Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ХИМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, при...полностью>>
'Доклад'
История инквизиции. Крестовые походы. История второго крестового похода. Государства крестоносцев. Орден тамплиеров....полностью>>
'План урока'
1. Около 40 процентов всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Почти три четверти суши Земли находится в районах, где существует опасность з...полностью>>
'Исследование'
Человечеству предстоят великие подвиги междисцинлинарных открытий, закрытие бесчисленных белых пятен, предстоит подвиг создания совершенно нового мир...полностью>>

Курс: История отечественного государства и права Т. 10. Лекция 22: Создание советского государства План лекции

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский экономико-правовой институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курс:

История отечественного государства и права

Т.10.

Лекция 22: Создание советского государства

План лекции:

  1. II Всероссийский съезд Советов и Учредительное собрание.

2. Формирование высших органов управления страной.

Москва 2004

  1. II Всероссийский съезд Советов

и Учредительное собрание

Исходя из того положения, что все последующие социально-политические формации не только зарождались в недрах предшествующих им, но и являлись по сути совершенствованием этих предшествующих формаций, классики марксизма-ленинизма сделали вывод о том, что новая социально-политическая формация, которая сменит буржуазную, не только не вытекает из предыдущей, но и возникнуть может лишь на ее развалинах.

Тем не менее, глубоко проанализировав это положение, В.И.Ленин сделал вывод о том, что в сложившихся условиях империализма есть не только возможность, но и настоятельная необходимость сохранения части старого государственного механизма, которая выполняла функции органов управления хозяйством: банки, почта, аппарат управления предприятиями и производственными объединениями, даже армия, особенно в условиях продолжающейся войны.

Поэтому процессы слома старого аппарата и создания нового были теснейшим образом переплетены.

Первым государственным органом, который заявил о том, что взял в стране власть в свои руки был Петроградский Военно-революционный комитет. Он был высшим органом власти в стране меньше суток - с 10 ч. утра 25 октября 1917 г. до момента принятия II Всероссийским съездом Советов воззвания “Рабочим, солдатам и крестьянам” в 5 часов утра 26 октября 1917 г., в котором было заявлено, что теперь уже съезд Советов берет всю полноту власти в стране в свои руки. В дальнейшем ВРК, как в центре, так и на местах, где они были созданы, по сути дела был органом, который первым брал на свои плечи всю ответственность властных полномочий вплоть до образования ВЦИК, СНК и наркоматов в центре и органов советской власти на местах.

ВРК оказывали помощь Советской власти в ликвидации учреждений буржуазного правительства и обеспечении революционного порядка. ВРК располагали реальной силой, опираясь на революционные массы. Диапазон их деятельности был очень широк. Они вели борьбу с различными антисоветскими организациями и занимались неотложными хозяйственными делами. По мере формирования наркоматов, отделов ВЦИК и упорядочения работы Советов функции ВРК переходили к этим органам. ВРК постепенно терял характер универсального, самостоятельного органа и 5 декабря 1917 г. самоликвидировался.

Высшим органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский съезд Советов, который превратился в таковой со своего II съезда. Правда, в тот момент существовали отдельно еще и Советы крестьянских депутатов, во главе которых стояли преимущественно эсеры, препятствующие объединению обоих Советов.

Однако революционная борьба рабочих и беднейшей части крестьянства за установление Советской власти на местах, проведение Советским правительством декретов о земле и о мире вовлекли широкие слои трудового крестьянства в сознательную политическую жизнь, подталкивали к установлению тесного союза с рабочим классом. Поэтому состоявшиеся в ноябре и декабре 1917 г. в Петрограде Чрезвычайный и II Всероссийский съезды Советов крестьянских депутатов одобрили декреты и политику нового правительства и высказались за объединение Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих и солдатских депутатов. В результате возник и единый ВЦИК рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Этим самым было официально закреплено единство Советской власти рабочих и крестьян в центре и на местах. Высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса с трудящимся крестьянством при руководящей роли революционного пролетариата - был подтвержден на III Всероссийском съезде Советов, на котором завершилось слияние рабочих и крестьянских Советов по всей стране. Такое объединение произошло в результате слияния III Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов, открывшегося 10 января 1918 г., и III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, начавшего свою работу 13 января 1918 г. Оно положило конец раздельному проведению этих съездов и завершило организацию единого верховного органа власти страны.

III съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая подытожила и юридически оформила результаты революционного творчества масс. В дополнение к Декларации были утверждены основные начала федеративного устройства Советского государства, изложенные в резолюции съезда “О федеративных учреждениях Российской Республики”, принят в основном закон о социализации земли и постановление о новом названии существующей верховной государственной власти.

Примерно в это же время происходили события, связанные со старой идеей Учредительного собрания. Эта идея возникла еще в конце ХIХ в., затем накануне первой русской революции ее подхватили большевики. Однако первая русская революция, а затем и Февральская революция выдвинули на первый план идею создания Советов, как истинно народного органа государственного управления. По сравнению с ними Учредительное собрание стало уже вчерашним днем развития революционной мысли. Особенно это стало заметно после Октябрьской революции, перевернувшей все социальные слои России. Ведь даже выборы депутатов в ноябре 1917 г. проходили по старым спискам, которые были составлены еще при Временном правительстве и отражали интересы в основном мелкой и средней буржуазии, а потому уже не отражали реальной политической ситуации, когда в стране уже установилась диктатура пролетариата.

Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. Большевики предложили в качестве единственного вопроса в повестку дня принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Практически принятие ее означало бы признание Советской власти и полную бессмысленность деятельности Учредительного собрания. Большевиков поддержали левые эсеры. Однако правые эсеры, кадеты и другие представители буржуазных политических организаций, которых было большинство, резко воспротивились этому.

Им удалось поставить на обсуждение самостоятельные вопросы о мире, земле, форме государственного единства и руководства промышленностью. Это означало бы откат от завоеваний Октябрьской революции. Поэтому большевики, а за ними и левые эсеры покинули заседание. Их уход лишал заседание кворума и практически Собрание перестало быть работоспособным органом. Оставшиеся все-таки продолжали заседать до пяти часов утра, приняв упрощенным голосованием без обсуждения свои решения о мире, земле и о федерации.

Но на следующий день депутаты уже не были допущены в Таврический дворец, а ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания, мотивировав это тем, Собрание было избрано по спискам, составленным еще до Октябрьской революции и не отражало новое соотношение политических сил. К тому же институт парламентаризма в новых условиях устарел, а ему на смену пришли Советы. Депутатам Учредительного собрания предлагалось включиться в работу советских органов.

О правильности этого шага Советской власти говорит хотя бы тот факт, что о роспуске Учредительного собрания в народе в тот момент никто не горевал и не было никакой реакции. Во всяком случае, если перед его открытием в Петрограде состоялась демонстрация в поддержку Собрания и даже произошли столкновения с его противниками, то после роспуска никаких активных действий никто не предпринимал. Дело в том, что судьба Учредительного собрания все равно была предрешена во всех случаях: если бы его не распустила Советская власть, то при случае разогнали бы белогвардейцы, ибо для них даже правые эсеры и кадеты были слишком левыми. Это подтверждает и тот факт, что когда некоторые депутаты попали в руки Колчака, тот приказал их расстрелять.

Таким образом, в стране утвердились принципиально новые высшие органы власти и управления в лице Всероссийских съездов Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров.

14 - 16 марта 1918 г. в Москве состоялся Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов, который рассмотрел главный вопрос - о Брестском мире. Съезд ратифицировал мирный договор. Делегаты съезда не только одобрили подписание этого тяжелого договора, но и осудили левых эсеров, выступавших за продолжение войны. Однако поражение левых эсеров на съезде привело к распаду правительственного блока левых эсеров с большевиками.

Это не замедлило сказаться и на работе очередного съезда Советов.

4 июля 1918 г. открылся V Всероссийский съезд Советов. Главным его вопросом было принятие первой Советской Конституции. С самого начала работы съезда левые эсеры выступили с ярыми нападками на Советское государство и его политику. Они требовали немедленного аннулирования Брестского мира. В этом они сомкнулись с правыми эсерами, которые еще на Учредительном собрании выдвигали абсолютно нереальную идею всеобщего, демократического, справедливого мира, которую по их мнению можно было бы реализовать в результате переговоров с социалистами всех воюющих держав. Ими полностью игнорировался тот факт, что все эти социалисты еще в 1914 г. предали интересы своих народов и горячо поддержали развязывание первой мировой войны.

Левые эсеры выступили также против комитетов бедноты и против введения продразверстки. Выступили они и против введения института смертной казни для врагов Советской власти в условиях уже начавшейся Гражданской войны.

Но V съезд полностью одобрил политику Советского правительства и отверг предложение левых эсеров об аннулировании Брестского договора. Тогда, не найдя поддержки на съезде, левые эсеры, начиная с 6 июля, попытались захватить власть путем организации мятежей в Москве и 23 городах России. Съезд вынужден был прервать свою работу. За несколько дней левоэсеровский мятеж был в основном подавлен. Тем самым эти события явились ярким свидетельством полного политического банкротства левых эсеров.

9 июля 1918 г. съезд возобновил свою работу. Он одобрил меры правительства по ликвидации мятежа и исключил левых эсеров из всех Советов. На следующий день съезд принял решение об организации Красной Армии, стоящейся на основе “железной революционной дисциплины”, и утвердил первую Конституцию Советского государства.

  1. Формирование высших органов

управления страной

Условия гражданской войны и интервенции не пов­лекли за собой коренной перестройки государственного аппарата. Советское государство по своей природе было достаточно гибким, способным действовать в любых условиях.

И в условиях гражданской воины советский государственный аппарат работал в обстановке многопартийности, хотя партия большевиков заметно укрепила свое поло­жение правящей. Вместе с тем рекомендовалось проводить решения партии через советские органы в рамках Конституции, руководить Советами, но не подменять их. Одновременно во всех или почти во всех звеньях советского аппарата работали члены и других партий, преимущественно мелкобуржуазных — эсеры, меньшевики, анархисты и проч., про­тив которых иногда применялись и репрессивные меры.

Так, в ответ на убийство левыми эсерами германского посла Мирбаха и восстания, поднятого ими в Москве и других городах в июле 1918 г., V Всероссийский съезд Советов заявил, что те части партии левых эсеров, которые солидаризируются с бунтовщиками должны быть исключены из Советов. Как видим, речь пока что шла не о запрещении всей названной партии, а лишь о ее частях, замешанных в противоправных действиях.

Нельзя так­же упускать из виду то обстоятельство, что часть эсеров, мень­шевиков и представителей других партий оказалась в белогвар­дейском стане. Так, антисоветский .Комитет членов Учредитель­ного собрания, образованный летом в 1918 г. в Самаре, был по преимуществу эсеровским, определенные звенья мелкобуржуаз­ных партий обосновались в тылу Деникинской армии, временами пытаясь и влиять на политику белого движения.

В годы непримиримой классовой схватки, даже в тяжелой воен­ной обстановке Советское государство выступало за укрепление законности. В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О революционной законности», при­звавшее всех граждан, все государственные органы и всех должност­ных лиц к строжайшему соблюдению законов. Об этом же говорило Постановление Совета Обороны, принятое в декабре 1918 г., отме­чавшее недопустимость издания местными органами норм, проти­воречащих актам центральной власти или выходящих за пределы компетенции местных Советов.

И это не было простой декларацией. В целях выявления фактов беззакония на местах и улучшения советской работы ВЦИК направлял в различные губернии России своих членов, уполномоченных и инструкторoв. При обнаружении злоупотреблений уполномоченные ВЦИК имели право отстранять должностных лиц, виновных в злоупотреблениях, и предавать их суду с последующим докладом об этом ВЦИК. Правда, это вовсе не означает, к сожалению, что законность всюду и всегда торжествовала.

Общая структура высших органов власти и управления во время войны осталась в принципе такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Военная обстановка не вызвала всеобщего свертывания деятельности конституционных органов. Как и до войны, регулярно созывались всероссийские съезды Советов. В ноябре 1918 г. состоялся VI, в декабре 1919 г. — VII, в конце 1920 г. — VIII съезды Советов. Правда, теперь всероссийские съезды стали созываться реже — один раз в год.

Важнейшим после съезда Советов новым государственным органом стал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, избираемый съездом, который выполнял руководящие функции в период между съездами. Его заседания проходили как в расширенном, так и в узком составе. Расширенные заседания созывались не реже одного раза в две недели в составе не менее половины членов ВЦИК, а в узком составе считались законными при наличии четверти членов ВЦИК и созывались по мере необходимости. Рабочим органом ВЦИК был Президиум в составе 1/10 части всех его членов. На него возлагалась задача подготовки заседаний ВЦИК, контроля выполнения принятых решений и работы аппарата.

Во время передышки между вторым и третьим походами Антан­ты, в начале 1920 г., когда у Советского государства наконец появи­лась возможность приступить к хозяйственному строительству, перед Советом Рабочей и Крестьянской Обороны была поставлена задача обратить особое внимание на хозяйственные вопросы. В соответст­вии с этим Совет Рабочей и Крестьянской Обороны в апреле 1920 г. был преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).

В декабре 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял постановление о Совете Труда и Обороны, которое уточнило пра­вовое положение СТО. Он должен был действовать на правах комиссии СНК и руководить главным образом хозяйственным строительством. В частности, на него возлагались обязанности по установлению единого хозяйственного плана, направлению рабо­ты хозяйственных наркоматов в соответствии с планом, осуществ­лению контроля за его исполнением.

VIII съезд Советов подтвердил, что законодательными органа­ми являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто кроме них не имел права издавать законодательные акты обще­государственного значения.

Роль Советского правительства выполнял Совет Народных Комиссаров, который был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. Несмотря на свою подчиненность этим органам, СНК располагал правом в случаях не терпящих отлагательства, издавать необходимые декреты, даже без обсуждения их ВЦИК. Заседания СНК проводились почти ежедневно. На них присутствовали не только члены СНК, но и те лица, которых непосредственно касался обсуждаемый вопрос. Для более оперативной работы при решении мелких вопросов при СНК была создана комиссия, получившая название Малый Совнарком.

В годы Гражданской войны ВЦИК, его Президиум и Совнарком продолжали нормально функционировать, хотя в правовом положении и формах деятельности этих органов произошли изменения, вызванные стремлением к со­вершенствованию советского государственного аппарата. Состояв­шийся в марте 1919 г. VIII съезд РКП (б) в резолюции по организа­ционному вопросу обратил внимание на необходимость некоторых изменений в структуре и деятельности высших и местных органов власти и управления. В соответствии с этим VII Всероссийский съезд Советов 9 декабря 1919 г. принял постановление «О советском строительстве». Аналогичный акт принял VIII съезд Советов 29 декабря 1920 г. Оба постановления внесли ряд изменений в поря­док деятельности ВЦИК, Президиума ВЦИК, Совнаркома и мес­тных Советов.

VII съезд Советов установил сессионный порядок работы ВЦИК. До этого ВЦИК был постоянно действующим органом и собирал­ся на свои заседания иногда по нескольку раз в месяц. Теперь было решено устраивать очередные заседания ВЦИК раз в два месяца. Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных заседаний. Такой порядок позволял членам ВЦИК больше рабо­тать на местах, в массах и освобождал их от необходимости по­стоянно находиться в Москве. В тех же целях — усиления связи ВЦИК с местами — VIII съезд Советов увеличил его состав с 200 до 300 членов. Съезд поручил ВЦИК также пересмотреть лич­ный состав всех центральных государственных учреждений.

Конституция РСФСР 1918 г. не регламентировала правовое поло­жение Президиума ВЦИК, лишь упоминая о его существовании. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили компетенцию Президиума ВЦИК. Президиум должен был подготавливать мате­риалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов на его рас­смотрение, наблюдать за исполнением постановлений ВЦИК и т. п. В период между заседаниями ВЦИК Президиум имел право утвер­ждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома отдельных наркомов. Президиуму предоставлялось также право отменять постановления СНК и из­давать в порядке управления необходимые постановления от име­ни ВЦИК. Таким образом, Президиум ВЦИК превращался в само­стоятельный орган власти и управления.

Постановление VIII съезда Советов развивало и конституцион­ные положения, касавшиеся Совета Народных Комиссаров. Оно установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декре­ты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагатель­ства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.

В то время как постоянное совершенствование высших орга­нов власти и управления вытекало из общих закономерностей развития Советского государства, чрезвычайные условия интер­венции и гражданской войны потребовали создания особого ор­гана, объединяющего усилия всего государства в борьбе с врагом. Так возник Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежден­ный Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918г. Совет объединял рабо­ту военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продоволь­ственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для обороны страны. Его возглавлял Председатель Совнаркома В. И. Ленин. Членами Совета были представители от ВЦИК, Рев­военсовета, Чрезвычайной комиссии по производству снабжения, НКПС, Наркомпрода.

При всей важности уже названных государственных органов одной из важнейших и сложных задач перед молодой республикой стояла проблема организации управления промышленностью и всем народным хозяйством. Важным шагом в этом направлении явилась организация рабочего контроля. Положением о рабочем контроле от 16 ноября 1917 г. он вводился на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных и прочих предприятиях. Об этом мы уже говорили в прошлой лекции.

Успехи Советского государства на фронте и в тылу были невозможны без привлечения к управлению государством широких трудящихся масс, без правильной постановки контроля рабочих и крестьян за соблюдением законов, советских порядков. Важное место в этом деле занимает реорганизация системы государственного контроля.

В 1918—1919 гг. идет настойчивый поиск форм и методов госу­дарственного контроля, превращения его в инструмент для усо­вершенствования всего советского аппарата. Этим вопросом не­однократно занимались центральные органы Коммунистической партии и государства. Была создана специальная комиссия под руководством В. И. Ленина, в работе которой принимали участие также Я. М. Свердлов и Ф. Э. Дзержинский.

Потребности государственного строительства вызвали к жиз­ни создание дополнительно к существующему Наркомату гос­контроля, занимающемуся преимущественно финансовым над­зором, еще двух систем контрольных органов: ведомственного контроля (Высшая военная инспекция, Инспекция ВСНХ и т. д.) и рабочего профсоюзного контроля (Рабочая продовольственная инспекция, Железнодорожная рабочая инспекция).

Включение новых органов улучшило контрольную работу, с которой не мог справиться один Наркомат госконтроля, но вмес­те с тем усложнило саму систему контроля. Опыт работы, в осо­бенности рабочей инспекции, подвел в 1920 г. к выводу о необхо­димости реорганизации всей системы контроля.

В феврале этого года ВЦИК утвердил Положение о Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции, в котором объеди­нялись все прежние контрольные органы. Строился он на совершенно новых принципах. Аппарат наркомата должен был состоять в большинстве своем не из штатных работников, а из рабочих и крестьян, привлекаемых на время для выполнения контрольных функций. В. И. Ленин подчеркивал необходимость привлечения са­мых глубоких слоев трудящихся —неквалифицированных рабо­чих, и особенно женщин, чтобы с течением времени все рабочие и крестьяне смогли поочередно пройти через работу в РКИ.

Закон предусматривал три основные формы участия рабочих и крестьян в деятельности РКИ: делегирование коллективами трудящихся своих представителей в органы РКИ, организацию ячеек содействия на предприятиях, в воинских частях, в волос­тях и селах, привлечение трудящихся к производству массовых обследований, проводимых РКИ. Делегированными членами РКИ назывались рабочие и крестьяне, избранные для постоянной или временной работы в центральных или местных органах РКИ. Они не теряли связь со своими трудовыми коллективами и должны были отчитываться перед избирателями.

На Наркомат РКИ возлагались обязанности по надзору за со­блюдением революционной законности в управлении, по борьбе с бюрократизмом, волокитой, злоупотреблениями. При этом, не ограничиваясь вскрытием недостатков, он должен был вносить конструктивные предложения по совершенствованию государ­ственного аппарата.

Привлекая широкие массы рабочих и крестьян к контролю за работой государственного аппарата, РКИ решала и другую важ­нейшую политическую задачу —- обучить каждого трудящегося управлению государством. Выступая на заседании Московского Совета в 1920 г., В. И. Ленин указывал: «В рабочую инспекцию вы должны привлечь самых боязливых и неразвитых, самых робких рабочих и должны двинуть их вверх. Пусть они поднимаются в этой работе. Посмотрев, как рабочая инспекция участвует в госу­дарственных делах, пусть они от простейших занятий, на которые способны, — сначала только в виде понятых, — далее постепенно переходят к более важным ролям в государственных делах. Вы по­лучите из широких источников помощников, которые возьмут на себя государственное бремя, придут на помощь и на работу».

2 декабря 1917 г. Декретом ВЦИК и СНК был учрежден Всероссийский Совет Народного Хозяйства как центральный орган Советского государства, на который возлагалось осуществление задач в области организации новой экономики и планового регулирования всего народного хозяйства. Он создавался при СНК и включал в себя Всероссийский совет рабочего контроля, сотрудники которого уже успели приобрести некоторый опыт управления производством. В него, кроме того, входили представители от народных комиссариатов и эксперты с правом совещательного голоса.

Руководство отраслями народного хозяйства относились к компетенции соответствующих секций и отделов ВСНХ.

ВСНХ должен был вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны. Именно уже тогда закладывалась плановая экономика нашей страны. Он согласовывал и объединял деятельность центральных и местных учреждений, занимавшихся топливом, металлургией, транспортом, продовольствием, земледелием, торговлей, промышленностью, финансами.

Ему предоставлялось право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения других мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов. Все существовавшие учреждения по регулированию хозяйства подчинялись ВСНХ, которому предоставлялось право их реформирования.

ВСНХ формировал из своей среды бюро в составе 15 человек для координации текущей работы секций и отделов. Все законопроекты и крупные мероприятия, имевшие отношений к регулированию народного хозяйства в целом, вносились в СНК через ВСНХ, который объединял и направлял работу местных экономических отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Одним из первых постановлений ВСНХ было решение о промышленных районах и советах народного хозяйства при местных Советах рабочих и солдатских депутатов. К компетенции районных совнархозов относились: руководство правлениями частных предприятий, перешедших в собственность республики, учет имеющегося сырья, полуфабрикатов, изделий, рабочей силы и т.д.

Чтобы сосредоточить руководство народным хозяйством в одних руках, хозяйственные учреждения местного значения передавались в ведение районных совнархозов, постановления которых носили характер общеобязательный и подлежали исполнению всеми местными учреждениями, в том числе и управлениями предприятий. Постановления районных совнархозов могли быть приостановлены и отменены только ВСНХ.

ВСНХ возник как орган управления всем народным хозяйством. Однако уже скоро стало ясно, что один орган не в состоянии спра­виться с такой необъятной сферой деятельности. Поэтому функции ВСНХ были сведены к управлению только промышленностью. Вместе с тем масштабы этой работы весьма расширились, а задачи услож­нились, ибо национализация по существу всей промышленности привела к установлению руководства, государственного контроля над новым огромным кругом объектов. Правда, во время войны прак­тически работала лишь военная промышленность. Не случайно ко­личество населения только в Петрограде и Москве сократилось с 4 млн. в 1917 г. до 1,7 млн. в 1920 году.

Расширение круга объектов управления сопровождалось, од­нако, не децентрализацией, а, наоборот, централизацией его.

Если первоначально национализированные предприятия ока­зались преимущественно в ведении местных совнархозов, то те­перь они переходят в непосредственное управление отраслевых органов — главков (главных управлений) и центров (центральных правлений) ВСНХ. Под контроль ВСНХ попали даже мелкие ремесленные и кустарные предприятия, которые не были нацио­нализированы. Часть промышленности все же осталась в веде­нии совнархозов, но сами местные СНХ в 1919 г. стали считаться исполнительными органами ВСНХ. Таким образом, Высший Со­вет Народного Хозяйства сосредоточил в своих руках управле­ние всей промышленностью. Разница заключалась в том, что часть предприятий работала под руководством отраслевых органов, а другие же подчинялись органам территориальным. VII съезд Советов поставил местные совнархозы в двойное подчинение — не только ВСНХ, но и местным Советам.

Метод руководства промышленностью в годы Гражданской войны характеризуется так называемой «системой главкизма». Эта система не означала лишь подчинение предприятий главкам. Ее важнейшей особенностью было абсолютное лишение предпри­ятий хозяйственной самостоятельности. Заводы и фабрики не имели собственных оборотных средств. Оборудование, материа­лы, топливо и все прочее они получали в порядке администра­тивного распределения. В таком же порядке они сдавали произ­водимую продукцию. Какого-либо рода сделки в процессе хозяй­ственной деятельности предприятий были исключены.

Система главкизма была необходимой и единственно возмож­ной в условиях войны и разрухи. Но она могла быть только вре­менной мерой. Уже в 1920 г. IX съезд РКП (б) проанализировал, что «методы централизма, которые явились результатом первой эпохи экспроприации буржуазной промышленности..., имели сво­им последствием те чудовищные формы волокиты, которые на­носят непоправимый ущерб нашему хозяйству». Не случайно эта система с окончанием войны была упразднена.

Управление продовольственным снабжением. Важнейшим делом снабжения страны продовольствием "ведал прежде всего специальный орган, централизовавший эту работу, — Народный комиссариат продовольствия. В его функции входил сбор продо­вольственных ресурсов и распределение их. При сборе продо­вольствия применялись как экономические меры (закупка), так и по преимуществу административная — продразверстка. Посколь­ку крестьянство не хотело отдавать хлеб и другие продукты по низким государственным ценам, то продовольствие изымалось в принудительном порядке. Для этого существовали специальные продовольственные отряды, сформированные из рабочих. Была создана целая продовольственная армия, которой иногда прихо­дилось вести настоящие бои за хлеб и нести заметные челове­ческие потери. Однако Наркомпрод порой выполнял и некоторые организационно-производственные функции. Так, осенью 1918 г. он посылал рабочих не только для изъятия продуктов, но и на уборку урожая. При этом применялось определенное материаль­ное стимулирование — половина собранного урожая шла в поль­зу соответствующих промышленных предприятий.

В обязанности Наркомпрода входило и распределение продоволь­ствия. Прежде всего, конечно, он заботился о снабжении армии, для чего в системе наркомата были созданы соответствующие подраз­деления. Но Наркомпрод через свои местные органы ведал и снаб­жением городского населения. Была введена карточная система, по' которой продовольствие распределялось дифференцирование. Так, например, в Петрограде существовало 4 категории карточек. Пер­вую категорию получали рабочие ведущих профессий, женщины с детьми до года, четвертую — нетрудовые элементы.

Высшим органом отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты, выполнявшие функции министерств. Их становление проходило в сложных условиях. Первой задачей было овладеть аппаратом старых министерств и затем заняться их коренной реорганизацией. А так как у новой власти своих специалистов почти не было, то многим наркомам пришлось сначала выполнять по сути дела роль комиссаров, т.е. представителей Советского правительства в старых министерствах. Вместо старых чиновников-саботажников по призыву большевиков с предприятий и из воинских частей в эти министерства стали направляться их представители. Предварительно кандидатуры направляемых тщательно обсуждались не только на заседаниях фабзавкомов и партийных организаций, но и на общих собраниях. Кроме того, использовались и те старые чиновники, которые лояльно относились к Советской власти и выражали желание сотрудничать с ней.

Конечно, наладить профессиональную работу в советских государственных органах в таких условиях было крайне сложно, но никакого другого решения этого вопроса тогда не было. Советские государственные органы возникали и развивались на своей собственной основе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс: История отечественного государства и права Тема 12. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений

    Программа
    Программа Коммунистической партии, принятая в 1919 г. и поставившая задачу построения социалистического общества в нашей стране, определяла это общество так.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права» Для направления 030500

    Учебно-методический комплекс
    ОПД.Ф.03. Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVI в.); татаро – монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XVвв); сословно - представительская
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права» Для направления

    Учебно-методический комплекс
    ОПД.Ф.03. Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX – начало XVI в.); татаро – монгольские государства на территории нашей страны (XIII – XVвв); сословно - представительская
  4. Программа дисциплины «История отечественного государства и права» (для специальности 030501. 65 «Юриспруденция», подготовки специалиста)

    Программа дисциплины
    История отечественного государства и права является фундаментальной юридической дисциплиной, принадлежит к числу общепрофессиональных дисциплин обязательного федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего
  5. Методика написания и оформления курсовой работы роль и значение курсовой работы по истории отечественного государства и права

    Курсовая
    В учебном курсе «История отечественного государства и права» написание и защита курсовой работы является основной формой научно-исследовательской работы студентов в вузе.

Другие похожие документы..