Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3 Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян / пер., при­меч. и послесл. С. И. Радцига. 3-е изд., испр. М. : Флинта : МСПИ, 2007...полностью>>
'Документ'
Экономический факторный анализ – постепенный переход от исходной факторной системы (модели) к конечной факторной системе (модели). Раскрытие возможно...полностью>>
'Документ'
Часто ламаркизмом называют признание наследования признаков, приобретенных организмом в течение жизни. Однако, как было отмечено в упомянутой статье Е...полностью>>
'Документ'
В мире много талантливых людей, способных создавать творческие шедевры, способных изменить мир к лучшему. Но люди от искусства, влияющие на формирова...полностью>>

Федеральное агентство по образованию (34)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

В. В. Кожевников, В. П. Смолеха

АРХИТЕКТУРА ЭВМ

Лабораторный практикум

Ульяновск

2010

БКК 32973

К 73

Печатается по решению Ученого совета

факультета математики и информационных технологий

Ульяновского государственного университета

Рецензент – профессор кафедры «Информационные технологии»,

д.т.н., К.В. Кумунжиев

Кожевников В.В.

К 73 Архитектура ЭВМ: лабораторный практикум / В.В. Кожевников, В.П. Смолеха. – Ульяновск : УлГУ, 2010. – 44 с.

Лабораторный практикум предназначен для проведения лабораторных работ студентами, изучающими дисциплины "Архитектура ЭВМ и систем", «Вычислительные системы сети и телекоммуникации» и «Аппаратные средства вычислительной техники».

© Кожевников В.В., Смолеха В.П., 2010

© Ульяновский государственный университет, 2010

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

Часть I . Описание архитектуры учебной ЭВМ …………………………………………..5

1 Структура ЭВМ ………………………………………………………………. 5

2. Представление данных в модели ………………………………………….7

3. Система команд …………………………………………………………. .7

3.1. Форматы команд ……………………………………………………...7

3.2. Способы адресации …………………………………………………….8

3.3. Система операций ……………………………………………………..9

4. Состояния и режимы работы ЭВМ ……………………………………….9

5. Интерфейс пользователя ……………………………………………...10

6. Внешние устройства ……………………………………………………. 16

6.1. Контроллер клавиатуры ……………………………………………..17

6.2. Дисплей …………………………………………………………….20

6.3. Блок таймеров ……………………………………………………...22

6.4. Тоногенератор ………………………………………………………..24

7. Подсистема прерываний …………………………………………………24

8. Программная модель кэш-памяти ……………………………………….26

9. Вспомогательные таблицы ………………………………………………29

Часть II. Лабораторные работы ………………………………………………………33

Лабораторная работа № 1. Архитектура ЭВМ и система команд ………33

Лабораторная работа № 2. Командный цикл процессора ……………...36

Лабораторная работа № 3. Принципы работы кэш-памяти …………….37

Лабораторная работа № 4. Программирование внешних устройств ….39

Литература …………………………………………………………….....43

Введение

Лабораторный практикум построен в расчете на изучение взаимодействия устройств в структуре ЭВМ с помощью программной модели некоторой абстрактной учебной ЭВМ, которая программируется на языке ассемблера.

Во многих случаях знание операторов языка высокого уровня, структуры данных и способов их обработки является достаточным для создания различных полезных приложений. Однако по-настоящему решать проблемы, связанные с управлением различной, особенно нестандартной, аппаратурой (программирование "по железу") невозможно без знания ассемблера. Не случайно практически все компиляторы языков высокого уровня содержат средства связи своих модулей с модулями на ассемблере либо поддерживают выход на ассемблерный уровень программирования.

Однако проводить начальное обучение программированию на низком уровне с рассмотрением механизмов взаимодействия устройств на реальном языке, например х86 на персональной ЭВМ, не всегда удобно. В этом случае между пользователем и аппаратурой ЭВМ присутствует операционная система (ОС), которая существенно ограничивает желания пользователя экспериментировать с аппаратными средствами. Для преодоления этих ограничений необходимо обладать глубокими знаниями как ОС, так и аппаратных средств ЭВМ.

Предлагаемая для использования программная модель учебной ЭВМ отражает все основные особенности систем команд и структур современных простых ЭВМ, включает в себя, помимо процессора и памяти, модели нескольких типичных внешних устройств. Модель позволяет изучить основы программирования на низком уровне, вопросы взаимодействия различных уровней памяти в составе ЭВМ и способы взаимодействия процессора с внешними устройствами.

Часть I. Описание архитектуры учебной ЭВМ

Современные процессоры и операционные системы — не слишком благоприятная среда для начального этапа изучения архитектуры ЭВМ[1-3].

Одним из решений этой проблемы может быть создание программных моделей учебных ЭВМ, которые, с одной стороны, достаточно просты, чтобы обучаемый мог освоить базовые понятия архитектуры (система команд, командный цикл, способы адресации, уровни памяти, способы взаимодействия процессора с памятью и внешними устройствами), с другой стороны — архитектурные особенности модели должны соответствовать тенденциям развития современных ЭВМ.

Программная модель позволяет реализовать доступ к различным элементам ЭВМ, обеспечивая удобство и наглядность. С другой стороны, модель позволяет игнорировать те особенности работы реальной ЭВМ, которые на данном уровне рассмотрения не являются существенными.

Далее приводится описание программной модели учебной ЭВМ[4], предназначенной для начальных этапов изучения архитектуры (в т. ч. на младших курсах вуза и даже в школе). Именно этим объясняется использование в модели десятичной системы счисления для кодирования команд и представления данных.

1. Структура ЭВМ

Моделируемая ЭВМ включает процессор, оперативную (ОЗУ) и сверхоперативную память, устройство ввода (УВв) и устройство вывода (УВыв). Процессор, в свою очередь, состоит из центрального устройства управления (УУ), арифметического устройства (АУ) и системных регистров (CR, PC, SP и др.). Структурная схема ЭВМ показана на рис. 1.

В ячейках ОЗУ хранятся команды и данные. Емкость ОЗУ составляет 1000 ячеек. По сигналу MWr выполняется запись содержимого регистра данных (MDR) в ячейку памяти с адресом, указанным в регистре адреса (MAR). По сигналу MRd происходит считывание — содержимое ячейки памяти с адресом, содержащимся в MAR, передается в MDR.

Сверхоперативная память с прямой адресацией содержит десять регистров общего назначения R0—R9. Доступ к ним осуществляется (аналогично доступу к ОЗУ) через регистры RAR и RDR.

АУ осуществляет выполнение одной из арифметических операций, опреде­ляемой кодом операции (СОР), над содержимым аккумулятора (Асс) и регистра операнда (DR). Результат операции всегда помещается в Асс. При завершении выполнения операции АУ вырабатывает сигналы признаков результата: Z (равен 1, если результат равен нулю); S (равен 1, если результат отрицателен); OV (равен 1, если при выполнении операции произошло переполнение разрядной сетки). В случаях, когда эти условия не выполняются, соответствующие сигналы имеют нулевое значение.

В модели ЭВМ предусмотрены внешние устройства двух типов. Во-первых, это регистры IR и OR, которые могут обмениваться с аккумулятором с помощью безадресных команд in (Асе := IR) и out (OR := Асс). Во-вторых, это набор моделей внешних устройств, которые могут подключаться к системе и взаимодействовать с ней в соответствии с заложенными в моделях алгоритмами. Каждое внешнее устройство имеет ряд программно-доступных регистров, может иметь собственный обозреватель (окно видимых элементов). Подробнее эти внешние устройства описаны в разд. 6.

Рис. 1. Общая структура учебной ЭВМ

УУ осуществляет выборку команд из ОЗУ в последовательности, определяемой естественным порядком выполнения команд (т. е. в порядке возрастания адресов команд в ОЗУ) или командами передачи управления; выборку из ОЗУ операндов, задаваемых адресами команды; инициирование выполнения операции, предписанной командой; останов или переход к выполнению следующей команды.

В качестве сверхоперативной памяти в модель включены регистры общего назначения (РОН), и может подключаться модель кэш-памяти.

В состав УУ ЭВМ входят:

PC — счетчик адреса команды, содержащий адрес текущей команды;

CR — регистр команды, содержащий код команды;

RB — регистр базового адреса, содержащий базовый адрес;

SP — указатель стека, содержащий адрес верхушки стека;

RA— регистр адреса, содержащий исполнительный адрес при косвенной адресации.

Регистры Асс, DR, IR, OR, CR и все ячейки ОЗУ и РОН имеют длину 6 десятичных разрядов, регистры PC, SP, RA и RB — 3 разряда.

2. Представление данных в модели

Данные в ЭВМ представляются в формате, показанном на рис. 2. Это целые десятичные числа, изменяющиеся в диапазоне "- 99 999...+ 99 999", содержа­щие знак и 5 десятичных цифр.

0

1

2

3

4

5

Знак

Десятичные цифры

Рис. 2. Формат десятичных данных учебной ЭВМ

Старший разряд слова данных используется для кодирования знака: плюс (+) изображается как 0, минус (-) - как 1. Если результат арифметической операции выходит за пределы указанного диапазона, то говорят, что произошло переполнение разрядной сетки. АЛУ в этом случае вырабатывает сигнал переполнения OV = 1. Результатом операции деления является целая часть частного. Деление на ноль вызывает переполнение.

3. Система команд

При рассмотрении системы команд ЭВМ обычно анализируют три аспекта: форматы, способы адресации и систему операций.

3.1. Форматы команд

Большинство команд учебной ЭВМ являются одноадресными или безадресными, длиной в одно машинное слово (6 разрядов). Исключение составляют двухсловные команды с непосредственной адресацией и команда MOV, являющаяся двухадресной.

В форматах команд выделяется три поля:

- два старших разряда [0: 1] определяют код операции СОР;

- разряд 2 может определять тип адресации (в одном случае (формат 5а) он определяет номер регистра);

- разряды [3:5] могут определять прямой или косвенный адрес памяти, номер регистра (в команде mov номера двух регистров), адрес перехода или короткий непосредственный операнд. В двухсловных командах непосредственный операнд занимает поле [6:11].

Полный список форматов команд показан на рис. 3, где приняты следующие обозначения:

СОР — код операции;

ADR — адрес операнда в памяти;

ADC — адрес перехода;

I — непосредственный операнд;

R, Rl, R2 — номер регистра;

ТА — тип адресации;

X — разряд не используется.

Номер

формата

0

1

2

3

4

5

1

C O P

X

X X X

2

C O P

TA

A D R

3

C O P

TA

X X R

C O P

TA

X R1 R2

6 11

4

C O P

X

X X X

1

5

C O P

X

A D C

C O P

R

A D C

Рис. 3. Форматы команд учебной ЭВМ

3.2. Способы адресации

В ЭВМ принято различать пять основных способов адресации: прямая, косвенная, непосредственная, относительная, безадресная.

Каждый способ имеет разновидности. В модели учебной ЭВМ реализованы семь способов адресации, приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Адресация в командах учебной ЭВМ

Код ТА

Тип адресации

Исполнительный адрес

0

Прямая (регистровая)

ADR ®

1

Непосредственная

-

2

Косвенная

ОЗУ (ADR) [3:5]

3

Относительная

ADR + RB

4

Косвенно-регистровая

POH (R)[3:5]

5

Индексная с постинкрементом

POH (R)[3:5], R:=R+1

6

Индексная с преддекрементом

R:=R-1, POH(R)[3:5]

3.3. Система операций

Система команд учебной ЭВМ включает команды следующих классов:

- арифметико-логические и специальные: сложение, вычитание, умножение, деление;

- пересылки и загрузки: чтение, запись, пересылка (из регистра в регистр),
помещение в стек, извлечение из стека, загрузка указателя стека, загрузка
базового регистра;

- ввода/вывода: ввод, вывод;

- передачи управления: безусловный и шесть условных переходов, вызов подпрограммы, возврат из подпрограммы, цикл, программное прерывание, возврат из прерывания;

- системные: пустая операция, разрешить прерывание, запретить прерывание, стон.

Список команд учебной ЭВМ приведен в табл. 4 и 6

4. Состояния и режимы работы ЭВМ

Ядром УУ ЭВМ является управляющий автомат (УА), вырабатывающий сигналы управления, которые инициируют работу АЛУ, РОН, ОЗУ и УВВ, передачу информации между регистрами устройств ЭВМ и действия над содержимым регистров УУ.

ЭВМ может находиться в одном из двух состояний: Останов и Работа.

В состояние Работа ЭВМ переходит по действию команд Пуск или Шаг. Команда Пуск запускает выполнение программы, представляющую собой последовательность команд, записанных в ОЗУ, в автоматическом режиме до команды HLT или точки останова. Программа выполняется по командам, начиная с ячейки ОЗУ, на которую указывает PC, причем изменение состояний объектов модели отображается в окнах обозревателей.

В состояние Останов ЭВМ переходит по действию команды Стоп или авто­матически в зависимости от установленного режима работы.

Команда Шаг, в зависимости от установленного режима работы, запускает выполнение одной команды или одной микрокоманды (если установлен Режим микрокоманд), после чего переходит в состояние Останов.

В состоянии Останов допускается просмотр и модификация объектов модели: регистров процессора и РОН, ячеек ОЗУ, устройств ввода/вывода. В процессе модификации ячеек ОЗУ и РОН можно вводить данные для программы, в ячейки ОЗУ — программу в кодах. Кроме того, в режиме Останов можно менять параметры модели и режимы ее работы, вводить и/или редактировать программу в мнемокодах, ассемблировать мнемокоды, выполнять стандартные операции с файлами.

5. Интерфейс пользователя

В программной модели учебной ЭВМ использован стандартный интерфейс Windows, реализованный в нескольких окнах.

Основное окно модели Модель учебной ЭВМ содержит основное меню и кнопки на панели управления. В рабочее поле окна выводятся сообщения о функционировании системы в целом. Эти сообщения группируются в файле logfile.txt (по умолчанию), сохраняются на диске и могут быть проанализированы после завершения сеанса работы с моделью.

Меню содержит следующие пункты и команды:

Файл:

  • неактивные команды;

  • Выход.

Вид:

  • Показать все;

  • Скрыть все;

  • Процессор;

  • Микрокомандный уровень;

  • Память;

  • Кэш-память;

  • Программа;

  • Текст программы.

Внешние устройства:

  • Менеджер ВУ;

  • окна подключенных ВУ;

Работа:

  • Пуск;

  • Стоп;

  • Шаг;

  • Режим микрокоманд;

  • Кэш-память;

  • Настройки.

Команды меню Вид открывают окна соответствующих обозревателей, описанные далее. Менеджер внешних устройств позволяет подключать/отключать внешние устройства, предусмотренные в системе. Команда вызова менеджера внешних устройств выполняется при нажатии кнопки на панели инструментов. Подробнее о внешних устройствах и их обозревателях смотрите в разд. 6.

Команды меню Работа позволяют запустить программу в автоматическом (команда Пуск) или шаговом (команда Шаг) режиме, остановить выполнение программы в модели процессора (команда Стоп). Эти команды могут выполняться при нажатии соответствующих одноименных кнопок на панели инструментов основного окна.

Команда Режим микрокоманд включает/выключает микрокомандный режим работы процессора, а команда Кэш-память подключает/отключает в системе модель этого устройства.

Команда Настройки открывает диалоговое окно Параметры системы, позволяющее установить задержку реализации командного цикла (при выполнении программы в автоматическом режиме), а так же установить параметры файла logfile.txt, формируемого системой и записываемого на диск.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (33)

    Реферат
    Тема 9. Особенности предпринимательской деятельности в горной промышленности, особенности горного производства, понятие горной ренты, особенности конкуренции в горном бизнесе.
  2. Федеральное агентство по образованию (14)

    Документ
    В.) подпись расшифровка подписи Консультант (Силуянов А.В.) подпись расшифровка подписи Консультант (Хорошко Л.Л.) подпись расшифровка подписи Москва 010 г.
  3. Федеральное агентство по образованию (31)

    Документ
    «Связи с общественностью» / Д.К. Сабирова., Н.М. Галимуллина, О.В. Козлова. – Методическое пособие для студентов очного и заочного отделения. – Казань: Изд-во Каз.
  4. Федеральное агентство по образованию (15)

    Документ
    Северо-Кавказская академия государственной службы при участии Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Финансовой академии при Правительстве
  5. Федеральное агентство по образованию (17)

    Реферат
    Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (ГОУ ВПО «СГГА») Реферат для поступления в аспирантуру по научной
  6. Федеральное агентство по образованию (38)

    Документ
    Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской научно-практической конференции.

Другие похожие документы..