Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Данный подход определяет новые аспекты лингводидактики: освоение учащимися языка и текстов, на нём созданных, как феномен культуры; усвоение национал...полностью>>
'Документ'
В РАМКАХ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЧАСА» В ГОСДУМЕ ВЫСТУПИЛ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНПРОКУРОРА РФ ВЛАДИМИР КОЛЕСНИКОВ И МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ АНДРЕЙ ФУРСЕНК...полностью>>
'Документ'
Опора – четырехсекционная, для удобства транспортирования и монтажа. В верхней секции имеется откидной люк с выдвижной площадкой для обслуживания тур...полностью>>
'Документ'
В связи с тем, что в ПДЗ применяется упрощенная система налогообложения, счета-фактуры не выдаются, а выдаются договоры и акты выполненных работ (п. ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Направление подготовки

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание программы курса «Управление персоналом»

    1. Тематика лекций

МОДУЛЬ I - «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.

В процессе изучения тем первого модуля у студентов формируется целостное представление о персонале предприятия как объекте управления; о месте и роли управления персоналом в системе управления предприятием; о задачах службы управления персоналом и видах ее организационной структуры. Достаточно подробно рассматриваются вопросы кадрового, обеспечения системы управления персоналом: излагается методика определения потребности в персонале, приводятся источники ее покрытия; раскрываются особенности высвобождения персонала как в связи с увольнением по тем или иным причинам, так и в связи с уходом на пенсию. Студенты осваивают методы оценки деятельности сотрудника и работы с кадровым резервом.

Отдельно на семинарских занятиях рассматриваются соотношение понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы» и «персонал»; субъекты управления человеческими ресурсами; принципы управления персоналом, применяемые в отечественной и зарубежной практике; задачи менеджера при комплектовании кадров; современные тенденции в развитии кадрового обеспечения системы управления кадрами; факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников; основополагающие цели и задачи перемещения персонала; требования, предъявляемые к информационному обеспечению системы управления персоналом; специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Актуальность проблемы управления персоналом предприятия. Стратегия управления персоналом.

Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Функции управления персоналом. Факторы среды управления персоналом.

Тема 3. Принципы управления персоналом, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Понятие и сущность принципов управления персоналом. Принципы построения системы управления персоналом.

Тема 4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Виды и границы разделения труда. Понятие, сущность и функции службы управления персоналом на предприятии. Виды организационных структур службы управления персоналом.

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом, 3 часа лекция, 3 часа практические занятия.

Анализ работы. Планирование потребности в персонале. Высвобождение персонала. Понятие, содержание и структура информационного обеспечения управления персоналом. Задачи технического обеспечения системы управления персоналом. Понятие и участники трудовых отношений. Переговорный процесс между работодателем и профсоюзом. Дисциплинарные взыскания. Трудовые споры.

Тема 6. Анализ кадрового потенциала, 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Содержание оценки кадрового потенциала. Методы оценки деятельности сотрудников. Оценочное интервью.

Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры, 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Управление перемещением персонала. Планирование и организация работы с кадровым резервом. Индивидуальное планирование деловой карьеры. Организационное планирование карьеры. Трудоустройство и работа в коллективе.

Контрольная работа по первому модулю.

МОДУЛЬ II - «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

В процессе изучения тем второго модуля студенты осваивают навыки и умения управления персоналом организации, формируют целостное представление относительно технологического цикла работы с персоналом: подбор, оценка, отбор и прием на работу, расстановка персонала, деловая оценка персонала на всех стадиях его деятельности, социализация, профориентация и трудовая адаптация.

Учитывая, что повышение активности персонала и результативности его работы во многом определяется стимулированием, обучением, повышением квалификации работников, при изучении мотивации поведения в процессе трудовой деятельности рассматриваются вопросы, которые позволят студентам более глубоко ознакомится с методикой мотивации и вознаграждения персонала, а также приобрести навыки поддержания мотивации в хорошие и трудные для организации времена.

В теме, посвященной рассмотрению конфликтов в коллективе, подробно рассматриваются вопросы управления конфликтами и стили поведения в конфликтных ситуациях, а также особенности разработки программ обеспечения безопасности труда и охраны здоровья персонала.

При рассмотрении основ оценки эффективности управления персоналом освещается круг вопросов, относящихся к оценке затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом.

Тема 8. Подбор персонала и профориентация, 4 часа лекция, 4 часа практические занятия.

Понятие и источники подбора персонала. Технология подбора персонала. Отбор и наем персонала. Задачи и виды профориентации персонала.

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников. Повышение квалификации и его отличие от других видов обучения.

Тема 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности, 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Понятие и виды мотивации. Признание и похвала. Мотивация и стимулы. Система вознаграждения персонала организации. Концепция «куда, почему, что, кому, когда». Как поддерживать мотивацию в хорошие времена. Как поддерживать мотивацию в трудные времена.

Тема 11. Профессиональная и организационная адаптация персонала, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Сущность и виды адаптации персонала. Организация работы по адаптации персонала.

Тема 12. Конфликты в коллективе, 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.

Сущность и понятие конфликта. Несчастные случаи на рабочем месте. Насилие на рабочем месте. Методы управления конфликтами в коллективе. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Программы обеспечения безопасности труда и поддержания здоровья сотрудников.

Тема 13. Оценка эффективности управления персоналом, 1 час лекция, 1 час практические занятия.

Сущность и структура затрат предприятия на персонал. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом.

Контрольная работа по второму модулю.

    1. Планы семинарских занятий и домашних заданий

Семинарское занятие №1

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления.

  1. Сущность и соотношение понятий «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы» и «персонал».

  2. Особенности персонала как объекта управления.

Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

  1. Роль и задачи управления персоналом в управлении предприятием.

  2. Субъекты управления человеческими ресурсами.

Практическое домашнее задание:

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления.

  1. Привести примеры волгоградских и других российским компаний, уделяющих повышенное внимание проблемам управления персоналом.

  2. Существуют ли различия в макроэкономических понятиях «рабочая сила» и «экономически активное население»?

Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

  1. Чем обусловлено повышение значения управления персоналом современного предприятия?

  2. Привести примеры, иллюстрирующие процессы развития конкретного сотрудника, выделив три свойства развития и объяснив, каким образом они проявляются в анализируемом случае.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Андреева И.В., Кошелева С.В., Спивак В.А. Управление персоналом. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – С. 24-30.

  2. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 10-16, 23-28.

  3. Иванцевич Д.Е., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2003. – С. 15-19.

  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 10-15, 34-36.

  5. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 6-13.

  6. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, СПб-отделение, 2007. – С. 8-12, 34-37.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 45-49.

Семинарское занятие № 2

Тема 3. Принципы управления персоналом.

  1. Принципы управления персоналом, утвердившиеся в отечественной практике.

  2. Принципы управления персоналом, применяемые в американских и японских организациях.

Тема 4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

  1. Структура и соподчинение функциональных подразделений службы управления персоналом организации.

  2. Стратегия организации деятельности службы управления персоналом.

Практическое домашнее задание:

Тема 3. Принципы управления персоналом.

  1. Дайте сравнительную характеристику российской, американской и японской модели управления персоналом, заполнив следующую таблицу:

    Критерий

    Модель управления персоналом

    Россия

    Америка

    Япония

  2. Каковы современные тенденции в управлении персоналом?

Тема 4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

  1. В чем заключаются преимущества и недостатки каждого варианта включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией?

  2. Какие факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия напрямую связаны с системой управления персоналом?

Список рекомендуемой литературы:

  1. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом. – М.: ГЕЛАН, 2001. – С. 55-57.

  2. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 34-36, 72-73.

  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 56-62, 63-67.

  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 22-23.

  5. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 22-25.

  6. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 31-36, 40-47.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 45-49.

Семинарское занятие №3

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  1. Задачи менеджера при комплектовании кадров.

  2. Факторы, влияющие на планирование потребности в персонале.

  3. Современные тенденции в развитии кадрового обеспечения системы управления кадрами.

Практическое домашнее задание:

  1. Охарактеризуйте понятия «работа», «рабочее место», «должность». Укажите в чем их отличия.

  2. Поясните понятия «профессия», «специальность», «квалификация». Приведите соответствующие примеры.

  3. Объясните взаимосвязь анализа и описания работы с должностной инструкцией.

  4. Разработать должностную инструкцию и квалификационные требования для конкретной должности.

  5. Учитываются ли работники, увольняющиеся в связи с выходом на пенсию, при определении текучести кадров?

Список рекомендуемой литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 115-122.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 68-70, 73-77.

  3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 48-56.

  4. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 43-57.

  5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 67-80.

  6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005. – С. 40-46.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 54-56.

Семинарское занятие № 4

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  1. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению системы управления персоналом.

  2. Состав и последовательность операций по выбору технических средств, используемых кадровыми службами.

Тема 6. Анализ кадрового потенциала.

  1. Факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников.

  2. Сравнительная характеристика методов оценки деятельности сотрудников.

Практическое домашнее задание:

Тема 5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  1. В каких случаях возможно расторжение трудового договора по инициативе администрации?

  2. Разработать одну ситуацию, связанную с увольнением работника. Предложить конкретные мероприятия по его высвобождению.

  3. Какова цель создания систем автоматизированной обработки информации?

Тема 6. Анализ кадрового потенциала.

  1. Какова цель и порядок проведения аттестации специалистов и руководителей?

  2. Выделите факторы, принимающиеся в расчет при выборе того или иного метода оценки деятельности сотрудника. Ответ проиллюстрируйте примерами (для каждого метода).

  3. Смоделируйте оценочное интервью в мини-группах (3-4 человека).

Список рекомендуемой литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 115-122, 124-129.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 73-77, 78-86.

  3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 48-56.

  4. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 66-82.

  5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 82-84.

  6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005. – С. 50-51.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 72-74.

Семинарское занятие № 5

Тема 7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры.

  1. Основополагающие цели и задачи перемещения персонала.

  2. Специальные и индивидуальные программы подготовки резерва.

Практическое домашнее задание:

  1. Какие преимущества дает организации работа по планированию и развитию резерва руководителей?

  2. Почему организация заинтересована в развитии карьеры своих сотрудников?

  3. Составить баланс собственных достоинств и недостатков, обзор симпатий и антипатий. Сделать выводы.

  4. Приведите пример служебно-профессионального продвижения менеджера.

  5. Составить собственное резюме.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 204-210.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 90-95.

  3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 76-79.

  4. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 83-97.

  5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 102-110.

  6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005. – С. 78-84.

  7. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 14-18, 36-37, 148.

Семинарское занятие № 6

Тема 8. Подбор персонала и профориентация.

  1. Основные методы подбора персонала.

  2. Разработка основных оценочных критериев кандидата.

  3. Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность.

Практическое домашнее задание:

  1. Определите достоинства и недостатки основных методов подбора персонала, заполнив следующую таблицу:

    Метод подбора персонала

    Достоинства

    Недостатки

  2. Какой из методов определения требований к кандидату на замещение вакантной должности вы бы порекомендовали компании, занятой поиском кандидатов на должность генерального директора? Программиста? Рабочего по сборке автомобилей?

Список рекомендуемой литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 153-169.

  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 111-119.

  3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 154-162.

  4. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 53-65.

  5. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: Старт, 2005. – С. 15-24, 38-40, 57-60.

  6. Орлова Л. Искусство подбора персонала. Как правильно оценить человека за час. – Минск: Харвест, 2008. – С. 17-44.

  7. Рыкова Е.В. Как оценить работника за 15 минут? Методика подбора персонала. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С. 61-75, 247-259.

Семинарское занятие № 7

Тема 8. Подбор персонала и профориентация.

  1. Минимизация ошибок при найме персонала.

  2. Формы профориентационной работы.

  3. Субъекты профориентации и их функции.

Практическое домашнее задание:

  1. Проанализировать рассмотренный в лекции процесс отбора кадров. Оценить степень обязательности названных этапов.

  2. Какие тесты следует использовать для отбора работников при приеме на работу?

  3. Какова роль профориентационной работы в управлении персоналом современной организации?

Список рекомендуемой литературы:

  1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: Экономика, 2008. – С. 50-64, 78-81.

  2. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 153-169.

  3. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2007. – С. 163-170.

  4. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 111-119.

  5. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 154-162.

  6. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 53-65.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 138-142.

Семинарское занятие № 8

Тема 9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  1. Предпосылки и факторы процесса обучения персонала.

  2. Характеристика обучающейся организации.

Практическое домашнее задание:

  1. В чем состоит цель подготовки руководителей?

  2. Перечислите основные цели повышения квалификации и переподготовки работников. Какие причины могут сделать обучение необходимым?

  3. Приведите примеры из числа реально функционирующих организаций, в деятельности которых прослеживается реализация не менее трех характеристик обучающейся организации. Оцените положение рассматриваемой организации на рынке относительно основных конкурентов.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – С. 172-180.

  2. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2007. – С. 54-62.

  3. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – С. 120-125.

  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 163-167.

  5. Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2006. – С. 19-27.

  6. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. – М.: ГАУ; Варяг, 2005. – С. 70-78.

  7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – С. 154-155.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» Для направления/специальности 061000

    Учебно-методический комплекс
    Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ по дисциплине «Управление персоналом»
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Национальная экономика». (1)

    Документ
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Национальная экономика».
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Национальная экономика». (2)

    Документ
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Национальная экономика».
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» Специальности

    Документ
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Национальная экономика»,

Другие похожие документы..