Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Автобусно-пешеходная экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу улицы Малостранской и площа...полностью>>
'Закон'
Основанием для выплаты социальных пособий по временной нетрудоспособности являются листы нетрудоспособности, выданные в установленном законодательств...полностью>>
'Конспект'
Місцеві фінанси, як і фінанси в цілому, є формою економічних відносин, що пов’язані з розподілом і перерозподілом ВВП, у процесі яких відбувається фо...полностью>>
'Литература'
Я, Смородинцева Елена Викторовна, окончила Уральский государственный университет имени А. М. Горького по специальности русский язык и литература. В а...полностью>>

"Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя" Набережные Челны 2009 год Марданшина С. Ф

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО "Набережночелнинский государственный педагогический институт" Региональная конференция

"Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя"

Набережные Челны 2009 год

Марданшина С.Ф.

учитель 1 категории

МОУ «Нижнеуратьминская средняя общеобразовательная школа»,

Нижнекамского района, Республики Татарстан.

О результатах работы в системе развивающего образования в традиционных системах обучения (из опыта работы).

Современное общество претерпело серьезные изменения как в социально-экономическом, так и в культурном, ценностном отношении. Все это не могло не отразиться на образовании – важнейшей сфере ценностного становления и культурного развития общества. Появилась необходимость в пересмотре принципиальных основ образования, обучения и воспитания.

Все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе системы образования в новое качественное состояние. К ним можно отнести:

- постепенный отказ от передачи подрастающему поколению готовых знаний и выводов науки;

- усиление самостоятельной культуросозидающей функции образования;

- открытость инновациям;

- потребность в разработке новых педагогических технологий.

Значение такого предмета как русский язык в создании конкурентоспособной, коммуникативно-развитой, толерантной личности непоколебимо. На уроках русского языка и литературы развивается речь учащихся. Без речи нет общения, без речи нет знания. Без речи нет личности.

Для учащихся национальных школ русский язык не родной, и это усложняет задачи преподавателя. Русский язык – основной язык для жизни и общения в таком огромном государстве как Россия.

На плечах учителей русского языка и литературы, особенно в национальной школе лежит огромная ответственность: от уровня обученности русскому языку зависит - найдёт ли себя наш ученик в жизненном пространстве, сможет ли применить знания, полученные за годы учёбы. Даже тестовые задания Единого государственного экзамена на русском языке по всем предметам.

Немаловажно участие русской литературы в воспитании ребёнка. Изучая произведения художественной литературы, мы воспитываем нравственные качества личности, гражданственность, любовь к родному краю, чувство гордости за свою Великую Родину.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цели

- обеспечить углубленное изучение русского языка и русской литературы путём разработки принципиально нового подхода к организации процесса обучения через разработку новой педагогической технологии;

- повышать качество образования через «Реализацию технологии опорных сигналов (РТОС), позволяющую, через создание проблемной ситуации, применение метода проектов интенсифицировать процесс обучения;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения;

-способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Выполняя эти задачи, я разработала педагогическую технологию, основанную на новом подходе к использованию опорных схем, сигналов и таблиц.

Сущность технологии в изменении организации учебного процесса. В рамках данной технологии ученик не пассивен, он непосредственный участник процесса создания опорной схемы или таблицы по материалу урока – это проблемная ситуация (не выслушаешь, не поймёшь до конца материал – нет результата). Это позволяет существенно повысить внимание ребёнка к излагаемому учителем материалу. А итоговая опорная схема или таблица прочно закрепляет полученные знания. Практикой применения полученных знаний станет этап подбора примеров при заполнении последней графы таблицы. На этом этапе возможна дифференциация: сильные ученики подберут примеры из художественных произведений, слабые из упражнений учебника. В данный момент уровень моей технологии частнометодический (предметный), но эта технология претендует стать общепедагогичной.

Реализация работы в рамках данной технологии предполагает высокий уровень знаний предмета самим педагогом, предполагает знание не только русского и русской литературы, но и теории изобразительного искусства для интеграции его с литературой и языком. Знание родного в моём случае татарского языка необходимо для интеграции на основе реализации технологии опорных схем и сигналов.

Опорные таблицы, схемы, сигналы – это не ново, новизна в их применении. Таблицы не предоставляются в готовом виде. Ученик строит таблицу сам, решая, в зависимости от материала, сколько будет в таблице столбиков и строк (вместе с педагогом в среднем звене, и большую часть самостоятельно в старших классах); нельзя ли применить какие-то графические знаки (например, приставку можно обозначить графически и т.д.). Изучая теорию литературы, а именно литературные роды, изобразительно-выразительные средства и тождественные им виды изобразительного искусства, художественно-выразительные средства можно провести параллели и отобразить вместе с учащимися в таблицах данный материал. Эффект будет отличным. Дети лучше усвоят материал обоих предметов, а таблицы будут под рукой для повторения в любой момент. Есть такой момент как временные рамки на воспроизведение таблицы, делается она непосредственно на уроке, но и это работает на повышение качества ЗУН (пишем, проговариваем – развиваем письменную и устную речь). Впоследствии, при постоянной работе по данной технологии вырабатывается навык отображения материала в опорной схеме, что оптимизируется распределение времени урока. Чтобы не быть голословной приведу пример урока, построенного на реализации технологии опорных сигналов. Этот урок был апробирован в рамках семинара учителей начальных классов Нижнекамского района Республики Татарстан. Компетентные посетители, из числа учителей начальных классов района отметили высокую эффективность работы в рамках вышеназванной технологии.

Тема: «Сказка как жанр устного народного творчества. Жанры устного народного творчества ».

Цели и задачи:

  1. Систематизировать знания о народной и литературной сказке.

  2. Дать представление о жанровой системе устного народного творчества.

  3. Воспитывать трудолюбие, честность, доброту, любовь к русской литературе.

Ход урока.

Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята. Урок у нас сегодня очень интересный, посвящён он тому, с чем вы знакомы с самого детства, и, что вы очень-очень любите. Рассмотрите книги на нашей выставке. Узнаёте, какие это книги?

  • Это сказки.

  • Правильно. Именно сказкам и другим очень близким с ними произведениям посвящён наш сегодняшний урок. Его тему мы озвучим и запишем. «Сказка как жанр устного народного творчества. Жанры устного народного творчества ». Не пугайтесь слова «жанр», к концу урока вы познакомитесь с ним. А сейчас давайте поиграем, игра называется «Кто они и откуда».

Работа с картинками.

  • А сейчас мы поработаем с картинками и поможет нам в этом компьютер.

  • Кто изображён на картинках? (отвечают по каждой картинке, чётко проговаривая слова, развивая навык устной речи).

  • А давайте вспомним, из каких сказок они к нам пришли? (ответы требуем в форме полного предложения: «Это Колобок, он прикатился к нам из русской народной сказки «Колобок»).

Литературные сказки. Народные сказки.

Красная Шапочка. Курочка Ряба.

Дикие лебеди. Репка.

Сказка о рыбаке и рыбке. Маша и медведь.

Золушка. Три медведя.

Дюймовочка. Колобок.

Беседа (создание проблемной ситуации).

  • Ребята, а откуда взялись народные сказки? Что бывают ещё и другие? (бывают ещё и литературные, которые написал писатель, например, А.С.Пушкин. А народные сказки придумал народ).

  • Почему мы говорим «писатель написал, народ придумал»? ( сказки народ придумал так давно, когда ещё и писать не умел).

  • Правильно. А народ придумывал только сказки? (нет, ещё загадки, пословицы …).

  • Ребята, вот и настал самый главный момент нашего урока. Кажется, что ещё нового можно узнать о сказках. Вы и так уже много знаете, прочитали много сказок, просмотрели много фильмов. А вот есть ещё то, с чем вы сегодня только познакомитесь, поэтому будьте внимательны и запоминайте всё , что мы сегодня пройдём.

  • Вы правильно сказали, народ придумал, народ не умел писать, а только рассказывал сказки. А чем мы рассказываем сказки. (ртом,, губами)

  • Правильно. но народ придумывал сказки очень давно, тогда не говорили губы или рот, а называли их устами. Отсюда всё, что придумал народ: сказки, загадки, пословицы и поговорки, песни, а есть ещё былины и мифы мы с вами объединим под общим названием Устное народное творчество. Давайте запишем в ваших тетрадях по чтению новое для вас слово УСТА.

  • Итак, как мы называем раздел в чтении и литературе, который изучает всё, что придумал народ? (Устное Народное Творчество).

  • Правильно, ребята, вот мы и подошли к самому главному этапу нашего урока. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом работы, который и сегодня и в дальнейшем поможет вам запоминать материал ещё лучше и даст возможность самостоятельно повторять пройденное. Вам в подарок я принесла особенные тетрадки. Откройте первую страницу, видите таблицу, прочитаем, что же в написано в ней и подумаем, что же нам нужно добавить.

(инновации, как развивающее обучение)

Устное народное творчество (УНТ)

Жанр

Определение

Сказка

Жанр УНТ, в котором мир фантастический. Бывают ?

?

Стихотворение, которое поют .

Частушки

Стихотворение из 4-ёх строк, которое над кем-то или чем-то смеётся.

Мифы

???

Загадка

Стихотворение из 4-ёх строк, которое…

?

Краткое предложение на основе житейской мудрости.

Былины

???

  • Итак, Устное Народное Творчество. Так называется наша таблица. Теперь найдите слово «Жанр», что под ним написано? (сказка, загадка и т.д.)

  • Так, что же такое «жанр»? (всё, что придумал народ: сказки, загадки, пословицы, поговорки)

  • Правильно, ребята, и мы с вами сегодня все жанры соберём в нашей таблице, но сначала давайте запишем в словаре два слова из таблицы и немного отдохнём.

Словарная работа.

жанр – названия произведений литературы (сказка, рассказ, стихотворение и т.д.)

определение – объяснение, которое помогает нам отличить один жанр от другого.

Физминутка.

  • Сейчас мы подвигаемся и отдохнём с пользой.

  • Попросим наш компьютер показать нам рисунки ещё раз, а сами поработаем. Вот я закреплю на доске таблички, а вы распределите их в два столбика под табличками (на доске крепятся две таблички «литературные», «народные». К доске должен выйти каждый ребёнок).

  • Теперь отгадайте загадки. (отгадывают).

  • А сколько в загадках строчек? (4)

  • Теперь продолжите…(читает начало пословицы, дети продолжают).

Работа с таблицей.

  • Вы отдохнули, теперь завершим работу с таблицей. Итак, видите в таблице вопросительные знаки, попробуем их заменить словами. Как вы думаете, что мы напишем вместо первого. Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).

  • Ай, какие молодцы!

  • Как же мы назовём стихотворение, которое поют? (песня).

  • Правильно. Чего же требует загадка? (отгадки).

  • Найдите то место, где только один вопросительный знак. Итак, как мы называем краткое мудрое предложение в УНТ. Например: «Ученье свет – неученее тьма» (пословицы).

  • Хорошо, ребята, но сможем ли мы сегодня ответить на ???. (нет). Вы правы, мы с вами ещё не проходили мифы и былины. Эти строки таблицы мы с вами заполним, когда станем постарше (а точнее в 5, 6 классах). Значит мой подарок – тетрадки с таблицами вы будете беречь и приносить на урок, когда я вам скажу. В итоге у вас получатся вот такие (показывает тетрадки для таблиц старшеклассников) умные помощники.

(таблица после окончания работы выглядит нижеследующим образом)

Устное народное творчество (УНТ)

Жанр

Определение

Сказка

Жанр УНТ, в котором мир фантастический. Бывают волшебные, бытовые, сказки о животных.

Песня

Стихотворение, которое поют.

Частушки

Стихотворение из 4-ёх строк, которое над кем-то или чем-то смеётся.

Мифы

???

Загадка

Стихотворение из 4-ёх строк, которое требует отгадки.

Пословица

Краткое предложение на основе житейской мудрости.

Былины

???

  • Теперь подведём итог. Таблица нам поможет. Сколько жанров УНТ мы с вами знаем. (7).

  • Определение которых из них нам ещё только предстоит изучить? (мифа и былины).

  • Ребята, а чему нас учат мудрые народные сказки, пословицы и другие жанры? (храбрости, мудрости, трудолюбию, красоте, находчивости, доброте).

  • Да, ребята, каким был простой народ, наши прапрабабушки и прапрадедушки, тому они нас и учат. А народ хоть и был беден, но умел такие сказки и песни слагать, что мы и сейчас зачитываемся. Значит не в богатстве счастье, а в уме, да смекалке.

Таким получился урок, когда дети ещё только знакомились с работой в рамках «Реализации технологии опорных сигналов». За годы работы в рамках этой технологии, могу сказать с уверенностью, технология позволяет

  • Сотрудничать.

  • Погружать учащихся в материал.

  • Применять дифференцированный подход.

  • Создавать проблемные ситуации.

  • Развивать речь, правописание.

  • Работать в рамках информационных технологий.

  • Создавать атмосферу творчества.

  • Интегрировать.

  • Применять метод проектов.

На мой взгляд, это основные требования развивающего образования в традиционных системах обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Врайоне много спортивных сооружений, благодаря которым спортсмены района завоевывают все новые и новые победы

    Документ
    В районе много спортивных сооружений, благодаря которым спортсмены района завоевывают все новые и новые победы.А.МингазоваВозьмем, к примеру, поселок Джалиль: Ледовый дворец, спортивно-оздоровительный комплекс и т.
  2. Перечень основных публикаций за 2010 год

    Документ
    Faizullin Fanil. Turk Halklarinin Siyasi Kulturlerinin Gelisiminde Ahmet Zeki Velidi Togan*in Rolu Uluslararasi Zeki Velidi Togan Ve Turk Kulturu Bilgi Soleni/ 13-15 october 2010, Turkyie, Stambul, 2010.
  3. 00 Фән һәм мәдәниятнең гомуми мәсьәләләре Общие вопросы науки и культуры (5)

    Документ
    3455. Әюпов М. Һөнәрлене эш куркытмый : [Бөтенроссия уйлап табучылар һ. камилләштерүчеләр көне уңаеннан Татарстан Уйлап табучылар һ. камилләштерүчеләр җәмг.

Другие похожие документы..