Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целью изучения дисциплины «Международные стандарты учета и финансовой отчетности» является комплексное изучение системы международных стандартов бухг...полностью>>
'Документ'
Система arMax-Cafe предназначена для автоматизации розничной торговли и оперативного учета в ресторанах, кафе, барах – автоматизация работы залов рес...полностью>>
'Рабочая программа'
Состояние рабочих программ, исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г.№06-1844 Письмо Департ...полностью>>
'Документ'
Как известно из истории бега на выносливость, встречаются спортсмены мирового класса (П.Нурми, Э. Затопек, М. Гаммуди, К.О Брайен, Р. Кларк, Ф. Бейи,...полностью>>

Методика проведения классного часа классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися

Главная > Классный час
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С, Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наука. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет», "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т.д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.

Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?», "Кем быть?", «Каким быть?", "О мужественности и женственности» и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует, определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое пред­полагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

  2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

  3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

  1. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

  2. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

  3. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8.общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы алгоритма:

  1. Определение темы, целей и задач.

  2. Выбор формы проведения и названия.

  3. Предварительная подготовка:

- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д.по теме;

- составить план проведения;

- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;

- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

4. Проведение самого мероприятия.

5. Педагогический анализ совершается на двух уровнях:

- обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;

- собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.

В структурном отношении классный час состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Выделяются следующие формы классного часа:

- классное собрание;

- беседа (этическая, нравственная);

- диспуты;

- встречи с интересными людьми;

- викторины по различным областям знаний;

- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

- КВНы;

- интерактивные игры;

- игры-путешествия;

- театральные премьеры;

- тренинги;

- читательские конференции и т.д1.

Советы по организации классного часа:

  1. Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.

  2. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

  3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.

  4. Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.

  5. Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.

  6. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.

КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ

Такая форма классного часа как классное собрание проводится примерно раз в месяц. Для этой формы характерна совместная дея­тельность учеников и классного руководителя. На классных собраниях школьники учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоя­тельности и ответственности.

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопро­сов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятель­ности класса. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает старосту, представителей в органы ученического кол­лектива;

- слушает доклады учеников о выполнении поручений и т. д.

Экстренные (внеочередные) собрания проводятся, если необхо­димо обсудить и решить немедленно какие-либо вопросы. На таких собраниях распределяются участки работы, назначаются сроки вы­полнения и ответственные. В исключительных случаях такое соб­рание может быть проведено по просьбе классного руководителя, учителей или руководства школы. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Планирование классных собраний проводится самими учащимися под руководством классного руководителя.

Классный руководитель на собрании выступает в двух качествах:

- как представитель общеобразовательного учреждения, наделен­ный определенными официальными полномочиями;

- как член классного коллектива, где он связан со своими учени­ками дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Личное участие классного руководителя в собрании, как прави­ло, обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несет персональную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить ребят демократичес­кому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоот­ношений классного руководителя с учениками в этом процессе претер­певает изменения от года в год, по мере накопления опыта.

Педагогическое руководство процессом проведения классных соб­раний будет протекать успешно, если классный руководитель проду­мает их перспективу на несколько лет вперед. К 8-9-му классу ребята должны научиться самостоятельно организовывать и вести собрания при консультативной помощи учителя.

В 5-м классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер- Оно должно занимать 15-25 минут.

По мере налаживания деятельности собраний классный руководи­тель привлекает к их ведению старосту класса. Классный руководитель обучает его формулировке вопросов повестки дня, составлению пред­полагаемого решения и ответственности за его выполнение.

Одна из основных задач классного руководителя - постепенное вовлечение в проведение собраний все большего числа учеников клас­са- С этой целью отдельным учащимся даются поручения, например, подготовить доклады на заданную тему.

В 6-м классе сфера деятельности собраний значительно расширя­ется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных меро­приятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Если в классе есть пассивные ученики, то от классного руководи­теля потребуется кропотливая индивидуальная работа с ними: следует помочь школьникам, которые стесняются публично выступать, поощ­рять активность таких учащихся на собрании.

Как правило, к 7-му классу складываются традиции и правила про­ведения классных часов. Для детей этого возраста характерны возрос­шее стремление к самостоятельности, независимости и самоутвержде­нию, поэтому у классного руководителя появляется возможность для Предоставления учащимся максимального проявления активности. Роль классного руководителя начинает носить все больше консультативный характер.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подго­товке и проведению классных собраний в 5-7-х классах, полностью оправдываются в старших классах.

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СИТУАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Для технологии и методики индивидуального воспитания ис­пользуется такая форма, как ситуационный классный час. (Ав­тор методики — ученый-педагог Н.П. Капустин.) Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, яв­лений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное по­ведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собствен­ном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования те­матических классных часов.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение уча-щихся в круге. Ин-формация (3 мин.]

Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год)

Изложение «Я-поэиции». Причина «Я-поэиции» (7 мин.)

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: 1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему? 2. Что каждому из вас мешает лучше учиться? 3. Что может помочь вам в учебе?

«Я-позиция» и об-щественно значи-мая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе уча-щиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов)(7 мин.)

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы: 1. В жизни существуют две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее. 2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться, 3, Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

Дискуссия (10 мин.)

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы

Рефлексия (5 мин.) Учащиеся по кругу Отвечают на 1-й воп­рос, а на 2-й. 3-й — желающие

1. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?

2. Что понравилось, почему?

3. Что не понравилось, почему?

Свободной выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин.)

Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Черев месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен

Мотивация — по-буждение ученика к позитивному пове-дению

Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слове слово что-то исправить а своем поведении

Мониторинг — от-слеживание изме-нений в поведении детей

Наблюдение

Технология ситуационного классного часа включает следую­щие компоненты:

1. Тема. 2. Цель (+предварительный сбор эмпирического мате­риала). 3. Информация (по материалам предварительной подго­товки). 4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу). 5. «Я-позиция» и общественно значимая норма. 6. Дискуссия. 7. Реф­лексия (ответы на вопрос: что изменилось?). 8. Свободный выбор. 9. Мотивация. 10. Реальный результат. Последние два компонен­та находятся за пределами ситуационного классного часа.

Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: со­общают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о ти­пичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика ин­дивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот глав­ный педагогический недостаток.

Цель классного часа (сообщается учащимся) — провести само­анализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе, и определить пути их преодо­ления.

Педагогическая цель (учащимся не сообщается) — закрепить в Сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негатив­ное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

НРАВСТВЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Ведь классный час, посвященный нравственным проблемам, должен готовить учащихся к взрослой жизни. Формируе­мые нравственные ценности станут опорой и основой взрослого нравс­твенного поведения воспитанников.

Цели нравственного классного часа:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравс­твенных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,

4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощен­ным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравствен­ных классных часов, классный руководитель может провести предва­рительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций.

Например, можно предложить учащимся поразмышлять над следу­ющими нравственными понятиями (дать им толкование): свобода, доб­ро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и т. д.

Способность учащихся дать объяснение таким понятиям опреде­ляет выбор классного руководителя будущей тематики нравственных классных часов.

Подготовка нравственного классного часа должна сопровождаться серьезной предварительной работой, а именно:

I. Определение темы

Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записан­ных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те ребята, которые это смогут сделать, должны стать помощниками в подготовке таких классных часов.

П. Подбор материала

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни стра­ны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, худо­жественной литературы.

Бывает и такое, что нравственный классный час проводится неза­планированно, так как связан со сложившейся ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного сущес­твования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час нельзя проводить часто. В этом случае нравственные классные часы перестают быть для ребят интересными и значимыми. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть: главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, вызывал у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.

Примерная тематика нравственных классных часов

5-й класс

1. Игра «Кто я? Какой я?»

2. Путешествие в детство родителей «Дверь в детство».

3. Экскурсия «Я через 5 лет».

4. Праздничное представление «Архив 5-го А».

6-й класс

1. Час общения «Мои интересы, мои увлечения».

2. Интерактивная игра «Я-дома, я-в школе, я-среди друзей».

3. Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат».

4. Беседа «Иметь свое мнение - это важно?»

7-й класс

1. Диспут «Мои "хочу" и мои "могу"».

2. Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и...»

3. Беседа «Вверх по лестнице жизни».

8-й класс

1. Аукцион мнений «Умею ли я любить?»

2. Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко».

3. Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

4. Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

9-й класс

1. Диспут «О дружбе и друзьях».

2. Беседа «О товариществе и дружбе».

3. Праздник «Всему начало любовь...»

4. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы».

5. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни».

Детство моих родителей».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей

    Методические рекомендации
    Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.
  2. Основные компоненты классного часа

    Классный час
    Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование и становлением уникального образа его жизнедеятельности.
  3. Анализ воспитательной работы за 2009-2010 уч год

    Анализ
    В течение года осуществлялся контроль за воспитательной работой, анализировались проводимые мероприятия, оказывалась методическая помощь классным руководителям в подготовке воспитательных мероприятий, а также изучалась документация
  4. Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день (прилагаются); Заместитель Министра Т. Н. Ковалева

    Методические рекомендации
    Управления образования облисполкомов Комитет по образованию Мингорисполкома Учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего специального, профессионально-технического и общего среднего образования Республиканские подведомственные учреждения
  5. План учебно воспитательной работы моу светлоозерская

    Документ
    Наша школа получила свое название от прекрасного сельского озера «Светлое». Школа в селе была открыта в конце 19 века (1890). Под школу было выделено одноэтажное, каменное, крытое железом здание при церкви.

Другие похожие документы..