Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Отделение Ярославской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Ленинского района гор...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230113 , утве...полностью>>
'Руководство'
Практические аспекты бюджетирования. Формирование консолидированного бюджета компаний и бизнес единиц, методы анализа и контроля за исполнением бюдже...полностью>>
'Документ'
Объем учебной нагрузки (час) 9448 7710 8400 8 33 81 3 ....полностью>>

Курс лекций теория организации

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Москва 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. КУРС ЛЕКЦИЙ 11

Тема 1. Введение в теорию организации 11

Тема 2. Организация как система 29

Тема 3. Основные законы организации 39

Тема 4. Принципы статической организации 70

Тема 5. Принципы динамической организации 88

Принципы рационализации

Тема 6. Социальная ответственность организации 104

Тема 7. Проектирование организационных систем 111

Тема 8. Организационная культура 125

Тема 9. Возникновение и развитие организаций:

Единство процессов в природе и менеджменте 133

Раздел 2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147

Раздел 1. КУРС ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Понятие термина «организация». Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. Отношение теории организации к другим наукам.

Введение

Хотите знать, как два американских студента, бросивших когда-то колледж с начальным капиталом 1300 долл., собирая компьютеры в гараже и имея офис в своей спальне, организовали одну из самых преуспевающих фирм, производящих персональные компьютеры (Apple, создана в 1976г.). Более успешный конкурент – IBM.

Как практически один человек создал к концу 20 века самую большую (по капитализации) компанию мира, по разработке компьютерного программного обеспечения Microsoft. Ее стоимость к концу 2006г. составляла порядка $294 млрд (ноябрь 2006). Напомним, что до преобразования в публичную акционерную компанию ее годовая выручка составляла в 1985г. $50 млн.

Как в 20 с небольшим лет создать свою компанию, которая сейчас входит в 10 лидеров пивоваренной промышленности (Тинькофф). Как с нуля создать производство соков J-7 (Вимм-Билль-Данн, стоимость $1,5 млрд в 2006г.). Идея пришла во время вечерней прогулки в палатку за соком сыну, в начале 90-х готовых соков там не оказалось.

Большой интерес вызывает стремительное развитие компании АФК «Система» в 2006-2007гг. Ее основатель Владимир Евтушенков, является председателем совета директоров, владеет 62% акций (данные ноябрь 2006). Стратегия, направленная на увеличение числа направлений бизнеса (владеет активами в СМИ, розничной торговле, финансовом секторе и недвижимостью) и диверсификация услуг связи (сотовая связь, местная телефония, ip-телефония, междугородняя связь, коммутируемый доступ в интернет dial-up) сделали ее ведущей телекоммуникационной компанией России. На сегодняшний день капитализация компании составляет $11,5 млрд (04.04.2007), а 9 мес. назад, на 30.06.06, она стоила $8 млрд.

Вы хотите знать, как это происходило, как все было построено? На деле оказывается, что при всех различиях истории развития успешных компаний и их лидеров, а также применяемые принципы и подходы являются сходными, универсальными для огромного числа ситуаций. Хотя по передовым представлениям менеджмента ключевую компетенцию (знание как вести дело, организовать данный бизнес-процесс) скопировать невозможно, все-таки понять, как все работает, и каким образом можно использовать в своем опыте можно. Ответы на все эти вопросы дает Теория организации.

Понятия «организация», «организовывать»

Начнем со слов «организация», «организовывать». Что мы понимаем под ними в обыденной жизни?

Синонимами понятия «организация» служат компания, фирма, государственное учреждение. Термин «организовывать» чаще употребляется, когда речь идет о человеческих усилиях, направленных на выполнение какой-либо цели. Например, организовывать предприятие – значит, скоординировать людей, выбрать и спланировать продукт или услугу для выпуска, поставить оборудование, установить связи с поставщиками, государственными органами. Организовать праздник (день рождения), организовать избирательскую компанию, организовать учебный процесс (аудитории, нагрузку, студентов, курсы дисциплин), поступление в вуз. Кстати, экономист А. Маршалл выделил организацию в качестве фактора производства, помимо земли, труда и капитала по Марксу.

Пример. В прошлом (2006) году в Московской области было построено предприятие по производству телевизоров и другой видеотехники марки LG. Министр МЭРТ Герман Греф присутствовал при открытии завода. Говорилось о создании новых рабочих мест, поступлениях налогов в бюджет и появлении передовых технологий производства электротехнических товаров. По данной ситуации можно проследить, какие активы потребовалось соединить инвесторам, чиновникам регионального и федерального уровня (в том числе Правительству РФ) для создания новой организации. К активам здесь можно отнести земельный участок под строительство производственных мощностей, оборудование, технологии, квалифицированный персонал.

Иногда термин организация пытаются применять только к живой материи, противопоставляя ему мертвый механизм. Что есть механизм? Автомобиль, самолет, велосипед. И далее дыхание, нервные импульсы - тоже. Пожалуй, современные механизмы – это тоже организация, только понятная человеку. Однако, о картине мы говорим создать художественное произведение, о строительном сооружении - построить мост, доказать теорему и т.д.

Отвлечение. В современной России намечается тенденция коммерциализации высшего образования. Работодатели, совместно с ректорами вызов, создают корпоративные университеты, проводя подготовку студентов для нужд бизнеса. Может, компании хотят получить послушную машину, обладающую исключительно узкими знаниями, так сказать, на потребу дня? Она будет работать, потом идти домой спать, а с утра снова на работу. Встает вопрос: кого мы должны воспитывать - личность или механизм?

Сам термин «организация» происходит от греческого «органон» (organon) - устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в стройную систему. В человеческой деятельности термин «организация» употребляется в двух значениях1 (рис. 1):

- как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой, комплекс взаимосвязанных элементов. Синонимы - предприятие, структура;

- как процесс по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве, координация деятельности людей для достижения какой-либо цели. Синоним – деятельность.

Эти два понятия тесно переплетаются друг с другом. Организация как объект образуется в результате деятельности, т.е. процесса, по координации и упорядочению всех частей предприятия. Таким образом, в общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство. Это отвечает понятию организации, соответственно, в статике и в динамике.

Рис. 1. Понятие «организация».

Огромный вклад в основание и развитие теории организации внес российский ученый А.А. Богданов. В своей основной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» (1922г.) он всеобщность рассматривает как характеристику организации.

Организация как всеприродное явление

Давайте проанализируем примеры организаций. Начнем с живой и неживой природы. Планетарная модуль атом Н. Бора характеризуется устойчивостью, организованностью порядком. Кристаллы в насыщенном растворе – растут, восстанавливаются, залечивая свои раны. Удивительно организована охота китов на креветок. Таким образом, природа – первый великий организатор.

В деятельности людей примеров тоже масса. По сути, различия между организацией людей и другими организациями в природе, невелики. Как правило, первые связаны с планомерными усилиями людей, вторые – со стихийными действиями сил природы

Как писал А.А. Богданов, основоположник организационной науки, «всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность – техническую, общественную, познавательную, художественную – можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения». Организаторскую деятельность можно отнести не только к человеческим действиям, но и к живой и неживой природе во всех ее проявлениях. «Природа – великий первый организатор; и сам человек – лишь одно из ее организованных произведений», - пишет ученый.

Таким образом, любую человеческая деятельность мы можем рассматривать с организационной точки зрения.

Для социальной организации можно выделить некоторые специфические черты. Хотя от природы мы ушли недалеко. К ним относятся:

  1. наличие цели (целесообразность),

  2. сознательная деятельность (не подчинена только инстинктам),

  3. наличие определенной упорядоченности элементов, структуры,

  4. координация и регламентация деятельности людей в организации,

  5. ответная реакция людей на управленческие решения,

  6. воля человека (руководителя), направленная на преодоление сопротивления других людей,

  7. передача людьми части своих индивидуальных свобод ради достижения общей цели организации.

Объективная основа организации

Почему же люди, живые организмы, а также объекты неживой природы подвержены организационному процессу, объединению в организации? До конца вы сможете ответить на вопрос, прочитав данный учебник. Сейчас попытаемся лишь решить проблему в общих чертах.

Как мы уже видели, организованность присуща и элементам неживой природы: кристаллам, солнечной системе, галактикам. Организационные аналогии присутствуют в биологических организациях, таких как лес, прайд львов, муравейник, пчелиный улей. В подобных организациях, вероятно, для удовлетворения своих потребностей и человек, и животное должны выполнять определенную установленную последовательность действий. В отличие от остальной природы, деятельность человека будет осознанной (правда, согласно современной психологии, не всегда). Итак, объединяясь в организации, легче достигнуть поставленных целей, следовательно, выжить, что выступает в качестве цели любого биологического вида. Далее мы увидим, что есть и не менее важные причины.

Единство организационных методов для человека и природы

Человек подражает в своей организационной деятельности. Аналогичны функции меха у животных и шубы. Часто человек организует вещи сообразно природе, без предварительного обнаружения этого механизма в природе. Так, рычаг начали использовать задолго до изучения анатомии и устройства руки. Музыкальные инструменты с резонаторами появились задолго до изучения строения голосовых связок животных. Похожи социальное хозяйство у человека и высших животных. Например, муравьи строят сложные жилища, используя травяных тлей в качестве дойного скота. Муравьи-листогрызы в Бразилии разводят съедобных грибов внутри муравейников, применяют разделение труда. Науке известны случаи содержания жучков-гостей в муравейниках, для наслаждения эфирными выделениями этих жучков (аналог человеческих заболеваний - алкоголизма и наркомании).

Таким образом, прослеживается параллелизм организационных процессов при самостоятельном развитии обеих сторон. Еще примеры. Методы размножения у высших животных и высших цветковых растений схожи. Эти формы развивались в процессе эволюции абсолютно независимо. Отряды высших млекопитающих и группы сумчатых (Австралия) имеют одинаковое строение, внешность, при этом не имеют общих предков.

Итак, можно сделать вывод о единстве организационных методов повсюду – в живой и неживой природе, между человеческой деятельностью и жизнью животных, работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Как пишет в своем труде А. Богданов, настало время всеобщей организационной науки.

К вопросу о двойственности организации

Природа социальной организации двойственна. Деятельность человека, с одной стороны, обусловлена объективными факторами (инстинкты человека, влияние среды обитания). Вместе с тем он решает субъективно-установленные, но необходимые задачи для своего существования посредством данной организации. Например, создание государства, политической власти. В этом проявляется ее объективно-субъективный характер.

Кроме этого, организация может иметь материальную, интеллектуальную, а также смешанную основу. Интеллектуальная организация представляет собой проявления и форму человеческого разума (программирование, музыка).

Подобное деление организации на материальные и нематериальные, субъективные и объективные отражены на рис. 2 . На взгляд автора, это просто разные стороны или аспекты одной организации.

Организация Материальная Смешанная Интеллектуальная


Процесс Движение Исследование Творчество

Производство Наука

Предприятие

Система Планета Общество Убеждения

Организация Объективная Смешанная Субъективная

Рис. 2. Проявления и природа организации

На практике в чистом виде, пожалуй, трудно встретить то или иное проявление организации. Зачастую формой реализации интеллектуальной организации выступает материальная ее сторона. Так, высшее учебное заведение выступает как материальная основа для передачи студентам знаний и опыта человечества. Аналогично музыкальное произведение как творческая форма может быть записана на диск, т.е. материальный носитель. Далее, знания преподавателя визуализируются в форме презентации на лекциях, раздаточного материала, учебного пособия как то, которое вы держите в руках.

Организация или дезорганизация (к вопросу о двойственности и диалектике)

Выше мы приводили примеры деятельности созидательной (например, строительство завода). Но есть и противоположный процесс - деятельность разрушительная, дезорганизующая. Но это деятельность есть столкновение разных организационных процессов. Приведем пример. Люди убивают животных для поддержания своей жизни. Какая это деятельность – разрушительная или созидательная, организационная или дезорганизационная.

Субъекты организаторской деятельности

Давайте возьмем человеческую деятельность. Что или кого организует человек? Зачастую это комбинации: сорганизовывать людей и машины, идеи и машины.

Однако, всю организаторскую деятельность можно свести к организации людей, вещей идей или комбинации этих трех составляющих (Ф. Энгельс). А. Богданов выделял организацию сил природы, человеческих сил, организационного опыта. Так, Дизель, изобретая двигатель внутреннего сгорания, который до сегодняшнего для применяемого в машиностроении и носящий его имя, объединил свою идею (включая предшествующие опыт науки) и металлический корпус, детали как вещественную составляющую. В 21 веке понятие «идеи» мы заменяем терминами «информация», «знания», применяются словосочетания менеджмент знаний, «когнитивная экономика» (экономика знаний).

Объективные предпосылки тектологии – всеобщей организационной науки

Необходимость создания теории организации является объективной. Мир и общество постоянно усложняются. Эволюция идет по пути усложнения. При этом скорость этих изменений тоже растут. Последние исследования в области астрофизики показывают, что Вселенная расширяется тоже с ускорением. В мировой экономика идут процессы глобализации, ускорения НТП, развития науки, доли нематериальных (сервисных) отраслей в ВВП развитых стран.

Нашей планете 4,6 млрд. лет, жизнь появилась 3,5 млрд. лет назад. Животные (наши предки) вышли на сушу 360 млн. лет назад (девонский период), человек стал заниматься сельским хозяйством 10 тыс. лет назад, научился работать с металлом 9 тыс. лет назад (горячая обработка 7 тыс. лет), и только 5 тыс. лет мы строим города, 50 лет летаем в космос. Потребление энергии и население растут с устрашающей силой.

Все это требует научного обобщения организационного метода, научной планомерности.

Вывод. Тектологию мы рассматриваем как всеобщую организационную науку. В переводе с греческого - это учение о строительстве. Следовательно, синоним термина «организации» – строительство.

Что есть «организованность» и « дезорганизованность»?

Первые попытки объяснить, что такое организация приводят к идее целесообразности. То есть организм имеет «цель» и «сообразно» ей устроен. Но кто ставит эту цель? С древних времен религия давала исчерпывающих ответ на этот вопрос – высшее начало, Бог. С развитием науки стало ясно, что организации могут возникать и развиваться естественным путем – в силу существования объективной целесообразности. Организация есть результат борьбы организационных форм, естественного отбора. Слова гармония, сочетаний не дают полного ответа. Биологи давно определили, что «организм – это целое, которое больше суммы своих частей».

Понятие организации и дезорганизации иллюстративно исследуется на следующем примере (приведен Богдановым2). «Таково, например, элементарное сотрудничество. Уже соединение одинаковых рабочих сил на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил. Если дело идет, положим, о расчистке поля от камней, кустарников и корней и если один человек расчищает в день 1 десятину, то два вместе выполнят за день не двойную работу, а больше: 21/4 -21/2 десятины. При 3, 4 работниках отношение может оказаться еще более благоприятным – до известного предела, разумеется. Но не исключена и та возможность, что 2, 3, 4 работника совместно выполняют менее чем двойную, тройную, четверную работу. Оба случая всецело зависят от способа сочетания данных сил. В первом случае вполне законно утверждение, что целое оказалось практически больше простой суммы своих частей, во втором – что оно практически ее меньше. Первое и обозначается как организованность, второе – как дезорганизованность».

Но каким образом части целого соединяются с подобным эффектом? С первого взгляда это какое-то создание из ничего? Об это поговорим позже (тема 2, синергетический эффект). Речь пойдет о сочетании активностей частей целого, точнее активностей-сопротивлений.

Полная неорганизованность – понятие без смысла, как голое небытие, мнимая пустота пространства. Даже в космосе есть вещество, плотность вакуума здесь составляет 10 -27кг/куб.м.

Идея относительности Система бывает организованной не вообще. Не универсально, а лишь по отношению к каким-либо активностям. Например, предприятие – высокоорганизованная система по отношению к техническому прогрессу, менеджменту, но может быть дезорганизована в плане социальной ответственности (налоги, сотрудники).

Предмет и методы теории организации

Далее речь пойдет о методах исследования, познания и создания теории.

Предметом теории организации являются организационные отношения, т.е. связи, взаимодействия между целостными образованиями и их элементами, а также процессы организующей и дезорганизующей направленности. Другими словами мы будем изучать организационный опыт окружающей нас действительности.

В некоторых источниках область исследования данной науки сужают до организаторского явления, состоящего из социальной организации, организаторской деятельности и социальной группы (единицы). Но мы не будем придерживаться этой точки зрения.

Метод, в переводе с греческого, означает путь к чему-либо. По сути, это путь познания окружающей нас действительности. Метод предписывает исследователю как и какие применять средства изучения, чтобы получить истинные знания о предмете.

Задача теории организации – систематизировать организационный опыт, наука эмпирическая. К своим методам идет путем индукции. Данная наука занимается организационным опытом, способом организации материи.

1. Индукция – это движение мысли от единичного к всеобщему, от знания в меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Сначала идут наблюдения в природе и обществе, затем они обобщаются и систематизируются, далее выводятся закономерности, делаются абстрактные схемы.

Индукция включает формы – обобщающее-описательную, статистическую, абстракно-аналитическую. Посредством индукции можно создавать абстрактые схемы, выраженные символами, сравнивать их с другими полученными схемами.

2. Анализ - мысленное расчленение объекта на составные части с целью их изучения. Данным метод на практике применяется для построения структур управления компанией, путем вычленения блоков по сферам деятельности, выпускаемым продуктам, услугам.

3. Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Так, мы можем вычленить интересующее нас явление из некоторого целого (например, выделение отдельной сферы деятельности предприятия из всего потока информации о компании).

Абстрагирование - это высшая ступень исследования. При этом происходит отвлечение, удаление осложняющих моментов, выявление в чистом виде явления. Выполняется реально (эксперимент), идеально (мысленно, в социальных науках). Физики при исследовании превращения механического движения в теплоту устраняли неконтролируемый отток и приток энергии извне (изоляция). Например, цикл работы машины Карно. Химики стремились получить вещество в чистом виде, описать реакцию, не обращая внимание на ничтожную долю примесей. Коперник отвлекся, он идеально поместил наблюдателя на Солнце.

Абстрактный метод дает универсальные законы организации. На их основе возможна широкая тектологическая дедукция. Это основа для планомерной организационной деятельности и применения теории организации как практической науки.

4. Статистический метод - состоит в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Можно, к примеру, изобразить графически зависимость стоимости акций компании от ставки по кредиту.

Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли

Истоки становления организационной мысли

Некоторые источники утверждают, что начало становлению организаторской мысли было положено трудами древнегреческих ученых Платона, Аристотеля в 4 в. до н. э., которые объединили накопленные за три тысячелетия знания. В Китае в 5 в. до н.э. появляются труды Конфуция, дающие описание места человека, развивающие концепцию гуманности. Особый интерес представляет Трактат о военном искусстве Сунь-Цзы (400 г. до н.э.), чьи принципы применяются в современном менеджменте. Средневековая парадигма появляется в период расцвета феодализма. Признание божественных законов мы видим в работах Ф. Аквинского (13 в.). Парадигма- это система взглядов, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и организации их решений. Затем появляется индустриальная парадигма. Парадигма, образ жизни, система ценностей влияет на развитие организационной мысли. Здесь главенствуют экономические законы и правила рынка. Зарождаются такие науки как социология, политология, юриспруденция.

С 20-30 гг. 20 в., после I мировой войны начинает формироваться постиндустриальная парадигма. Присутствует примат человека в системе общества. Появляются теории циклов (Н. Кондратьев и А. Чижевский), теория кризисов, трансформаций. Назревают опасные противоречия нашей эпохи – поляризация богатства между народами, станами, людьми. Так, в настоящее время около 20% населения Земли получают доход меньше 1 долл. в день.

Новая парадигма организации 21 века – это организация устойчивого развития (УР) постиндустриального общества. Все предыдущие теории так или иначе приводили к системному кризису. К глобальным проблемам современной цивилизации следует отнести разрушение окружающей среды, рост населения, разрыв между богатыми и бедными. В настоящее время на планете 157 миллиардеров в долл., 2 млн. миллионеров, однако 1/5 населения Земли имеет доход меньше 1 долл. в день. Решающую роль в развитии общества играют информация, знания (менеджмент знаний), технологии, инновации.

История развития организационной точки зрения

А. Богданов в своей книге «Тектология», изучая процессы и явления с организационной точки зрения, обращается к эволюции человека. Люди развиваются, накапливают жизненный опыт не только по своей специальности, но и по смежным отраслям, например, как семьянин – о воспитании детей, как гражданин - о государственной власти, есть общественное мнение. Иллюстрировать такое развитие можно на примере языка, который, по мнению ученого, служит хранилищем житейского опыта.

Легко проследить организацию образования слов в языке. Первичный корень rhag или vrag, имеет в индоевропейских языках значение разбивать. От него происходит греческое ломаю, латинское frango, немецкое brechen, имеющие то же значение, французское rage бешенство, русское враг, разить, раз. Корень представлял вероятно рычание первобытного человека, вырывавшееся при нанесении удара. Язык также отражает и менталитет. Слово мир означает общину. Индогерманское слово mard – разбивать на части – в немецком слова море и земля, в русском – молот, смерть и море, молодой и медленный, то есть идея деления на части.

Здесь заключена общая идея организационного процесса. Речь – по существу тоже организационный процесс. Посредством ее организуется практика людей, устанавливаются цели и средства их достижения

Житейски опыт сохраняется в более сложных формах - в народной мудрости: в пословицах, баснях, сказках. Многие из них являются выражением законов и принципов теории организации. Вспомним пословицы. Где тонко, там и врется. Куй железо пока горячо (то есть использовать благоприятные условия). Притча о прутиках (один прутик сломать легче, чем веник).

Специализация человеческого опыта в разные науки привела к специализации методов, терминов и обозначений. Тем не менее, и здесь прослеживается единство организационных процессов. В технике – произвести продукт, построить мост. В физике – открыть закон (элемент). Сшить платье. Все это специальные обозначения одной принципиальной концепции. Кроме того, для науки свойственно перенесение методов из одной ее области в другую. Например, применение взрывчатки в военном деле – перенести в двигатель внутреннего сгорания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций для студентов экономических специальностей Часть 4

    Курс лекций
    В четвертой части курса лекций изложены организация предпринимательской деятельности, основы управления персоналом предприятия, формирование сбытовой политики, экономический инструментарий логистики, инвестиционной, маркетинговой,
  2. Курс лекцій з міжнародної економіки тема міжнародна економічна система

    Курс лекцій
    ТЕМА 1. МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІЧНА СИСТЕМАПредмет курсу “міжнародна економіка”. Міжнародна економічна система: сутність та структура. Міжнародні економічні відносини.
  3. Курс лекцій з соціології київ- 2007

    Курс лекцій
    Автор-упорядник – кандидат-філософських наук, доцент, завідуючий кафедрою соціогуманітарних дисциплін ІЗІТу при Національному авіаційному університеті, доцент Академії соціального управління Матвєєв В.
  4. Курс лекций по общей хирургии в. И. Малярчук, Ю. Ф. Пауткин

    Курс лекций
    Успехи, достигнутые хирургией сегодняшнего дня, были бы невозможны, если бы в свое время не были разработаны приемы борьбы с микроорганизмами, вызывающими развитие тяжелейших гнойных процессов в ране.
  5. Курс лекций по русскому народному поэтическому творчеству для студентов факультета русского языка, литературы и иностранных языков по специальности «филолог» Преподаватель даниелян э. С

    Курс лекций
    На протяжении веков русский народ создавал и продолжает творить богатейшую устную поэзию. В науке для обозначения народного творчества существует несколько названий.

Другие похожие документы..