Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
Ассесмент-центр появился как метод в 1942 году, когда Отборочная комиссия военного министерства Великобритании (War Office Selection Boards), столкну...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 27 октября 2011г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.067.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени ...полностью>>
'Документ'
Расположение: Греция находится на юго-востоке Европы, в ее состав входит материковая часть (Аттика, Пелопоннес, Центральная Греция, Фессалия, Эпир, М...полностью>>
'Литература'
Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета русской фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых...полностью>>

Баранов Андрей Дмитриевич рабочая программа (2)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Государственного образовательного стандарта Российской Федерации

образовательной профессиональной программы (ОПП) 030501 «Юриспруденция»

индекс 260 гум/сп

Составитель:

Должность

Ученая степень

Звание

Ф.И.О.

Подпись

Доцент

кандидат юридических наук

Баранов Андрей Дмитриевич

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории права

30 августа 2011 г. (протокол № 1)

Зав. кафедрой ТП _______________ В. В. Клочков

Согласовано с другими кафедрами и (или) структурными подразделениями:

Название структурного подразделения

Подпись

Ф.И.О. руководителя

нет

1. МЕСТО, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ,

РЕАЛИЗУЕМОЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ

1.1. Место дисциплины в реализации основных задач ОПП.

Дисциплина «Правоохранительные органы» является самостоятельной комплексной научной и учебной дисциплиной теоретического и практического профилей в системе юридических наук и юридического образования.

1.2. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности обучающегося студента по данной ОПП.

В рамках дисциплины «Правоохранительные органы» исследуется совершенно специфический предмет – понятие и структура правоохранительных органов, правоохранительная деятельность как одно из направлений государственной деятельности, правосудие и судебная власть в системе разделения властей.

1.3. Место дисциплины в удовлетворении требований заказчиков выпускников университета данной ОПП.

Дисциплина «Правоохранительные органы» традиционно рассматривается как комплексная дисциплина, дающая общее представление о правоохранительной деятельности во всех ее формах и проявлениях, компетенции правоохранительных органов. Итогом изучения курса является формирование у студента навыков самостоятельного осмысления, анализа и квалифицированной критики системы правоохранительных органов, концепции и результатов ее претворения судебной реформы, позволяет студенту определиться с выбором будущей профессии.

1.4. Знания каких учебных дисциплин должны предшествовать изучению дисциплины в данной ОПП.

Как и любая другая дисциплина, курс «Правоохранительные органы» базируется на положениях конституционного права, вместе с тем данная дисциплина носит первичный (обще ознакомительный) комплексный характер и как бы подготавливает студента к последующему усвоению материала различных правовых дисциплин.

1.5. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины при реализации рассматриваемой ОПП.

Материал, освоенный при изучении дисциплины «Правоохранительные органы» в некоторой части является основой для дисциплин «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Прокурорский надзор», «Конституционное производство», «Административное право».

1.6. Цель преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Правоохранительные органы» являются изучение основных понятий и системы правоохранительных органов в России, формирование у студентов четкого представления о принципах и объемах взаимодействия структурных элементов системы правоохранительных органов друг с другом и иными государственными и общественными структурами.

1.7. Задачи изучения дисциплины.

Задачами изучения дисциплины «Правоохранительные органы» являются:

  • дача общего представления о правосудии, его конституционных принципах; об истории развития нормативно-правовой базы правосудия, судебно-правовой реформе, ее концепции и перспектив развития;

  • раскрытие системы правоохранительных органов, их место в структуре государственных органов и их компетенция, основные цели и задачи;

  • дача общей информации о правоохранительной деятельности в государственных и негосударственных образованиях, призванных ее осуществлять;

  • анализ форм и методов обеспечения и защиты нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, иных объединений и государства в целом, как основного направления правоохранительной деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

2.1. Лекции

2.1.1. Содержание лекций

Лекция 1. Предмет, система и основные понятия курса, нормативные акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов. Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность, ее признаки и основные направления, понятие и за­дачи. Цели правоохранительной деятельности. Предмет и система курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами. Нор­мативная база изучения курса. Общая характеристика правовых актов о деятельности правоохранительных органов. Классификация правовых актов о правоохранительных органах. Структура курса.

Лекция 2. Судебная власть и судебная система в РФ, судебная реформа

Понятие судебной власти и правосудия; система органов, ее осуществляющая

Понятие и основные признаки судебной власти. Место судеб­ной власти в системе государственной власти РФ. Развитие законода­тельства о судебной системе России. Судебная система современной России. Судебно-правовая реформа в РФ, ее концепция и реализация. Понятия звена судебной системы и судебной инстанции. Предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

Правосудие - основная форма реализации судебной власти. Понятие и значение принципов реализации правосудия. Принцип законности. Принцип единства судебной системы. Принцип равенства всех перед законом и судом. Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип самостоятельности судов и независимости судей. Принцип гласности судопроизводства. Принцип состязатель­ности и равноправия сторон. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Принцип охраны чести и достоинства личности. Непосредственность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия. Принцип языка судопроизводства. Презумпция невиновности.

Лекция 3. Суды общей юрисдикции

Верховный суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции. Порядок формирования Верховного суда РФ, его состав, структура, судебные полномочия и организация работы в Верховном суде РФ. Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции, их полномочия, состав, структура, организация работы и место в системе судов общей юрисдикции. Основное звено системы судов общей юрисдикции. Районный суд - основное звено общих судов. Полномочия районного суда, организация работы в районном суде. Мировые суды РФ. Военные и иные специализированные суды. Основы организации, подведомственности и подсуд­ности военных судов

Лекция 4. Арбитражные суды и иные арбитражные органы

История арбитража в России, государственный и ведомственный арбитраж. Высший Арбитражный суд РФ, его состав, структура, полномо­чия. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура и полномочия. Арбитражные апелляционные суды, как самостоятельное звено в подсистеме арбитражных судов. Арбитражные суды субъектов РФ. Иные арбитражные органы: МАК, МКАС и проч. Третейский суд.

Лекция 5. Конституционный Суд Российской Федерации и конститу­ционные (уставные) суды субъектов РФ

Понятие и история конституционного контроля, его сущность и виды. Сущность конституционного судопроизводства и правовые основы организации и деятельности Конституционного суда. Компе­тенция Конституционного суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации. Принципы и общие правила конституционного судопроизводства. Компетенция и порядок формирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Лекция 6. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Особенности правового статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Правовой статус судей и его обеспечение. Независимость судей и ее гарантии. Порядок наделения судей полномочиями. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей. Срок полномочий судьи. Общая характеристика и порядок формирования судейского сообщества. Органы судейского сообщества. Полномочия квалификационных коллегий судей и правовое регулирование производства в них. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

Лекция 7. Органы обеспечения деятельности судов.

Правоохранительные органы исполнительной власти в РФ: судебный департамент и органы юстиции.

Правовое регулирование организационного обеспечения дея­тельности судов. Судебный департамент – особенности правового положения. Система службы судебных приставов Министерства юстиции РФ. Уголовно-исполнительная система. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Организация и полномочия судебных приставов.

Лекция 8. Прокуратура Российской Федерации. Прокурорский надзор и органы прокуратуры

Основные этапы развития и становления прокуратуры. Основные функции (виды деятельности) прокуратуры. Проку­рорский надзор, его основные виды и направления прокурорской деятельности. Средства прокурорского надзора. Система, структура и полномочия органов прокуратуры. Основные правовые акты прокурорского надзора. Правовой статус кадров, органов и учреждений прокура­туры. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей прокуратуры. Военная прокуратура, особенности статуса, система органов.

Лекция 9. Органы, осуществляющие организацию выявления и расследования преступлений. Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений.

История развития органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Органы и должностные лица, осуществляю­щие дознание, и их компетенция. Органы, осуществляющие предвари­тельное следствие, и их компетенция. Государственные органы, обеспечивающие охрану порядка и безопасности. Органы обеспечения безопасности: Совет Безопасности РФ, органы Федеральной службы безопасности. Органы внутренних дел. Милиция общественной безопасности и криминальная милиция. Органы внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральные органы правительственной связи и информации. Федеральные органы государственной охраны. Налоговые органы. Таможенные органы.

Лекция 10. Юридическая помощь и ее организация в Российской Федерации. Нотариат.Адвокатура. Понятие и сущность юридической помощи в РФ. Понятие задачи и основы организации нотариата. Порядок назначения на долж­ность нотариуса, права и обязанности нотариуса. Основные правила нотариальных действий. Принципы организации и задачи адвокатуры. Правовой статус адвоката. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

2.1.2. Основная литература

1. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. канд. юрид. наук В.Н. Буробина. М.: ИКФ ЭКМОС, 2003.

2. Безлепкин Б. Т. Судебная система. Правоохранительные орга­ны и адвокатура России: Учебник. М.: Юрист, 2001.

3. Беленков Р.А. Правоохранительные органы (конспект лекций в схемах). М.: Приор-Издат, 2003.

4. Бойков А.Д., Капинус Н.И., Тарло Е.Г. Адвокатура в России: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2002.

5. Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003.

2.1.3. Дополнительная литература

6. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Феде­рации. История и современность: Учебник для вузов. Ростов н/Дону: Феникс, 2001.

7. Галеева Р.Ф., Зайцева Т.И., Яркое В.В. Настольная книга нота­риуса. М.: Бек, 2000.

8. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России. М.: Юнити — Дана, 2000.

9. Гомола А.И. Нотариат: Учебное пособие для студентов сред­них профессиональных учебных заведений. М.: Изд. центр «Акаде­мия», 2003.

10. Григонис Э.П. Правоохранительные органы: Учебник. СПб.: Питер, 2002.

11. История суда и уголовного процесса (схемы, таблицы, доку­менты). М.: Российская академия правосудия. Издательская группа «Прогресс», 2002. (Отпечатано по изданию «История суда и уголов­ного процесса» (альбом наглядных пособий). М: Юридическое из­дательство НКЮ СССР, 1938.)

12. Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Альбом схем. М.: ЭКМОС, 2001.

13. Кобликов А.С. Военные суды России: Учебное пособие. М.: Военный университет, 2001.

14. Комментарий законодательства о судебной власти в РФ / Отв. ред. В.П. Кашепов М.: Юридическая литература, 2000.

15. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

16. Лиманский В.А. Правоохранительные органы: Сборник схем с комментариями. СПб.: изд. 000 «Паритет», 2003.

17. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. М.: 000 «Профобразование», 2002.

18. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные орга­ны Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. СПб.: Издательский дом Герда, 2002.

19. Петухов Н.А., Шулепов Н.А. Военные суды в современном мире. М.: Верховный Суд РФ, Военная коллегия, 2003.

20. Плетнев М.Ю. Нотариат: Учебное пособие. М: Издательство «Экзамен», 2003.

21. Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. М.: Оме­га-Л, 2002.

22. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб­ник / Под ред. В.П. Божьева/ М.: Спарк, 2002. .

23. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб­ное пособие / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М., 2000.

24. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб­ное пособие с альбомом схем / Под ред. В.К. Боброва. М.: Москов­ский университет МВД России; М.: изд. «Щит-М», 2003.

25. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб­но-справочное пособие / Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Черня­ховский и др. М.: Дело и Сервис, 2002.

Основные нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

  3. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

  4. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июля 1992г.

  5. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991

  6. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

  7. Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи» от 19 февраля 1993г.

  8. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992г.

  9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция о правах человека). Рим, 4 ноября 1950 г.

  10. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

  11. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН. 16 декабря 1966 г.

  12. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.

  13. Основные принципы независимости судей, одобренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1995 г.

  14. Постановление Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. № 1801-01.

  15. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

  16. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997г.

  17. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997г.

  18. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г.

  19. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998г.

  20. Федеральный конституционный закон «О военных судах» от 23 июня 1999 г.

  21. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г.

  22. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995г.

  23. Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ» от 31 мая 2002г.

2.2. Лабораторные занятия

Нет

2.3. Практические занятия

Практические занятия проходят в виде дискуссии по основным проблемам развития судебной системы в Российской Федерации, конституционных признаков правосудия. Тематика практических занятий следующая:

Тема: Правосудие. Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.

Занятие 1. Правосудие – основная форма реализации судебной власти.

  1. Конституционные принципы правосудия. Понятие и значение реализации принципов правосудия.
  2. Отличие правосудия от других форм государственной деятельности.

Занятие 2. Суды общей юрисдикции в судебной системе РФ.

  1. Верховный Суд РФ – высший судебный орган судов общей юрисдикции, его состав, порядок формирования, полномочия и организация работы.
  2. Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции.

  3. Районный суд - основное звено общих судов.

  4. Мировые суды в РФ – низовое звено судов общей юрисдикции.

  5. Система военных судов и иные специализированные суды.

Занятие 3. Арбитражные суды и иные арбитражные органы.

  1. Высший Арбитражный суд РФ: его структура, состав и полномочия.

  2. Арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды.

  3. Арбитражные суды субъектов, иные арбитражные органы, третейский суд.

Занятие 4. Органы конституционного контроля.

1. Понятие и сущность конституционного контроля, история вопроса.

2. Конституционный суд РФ: структура, состав, компетенция, основные правила конституционного производства.

3. Конституционные (уставные) суды субъектов.

2.4. Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия предполагают подготовку реферата по выбранной студентом тематике к итоговому рейтингу, а также подготовку к практическим занятиям в течение семестра.

2.5. Курсовое проектирование

Нет

2.6. Контрольные вопросы

  1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи.

  2. Предмет и система курса «Правоохранительные органы».

  3. Общая характеристика правовых актов о деятельности правоохра­нительных органов. Классификация правовых актов о правоохрани­тельных органах.

  4. Место судебной власти в системе государственной власти РФ.

  5. Развитие законодательства о судебной системе России.

  6. Судебная система современной России.

  7. Понятия звена судебной системы и судебной инстанции.

  8. Предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

  9. Понятие правосудия. Понятие и значение принципов реализации правосудия.

  10. Принцип законности. Принцип единства судебной системы. Принцип равенства всех перед законом и судом.

  11. Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип самостоятельности судов и независимости судей.

  12. Принцип гласности судопроизводства. Принцип состязательности и равноправия сторон. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.

  13. Принцип охраны чести и достоинства личности. Непосредст­венность и устность судебного разбирательства при осуществлении правосудия. Принцип языка судопроизводства. Презумпция невиновности.

  14. Верховный суд РФ, порядок его формирования, состав, структура, судебные полномочия и организация работы в Верховном суде РФ.

  15. Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции, их полномочия, состав, структура, организация работы.

  16. Районный суд - основное звено общих судов. Полномочия районного суда, организация работы в районном суде.

  17. Мировые суды РФ.

  18. Военные суды. Основы организации, подведомственности и подсудности военных судов.

  19. Высший Арбитражный суд РФ, его состав, структура, полномочия.

  20. Федеральные арбитражные суды округов: порядок образования, структура и полномочия, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов.

  21. Иные арбитражные органы.

  22. Третейский суд.

  23. Сущность конституционного судопроизводства и правовые основы организации и деятельности Конституционного суда.

  24. Компетенция Конституционного суда Российской Федерации.

  25. Принципы и общие правила конституционного судопроизводства.

  26. Статус судьи Конституционного суда Российской Федерации.

  27. Компетенция и порядок формирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

  28. Правовой статус судей и его обеспечение.

  29. Независимость судей и ее гарантии.

  30. Общая характеристика и порядок формирования судейского сообщества. Органы судейского сообщества.

  31. Полномочия квалификационных коллегий судей и правовое регулирование производства в них.

  32. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

  33. Прокурорский надзор и направление прокурорской деятельности. Средства прокурорского надзора.

  34. Средства прокурорского надзора.

  35. Система, структура и полномочия органов прокуратуры.

  36. Правовой статус кадров, органов и учреждений прокуратуры.

  37. Военная прокуратура.

  38. Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений.

  39. История развития органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений.

  40. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

  41. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, и их компетенция.

  42. Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция.

  43. Органы внутренних дел. Милиция общественной безопасности и криминальная милиция.

  44. Органы внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ, таможенные органы.

  45. Принципы организации и задачи адвокатуры.

  46. Понятие и сущность юридической помощи в РФ.

  47. Правовой статус адвоката.

  48. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

  49. Понятие задачи и основы организации нотариата. Основные правила нотариальных действий.

  50. Порядок назначения на должность нотариуса, права и обязанности нотариуса.

3. РЕЙТИНГ И ИТОГОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Рейтинговая система РИТМ ТРТУ использует 100 балльную оценку

3.2. Промежуточный и суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг по дисциплине

Рейтинг первого

контроля

Рейтинг второго

контроля

Рейтинг третьего

контроля

Суммарный

(рубежный или итоговый) рейтинг

макс.

мин.

макс.

мин.

макс.

мин.

макс.

мин.

25

14

25

14

50

28

100

56

Дифференциальная

оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Неудовлетв.

Рейтинг

(в баллах системы РИТМ)

100-85

84-70

69-56

Менее 56

Обозначение оценки

в системе ECTS

A

C

E

F

Разработчик программы

Баранов А. Д. – кандидат юридических наук, доцент кафедры Теории права ТТИ ЮФУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Баранов Андрей Дмитриевич рабочая программа (1)

    Рабочая программа
    Дисциплина «Прокурорский надзор» является самостоятельной наукой и учебной межотраслевой дисциплиной в системе юридических наук и юридического образования.
  2. Баранов Андрей Дмитриевич учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    б) Учебные модули (каждый модуль содержит: комплексную цель; краткое изложение программного материала; задания, позволяющее обеспечить достижение студентом комплексной цели; дидактические тесты рубежного контроля; список рекомендуемой литературы).
  3. Бушуев Вениамин Александрович рабочая программа

    Рабочая программа
    Дисциплина «Финансовое право» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной теоретического и практического профилей в системе юридических наук и юридического образования.
  4. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 031001 «филология» факультета филологии и журналистики

    Рабочая программа
    Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. Л.А. Араева, М.Н. Образцова; Кемеровский государственный университет.
  5. Приказ № от 2010г. Рабочая программа педагога по русскому языку 8 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.

Другие похожие документы..