Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Стояла полная луна. Для начала весны было, пожалуй, слишком тепло. Луна и звезды плескались в гладкой поверхности реки. Помимо звезд и луны, в реке о...полностью>>
'Закон'
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировани...полностью>>
'Бизнес-план'
Пища-основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не...полностью>>
'Закон'
Антиномия – (греч. antinomia – противоречие закона самому себе) – в диалектическом смысле слова признание объективных противоречий, выражающих процес...полностью>>

Вао г. Москва Кафедра дополнительного образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Измайловская гимназия №1508 ВАО г. Москва

Кафедра дополнительного образования

Исследовательский проект по истории

учеников 8 класса «А»

КУДРЯШОВА АНТОНА

ШВЫГИНА АЛЕКСЕЯ

по теме

ВКЛАД МОЕЙ СЕМЬИ В ЛЕТОПИСЬ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-45 г.

Руководитель: Т. Г. ПОТАПОВА

МОСКВА

2002г.

Рецензия на проект

учеников 8 класса «А» Измайловской гимназии №1508 г. Москвы

КУДРЯШОВА АНТОНА и ШВЫГИНА АЛЕКСЕЯ

по теме

ВКЛАД МОЕЙ СЕМЬИ В ЛЕТОПИСЬ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Проводя экскурсии и лекции в школьном музее боевой славы, актив музея всегда обращается с просьбой ко всем ученикам школы рассказать о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, записать и систематизировать те рассказы, которые передаются от поколения к поколению в их семьях. Данный проект является откликом на эту просьбу.

Работа строится на основе тщательного сопоставления исторических событий, происходивших в стране в период с 1941 по 1945 год, и событий сугубо личного характера. Этот метод исследования позволил им проследить, какую роль сыграли их дедушки и бабушки в судьбе страны, их личный вклад в Победу. В работе представлены исторические факты и фотографии из личных семейных архивов.

Опыт работы в школьном музее помог авторам собрать из разных источников фактический материал по данной теме и глубже разобраться в специальной литературе.

Работа в библиотеке музея по сбору материала, анкетирование и проведение интервью (для чего пришлось выехать в другой город) – все это сделало проект увлекательной работой.

Рецензируемый проект представляет несомненную ценность для самих авторов, так как эта работа обогатила их новым пониманием истории Великой Отечественной войны, и явилась показателем развития их познавательных способностей. Трудно переоценить значение данного проекта с точки зрения важности его патриотической направленности.

По моему мнению, данный проект может быть использован как дополнительный материал для организации лекций в школьном музее боевой славы и является достойным вкладом в написание Книги Памяти.

Руководитель проекта: (Т.Г. Потапова)

25 марта 2002 года

Содержание.

I. Вступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

II. Главная часть.

1. Начало войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 6

2. Битва за Москву. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8

3. Дети и война. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 11

4. Фронтовые дороги Марии Нифантовой. . . . . . . . .стр. 12

5. Военные дороги Александра Рыбакова. . . . . . . . . стр. 14

6. Заключительные залпы войны. . . . . . . . . . . . . . . . стр. 15

III. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 16

IV. Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 17

I. Вступление.

Великая Отечественная война - особая страница в истории нашей Родины.

Если б не было в истории Отечества такого события, как 9 МАЯ 1945 года, насколько бы потускнела история нашей Родины!

Кровь, слезы, отчаяние - чем измерить беду, что ворвалась в страну ранним воскресным утром 41-го года? Конечно же, 22 июня - один из самых черных дней нашего календаря... Как наш народ выдюжил в той самой жестокой войне ушедшего века? Говорят о загадочной русской душе... Но на самом деле был тяжелый повседневный подвиг - тысячи малых и больших сражений, когда из окопа порой бок о бок отражали яростные атаки фашистов и седой солдат-сибиряк, и юный студент-первокурсник. Работая экскурсоводами в нашем школьном музее боевой славы 4ИСБр уже в течение трех лет и встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, мы стараемся понять и мысленным взором увидеть их такими молодыми, какими они были в те далекие годы, потрясшие всю Европу.

Более чем за 50 лет, прошедших после ее окончания, было написано много учебников, мемуаров, огромное количество научных трудов и художественных произведений. Многое из этого нам предстоит изучить в дальнейшем. Но наш интерес к истории войны объясняется, в основном, тем, что мы - внуки непосредственных участников тех грозных лет. К счастью, живы наши дедушки и бабушки, которые воевали. Их рассказы всегда были интересны. Хочется больше узнать о том подвиге, который совершил наш народ в период Великой Отечественной войны. В то же время мы понимаем, как непросто им рассказывать о войне, потому что вспоминать надо гибель близких товарищей, сожженные города и села, свои страдания и страдания многих людей. Да, вспоминать об этом больно, но и забыть нельзя!

Наш проект - это попытка проследить судьбы двух людей Нифантовой Марии Александровны (бабушки Кудряшова Антона) и Рыбакова Александра Васильевича (дедушки Швыгина Алеши) в период с 1941 по 1945 год. Мы хотим доказать, что история делается не только (и не столько) в кабинетах политиков и вождей, но и простыми людьми, миллионы которых одержали историческую Победу в Великой Отечественной войне. Методами нашего исследования являются: - изучение литературы по данной теме;

- анкетирование и обработка полученного материала;

- запись интервью и т.д.

Наша задача - проследить, как события Великой Отечественной войны преломлялись в судьбах этих двух людей. Мы обратились к ним примерно с одинаковыми вопросами: об их ощущениях в первые дни войны, о самых тяжелых или радостных воспоминаниях. Многое было пережито этими людьми. Часто смотрели они смерти в глаза. Многое осталось в памяти, но многое и забылось. Дневники вести солдатам не разрешали работники контрразведки. Да и не думал никто о том, что их воспоминания кому-то потребуются. «Воевали не для истории - воевали для разгрома врага, для освобождения Родины, для Победы!» - так они говорили.

II. Главная часть.

1. Начало войны.

В 1941 году, когда началась война, Марии Нифантовой было 19, а Александру Рыбакову - всего 14 лет. Оба они были очень юными людьми. Их жизнь только начиналась. Они жили ожиданием счастья, были полны надежд и строили планы на будущее. Мария работала медицинской сестрой в городе Перми, а Александр учился в школе, занимался спортом, как многие его сверстники.

22 июня 1941 года. Мирное тиканье будильников заглушил рев боевых машин. Началась самая страшная в истории человечества война. Утром московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. Ветераны вспоминают, что о начале войны все узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города». Молотов призвал к «отечественной войне за Родину, за честь, за свободу». Свою речь он завершил знаменитыми словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Не все люди сразу поняли размеры опасности. После первых успокаивающих газетных сводок о ходе военных действий 3 июля к гражданам обратился И. Сталин. Свое выступление по радио он начал совершенно непривычным обращением: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!» Сталин сообщил, что противник захватил обширные территории - Литву, часть Украины и Белоруссии. Он призвал к «всенародной Отечественной войне против фашистских угнетателей».

Можно ли лучше выразить идею борьбы за Родину, чем это сделано на плакате, который в 41-ом году можно было увидеть на каждом перекрестке. РОДИНА - МАТЬ, с платком на убеленной сединой голове, с глядящими в душу требовательными глазами. Рука торжественно поднята, на губах слова: «Вставайте, сыновья мои и дочери, и спасайте Родину от смерти!»

Уже 8 августа 1941 года Маша Нифантова записалась в Уральский добровольческий полк. Александр Рыбаков также горел желанием уйти добровольцем на фронт. На трамвае он добрался до Красной Пресни, где был сборный пункт новобранцев со всей Москвы. Но ему было всего 14 лет, поэтому его отправили домой. Вскоре его семья была эвакуирована в город Курск. Большинство молодых ребят постарше уходили из цехов, от хлебных пашен, из школьных классов в маршевые роты, чтобы стрелять по профессионалам-убийцам, которые прошли сквозь всю Европу с закатанными рукавами мундиров, горланя немецкие песни.

На нас накатывались лавины брони, на нас напирали армады вышколенных палачей, а нам еще нечего было по-настоящему противопоставить. Красная Армия была оснащена устаревшей техникой, остро нуждалась в средствах связи, автомобилях. Значительная часть танков и авиации была изношена и неисправна. Массовые репрессии Сталина также нанесли огромный урон боеспособности Вооруженных Сил. Поэтому, с первых дней войны наш народ понес мученический венец отступлений, эвакуаций и потерь. Первый период войны - самый тяжелый - продолжался все лето, осень и зиму 1941 года.

2. Битва за Москву.

Осенью 1941 года над Москвой нависла большая угроза, немецкие войска подходили к Москве. Участились и усилились налеты. Москва приняла облик прифронтового города. 30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Противостоявшие группе армий «Центр» войска Западного, Резервного и Брянского фронтов немного превосходили противника в людях, но уступали по числу танков и самолетов. К 7 октября основные силы трёх фронтов были окружены у Вязьмы и Брянска. Немцы взяли в плен 663 тыс. человек, захватили 1242 танка и 5412 орудий. Но благодаря сопротивлению окружённых частей было выиграно время для организации обороны Москвы. К началу ноября вражеское наступление удалось остановить, хотя немцы успели занять Можайск и Калинин. Их отделяло от Москвы всего 25-30 километров. 15-16 ноября немцы предприняли последний бросок к Москве. В последние дни немецкого наступления сибирские дивизии потеснили авангарды противника.

Среди бойцов 379 стрелковой дивизии в медсанбате в самом пекле войны оказалась девятнадцатилетняя девушка Мария Нифантова. Она вспоминает, что- то время было просто ужасным: не хватало техники, амуниции и даже медикаментов в медсанбате. Порой охватывало чувство отчаяния, так как нечем было даже помогать раненым. Тут им на помощь приходил майор Храбров - первый начальник бабушки. После боев он оставлял часть захваченного снаряжения в полку и раздавал позже однополчанам. Силы вермахта иссякли. Немцы, отступая, бросали технику, горючее, медикаменты. Враг отошел от Москвы на 250-300 км, оставив города Клин, Волоколамск, Калугу и другие города. Это было действительно суровое время.

3. Дети и война.

А что же делал Александр Рыбаков и другие школьники в это время? Многие ребята проводили на фронт отцов и братьев и заняли их место за станками на заводах. И Саша тоже работал, чтобы приблизить победу. Многие вышли на постройку баррикад. Они насыпали мешки песком, таскали их и укладывали. Рыли рвы, ездили за противотанковыми «ежами» и надолбами. Города стали неузнаваемы: они все как бы ощетинились и были готовы к борьбе с немецкими оккупантами.

Желание помочь фронту всем, чем только можно, охватило ребят. После занятий в холодных неосвещенных школах ученики шли на дежурства в госпиталь. Читали раненым бойцам газеты и книги, писали письма их родным, ухаживали за ними. Если кто-то умел играть на музыкальных инструментах и петь, то они устраивали концерты для раненых. Много девочек работало в мастерских, где шили и вязали теплую одежду для бойцов. Потом они посылали это в посылках на фронт. Очень часто в ответ дети получали теплое письмо с благодарностью от солдат с фронта. В нашем школьном музее храниться одно из таких писем. Написал его солдат Андрей Четвернин , который сражался под Москвой и , скорее всего, погиб в этой страшной битве. Письмо написано осенью 1941 года. В нем он благодарит неизвестную ему девочку Риту за подарок и обещает отомстить врагу за всех убитых и замученных детей и женщин. Он обещает, что никогда фашистам не удастся сделать русский народ рабами. И слово свое он сдержал!

За время войны дети как-то повзрослели, возмужали и жили одной только мыслью: вместе со всеми скорей прогнать врага с нашей родной земли, чтобы ни одного фашиста не оставалось на нашей земле.

4. Фронтовые дороги Марии Нифантовой.

В 1942 Маша воевала под Питером. Весеннее контрнаступление под Ленинградом не удалось: 2-я ударная армия попала в окружение. Мария получила свое первое боевое ранение – контузию.

После выздоровления она вернулась в свою дивизию, которую отправили на южное направление, где бабушка участвовала в битве под Курском и последующем освобождении Украины. Особенно запомнился бабушке штурм Курска. Немцы укрепились на возвышенности, поставив там пулемёты и миномёты. Нашей пехоте был дан приказ атаковать. Немцы поддались только после третьего штурма. После битвы осталось много убитых и раненых.

5 июля 1943 года немцы предприняли наступление с целью окружения советских войск под Курском. За неделю боёв их северная ударная группировка продвинулась на 10-12 км, а южная на 35-40 км. Навстречу наиболее опасной южной группировке была брошена 5-я танковая армия. 12 июля она вступила в сражение со вторым корпусом СС. В результате Советская армия, которая имела вчетверо больше танков, потеряла 334 машины, а немцы всего 5. Успех под Прохоровкой немцы использовать не сумели. В тот же день 12 июля, началось мощное советское наступление на Орловский плацдарм. Удар на Курск с юга потерял смысл. 5 августа Красная Армия освободила Орёл и Белгород, а 23 августа – Харьков.

После описанных событий бабушку отправили освобождать Ленинград. Затем она также участвовала в освобождении Белоруссии и Польши. В 1944 бабушка получила второе ранение. После небольшой стычки с немцами, где-то в Белоруссии они с врачом пошли на поиски раненых. В это самое время в воздухе появились немецкие самолеты. Сопровождающий ее врач ринулся в сторону воронки, образовавшейся ранее от взрыва бомбы, но бабушка по непонятной причине не последовала за ним, а лишь прижалась к стене стоящего рядом дома. Считалось, что в одну и ту же воронку бомба два раза не попадает. Однако случилось невероятное – бомба, сброшенная с немецкого самолета угодила прямо в ту воронку, где находился врач. От взрывной волны рухнула стена дома. Бабушка получила тяжелейшее ранение, ей раздробило кости таза.

После выздоровления Нифантову Марию Александровну отправили воевать в Польшу. Однажды вечером командование получило сведения о идущем неподалёку бое и послало на поиски раненых раненых бабушку и еще двоих. Была ночь, они заблудились и оказались в польской деревне на немецкой территории. К счастью один поляк приютил их у себя в подвале, и ночью провёл на нашу территорию. После освобождения Польши бабушка приезжала поблагодарить своего спасителя.

5. Военные дороги Александра Рыбакова.

Шел 1944 год - третий год ужасной войны. Александр всем сердцем рвался на фронт. Наконец, его, семнадцатилетнего, призывают в действующую армию. А через несколько дней с такими же, как он пацанами, дед оказался уже в Белоруссии, в недавно освобожденном Бресте. Александр вновь увидел своими глазами страшное лицо войны. Перед ним открылась картина разрушенного города и легендарной Брестской крепости, защитники которой в первый месяц войны летом 1941 года сдержали натиск германской армии ценой собственной жизни. Через два месяца учебы в полку, где обучали всему, что, положено знать молодому солдату, дедушка оказался в подразделении связи полка особого назначения, по охране местного населения от бандитов - националистов, называвшихся «лесные братья«. Днем они в облике обычных крестьян работали в поле, по ночам вредили местной власти, которая пыталась наладить мирную жизнь, убивали ее представителей, организовывали поджоги домов, школ, предприятий. Оружие они прятали в так называемых схронах, находящихся в лесу, в домах, в копнах сена и даже в церквях.

Помнит дед, как приходилось им, молодым солдатам, вместе с партизанами по ночам выезжать на задание на машинах с потушенными фарами, а то и пешком в места, где намечались сходки главарей бандитских групп. Иногда по двое суток приходилось ждать в засаде в лесу. Ребята связывали себя друг с другом бумажной веревочкой, чтобы, не дай Бог не заснуть. Иногда операции заканчивались успешно, иногда бандитам удавалось выйти из окружения. В постоянной борьбе с ними прошел целый год службы деда. Это был последний год войны, разгром Германии, наша Победа.

6. Заключительные залпы войны.

Советским войскам пришлось сражаться на территории многих стран Европы, захваченных немцами, - от Норвегии до Австрии. В 1945 году сражения шли уже на территории Германии. В начале февраля наши войска перешли реку Одер. Их внезапное появление в каких-нибудь 70 км от Берлина было для немцев полной неожиданностью.

В январе 1945 года Марию Нифантову перевели в 59-ую армейскую роту усиления. Ее самое яркое событие в войне – бой под Оберлагаю, маленькой немецкой деревушкой. Её дивизии было приказано пересечь мост и вытеснить противника с его позиций на другой стороне моста. Но немцы отбили атаку и командование приняло решение взорвать мост. У бабушки был всего один час времени на то, чтобы вывезти раненых с другой стороны моста. Взяв машину она переправилась через мост, собрала раненых и вернулась за несколько минут до взрыва моста. За этот подвиг она получила орден Славы 3-ей степени. В 1945 году Мария Нифантова была в числе тех, кто освобождал Чехословакию, Венгрию и Германию. Закончила войну в 30-ти километрах от Берлина. Последний бой был 14 мая 1945 года. В это время случилось самое замечательное событие в жизни Марии. Она встретила своего будущего мужа, который так же, как она, ушел на фронт в самом начале войны. Так случилось, что судьба свела их вместе лишь в 1945 году. Нам кажется, что это символично: ведь любовь и счастье победили войну и страдания.



II. Заключение.

Война закончилась. Вернувшись в родные места, солдаты находили пустые дома и заброшенные селения. Кто-то отправился на поиски близких. Предстояла огромная работа по восстановлению родной страны.

Но для Александра Рыбакова служба в армии продолжалась, потому что в подразделении, в котором служил дед, был произведен отбор молодых солдат в мотострелковую дивизию особого назначения им Ф. Э. Дзержинского. В их число попал и мой дед для продолжения службы в ее рядах. Служба эта продолжалась до июня 1951 года в Белоруссии, Западной Украине, Литве, Москве.

Мой дед имеет правительственные награды и благодарность от И. В. Сталина за участие в параде Победы в 1945 году на Красной площади.

Сейчас ему уже 74 года, но он работает без перерыва вот уже 35 лет в институте.

А Марии Александровне сейчас 79 лет. После войны она перенесла рак желудка и выжила после авто аварии, сейчас она инвалид 1-ой группы.

В заключении мы хотели бы сказать, что, изучая судьбы наших бабушек и дедушек, мы убедились в том, что история - это живой процесс, в котором каждый из нас оставляет свой уникальный след. История делается каждым из нас. Мы проследили, каким образом судьбы отдельных людей, как в зеркале, отражаются в истории нашей Родины. Поэтому текст учебника по истории наполняется для нас новым содержанием. За строчками архивных документов, мемуаров и других исторических книг, которые мы изучили, встают судьбы реальных людей. Одно из самых важных качеств человека - это память. Мы должны знать и помнить историю своей семьи и нашей Родины.

IV. Библиография.

1. Москва военная 1941-1945. Мемуары и архивные документы. Издат-во МОСГОРАРХИВ, Москва 1995.

2. Энциклопедия для детей «Аванта+». Том III. «История России», Москва 1999 г.

3 Семейный архив Марии Нифантовой.

4. Семейный архив Александра Рыбакова.

5. Материалы школьного музея боевой славы 4ИСБр: воспоминания ветеранов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перспективная программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Программа
    Стоящая перед Россией стратегическая цель перехода от патер- налисткого к субсидиарному государству, ориентированному на последовательное повышение уровня жизни населения, самореализации каждого гражданина, снижение социального неравенства,
  2. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования, для педагогических работников образовательных учреждений на первое полугодие 2012 года

    Документ
    Участники городской экспериментальной площадки кафедры филологического образования: ответственные за экспериментальную работу в школах, учителя-экспериментаторы,
  3. Образовательная программа лицея 9 > Дополнительное образование 13

    Образовательная программа
    ГОУ Лицей № 1525 «Воробьевы горы» образован на базе Московского городского Дворца творчества детей и юношества в 1992 году, приказ МКО № 309 от 29.07.
  4. План развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка №1246 вао г. Москвы, участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего образования

    Документ
    План развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка №1246 ВАО г.Москвы, участвующего в реализации пилотного проекта по развитию общего образования.
  5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников москва 2010 министерство образования и науки российской федерации (1)

    Документ
    Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в условиях реальной аттестации педагогических работников

Другие похожие документы..