Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Но увы! Чего могли бы ожидать мои читатели от рыцарственных прозвищ Гоуарда, Мордонта, Мортимера или Стэнли или от более нежных и чувствительных звук...полностью>>
'Документ'
На правах рукописи Габбасова Эльвира Равилевна РОЛЬ КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ И НОЗОГЕННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕАКЦИЙ У БОЛЬ...полностью>>
'Книга'
Эта книга для тех, кому заболевания позвоночника приносят не только физические страдания, но и мешают нормально жить, а также для тех, кто желает пом...полностью>>
'Документ'
Когда наша армия начала переход на одногодичный срок службы, были большие надежды, что это позволит покончить с дедовщиной. Сегодня становится ясно: ...полностью>>

«приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Воспитателя подготовительной к школе группы

МДОУ «Детский сад №8» Кошкиной Ирины Александровны.

г. Балахна

2008г.

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.

Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания.

Наша цель – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня и современная литература и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.

Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

  1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.

  2. Рассказывание легенд и преданий.

  3. Разучивание песен и танцев нашего народа.

  4. Воспитание и уважение к родительскому дому.

  5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.

  6. Бережное отношение к родной природе.

  7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

  8. Знакомство с обычаями и традициями своего народа.

Наиболее подробно мне хочется остановиться на построении педагогического процесса, направленного на приобщение детей к истокам русской народной культуры нашего Нижегородского края.

В педагогический процесс должны входить следующие направления работы:

  1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа Нижегородского края.

  2. Освоение детьми элементов местных народных промыслов (хохломской, городецкой, дымковской, полхов-майданской росписи, русского творчества)

Эффективность реализации этих направлений зависит от ряда моментов:

  1. Создание в дошкольном учреждении обстановки, этнографически соответствующей фольклорному материалу.

  2. Знакомство с историей Нижегородского края и его художественными промыслами.

  3. Организация полноценной содержательной практической деятельности детей (художественный труд, изобразительная деятельность, исполнение детьми произведений русского фольклора и т.п.), которая создаёт естественную среду для приобщения детей к национальной культуре, развитие чувства любви к своему краю.

  4. Организация нестандартного, непринуждённого, содержательного общения детей, родителей, педагогов, предполагающая активное включение родителей в совместную практическую деятельность (подготовка и проведение праздников, семейных часов, выставки игрушек, выполненных руками взрослых и детей, помощь в выполнении элементов народного костюма для праздников, занятий и др.)

Какая же художественно – творческая деятельность может быть проведена с детьми младшего возраста? Малыши поют народные песенки, колыбельные, рассказывают сказки, рассматривают яркие иллюстрации к потешкам, песенкам, показывают небольшие театрализованные представления. В группе создаётся игровая среда, отображающая русскую народную культуру: яркие панно с элементами русских сказок; колыбели с младенцами; вносятся элементы русского костюма (юбки, сарафаны, ленты, кокошники) в муз. уголок вносятся деревянные ложки, колокольчики; в игровой уголок богородские игрушки (курочки, петрушки, медведи). Вся деятельность по приобщению детей к истокам русской культуры у малышей происходит в игровом и творческом направлении. А вот у детей старшего возраста широкое направление приобретает художественная деятельность.

Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.

Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, используя методические пособия О.А.Соломенниковой «Радость творчества», М.А.Викулиной «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольных учреждений», О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» в моей группе проводилась следующая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

  1. Провела беседу с детьми на тему «Наши предки – славяне»

  2. Посетили в библиотеке «Русскую горницу» (ознакомились с бытом и ремёслами нашего народа)

  3. Рассматривали иллюстрации с изображением народных костюмов, элементами украшений костюмов и головных уборов.

  4. Рисовала с детьми «Куклу в русском костюме» - с натуры, позднее провела рисование по представлению «Наши предки – славяне».

  5. Провела экскурсию в библиотеку, где прослушали беседу: «Игрушки детей славян», рассмотрели куклы, начиная с куклы из полена «Колодии» и, заканчивая сложными куклами).

  6. Посетили с детьми занятие: «Мастер – класс», где под руководством сотрудника библиотеки дети учились делать куклу – «Скрутку» и куклу «Пеленашку» из ткани.

  7. Познакомила детей с оберегами: привески (чеканка на фольге); пояса (плетение из ремешков и нитей).

  8. Проводила занятие по изготовлению игрушек – забав (на основе Богородской игрушки), делали подвижные игрушки из картона.

Проводя работу по ознакомлению детей с ремёслами славян, мы параллельно продолжали знакомить и расширять знания детей о ремёслах родного города Балахны и нашей области. Знакомила детей с кружевоплетением, вышивкой. На занятиях по изодеятельности (рисование, аппликация, лепка) дети познакомились с хохломской росписью, гжельской, закрепляла знания о дымковской и Городецкой росписи. Дети узнали о разнообразии матрёшек, учились расписывать их. Проводила занятия по рисованию на основе устного народного творчества: сказки, колыбельные, стихи, былины.

В группе сделали с детьми макет: «Изба – славян», где наглядно дети видят быт и народное творчество (глиняная посуда, половики, вышивка на одежде, скатерти, кружева).

На занятиях часто присутствовал герой народных сказок – «Домовёнок Кузя». Дети его очень полюбили. Он их многому «учит» и «рассказывает». Дети вместе с Кузей радуются успехам в своих творческих работах.

На музыкальных занятиях дети учат русские народные танцы, припевки, хороводы, игры, знакомятся с русскими народными инструментами. Был проведён праздник: «Город мой Балахна».

Детям много рассказывается и читается русских народных сказок, заучиваются потешки, пословицы и поговорки.

Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре ещё будет продолжаться в группе. Дети будут учиться вышивать. Планируется посещение музея «Глобус»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

    Документ
    Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
  2. Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

    Рабочая программа
    Рабочая программа «Горница» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.
  3. Рабочая программа «приобщение детей к истокам русской народной культуры» ( для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп)

    Рабочая программа
    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
  4. Публичный доклад  муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

    Доклад
    Центр детского творчества как учреждение дополнительного образования детей функционирует на основе социального заказа, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные
  5. Проект по Русской традиционной культуре «Путешествие к истокам или Русские забавы»

    Документ
    Данный проект трактуется необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Другие похожие документы..