Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
. Відповідальним працівникам Держтурадміністрації та Держкомстату при підготовці аналітичної інформації щодо характеристики галузі туризму керуватись...полностью>>
'Расписание'
30-10.05 10.15-11.50 1 .00-13.35 13.45-15. 0 15.30-17.05 17.15-18.50 четверг 8.30-10.05 10.15-11.50 С/к Дискурсивный анализ текстов Пшегусова Галина С...полностью>>
'Документ'
Н.В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую, украинскую, но и всемирную историю. Будущий писатель ещ...полностью>>
'Реферат'
Как и вся советская страна, Тула в суровые и грозные дни Великой Отечественной войны словно надела военную ши­нель. Через несколько месяцев после 22 ...полностью>>

Учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Р3 Основные направления современной науки о языке основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Р3 Основные направления современной науки о языке

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профили 540301 Русский язык и литература

540306 Иностранный язык

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

англ. языка и англ. филологии

факультета ФЖиМК

(протокол №___от_________20__ г.)

Зав. кафедрой

________________________С.А.Виноградова

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

  1. Автор программы: Виноградова С. А.

  2. Рецензенты:

Рахманкулова Л.К., к.ф.н., доцент кафедры английской филологии МГПУ

Кускова С.А. , к.п.н.. доцент, декан факультета филологии и журналистики МГИ

  1. Пояснительная записка:

УМК включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы, темы рефератов и вопросы к экзамену.

Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического кругозора студентов. Данный курс освещает современные направления лингвистики.

Целью курса является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием лингвистических процессов.

В процессе изучения курса студентами решается ряд задач, как практических, так и теоретического плана.

К теоретическим задачам относятся:

- обеспечение студента знаниями об истории, современном состоянии и перспективах развития лингвистических течений, а также знаниями основных проблем отраслей теоретического языкознания;

- получение студентами широкого лингвистического кругозора, знакомство с современными актуальными проблемами лингвистики, их связь с современными методическими течениями;

К практическим задачам относятся:

- формирование умения чётко формулировать основные черты лингвистических и методических направлений и концепций, методических школ и учений;

- формирование умения четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической/ методической концепции, школе, течении;

Лекционный курс охватывает основные проблемы современного языкознания После лекций по данной тематике проводятся семинарские занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с указанной в списке основной и дополнительной рекомендуемой литературой, а также выполнению ими самостоятельной работы по написанию рефератов в соответствии с заданной тематикой. В ходе самостоятельной работы студенты имеют возможность получать индивидуальные консультации преподавателя.

Подготовку к семинарским занятиям существенно облегчает список обязательной и дополнительной литературы с указанием страниц для чтения и конспектирования. В список основной литературы включены все изданные за последние десятилетия учебники и учебные пособия, содержание которых соответствует программе курса и может составить основу его самостоятельного изучения. Тем самым студенту предоставляется возможность использовать тот учебник, которым он располагает. Знакомство с дополнительной литературой для студента не обязательно: он может воспользоваться ею для углубления знаний по той или иной проблеме, для более глубокого анализа материала при выполнении практических заданий. Проверка знаний осуществляется с помощью контрольных вопросов и практических заданий, которые должны помочь студентам усвоить теорию и способствовать выработке у них навыков анализа конкретного языкового материала на основе теоретических сведений. Текущий контроль знаний преподаватель по своему усмотрению может провести либо в форме устного опроса, либо в форме письменной работы в конце семинарского занятия.

Предложенные темы для рефератов служат формой итогового контроля и могут заменить теоретический вопрос на экзамене. Рефераты предназначены для тех студентов, которые проявили особый интерес к изучаемому курсу, хотят расширить свой лингвистический кругозор. Выбор темы реферата свидетельствует о возможностях студента, степени его интереса и серьезности отношения к предмету. Рефераты могут также послужить основой для выступлений на научно-практической конференции студентов.

Экзамены проводятся по утвержденным кафедрой билетам, которые, как правило, содержат теоретический вопрос. Экзаменационные вопросы, предложенные в пособии, могут подвергаться изменению, сокращению или дополнению.

Курс рассчитан на 40 аудиторных часа в первом семестре и заканчивается экзаменом

1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. - нет

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование профиля

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетн.)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

540300 Филологическое образование

2

4

80

40

24

16

-

40

зачет

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

История языкознания. Возникновение основных лингвистических школ. Школы структурализма.

8

4

2

4

2

Семантика. Основные проблемы лексической семантики. Основные проблемы комбинаторной семантики.

4

4

1

2

3

Коммуникативная лингвистика.

2

2

1

4

4

Менталингвистика. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.. Дискуссионные вопросы теории лингвистического значения

4

2

4

5

Прагмалингвистика. Возникновение прагмалингвистики. Теория речевых актов

3

2

1

4

6

Прагмалингвистика. Теория вежливости. Коммуникативные импликатуры П. Грайса.

3

2

1

4

7

Теория имплицитности. Источники имплицитных смыслов.

4

2

2

4

8

Когнитивная лингвистика. Когнитивная семантика. Концептуализация и категоризация. Фреймовая семантика.

4

2

2

4

9.

Психолингвистика. Становление и развитие психолингвистических идей. Проблемы отечественной психолингвистики.

4

2

2

10.

Социолингвистика. Язык и общество. Классификация социолингвистических факторов. Современная языковая ситуация. Лингвокультурология

4

2

2

11.

Тестирование по дисциплине

2

10

ИТОГО:

40

24

16

40

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Основное содержание

Лекция 1. История языкознания. Возникновение основных лингвистических школ. Школы структурализма.

Становление и развитие основных лингвистических традиций. Сравнительно-историческое языкознание.

Школы структурализма. Женевкая. Копенгагенская. Л.Ельмслев. Пражская. Н.С.Трубецкой Лондонская. Американский десркиптивизм. Трансформационно-генеративная грамматика Н.Хомского.

Лекция 2. Семантика. Основные проблемы лексической семантики.

Значение и знак. Типология значения. Импликационный и знаковый типы значений. Когнитивные и прагматические значения. Контенсиональное и экстенсиональное значения. Сигнификативное и денотативное значения.

Соотношение лексического значения и понятия. Контенсионал и экстенсионал понятия. Индуктивно-эмпирический и конструктивно-логический аспекты понятия. Вероятностные структуры - стохастизмы.

Структура лексического значения: интенсионал и импликационал.

Семантическая структура полисемии слова. Содержательные связи словозначений. Три вида концептуальных связей: знаковый, импликационный и классификационный. Классификационные связи - гипер-гипонимические и симилятивные. Модели метонимического, конверсивного, гипонимического и метафорического переносов.

Глобальные и локальные семантические связи словаря. Гипер-гипонимические и партитивные семантические связи. Синонимические, оппозитивные и эквонимические отношения в словаре. Понятие антонимии. 5ипология антонимии. Контрарные и контрадикторные антонимы. Градуальность качества. Понятие конверсивов. Симметричные и ассиметричные конверсивы.

Экспликационные и элизионные словосочетания. Семантическая комбинаторика экспликационных словосочетаний. Негимпликациональные сочетания. Квазитавтологические и квазиоксюморонные сочетания. Семантика элизионных словосочетаний.

Лекция 3. Коммуникативная лингвистика

Коммуникативные единицы языка и речи.

Конструктивный синтаксис. Понятия семантического синтаксиса:

валентности предикатов и классы аргументов. Понятия коммуникативного синтаксиса. Коммуникативное и синтаксическое значения. Прагматический синтаксис.

Пресуппозиция в логике. Концепция Фреге - Стросона. Позиция Б. Рассела. Пресуппозиция в лексической семантике. Взгляд на пресуппозицию М.В. Никитина. Пресуппозиции и постсуппозиции. Консуппозиция.

Проблема соотношения пресуппозиции и пропозиции.

Лекция 4. Менталингвистика. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.. Дискуссионные вопросы теории лингвистического значения

Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и сознания. Взаимоотношения языка с разными типами мышления. Семантическая система языка. Сознание, знание, значение. Дискуссионные вопросы теории языкового значения.

.

Лекция 5. Прагмалингвистика. Возникновение прагмалингвистики. Теория речевых актов.

Бихевиористские теории значения (Ч. У. Моррис, Г. Райл). Концепция "стимул -реакция" Куайна: значение есть прежде всего значение языка которое проясняется из анализа конкретного поведения, а не значение той или иной ментальной сущности. Концепция значения как употребления, представленная в "Философских исследованиях" Витгенштейна. Тезис о языковых играх Теория речевых актов Дж. Остина: различение перформативных и констатирующих высказываний; различение локутивного акта (говорение само по себе), иллокутивного акта (осуществление одной из модальных языковых функий) и перлокутивного акта (вызывающего целенаправленный эффект воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей). Классификация речевых актов Дж.Сирля. Понятие "значения говорящего" ("utterer's meaning").

Лекция 6. Прагмалингвистика. Теория вежливости. Коммуникативные импликатуры П. Грайса.

Основная идея конверсационной теории Г.П. Грайса: всякое социальное общение и, в первую очередь, речевая деятельность регламентируется определенными правилами. Ведущий диктум его теории – принцип коммуникативного сотрудничества. Четыре максимы кооперативного принципа: максима количества, максима качества, максима релевантности, максима способа.

Дальнейшее разработка концепции Г.П. Грайса у Дж. Лича, С. Левинсона, Г.Газдара, Уоккера. Моральные и этичные постулаты в основе этих теорий.

Принцип вежливости в концепции Дж. Лича. Постулаты Дж. Лича: такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии.

Три параметра, с помощью которых осуществляется выбор стратегий в теории вежливости П. Брауна и С. Левинсона: фактор дистанции, фактор вежливости, степень принуждения.

Понятие лица (face) в концепции Э. Гофмана. Разграничение положительной и отрицательной вежливости в концепции П. Брауна и С. Левинсона.

Принцип релевантности, предполагающий, наличие оптимального соответствия коммуникативной цели в основе теории релевантности Д .Шпербера и Д. Уилсона.

Коммуникативные импликатуры Г.П. Грайса.

Лекция 7. Теория имплицитности. Источники имплицитных смыслов.

Нарушение правил вежливого речевого общения и возникновение вследствие этого дополнительных имплицитных смыслов. Имплицитность в узком и широком смысле. Основные функции высказываний с имплицитным пластом значений: оценка, побуждение, эвфемизация, комический эффект.

Эксплицитная и эмплицитная знаковая информация. Вербальные, невербальные, паравербальные источники смыслов.

Источники имплицитной информации. Вероятностная теория лексического значения слова. Импликации. Компрессии языковых структур. Семантические пропуски. Имплицитная гипонимизация. Намеренная многозначность высказываний и текстов. Конфликт знакового значения высказываний со значимым фоном речи



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования направление 040100

    Образовательная программа
    1.1. В профессиональной образовательной программе по направлению 040100 – Социальная работа, представлены нормативные документы, определяющие цели содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100 Экономика (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Ульяновской государственной сельскохозяйственной академией по направлению подготовки «Экономика» и профилю подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» представляет
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 111900

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО), реализуемая вузом по направлению подготовки Ветеринарно-санитарная экспертиза и профилю подготовки «Ветеринарно-санитарная экспертиза».
  4. Курс лекций для студентов экономических специальностей Часть 4

    Курс лекций
    В четвертой части курса лекций изложены организация предпринимательской деятельности, основы управления персоналом предприятия, формирование сбытовой политики, экономический инструментарий логистики, инвестиционной, маркетинговой,

Другие похожие документы..