Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Леди Мортимер, жена Мортимера и дочь Глендаура. Мистрис Куикли, трактирщица в Истчипе. Лорды, офицеры, шериф, буфетчик, трактирные слуги, коридорные,...полностью>>
'Конкурс'
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге (далее -УППР) объявляет творческий конкурс по правовой тематике, идеи которого впоследствии лягут...полностью>>
'Урок'
Рабочая программа по математике для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро,...полностью>>
'Документ'
В региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых включены неметаллические полезные ископаемые, используемые преимущественно в строите...полностью>>

Конференция посвящена проблеме интеграции российского образования в мировое образовательное пространство

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

роль преподавателя: концепции и реалии

Н. Н. Оробей, О. А. Рафикова

Ст. преподаватели кафедры СГД, Усть-Илимский филиал СФУ

«У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе».

Ф. Знанецкий

В свете концепции модернизации российского образования отечественная система образования является важным фактором сохранения места России, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики, которые определены в Законе РФ «Об образовании».

Социально-политические изменения в России, связанные с переходом от культуры общественных отношений, базирующейся на приоритете коллективных прав, к свойственной демократическим обществам культуре, основанной на признании личных прав и свобод, в первую очередь, требуют изменений в сфере образования.

На наш взгляд, именно преподаватели и студенты должны стать главными действующими лицами в реформе образования и представителями корпоративной культуры вуза. Актуальность данной задачи побудила нас рассмотреть некоторые аспекты современного образовательного процесса и текущего процесса реформирования. На данный момент вопросов больше, чем ответов. В первую очередь возникают вопросы, касающиеся статуса преподавательских кадров учреждений высшего образования. Несомненно, эти вопросы требуют разработки общих подходов и норм, которые, на наш взгляд, должны базироваться на таких нормативных актах, как Конвенция ЮНЕСКО (Рекомендация о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений), Концепция модернизации Российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

Таким образом, внешне ситуация выглядит так: современные российские реформы востребованы в силу сложившейся ситуации, и правительство предпринимает соответствующие меры, приняв концепцию модернизации образования и последовательно проводя ее в жизнь. Реформирование современной системы образования трудно представить без коренных преобразований в организации и правовом регулировании труда работников этой сферы.

Что послужило основой для данных утверждений?

Одной из таких острых проблем является проблема правового регулирования рабочего времени.

На основании п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» в высших учеб-ных заведениях определена лишь предельная продолжительность рабочего времени преподавателей – 36 часов в неделю, в пределах этого времени пре-

34

подаватели должны выполнять все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы. Отсутствие законодательного акта РФ о продол-жительности рабочего времени педагогических работников привело к тому, что за нормируемую часть рабочего времени работника принято считать норму часов, за которую ему выплачивается ставка заработной платы, установленная нормативными актами. Следовательно, у преподавателя четко регламентирована лишь учебная нагрузка, предельная норма которой составляет 900 часов в год и определяет его ежемесячную зарплату.

При этом годовая нагрузка преподавателя варьируется от 500 до 900 часов в год. В частности, в Российской академии государственной службы при Президенте России учебная нагрузка на одного преподавателя составляет в среднем 500 часов в год, в Ульяновском государственном университете утверждена средняя годовая учебная нагрузка преподавателя – 900. Наряду с этим нет четких нормативов по учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Например, в РАГСе в учебную нагрузку включают выступление на конференциях до 30 часов, подготовка индивидуальных или коллективных трудов – до 60 часов за 1 п. л. каждому автору, за подготовку учебно-методического пособия – до 60 часов.

В МГУ на отработку обязательного учебно-методического обеспечения дисциплины отводится 0,5 часа на 1 час аудиторных занятий по учебному плану, на составление экзаменационных билетов – от 4 до 6 часов на одну дисциплину. На выступление с докладом (или сообщением) на научных конференциях и семинарах – до 20 часов, на подготовку к олимпиадам и конкурсам – до 10 часов за одного участника, до 20 часов на группу и т. д.

Нет четкого регламента, на основании которого в правилах внутреннего трудового распорядка и других локальных актах образовательного учреждения можно было бы определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении, или она может осуществляться за его пределами. Вместе с тем, на наш взгляд, нет четких критериев оценки работы преподавателя в пределах ненормированной части его рабочего времени.

На наш взгляд здесь вполне допустимо принятие на уровне Министерства образования единого для всех вузов Положения об учебной нагрузке профессорско-преподавательского состава и нормах времени.

Следующей значимой проблемой можно обозначить низкий уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава.

В Концепции модернизации Российского образования провозглашает-ся: «… предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, су-щественное увеличение заработной платы работникам образования и усиле-ние стимулирования качества и результативности педагогического труда».1

В реальности зарплаты учителей и профессорско-преподавательского состава никак не соответствуют квалификации, а нагрузка многократно пре-восходит западные нормы, что, несомненно, отражается на качестве преподавания.

______________________

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 № 1072-р)

35

Например, у профессора из Южной Кореи годовая нагрузка 270 часов, а зарплата примерно в 10 раз выше. Преподаватель вуза в Великобритании получает 40 фунтов стерлингов за 1 час (≈ 1970 рублей), в Испании – 17 евро за 1 час работы (≈ 580 рублей). Старший преподаватель в России получает зарплату примерно в 30 раз меньше, чем на Западе.

По нашему мнению, реформы в образовании, несомненно, требуют инвестиций в человеческий потенциал, который превращается в человеческий интеллектуальный капитал. «Если нет инвестиций в развитие человеческого потенциала, то нет и самого потенциала».2 И как результат в России не продуцируется креативная масса профессоров и преподавателей.

На первый план выходит и проблема качества современного образования.

В Концепции указано: «Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удов-летворение потребностей личности в получении соответствующего образования».3

Мы согласны, что кардинальные перемены, происходящие в современном образовании: смена образовательных парадигм, внедрение инновационных подходов к обучению, моделей развивающих педагогических технологий – делают крайне актуальной задачу обеспечения качества знаний студентов. В условиях рыночной экономики знания современного студента должны обладать определенными конкурентными преимуществами, конкурентоспособностью.

На практике нарушена преемственность поколений, как в средней, так и в высшей школе, реформы преобразования в данных учебных заведениях идут параллельно и независимо друг от друга, что не может не сказаться на качестве знаний.

За последние годы многое изменилось, появились отдельные учебные заведения высокого класса, но в целом общая ситуация требует принятия срочных и кардинальных мер. Не последнюю роль в данном процессе сыграл и тот факт, что предпринимается попытка изменить национальную систему образования в течение столь короткого периода времени.

В рамках Болонского процесса предлагается переход к двухуровневой системе образования и введение системы зачетных единиц. При этом сокращается количество аудиторных часов за счёт часов на самостоятельную работу. Взятый курс на увеличение числа часов самостоятельной подготовки по предметам, не подкрепленный ни соответствующей школьной практикой, ни развитой инфраструктурой (библиотеки, информационные службы

______________________

2 Дмитриев Д. Гонка на грани вымирания. Журнал «Top-manager», 2007 г. – № 6. – С. 30.

3 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 № 1072-р)

36

с соответствующим оборудованием, и др.), не позволяет студентам целесообразно использовать это время.

Считаем, что подобная практика приведет к снижению качества знаний. Например, сокращение часов по дисциплине «Иностранный язык» в УИФ СФУ с 68 часов до 51 часа (1 курс) и с 68 часов до 34 часов (2 курс) уже отразилось на качестве усвоения данной дисциплины. Для анализа представляем выборку из экзаменационных ведомостей на примере групп студентов, обучающихся по специальности ЭУП:

2004 г. – 5 студентов – «отлично», 10 – «хорошо», 5 – «удовлетворительно».

2007 г. – 1 студент – «отлично», 7 – «хорошо», 8 – «удовлетворительно».

Наряду с явными противоречиями между декларациями и реальной практикой, недостаточное понимание участниками того, что происходит на данный момент в образовательном пространстве, является еще одной серьезной проблемой реформирования системы образования. Несомненно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Но возможно ли подготовить грамотного специалиста за столь короткий период? Почему, чтобы вернуть высокий уровень российского образования, его нужно перестроить на западный манер? Почему ориентация взята не на совершенствование имевшейся системы, а на внешние образцы? Почему реформа в принципе не обсуждается, а идет директивно? Совершенно очевидно, что невозможно менять действующую систему по частям, если не понимать ее работы в целом. В этой связи невольно всплывают в па-мяти слова Козьмы Пруткова: «Где подданному уразуметь все эти причины, поводы, соображения; разные виды, с одной стороны, и усмотрения, с другой?! Никогда не понять ему их, если само правительство не даст ему благодетельных указаний. В этом мы убеждаемся ежедневно, ежечасно, скажу: ежеминутно».

Несомненно, реализация новой образовательной парадигмы, призван-ной обеспечить образовательные потребности ХХI столетия, возможна то-лько при реальной, а не декларируемой роли преподавателя вуза в современном российском образовании.

Эффективность образовательного процесса в первую очередь должна определяться деятельностью профессионально реализующегося преподавателя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности, а профессиональная компетентность должна явиться его базовым компонентом.

Реформы по модернизации российского образования невозможны без повышения роли и статуса преподавателя. Реализация данных реформ, по нашему мнению, должна проводиться в соответствии с основными положениями Конвенции ЮНЕСКО «О статусе преподавательских кадров высших

37

учебных заведений», из которых наиболее значимыми для российских преподавателей являются следующие:

– предоставлять преподавательским кадрам учреждений высшего образования такие финансовые возможности, которые обеспечивают им самим и их семьям разумный уровень жизни;

– вкладывать средства в продолжение образования или в осуществление культурной или научной деятельности, повышая таким образом свою профессиональную квалификацию;

– в максимальной степени содействовать эффективному преподаванию, научной и исследовательской деятельности и консультативно-лек-торской работе;

– обеспечивать преподавательским кадрам возможность выполнять стоящие перед ними профессиональные задачи и справедливую, открытую систему служебного роста;

– применять эффективную, беспристрастную и справедливую систему трудовых отношений в рамках учебного заведения.

На наш взгляд преподавателю необходимо предоставить высокую сте-пень автономии, возможность для постоянного профессионального самосовершенствования, что будет способствовать формированию таких деловых качеств, как гибкость профессионального мышления, мобильность и адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, способность работать в команде, сотрудничать с другими, брать на себя инициативу и ответственность.

Список использованных источников

Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. – М. : Просвещение, 1982.

Болотова, Е. Правовые ограничения свободы преподавания // Народное образование. – 2009. – № 4. – С.100–105. (Управление образованием).

Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 351с.

Витлин, Ж. Л. Развитие общей и профессиональной культуры учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 6. – С. 50–53.

Гершунский, Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы ХХI века? // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–12.

Дмитриев, Д. Гонка на грани вымирания // «Top-manager». – 2007. – № 6. – С. 30. – СПб. : Top-manager ().

Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266–1.

Иглин, В. К вопросам о правовом регулировании рабочего времени работников образовательных учреждений // Юрист. – М. : Бизнес-Инфо, 2000. – № 8.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 № 1072-р)

Ломакина, О. Е.Формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Волгоград : ВГПУ, 1998. – 18 с.

38

Маркова, А. К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе).

Осипцова, Ж. П., Понкратова В. Н. Продолжительность рабочего времени педагогических работников.

Пискунов, А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 41–47.

Попова, Е. В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры : Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1996. – 17 с.

Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393.

Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Розов, Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. – 1996. – № 1. – С. 85–89.

Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж : Истоки, 1996. – 237 с.

Скворцова, Т. Г. К вопросу о стратегии высшего технического образования в России – Совершенствование образовательных процессов : Межвуз. сб. научн. тр. Краснодар : изд-во КубГТУ, 1998. – С. 113–115.

Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования (о роли и месте преподавателя в средней и высшей школе) // Homo legens -2. – М., 2000. – С. 150–156.

Тихомиров В. // "Business education review", 2006. – № 3 – С. 79.

/

/educational_process/positions/2.doc

/issue

инновационное образование в россии

в контексте глобализации

В. Л. Пфаненштиль

Аспирантка СФУ, г. Красноярск

Новую модель образования мировое сообщество связывает теперь со стратегией инновации и устойчивого развития, к которой мировое сообщество решило переходить в ХХI в. Переход к модели инновационного образования вызывается следующими обстоятельствами и противоречиями развития самого образования. Мировой образовательный процесс оказался чреват противоречием, проявившимся в двух основных аспектах. Во-пер-вых, образование нередко мыслимое как передача знаний ценностей, культуры и т. д. от прошлых поколений к настоящим («знаниево-трансляцион-ная» модель), оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Слишком много традиционного, «устоявшегося» и устаревшего циркулирует в школе и вузах. Знания прошлого и о прошлом не могут

39

удовлетворить современное и тем более будущее человечество, в условиях, когда объем научной информации удваивается менее, чем за год. Во-вто-рых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и с будущим. Не обеспечивая социальные потребности живущих в наше время поколений людей, мировая образовательная система фактически игнорирует будущее, находя свое «комфортабельное» существование в «воспоминаниях о прошлом» и обучению прошлому. Образовательные учреждения системы и процессы не ориентированы на будущее, на создание того его образа, который обеспечит выживание человеческого рода в настоящем, а тем более в отдаленном будущем. Система знаний и ценностей, функционирующая в образовании, не адаптирована к тому будущему, которое может устроить как все человечество, так и отдельного человека. Такая система будет все больше отставать от настоящего и, тем более, не позволит решать проблемы выхода из все углубляющегося глобального кризиса, ведь после обучения человеку трудно адекватно реагировать и жить в быстроменяющихся условиях. Образование должно в своем современном развитии «предвидеть» и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений людей, которые еще не появились и не участвуют «здесь и сейчас» в рыночно-демократическом процессе. Можно сказать, что ныне существующая система образования не «устраивает» ни общество, ни природу, она углубляет системный кризис цивилизации и способствует ускорению деградации биосферы.

Прогнозирование будущего, формирование модели устойчивого будущего общества, его образования всегда характеризуется неопределенностью, и от нас самих зависит возможность снижения этой неопределенности, по крайней мере пока теоретически, ориентируясь на некоторые общие идеи. Одной из таких общих, наиболее перспективных и принципиально важных идей является видение будущего в ракурсе перехода в XXI в. к новой цивилизационной и в то же время социоприродной стратегии устойчивого развития.

Разработка стратегии инновационного образования в России и достижение более высокого уровня цивилизационного развития предполагает не только модернизацию экономики (на что сейчас обращается основное внимание), обеспечение социальной защиты и справедливости, усиление роли государства в реализации его внутренних и внешних функций, но и ориентация на будущее, выполнение экологических требований и формирование новой гуманитарной культуры населения. Ориентация России на цели инновации и устойчивого развития позволит осуществить инновационный про-рыв и в значительной степени направить реформы по опережающей, стратегически эффективной траектории, поможет не только удержаться в группе стран с высоким ВВП и поднять уровень жизни населения, но и оказаться в числе лидеров перехода к новой безопасной цивилизационной парадигме развития XXI века.

Модель образования, адекватная традиционному обществу, не просто дополняется, но фактически обязана смениться новой моделью, которую уместно назвать переходной, или антикризисной. Переходной – потому, что

40

должна идти смена моделей развития, антикризисной – потому, что образование должно включаться в общий процесс выхода из кризиса как глобального, так и регионально-локальных антикризисных действий.

В какой-то мере модель образования, очерченная в «Национальной доктрине образования РФ» является одним из вариантов «переходного» образования, во всяком случае, она содержит элементы прежнего и «желаемого» современниками образования, более адекватного для нашего «переходного» общества.

Одной из важных предпосылок процесса перехода к устойчивому развитию – это его принципиально социоприродный характер, который направлен на гармонизацию системы «человек–общество–природа». И образование в интересах устойчивого развития также будет приобретать черты этой «социоприродности», формируя человека XXI века как центрального и самого активного элемента в формирующейся социоприродной системе коэволюции.

Выдающиеся философские идеи русского космизма, предложенные еще Федоровым, Циолковским, Чижевским, Вернацким, открывают новые возможности инновационного развития и освоения внеземных природных ресурсов, создания за счет них в социуме необходимых низкоэнтропийных продуктов. Именно только благодаря выходу в космос и индустриальному освоению внеземных пространств произойдет переход к устойчивому развитию по типу обеспечения глобальной экологической безопасности, когда станет реализовываться выживание и неопределенно долгое развитие цивилизации и сохранение биосферы планеты, продолжение ее естественной эволюции. Хотим мы этого или нет, но принципы и законы синергетики требуют все большего освоения окружающей природной среды, за счет которой и будет происходить либо прогрессивное, либо другое нерегрессивное (нейтральное) развитие цивилизации.

В социальной деятельности инновационные процессы преследуют цель обновления содержания эволюционирующих систем, и в плане рассматриваемой темы все инновационные процессы можно разделить на процессы модернизации и футуризации. Модернизация ставит целью развитие инновационных процессов для соответствия требованиям современности (модерн), в то время как футуризация (от лат. futurum – будущее) выступает своего рода «постмодернизационным» процессом.

Однако речь идет не о постмодернизме и футуризме, как они уже сложились и интерпретируются в философии и культурологии, а о принципиально ином инновационном процессе. Футуризация инновационного про-цесса заключается в его трансформации в соответствии с целями и стратегией более гуманного будущего, когда нововведения преследуют цель адап-тации системы к будущему, что обеспечивает не только дальнейшее устойчивое бытие, но и перманентное прогрессивное развитие.

Литература

1. Урсул, А. Д. Устойчивое развитие и образование XXI века : ноосферный подход // НАВИГУТ. – 2005. – № 4(25) ; он же : Модель образования XXI века : безопасность и устойчивое развитие // Безопасность Евразии.

41

– 2001. – № 4 ; Урсул А. Д., Урсул Т. А. Стратегия устойчивого развития : футуризация науки и образования // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2005. – № 3.

2. Урсул, А. Д., Демидов Ф. Д. Устойчивое социоприродное развитие. – М., 2006.

3. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу ; он же : Переход России к устойчивому развитию ; Урсул А. Д., Романович А. Л. Устойчивое развитие и безопасность. – М., 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  2. Вторая региональная научно-практическая студенческая конференция городу

    Документ
    ГОРОДУ КАМЫШИНУ – ТВОРЧЕСКУЮ МОЛОДЁЖЬ: материалы Второй региональной научно-практической студенческой конференции, г. Камышин, 23–24 апреля 2008 г.: В 4 т.
  3. Бизнес-образование как вид государственной образовательной политики в условиях политической модернизации общественных процессов

    Автореферат
    Защита состоится «22» мая 2012 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.03 при Забайкальском государственном университете по адресу: 672039, г.
  4. Формирование дискурсивной компетентности студента в образовательном процессе вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 2 декабря 2010 г. в часов на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.
  5. Формирование профессионально важных качеств морских инженеров при обучении математике 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень профессионального образования)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 14 декабря 2009 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.05 при Астраханском государственном университете по адресу: 414 , г.

Другие похожие документы..