Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У вас в семье подрастает ребенок. Какая это радость! Мы помним то прекрасное время, когда наши мамы и бабушки рассказывали  нам сказки на ночь, пели ...полностью>>
'Программа'
Тепловые явления (25 часов):цель: а) научить наблюдать явления диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяс...полностью>>
'Документ'
Между однотипными информационными объектами (например, числами или строками) возможны различные операции отношения. Некоторые из этих отношений могут ...полностью>>
'Документ'
Кафедра конституційного, адміністративного та фінансового права створена у 2003 році. З 2003 по 2009 р. кафедру очолював професор, д.ю.н., Заслужений...полностью>>

Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 030501. 65 юриспруденция подготовки специалиста Автор Горбатов В. В

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического

развития и торговли Российской

Федерации

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Философии

Программа дисциплины

Концепции современного естествознания

для направления 030501.65 - юриспруденция

подготовки специалиста

Автор Горбатов В.В.

Рекомендовано секции УМС

_______«философия»_______

Председатель

________ Драгалина-Чёрная Е.Г.

« » 200… г

Утверждено УС факультета

Ученый секретарь

______________

« » 200… г

Одобрено на заседании кафедры

онтологии, логики и теории познания

зав. кафедрой Порус В.Н.

« » 200… г

Москва, 2009

Пояснительная записка

«Концепции современного обществознания» – общеобразовательная дисциплина, предназначенная для подготовки специалистов. Она призвана содействовать получению широкого базового высшего образования, способствовать дальнейшему развитию личности, представить студентам панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания, продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира.

Целью курса является развернутое знакомство студентов направления «юриспруденция» с естественными науками, которые в наше время определяют картину мира технологической цивилизации. Поскольку научное мировоззрение отнюдь не сводится к механической сумме знаний из различных отраслей науки, курс КСЕ должен преследовать не столько информационные, сколько просветительские цели. К главным его задачам можно отнести следующие:

  • Создание у студентов целостного и динамического образа современного естествознания

  • Обсуждение противоположностей и, вместе с тем, преемственности между классической, неклассической и постнеклассической формами науки

  • Ознакомление их с наиболее острыми, проблемными аспектами современной научной картины миры

  • Помощь в самостоятельном осмыслении грандиозного исторического успеха естествознания наряду с его (в определенном смысле) ограниченностью и незавершенностью

В курсе лекций анализируется специфика естественнонаучного знания, его роль в развитии культуры, эволюция взглядов на происхождение и устройство Вселенной, на место человека в ней. Предметом подробного рассмотрения выступают наиболее важные теории и идеи, выработанные современным («классическим» и «неклассическим») естествознанием. Отдельное внимание уделяется концепциям и идеям, составляющим мировоззренческую базу современных правовых учений (таким как теория информации, теория сознания, трансгуманизм, этология, биоэтика и пр.).

Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного модуля (16 часов лекций и 8 часов семинарских занятий).

Тематический план учебной дисциплины

Название

Темы

Всего

Часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1.

Наука в контексте культуры

5

2

1

2

2.

Этапы развития естествознания

14

4

2

8

3.

Современная физическая картина мира

10

3

1

6

4.

Современная астрономическая картина мира

7

2

1

4

5.

Современная биологическая картина мира

11

3

2

6

6.

Контуры постнеклассической науки

7

2

1

4

Итого:

54

16

8

30

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Посещение лекций и семинаров (не менее 70 %) (10 % оценки)

  • Блиц-тесты (10 % оценки)

  • Активность на семинарских занятиях (доклады, обсуждения) (20 % оценки)

  • Эссе 15.000-20.000 печ. знаков (20 % оценки)

  • Устный зачет (40 % оценки)

Базовый учебник:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2009.

Презентации лекций в Интернете:

Тема 1. Наука в контексте культуры /Gorbatov/01-presentation-634915

Тема 2. Этапы развития естествознания /Gorbatov/02-presentation

Тема 3. Современная физическая картина мира /Gorbatov/03-presentation-634926

Тема 4. Современная астрономическая картина мира /Gorbatov/04-presentation-634929

Тема 5. Современная биологическая картина мира /Gorbatov/05-presentation-634931

Тема 6. Контуры постнеклассической науки (презентация в разработке)

Содержание программы

Тема I. Наука в контексте культуры

Общая характеристика науки. Наука в системе культуры. Зачем гуманитариям изучать естествознание. Роль естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности современного юриста.

Спор двух культур (Ч. Сноу). Объективность и субъективность. Необходимость преодоления разрыва между «науками о природе» и «науками о духе». Культура и наука. Материальное и духовное. Специфика научного познания. Объяснение и понимание. Каузальное и телеологическое объяснение. Телеономия.

Структура естественнонаучного знания. Метод. Дедукция и индукция. Эмпирический и теоретический уровни методологии. Эмпирические методы. Наблюдение. Описание. Измерение. Эксперимент. Теоретические методы. Абстрагирование. Моделирование. Образование понятий, гипотез. Научная теория.

Позитивизм и антипозитивизм. Обратная зависимость эмпирического уровня от теоретического. Научная картина мира. Смена картин мира. Эволюция и революции.

Литература

Основная

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 13-32.

Дополнительная

  1. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. С. 9-29.

  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных

  3. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.326-332.

  4. Карнап Р. Философские основания физики. М., 2006.

  5. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004. С. 12-26.

  6. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  7. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  8. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С.10-32.

  9. Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973, с.11-48.

  10. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 2001, с.7-39, 42-45, 48-52.

  11. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1996.

  12. Шредингер Э. Мой взгляд на мир. М., 2005.

Тема II. Этапы развития естествознания

Протонаука древности (Египет, Вавилон). Связь с практикой. Рецептурный характер, кастовость и эзотеризм.

Античный космос и античная модель рациональности. Целостность. Совершенство. Благо. Недопущение пустоты и бесконечности. Познание как умозрение. Иерархическая структура космоса, связь всего со всем. Основные научные программы античности: пифагорейско-платонический эссенциализм, аристотелевский телеологизм, демокритовский атомизм. Их рецепция в последующие периоды развития естествознания.

Особенности средневековой культуры. Личный Бог, чудеса и реабилитация возможного. Схоластический метод познания. Вера и разум. Пересмотр понятий материи, движения, бесконечности, пространства.

Мировоззренческая революция Возрождения. Органистическая и пантеистическая натурфилософия. Вера и разум: новые решения. Субъект-объектная модель и проблема метода. «От замкнутого мира к бесконечной вселенной». Гелиоцентрическая система Н. Коперника.

Математизация космоса и становление классической механики. Принцип относительности и инерциальные системы отсчета. Три закона движения Ньютона. Понятие силы и импульса. Идея абсолютного пространства и времени. Объединение теории и практики, науки и техники. Вытеснение чудесного как невоспроизводимого и неконтролируемого. Эксперимент. Технологическая база новой науки: возникновение и развитие научных инструментов.

Становление классического естествознания. Расширение технологической базы естественных наук. Промышленный переворот. Физика тепловых и молекулярных явлений. Стохастические законы. Классическая термодинамика. Понятие энтропии. Обратимые и необратимые процессы. Изучение магнитных и электрических явлений. Ампер. Фарадей. Понятие поля. Поле и действие заряда в поле. Отрицательные и положительные заряды. Характеристики поля. Электромагнитная индукция. Дискретный характер механики и континуализм полевой концепции. Оптика. Корпускулярная и волновая модели. Принцип Гюйгенса-Френеля. Первое измерение скорости света. Интерференция, дифракция, поляризация. Опыты Юнга. Волновое поведение света. Фуко и Физо: измерение скорости света в воде и воздухе. Проблема взаимодействия движущегося источника света с эфиром.

Открытия конца ХIХ в. Рентгеновские лучи. Электрон. Радиоактивность. Фотоэффект. Проблема объединения великих теорий и кризис в физике. Атом и химические элементы. Элементарные частицы. Кванты. Ультрафиолетовая катастрофа. Поле и вызов механике. Энергия и масса. Конец материи. Неэвклидовы геометрии. Кризис оснований математики.

Литература

Основная

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 34–297.

Дополнительная

  1. Азимов А. Популярная физика. М., 2006. С. 9-19.

  2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988. С. 24-66, 111–163.

  3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. С. 30-218.

  4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. С. 16-427.

  5. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики. М., 2007. С. 7-83.

  6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004.

  7. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 2007. С. 28-147, 148-203.

  8. Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2004. С. 147-168.

  9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 79-103, 300-306.

  10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М. , 1997. С 55-75.

  11. Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003. С. 30-55.

  12. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – Эйнштейн А. Собр. Научных трудов. Т. 4. С. 401-452.

Тема III. Современная физическая картина мира

Механистическая картина мира и принцип относительности. Преобразования Галилея. Понятия пространства и времени в классической механике. Электромагнитные явления и нарушения принципа относительности. Эксперимент Майкельсона.

Основные постулаты СТО. Относительность одновременности. Относительность размеров тел. Релятивистская формула сложения скоростей. Связь массы и энергии. Математический аппарат СТО. Пространство-время Минковского. Геометрическая форма выражения постоянства скорости света. Парадокс близнецов.

Общая теория относительности. Противоречия между новой теорией и ньютоновской теорией гравитации. Интерпретация гравитации как искривления пространства. Отклонение светового луча. Неинерциальные системы отсчета. Ускорение. Эквивалентность инертной и гравитационной масс. Экспериментальная проверка теории относительности.

Микрообъекты. «Частицы» и «поля» классической теории. Нестабильность классического атома. Исследование радиоактивного излучения. Элементарные частицы. Первая модель атома Резерфорда. Возрождение корпускулярной теории. Гипотеза Планка. Кванты света. Фотоэффект и квант энергии. Луи де Бройль: волновое поведение частиц. Модификация планетарной модели атома Н.Бором. Матричная механика (Гейзенберг) и волновая механика (Шредингер). Эксперимент с двумя щелями. Корпускулярно-волновая природа микрообъектов. Принцип неопределенности. Статистические законы против детерминизма. Волновая функция. Квантово-механическая модель атома.

Проблема интерпретации квантовой механики. Принцип дополнительности. Отличия квантовой механики от классической механики. Квантовая механика и философия. Статистическая физика. Изучение необратимых систем. Вероятность и системный подход.

Теории элементарных частиц. Четыре типа взаимодействия в физике. Структурные уровни мира и проблема согласования физических концепций. Релятивистская-квантовая-статистическая физика. Теория суперструн. Перспективы физики.

Химия. Особое место химии в структуре неклассического естествознания. Краткая история химии. Основа химии – атомно-молекулярное учение. Вещество. Химические связи. Химические системы.

Методологические установки неклассической физики. Неклассические способы описания и неклассическая объективность. Проблема обоснования неклассической науки (неопозитивизм-постпозитивизм).

Литература

Основная

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 308-379.

Дополнительная

  1. Азимов А. Популярная физика. М., 2006. С. 511-746.

  2. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М., 1983.

  3. Грин Б. Элегантная Вселенная. М., 2008. Гл. 1-5.

  4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001. С. 21-83, 107-117.

  5. Карнап Р. Философские основания физики. М., 2006. С. 179-297, 361-380.

  6. Пенроуз Р. Новый ум короля. М., 2008. Гл. 5-8.

  7. Печенкин А.А. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). М., 1986.

  8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 2001.

  9. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 38-78, 300-365, 436-454, 542-654.

  10. Рейхенбах Г. Философские проблемы пространства и времени. М., 2003.

  11. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 88-154, 173-186.

  12. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Вып. 1-2. С. 264-312. Вып. 4.

  13. Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003.

  14. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. // Эйнштейн А. Собр. Научных трудов. Т. 4.

Тема IV. Современная астрономическая картина мира

Место астрономии в структуре неклассической физики. Эволюция взглядов на вселенную. Особенности астрономии в XX в.: изменение способов познания. Влияние на астрономию ОТО и квантовой механики. Космические объекты.

Бесконечная Вселенная. Проблема гравитационного сжатия. Статическая Вселенная и гравитация: неустойчивость Вселенной. Открытия Хаббла. Расширяющаяся Вселенная. Расширение Вселенной. Постулаты Фридмана. Модели Фридмана. Какая же модель Фридмана годится для нашей Вселенной? Гравитационные эффекты черных дыр. Большой взрыв. Горячая модель Большого взрыва. Взаимодействия элементарных частиц. Модель Гамова. Вопросы, которые ставит теория Большого взрыва. Проблема единой теории. Инфляционная космология. Эволюция вселенной.

Антропный принцип. Фундаментальные физические константы. Тонкая подстройка Вселенной. Возникновение органического мира, человека и общества. Сильный антропный принцип. Слабый антропный принцип. Методологические установки неклассической астрономии. Проблема внеземных цивилизаций.

Литература

Основная

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 380-457.

Дополнительная

  1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

  2. Грин Б. Элегантная Вселенная. М., 2007.

  3. Лидсей Д.Э. Рождение Вселенной. М., 2005.

  4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001. С. 84-107.

  5. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М., 2001.

  6. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997.

  7. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 2001.

  8. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М., 1995.

  9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М. , 1997. С. 155-172.

  10. Хокинг С. Краткая история времени. М., 2003.

  11. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупке. М., 2009. Гл. 3, 5-7.

Тема V. Современная биологическая картина мира

Понятие живого. Клеточная теория. Молекулярная биология. Особенности живых систем. Организм.

Концепция эволюции в биологии. Ламарк. Катастрофизм и креационизм. Теория Ч. Дарвина. Два типа изменчивости. Принцип естественного отбора. Критика дарвинизма. Биология в XX в. Развитие экспериментальных исследований явлений наследственности. Рождение генетики. Хромосомная теория наследственности.

Синтетическая теория эволюции. Отличия СТЭ от дарвиновской теории. Принцип естественного отбора в СТЭ. Философские проблемы эволюционной теории. Соотношение случайности и необходимости в развитии живого. Направление развития природы. Возникновение жизни. Развитие органического мира. Био- и экосистемы. Биосфера. Экология. Биотехнологии. Социобиология. Астробиология. Методологические установки неклассической биологии. Системный и эволюционный характер современной биологии.

Антропосоциогенез. Естествознание XVII-XIX вв. о происхождении человека. Идея прохождения человечеством определенных стадий развития. Линней. Развитие археологии и палеонтологии в XVIII-XIX вв. Французские просветители и концепция социального прогресса. Дарвин о происхождении человека. Развитие приматологии. Трудовая теория антропогенеза.

Человек как психосоматическое единство. Высшая нервная деятельность. Проблема сознания. Ментальные феномены и нейрофизиологические процессы. Биологический натурализм и проблемы, которые он ставит. (Не-)редуцируемость сознания. Место сознания в мире. Цифровая революция. Кибернетика. Теория информации и когнитивистика. Проблема ИИ.

Человек во Вселенной: ноосфера и биосфера. Экологическое прогнозирование. Технические науки. Философские проблемы технических наук. Биоэтика.

Литература

Основная

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 458-506, 507-578.

Дополнительная

  1. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

  2. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001. С. 118-229, 260-266.

  3. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») СПб., 2001.

  4. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству. М., 1999.

  5. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 187-245.

  7. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.

  8. Суриков К.А., Пугачева Л.Г. Ум, в котором мы живем. М., 2005.

  9. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М., Тимофеев-Ресовский Н.В. Биосферные раздумья. М., 1996.

  10. Хайтун С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции. М., 2005.

  11. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. М., 1990.

  12. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

  13. Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. М., 1999.

Тема VI. Контуры постнеклассической науки.

Особенности постнеклассической науки ХХI века. Междисциплинарные комплексные исследования. Аксиологические факторы в науке. Синтез объясняющей и понимающей моделей.

Ключевые понятия права (личность, информация, ответственность, автор, ценность, связь, система и др.) в свете постнеклассической рациональности.

Теория самоорганизации. Противоречие между термодинамикой и эволюцией. Формирование синергетики. Самоорганизация неорганического мира. Исследования Хакеном механизма работы лазера. Изучение кинетики химических процессов. Брюсселятор. Диссипация энергии. Порядок из хаоса.

Самоорганизующиеся системы в технике, в экономике, в биологии. Гомеостаз. Кибернетика. Принцип отрицательной обратной связи. Принцип положительной обратной связи и возникновение качественно нового. «Стрела времени». Неравновесные процессы. Теория катастроф. Нелинейное моделирование. Глобальный эволюционизм. Будущее науки.

Литература

Основная

  1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2003. С. 538-552.

Дополнительная

  1. Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1990.

  2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

  3. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002.

  4. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М., 2003.

  5. Безручко Б.П. и др. Путь в синергетику. Экскурс в десяти лекциях. М., 2005.

  6. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование и принципы синергетики. М., 2000.

  7. Канке В.А. Концепции современного естествознания, М., 2001, С. 266-273.

  8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2002.

  9. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. Спб., 2007.

  10. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

  11. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 2001.

  12. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997, С. 260-298.

  13. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. СПб., 2001.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.

2. Наука в системе культуры. Классификация наук.

3. Структура естественнонаучного познания.

4. Периодизация естествознания.

5. Естествознание: эволюция и революции.

6. Естественнонаучная картина мира.

7. Классическое и неклассическое естествознание.

9. Особенности древнегреческой онтологии и эпистемологии.

10. Геоцентрическая система мира Птолемея.

11. Создание классической механики.

12. Пространство и время в физике Ньютона.

13. Атомизм: от античности до современности.

14. Учение об эфире: от Аристотеля до начала XX в.

15. Корпускулярная и волновая модели света.

16. Поле и вещество.

17. Особенности математики в Новое время.

18. Три закона движения Ньютона.

19. Понятие инерциальной системы отсчета и его роль в формировании классической механики.

20. Принцип относительности Галилея.

21.Основные идеи и понятия специальной теории относительности.

22. Основные идеи и понятия общей теории относительности.

23. Основные идеи и принципы квантовой механики.

24. Фундаментальные физические взаимодействия.

25. Атомно-молекулярная химия.

26. Виды элементарных частиц.

27. Особенности астрономии в XXв.

28.Теория Большого взрыва.

29. Открытия Э. Хаббла.

30. Модели Вселенной А. Фридмана.

31. Антропный принцип.

32. Эволюция звезд.

33. Теория эволюции: от концепции Ч. Дарвина до СТЭ.

34. Основные понятия и принципы генетики.

35. Микроэволюция и макроэволюция.

36. Особенности живых систем.

37. Характеристики организма.

38.Возникновение жизни на Земле.

39. Биосфера и ноосфера.

40. Антропосоциогенез.

41. Основные принципы когнитивистики.

42. Основные принципы кибернетики.

43. Понятия и принципы синергетики.

44. Генная инженерия и биотехнологии.

45. Особенности развития биологии в XX и до наших дней.

46. Открытые и закрытые системы.

47. Междисциплинарный синтез в XX в.

48. Биоэтика.

49. Принцип глобального эволюционизма.

50. Понятие экологического кризиса и возможности его преодоления.

Примерные темы эссе по курсу

  1. Границы научного познания.

  2. Идеалы научного описания: классика и современность.

  3. Роль абстракций и идеализаций в науке.

  4. Научная и религиозная картины мира: сравнительный анализ.

  5. Наука и паранаука.

  6. «Две культуры»: оппозиция или взаимодополнительность?

  7. Что такое научное объяснение?

  8. Личностное (неявное) знание.

  9. Этическое измерение науки.

  10. Фантастика и научный поиск.

  11. Научные картины мира.

  12. Роль интуиции в научном познании.

  13. Мир науки и мир искусства.

  14. Апории Зенона с точки зрения современной науки.

  15. Учение об эфире (от античности до наших дней).

  16. Социокультурный контекст становления классической механики.

  17. Учение об атоме в античности и Новое время.

  18. Учение о пространстве и времени в античности и Новое время.

  19. Античная и новоевропейская математика в онтологическом контексте: сравнительный анализ.

  20. Математизация движения у Галилея, Декарта и Ньютона.

  21. Онтология классической механики: абсолютное и относительное пространство.

  22. Теологические предпосылки физики Ньютона.

  23. Великие географические открытия и их роль в построении научной картины мира.

  24. Коперниканская революция.

  25. Учения об электричестве и магнетизме: от первых попыток теоретизирования до электромагнитной теории Максвелла.

  26. Детерминизм и статистический подход: сравнительный анализ.

  27. Классическая механика: триумф и упадок.

  28. Идеи развития Вселенной: от космогонии Канта-Лапласа до концепции расширяющейся Вселенной.

  29. Мысленный эксперимент как метод научного исследования.

  30. Детерминизм и вычислимость в классической динамике.

  31. Понятия причинности и детерминизма в современной науке.

  32. Случайность и детерминизм.

  33. Роль математики в современном естествознании.

  34. Неевклидовы геометрии: философское осмысление.

  35. Философское значение теории относительности.

  36. ОТО и философский релятивизм.

  37. Парадоксы квантовой механики.

  38. Типы взаимодействий в физике.

  39. Инерциальные системы отсчета в классической и современной физике.

  40. Энтропия в термодинамике и кинетической теории.

  41. Второе начало термодинамики и «тепловая смерть» Вселенной.

  42. Обратимость и необратимость физических процессов.

  43. Принцип неопределенности и его философская интерпретация.

  44. Проблема индукции.

  45. Физика и метафизика: противостояние или взаимная зависимость?

  46. Возможна ли Теория всего?

  47. Теория эволюции Ч. Дарвина: сильные и слабые стороны.

  48. Глобальный эволюционизм: место человека во Вселенной.

  49. Русский космизм в контексте постклассической науки.

  50. Необратимость и стрела времени.

  51. Хаос как фактор самоорганизации.

  52. Порядок и беспорядок в природе.

  53. Динамический хаос в сложных системах.

  54. Черные дыры.

  55. Загадки «темной» материи.

  56. Антропный принцип.

  57. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.

  58. Положение человека во Вселенной.

  59. Человек в научной картине мира.

  60. Антропологический поворот в естествознании.

  61. Субъект, наблюдатель, человек.

  62. Эволюция представлений о Вселенной.

  63. Формирование биологической картины мира.

  64. Жизнь с точки зрения физики.

  65. Зарождение жизни: основные концепции.

  66. Проблема антропосоциогенеза.

  67. Трансгуманизм и научный иммортализм.

  68. Проблемы биоэтики.

  69. Возможен ли искусственный интеллект?

  70. Релятивность и релятивизм.

  71. Абсолютное и относительное в классической и современной науке.

  72. Эксперимент и теория в естествознании.

  73. Роль естествознания в европейской цивилизации.

  74. Свободна ли наука от ценностных измерений?

  75. Сциентизм и антисциентизм.

  76. Может ли естествознание прийти к своему завершению?

  77. Взаимосвязь естествознания и техники.

  78. Сценарии большого взрыва.

  79. Возникновение жизни на Земле.

  80. Происхождение человека: спор различных концепций и подходов.

  81. Живое и неживое: сравнительный анализ.

  82. Жизнь как космическое явление.

  83. Место сознания в мире.

  84. Теория катастроф.

  85. Биосфера и ноосфера.

  86. Наука и социальная экспертиза.

  87. Генезис сознания и языка.

  88. Законы природы и чудесное.

  89. Загадки фракталов.

  90. Экологические кризисы: причины и последствия.

  91. Перспективы научно-технической эволюции человечества.

  92. Процессы глобализации научного познания.

  93. Научное прогнозирование.

  94. Телеологические представления в истории науки.

  95. Типы научной рациональности.

  96. Синергетика как новое миропонимание.

Интернет-ресурсы

  1. – Популярный сайт о фундаментальной науке. Научная библиотека. Новости науки. Научные конференции, лекции, олимпиады.

  2. /est/ – Концепции современного естествознания

  3. / – ИНТЕРНЕТ БИБЛИОТЕКА Московского Центра непрерывного математического образования. Книги в формате DjVu. Есть и книги по физике библиотечки "Квант"

  4. / – Для учителей физики
    / – Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

  5. / - Сайт для учащихся и преподавателей физики

  6. /communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com – Cообщество учителей физики

  7. /, /animations.html – Анимация физических процессов

  8. / – Наука и техника: электронная библиотека. Подборка научно-популярных публикаций

  9. /cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics – Российские федеральные тесты по механике

  10. /thermo/index.html – Тесты и задачи по термодинамике

  11. /ru – Интерактивный конвертер величин

  12. / – Оптика: образовательный сервер

  13. /phys – Интернет-место Физика

  14. – Астрономия и физика на ладони

  15. /freeph.htm – Бесплатные обучающие программы по физике

  16. / – Коллекция Российского общеобразовательного портала: естественнонаучные эксперименты

  17. /mkt/ – Львовский М.Б. Уроки по молекулярной физике

  18. /rub/7B.htm – Задачи по физике: задачник журнала "Квант"

  19. / – Ядерная физика в Интернете

  20. /materials/ssl/text/metodics/kapica.html - Физические задачи П.Л.Капицы

  21. / – Сайт учителей физики, обмен опытом работы

  22. /library/subcategory/38.html – Публичная Электронная Библиотека. Раздел "Физика"

  23. / – Астрофизический портал (Беларусь)

  24. – Авторский сайт преподавателя астрономии Шатовской Натальи Евгеньевны

  25. /communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com – Химоза (методическое объединение учителей химии)

  26. / – Мир химии

  27. http://school-sector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/index.html – Web-квест по химии

  28. – химическая видеотаблица Менделеева (английский интерфейс)

  29. – комплект электронных ресурсов по химии

  30. /communities.aspx?cat_no=13613&tmpl=com – Сообщество учителей биологии и экологии "БИО-ЭКО"

Автор программы:

ст. преподаватель кафедры Онтологии, логики

и теории познания

факультета Философии ГУ-ВШЭ В.В. Горбатов

vic-gorbatov@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс концепции современного естествознания высшее профессиональное образование специальности 030501. 65 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол от 27 января 2011 года протокол №5
  2. Учебно-методический комплекс для студентов экономического, юридического факультетов и факультета управления очной и заочной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Концепции современного естествознания» предназначен для студентов всех специальностей экономического, юридического факультетов и факультета управления ТГИМЭУП.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. Ф. 08. Для студентов заочной формы обучения для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Социология: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А. Г. Фомин; Кузбасский институт экономики и права. — Кемерово, 2006.
  4. Естествознания (1)

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания: учебно-методи­чес­кий комплекс по всем направлениям и специальностям / авт.-сост. И.В. Пуртова. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.
  5.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.

Другие похожие документы..