Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Среда запускается с помощью файла turbo.exe из каталога BIN, расположенного внутри каталога, в котором установлена среда Turbo Pascal 7.0. Управление...полностью>>
'Тематическое планирование'
Данное тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по литературе. Кроме того использовались прогр...полностью>>
'Документ'
К VI-VII векам относится завершающий этап выделения восточных славян из общего праславянского единства. На территории Восточноевропейской равнины, ра...полностью>>
'Документ'
– 70 руб. 40 см. – 85 руб. 50 см. – 100 руб. 0 см. – 1 0 руб. Стоимость работы по наращиванию 1 (одной) пряди волос – 40 рублей....полностью>>

Программа для поступающих в аспирантуру Уфа 2007

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Восточный институт

Экономики,

Гуманитарных наук,

Управления и права

ПЕДАГОГИКА

Программа для поступающих в аспирантуру

Уфа 2007

Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ВЭГУ

Педагогика: Программа для поступающих в аспирантуру / Сост.: М.И.Гарипов, А.А.Гарипова. – Уфа: Восточный университет, 2007. – 28 с.

Данная программа предназначена для поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Учебный материал программы охватывает все основные компоненты педагогической науки.

Рецензент – А.Ф. Амиров, д-р пед. наук, профессор

© Издательство «Восточный

университет», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Сверхзадача, выдвинутая обществом по повышению качества образования, формирование конкурентоспособного на мировом рынке труда рабочего, специалиста, необходимость создания конкурентоспособных технологий, достижение уровня мировых стандартов, нацеленность образования на будущее во многом по-новому ставят проблемы подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в сфере образования.

Сегодня в условиях стремительно меняющихся технологий и ис­ключительных требований общества к профессионализму необходим системный подход к проблеме повышения квалификации специалиста. В связи с этим изучение науки вообще и педагогики в частности должно строиться на признании важнейшего принципа современной образова­тельной парадигмы – принципа непрерывности образования. Неотъемле­мым компонентом непрерывного педагогического образования является послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторан­тура), ориентированное на научно-исследовательскую деятельность и подготовку научных кадров в области педагогики.

Предлагаемая программа отражает один из вариантов системы педагогической науки. Подготовка по данной программе обеспечит формирование четкого представления о современном состоянии системы образования и областей научного поиска в данной сфере, а также формирование у будущих аспирантов ряда способностей, таких как:

– способность выделять педагогические факты, явления, события и описывать их языком педагогической науки;

– способность использовать теоретические знания как основу и метод познания;

– способность находить и видеть проблемы для осуществления полезной научно-педагогической деятельности;

– способность комбинировать знания для более глубокого понимания проблем и обогащения профессиональных знаний.

Формирование этих способностей обеспечит установку на профессионально-личностное саморазвитие, на эффективную научно-исследо-вательскую деятельность в интересах образовательной сферы.

Готовность аспиранта к непрерывному образованию даст возможность осуществлять конструктивные изменения в профессиональной деятельности в соответствии с потреб­ностями общества, что в конечном итоге обеспечит подготовку специа­листа с новым типом мышления.

Учебный материал программы представлен разделами, охватываю-щими все основные компоненты педагогической науки. Каждый раздел, посвященный изучению отдельного блока, характеризуется целостностью и законченностью.

Первый и второй разделы посвящены осознанию будущим аспирантом сущности инновационного развития образования, приоритетного национального проекта Российской Федерации «Образование». Третий раздел направлен на формирование представления о сущности и роли педагогической деятельности в общественном развитии общества, о ее гуманитарном и творческом характере. Четвертый раздел включает в себя теоретические и методологи­ческие основы педагогики, раскрывает сущность педагогического про­цесса как целостного явления, а также особенности педагогического ис­следования. Пятый раздел посвящен теоретическим основам и техноло­гиям воспитания. Здесь с позиций системного и деятельностного подхо­дов раскрывается роль участников воспитательного процесса – воспи­танника, воспитателя и их взаимодействие. В шестом разделе отраже­ны основы процесса обучения, представлено понимание обучения как целостной педагогической системы. Седьмой раздел посвящен проблеме управления педагогическими системами. Восьмой раздел программы охватывает проблемы социальной и коррекционной педагогики. Девятый раздел посвящен педагогике межнациональных отношений; десятый раздел направлен на формирование представления о социологии образования. Одиннадцатый раздел описывает законодательную базу образования. Двенадцатый раздел раскрывает сущность педагогического менеджмента.

Расширенная программа для поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» предъявляет повышенные требования к знаниям теоретических основ не только дисциплины «Педагогика», но и ряда конкретных дисциплин, а также всей системы образования.

Это в свою очередь явится для будущего аспиранта основанием осознанного посвящения себя научной деятельности в обширном образовательном поле.

Раздел 1. Приоритетный национальный проект

Тема 1. Понятие о приоритетном национальном проекте РФ

«Образование». Объективная необходимость приоритетного

национального проекта Российской Федерации «Образование»

Основные направления национального проекта «Образование».

Тема 2. Инфраструктура инновационного образования

Государственная поддержка инновационного образования. Ожидаемые результаты приоритетного национального проекта Российской Федерации «Образование».

Тема 3. Реализация приоритетного национального проекта

Российской Федерации «Образование» в Республике Башкортостан

Система образования Республики Башкортостан. Республиканское составляющее проекта Российской Федерации «Образование» в Республике Башкортостан.

Раздел 2. Инновационное развитие образования

Тема 4. Качество образования как цель и задача системы образования

Понятие «качество образования». Рейтинговая форма оценки деятельности образовательного учреждения (на примере вузов).

Тема 5. Стратегические ориентиры образовательной

политики государства

Механизмы инновационного развития, экономическая мотивация субъектов образовательного процесса.

Разработка и введение технологии общеобразовательных учреждений и принципов формирования сети этих учреждений.

Тема 6. Создание системы всеобщего непрерывного
профессионального образования, соответствующей потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда

Объективная необходимость опережающего развития непрерывного профессионального образования. Обеспечение опережающего развития профессионального образования, интеграция его со школой и производством. Оптимизация высшего образования, его интеграция с наукой и производством. Развертывание разнообразных форм и структур дополнительного профессионального образования.

Тема 7. Перспективные условия эффективности образовательной

политики государства

Повышение статуса и профессионального уровня педагогических кадров. Переход от затратной экономики образования к экономике развития. Повышение эффективности управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Нормативно-правовое обес-печение инновационного развития образования.

Принципы образования. Приоритетные цели и задачи инновационного развития системы образования.

Тема 8. Дошкольное и общее образование

Образовательные и социальные функции дошкольного образования. Введение обязательного 11-летнего общего образования.

Раздел 3. Введение в педагогическую профессию

Тема 9. Общая характеристика педагогической профессии

Возникновение и становление педагогической профессии. Особен­ности педагогической профессии. Гуманистическая, творческая и со­циокультурная природа педагогической профессии. Гуманистическая и адаптивная функции воспитателя, его социальная роль. Воспитатель как субъект культуры, носитель общечеловеческих и педагогических ценно­стей. Перспективы развития педагогической профессии. Педагогическая специальность, специализация и квалификация.

Тема 10. Профессиональная деятельность и личность педагога

Сущность педагогической деятельности. Отличие профессиональ­ной педагогической деятельности от общепедагогической. Цель педаго­гической деятельности. Понятие педагогической задачи. Основные виды педагогической деятельности: воспитательная работа, преподавание. Общее и особенное каждого из видов деятельности. Структура педаго­гической деятельности. Функции педагогической деятельности. Компо­ненты педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогиче­ской деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма как теоретическая модель личности педагога. Личностные и профессиональные качества педагога, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Тема 11. Профессиональная компетентность

и педагогическое мастерство воспитателя

Понятие профессиональной компетентности педагога. Компетент­ность как единство теоретической и практической готовности к осуще­ствлению педагогической деятельности. Содержание теоретической го­товности педагога: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога: организаторские, коммуникативные, информационные, мобилизацион­ные, развивающие, ориентационные, перцептивные и прикладные умения. Профессиональная компетентность как основа формирования педагогического мастерства. Сущность и структура педагогического мастерства. Педагогическое мастерство как система. Общая культура педагога.

Гуманистическая направленность личности педагога. Профессиональные знания педагога, их особенности и уровни формирования (методологический, теоретический, методический, технологический). Педагогические способности. Педагогическая техника. Пути и способы формирования педагогического мастерства.

Раздел 4. Теоретико-методологические основы педагогики

Тема 12. Педагогика в системе наук о человеке

Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Быто­вое и научное представление о педагогике. Объект и предмет педагогиче­ской науки. Соотношение объекта и предмета педагогики. Функции педа­гогики: аналитическая, прогностическая и проективно-конструктивная. Педагогика как теоретическая и прикладная наука, ее комплексный ха­рактер. Образование как социальный феномен. Образование как педаго­гический процесс. Понятийный аппарат педагогики: воспитание, образо­вание, обучение, педагогический процесс, воспитательная система, со­держание образования, средства образования и т. д. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками: философией, психологией, биологией, антропологией, социоло­гией, политологией, экономическими науками и т. д.

Тема 13. Методология и методы педагогических исследований

Понятие методологии педагогики. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-педагогический и технологический. Философские основы педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, диалектический материализм. Общенаучный уровень методологии педагогики: системный и синергетический подходы. Конкретно-методологические основы педагогики: гуманистический, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический, информационный, рефлексивно-креатив-ный подходы. Сущность научного исследования. Виды педагогического исследования. Организация педагогического исследования. Методологический аппарат исследования: тема, актуальность, проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, защищаемые положения, теоретическая новизна и практическая значимость исследования. Этапы педагогического исследования: эмпирический, гипотетический, экспериментально-теоретический (или теоретический). Методы педагогического исследования. Теоретические и эмпирические методы. Метод наблюдения. Социологические методы исследования. Опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование. Терминологические методы. Библиографические методы. Социометрические методы. Методы тестирования. Методы изучения школьной документации. Математические и статистические методы. Анализ, синтез, ограничение, обобщение, классификация, индуктивные и дедуктивные методы педагогического исследования. Эксперимент. Виды и этапы педагогического эксперимента. Принципы и правила организации и проведения эксперимента. Надежность экспериментальных выводов. Педагогический мониторинг. Классификационный подход к сбору материала.

Тема 14. Аксиологические основы педагогики

Аксиологические основы методологии педагогики. Аксиологические принципы педагогики. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений. Понятие педагогических ценностей. Классификация педагогических ценностей. Социальные (общие), групповые и личностные педагогические ценности. Образование как общечеловеческая ценность.

Тема 15. Целостный педагогический процесс

Предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Сущность целостного педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды. Классификация принципов педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса. Педагогическая ситуация. Педагогическая задача как элемент педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса: педагог, воспитанник, цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, результат, оценка результата.

Тема 16. Цель и целеполагание в педагогике

Цель как предпосылка любого вида человеческой деятельности. Цель воспитания в педагогике. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Целеполагание. Проблема цели воспитания в педагогике. Цель всестороннего воспитания личности. Цели и задачи воспитания. Цель воспитания и мотивы профессиональной деятельности воспитателя. Педагогические цели и образовательные стандарты.

Тема 17. Содержание образования как важнейший фактор

развития личности

Содержание образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования. Материальная и формальная теории. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Личностно-ориентированный и знаниево-ориентированный подходы в формировании содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования: принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единства, принцип гуманитаризации, принцип фундаментализации. Содержание общего среднего образования. Государственный образовательный стандарт. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Учебный план: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы. Учебный предмет. Учебные программы: типовые, рабочие, авторские. Учебная литература.

Раздел 5. Теория и технология воспитания

Тема 18. Воспитание как общественное явление

и педагогический процесс

Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции. Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический характер. Воспитательная среда как условие развития и воспитания человека. Соотношение процессов социализации, образования, воспитания и развития. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Взаимодействия в воспитании, объект-субъектные отношения. Воспитание и воспитательный процесс. Основные функции воспитания. Воспитание как педагогическая система. Основные характеристики воспитательной системы: целостность, целенаправленность, непрерывность, последовательность, дискретность, полифункциональность, открытость, интегральность, саморазвиваемость, самоорганизуемость и др. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания. Природосообразность, культуросообразность, персонификация, дифференциация, гуманизация, гуманитаризация, демократизация воспитания как основные принципы современных воспитательных систем. Цель и задачи гуманистического воспитания. Понимание личности в гуманистической концепции воспитания. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Тенденции и принципы гуманистического воспитания.

Тема 19. Ребенок как цель, объект и результат процесса воспитания

Ребенок как предмет изучения педагогики. Характеристика природы ребенка, движущих сил его развития в различных философско-педа-гогических системах. Целостность и неделимость биологической, психической, духовной и деятельностной природы человека. Сущность ребенка как личности и субъекта образовательного процесса. Взаимосвязь категорий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект воспитания», «объект воспитания». Факторы развития личности. Воспитание как ведущий фактор развития личности. Активность ребенка, ее роль в развитии и формировании личности. Закономерности развития личности ребенка. Возрастные и другие особенности развития и воспитания ребенка. Развитие индивидуальности. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

Тема 20. Деятельность и общение – источники

и факторы развития личности воспитуемого

Деятельность как фактор воспитания и развития человека. Основ­ные характеристики деятельности. Системный анализ деятельности. Структурный и функциональный анализ деятельности. Индивидуальная и совместная деятельность. Деятельность и поведение, действия и по­ступки. Воспитательная роль общественно-полезной деятельности. Пе­дагогическая (воспитательная) деятельность, ее специфика. Отношения воспитуемого и воспитателя.

Общение, его сущность, структура, функции, виды, уровни и эта­пы. Средства общения при непосредственном взаимодействии собесед­ников. Воспитательные возможности общения, пути, условия и формы их реализации. Педагогическое общение, его специфика. Культура педа­гогического общения. Стиль педагогического общения. Способы овла­дения различными видами педагогического общения.

Воспитание как целенаправленная организация взрослыми обще­ственно-полезной деятельности и общения воспитанников. Деятельно-стный и личностно-деятельностный подходы в воспитательной работе.

Тема 21. Диагностика, прогнозирование и планирование

воспитательной работы

Сущность диагностики. Диагностика как составная часть воспитательной деятельности. Функции диагностики: информационная, оценочная, коррекционная. Психодиагностика и педагогическая диагностика. Виды диагностики: начальная, текущая, обобщающая. Значение педагогической диагностики для конкретизации задач, выбора средств и методов воспитания, оценки эффективности педагогического взаимо­действия на каждом из этапов педагогического процесса. Диагностиче­ские методики. Методы изучения уровня воспитанности личности и коллектива.

Прогнозирование педагогических явлений и процессов. Методы педагогического прогнозирования. Прогнозирование развития личности ребенка, коллектива. Диагностика и прогнозирование как основа целеполагания и планирования воспитательной работы.

Планирование в воспитательном процессе. Основные требования, предъявляемые к планированию воспитательной работы. Особенности планирования воспитательной работы. План воспитательной работы. Виды плана, их структура. Методика составления плана воспитательной работы. Перспективный план, тематический план, план-сетка. План-дневник воспитательной работы педагога. Опыт планирования воспита­тельной работы.

Тема 22. Система методов и средств воспитания

Понятие и сущность методов воспитания. Методы в структуре пе­дагогического процесса. Содержание и цели методов воспитания. Ха­рактеристика метода как способа реализации целей педагогического процесса и как способа целенаправленной организации совместной дея­тельности педагога и воспитанников. Соотношение методов и приемов воспитания. Разные подходы к классификации методов воспитания. Ме­тоды формирования сознания. Методы организации деятельности и об­щения. Методы мотивации и стимулирования деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Эффективное сочетание методов в педагоги­ческом процессе. Единство целей, содержания и методов воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Средства воспитания и их использование.

Тема 23. Формы организации воспитательной работы

Общая характеристика форм воспитательной работы. Многообразие форм воспитания и их классификации. Индивидуальные, групповые, фронтальные и смешанные формы воспитательной работы. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Требования к выбору форм воспитательной работы с учащимися. Основные действия педагога при организации воспитательных мероприятий. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Методика отдельных форм организации воспитания (классный час, беседа, диспут, игра, читательская конференция, собрание, устный журнал, кружки, научные общества, технические и гуманитарные центры, клубы, театры, творческие мастерские, детские центры). Тенденции развития современных форм воспитательной работы.

Тема 24. Контроль и коррекция воспитательной работы

Контроль и коррекция в структуре воспитательного процесса. Виды контроля воспитательной работы: предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля воспитательной деятельности. Основные направления контроля в воспитательной работе. Информация и ее роль в осуществлении контроля воспитательной работы, сбор, хранение и обработка информации. Сочетание контроля воспитателя с самоконтролем и взаимоконтролем воспитанников. Критерий эффективности воспитательной работы. Понятие уровня воспитанности. Определение уровня воспитанности личности и классного коллектива. Методы изучения уровня воспитанности.

Управление процессом воспитания. Координация воспитательных усилий школы, семьи и общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 14 «Теория государства и права»

    Программа для подготовки
    Программа предназначена для поступающих в аспирантуру федерального государственного образовательного бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации» по специальности 12.
  2. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности: «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» (120001)

    Программа
    Программа вступительного экзамена по специальности: «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» (12 1) / Сост.: Н.И. Дорохов – М.
  3. Программа-минимум Вступительный экзамен по специальности 08. 00. 05 Утверждаю

    Программа-минимум
    Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантуры), утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
  4. Для абитуриентов и студентов

    Справочник
    национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности “.
  5. Программа подготовки аспирантов по специальности 07. 00. 02 «Отечественная история» по историческим наукам Уфа

    Программа
    Отечественная история : программа подготовки аспирантов по спе­циальности 07.00.02 – «Отечественная история» по историческим нау­кам / сост.: Г.В. Мордвинцев, С.

Другие похожие документы..