Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Объектом исследования являются газодинамические исследования газоконденсатных скважин Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения на нестациона...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Этиология опухолей. Группы канцерогенов. Патогенез. Теории канцерогенеза. Группы канцерогенов. Этапы канцерогенеза. Предрак, ранний рак. Эпидемиологи...полностью>>
'Урок'
Мета: узагальнити знання учнів про залози внутрішньої секреції, гормони і механізми гуморальної регуляції; ознайомити учнів з порушеннями роботи зало...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего п...полностью>>

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам. «Сказка в гости к нам пришла », этапы, формы и методы работы со сказкой

Главная > Календарно-тематическое планирование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4. Борьба и победа

Это кульминация сказки Ге­рой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон-Воронович и др.). В сказках герой побеждает зло. Правда, иногда он прибегает к помощи природных сил или других персонажей сказки. Но в результате герой приобретает не только то, за чем он шел: принцессу, славу, волшебные предметы и пр., но и нечто, о чем не знал: посошок-перышко, волшебный ларец или перстень. Честно приобретенные предметы, как правило, обладают большой силой.

Вместе с волшебными предметами, принадлежавшими злым силам, герой забирает силу побежденного. То есть, герой, побеждая самостоятельно, приобретает новые возможности и опыт.

Ситуации честной победы над злом и ощущения себя более сильным и уверенным ребенок может пережить в реальной жизни.

Бывает в жизни так, что то, прежде казалось правильным - подвергается сомнению; то, что раньше нравилось - не приносит удовольствия. И тогда человек понимает, что можно что-то менять в своей жизни. Когда к нему приходит осознание что и как нужно изменить, тогда, на сказочном языке, он отрубает голову дракону.

Борьба со злом может быль и внешней. Нередко человеку приходиться противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая, человек становится сильнее и мудрее.

5. Новые испытания

Победа над злом не означает полной победы и конца испытаниям. На каком-то этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен в свете нового опыта. Например, если, убегая от погони, герой использует вновь приобретенные платок и гребешок, вместо того, чтобы использовать волшебный перстень, который может исполнить любое его желание, то он лишится силы.

На этом этапе герою нельзя было действовать по-старому в изменившейся ситуации. Следует по-новому, творчески подходить к решению кажущихся простыми проблем. Ведь сказка учит, что главное зло возникает тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Победа над злом – это еще не конец пути. Могут возникнуть новые испытания, для которых нужны новые силу, новая мудрость и новые решения. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни.

6. Счастливый конец

Часто сказки заканчиваются свадьбой Свадьба может бьпъ рассмотре­на как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановление целостности.

Однако, сказка имеет свой конец, а жизнь нет. Поэтому человеку неодно­кратно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни.

Поскольку сказка - многогранный материал, ее можно использовать в разных ракурсах. Выбирается тот ракурс, который наиболее соответст­вует психокоррекционным и психодиагностическим целям.

Методом сказотерапии возможно решение следующих задач:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Структура педагогической системы состоит из трёх взаимосвязанных блоков (сказочных тем) - “В гостях у красавицы Осени”, “В гостях у красавицы Зимы” и “В гостях у красавицы Весны”. Каждая из этих блоков включает два основных элемента:

1. Художественно-экологическая развивающая среда (создание в группах звуковой и изобразительной семантической среды, соответствующей тому или иному времени года).

2.Художественно-экологическая развивающая деятельность (восприятие, исполнение и создание детьми художественных произведений на основе сказочных образов природы и природных стихий).

Эта деятельность включает в себя:

Каждый блок включает в себя развитие речи на материале сказок и других жанров устного народного творчества, музыку, изобразительное искусство, экологию, развивающие игры (частично).

Основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

  1. Пластические импровизации на тему сказок.

Методы диагностики эффективности педагогической системы:

- психологические методики: карта наблюдений “Личностный профиль ребёнка”, “Сказочный дом”, “Раскрась свои чувства”, “Дом, дерево, человек”, “Моя семья”, “Несуществующее животное”, “Царевна - лебедь”, “Иван - царевич”.

- Анкетирование родителей.

- Наблюдение и анализ занятий и праздников.

- Анализ творческой деятельности детей.

Календарно-тематическое планирование

занятий по русским народным сказкам

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

В гостях у красавицы Осени”

1.

“Курочка-Ряба”

“Гуси-лебеди”

“Кот, петух и лиса”

2.

“Репка”

“Маша и медведь”

“Крылатый, мохнатый да масляный”

3.

“Колобок”

“Петушок и бобовое зернышко”

“Хаврошечка”

В гостях у красавицы Зимы”

4.

“Заюшкина избушка”

“Теремок”

“Зимовье зверей”

5.

“Коза и семеро

козлят”

“Руковичка”

“Котофей-Котофеевич”

6.

“Снегурочка и лиса”

“Девочка

Снегурочка”

“Морозко”

В гостях у красавицы Весны”

7.

“Теремок”

“Смоляной бычок”

“Сивка-Бурка”

8.

“Заяц-хваста”

“Жихарка”

“Царевна-лягушка”

9.

“Чудесный мир сказки”

“На зеленом лугу”

“Что за прелесть эти сказки”

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

(этапы, формы и методы работы со сказкой)

I этап (1 неделя) «В гости к сказке»

(знакомство со сказкой)

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.

Мотивация:

1). Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).

2). Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3). Загадка. «Поищем отгадку в сказке».

Приемы и методы (рассказываем сказку):

1). Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т. п.)

2). Герой сказки (игрушка).

3). Волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

4). Фланелеграф (рассказываем и показываем).

5). Настольный театр, кукольный театр би-ба-бо.

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

(развивающие и дидактические игры по содержанию сказки)

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение выполнять задание в соответствии с сюжетом сказки.

2). Приобщать детей к работе парами, малыми группами, командами.

3). Активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания.

Мотивация:

1). Письмо-задание.

2). Карта-путешествие.

3). Герой сказки - игрушка (продолжаем путешествовать по сказке).

Методы и приемы:

1). Красочно оформленные столы и стенды.

2). Путешествие по маршруту карты (выполняем задания по этапам).

3). Викторина по содержанию сказки (индивидуальная, групповая).

4). Работа группами в командах (соревнование).

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

Педагогические задачи:

1). Развивать у детей творческое воображение, желание создать собственное художественное произведение по известному материалу.

2). Формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой работе.

Мотивация:

1). Билет на художественную выставку или в театр.

2). Герой сказки - игрушка (новая история с элементами сюрприза).

Методы и приемы:

1). Иллюстрации по сказке (портрет героев или рисунок по сюжету).

2). Декорации к сказке (теневой или плоскостной театр).

3). Элементы костюмов.

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

(театрализованные игры)

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей эмоциональную реакцию на творческие, разнообразные отклики на прочитанное.

2). Активизировать детей к самостоятельному творческому поиску.

3). Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности.

4). Формировать речевую активность.

Мотивация:

1). Приглашение или афиша.

2). Билет в театр.

3). Герой сказки приглашает.

Методы и приемы:

1). Все виды театрализованных игр - фланелеграф, настольный театр игрушек, кукольный театр би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый театр и т. д.

2). Пластические импровизации (импровизационный театр «Угадай, кто это?»).

3). Театрализация отрывка сказки или всего произведения.

«В гостях у сказки»

Структура развлекательно-познавательного занятия

для детей дошкольного возраста

Название

Цель: (четкая, конкретная) зачем?

Педагогические задачи: (развивающая, воспитательная, обучающая).

Предварительная работа: знакомство со сказкой, работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, открыток и т. д.), знакомство с устным народным творчеством на занятиях и др.

Оборудование: оформление зала или группы, инвентарь, наглядный материал.

Литературный ряд: сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. д.

Музыкальный ряд: классические, народные, эстрадные музыкальные произведения; шумы леса; релаксационная музыка.

Зрительный ряд: репродукции картин известный художников, фотоматериал, выставки книг, открыток и т. д.

Организационный момент: организация начала занятия, психологический настрой воспитанников (необходимо создать интересную, творческую обстановку).

I часть. Зачин

Вступительное слово ведущего (воспитателя): в котором он определяет тему занятия (что мы будем делать? куда отправимся в гости? кого ждем в гости?) или интригу сюжетного хода (неожиданный гость, таинственное письмо или посылка, волшебный сундук и др.)

II часть. Повествовательная

Трехкратное повторение по сюжету сказки

с разнообразными развивающими играми и творческими заданиями.

1 сцена. Интеллектуальное задание «Играем со сказкой».

Развивающие игры и задания, связанные с закреплением ЗУН основных видов образовательной деятельности детей дошкольного возраста (ЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим и др.).

Задания обобщающего и систематизирующего характера по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть интересными и посильными для каждого воспитанника.

Задание выполняется индивидуально или коллективно.

2 сцена. Изобразительное задание «Рисуем сказку»

Задания, связанные с закреплением материала, пройденного ранее на занятиях по изобразительными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Задание выполняется группам или командами.

3 сцена. Творческое задание «Играем сказку»

Задания и творческие игры, связанные с музыкально-творческими видами деятельности (музыка, пластика, театрализация).

Творческие задание выполняются коллективно (музыкально-пластические импровизации, театральные игры-этюды) или группами (театрализованные игры, постановки).

Кульминация. Сюжетная развязка

III часть. Заключительная

Вот мы добрались до финала сказки.

Дети возвращаются из увлекательного путешествия.

Оценка умений детей.

Часть 2. Экспериментальные программы и методические материалы по проведению занятий с дошкольниками на основе русских народных сказок

Трошенкова О.А.

«СКАЗОЧНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Экологическое образование в настоящее время возводится в разряд первостепенных государственных проблем. Подтверждением тому служит принятие законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об образовании», а также Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития и подписание Россией Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, что является предпосылкой для создания правовой базы по формированию системы экологического образования.

Начальной ступенью в этой системе является период дошкольного детства, вызывающий интерес у многих педагогов, понимающих его важность в формировании основ экологического воспитания и образования.

«Программа экологического воспитания дошкольников» Николаевой С.Н., «Паутинка» Васякиной Ж.Л., «Планета – наш дом» Белавиной И., Найденской Н., «Мы – земляне» Вересова Н., «Наш дом – природа» Рыжовой Н. и другие программы направлены на формирование у детей понимания единства мира, воспитание осознанно-положительного отношения к природе на основе получения знаний и практической деятельности детей.

Программа «Экологическое воспитание дошкольников» создана в рамках эксперимента «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве». Она предусматривает получение детьми экологических представлений в объеме стандарта образования. В то же время ее отличие от вышеназванных программ состоит в опоре на отечественные традиции, менталитет русского народа и, одновременно, в выходе в мировое культурное пространство.

Цель: формировать и развивать у детей дошкольного возраста ценностное отношение к природе на основе традиционной русской культуры.

Задачи:

1. Формировать у детей естественнонаучную картину мира, представлений о многообразии и целостности всех элементов природы.

2. Дать первоначальное представление о традициях русского народа в отношении к природе как величайшей жизненной ценности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к ее изучению, потребность в охране и защите природных ресурсов.

Отбор программного содержания осуществляется с учетом того, что для дошкольного детства характерны наиболее яркие впечатления от встреч с природой и при этом несформированность отношения к тому или иному объекту, явлению. Правильно организованный процесс накопления детьми чувственно-эмоционального опыта активизирует мышление. Чем ярче впечатления, представления, ощущения, восприятие, тем сильнее познавательный процесс. Этот процесс сопровождается желанием ребенка обозначить явление или предмет соответствующими словами, задать вопросы, порассуждать, пофантазировать и т. д. Поэтому очень важно создать условия и для накопления такого чувственно-эмоционального опыта, и для возможности направлять, руководить познавательным процессом, то есть вовремя, грамотно помочь детям обозначить словами то, что они видят, чувствуют, ответить на возникающие вопросы и направить познавательный процесс детей на самостоятельный и оригинальный поиск ответов.

Системообразующим элементом программы является ориентация на традиции русской культуры, сформировавшие одушевленный образ природы, на опыт народной мудрости, являющей пример внимательного и уважительного отношения к окружающему миру. Идея одухотворенности, идея Живой Природы создает ощущение волшебства, загадочности, чуда, что так близко природе ребенка, а волшебство всегда связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы, с новыми возможностями. Волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Такое отношение к природе дает нам богатый инструментарий для развития личности ребенка. Если мы поможем детям почувствовать свою, особенную жизнь в каждом природном существе и поможем понять, что этот мир создан для любящего человека, возникнет ли у них желание бездумно ломать ветки или рвать цветы, захочется ли им загрязнять воду, воздух и т. д. Опыт народной мудрости помогает детям почувствовать себя частью огромного, удивительного мира, пробуждает радость сопричастности, формирует гуманное отношение к живому, понимание его самоценности и неповторимости, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него, стремление сохранять и защищать.

Структура программы построена в соответствии с сезонными изменениями в природе и включает в себя пять тем:

1. «Природа и мы» (2 часа – младший возраст, 5 часов – старший возраст).

2. «В гостях у красавицы Осени» (9 часов – младший возраст, 7 часов – старший возраст).

3. «В гостях у красавицы Зимы» (9 часов – младший возраст, 11 часов – старший возраст).

4. «В гостях у красавицы Весны» (10 часов – младший возраст, 10 часов – старший возраст).

5. «Дорога к Лету Красному» (2 часа – младший возраст, 3 часа – старший возраст).

Первая тема «Природа и мы» предусматривает введение детей в курс с целью уточнения представлений о природе и средствах познания ее человеком. Концентрация внимания на органах чувств помогает в дальнейшем включать у детей память нужных ощущений даже на занятиях, не связанных с непосредственным общением с природой, что помогает поддерживать эмоциональный тон любого вида деятельности, «оживлять» его.

Три центральные темы начинают свое развитие с образов солнца, воздуха, земли (почвы), воды как объектов неживой природы, определяющих все изменения, происходящие в растительном и животном мире, и влияющих также на образ жизни людей. Это не случайно и с точки зрения экспериментальной задачи – подвести детей к пониманию архетипических образов Огня, Воздуха, Земли, Воды, концентрирующих в себе глубинные смыслы нашего бытия.

Далее дети знакомятся с явлениями и объектами природы ближайшего окружения в условиях смены сезонов, постигают закономерности происходящих процессов, их порядок, силу и красоту.

Заключительная часть курса предполагает отражение детьми тех понятий и отношений, которые являются целью экологического воспитания и над которыми велась работа.

Формы работы. Экологическое воспитание не ограничивается рамками занятия. Программа предполагает и другие формы организации работы с детьми в этом направлении: экскурсии, наблюдения, игры, трудовую деятельность на прогулке и в группе, систематическое ведение календаря природы, уход за животными в «живом уголке», «экологическую тропу». Занятия же дают направление, определяют систему работы, создают определенный настрой и желание расширять и углублять контакт с окружающим миром.

Методы и приемы работы по данной программе предполагают:

1. Словесность (использование сказок в сюжетном ходе занятия, малых фольклорных форм, помогающих детям почувствовать и понять одушевленность образов природных явлений, рассказов о природе отечественных и зарубежных авторов).

2. Непосредственное восприятие: наблюдение, эксперимент, игра, трудовая деятельность.

3. Сказкотерапию.

Сказкотерапия как процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни дает возможность использовать ее в процессе экологического образования и воспитания ребенка. Сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказка дает символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением и, хочется верить, становится мудрым и созидательным.

В результате освоения программы у детей должны сформироваться понятия как итог многократных чувственных восприятий различных качеств и свойств предметов и явлений природы, сравнения их с другими, выделения среди них наиболее существенных признаков и отражение их в слове. Понятия усваиваются и проверяются в продуктивной деятельности детей – игре, труде и постепенно оформляются в осознанно-положительное отношение к природе. Воспитывается устойчивый интерес к народным традициям, любовь к Отечеству, способность видеть красоту, беречь и сохранять окружающий мир. Создаются предпосылки, стимулирующие в дальнейшем желание самостоятельного получения знаний, что является важным условием для подготовки детей к учебной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планирование и координирование внутришкольного контроля. Санкт-Петербург

    Методическое письмо
    В данный сборник вошли материалы по планированию и координированию внутришкольного контроля: анализ программ по литературе, тематическое планирование программ по русскому языку под ред.
  2. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  3. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8
  4. Рабочие программы по образовательной системе «Планета знаний» в 1 классе на 2011 2012 учебный год (2)

    Пояснительная записка
    Все учебники комплекта «Планета Знаний» прошли государственную экспертизу по новой форме и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе.
  5. Развёрнутое тематическое планирование 19 Рабочие программы 20 Новое в преподавании в школе 20

    Тематическое планирование
    Б-С-355. ФГОС: внедрение в практику. Диск поможет руководителям ОУ определить готовность образовательного учреждения к введению ФГОС (Мошнина и др.). Цена 196 р.

Другие похожие документы..