М. А

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины

«Коммуникативная компетентность»

для направления 030200.62 «Политология»

подготовки бакалавра

Автор: доктор филологических наук, профессор Пильгун М.А.

mpilgun@hse.ru

Рекомендована секцией УМС

«Политология»

«_____» ___________ 2011г.

Председатель М.Г. Миронюк

__________________

Одобрена на заседании кафедры

Политических и бизнес - коммуникаций

Зав. кафедрой С.А. Зверев

_______________________

« ____» ___________2011г.

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь Артюхина З.А.

« ____» ___________2011г.

Москва 2011

Пояснительная записка

Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о коммуникативной компетенции, о связи коммуникации с различными аспектами политических явлений и процессов, об особенностях субъективной сферы политики в целом и стратегической культуры как одной из ее составляющих, а также выработать у слушателей навыки корректного и адекватного решения проблем, возникающих при коммуникации, в политической, рекламной и масс-медийной сферах в условиях глобализации. Курс нацелен на стимулирование применения знаний, полученных как в рамках данного курса, так и в других курсах, посвященных изучению различных аспектов коммуникативистики, современных политических систем и политических культур стран Запада и Востока, для овладения навыками эффективной коммуникации.

Слушатель, успешно освоивший данную дисциплину, должен:

  • иметь концептуальные представления о коммуникативной компетенции;

  • понимать значение коммуникативной компетенции участников общения на политические, экономические и социальные процессы;

  • расширить систему знаний о политико-культурных явлениях в системе коммуникации;

  • уметь применять сведения о коммуникативной компетенции

в политических исследованиях;

  • уметь определять зависимость коммуникативной компетенции участников политических процессов от национального контекста;

  • уметь применять сведения о коммуникативной компетенции;

в рекламной и пиар-коммуникациях;

  • владеть методами сбора и структурирования информации в масс-медийной сфере с учетом особенностей коммуникативной компетенции.

Место курса в учебном плане:

Изучение данной дисциплины предполагает в качестве своей основы наличие у слушателей комплекса знаний, соответствующих общим требованиям социо-гуманитарной университетской подготовки, а именно: они должны ориентироваться в основных идеях и подходах современной научной парадигмы в сфере профессиональных интересов и иметь отчетливое представление об особенностях функционирования основных сфер общества – экономики, политики, культуры, то есть хорошо ориентироваться в ведущих политологических, социологических и психологических теориях и владеть соответствующим понятийным аппаратом.

В ходе успешного освоения курса предполагается сформировать и усовершенствовать три вида компентенции:

  • языковую;

  • коммуникативную;

  • общекультурную.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоя

тельная работа

лекции

сем. и практ. занятия

1

Введение в теорию коммуникации

6

2

4

2

Социально-психологическая компетентность личности. Коммуникативная компетентность и способы её повышения.

8

2

2

4

3

Коммуникативная некомпетентность

8

2

2

4

4

Методы развития коммуникативной компетентности

8

2

2

4

5

Диагностика коммуникативной компетентности

8

2

2

4

6

Основные принципы языкового (коммуникативного) поведения (коммуникативного) поведения

10

2

2

6

7

Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя языка

10

2

2

6

8

Факторы, определяющие построение и основные проблемы организации текста

8

2

6

9

Основы теории межкультурной коммуникации и коммуникативная компетентность

8

2

6

10

Коммуникативная компетентность и культурное многообразие восприятия реальности

8

2

6

11

Коммуникативная компетентность и взаимодействие культур

8

2

6

12

Коммуникативная компетентность и перспективы развития в межкультурной коммуникации

6

2

4

13

Коммуникативная компетентность, культура и экономическое развитие общества

6

2

4

14

Невербальная коммуникация (действие и пространство)

6

2

4

Итого в целом по курсу

108

28

12

68

Базовый учебник (и) или ридер (ы)

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С.

14-159. Гл. 2. С. 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359.

Формы контроля

  • Текущий контроль – посещение лекций, обсуждение и оценка устных докладов на семинарских занятиях, домашнее задание

  • Итоговый контроль – зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • посещаемость лекций = 10%;

  • работа на семинарских занятиях (участие в дискуссиях)- 30%;

  • домашнее задание -30%

  • зачет- 30%.

Методика формирования результирующей оценки:

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Qзан, оценка за домашнее задание Qдз, оценка за ответ на экзамене Qзач.

  2. Оценка относительной важности Wзан = 0,4; Wдз = 0,3; Wзач = 0,3.

  3. Если у студента Qзан = 6, Qдз = 7, Qзач = 9, то Q = QзанWзан + QдзWдз + QзачWзач = 2,4 + 2,1 + 2,7 = 7,2. После округления Q = 7.

4. Оценка в 10-бальной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Для получения положительной оценки Q должно быть больше или равно 4 баллам.

Содержание курса

Тема 1. Введение в теорию коммуникации

Понятие коммуникации, теория деятельности как методологическая основа теории коммуникации. Коммуникация и ее виды, основные единицы вербальной коммуникации: тексты, коммуникативные акты. Структура коммуникативного акта. Этническая, национальная, территориальная, социальная принадлежность коммуникантов, личностные характеристики: пол, возраст, уровень образования, характер и др. Национально-культурная специфика речевого поведения. Текстовая деятельность; языковая и концептуальная картины мира; языковая личность, вторичная языковая личность. Проблема понимания.

Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Чувства и эмоции как коммуникативные действия. Коммуникация в малых группах.
Структура и функции массовой коммуникации. Коммуникация как функция управления организацией. Формы деловой коммуникации в организации
Особенности маркетинговых коммуникаций. Структура, средства и модели политической коммуникации. Электоральная политическая коммуникация
Публичная коммуникация и ее формы. Межкультурная коммуникация: понятие, уровни и формы. Типы восприятия межкультурных различий

Литература

Основная

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С. 14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века, М., REFL-book, 1999.

Дополнительная

Huntington S.P.. The clash of civilizations. Foreign Affairs Summer 1993.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003.

Martin J., Nakayama, Th. Intercultural Communication in Contexts. 2nd ed., N.Y., 1999.

Scollon R., Wong S. Intercultural Communication. N.Y., 2001.

Samovar L., Porter R., Stefani L. Communication Between Cultures. 3rd ed., N.Y., 1998.

Тема 2. Социально-психологическая компетентность личности. Коммуникативная компетентность и способы её повышения.

Понятие социально-психологической компетентности. Вербальные и невербальные средства общения. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. Методы группового обучения общению: дискуссионные методы; игровые методы; сензитивный тренинг. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы. Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности.

Семинарское занятий N 1

Литература

Основная

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С. 14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфра-М, 2001. Гл. 3. С. 174-220.

Дополнительная

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и  развитие компетентности в общении. М., 1990.

Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и  практика): Курс лекций. М., 2002.

Тема 3. Коммуникативная некомпетентность

 

Сциентистский и гуманитарный взгляды на природу коммуникативной некомпетентности. Некомпетентность как дефицит умений. Некомпетентность как закрытость для опыта. Экспериментальные исследования связи тревожности и коммуникативной некомпетентности. Коммуникативной некомпетентность как характеристика планирования и осуществления социальных действий.

 

Семинарское занятий N 2

Литература

Основная

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфра-М, 2001. Гл. 3. С. 174-220.

Дополнительная

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и  развитие компетентности в общении. М., 1990.

Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и  практика): Курс лекций. М., 2002.

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С. 14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359.

Тема 4. Методы развития коммуникативной компетентности

Структура коммуникативной компетентности как система знаний, умении, навыков. Вербальная и невербальная составляющие коммуникативного поведения. Навыки говорения и слушания. Уровневый и процессуальный анализы структуры коммуникативной компетентности. Коммуникативная ситуация. Структура целей. Правила социального взаимодействия и уровни общения. Адекватность социальных действий структуре действия и ситуации.

Развитие коммуникативной компетентности в процессе приобщения к коммуникативной культуре. Традиционные методы обучения: лекции, семинары, чтение литературы. Активные формы обучения. Обучение как приобретение и реорганизация опыта. Коммуникативный тренинг как разновидность активного социалыюпсихологического обучения.

Семинарское занятий N 3

Литература

Основная

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфра-М, 2001. Гл.3. С. 174-220.

Дополнительная

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С.

14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359 Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и

развитие компетентности в общении. М., 1990.

Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и

практика): Курс лекций. М., 2002.

 

Тема 5. Диагностика коммуникативной компетентности

 Цели и принципы диагностики. Диагностика личности и ситуации. Диагностика и развитие. Комплектование групп тренинга (входной контроль). Использование диагностики для оценки эффективности тренинга. Диагностика в ходе обучения для корректировки программы и действий ведущего. Методы оценки компетентюсти в планировании, исполнении и контроле коммуникативных действий. Оценка согласованности вербальных и невербальных коммуникативных действий. Оценка согласованности вербальной и невербальной составляющих коммуникативного поведения. Использование опросников, анализа поведения и продуктов взаимодействия для оценки коммуникативной компетентности. Интегральная оценка компетентности и эффективностн (экспертная оценка, групповая оценка личности, самоотчеты, опросники, социометрия и т.д.).

 

Семинарское занятий N 4

Литература

Основная

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С. 14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 174-220.

Дополнительная

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и

 развитие компетентности в общении. М., 1990.

Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и

 практика): Курс лекций. М., 2002.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359

Тема 6. Основные принципы языкового (коммуникативного) поведения

Общее и индивидуальное в языковом (коммуникативном) поведении Трудность оценки уровня владения языком. Различия в коммуникативных потребностях, коммуникативной и языковой компетенции, языковых способностях. Позиция отправителя текста (говорящего или пишущего) и получателя текста (слушателя и читателя). Задачи участников общения. Взаимодействие, сотрудничество, конфликт отправителя и получателя текста. Коммуникативные потребности носителя языка – общение, получение и передача необходимой информации в сферах: бытовой, профессиональной, общественно-социальной, культурной. Тексты «для всех» и для избранных. Обязательные и факультативные тексты.

Полное и неполное понимание текста. Истинные и ложные коммуникативные намерения говорящего: передача информации, стремление казаться значительным, образованным, современным и т.п. Стремление говорящего наилучшим образом выразить или скрыть свою мысль. Неспособность говорящего решить языковыми средствами поставленные задачи, ее возможные причины. Неспособность получателя текста декодировать текст, ее возможные причины. Квалификация читателя (слушателя). Коммуникативные неудачи и языковые ошибки.

Коммуникативная компетенция носителя языка – умение строить и воспринимать устные и письменные тексты разных жанров в разных ситуациях общения, тем самым удовлетворять свои коммуникативные потребности.

Сообщение и воздействие: функции языка в реальных текстах. Говорящий (пишущий): стратегические замыслы (общие коммуникативные намерения при построении текста) и тактические приемы (языковые способы реализации стратегических замыслов, решения поставленных задач в данном высказывании). Открытые и скрытые намерения говорящего. Выбор соотношения между информативностью (объективной передачей содержания) и экспрессивностью (выражением эмоционально-оценочных смыслов) и реализация этого соотношения языковыми средствами. Выбор уровня обобщения. Языковые средства для построения высказываний разного уровня обобщения.

Сознательность и бессознательность в продуцировании и восприятии текстов.

Главная задача повышения культуры речи в области построения текстов, стоящая перед говорящим (пишущим), - расширение круга используемых языковых средств и уточнение правил и принципов их употребления: правил грамматических, орфографических, пунктуационных и др. внутриязыковых, а также правил коммуникативных (соответствие текста жанру, ситуации общения, официальной или неофициальной и т. п.), обогащение своего репертуара тактических приемов. Главная задача носителя языка как получателя текстов – повышение своей читательской и слушательской квалификации, совершенствование умения декодировать, «расшифровывать» тексты разной сложности, извлекать из них явную и скрытую информацию, языковыми средствами и тактическими приемами раскрывать замысел автора.

Семинарское занятий N 5

Литература

Основная

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.Инфра-М, 2001. Гл.1-2. С. 6-173.

Дополнительная

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С.

14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359

Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2009.

Пильгун М.А. Русский язык и культура речи. М., 2009.

 

Тема 7. Коммуникативная и лингвистическая компетенция носителя языка

Порождение и понимание текстов разных жанров.

Жанры-побуждения: приказ, служебное расследование, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация.

Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, предостережение, предложение. Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы и речевые нормы.

Жанры-ретроспекции: обзор, отчет.

Обзор рынка, обзор прессы (устный и письменный). Отчет о командировке, о проделанной работе и др.

Жанры-полилоги: собрание, совещание, переговоры, интервью.

Начало и окончание собрания. Представление докладчика, повестка дня. Поздравления. Приемы выражения критических замечаний. Общение «в команде». Активное слушание.

Жанры-описания.

Описание человека, предмета, пространства (портрет, пейзаж, интерьер). Возможные речевые ситуации для этих жанров (презентация товаров, путеводитель, экскурсия и т.п.).

Повествовательные жанры и жанры рассуждения.

Пересказ, комментарий динамического видеоряда, рассказ-рекомендация, автобиография. Обоснование темы, аргументация, мотивация, обобщение, выводы.

Культура дискутивно-полемической речи.

Понятие спора. Дискуссия и полемика.

Стратегия и тактика спора. Споры в современном обществе. Логические аспекты спора. Уловки в споре.

Жанры и композиция текста.

Выявление грамматических и лексических особенностей, затрудняющих восприятие текста. Основные причины возникновения двусмысленностей и способы их преодоления. Выявление неточного выбора слова, неправильного построения и пунктуационного оформления синтаксической конструкции на смысл текста.

Семинарское занятий N 6

Литература

Основная

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: Инфра-М, 2001. Гл.1-2. С. 6-173.

Дополнительная

Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.  М.: Рефл-бук, 2001.  Гл. 1. С.

14-159. Гл. 2. С 160 -292. Гл. 3. С. 293-374.

Many Globalizations. Cultural diversity in the contemporary world / Edited. by P. Berger, S. Huntington. Oxford University Press, USA, 2003. P.1-17; Раrt 10. P. 323-359

Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2009.

Пильгун М.А. Русский язык и культура речи. М., 2009.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (25)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (16)

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
  3. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (19)

    Программа дисциплины
    Государственный университет – Высшая школа экономикиПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста

Другие похожие документы..