Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оцінювання - це один із завершальних етапів навчальної діяльності студента та визначення успішності навчання. Процедура та методика оцінювання суттєво...полностью>>
'Документ'
До настоящего времени в стационарах области отсутствуют единая система контроля за качеством лечебно-диагностического процесса и положения, регламент...полностью>>
'Литература'
Э.А.По "Лягушонок" ("Прыг-Скок")Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"И.С.Шмелев "На Святой"Б.С.Житков "Механик...полностью>>
'Реферат'
Далеко вглубь веков уходит история марийского народа. Не было ни одного периода в истории марийского края, когда не существовало бы искусство украшен...полностью>>

Информационно-методическое обеспечение оценки социальных инвестиций (2)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2. Предложена методика оценки информационной открытости компаний в области социальных инвестиций.

Социальная активность компаний может получить объективную оценку заинтересованных сторон только при условии высокого уровня информационной открытости компаний в области социальных инвестиций. В противном случае возникает риск получения искаженной или неполной информации. Поэтому, в настоящее время нарастает интерес со стороны бизнеса и других заинтересованных сторон к анализу информационной открытости компаний в области социальных инвестиций.

Для оценки информационной открытости компании в области социальных инвестиций предлагается ввести показатель информационной открытости компании в области социальных инвестиций Сk(i). Формула расчёта данного показателя учитывает определенный набор критериев информационной открытости компании в области социальных инвестиций. Критерии информационной открытости, используемые при расчёте, необходимо брать с учетом весовых коэффициентов.

Величину Сk(i) можно вычислить по следующей формуле:

(1)

где Сk(i) – показатель, характеризующий информационную открытость в области социальных инвестиций отдельной компании (i) в виде деятельности k;

m – число критериев;

xji – переменная, принимающая значение 1, если j-й критерий присутствует у i-й компании, и 0, если этот признак отсутствует;

αjk – весовой коэффициент, описывающий важность каждого критерия. Весовые коэффициенты принимаются в пределах от 0,1 до 1 и в сумме дают 1. В работе для всех видов экономической деятельности используются одинаковые коэффициенты.

Для оценки информационной открытости компании в области социальных инвестиций автор предлагает следующие критерии:

  наличие корпоративного Интернет-сайта (α1=0,11);

  наличие информации о социальных инвестициях на Интернет-сайте компании (α2=0,20);

  наличие информации о социальных инвестициях в годовом отчёте компании (α3=0,26);

  наличие отдельного социального отчёта компании (α4=0,43).

Каждый критерий (если ему соответствует компания) оценивается в 1 (единицу) с учетом весовых коэффициентов. В данном случае весовые коэффициенты определены с помощью метода экспертных оценок.

Количество критериев оценки информационной открытости компании может быть увеличено при необходимости. Помимо оценки отдельных компаний по уровню информационной открытости в области социальных инвестиций, можно оценить информационную открытость компаний в области социальных инвестиций по видам экономической деятельности Dt(k). При этом в каждом виде экономической деятельности, который подлежит оценке, должно быть отобрано одинаковое количество компаний. Выборку компаний по видам экономической деятельности можно проводить на основе наибольшей прибыли.

(2)

где Dt(k) – информационная открытость компаний в области социальных инвестиций вида экономической деятельности (k);

n – число компаний.

Для того, чтобы оценить информационную открытость компаний в области социальных инвестиций региона (Rt) можно использовать следующую формулу:

(3)

где Rt   информационная открытость в области социальных инвестиций региона;

t – код региона (субъекта) в соответствии с классификацией регионов;

h – число видов экономической деятельности.

Формулу 3 можно использовать для построения рейтинга регионов по информационной открытости в области социальных инвестиций компаний. В данном случае для получения сопоставимых результатов, условия оценки регионов должны быть одинаковыми: одинаковое количество оцениваемых видов экономической деятельности, компаний и т.п.

Предложенная методика оценки информационной открытости компаний в области социальных инвестиций может быть использована при проведении конкурсов информационной открытости компаний регионального и федерального масштабов, а также для комплексной оценки социальной инвестиционной активности. В таблице 2 приведён расчет показателей информационной открытости в области социальных инвестиций Ck(i) для компаний нефтегазового сектора Сахалинской области.

Таблица 2   Расчет показателей информационной открытости в области социальных инвестиций для компаний нефтегазового комплекса

Компании

Есть Интернет-сайт

Информация о социальных инвестициях отражена на Интернет-сайте

Информация о социальных инвестициях присутствует в общем годовом отчете компании

Есть социальный отчет

Общий бал

Ck(i)

1. ОАО «НК Роснефть – Сахалинморнефтегаз»

0,11

0,20

0,26

0,43

1

2. Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД

0,11

0,20

0,26

0

0,57

3. Эксон Нефтегаз ЛТД

0,11

0,20

0,26

0,43

1

Итого D(k)

0,33

0,60

0,78

0,86

2,57

Источник: составлено автором

Представленные в таблице 2 данные показывают высокую степень информационной открытости компаний нефтегазового комплекса в области социальных инвестиций. Две нефтегазовые компании (ОАО «НК Роснефть–Сахалинморнефтегаз» и Эксон Нефтегаз ЛТД) из трех получили максимально возможную оценку. Третьей компании (Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд) не хватило наличия социального отчета до максимальной оценки.

В таблице 3 представлена оценка информационной открытости сахалинских компаний в области социальных инвестиций по десяти видам экономической деятельности. Согласно таблице 3 наибольшей информационной открытостью в области социальных инвестиций обладают компании, задействованные в добыче нефти и газа, остальные виды экономической деятельности имеют низкий уровень информационной открытости. Сахалинская область в целом имеет оценку 4,9 баллов (R65).

Таблица 3   Оценка информационной открытости социальных инвестиций компаний по видам экономической деятельности

в Сахалинской области

Виды экономической деятельности, k

Оценка информационной открытости социальных инвестиций вида экономической деятельности, D(k)

1. Рыболовство, рыбоводство

0,11

2. Добыча сырой нефти и природного газа

2,57

3. Производство пищевых продуктов, включая напитки

0,22

4. Строительство

0,11

5. Деятельность водного транспорта

0,33

6. Деятельность сухопутного транспорта

0,11

7. Связь

0,33

8. Деятельность гостиниц и ресторанов

0,33

9. Лесное хозяйство

0,11

10. Финансовая деятельность

0,68

Итого, R65

4,9

Источник: составлено автором

Информационная открытость в области социальных инвестиций позволяет формировать в обществе объективную картину о работе компании, без которой отдача от социальных инвестиций будет оставаться на низком уровне. В свою очередь, уровень информационной открытости в области социальных инвестиций можно оценить через предложенную автором модель оценки информационной открытости.

Кроме этого, повышение уровня информационной открытости компаний также будет способствовать расширению информационной базы для оценки корпоративных социальных инвестиций её стейкхолдерами (заинтересованными сторонами).

3. Предложена методика оценки социальной инвестиционной активности компаний на основе 15 показателей результативности деятельности организации.

В целях комплексной оценки социальной инвестиционной активности автор предлагает использовать двухуровневую систему оценки.

На первом уровне проводится оценка соблюдения минимальной социальной ответственности (отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и взносов, отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы).

На втором уровне проводится оценка показателей экономической, экологической и социальной результативности деятельности предприятия, которые характеризуют социальную инвестиционную активность предприятия.

Оценка социальной инвестиционной активности на первом и на втором уровнях проводится на основе данных предыдущего года.

Прежде чем проводить оценку социальной инвестиционной активности предприятия необходимо убедиться в том, что данное предприятие исполняет минимальные законодательно установленные социальные обязательства. С этой целью предлагается таблица 4  (фильтр социальной ответственности), которая отражает исполнение минимальной социальной ответственности предприятия по уплате налогов и сборов, своевременной выплате заработной платы. Отсутствие (1) или наличие (0) задолженности у предприятия определяет возможность его участия в оценке социальной инвестиционной активности.

Таблица 4   Задолженность по налогам и сборам, заработной плате (фильтр социальной ответственности)

п/п

Наименование показателя

1/0

Источник данных

1.

Отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам

Форма № 39-1. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

2.

Отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы

Форма 3-Ф. Сведения о просроченной задолженности по заработной плате.

Итого

Источник: составлено автором

Фильтр социальной ответственности является первым уровнем оценки социальной инвестиционной активности предприятия. В случае, если предприятие имеет просроченную задолженность по одному из пунктов либо по обоим (количество баллов меньше двух), дальнейшую оценку социальной инвестиционной активности для данного предприятия проводить нецелесообразно. Подобный фильтр позволяет уже на первом этапе оценки социальной инвестиционной активности выявить и отсеять неблагонадежные компании.

На втором уровне проводится оценка показателей экономической, экологической и социальной результативности деятельности предприятия, которые характеризуют социальную инвестиционную активность.

С целью формирования системы показателей результативности деятельности предприятия автором были разработаны следующие принципы отбора показателей:

  1. Показатели должны характеризовать экономическую, социальную и экологическую активность предприятия;

  2. Информация для расчета показателей должна отражаться в отчётности (бухгалтерской, налоговой, статистической и др.) предприятия;

  3. Показатели должны быть относительными;

  4. Показатели должны быть совместимы с наиболее распространенным на данный момент международным стандартом нефинансовой отчётности «Руководство по отчётности в области устойчивого развития GRI».

На основе перечисленных принципов автором сформирован перечень показателей результативности деятельности предприятия, состоящий из пятнадцати показателей в разрезе трех направлений (экономика, экология, социальная политика   по пять показателей в каждом направлении).

Экономика

  1. Объем реализации продукции (услуг) на одного работника;

  2. Объем прибыли до налогообложения на одного работника;

  3. Затраты на одного работника (фонд заработной платы на одного работника);

  4. Налоги и отчисления на социальные нужды на одного работника;

  5. Инвестиции в основной капитал на одного работника;

Социальная политика

  1. Расходы на охрану труда в расчете на одного работающего;

  2. Текучесть кадров;

  3. Уровень травматизма;

  4. Доля работников с впервые выявленными профессиональными заболеваниями в среднесписочной численности работников;

  5. Количество часов обучения на одного работника;

Экология

  1. Доля инвестиции в объекты охраны окружающей среды в общем объеме инвестиций в основной капитал;

  2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на рубль реализованной продукции;

  3. Объем отходов на рубль реализованной продукции;

  4. Доля повторно использованной воды в общем объеме расхода воды на собственные нужды;

  5. Удельные сбросы сточных вод на рубль реализованной продукции.

С целью проведения сравнительной оценки организаций на основе перечня показателей результативности деятельности предприятия автор предлагает следующий алгоритм оценки организаций.

1. Необходимо составить выборку организаций, которые соответствуют первому уровню оценки социальной инвестиционной активности (не имеют задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по выплате заработной платы). Отбор организаций, соответствующих первому уровню, можно проводить на основе статистических справочников (крупнейшие предприятий региона и другие), а также с использованием анкетирования организаций.

2. Максимальная оценка по каждому из показателей в перечне составляет 1 (единицу). Таким образом, общая максимальная оценка по всем пятнадцати показателям равна пятнадцати. Шаг оценки рассчитывается делением 1 (единицы) на количество организаций, участвующих в сравнительной оценке.

3. Максимальная оценка по показателю в перечне присваивается той, организации, которая имеет наибольшее значение по данному показателю. Исключение составляют показатели 7, 8, 9, 12, 13 и 15. В данном случае максимальная оценка присваивается организации, которая имеет наименьшее значение по перечисленным показателям. Оценка организации, занявшей второе место, будет на шаг меньше, третье место – ещё на шаг меньше и т.д.

4. Для подсчета общего показателя по каждой из организаций, участвующих в сравнительной оценке, необходимо суммировать все пятнадцать оценок.

5. Организация с наибольшей общей оценкой по всем показателям результативности деятельности предприятия является лидером социальной инвестиционной активности.

6. На основе данных сравнительной оценки организаций составляется рейтинг социальной инвестиционной активности.

Исследование социальной инвестиционной активности сахалинских компаний проводилось среди тридцати сахалинских организаций в рамках десяти видов экономической деятельности.

Из тридцати организаций, отобранных для исследования, пять организаций (17%) не прошли через фильтр социальной ответственности. Таким образом, на второй уровень вышли двадцать пять организаций. Первая пятерка рейтинга социально активных сахалинских компаний выглядит следующим образом: ОАО «НК Роснефть–Сахалинморнефтегаз», Эксон Нефтегаз ЛТД, Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД, СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», ООО «Росбанк».

Предложенная методика оценки социальной инвестиционной активности компаний на основе пятнадцати показателей результативности деятельности организации наряду с методикой оценки информационной открытости в области социальной инвестиционной активности может использоваться при проведении конкурсов социально активных компаний, а также компаниями в своих социальных отчетах.

Методика оценки социальной инвестиционной активности даёт возможность строить рейтинг социально активных компаний, который в свою очередь может использоваться компаниями и её стейкхолдерами для отслеживания динамики развития организаций в области социальной инвестиционной активности. Система показателей результативности деятельности организации позволяет также выявлять слабые места в сферах ответственности организации: экономической, социальной и экологической.

Сопоставление оценок компаний по уровню социальной инвестиционной активности и информационной открытости в области социальных инвестиций выявляет следующую закономерность. Организации, получившие наибольшие оценки по уровню информационной открытости в области социальных инвестиций, оказались в числе лидеров по уровню социальной инвестиционной активности. Организации, занявшие последние позиции по уровню информационной открытости в области социальных инвестиций, не прошли через фильтр социальной ответственности и не были допущены до оценки уровня социальной инвестиционной активности.

3. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ

  публикация в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Вертопрахов, Д.Ю. Анализ информационной открытости компаний в сфере социальной ответственности на примере Сахалинской области / Д.Ю. Вертопрахов // Власть и управление на Востоке России: научный журнал. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008.   № 1 (42). – с.196-200.   0,25 п.л.

  прочие публикации:

2. Вертопрахов, Д.Ю. Инвестиционный потенциал Сахалинской области / Д.Ю. Вертопрахов // Власть и проблемы укрепления российской государственности в Дальневосточном федеральном округе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС,   2005.   с. 100-103.   0,25 п.л.

3. Вертопрахов, Д.Ю. Социальная отчетность как форма отражения социальной ответственности российского бизнеса / Д.Ю. Вертопрахов // Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: сборник научных статей. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2007. – выпуск 3.   с. 159-163.   0,25 п.л.

4. Вертопрахов, Д.Ю. Инвестиционные процессы в Сахалинской области: текущая ситуация и пути развития / Д.Ю. Вертопрахов // Вестник хабаровской государственной академии экономики и права: научный и общественно-публицистический журнал. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2007.   № 2 (29).   с. 100-102.   0,25 п.л.

5. Вертопрахов, Д.Ю. Социальные инвестиции бизнеса в России / Д.Ю. Вертопрахов // Вестник хабаровской государственной академии экономики и права: научный и общественно-публицистический журнал. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2007.   № 6 (33).   с.12-17.   0,50 п.л.

6. Вертопрахов, Д.Ю. Методы оценки социальных инвестиций / Д.Ю. Вертопрахов // Вестник хабаровской государственной академии экономики и права: научный и общественно-публицистический журнал. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2008.   № 4 (37).   с. 4-10.   0,50 п.л.

7. Вертопрахов, Д.Ю. Значение социальной ответственности для российских компаний при осуществлении внешнеэкономической деятельности / Д.Ю. Вертопрахов // Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации: материалы II международной научно-практической конференции. – Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2008. – с.111-116.   0,25 п.л.

8. Вертопрахов, Д.Ю. Критерии оценки социальной ответственности в региональных конкурсах / Д.Ю. Вертопрахов // Теория и практика финансово-кредитных отношений в России: идеи молодых учёных-финансистов. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2008.   с. 42-48.   0,25 п.л.

9. Вертопрахов, Д.Ю. Оценка социальной ответственности со стороны государства и общества / Д.Ю. Вертопрахов // Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: сборник научных статей. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2008.   выпуск 4.   с. 38-42.   0,25 п.л.

10. Вертопрахов, Д.Ю. Оценка социальных инвестиций на примере компаний нефтегазового комплекса Сахалинской области / Д.Ю. Вертопрахов, Бадюков В.Ф. // Вестник хабаровской государственной академии экономики и права: научный и общественно-публицистический журнал. – Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2009.   № 1 (40).   с. 29-34.   0,45 п.л. / 0,25 п.л.

Вертопрахов Данила Юрьевич
ИНФОРМАЦИОННО-методическое ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством:

управление инновациями и инвестиционной деятельностью»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Подписано в печать 11.03. 2009 Формат 60´84/16.

Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ

________________________________________________________

Издательство Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса

690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41

Отпечатано в типографии ВГУЭС

690600, Владивосток, ул. Державина, 57



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационно-методическое обеспечение оценки социальных инвестиций (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 апреля 2009 г. в 15-00 на заседании совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата экономических наук Д 212.023.
  2. МетодическоЕ обеспечение оценки эффективности малого бизнеса (на примере малых предприятий Приморского края) Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство

    Автореферат
    Защита состоится 9 декабря 2008 г. в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 212.023.01 при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса по адресу: 690990, Владивосток, ул.
  3. Методическое обеспечение оценки эффективности Инвестиционного взаимодействия бизнес-структур приморского края и республики корея (на примере рыбной промышленности)

    Автореферат
    Защита состоится «12» ноября 2009 года в 12:00 на заседании диссертационного совета Д 212.023.01 при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса по адресу: 690014, г.
  4. Методическое обеспечение оценки инфляционного воздействия на формирование финансовых результатов деятельности промышленных предприятий 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит

    Автореферат
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
  5. Совершенствование методического обеспечения прогнозирования социально-экономического развития региона (на примере Калининградской области)

    Автореферат
    Защита состоится 11 ноября 2011 г. в 16-30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.01 при ФГОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им.

Другие похожие документы..