Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Внеклассное мероприятие'
Данное внеклассное мероприятие проводилось в дни «Декады иностранных языков» для учащихся 1 классов. Обучение иностранным языкам начинается со 2 клас...полностью>>
'Документ'
Прекрасен Великий Путь Женщины, совершаемый на нашей планете, — Путь даяния, милосердия и любви. В лучших произведениях мирового искусства мы находим...полностью>>
'Анализ'
07 сентябрь 1 87444,00 0, % 03870 11 44,41 1093,40 3410, 1 11851,8 8857,91 7317, 8 октябрь 1 87444,00 0, % 03870 14 84,13 3049,80 739 ,99 14874,...полностью>>
'Документ'
Слобода Ейское Укрѣпленіе, на рѣкѣ Еи, при впаденіи ея въ Азовское море, многолюдная, торговая и съ населеніемъ состоя-тельнымъ, находится Ростовскаг...полностью>>

Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей) Хабаровск

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

19. Э.Гидденс и попытки нового теоретического синтеза в социологии ( артиномии социологического постмодернизма)

Э.Гидденс: современный тип социологического теоретизирования. Проблема построения современной социальной теории в свете прошлого социологии. Теория структурации как теория действия, модерн и будущее социологии. У истоков социологического постмодернизма. От Т.Адорно к М.Фуко: неомарксистские истоки агрессивного антисциентизма Постмодернистская радикализация идеи «сексуальной революции». «Фукоизм» и социологический постмодернизм.

 

Рекомендуемая основная литература

1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.:Наука, 1993

2. Айвазова С.Г. Левый радикализм в политической жизни Франции. М., 1986.

3. Аристотель. «Политика. Кн. 1 (А) // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. М.: Мысль, 1984.

4. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999.

5. Барт Р. Мифологии М.: Издательство имени Сабашников,1996.

6. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

8. Буржуазная социология на исходе ХХ века. Критика новейших тенденций. М.:Наука, 1984.

9. Вебер М.  Протестантская этика  и дух  капитализма.  // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

10. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990

11. Гегель. О научных способах исследования естественного права,  его месте  в практической философии  и  его  отношении  к  науке  о  позитивном праве.//  Гегель.  Политические  произведения. М.: Наука, 1978.

12.  Гегель.  Система нравственности.  Первый  раздел: государственное  устройство. // Гегель.  Политические  произведения. М.: Наука, 1978.

13. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1969.

14. Гердер И.Г.  Идеи о  философии  истории человечества //Гердер.  Избр. соч. М.-Л., 1959.

15.  Гирц К. Идеология как культурная система.// Новое литературное обозрение

16. Гоббс Т.  Левиафан  или  материя,  форма и  власть  государства  церковного  и гражданского. М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1936. Ч. 2. О  государстве.

17. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2000.

18.  Гуго Гроций. О праве  войны и мира. М.: Юридическая  литература, 1956.

19.  Давыдов  Ю.Н. Макиавеллизм и дегуманизация социальной  философии (К  истории обособления политологии от социального знания» // Науковедение. 2001.  № 3.  С 166-188)

20. Давыдов Ю.Н. «Война  всех  против  всех»  в  идеальнотипическом  истолковании //  Политические  исследования. 1993.  № 6. С. 110-125.

21. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.

22. Давыдов Ю.Н. Укрощение  Левиафана,  или  социальные потенции обычного согласия,  // Политические  исследования.  1994.  № 2. С.  143-155;   1994.  №  3.  С. 135-147.

23.  Девятко И.Ф.  Инструментальная рациональность, полезность и обмен в теориях социального действия // Новое и старое в теоретической социологии. Книга 1 / Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. С.86-143.

24. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.

25.  Деменчонок Э.В. Современная технократическая идеология в США. М., 1984.

26.  Дильтей В. Сущность философии // Философия  в  систематическом  изложении. СПб,  1909.

27.   Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

28.   Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998.

29.  Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

30.  Зомбарт В. Буржуа.  М. 1924.

31. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.

32. История теоретической социологии в 5 томах. Т.1. От Платона до Канта. Предыстория социологии и первые программы науки об обществе. М.: Наука, 1995;   т.2. Социология XIX в. Профессионализация социально-научного знания. М.: Магистр, 1997.

33. История теоретической социологии. Т.1-4. Т. М.: Канон, 1997; Т.2. М.: Канон, 1998; Т.3. М.: Канон, 1998; Т.4. СПб.: РХГИ, 2000.

34. Кант И.  Идея  всеобщей  истории во  всемирно-гражданском  плане. // Кант И. Соч. в  6 тт. Т. 6.  М., 1966.

35.  Конт О.  Дух  позитивной  философии //  Тексты по истории  социологии  19-20 веков. Хрестоматия,  М.: Наука, 1994

36. Кочеврин Ю.Б. Эволюция менеджеризма (опыт политико-экономического анализа). М.: 1985.

37. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000..

38. Никколо  Макиавелли.  Избр. Соч.  М.: Художественная  литература,  1982

39. Мангейм К. Идеология и утопия. Часть 1. М.: ИНИОН АН СССР, 1976.

40.  Мандевиль. М.: Мысль,  1974.

41.  Марков Б.В. Мораль и разум./ Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

42.   Маркс К.  Овеществление  общественных  отношений  в  условиях  буржуазного  общества. // Маркс К. и  Ф.Энгельс.  Соч. Т. 46. Ч. 1

43.   Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

44.   Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС. 1992. №2. Сс.118-124; №3. С.91-96; №4. С.104-114.

45.     Мертон Р.К. Фрагменты из воспоминаний. Публ. и комм. Н.Е.Покровского // СОЦИС. 1992. №10. С.128-133.

46.   Мизес Л. фон. Бюрократия. М., 1993.

47.   Милль Дж. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Отв. ред. М.А.Абрамов. М., 1995.

48.   Милль Дж. Система логики силлогической и индуктивной. Кн.6. М., 1914.

49.  Мильман В.Э. Социология в Германии: новая расстановка сил // Современная социологическая теория. М., 1961.

50.  Моска Г. Метод в политической науке // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.3. Вып. 3(9). С.149-155.

51.  Моска Г. Правящий класс // СОЦИС. 1994. № 10

52.  Моска Г. Элементы политической науки // СОЦИС. 1995. №4,5,8.

53. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. (Библиотека серии «Специализированные курсы в социологическом образовании»). М.: УРСС, 1999.

54. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала ХХ вв. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.

55. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия. Пособие для гуманитарных вузов. М.:Наука, 1994.

56. Парето В. О применении социологических теорий // СОЦИС. 1995. №10; 1996. №№1-2, 7,10.

57. Парето В. Социалистическая опасность // СОЦИС. 2001. № 4.

58.  Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.

59. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

60.  Платон «Государство». Кн.1. // Платон. Соч. в 3-х томах. Т.3 (1). М.: Мысль, 1971. С.91-129.

61. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992.

62.  Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

63.  Риккерт Г.  Науки о природе  и науки о культуре //  Науки о  природе и науки  о культуре. С. 44-77.

64.    Руссо Ж.-Ж.  Об  общественном  договоре,  или  Принципы  политического  права. // Руссо Ж.- Ж. Трактаты. М.:Наука,  1969.  С. 151-256.

65. Самсонова Т.Н. Концепция «правящего класса» Г.Моски // СОЦИС. 1994. № 1. С.176-186.

66. Сапов В.В. Некоторые проблемы социологии П.Я. Чаадаева // Социологические очерки. Ежегодник. Вып.1. М., 1991.

67. Сен-Симон А.  О   теории общественной  организации // Сен-Симон А.  Избр.  соч.  Т.  1. С. 435-452.

68. Скиннер Б. Оперантное поведение// История зарубежной психологии (Тексты). М.: Изд-во МГУ, 1986..

69. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

70.  Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

71.  Соловьев В.С. Собр. Соч. т. 1, т.8. СПб., б/г..

72.  Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

73. Спенсер Г. Основания социологии. Т.1-2. // Соч. в 4- томах. СПб, б.г.

74. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб, 1896.

75.  Теоретическая социология (Антология) /Под ред. С.П.Баньковской. Т.1-2. М.: Книжный дом Университет, 2002.

76. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф.Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц – Кучково Поле, 1999.

77.       А.Р.Тюрго. Избр. филос. произв. М.:Гос. соц.-эк.  изд-во, 1937.

78. Ф.Бэкон. О достоинстве  и  приумножении  наук. Кн. 2,  главы 1-12,  // Ф.Бэкон,  Соч.,  том  1.  М.: Мысль, 1971. С. 146-184. 

79. Фейербах Л.  Отношение  к  Гегелю. // Фейербах Л.  История  философии.   Собр.  произв. З-х  тт. Т.  3. М.: Мысль, 1967. С.  371-390  

80. Франция глазами французских социологов. М.: Наука, 1980.

81. Фришейзен-Келер М. Вильгельм Дильтей как философ // Логос.  М. 1912-191З, кн. 1-2

82. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

83. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск: Экономпресс, 2000

84.  Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

85. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен// Современная зарубежная социальная психология (Тексты). М.: Изд-во МГУ, 1984. С.82-91.

86.  Цицерон. Диалоги. М.:Наука, 1966.

87. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. т.1-2

88. Шматко Н.А. Конверсия бюрократического капитала в постсоветской России.// Socio-Logos”96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М.: Socio-Logos 1996, с. 115-144.

89.  Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т.1-2. М., 1995.

 

Дополнительная литература

  1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

  2. П.Г. /Струве П.В./,  К  характеристике нашего философского  развития // Проблемы  идеализма.  М., 1903.

  3. Струве П.  Критические  заметки  к вопросу  об экономическом развитии России, СПб.,1894.

  4. Рахманов А.Б. Гаэтано Моска – отец элитологии // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.3. Вып. 3(9). С.141-148.

  5. Булгаков С.Н. О закономерности социальных явлений // Вопросы философии. Кн. 35. (б.г.).

  6. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1903.

  7. Р. Пайпс. Струве. Биография. М., 2001. Т.1-2.

  8. Hayek F.A. Law, Legislation and Liberty. Vol. 1-3. L., 1973-1978.

Примерные темы рефератов

  1. Проект позитивной науки об обществе: сравнительный анализ взгля­дов А. де Сен-Симона и О. Конта.

  2. Влияние английской политэкономии XIX в. на развитие эволюцион­ной социологии Г. Спенсера.

  3. Интеллектуальные истоки социологии Э. Дюркгейма: влияние идей Ш.Л. Монтескье и Г. Спенсера.

  4. М. Вебер о методологии социальных наук.

  5. Методологические взгляды Г. Зиммеля: сущность общества и методы его исследования.

  6. Теории социальной дифферениации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма: сравнительный анализ.

  7. Проблема отчуждения в творчестве К.Маркса.

  8. Теория социальных и экономических циклов В. Парето: основные понятия и механизмы циклических изменений.

  9. Проблема стадий социетальной эволюции в трудах М.М. Ковалевского.

  10. Классические истоки структурного функционализма Т. Парсонса: влияние Э.Дюркгейма и Б. Малиновского.

  11. Социальные обследования конца XIX – начала XX в. и формирование современных методов социальных наук.

  12. П. Сорокин о социологическом и номинализме.

  13. Социологические интерпретации “аномии”: от Э. Дюркгейма к Р. Мертону.

  14. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерля и анализ социальных структур жизненного мира в работах А. Шюца: формирование исследовательской программы социальной феноменологии.

  15. Возникновение структуралистической парадигмы в социологии: влияние культурной антропологии и лингвистики.

  16. Концепция «искаженной коммуникации» в социальных науках: от З. Фрейда к Ю.Хабермасу.

  17. Влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта на формирование современной социологической методологии.

  18. Американский прагматизм и основные принципы символического интеракционизма Чикагской школы: сходство и различия.

  19. Бихевиоризм Б.Ф. Скиннера и возникновение теории социального обмена.

  20. Классическая социологическая традиция и формирование социальных теорий гендера.

  21. Маркситские теории империализма (Р. Хильфердинг, Р. Люксембург, В.И. Ленин ) и мир-системная теория И. Уоллерстайна.

  22. Марксистская теория идеологии и возникновение исследовательской программы социологии знания.

  23. Философия Л. Витгенштейна и современная социологическая теория.

  24. Классическая эволюционная теория, неодарвинизм и перспективы социобиологии.

  25. Эволюция идеи измерения в социологии: от А. Кетле к П. Лазарсфальду.

Раздел 2. Философия науки

(для аспирантов и соискателей всех специальностей)

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»

Часть I. Общие проблемы философии науки

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.

Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.

 

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна,  П.Фейерабенда,  М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки  и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции.

Типы научной  рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд,  Р. Аттфильд). 

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа  цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Рекомендуемая основная литература

1. Вебер М.. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

2. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990.

4. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

6. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

8. Степин В.С, Горохов В.Г, Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

9.  Кун Томас. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001.

10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.

11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991.

12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

 

Дополнительная литература

1.  Гайденко П.П.. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

2.  Наука в культуре. М., 1998.

3. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

6.  Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

7. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

8. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

9.  Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

10. Косарева Л.Н. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

11. Фейерабенд П.. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986

12. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

13. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

14.  Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

15.   Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

 

Часть II. Современные философские проблемы   отраслей научного знания

 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Введение

Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ, СПбГУ, ИИЕиТ, РАМН, МГПУ, ММА и ряда других университетов.

            Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Основы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

1. Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

 

2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

3. Субъект социально-гуманитарного познания

Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер)в межсубъектном понимании и смыслополагании.

 

4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

 

5. Жизнь как категория наук об обществе и культуре

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.).

 

6. Время, пространство, хронотоп в социальном  и гуманитарном знании

Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».

 

7. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Рождение   знания  в  процессе   взаимодействия   «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций. Индоктринация — внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

 

8. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН.  Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

                         

9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе" (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

 

10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. "Встроенность" субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, "образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии. "Философская вера" как вера мыслящего человека (К.Ясперс). 

11. Основные исследовательские программы СГН

Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

 

12. Разделение СГН на социальные и гуманитарные науки

Проблема  разделения  социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам). Методы социальных и гуманитарных наук. Вненаучное социальное знание. Отличие гуманитарных наук от вненаучного знания. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

13. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций

Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования. Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

 

Рекомендуемая основная литература

  1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. М., 1996.

  2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. М., 1998.

  3. Вебер М. Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. М., 1990.

  4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

  5. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.

  6. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

  7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

  8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.

  9. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. М. 1998.

  10. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

  11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  12. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

  13. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Спб. 1999.

  14. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. М., 2001.

  15. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.

  16. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Дополнительная литература

  1. Бек У. Общество риска. М., 2000.

  2. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности.  Трактат по социологии знания. М., 1995.

  3. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

  4. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

  5. Розов Н.С. Философия и теория истории. М. 2002.

  6. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

 

Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей). Хабаровск. Изд-во ДВАГС. 2006. 67с.

Подписано в печать с оригинал-макета февраль 2006г.

Бумага А-4, формат 60 x 84 1/16

Учет. печ. л. – 4,25 Учетно-изд.л. – 4,5

Тираж - 50 эез. Заказ № - 39

Печатно-множительное бюро Дальневосточной академии

государственной службы, 2006г.

680682, Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. Е. Бляхер учебное пособие «История и философия науки» для подготовки к сдаче кандидатского экзамена хабаровск, 2009 Содержание Раздел I введение Раздел II. Программа курса

    Учебное пособие
    Целью изучения учебной дисциплины «История и философия науки» является подготовка соискателей и аспирантов Тихоокеанского государственного университета к сдаче кандидатских экзаменов по истории и философии науки, а также для разработки
  2. Курс истории и философии науки вызов современной образовательной среды 18 Postscriptum 19

    Документ
    И.Т. Касавин (главный редактор), А.Ю. Антоновский (ответственный секретарь), В.И. Аршинов, В.Г. Горохов, Д.И. Дубровский, В.А. Колпаков, Н.И. Кузнецова (Институт истории естествознания и техники РАН), И.
  3. Отчет о результатах самообследования за период с 2004 по 2008 гг

    Публичный отчет
    В соответствии с приказом ректора СПбГУЭФ №324-1 от 15.09.2008 комиссия в составе: председателя, ректора университета И.А. Максимцева, членов комиссии Егоровой И.
  4. Игорь владимирович вишев

    Библиографический указатель
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  5. М. А. Розов 61 Релятивизм: абстрактная теория или методологическая практика? 64

    Документ
    И.Т. Касавин (главный редактор), А.Ю. Антоновский (ответственный секретарь), В.И. Аршинов, Д.И. Дубровский, В.А. Колпаков, Н.И. Кузнецова (Институт истории естествознания и техники РАН), И.

Другие похожие документы..