Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С самого начала технического развития человека, совершенствования технических средств и средств производства, появились и некоторые опасности связанн...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью данной дисциплины является изучение современного страхового рынка, организационно-правовых форм страховщиков, отраслей, видов страхования, особ...полностью>>
'Документ'
Процес переходу України до якісно нової форми економічних відносин, що базуються на ринкових принципах ведення господарства, зумовив необхідність вне...полностью>>
'Документ'
Идеальный маршрут для первого знакомства с этой удивительной, уникальной страной, где соседствуют разные культуры, разные языки, разные традиции и об...полностью>>

Реферативная работа

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Фонд развития международного университета

НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Реферативная работа

Религиозные войны в Европе: взгляд в прошлое и в будущее

Автор: Митчелл Дженнифер

7 класс.

Научный руководитель:

Никопорович В.Р.,

преподаватель истории и

обществознания

НОУ СОШ «Росинка»

Москва

2008

Оглавление

Стр.

Введение

3

Глава 1. Религиозные войны Европы XVI – XVII в.в.

1.1. Причины религиозных конфликтов

5

1.2. Общая характеристика войн

12

1.3. Европа в поисках принципов веротерпимости

15

Глава 2. Есть ли будущее у религиозных войн в Европе?

2.1. Возможные причины современных и будущих конфликтов

20

2.2. Работа принципов веротерпимости в сегодняшней Европе

27

Заключение

33

Список литературы

35

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена теме «Религиозные войны в Европе: взгляд в прошлое и в будущее». Несмотря на далёкие исторические корни проблемы, актуальность ощущается и в наши дни.

Всегда, во все времена возникали конфликты между людьми на религиозной почве причины, которых всегда оставались загадкой для историков! На протяжении многих веков учёные изучали данный вопрос.

И пришли к общему выводу, что все эти столкновения возникали
оттого, что люди неуважительно относились к другим верам и их особенностям. Мы решили разобрать все эти столкновения подробнее и показать, чем они отличаются и чем они похожи и тем самым показать их закономерность возникновения.

Мы разработаем схему, позволяющую рассмотреть их причины, и итоги и попытаться донести до слушателя всю информацию, тем самым призывая его не совершать тех оплошностей, которые когда-то совершали люди! Надеюсь, вам будет интересно!

Актуальность моей работы определяется в разработке различных точек зрения на происходящие события в Европе в прошлом с тем, чтобы события сегодняшние и бедующие можно было легче анализировать.

Социальная значимость данной работы определяется возможностью донести до современной публики значимость и важность общедемократических принципов веротерпимости и общения между представителями разных культур и религий на взаимоуважающей основе

Личная значимость заключается, во-первых, в попытке определить для себя степень важности и принципиальности религиозных вопросов.

Во-вторых, в попытке разобраться в отличии христианских и других церквей.

Проект реализуется в предметных рамках истории и МХК.

Проект может быть квалифицирован как проблемно-реферативный, индивидуальный и долгосрочный.

Объектом исследования является история возникновения религиозных войн Европы; религиозные требования и точки зрения деятелей реформации

Предметом исследования является причина споров католических и протестантских деятелей; особенности и результаты войн; первые шаги по достижению религиозной толерантности; возможные причины возникновения религиозных столкновений в будущем.

Гипотеза исследования: предположим, что, изучив религиозные войны Европы, мы можем анализировать механизм обострения религиозных конфликтов с целью их недопущения.

На основании вышесказанного мы ставим следующие цели:

  1. раскрыть механизм религиозных войн, их причины, особенности и итоги

  2. проследить историю зарождения принципов Европейской веротерпимости

Для реализации поставленных целей, мы ставим следующие задачи:

1) изучение религиозных войн в Европе

2) изучить влияние военных успехов в церковных конфессиях на судьбы верующих в странах Европы

3) определить, возможны ли религиозные войны сейчас

4) сравнить степень влияния религии на жителей Европы прошлого и в наше время

5) разработать справочный материал по этой теме.

Практическая значимость работы определяется возможностью проведения уроков по истории и классных часов.

ГЛАВА 1. Религиозные войны Европы XVI – XVII в.в.

    1. Причины религиозных

конфликтов

Религиозные войны являются лишь составляющей конфликта, потрясшего Европу XVIв. Реформация развела Север и Юг континента по разные стороны баррикад. Борьба двух доктрин, двух традиций, двух способов восприятия жизни и смерти, которая ведётся пером и словом, мешает осуществлению мечты о единстве лютеран и кальвинистов, католиков и гугенотов, а в конце религиозных войн – реализации проекта Жана де Серра «Гармония» о примирении всех христианских церквей. За спинами идеологов и министров место церкви занимают партии со своими политическими и военными структурами, сомнительными союзами, революционными программами, поэтами и памфлетистами. В этой неразберихе церковная власть то делает свой выбор, то, отказывается от него и, наконец, останавливается на фигуре Генриха IV, который, объединив политиков, на какое-то время остановил борьбу за власть. Внутри партий влияния сотрудников отдельных кланов смешиваются со спецификой отдельных городов или провинций, с неудовлетворенными индивидуальными или групповыми амбициями, и все они непрерывно подпитываются экономическим и социальным кризисом конца века. Этот кризис имеет множество аспектов: хаос в денежном обращении, рост цен, налоговая политика, спекуляции. Наряду с войной и связанными с нею опустошениями, кризис усиливает социальные потрясения. И, наконец, каждую из этих партий поддерживают иностранные державы, поставляющие людей и деньги и стимулирующие тем самым продолжение войны.

Довольно трудно определиться с периодизацией данной темы: религиозные войны в Европе. Если учитывать все европейские противоборства на религиозной почве, то сюда можно отнести целый ряд межконфессионных столкновений, начиная чуть ли не с раскола христианства в XI веке. Здесь можно с определённой условностью упомянуть о крестовых походах в Палестину (с творимыми рыцарями бесчинствами по дороге, на территориях, заселёнными восточными христианами), о военном вторжении католических рыцарей в пределы славянских княжеств в XIII веке, о походах войнов-католиков на юг Франции против еретиков альбигойцев, происходивших примерно в тоже время. При желании межрелигиозные конфликты можно разглядеть и в войнах между мусульманами, вторгшимися на территорию Европы и христианскими защитниками, будь то воины Испании, Франции, Австрии или представители восточной Европы. Явно не последнее место занимали вопросы религиозного характера в военных событиях в Германии и Чехии. Но, определённо, сам термин «религиозные войны» теснее всего связан именно с историей Франции, и именно XVI-XVII веков, поэтому обратим наш основной взгляд, который предназначался для анализа прошлого, конкретно на это не последнее европейское государство.

Эпоха религиозных войн во Франции началась в 1559г. со смертью короля Генриха II и закончилась подписанием Нантского эдикта в 1598г. То было время сложное и бурное, насыщенное событиями, плодотворное с точки зрения идей, искусства и литературы. В последнее время во всём мире к этому периоду возник живейший интерес. Анализ этих событий, несомненно, поможет понять некоторые важные аспекты жизни современной Европы.

Если посмотреть на историю религиозных конфликтов не ограничиваясь XVI-XVII веками, можно выявить одну простую и общую причину разногласий: факт наличия религиозной общины-соперника и нежелание его усиления. Для надёжности «конкурирующую организацию» лучше было объявить ересью, то есть неправильным учением. Здесь, правда, речь идёт только о религиозном конфликте внутри одной общей религии. В христианстве, как и в других религиях, по мере охвата влиянием различных групп населения, возникли новые течения. Разделяемое и поддерживаемое властью течение провозглашалось правоверием, остальные объявлялись отступничеством, ересью. Их сторонники подвергались преследованиям, как со стороны церкви, так и со стороны властей. Ереси нередко представляли собой выступления политического протеста в религиозной оболочке. Переплетение борьбы религиозных течений между собой с политической борьбой – характерное явление для различных исторических эпох. Результатом такой борьбы явилось разделение христианства на православие, католичество и протестантизм.

Датой разделения христианства на православие и католичество считается 1054 год, когда папа римский Лев IX и патриарх константинопольский Михаил Керулларий предали друг друга анафеме (церковному проклятию). А подготовлено это историческое событие долгой политической и теологической борьбой. Важную роль в данном процессе сыграло перенесение Константином Великим столицы Римской империи в Константинополь, вызванное политическими соображениями. Последующее разделение империи на Западную и Восточную привело к образованию двух крупных центров христианства в Риме и Константинополе. Уже в период распада империи и церкви наблюдалось весьма холодное отношение к чужим делам у представителей римской курии. Но, даже если в отношениях между будущими православной и католической церквями и были конфликтные ситуации, они всё равно не «дотягивают» до полноправного определения религиозных войн. Другое дело – новый конфликт, вспыхнувший в христианстве в XVI веке. Наглядной иллюстрацией положения о том, что внутрирелигиозные противоречия и конфликты могут вести к серьезным политическим последствиям может служить история возникновения протестантизма – третьего крупного направления (конфессии) в христианстве. А связана она с именем молодого теолога Мартина Лютера, который в 1517 году выдвинул свои 95 Тезисов, в которых выступил против засилья верхушки католической церкви против непогрешимости решений соборов, против продажи индульгенций и т.д. Когда папа издал буллу, отлучающую его от церкви, Лютер публично её сжег и стал ещё активнее разрабатывать антицерковные учения. От казни его спасла лишь поддержка светских властителей. Мартину М.Лютеру принадлежит доктрина всеобщего священства, идея отмены церковного культа и т.д. Именно Лютер положил начало Реформации и возникновению протестантизма, в фундамент которого легли многие его идеи и предложения.

Католическая церковь ответила контрреформацией. Началось истребление протестантов. С этим связаны события известной Варфоломеевской ночи. Тогда за несколько дней во Франции было убито тридцать тысяч протестантов. Разгоревшиеся религиозные войны охватили Францию, Германию, Испанию, Польшу, Чехию. В результате этих войн на юге Франции даже образовалась протестантская конфедерация.

По вопросу необходимости борьбы с еретиками обе конфессии едины. Папа V Пий пишет в 1569г. королеве-матери:

Никоим образом и ни под каким предлогом нельзя щадить врагов Бога: следует применять твёрдость против тех, кто не желает слышать о бережном отношении к Богу и к твоим сыновьям… вплоть до того, что все эти люди должны быть умерщвлены… Лишь уничтожив еретиков король сможет вернуть своему благородному королевству прежнее почтение к католической религии.

Эта сомнительная миссия, которую возлагает на себя в первую очередь папский престол, а затем и деятели Реформации, объясняется глубинными причинами, характерными для XVIв., когда люду заботились о почтении к богу и о спасении душ. Мигель Сервет был сожжен в Женеве 27 октября1559г. В своей брошюре « о том, что гражданским властям подобает карать еретиков» Беза признает правомерность принуждения по отношению к еретиком и право карать их смертью. Свобода совести, которую требуют деятели Реформации- это лишь первый шаг, который должен позволить верующим с восстановленной истиной. Один лишь Себастиан Кастеллион, отзываясь на призывы великого Эразма, в 1554г. в своём «Трактате о еретиках, сиречь должно ли их преследовать и как должно с ними поступать, по совету, мнению и суждению многочисленных авторитетов, как древних, так и новых» развивает, в противовес, как кальвинизму, так и католицизму идею о религиозной терпимости. Это желание умерить пыл в борьбе мнений, проявляемый с обеих сторон. Многие авторы используют классический полемический прием – иллюстрация своих идей примерами из истрории. Лютер использовал его мало, в большей степени им пользовался Мелахтон, Цвингли исследует отцов церкви и Библию одновременно. Стремясь продемонстрировать своё пристальное внимание к учению и принципам изначального христианства. Кальвин без устали пополняет «Наставление в христианской вере» всё новыми цитатами.

До 1589г. Почти все историки- протестанты или политики. Это Жан де Серр, д’Обинье и де Ту, которых часто цитировали в XIX в. С другой стороны можно найти только «посредственных летописцев». Необходимость в полемике стимулирует исследование. В1556г. Боден задается вопросом о методологии изучения истории. «История Франции с 1550г. и до наших дней», написанная Ла Пополиньером, осуждена синодом в Ла-Рошели подобно тому, как исторических труд де Ту осужден в Риме. В борьбе мнений используются различные литературные жанры. Здесь и страстные памфлеты, например, «Тигр» Отмана, направленный против кардинала Лотарингского, «Осуждение парижского идола», «Послание Люцифера Антихристу»; и памфлеты- жалобы на беды церкви, таково «Послание Иисуса Христа всем верующим христианам»; и, наконец, некоторые памфлеты- теологические трактаты. Помимо памфлетов Кальвина, Беза, Дюплесси- Морне, можно упомянуть «Апогетическую жалобу французских церквей» Жана Гаагского. Беллармино требует от католических теологов «знания не только различных наук и языков, но и всей античности и всей истории всех времен».

Из-за своей популярности театр также стал ареной политической и религиозной борьбы. В театре становится множество злободневных пьес. Отметим относящуюся к 1559г. «Общественную беседу о мире, справедливости, милосердии и истины Жана де ла Мезоннева; пьесу 1564г. «Трагедию покойного Гаспара де Колиньи» Франсуа де Шантлува, где адмирал представлен как предатель бога и союзник ада. В 1579г. появляется «Трагедия о поражении и смелости Воробья и Пикорея», написанная Габриелем Буненом; в 1589г. - «Гизиада» Пьера Матье, посвященная герцогу Майеннскому, где упоминается убийство в Блуа; пьеса 1592г. «Сторонник Гиза» Симона Белиара содержит намеки на события, связанные с Лигой.

Вызывают ожесточенные столкновения и некоторые книги. В 1600г. на диспуте в Фонтенбло в присутствии Генриха IX и назначенных им судей друг против друга выступают Дюплесси- Морне и кардинал Перонский. Речь идёт об осужденном Сорбонной состоящем из четырёх книг «Трактате по поводу введения евхаристии», написанном протестантским автором и опубликованном в 1598г. Папа Климент VIII написал Генриху IV письмо, в котором жаловался, что один из членов Государственного совета назвал его, папу, антихристом. В этом письме папа давал королю понять, что добрый католик такого не потерпел. Король нуждался в понтифике, чтобы получить разрешение не расторжение брака, к тому же его оскорбила твердость, с которой «гугенотский папа» Дюплеси- Морне, муж Шарлоты Арбалест, противился публикации решений Тридентского собора , и поэтому организует диспут в Фонтенбло. В этом диспуте, к радости католиков, побеждает кардинал Перонский. Известны и другие состязания подобного рода, в частности, дебаты между пастором Шамье и П. Котонном. Пастор атаковал своего оппонента по поводу « Трактата о жертвы святой мессы». Дебаты проходили в Ниме в 1600г. Свою роль играет и искусство: как хорошо показал Фр.-Ж. Паризе в своем исследовании труда Ж. Эрмана, посвященного Антуану Карону, гуманисты и деятели искусств приучили умы к ужасам гражданской войны, повлияв, таким образом на политическую жизнь. Однако самым важным является законодательство. По поводу эдикта, подписанного в Немуре в 1585г., Д’Обинье сообщает: « этот эдикт заставил пойти на мессу втрое больше сторонников Реформации, чем это сделала Варфоломеевская ночь». От поведения власти зависела судьба Реформации, количество её приверженцев. Чтобы принять отречение, многие прелаты приказывают создать специальные формуляры, например, формуляр из Бордо, представляющий собой полное изложение католической веры, содержащие 63 статьи, о котором вспоминает Д’Обинье в своей «Всемирной истории». Пасторы успокаивают верующих. Шандье написал «Ответ на символ веры, опубликованный на средства города Бордо, против приверженцев реформированной церкви, чтобы заставить их отречься от собственной религии». Этот труд, который автор посвятил « француза, желающим славы божьей и собственного спасения», оказал большое влияние на протестантские общины. Он представляет собой ответ на большую книгу «Защита истины католической церкви от ошибок Кальвина», написанную Жильбером де Куафье, господином из Эфиата. Шандье пользуется случаем, чтобы привести на французский тезисы Бернского синода 1558г. по поводу проблем с оправдание Обери.

    1. Общая характеристика войн

Три первых религиозных войны, произошедших до Варфоломеевской ночи – самого трагичного, но вполне закономерного события той эпохи, - были однотипны: люди брались за оружие, проходили отдельные военные операции, затем наступало хрупкое перемирие, в ходе которого каждая сторона готовилась к реваншу. Первая война противопоставила друг другу две столицы: католический Париж, верный Гизам, и Орлеан, Центр Реформации, где обитали Кондре и Колиньи. Д’Обинье описывал моральные мученья адмирала в тот момент, когда он должен был взяться за оружие. Сражения, происходившие в основном вдоль главной водной артерии Франции – Луары, были отмечены успехами католиков и гибелью вождей обеих сторон : Антуан Бурбон, сначала благосклонно относившийся к Реформации, а затем вернувшийся в ортодоксальное количество, Сент-Андре, убитый под Дре, Кондре, попавший в плен подобно Монморанси, Франсуа Гиз, смертельно раненный 18 февраля 1563г. на подступах к Орлеану неким Польто де Мере. Для Екатерины было расчищено поле деятельности.19 марта Амбуазкий эдикт примирения признает за всеми гражданами государства свободу совести, но не ограничивает свободу культа для некоторых лиц в некоторых местах; исключение сделано для Парижа, где разрешен только католический культ. Таким образом, свободу культа получают дворяне, прежде всего чиновники высокого ранга, в то время, как народу, живущему в городах и деревнях она доступна лишь в одном городе бальяж; при этом храмы дозволено открывать только в предместьях. Конде, находящийся в плену, должен согласиться с подобными ограничениями, меняющие облик протестантизма. Возникает опасность узурпации аристократами права на свободу совести уменьшения притока новых сил из народных масс.

В связи с событиями в Нидерландах герцог
Альба установил царство террора, усиливается католическая реакция, возникают провинциальные лиги. Расклад сил, похоже, сулит успех католикам. Появляется близкий сердцу Екатерины вождь, страстно желающий сыграть свою роль – герцог Анжуйский, брат Карла IX. Двумя эдиктами, опубликованными 28 сентября и 22 декабря 1568г., король представляет подданным свободу совести, но запрещает отправление каких либо других религиозных культов, кроме католического и галликанского, и приказывает руководителем реформистских покинуть страну в двухнедельный срок, отстраняет от государственных должностей сторонников новой веры, пообещав, однако, возместить им убытки, и обязывает членов парламента и сотрудников университетов принести присягу не верность католицизму. Попытка неожиданно обманом захватить Конде и Колиньи терпит неудачу. Протестантские вожди укрываются в Ла-Рошели, бастионе протестантизма на западе Франции, поддерживающей связи с Англией. После смерти Конде в Жарнаке (13 марта 1569г.) Жана д’Альбре, вдова Антуана Наваррского, представляет войскам своего сына Генриха и молодого принца Конде, которых признают вождями армии и партии. При Монконтуре герцог Анжуйский вновь одерживает победу, но Колиньи перегруппировывает свою армию на юге и возвращаются на берега Луары. Уставшая от Гизов, Екатерина вновь начинает переговоры. 8 августа 1570г. Мирный договор, подписанный в Сент- Жермене, подобно Амбуазскому эдикту, обеспечивает протестантам свободу совести и ограниченную свободу отправленья культа, но текст этого договора вводится важное новшество : протестантам в обеспечение этих условий предоставляются четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Ла-Шарите, и Коньяк. Срок действия договора два года, но сам принцип его опасен. Для Екатерины наступил ас примирения. Мир с Испанией оказался под вопросом. Король признает « Своими добрыми родственниками и друзьями» принца Оранского и его брата Людвика Нассауского, которые ведут борьбу в Нидерландах против Филиппа II и которые поддерживали войска на своих единоверцев во Франции. Намечается брак между Елизаветой Английской и герцогом Анжуйским. Вернувшись в Совет, Колиньи получает 150000 ливром вознаграждения и доход в 20000 ливров от аббатства. В этот момент, перед лицом союза, заключённого между Венецией, Испанией и Римом и направленного против Турции, которая приведёт к победе при Лепанто, вырисовывается новая французская внешняя политика. Она ориентирована на ликвидацию проблемы Нидерландов, являющихся «естественной частью Франции».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Реферативная работа на тему

    Реферат
    Настоящие Правила определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее именуется - договор обязательного страхования).
  2. Реферативные работы по различным областям знаний

    Реферат
    В последние годы процесс пересмотра ус­тоявшихся в отечественной исторической науке концепций затронул многие, ставшие, казалось бы, хрестоматийными события нашей истории.
  3. Реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы (1)

    Реферат
    Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т.
  4. Реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы (2)

    Реферат
    Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т.
  5. Рекомендации по подготовке реферативной работы

    Реферат
    Реферат — это одна из первых ступеней в научно-исследовательской деятельности. Реферат пишется на основе учебников, учебно-методических пособий, монографий, научных статей и не предполагает проработку источников.

Другие похожие документы..