Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Семинар «Творчество педагога: неординарность,      проблемы,эрудиция»                       Разработка урока по литературе на тему: «Повесть Н.В.Гогол...полностью>>
'Реферат'
Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалас...полностью>>
'Урок'
Развивающие: развить навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить ана...полностью>>
'Документ'
У сучасному світі потенційно небезпечними є усі процеси створення і перетворення матеріальних ресурсів, використання енергії, переробки інформації. Т...полностью>>

Российской Федерации Сибирского федерального округа, органов местного самоуправления по профилактике коррупции доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.В.Дмитриев,

начальник департамента по кадровым вопросам,

государственным наградам и государственной службе

аппарата полномочного представителя

Президента Российской Федерации

в Сибирском федеральном округе,

ответственный секретарь

Совета по вопросам кадровой политики

О деятельности кадровых служб органов государственной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, органов местного самоуправления по профилактике коррупции

(доклад на заседании Совета по вопросам кадровой политики 13 июля 2011 г.)

Уважаемые участники заседания!

Основная часть функций по профилактике коррупции в государственных и муниципальных органах (в отношении государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности) приходится на работников кадровых служб органов власти и местного самоуправления.

Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, определены в кадровых службах государственных и муниципальных органов в течение 2009 – 2010 гг. Их обязанности установлены на основании Типового положения о подразделении кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений, утвержденного С.С.Собяниным в феврале 2010 года.

Остановлюсь коротко на реализуемых мероприятиях по профилактике коррупции (более подробная информация есть в раздаточных материалах).

Во всех органах государственной власти субъектов Федерации округа, органах местного самоуправления в течение 2009 г. разработаны перечни связанных с коррупционными рисками должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские и муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее для краткости – сведения о доходах).

Удельный вес таких должностей на государственной гражданской службе составляет от 33% в Новосибирской области до 100% в Республике Хакасия и Алтайском крае, в среднем по округу получается 64%.

Ответственные должностные лица осуществляют контроль за своевременным представлением справок о доходах, правильным их заполнением.

По нашей рекомендации в большинстве органов исполнительной власти регионов округа работниками кадровых служб осуществляется анализ представленных служащими сведений. В дальнейшем результаты анализа могут стать предметом для рассмотрения на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссии по урегулированию конфликта интересов).

Для обеспечения представления служащими полных сведений о доходах в Республике Бурятия, Новосибирской, Томской областях разработаны рекомендации по заполнению соответствующих справок. В Томской области они размещены на официальном сайте.

Кадровыми службами осуществляются проверки достоверности и полноты в среднем от 6 до 9% представляемых государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Нарушения выявлялись приблизительно в каждой сотой представленной справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Основная часть нарушений связана с представлением недостоверных или неполных сведений о доходах и об имуществе. Служащие не указывали объекты недвижимости и транспортные средства, находящиеся в их собственности, и доход от их продажи, находящиеся в безвозмездном пользовании жилые помещения, неверно указывали доходы супругов.

По результатам проверок в 2010-2011 гг. к дисциплинарной ответственности привлечено 468 государственных и муниципальных служащих.

По предоставленным вами данным, во втором полугодии 2010 года проверки достоверности и полноты сведений, представляемых при поступлении на государственную и муниципальную службу, проведены в отношении 14090 граждан, не являющихся служащими. Факты, препятствующие назначению на должности (наличие непогашенной судимости, недостоверные документы об образовании, отказ от выхода из состава учредителей коммерческих структур и т.д.), выявлены в отношении 513 человек или 4% от числа проверенных, всем им отказано в приеме на службу.

В ряде регионов (республики Алтай, Бурятия, Хакасия, Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Омская область) осуществляется размещение сведений о доходах и имуществе на официальных сайтах.

Большим участком работы является обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которые действуют во всех государственных и муниципальных органах, где это возможно.

В первом полугодии 2011 года наблюдается активизация деятельности комиссий: проведено 174 заседания в государственных органах регионов округа (в первом полугодии 2010 г. – 80) и 406 – в муниципальных органах (в первом полугодии 2010 г. – 128). Наиболее активно действовали комиссии государственных и муниципальных органов Красноярского края, Омской и Томской областей, органов местного самоуправления в Алтайском крае и Кемеровской области.

На заседаниях комиссий рассматривались вопросы:

несоблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

о нарушении требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов;

осуществления мер по предупреждению коррупции;

согласования замещения бывшими служащими должностей в коммерческих или некоммерческих организациях, выполнение работы на условиях гражданско-правового договора.

Только в Республике Бурятия основанием для проведения заседания комиссии стали результаты проверки гражданских служащих по базам данных единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенной в целях обеспечения соблюдения служащими ограничений и запретов.

Существенную пользу для обеспечения деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов внесли разработанные Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров и одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции Методические рекомендации по их работе.

В целях обеспечения реализации обязанности служащих уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры, другие органы о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений в большинстве государственных органов регионов округа и органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утверждены соответствующие порядки уведомления, разработаны бланки уведомлении и журналы их регистрации.

В 2010 году рассмотрено 17 уведомлений о фактах обращений в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений от служащих терорганов и 3 уведомления – от гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Федерации. В результате возбуждено 6 уголовных дел.

На работниках кадровых служб, ответственных за профилактику коррупции, лежат обязанности по обеспечению соблюдения государственными и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований к служебному поведению.

В этих целях во всех государственных и муниципальных органах осуществляется ознакомление служащих и граждан при поступлении на службу с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции», указов Президента Российской Федерации от об общих принципах служебного поведения, о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, других правовых актов в сфере противодействия коррупции. В некоторых органах для служащих разработаны специальные памятки.

В постоянном режиме проводится консультирование служащих по этим вопросам.

С февраля текущего года в регионах округа ведется работа по принятию кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, внесению в служебные контракты и трудовые договоры положений об ответственности за нарушение соответствующих кодексов. К концу июня эта работа в основном была закончена. Исключение – Иркутская область, где не завершена работа по принятию кодексов. Не во все служебные контракты и трудовые договоры внесены изменения в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской, Новосибирской областях.

Вопросы правового статуса гражданских и муниципальных служащих рассматриваются на обучающих семинарах в органах государственной власти и органах местного самоуправления, антикоррупционная тематика включена в программы повышения квалификации. В целом по округу в прошлом году такое обучение прошли около 1800 гражданских служащих и 3800 муниципальных служащих. Наибольшее число прошедших подготовку государственных и муниципальных служащих отмечено в Алтайском, Красноярском краях, Новосибирской области.

Обеспечение реализации мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов – еще одно направление деятельности должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупции. Хотя этот вопрос остается сложным, в регионах нарабатывается опыт применения таких мер. В практику работы прочно вошло письменное информирование служащими представителя нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы. Например, учет таких уведомлений ведется в Новосибирской области. В Республике Бурятия они рассматриваются на заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов.

Уважаемые коллеги!

Практика проведения профилактических мероприятий постепенно нарабатывается. Однако трудностей и проблемных вопросов на этом пути еще много.

Ответственные за профилактику коррупции определены. Но что мы видим в их должностных регламентах?

Например, проверка, проведенная в феврале-марте этого года в органах исполнительной власти Новосибирской области показала, что функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений надлежащим образом были отражены в должностных регламентах ответственных должностных лиц только 13 из 29 органов.

В целом не достаточно высокое качество должностных регламентов дает возможность предположить наличие аналогичных вопросов и в некоторых других регионах округа.

Несмотря на все наши усилия комиссии по урегулированию конфликта интересов не везде стали действенным инструментом профилактики коррупции и обеспечения соблюдения служащими ограничений и запретов.

Совсем не проводились заседания комиссий в органах местного самоуправления Республики Алтай, Забайкальского края, Иркутской области, от одного до трех заседаний за полгода проведено в государственных и муниципальных органах Республики Тыва, государственных органах Иркутской области, органах местного самоуправления Новосибирской области.

Известны проблемы при формировании и деятельности комиссий в органах местного самоуправления. В большинстве малочисленных органов местного самоуправления (до четырех муниципальных служащих) комиссии не создаются.

Участие в заседаниях представителей научных организаций и образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной или муниципальной службой, возможно обеспечить только в отдельных муниципальных образованиях регионов округа (в основном, административные центры субъектов Российской Федерации).

На муниципальном уровне зачастую отсутствуют и общественные организации, представителей которых можно включать в составы комиссий (общественные советы, советы ветеранов и профсоюзы служащих).

В утвержденном в прошлом году положении о комиссиях расширен перечень оснований проведения заседаний, больше прав в этом вопросе предоставлено руководителям государственных и муниципальных органов, председателям комиссий по урегулированию конфликта интересов. Нужно более активно этими правами пользоваться.

При организации антикоррупционного обучения кадровые службы сталкиваются с недостаточностью финансирования, отсутствием в некоторых регионах организаций и специалистов, которые могут квалифицированно провести обучение, нехваткой методического обеспечения.

Есть серьезные трудности и с проверкой достоверности и полноты сведений о доходах.

Действующее законодательство не позволяет подразделениям кадровым службам в инициативном порядке проверять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими. Таким образом, упускается возможность должного и своевременного контроля за достоверностью предоставленных сведений.

Информация, являющаяся основанием для проверки достоверности и полноты таких сведений, из правоохранительных и налоговых органов, политических партий, общероссийских общественных объединений, общественных палат в государственные и муниципальные органы практически не поступает. Это связано с другой проблемой: размещение сведений о доходах и имуществе на официальных сайтах государственных органов является обязательным только для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и федеральных государственных служащих, а не для всех лиц, замещающих должности, связанные с повышенными коррупционными рисками.

Существуют сложности при получении в процессе проверки необходимых сведений из налоговых органов, органов Росреестра, коммерческих банков, других организаций, так как действующим законодательством не установлена обязанность указанных органов и организаций предоставлять эту информацию. В среднем на 20% запросов, направленных в рамках проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах в государственные органы, коммерческие банки и иные организации, поступает отказ.

Так, налоговые органы предоставляют информацию о наличии или отсутствии расхождений между сведениями, представленными служащими, и сведениями, имеющимися в базе данных налоговых органов. однако в чем именно заключается несоответствие (меньше или больше указан полученный доход, получен ли доход от иного работодателя и пр.) налоговые органы не сообщают, ссылаясь на статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговая тайна).

Налоговые и регистрирующие органы представляют имеющиеся у них сведения только с письменного согласия проверяемого лица, ссылаясь на требования Федерального закона «О персональных данных». Если согласие служащего, представившего сведения, достоверность и полнота которых ставится по сомнение, еще можно получить при проведении проверки, то получить такое согласие у супруга (супруги) служащего затруднительно. Кроме того, дача такого согласия является правом, а не обязанностью служащего, его супруга (супруги).

Также законодательно не установлена обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о доходах. Между тем коррупционные риски названных должностей являются высокими.

А в ряде случаев проверки не осуществляются и при наличии возможностей и оснований. Такая ситуация складывалась в Новосибирской области в конце прошлого – начале этого года, в результате – назначение на государственную должность Новосибирской области лица без какого-либо профессионального образования, представление претендентами на государственные должности неполных сведений о доходах.

Этот тезис подтверждается и статистикой органов прокуратуры, ежегодно выявляющих сотни нарушений при декларировании доходов и имущества. Многих неприятных последствий можно было бы избежать, если соответствующие работники кадровых служб, руководители органов внимательнее относились к этому вопросу.

Меры, принимаемые по профилактике и противодействию коррупции, в большей степени ориентированы на рядовых гражданских и муниципальных служащих и меньше распространяются на лиц, замещающих государственные должности, руководящий состав органов исполнительной власти, глав муниципальных образований. Пока при их назначении зачастую больше полагаются на их сознательность, личную ответственность перед главой региона, чем на объективные проверки достоверности и полноты представляемых сведений.

Уважаемые члены Совета!

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 января 2011 года № Пр-133 в первом полугодии 2011 г. приняты дополнительные меры, направленные на активизацию работы должностных лиц кадровых служб, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, и на повышение эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

С должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, проведены совещания, на которых рассмотрены вопросы принятия дополнительных мер по активизации их работы, повышению эффективности работы комиссий по урегулированию конфликта интересов (республики Алтай, Бурятия, Хакасия, Новосибирская, Омская, Томская области). В ряде регионов (например, в Алтайском крае) такие совещания были проведены в конце прошлого года.

В целях повышения эффективности работы должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, приняты меры по усилению их взаимодействия с правоохранительными и налоговыми органами. В частности, осуществляется подключение региональных органов исполнительной власти к федеральным базам данных ФНС России (Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

Органами исполнительной власти субъектов Федерации округа оказывается консультативная помощь органам местного самоуправления по вопросам повышения эффективности деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов, специалистов кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупции. Для органов местного самоуправления разрабатываются типовые проекты правовых актов, методические рекомендации в сфере противодействия коррупции, проблемные вопросы рассматриваются на регулярно проводимых совещаниях.

В текущем году будет продолжена практика повышения квалификации работников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупции. На этот счет есть распоряжение Главы государства (от 7 июня 2011 г. № 370-рп), аппарату полномочного представителя поручен контроль. Необходимо обеспечить предметную и глубокую подготовку гражданских и муниципальных служащих, в чьи обязанности входит противодействие коррупции и кто еще не обучался по этой тематике.

В этой связи есть предложение для обсуждения: осенью-зимой собраться на базе СибАГС, реализующей несколько программ повышения квалификации по антикоррупционной тематике, ответственным за работу по профилактике коррупции в высших исполнительных органах государственной власти регионов округа, детально обговорить все имеющиеся вопросы, с тем чтобы они потом транслировали полученную информацию у себя в регионах.

Также в порядке предложения – разработать для руководителей государственных и муниципальных органов рекомендации по рассмотрению представлений о соблюдении служащими требований к служебному поведению, об осуществлении мер по противодействию коррупции на заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов (по аналогии с когда-то одобренным Координационным советом примерным перечнем ситуаций и обстоятельств, обязательных для рассмотрения комиссиями).

Кроме того, полагаем целесообразным регулярно рассматривать меры, принимаемые по профилактике коррупции, на заседаниях межведомственных антикоррупционных органов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58
  2. Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными закон (3)

    Закон
    Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении в 2010 году государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
  3. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 года) 4 Федеральный закон

    Закон
    Хрестоматия представляет собой сборник систематически подобранного нормативно-правового материала по отдельным темам курса учебной дисциплины «Прокурорский надзор».
  4. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  5. О состоянии законодательства в российской федерации (2)

    Закон
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:

Другие похожие документы..