Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Завершая исследование организационной культуры ОУ*, автор статьи раскрывает особенности трех ее основных уровней; рассказывает, как изменить существу...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «03» марта 2008 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВП О «Нижегородский государственный архитект...полностью>>
'Документ'
У посібнику вміщено матеріали для використання в прочаткових класах на уроках “Я і Україна”, “Громадянська освіта”, у виховній роботі з теми “Народні...полностью>>
'Документ'
1. Граждане с ограниченными возможностями здоровья в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ сдают вступительные испытания, определенные вузом в соот...полностью>>

Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей) Хабаровск

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

П Р О Г Р А М М А

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ (ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ)

Хабаровск

2006

ББК – 74.58

П –783

Составители: Шиян В.Н. - к.ф.н., доцент; Байков Н.М. – д.с.н., профессор; Дядя Н.П. – к.ф.н., доцент.

Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей) Хабаровск. Изд-во ДВАГС..2006. 69 с.

Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки включает в себя проограммы-минимум по истории историографии, истории экономических учений, истории социологии, философии науки, подготовленные ведущими вузами страны и утвержденные соответствующими экспертными советами ВАК РФ.

Предназначена для подготовки и проведения занятий с аспирантами по курсу «История и философия науки», введенному в перечень кандидатских экзаменов, сдаваемых соискателями ученой степени кандидата наук, приказом № 696 Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета ДВАГС

© Дальневосточная академия

государственной службы, 2006 г.

Содержание

1.Учебный план курса подготовки к сдаче кандидатского

экзамена по истории и философии науки ……………………….............. 4

2. Раздел 1. История науки. ………………………………………………….6

3.Программа – минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «Историография»………………..……………………....6

4.Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История экономических учений» …..….20

5.Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История социологии» ………………………..…..…..42

5.Раздел 2 Философия науки (для аспирантов и соискателей

всех специальностей …………………………………………………….. 57

6. Часть 1. Общие проблемы философии науки …………………… ..…57

7..Часть 2. Современные философские проблемы отраслей философского знания. Философские проблемы социально-гуманитарных наук…………63

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КУРСА ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

п/п

Название дисциплины

Виды аудиторных занятий

Лекции

Коллок-виумы

Итого

Раздел 1. История науки

1.

Историография

(для аспирантов специальности 07.00.02. –Отечественная история.)

16

16*

32

2

История экономических учений (для аспирантов 08.00.05. – Экономика и управление народным хозяйством)

16

16*

32

3

История социологии (для аспирантов по специальности 22.00.04. - Социальная структура, социальные институты и процессы)

16

16*

32

Итого

16/48

16/48*

32/96

Раздел II. Философия науки

(для аспирантов всех специальностей)

I. Общие проблемы философии науки

Предмет и основные концепции современной философии науки

4

1

5

Наука в культуре современной цивилизации

2

2

4

Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

4

2

6

Структура научного знания

4

2

6

Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

2

6

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы НТП

4

2

6

Наука как социальный институт

2

1

3

Итого

28

14

42

II. Современные философские проблемы отраслей научного знания социально-гуманитарных наук

1

Философские проблемы

социально-гуманитарных наук

16

10

26

Итого:

16

10

26

Всего:

60

40

100

*Ввиду необходимости подготовки реферата аудиторные часы,

предусмотренные на проведение коллоквиумов, могут быть перенесены на самостоятельную работу

Настоящий учебный план предложен Учебно-методическим советом по философии, политологии и религоведению УМО по классическому университетскому образованию

Раздел 1. История науки

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»

 «Историография» 

Введение

В основу настоящей программы положена дисциплина «История исторической науки (историографии)».

Программа разработана Государственным университетом гуманитарных наук Министерства образования Российской Федерации и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования и науки России по истории.

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. Хронологические рамки охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX–XXI вв.). Соискателям следует акцентировать внимание на разделы по периодам (и подразделы по регионам).

 

1. Общие вопросы

Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической культуры. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение.

Основные аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия «школа» и «направление».

 

2. Предыстория и начало европейской исторической традиции

Между мифом и историей: протоистория. Эпос, литература и искусство архаической эпохи о деяниях богов и героев, храмовые записи о свершениях правителей. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.

Греческая историография классической эпохи. История как жанр литературы. Первые историки. «Отец истории» Геродот. Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота. Фукидид и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Критерии достоверности и отбор свидетельств. Аристотель: концепция истины, противопоставление истории и поэзии (драмы). Исократ и «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».

Эллинистическая историография. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй. Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни.

Римская историография. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима. Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп: опыт написания «современной истории». Тит Ливий: ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики. История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит: риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм. История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла. «Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: первая попытка создания теории историописания. Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк – «свидетель событий». Язык и стиль повествования. «Последний римский историк» Аммиан Марцеллин: герой истории – Империя.

 

3. Средневековая историография

Историописание переходной эпохи. Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского. Основы христианской хронологии истории. Христианская идея истории у Августина: первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа – центральный пункт «священной истории». История как воля Бога. «История против язычников» Павла Орозия. Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана, «История франков» Григория Турского, «История королей готов» Исидора Севильского, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного», «История лангобардов» Павла Диакона. Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого». Ранняя византийская историография и историческая проза. Прокопий Кесарийский. Иоанн Малала. Лев Диакон и его «История».

Характерные черты и жанры средневековой историографии. Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский, Иоанн Солсберийский, Иоахим Флорский и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии. Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств. Появление учебников по всемирной истории и исторических хрестоматий. Официальная хронистика: королевские и городские хроники. Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль, Филипп де Коммин.

Региональные модели средневековой историографии. Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации. Скандинавские саги и эпос. Византийская традиция историописания в XI–XIII вв. Михаил Пселл и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата. Поздневизантийская историография: Михаил Дука. Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».

 

4. Историография раннего Нового времени

Историография эпохи Возрождения и Реформации. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого. Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо. Лоренцо Валла: «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников. Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. Политическая школа: предмет истории – борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли. «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини. Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона. Себастьян Франк: идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы д’Обинье.

Вершины ренессансной исторической мысли. «Десять диалогов об истории» Франческо Патрици. История как воспоминание. Фиксация прошлого и социальная функция истории. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Патрици. Луи Леруа: идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. Модель «героического века». Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна. Жан Боден и его «Метод легкого познания истории». Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов и идея прогресса. Фрэнсис Бэкон: история как опытное знание. История в системе наук. Всеобщая история как синтез, или «история эпох». Оригинальность бэконовской периодизации истории. Разрыв между теорией истории и ее практикой: «История правления короля Генриха VII» – образец политической историографии.

Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века. Научная революция и европейская культура XVII века. Складывание картезианского идеала науки. Выработка нового метода познания и принципов научного исследования. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций, Томас Гоббс и др. Рационализм и исторические предрассудки. Прагматизм и скептицизм в истории. Эрудиты и антиквары. Уильям Кемден: история и археология. Деятельность академий и ученых ассоциаций. Публикация источников. Бенедиктинские монастыри, их архивы и библиотеки. Мавристы. Ученые общества иезуитов. Жан Болланд и «общество болландистов». Гиперкритицизм. Жан Мабильон и его «Шесть книг о дипломатике». Формальные критерии достоверности. Разработка правил критического издания памятников. Создание вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, археографии и дипломатики. Бернар Монфокон. Капитальные издания А. Муратори – начало внутренней критики источников.

Русская историческая мысль в XVI – начале XVIII века. Хронографы. Связь летописания с процессом государственной централизации: общерусские летописные своды. Влияние идей Возрождения. Новые жанры исторических сочинений. «Степенная книга», «История о Казанском царстве». Историческая публицистика: сочинения Ивана IV и А.М. Курбского. Летописание XVII века: «Новый летописец» и его редакции. Местная историография: сибирское летописание, исторические произведения казачества, раскольничье летописание. «История» Ф. Грибоедова. Изменения в характере и форме исторического повествования на рубеже XVII – XVIII вв. Распространение переводной исторической литературы и связи с западноевропейской историографией. Освоение научно-рационалистической традиции. Влияние реформ Петра I на развитие исторических знаний. Собирание исторических памятников и организация архивного дела. Исторические труды Ф. Прокоповича, Б.И. Куракина, П.П. Шафирова, А.И. Манкиева. «Гистория Свейской войны».

Исторические концепции Века Просвещения. Джамбаттиста Вико: принцип историзма и отрицание доктрины естественного права. Осмысление истории как особого рода истинного знания. «Новая наука» Вико о единстве исторического процесса, закономерности и повторяемости исторических явлений. Три эпохи развития человечества и идея круговорота. Представление об органической связи всех сторон исторического процесса. Метод исторических параллелей. Новое направление исторической мысли: «философская история». Идея прогресса и факторы истории. Воспитательная функция истории: «власть историка». Г. Болингброк и «Письма об изучении и пользе истории». Трактовка вопроса об историческом опыте. «О духе законов» и «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» Ш. Монтескье. Полемика между романистами и германистами о происхождении феодальных институтов. Формально-юридическая критика источников. Вольтер как историк: расширение горизонтов всемирной истории в «Опыте о нравах и духе народов и о главных событиях истории». Г. Мабли и его советы «О способе писать историю». «Десять эпох истории человечества» в сочинении Ж.-А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». «История Англии» Д. Юма: императив беспристрастности и пересмотр исторической традиции. Сочетание приемов гуманистической и философской истории. Британские историки-рационалисты. У. Робертсон и его концепция истории средневековой Европы. «История упадка и крушения Римской империи» Э. Гиббона – классический образец универсальной истории эпохи Просвещения.

Идеи Просвещения и российская историография. «История Российская» В.Н. Татищева. Создание Академии наук и ее роль в разработке российской истории. Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер: методы критики источников. Концепции всемирной и российской истории. Норманнская теория: сторонники и противники. Историческая концепция М.В. Ломоносова. М.М. Щербатов и его «История России с древнейших времен»: проблема альтернатив в русской истории. И.Н. Болтин о задачах и методах историографии и объективных факторах истории.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Е. Бляхер учебное пособие «История и философия науки» для подготовки к сдаче кандидатского экзамена хабаровск, 2009 Содержание Раздел I введение Раздел II. Программа курса

    Учебное пособие
    Целью изучения учебной дисциплины «История и философия науки» является подготовка соискателей и аспирантов Тихоокеанского государственного университета к сдаче кандидатских экзаменов по истории и философии науки, а также для разработки
  2. Курс истории и философии науки вызов современной образовательной среды 18 Postscriptum 19

    Документ
    И.Т. Касавин (главный редактор), А.Ю. Антоновский (ответственный секретарь), В.И. Аршинов, В.Г. Горохов, Д.И. Дубровский, В.А. Колпаков, Н.И. Кузнецова (Институт истории естествознания и техники РАН), И.
  3. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  4. Игорь владимирович вишев

    Библиографический указатель
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  5. М. А. Розов 61 Релятивизм: абстрактная теория или методологическая практика? 64

    Документ
    И.Т. Касавин (главный редактор), А.Ю. Антоновский (ответственный секретарь), В.И. Аршинов, Д.И. Дубровский, В.А. Колпаков, Н.И. Кузнецова (Институт истории естествознания и техники РАН), И.

Другие похожие документы..