Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Все участники праздника читают заранее вы­ученные стихи о Пасхе, поют песни. После исполнения каждого номера участники играют в игру с лотком, катая ...полностью>>
'Документ'
Прихід до влади Директорії і відновлення республіканського режиму ознаменували початок останньої, критичної фази визвольних змагань. Досліджуване в с...полностью>>
'Документ'
… Издалека в нашу страну… пришли Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы… Мудрецы Китая, кроме учения дао, принесли шелка… яшму… и – нечто более благородное и ч...полностью>>
'Документ'
В последнее десятилетие руководители российских школ, как создавших сильные академические традиции еще с советских времен, так и начавшие динамично р...полностью>>

Программа курса «сравнительная политология» для студентов 2-3 курса факультета Политологии мгимо(У) мид россии, отделение Экономической политологии и отделение Сравнительной политологии

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Декан Факультета политологии

А.Д. Воскресенский

“______”_______________ 2008 г.

ПРОГРАММА КУРСА

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ»

для студентов 2-3 курса факультета Политологии МГИМО(У) МИД России,

отделение Экономической политологии и отделение Сравнительной политологии

Москва – 2008

Авторы:

д.полит.н., зав.кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России профессор Ильин М.В., к.полит.н., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М.Г., д.полит.н. профессор кафедры Сравнительной политологии Хенкин С.М., к.полит.н. доцент кафедры Сравнительной политологии Кудряшова И.В., к.полит.н., доцент кафедры Сравнительной политологии Харитонова О.Г.

Рецензенты:

Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии МГИМО(У) МИД России

Протокол № __________________ от ______________________

© МГИМО(У) МИД России, 2008.

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1. Место курса в образовательной программе

Курс «Сравнительная политология» предназначен для студентов-политологов и международников.

Курс «Сравнительная политология» является важным источником получения знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности политолога и международника. Этот курс позволит студентам освоить приемы и навыки политического анализа и интерпретации политических процессов и явлений в политических системах разного уровня.

Курс «Сравнительная политология» включает в себя:

  • теоретическую часть, в которой изложены методологические подходы к системному компаративному исследованию политических институтов и процессов, разворачивающихся в различных государствах и регионах;

  • сравнительно-эмпирическую часть, сфокусированную на выявлении общих и специфических черт в развитии политических систем, влиянии цивилизационных, политических, экономических, культурных и иных факторов на эти процессы.

Концептуальная новизна курса состоит в том, что анализ политических систем и явлений осуществляется в сравнительном контексте и по проблемному принципу – на основе выделения ведущих факторов в рамках процессов в том или ином регионе.

    1. Цели и задачи курса

Основная цель курса «Сравнительная политология» – ознакомление студентов, обучающихся по программе подготовки «Политология» и «Международные отношения», с достижениями современной сравнительной политологии (компаративистики), а также с политическими традициями и особенностями устройства и функционирования политических институтов государств, представляющих различные политические традиции, для создания у студентов навыков самостоятельного анализа мировой политики на субнациональном и национальном уровнях, без которых невозможен полноценный анализ мировой политики на глобальном уровне.

В соответствии с назначением основных целей курса в ходе занятий должны быть решены следующие задачи:

  • дать общее представление о сравнительной политологии, о ее предмете и методе, об основных принципах, этапах развития и важнейших достижениях данной научной дисциплины;

  • продемонстрировать возможности политической компаративистики в понимании важнейших тенденций политического развития, мировой политики на всех уровнях ее развертывания – от глобального до субнационального;

  • дать общее представление о формировании и развитии современных политических систем и культур, особенностях устройства и функционирования политических институтов и процессов, разворачивающихся в регионах и цивилизационных ареалах мира.

1.3. Образовательные результаты курса

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Знание и понимание: сущности и особенностей современных мировых, национальных и субнациональных политических процессов

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Лекции и практические занятия

Форма проверки знаний

Качество выполнения контрольных срезов; организационные и аналитические способности, выявленные в ходе практических занятий (семинаров).

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции

  1. Способность к эффективному поиску информации в интернете, включая поисковые системы и базы данных

  2. Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием

  3. Навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации

  4. Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде

  5. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика)

  6. Способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи

  7. Способность к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов

  8. Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровне

  9. Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на локальные институты

Образовательные методики (формы проведения занятий)

  1. Лекционные занятия

  2. Семинарские занятия (подготовка тезисов для дискуссий и презентаций к семинарам)

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

  1. Активность на практических занятиях

  2. Контрольные срезы

  3. Результаты самостоятельной работы

Системные компетенции

  1. Способность демонстрировать самостоятельное обучение

  2. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

  3. Способность учиться у других, заниматься самообразованием

  4. Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации

  5. Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении

  6. Умение использовать на практике результаты научных исследований

Образовательные методики (формы проведения занятий)

  1. Лекционные занятия

  2. Семинарские занятия (подготовка тезисов для дискуссий и презентаций к семинарам)

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Участие в практических занятиях (достаточность аргументации в дискуссиях, широта привлеченных источников при подготовке презентаций/самостоятельных работ)

Коммуникационные компетенции

  1. Способность к работе с нормами и традициями других стран

  2. Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций

  3. Способность к лингвострановедческому анализу

  4. Способность к проведению научного исследования на иностранных языках

  5. Способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять жаргон и терминологию

  6. Способность к восприимчивости

  7. Способность к тесным взаимоотношениям и частому общению

Образовательные методики (формы проведения занятий)

  1. Лекционные занятия

  2. Семинарские занятия (подготовка тезисов для дискуссий и презентаций к семинарам)

  3. Внеаудиторное общение с преподавателями в ходе работы над исправлением ошибок в контрольных срезах и самостоятельных работах

  4. Групповая форма обсуждения тем самостоятельных работ

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

  1. Интенсивность и качество взаимодействия с преподавателем в ходе подготовки и написания самостоятельных работ.

  2. Качество работы на практических занятиях.

  3. Объем и качество контрольных срезов.

1.4. Критерии оценки знаний и компетенций

Оценка по курсу в течение трех семестров складывается из следующих оценок по разным видам работы студента в семестре:

Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Контрольный срез № 1

Аналитические, системные и коммуникационные.

20%

Контрольный срез № 2

Аналитические, системные и коммуникационные

20%

Контрольный срез № 3

Аналитические, системные и коммуникационные

20%

Работа на практических занятиях (семинарах)

Аналитические, системные, коммуникационные

40%

Итого

100%

Раздел 2. Содержание курса

2.1. Организационно-методические данные курса

Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

Общая трудоемкость

288

Аудиторная работа

144

Лекции

66

Практические занятия/семинары

78

Самостоятельная работа

144

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.д.)

Виды текущего контроля: контрольные срезы (проверка, совместная работа со студентами над ошибками)

0,5 часа на одного студента

Вид контроля (в течение двух семестров изучения дисциплины): зачет

10 мин на одного студента

2.2. Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Дневная форма обучения*

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостояте-льная работа

Всего часов по теме

Раздел 1.1 Природа и методологические аспекты сравнений.

6

10

16

32

Природа сравнения. Основные этапы развития сравнительной политологии.

2

2

4

Сравнительная политология в системе политологических дисциплин.

2

2

4

Методологические проблемы сравнительной политологии. Формы и типы сравнительных исследований.

2

2

4

Обзор основной литературы по сравнительной политологии.

2

2

4

Эмпирический характер сравнительной политологии. Основные инструменты сравнения (понятия, идеальные типы и т.п.)

2

2

4

Основные методологические проблемы сравнительной политологии

2

2

4

Практикум. Научный аппарат современной сравнительной политологии

2

2

4

Практикум. Искажение понятий в сравнительной политологии

2

2

4

Раздел 1.2 Политические системы и политические культуры лидеров развития

16

16

32

64

Исходное ядро и периферии модернизации. Политические традиции «пояса городов».

2

2

4

Британская традиция

2

2

4

Британская традиция.

2

2

4

Концептуальная карта Европы Стейна Роккана.

2

2

4

Британская традиция за пределами Великобритании: политические системы Канады, Австралии, Ирландии и Новой Зеландии.

2

2

4

Политические институты Великобритании. Великобритания в мире.

2

2

4

Британская традиция за пределами Великобритании: политические системы Канады, Австралии, Ирландии и Новой Зеландии (2).

2

2

4

Политические институты Великобритании. Великобритания в мире (2)

2

2

4

Демократия в Америке: специфика политической традиции США.

2

2

4

Британская традиция за пределами Великобритании. Сравнительный анализ ПСПК Ирландской республики, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

2

2

4

Германская традиция.

2

2

4

Британская традиция за пределами Великобритании. Сравнительный анализ ПСПК Ирландской республики, Канады, Австралии и Новой Зеландии (продолжение).

2

2

4

Французская традиция.

2

2

4

Политические идеологии США. Поколения политических идеологий и партийных систем США.

2

2

4

Политическая система и культура современной Германии

2

2

4

Французская традиция.

2

2

4

Раздел 2. 1 Сравнительные системы правления и режимы

6

10

16

32

Сравнительный анализ недемократических политических режимов

2

2

4

Сравнительные исследования современных демократий Сравнительный анализ демократических конституций.

2

2

4

Сравнительные исследования демократий (2).

2

2

4

Матрица Алмонда и Пауэлла.

Типология современных недемократических режимов Линца и Степана

2

2

4

Президентские и парламентские демократии.

Матрица М.Шугарта и Дж.Кэри

2

2

4

А.Лейпхарт Вестминстерская и консенсусная модели демократии.

2

2

4

Работа Лейпхарта “Демократия в многосоставных обществах”.

2

2

4

Режим и оппозиция как категории сравнения Проекты Анализа режимов и оппозиций под руководством Р.Даля.

2

2

2

Раздел 2.2. Политические системы и политические культуры в зонах динамичного или наверстывающего развития

16

16

32

64

Политическая система и политическая культура Испании

2

2

4

Политическая система и политическая культура Португалии.

2

2

4

Политические системы и политические культуры стран Латинской Америки.

2

2

4

Смена политико-культурной парадигмы в Испании: от авторитаризма к представительной демократии.

2

2

4

Политическая система и политическая культура Италии.

2

2

4

Трансформация политической системы и политической культуры Португалии.

2

2

4

Политические системы и политические культуры стран Центральной Европы.

2

2

4

ПСПК Латинской Америки в процессе перестройки.

2

2

4

Политические системы и политические культуры балканских стран

2

2

4

Метаморфозы развития ПСПК Италии.

2

2

4

ПСПК стран Северной Европы и Финляндии

2

2

4

ПСПК стран Центральной Европы в исторической ретроспективе

2

2

4

Политическая система и политическая культура Японии.

2

2

4

ПСПК балканских стран.

2

2

4

ПСПК Северной Европы

2

2

4

ПСПК Японии: соотношение модернизации и традиционализма

2

2

4

Раздел 3.1. Сравнительное политическое развитие

6

10

16

32

Сравнительное изучение политического развития.

2

2

4

Сравнительное изучение политической модернизации, волн модернизации и демократизации, их типов и разновидностей.

2

2

4

Сравнительное изучение политических трансформаций и кризисов развития (революций, реформ и т.п.).

2

2

4

Работа Д.Аптера по сравнительному изучению модернизаций.

2

2

4

Работа С.П.Хантингтона «Политическое развитие и политический упадок»

2

2

4

Стэнфордский проект. Методологические принципы сравнительного изучения кризисов развития.

2

2

4

Работа Ш.Эйзенштадта «Революция и преобразование обществ».

2

4

8

Работа Д.Растоу «Переходы к демократии»

2

2

4

Раздел 3.2. Политические системы и политические культуры в зонах вызова развития

16

16

32

64

Восток как культурно-исторический, цивилизационный, социополитический и социоэкономический феномен

2

2

4

Мусульманская культурно-религиозная традиция и ее влияние на политический процесс

2

2

4

Основные этапы развития политической системы Египта в сравнительной перспективе

2

2

4

Перспективы либерализации и демократизации политических

систем в современных обществах Востока

2

2

4

Политическая модернизация в регионе Леванта.

2

2

4

Модернизация и традиционные ценности на мусульманском Востоке

2

2

4

Противоборство культурно-политических тенденций в политическом развитии Турции

2

2

4

Реформа и политические изменения в Турции и Египте.

2

2

4

Революции в Иране как модификации модернизационного процесса

2

2

4

Практика политических соглашений и коалиционирования в Ливане и Ираке (практикум).

2

2

4

Культурно-политические традиции постсоветских государств Центральной Азии.

2

2

4

Роль армии в политическом процессе на Ближнем и Среднем Востоке

2

2

4

Политические традиции постколониальной Африки

2

10

12

Исламская модель развития: Иран и Афганистан

2

2

4

Применение методики стэнфордского проекта для анализа политических кризисов в государствах Центральной Азии и Южного Кавказа (практикум: case-study).

2

2

4

Заключение. Разбор письменных работ

2

2

4

*Формы обучения: дневная, вечерняя или дистанционная



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» для студентов III курса факультета политологии (отделение сравнительной политологии) мгимо (У) мид россии

    Программа курса
    Программа дисциплины «Фундаментализм в современной общественно-политической мысли (Запад-Восток)» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
  2. Программа курса «Техники и технологии власти» для студентов III курса факультета политологии (отделение сравнительной политологии) мгимо (У) мид россии

    Программа курса
    Программа дисциплины «Техники и технологии власти» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
  3. Правила приема в мгимо(У) мид россии в 2010 году Москва

    Правила приема
    Прием в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» /МГИМО(У)
  4. Примерные программы вступительных испытаний в мгимо(У) мид россии в 2008 году Москва

    Документ
    Публикуемые в данном сборнике примерные программы вступительных испытаний сформированы на основе примерных программ по общеобразовательным предметам среднего (полного) общего образования, разработанных Минобрнауки России.
  5. План издательской деятельности мгимо (У) мид россии на 2012 год. Кафедра Английского языка №1

    Учебное пособие
    Сборник научных статей на английском языке по итогам научно-практических конференций на тему: «Новый взгляд на экономическую теорию в условиях современного мирового кризиса» и «Роль мегаполиса в системе мирового хозяйства (на примере Москвы)».

Другие похожие документы..